ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы НОО, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы, авторской программы А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой.
В работе используется УМК «Перспектива»:
- А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Окружающий мир.1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. Ч.1. – М.: Просвещение, 2017.
- А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Окружающий мир.1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. Ч.2. – М.: Просвещение, 2017.
- А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь.1 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 частях. Ч.1. – М.: Просвещение, 2017.
- А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь.1 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 частях. Ч.2. – М.: Просвещение, 2017.
Цель и задачи изучения курса учебного предмета
Цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основной задачей реализации содержания предмета «Окружающий мир» является формирование у ребёнка:
уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом гимназии рабочая программа по «Окружающему миру» в 1 классе составлена из расчета 2 часа в неделю, 66 часов в год (33 недели). В связи с праздничными днями, выпадающими на учебные дни, возможно сокращение количества часов за счёт уплотнения программного материала.
Национально-региональный компонент
Одна из задач национально-регионального компонента содержания образования заключается в воспитании нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою “малую Родину”.
Цель: формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде.
Задачи первого года обучения:
- познание обучающимися своего края в прошлом и настоящем;
- приобщение обучающихся к красоте, воспитание желания беречь и приумножать красивое вокруг себя.
С первого класса обучающиеся получают элементарное представление о своей семье, своем крае, его природе и жизни людей. Основной целью работы по ознакомлению школьников с родным краем, является воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, где он живет. Помогают в ознакомлении школьников с родным краем такие формы работы, как создание панно «Моя Бурятия», фоторепортажи, просмотр видеоматериалов о Бурятии, беседы об известных людях республики и города, чтение литературы о традициях и обычаях народов, проживающих в Бурятии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;
умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
ценностные представления о своей семье и своей малой Родине; общее и первичное представление о ценностях многонационального российского общества;
эмоционально-положительное отношение к внутреннему смыслу государственной символики России;
целостный взгляд на окружающий мир через последовательное практическое знакомство с формулой «окружающий мир – это природа, культура и люди», раскрытой в последовательно расширяющихся сферах (школа, дом, город, страна);
представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России;
представление о навыках адаптации в мире через осознание взаимной связи людей в разных социальных сферах жизни (в школе, дома, городе, стране);
положительное отношение к школе, учебной деятельности;
представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира - ежедневно быть готовым к уроку), готовность бережно относиться к школьным принадлежностям - учебнику, рабочей тетради и пр.;
первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы, культуры, произведений устного народного творчества, традиционного костюма и пр.;
этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия обучающихся при выполнении совместных заданий;
этические чувства на основе знакомства с культурой народов России;
потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей, правилами работы в паре, группе, со взрослыми;
освоение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
установка на безопасный, здоровый образ жизни через осознанное соблюдение правил безопасности, соблюдение распорядка дня.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные знания и умения;
планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске.
Познавательные
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде элементарных таблиц или простых схем;
анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
располагать культурные события и явления на шкале относительного времени «раньше – теперь».
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в диалог с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения с помощью взрослых по теме проекта.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
различать природу и культуру;
различать живую и неживую природу;
отличать человека от других живых существ и понимать его особое место в окружающем мире;
различать некоторые внешние признаки в облике людей разного возраста;
соотносить внешние признаки в облике человека и особенности его внутреннего мира, характера, настроения;
называть и выделять три составные части окружающего мира, которыми являются природа, культура и люди;
распознавать и называть комнатные растения;
ухаживать за комнатными растениями на основе практической деятельности;
различать деревья, кустарники, травянистые растения;
устанавливать связь живой и неживой природы, природы, культуры и деятельности человека;
называть наиболее распространенные растения Бурятии;
различать культурные и дикорастущие растения;
различать лиственные и хвойные деревья;
называть некоторые растения ботанического сада, животных зоопарка;
называть фрукты, овощи, ягоды;
отличать животных от растений;
распознавать наиболее распространенные виды аквариумных рыбок;
перечислять группы животных и их существенные признаки;
различать домашних и диких животных;
приводить примеры растений и животных из Красной книги России и Красной книги Бурятии;
называть, сравнивать и следовать правилам поведения в старинных заповедных местах и современных заповедниках;
приводить примеры развивающих игр, в том числе - игр народов Бурятии;
ухаживать за домашними животными - собаками, кошками;
называть бытовые приборы и опасности, связанные с ними;
правильно называть родной город; иметь первичные представления о его историческом прошлом;
определять ближайшие родственные связи в семье;
работать с семейным архивом как с одной из основных ценностей семьи;
находить пословицы о семье, отце, матери, в том числе, в творчестве народов Бурятии;
перечислять известные профессии и соотносить их с необходимыми для каждой из них качествами и способностями человека;
узнавать государственную символику Российской Федерации;
определять достопримечательности своего региона;
находить место России на земном шаре.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Мы и наш мир
Что такое окружающий мир. Природа. Неживая и живая природа. Культура. Природа в творчестве человека. Мы - люди. Как мы общаемся с миром. Люди - творцы культуры.
Наш класс в школе
Наш класс в школе. Мы - дружный класс. Учитель - наставник и друг. Природа в классе. Как ухаживать за комнатными растениями. Что растет у школы. Мир за стеклянным берегом. Кто еще у нас живет? Какие бывают животные. Делу - время. Книга - наставник и друг. Потехе — час.
Наш дом и семья
Мы в семье. Моя семья — часть моего народа. Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Красивые камни в нашем доме. Комнатные растения у нас дома.
Выйдем в сад. Овощи и фрукты на нашем столе. Про хлеб и кашу, чай и кофе. Дикорастущие и культурные растения.
Собака в нашем доме. Кошка в нашем доме. Дикие и домашние животные. С утра до вечера.
Город и село
Мы в городе, селе. Красота любимого города и родного села. Природа в городе. Что растёт в городе. Чудесные цветники. В ботаническом саду. Кто живёт в парке. В зоопарке. Войдём в музей!
Мы помним наших земляков. Все профессии важны.
Родная страна
Россия - наша Родина. Москва - столица России.
Мы - семья народов России.
Природа России. Охрана природы. Красная книга России. Заповедные тропинки.
Человек и окружающий мир
Взгляни на человека! Всему свой черёд. У каждого времени - свой плод. Я - часть мира.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Раздел | Тема | Кол-во часов |
1 | Мы и наш мир | Мы и наш мир c. 3 - 5 | 1 |
2 | Природа c. 6 - 7 | 1 |
3 | Живая и неживая природа c. 8 - 9 | 1 |
4 | Культура c. 10 - 13 | 1 |
5 | Природа в творчестве человека. c. 14 - 15 | 1 |
6 | Мы – люди c. 16 - 17 | 1 |
7 | Как мы общаемся с миром c. 18 - 21 | 1 |
8 | Люди – творцы культуры c. 22 - 24 | 1 |
9 | Наш класс | Наш класс в школе. Мы – дружный класс c. 26 - 29 | 1 |
10 | Учитель – наставник и друг c. 30 - 31 | 1 |
11 | Природа в классе. Как ухаживать за комнатными растениями c. 32 - 35 | 1 |
12 | Что растёт у школы c. 36 - 37 | 1 |
13 | Мир за стеклянным берегом c. 38 - 39 | 1 |
14 | Кто ещё у нас живёт? c. 40 - 41 | 1 |
15 | Какие бывают животные c. 42 - 43 | 1 |
16 | | Делу - время c. 44 - 45 | 1 |
17 | Книга – друг и наставник c. 46 - 47 | 1 |
18 | Потехе – час c. 48 - 50 | 1 |
19 | Наш дом и семья | Мы в семье c. 52 - 53 | 1 |
20 | Моя семья – часть моего народа c. 54 - 55 | 1 |
21 | Природа в доме c. 56 - 57 | 1 |
22 | Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество c. 58 - 59 | 1 |
23 | Красивые камни в нашем доме c. 60 - 61 | 1 |
24 | Комнатные растения у нас дома c. 62 - 63 | 1 |
25 | Выйдем в сад c. 64 - 65 | 1 |
26 | Овощи и фрукты на нашем столе c.66 - 67 | 1 |
27 | Про хлеб и кашу, про чай и кофе c. 68 - 71 | 1 |
28 | Дикорастущие и культурные растения c.72 - 73 | 1 |
29 | Собака в нашем доме c. 74 - 75 | 1 |
30 | Кошка в нашем доме c. 76 - 79 | 1 |
31 | Дикие и домашние животные c. 80 - 83 | 1 |
32 | С утра до вечера c. 84 - 89 | 1 |
33 | Город и село | Мы в городе c. 4 - 5 | 1 |
34 | Мы в селе c. 6 - 7 | 1 |
35 | Красота любимого города c. 8 - 11 | 1 |
36 | Красота родного села c. 12 - 15 | 1 |
37 | Природа в городе c. 16 - 19 | 1 |
38 | Что растёт в городе c. 20 - 21 | 1 |
39 | Чудесные цветники. В ботаническом саду c. 22 - 25 | 1 |
40 | Кто живёт в парке | 1 |
41 | В зоопарке c. 26 - 27 | 1 |
42 | Войдём в музей! c. 28 - 31 | 1 |
43 | | Мы помним наших земляков c. 32 - 33 | 1 |
44 | Все профессии важны c. 34 - 38 | 1 |
45 | Родная страна | Россия – наша родина c. 40 -43 | 1 |
46 | Москва – столица России c. 44 - 45 | 1 |
47 | Мы – семья народов России c. 46 - 49 | 1 |
48 | Природа России c. 50 - 51 | 1 |
49 | Охрана природы c. 52 - 53 | 1 |
50 | Красная книга России c. 54 - 55 | 1 |
51 | Заповедные тропинки c. 56 - 58 | 1 |
52 | Человек и окружающий мир | Взгляни на человека! c. 60 - 61 | 1 |
53 | Всему свой черёд c. 62 - 65 | 1 |
54 | У каждого времени свой плод c. 66 - 69 | 1 |
55 | Я – часть мира c. 70 - 73 | 1 |
56 - 66 | Резервные уроки | 11 |