ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУЗОВАТОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Рабочая ПРОГРАММа учебной дисциплины
ОГСЭ.06 «Православная культура»
по специальности 35.02.06 Технология производства и переработки с/х продукции
Кузоватово
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 35.02.06 «Технология производства и переработки с/х продукции»(приказ Министерства образования и науки № 455 от 7 мая 2014 г.).
Рассмотрено: На заседании ЦК Протокол № 8 от 08.04.2019 г. | УТВЕРЖДАЮ: Зам.директора поУР ОГБПОУ «КТТ» _______________ М.Н.Терентьев «__» ________ 2019 г. |
Автор -разработчик:
Панина Ирина Владимировна - преподаватель ОГБПОУ «КТТ»
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации программы учебной дисциплины | 11 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 13 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Православная культура
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.06. Технология производства и переработки с/х продукции
Программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональном образовании.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
сопоставлять стили христианского храмостроения, выделять их общие и отличительные признаки ;
объяснять символическое значение различных форм христианских храмов и их внутреннее устройство;
объяснить значение термина «богословие»;
раскрыть характерные черты воинствующих религий;
выделить основные мировые религии;
объяснить значения колокольных звонов ;
организовывать рабочее место; передавать информацию устно и письменно;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
историю возникновения христианских храмов;
стили христианских храмов;
внутреннее устройство православного храма;
Символ Веры, основные заповеди и богослужения;
- обычаи и обряды Русской Православной Церкви ;
- правила поведения в православном храме;
- христианскую цивилизацию;
- основные понятия в православной культуре;
- новые религиозные течения века ;
- древнерусскую и русскую литературу;
- православные праздники;
- основные таинства Православной Церкви;
- значение термина « богословие».
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся 36 часов, из них практических занятий 18 часов
самостоятельной работы обучающихся 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
практические занятия | 18 |
контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Православная культура»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала | Объем часов | ОК, ПК |
Раздел 1. Введение. Святость земли Русской. | Содержание учебного материала | 4 | |
Должен знать: - предмет «Православная культура» как направление христианства - основные задачи, цели предмета 1.Задачи, цели предмета «Православная культура». Общее понятие о православной культуре. Основные понятия «Православной культуры». Общее понятие в православии. 2.Понятие святости в русской православной культуре. | 2 | ОК 01, 04,05 |
Должен знать: - о важности принятия христианства в культурной, социально- экономической и политической жизни Руси -значение реформ патриарха Никона в православной церкви Должен уметь: -использовать знания о православной культуре в решение актуальных проблем в современной жизни -пользоваться источниками, позволяющими изучить основы православной культуры - владеть методом сравнительного анализа с дохристианскими религиями 1.Роль Православия в жизни российского общества. 2. Истоки и традиции православного вероучения. Крещение Руси. | 2 | ОК 04,05 |
Практическая работа № 1 Предпосылки возникновения христианства как религии | 2 | ОК 01,05,04 |
Раздел 2. Монашество – высшее проявление христианства. | Содержание учебного материала | 2 | |
Должен знать: -Аскетизм, как принцип воздержания -Роль монахов в становлении христианства Должен уметь: -строить отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе принципов веротерпимости, уважения прав человека на мировоззренческие и культурные особенности с учетом общепринятых в России нравственных ценностей, норм поведения 1.Устав монашеской жизни. 2.Просветительская деятельность монастырей. 3.История миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» | 2 | ОК 04,05,07 |
Практическая работа №.2 Основные направления миссионерской деятельности РПЦ в современных условиях. | 2 | ОК 05,07,08,09 |
Раздел 3. Русская Православная Церковь и другие христианские течения | Содержание учебного материала | 2 | |
Должен знать: - как возникло православие, протестантизм -особенности православного вероучения -причины возникновения протестантизма -основные направления протестантизма Должен уметь: -различать разновидности христианства - анализировать общность и специфику основных направлений христианства 1.Православие и Римская Католическая Церковь 2.Православие и протестантство | 2 | ОК 01,02,03,05 |
Практическая работа № 3 Борьба Русской Православной Церкви с культовыми новообразованиями | 2 | ОК 05,07,08,09 |
Самостоятельная работа обучающихся -систематическая проработка конспектов занятий, учебной, дополнительной православной и справочной литературы; - подготовка рефератов; | 6 | ОК 08,09 |
Раздел 4. Иконы, как неотъемлемая часть православной культуры | Содержание учебного материала | 6 | |
Должен знать: -причины возникновения икон в христианстве -о роли иконоборчества в истории христианства Должен уметь: - владеть знаниями об иконах ,как обязательной части православия и умело их использовать в познавательской и практической деятельности 1.История возникновения икон в христианстве. Иконоборчество. | 2 | ОК 02,03,05,07,09 |
Практическая работа № 4 Содержательное отличие иконы от картины | 2 | ОК 02,03,05,07 |
Должен знать: - специфику православных культур от католических - отличие икон от картин Должен уметь: владеть знаниями об иконах ,как обязательной части православия и умело их использовать в познавательной и практической деятельности | 2 | ОК 02,03,04,05,06 |
Практическая работа №5 Вклад Андрея Рублева в историю русской духовной культуры | 2 | ОК 07,08,09 |
Должен знать: - о мироточении икон - значение икон в русской культуре Должен уметь: - соотносить нравственные формы поведения с нормами православной нравственной культуры, традиции; - излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, российского общества; 1.Чудотворные иконы. 2.Место иконы в русской культуре | 2 | ОК 03,04,05, 07,08 |
Практическая работа № 6 Образ Богородицы в работе известных художников эпохи возрождения | 4 | ОК 02,03,05,08 |
Самостоятельная работа обучающихся: - систематическая проработка конспектов занятий, учебной, дополнительной православной и справочной литературы; - подготовка рефератов; - подготовка компьютерных презентаций. | 6 | ОК 05,07,08 |
Раздел 5. История христианского храма | Содержание учебного материала | 4 | |
Должен знать: -причины возникновения церквей в христианстве - особенности строительства византийских храмов - специфику архитектуры православного храма - основные типы православных церквей Должен уметь: - анализировать христианское храмовое наследие - характеризовать значение церквей в православной культуре 1.Из истории возникновения христианских храмов 2.Происхождение внешнего вида христианского храма 3.Стили христианского храмостроения | 2 | ОК 02,04,05,07, 08,09 |
Практическая работа № 7 Внутреннее устройство православного храма | 2 | ОК 02,07,08 |
Должен знать: - нормы поведения в православном храме -композицию иконостаса в православной культуре -роль колокольного звона и песнопений в православной церкви Должен уметь: -владеть основными знаниями духовного значения церквей в христианстве, чтобы использовать в научных изысканиях и в этических целях. 4.Правила поведения в православном храме 5.Основные таинства Православной Церкви | 2 | ОК 02,03,04, 06,07,08,09 |
Практическая работа № 8 Обычаи и обряды Русской Православной Церкви | 2 | ОК 07,08,09 |
Самостоятельная работа обучающихся: - систематическая проработка конспектов занятий, учебной, дополнительной православной и справочной литературы; - подготовка рефератов. | 6 | ОК 08,02 |
| Зачет | 1 | ОК 01,02,03 04,05,06,07 08,09 |
Всего | Часов | 36 | |
Самостоятельная работа | 18 | |
Итого | | 54 | |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся - 25;
рабочее место преподавателя - 1;
учебные наглядные пособия по дисциплине - 1
Технические средства обучения:
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. А.В. Бородина. Основы православной культуры. 2017. 256 с.
2. В.Д. Скоробогатов. Православная культура. ИНФОФОНД, 2018. 260 с.
Дополнительные источники:
1. А.В. Бородина. Основы православной культуры. 6 раздел: Пособие для учителей. - М.: ОПК, 2017. - 264 с.
А.В. Бородина. Основы православной культуры. : Пособие для учителей. - М.: ОПК, 2017. - 176 с.
А.В. Бородина. Основы православной культуры. Организация курса: Лекции. - М.: ОПК, 2017. - 288 с.
А.В. Бородина. История религиозной культуры. Программа учебного курса. - М.: Православная педагогика, 2018. - 264 с.
А.В. Бородина. Основы православной культуры. Учебник для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М.: ИД "Покров", 2018. - 256 с.: ил.
Евангелие детства. Беседы отца с детьми о Святой Земле, богослужении православной церкви, церковном пении и музыке. - М.: Благовест, 1999. - 251 с.
В.Б. Егоров. Современная наука и предание Церкви в школьном образовании: Поиск взаимосвязи. - Обнинск, 2018. - 240 с.
С.Ф. Иванова. Введение в храм Слова. Книга для чтения с детьми в школе и дома. - М.: Школа-пресс, 1994. - 272 с.: ил.
Ф.Н. Козырев. Религиозное образование в светской школе. Теория и международный опыт в отечетвенной перспективе. - СПб.: Апостольский город, 2016. - 636 с.
И.В. Кошмина. Основы русской православной культуры: учебное пособие. - М.: Владос, 2018. - 160 с.: ил.
Интернет ресурсы
mon.gov.ru ,
www.patriarchia.,
blagovest.bel.ru,
www.beluno.ru www.ipkps.bsu.edu.ru www.bpdsmn.orthodoxy.ru kuraev.ru www.pravoslavie.ru -
eleon.orthodox.ru ,
ni-ka.com.ua, www.manna-lib.com,
dimulik2009.narod2.ru svn.wen.ru, www.slavoslovie.ru
e-c-r.pravoverie.ru www.obibl.com,
skrigal.orthodox.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
умения: | |
сопоставлять стили христианского храмостроения, выделять их общие и отличительные признаки ; | тестирование защита реферата |
объяснять символическое значение различных форм христианских храмов; | тестирование оценка результатов выполнения самостоятельной работы |
объяснить значение термина «богословие»; | тестирование контрольная работа защита реферата |
раскрыть характерные воинствующих религий; | тестирование оценка результатов выполнения самостоятельной работы |
выделить основные мировые религии ; | тестирование оценка результатов выполнения самостоятельной работы |
знания: | |
основных понятий православной культуры; | фронтальный и индивидуальный опрос контрольная работа |
историю возникновения христианских храмо; | устная проверка оценка результатов выполнения самостоятельной работы |
стили христианского храмостроения; | тестирование оценка результатов выполнения самостоятельной работы |
внутреннее устройства православного храма; | тестирование защита реферата |
Символ Веры, основные заповеди и богослужения. | фронтальный и индивидуальный опрос |
обычаи и обряды Русской Православной Церкви. | тестирование защита реферата |