РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ
I Планируемые результаты изучения учебного предмета
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
5. Формирование эстетических чувств.
6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть
положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
2. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла. (Курс литературного чтения вводится сразу после завершения обучения грамоте, которое продолжается 23 учебные недели.)
6. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
7. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Обучающиеся должны знать:
все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).
Обучающиеся должны уметь:
вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;
знать способы их буквенного обозначения;
определять место ударения в слове;
вычленять слова из предложений;
употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.
Навык чтения.
I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.
II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.
II Содержание начального общего образования по учебному предмету
Обучение грамоте (азбука)
Часть 1. Давайте, знакомиться! – 20 ч
Часть 2. Страна АБВГДейка – 72 ч
Обучение грамоте (письмо)
Пропись 1. «Рисуй, думай, рассказывай» - 25 ч
Пропись 2. «Мой алфавит» - 39 ч
Пропись 3. «Мой алфавит» - 41 ч
Пропись 4. «Пишу красиво» - 14 ч
Виды речевой деятельности.
Слушание. Осознание цели, ситуации и результата устного общения с помощью наглядно-образных моделей. Адекватное восприятие звучащей речи. Восприятие на слух информации, содержащейся в предлагаемом тексте,определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Развитие умения слушать речь собеседника (анализировать её, поддерживать диалог репликами, задавать вопросы). Наблюдение за ролью слова, жестов,мимики, интонации в устном общении людей.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Умение отчётливо произносить слова, чётко артикулируя их. Практическое овладение диалогической формой речи.
Овладение умениями начать, поддержать и закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Усвоение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных рисунков, серий рисунков, просмотренного фрагмента видео-записи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно-символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков. Понимание фонемных противопоставлений: твёрдых и мягких фонем, знаково-символическое их обозначение. Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места ударения в слове, различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы ъ, ь, не обозначающие звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я; их двойная роль (в зависимости от места в слове). Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью букв и, е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ и ь как разделительных знаков.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Значение алфавита. Сравнение алфавитного письма (обозначение звуков буквами) и письма с помощью рисунков, символов (пиктография). Понимание ценности современного письма.
III Тематическое планирование по обучению грамоте и письму УМК «Перспектива».
1 класс азбука – 92 часа (4 часа в неделю), письмо -119 часов (5 ч в неделю)
№ уроков | Тема уроков | Дата | № уроков | Тема уроков | Дата |
план | факт | план | факт |
Подготовительный период (45 ч.) |
Чтение (20 ч.) Введение в мир общения | Письмо (25 ч.) Подготовка к письму. Развитие фонематического слуха |
Азбука. «Давайте знакомиться» | | | | Рабочая тетрадь «Рисуй. Думай. Рассказывай» | |
| | | | 1 | «Новые друзья». Дорога в школу. | 01.09 | |
1 | Давайте знакомиться. Мир общения. | 02.09 | | 2 | «Что в центре круга?» | 02.09 | |
2 | Мы теперь ученики. Книжки- мои друзья. | 03.09 | | 3 | «Сравни». Большие и маленькие. | 03.09 | |
| | | | 4 | Каких цветов больше? Направление. Найди короткий путь. | 04.09 | |
3 | Роль слова в устном речевом общении. | 07.09 | | 5 | Чем похожи? Где чей домик? | 07.09 | |
4 | Слово в общении. Важно не только что сказать, но и как сказать. | 08.09 | | 6 | «Найди пару». «Лото». | 08.09 | |
5 | Помощники в общении: жесты, мимика, интонация | 9.09 | | 7 | У речки. Сколько? Столько | 9.09 | |
6 | Помощники в общении: жесты, мимика, интонация | 10.09 | | 8 | «Целое и часть» (анализ графической формы). | 10.09 | |
| | | | 9 | Часть и целое. Целое из частей. | 11.09 | |
7 | Как понять животных? | 14.09 | | 10 | «Головоломки». Овал. Элементы печатных букв а, б. | 14.09 | |
8 | Разговаривают ли предметы? | 15.09 | | 11 | В квартире. Элементы печатных букв в,г | 15.09 | |
9 | Предыстория письменной речи. Путешествие по городу. | 16.09 | | 12 | «Сравни дома». Письмо элементов печатных букв д,е. | 16.09 | |
10 | В цветочном городе. Знаки охраны природы. | 17.09 | | 13 | В походе. На отдыхе. Элементы печатных букв ж,з. | 17.09 | |
| | | | 14 | «На коньках». «Контуры и силуэты». Элементы печатных букв и, к. | 18.09 | |
11 | Как найти дорогу? Дорожные знаки. | 21.09 | | 15 | На волнах. Морские путешествия. Элементы печатных букв л,м. | 21.09 | |
12 | Оформление сообщений с помощью схем. Удивительная встреча. Звездное небо. | 22.09 | | 16 | На лугу. Элементы печатных букв н, о. | 22.09 | |
13 | Мир полон звуков. Звуки в природе. | 23,09 | | 17 | «Под грибом». «Сравни и подумай». Письмо элементов печатных буквп, р. | 23.09 | |
14 | Как звучат слова? | 24.09 | | 18 | «Мы – спортсмены». Письмо элементов печатных буквс,т. | 24.09 | |
| | | | 19 | Кто построил домики? Элементы печатных букв у,ф. | 25.09 | |
15 | Гласные и согласные звуки. | 28.09 | | 20 | Рассмотри и расскажи. Элементы печатных букв х,ц. | 28.09 | |
16 | Твердые и мягкие согласные. | 29.09 | | 21 | Распиши посуду. Наличники. Элементы печатных букв ч,ш. | 29.09 | |
17 | Звучание и значение слова. | 30.09 | | 22 | Расшитые полотенца. Письмо элементов письменных букв щ,ь,ы,ъ. | 30.09 | |
18 | Слова и слоги. Ударение в слове. | 01.10 | | 23 | Прогулка в парк. Элементы печатных букв э,ю,я. | 01.10 | |
| | | | 24 | Подумай и сравни. Элементы письменных букв. | 02.10 | |
19 | Слово и предложение. Повторение – мать учения. | 05.10 | | 25 | На велосипедах. Письмо элементов письменных букв. | 05.10 | |
| Букварный период (144 ч.) |
Чтение (64 ч.) | Письмо (80 ч.) | |
Азбука, часть 1. «Страна АБВГДейка» | | Прописи «Мой алфавит», часть 1 | |
20 | Звук [а] | 06.10 | | 26 | Буква А,а | 06.10 | |
21 | Звук [о] | 07.10 | | 27 | Буква О о | 07.10 | |
22 | Звук [у] | 08.10 | | 28 | Строчная буква у | 08.10 | |
| | | | 29 | Заглавные буква У | 09.10 | |
23 | Закрепление изученного о гласных звуках. | 12.10 | | 30 | Проверочная работа | 12.10 | |
24 | Звуки [и] | 13.10 | | 31 | Буквы И и | 13.10 | |
25 | Звуки [ы] | 14.10 | | 32 | Буква ы | 14.10 | |
26 | Звук [э] | 15.10 | | 33 | Строчная буква э | 15.10 | |
27 | | | | 34 | Заглавная буква Э | 16.10 | |
28 | Закрепление изученного о гласных звуках. | 19.10 | | 35 | Повторение изученных букв. | 19.10 | |
29 | «Узелки на память». | 20.10 | | 36 | Буквенная мозаика | 20.10 | |
30 | «Узелки на память». | 21.10 | | 37 | Пиши, да не спеши | 21.10 | |
31 | Закрепление изученного | 22.10 | | 38 | Закрепление изученного | 22.10 | |
| | | | 39 | Закрепление изученного | 23.10 | |
32 | Закрепление изученного | 26.10 | | 40 | Проверочная работа | 26.10 | |
33 | Звуки [м – м’] | 27.10 | | 41 | Буква М м. | 27.10 | |
34 | Звуки [с – с’] | 28.10 | | 42 | Буква С с . | 28.10 | |
35 | Звуки [н – н’] | 29.10 | | 43 | Буква Н н. Чтение слов и предложений. | 29.10 | |
| | | | 44 | Закрепление изученного | 30.10 | |
36 | Звуки [л – л’] | 9.11 | | 45 | Буква Лл. | 9.11 | |
37 | Чтение предложений и текстов. Игры со словами. | 10.11 | | 46 | Закрепление изученного | 10.11 | |
38 | Звуки [т – т’] | 11.11 | | 47 | Буква Т т строчная и заглавная. | 11.11 | |
39 | Звуки [к – к’], буква Кк. | 12.11 | | 48 | Буква К к | 12.11 | |
| | | | 49 | Загадки слов | 13.11 | |
40 | Чтение слов и текстов с изученными буквами. | 16.11 | | 50 | Закрепление изученного | 16.11 | |
41 | «Узелки на память». | 17.11 | | 51 | Буквенная мозаика. Пиши, да не спеши. | 17.11 | |
42 | Звуки [р – р’] | 18.11 | | 52 | Буквы Рр, | 18.11 | |
43 | Звуки [в – в’] | 19.11 | | 53 | Буквы В,в | 19.11 | |
| | | | 54 | Повторение. Буквенная мозаика. | 20.11 | |
44 | Звуки [п – п’] | 23.11 | | 55 | Буква Пп. | 23.11 | |
45 | Звуки [г – г’], | 24.11 | | 56 | Буквы Гг. | 24.11 | |
46 | Сравнение звуков [г] и [к]. | 25.11 | | 57 | Закрепление изученных букв | 25.11 | |
47 | Упражнение в чтении. Игры со словами. | 26.11 | | 58 | Закрепление изученного | 26.11 | |
| | | | 59 | Закрепление изученного | 27.11 | |
48 | Буквы е в начале слова и после гласных. | 30.11 | | 60 | Буквы Е,е | 30.11 | |
49 | Буквы ё в начале слова и после гласных. | 01.12 | | 61 | Буквы Е, ё | 01.12 | |
50 | Буквы е, ё как показатель мягкости предшествующего согласного звука. | 02.12 | | 62 | Письмо слов с буквами е,е | 02.12 | |
51 | Упражнение в чтении букв Ее, Ёё. «Узелки на память». | 03.12 | | 63 | Закрепление изученного | 03.12 | |
| | | | 64 | Закрепление изученного | 04.12 | |
Азбука, часть 2. Страна АБВГДейка | |
52 | Звуки [б – б’]. Сравнение звуков [б] и [п]. | 07.12 | | 65 | Звуки [б – б‘], буква Бб строчная и заглавная. Сравнение звуков [б – п]. | 07.12 | |
53 | Звуки [з – з’], буква Зз. Сравнение звуков [з] и [с]. | 08.12 | | 66 | Буквы З з. | 08.12 | |
54 | Закрепление парных по глухости и звонкости. | 09.12 | | 67 | Правописание слов с парными по глухости и звонкости. | 09.12 | |
55 | «Повторение – мать учения». | 10.12 | | 68 | Правописание слов с парными по глухости и звонкости. | 10.12 | |
| | | | 69 | «Узелки на память». | 11.12 | |
56 | Звуки [д – д’] | 14.12 | | 70 | Буквы Д, д. Правописание по звонкости и глухости. | 14.12 | |
57 | Звук [ж]. Правописание слов с буквосочетанием жи. | 15.12 | | 71 | Строчная буква ж. | 15.12 | |
58 | Мои первые книжки. Закрепление изученного. | 16.12 | | 72 | Заглавная буква Ж | 16.12 | |
59 | Загадки слов. Веселые картинки | 17.12 | | 73 | Правописание слов с буквосочетанием жи. | 17.12 | |
| | | | 74 | Закрепление изученного | 18.12 | |
60 | «Узелки на память».Упражнения в чтении и рассказывании. | 21.12 | | 75 | Буквенная мозаика | 21.12 | |
61 | Буква Я я в начале слова и после гласных. | 22.12 | | 76 | Буква Я в начале слова и после гласных. | 22.12 | |
62 | Игра в слова. Повторение. | 23.12 | | 77 | Закрепление изученного | 23.12 | |
63 | Звуки [х – х’] | 24.12 | | 78 | Строчная буква х | 24.12 | |
| | | | 79 | Заглавная буква Х | 25.12 | |
64 | Знакомство с буквой «ь». | 28.12 | | 80 | Буква Ь – показатель мягкости согласных. | 28.12 | |
65 | Звук и буква Й й. | | | 81 | Буква Й й заглавная и строчная. | | |
66 | Буква Ю ю в начале слова и после гласных. | | | 82 | Буквы Ю ю в начале слова и после гласных. | | |
67 | Буква «ю» после согласных, как указатель мягкости звуков. | | | 83 | Буква ю после согласных как указатель мягкости этих звуков. | | |
| | | | 84 | Буквенная мозаика. Проверка знаний | | |
68 | «Узелки на память». | | | 85 | Закрепление изученного | | |
69 | Звук [ш], буква Ш ш. | | | 86 | Буква Ш ш для звука [ш]. Слоги жи—ши. | | |
70 | Звук [ч’], буква Ч ч. | | | 87 | Буква Ч ч для звука [ч]. | | |
71 | Звук [щ’], буква Щ щ. | | | 88 | Буква Щ щ для звука [щ]. | | |
| | | | 89 | Упражнения в правописании слов с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу | | |
72 | Как хлеб пекут? | | | 90 | Закрепление изученного | | |
73 | Звук [ц], буква Ц ц. | | | 91 | Буква Ц ц для звука [ц]. | | |
74 | Звуки [ф] и [ф’], буква Ф ф. | | | 92 | Буква Ф ф для звуков [ф – ф‘]. | | |
75 | Разделительные «ь» и «ъ» знаки. | | | 93 | Разделительные Ъ и Ь. Правописание слов с ъ и ь | | |
| | | | 94 | Закрепление изученного | | |
76 | «Узелки на память». | | | 95 | Закрепление изученного | | |
77 | Повторение-мать учения | | | 96 | Буквенная мозаика. Проверка знаний. | | |
78 | Старинные азбуки и буквари. | | | 97 | Отработка написания элементов букв | | |
79 | По страницам старинных азбук | | | 98 | Отработка написания элементов букв | | |
| | | | 99 | Отработка написания элементов букв | | |
80 | Читаем сами. Народная пословица | | | 100 | Отработка написания элементов букв | | |
81 | Обращение Л.Н.Толстого к учащимся Яснополянской школы | | | 101 | Отработка написания элементов букв | | |
82 | Проверка читательских умений | | | 102 | Отработка написания элементов букв | | |
83 | Упражнения в чтении | | | 103 | Отработка написания элементов букв | | |
| | | | 104 | Отработка написания элементов букв | | |
84 | Упражнения в чтении | | | 105 | Отработка написания элементов букв | | |
| Послебукварный период (22 ч) |
Чтение (8 ч) Азбука. «Про всё на свете», «Читалочка» | Письмо (14 ч) Пропись «Пиши красиво» |
85 | «Про всё на свете». | | | 106 | Отработка написания элементов букв | | |
86 | С чего начинается общение? | | | 107 | Отработка написания элементов букв | | |
87 | Умеет ли разговаривать природа? | | | 108 | Отработка написания элементов букв | | |
| | | | 109 | Отработка написания элементов букв | | |
88 | Что, где, когда и почему? Удивительное рядом. | | | 110 | Отработка написания элементов букв | | |
89 | Чтобы представить слово. Об одном и том же по-разному. | | | 111 | Отработка написания элементов букв | | |
90 | Книга природы. Сравни и подумай | | | 112 | Отработка написания элементов букв. Правописание имен собственных | | |
91 | Большие и маленькие секреты. Волшебство слова. | | | 113 | Отработка написания элементов букв | | |
| | | | 114 | Отработка написания элементов букв | | |
92 | Семейное чтение | | | 115 | Упражнения в написании букв | | |
| | | | 116 | Упражнения в написании букв | | |
| | | | 117 | Правописание слов с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши. | | |
| | | | 118 | Правописание букв с Ъ. | | |
| | | | 119 | Проверочная работа | | |
| Итого-92 часа | | | | Итого-119 часов | | |