Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Митякинская средняя общеобразовательная школа
Тарасовского района
Ростовской области
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Митякинской СОШ Приказ от 27.08.2021 г. № 188 _____________________И.А. Петраченкова |
Рабочая программа по окружающему миру
Начальное общее образование
3 «А» класс
Количество часов: 65 ч
Учитель: Торгашова Галина Владимировна
Категория: первая
2021 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру в 3 классе составлена на основе следующих документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. ( Одобрена – пр. от 28.06.2016 № 2/16 – з).
4. Приказ министерства образования и науки РФ от 20.05.2020 г. №254 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, средне общего образования».
5. Приказ Минпросвещения России №766 от 23.12.2020 г. зарегестрирован 2.03.2021 №62645 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, средне общего образования, сформированный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. №254».
6. Авторская программа автора А.А.Плешакова
7. Основная образовательная программа МБОУ Митякинской СОШ на 2020 – 2024 учебный год, приказ от 28.08.2020 г. № 169.
8. Положение о рабочей программе МБОУ Митякинской СОШ приказ от 23.06.2021 г. №140.
9. Учебный план МБОУ Митякинской СОШ на 2021 – 2022 учебный год приказ от 23.06.2021 г. № 136/1.
10. Годовой календарный график МБОУ Митякинской СОШ на 2021 – 2022 учебный год приказ от 27.08.2021 г. № 189.
11.СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане МБОУ Митякинской СОШ, реализующем ООП НОО, предмет "Окружающий мир" 3 класс представлен в рамках обязательной части. В соответствии с учебным планом школы на преподавание окружающего мира в 3 классе отводится 2 ч в неделю. В соответствии с годовым календарным учебным графиком школы данная программа рассчитана на 65 ч. В течение года предусмотрено 4контрольные работы.
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, любящего её природу и культуру;
проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности;
внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности; осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих;
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
мотивация к творческому труду, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; планировать своё высказывание и свои действия в течение урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях для передачи информации;
выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям; сравнивать объекты по различным признакам;
осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений и т. д.;
моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов; формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; высказывать аргументированное суждение по теме урока;
проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении; признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых; составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
находить на карте страны — соседей России и их столицы;
определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование; исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы;
устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; вырабатывать правильную осанку;
выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней; понимать необходимость здорового образа жизни;
Обучающийся получит возможность научиться:
соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
осознавать значение природных богатств в деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
понимать, как ведётся хозяйство семьи;
обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников;
приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами.
3. Содержание учебного предмета
Как устроен мир (5 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой природы. Связи в природе (между живой и неживой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей. Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – «ступеньки» познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – член общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Эта удивительная природа (17 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости, газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, её состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельностью людей. Охрана почвы.
Растение. Их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.); виды животных. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Мы и наше здоровье (9 ч)
Организм человека. Органы и системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств(зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания). Их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Удаление из организма вредных продуктов жизнедеятельности; органы выделения.
Наша безопасность (6 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его. Правила поведения в опасных местах
Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: клещи, змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха. Как защититься от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Чему учит экономика (13 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный тру. Зависимость успехов труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI в.
Путешествие по городам и странам (15 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы.Их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
4. Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы урока | Дата | Кол –во часов |
План. | Факт. |
Как устроен мир (5 ч) |
1. | Природа. Ценность природы для людей. | 02.09 | | 1 ч. |
2. | Человек. Ступеньки познания. | 07.09 | | 1 ч. |
3. | Общество. Страны. | 09.09 | | 1 ч. |
4. | Что такое экология. | 14.09 | | 1 ч. |
5. | Природа в опасности. | 16.09 | | 1 ч. |
Эта удивительная природа (17 ч) |
6. | Тела, вещества, частицы. | 21.09 | | 1 ч. |
7. | Входная контрольная работа. | 23.09 | | 1 ч |
8. | Работа над ошибками. Разнообразие веществ. | 28.09 | | 1 ч. |
9. | Воздух и его охрана. | 30.09 | | 1 ч. |
10. | Вода и жизнь. | 05.10 | | 1 ч. |
11. | Три состояния воды. Круговорот воды. | 07.10 | | 1 ч. |
12. | Берегите воду. | 12.10 | | 1 ч. |
13. | Что такое почва. | 14.10 | | 1 ч. |
14. | Разнообразие растений. | 19.10 | | 1 ч. |
15. | Солнце, растения и мы. | 21.10 | | 1 ч. |
16. | Размножение и развитие растений. | 26.10 | | 1 ч. |
17. | Охрана растений. | 28.10 | | 1 ч. |
18. | Разнообразие животных. Цепи питания. | 09.11 | | 1 ч. |
19. | Размножение и развитие животных. Охрана животных. | 11.11 | | 1 ч. |
20. | В царстве грибов. | 16.11 | | 1 ч. |
21. | Великий круговорот жизни. | 18.11 | | 1 ч. |
22. | Проверочная работа «Эта удивительная природа». | 23.11 | | 1 ч. |
Мы и наше здоровье (9 ч) |
23. | Организм человека. | 25.11 | | 1 ч. |
24. | Органы чувств. | 30.11 | | 1 ч. |
25. | Надежная защита организма. | 02.12 | | 1 ч. |
26. | Опора тела и движение. | 07.12 | | 1 ч. |
27. | Наше питание. | 09.12 | | 1 ч. |
28. | Дыхание и кровообращение. | 14.12 | | 1 ч. |
29 | Здоровый образ жизни. | 16.12 | | 1 ч. |
30. | Контрольная работа «Мы и наше здоровье» | 21.12 | | 1 ч. |
31. | Работа над ошибками. Здоровый образ жизни. | 23.12 | | 1 ч. |
Наша безопасность (6 ч) |
32. | Огонь, вода и газ. | 28.12 | | 1 ч. |
33. | Безопасный путь. Дорожные знаки. | 11.01 | | 1 ч. |
34. | Опасные места. | 13.01 | | 1 ч. |
35. | Природа и наша безопасность. | 18.01 | | 1 ч. |
36. | Экологическая безопасность. | 20.01 | | 1 ч. |
37. | Проверочная работа «Наша безопасность». | 25.01 | | 1 ч. |
Чему учит экономика? (13 ч) |
38. | Для чего нужна экономика. | 27.01 | | 1 ч. |
39 | Природные богатства и труд людей. | 01.02 | | 1 ч. |
40. | Полезные ископаемые. | 03.02 | | 1 ч. |
41. | Растениеводство. | 08.02 | | 1 ч. |
42. | Животноводство. | 10.02 | | 1 ч. |
43. | Какая бывает промышленность. | 15.02 | | 1 ч. |
44. | Экономика родного края. | 17.02 | | 1 ч. |
45. | Что такое деньги. | 22.02 | | 1 ч. |
46. | Государственный бюджет. | 24.02 | | 1 ч. |
47. | Семейный бюджет. | 01.03 | | 1 ч. |
48. | Экономика и экология. | 03.03 | | 1 ч. |
49 | Экономика родного края | 10.03 | | 1 ч. |
50. | Контрольная работа «Чему учит экономика». | 15.03 | | 1 ч. |
Путешествие по городам и странам (15 ч) |
51 | Работа над ошибками. Россия на карте. | 17.03 | | 1 ч. |
52. | Золотое кольцо России. | 22.03 | | 1 ч. |
53. | Наши ближайшие соседи. | 05.04 | | 1 ч. |
54. | На севере Европы. | 07.04 | | 1 ч. |
55. | На севере Европы. Дания. Исландия. | 12.04 | | 1 ч. |
56. | Что такое Бенилюкс. | 14.04 | | 1 ч. |
57. | В центре Европы. | 19.04 | | 1 ч. |
58. | По Франции и Великобритании. | 21.04 | | 1 ч. |
59 | В центре Европы. По Франции и Великобритании. | 26.04 | | 1 ч. |
60. | На юге и Европы. | 28.04 | | 1 ч. |
61. | По знаменитым местам мира. | 05.05 | | 1 ч. |
62. | Путешествие по карте. | 12.05 | | 1 ч. |
63. | Контрольная работа «Путешествие по городам и странам» | 17.05 | | 1 ч. |
64 | Работа над ошибками. Путешествие по карте. | 19.05 | | 1 ч. |
65 | Достопримечательности родного края. | 24.05 | | 1 ч. |
Всего: 65ч. |
5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа Россия». 1-4 классы: пособие для учителей / А.А. Плешаков. – М.:Просвещение, 2015.
2. Окружающий мир. 3 класс. Учебник в 2-х ч. / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2020 г.
Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций:
-термометры для измерения температуры воздуха и воды
-лупа
-компас
-муляжи овощей, фруктов, грибов
-карты демонстрационные: России, физическая, карта полушарий
*коллекция полезных ископаемых
*гербарии культурных и дикорастущих растений
*живые объекты (комнатные растения)
Интернет ресурсы:
Тесты по окружающему миру: http://www.proshkolu.ru/user/startnatali/folder/898863/
Журнал «Окружающий мир»: http://infmir.ru/
УМК «Школа России». Предметная линия «Окружающий мир»:
http://1-4.prosv.ru/info.aspx?ob_no=16976
Видео материалы. http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/3-klass
http://www.nachalka.com
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО учителей начальных классов МБОУ Митякинской СОШ от 26.08. 2021 г. № 1 __________ Руководитель МО Торгашова Г.В. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________ Диденко В.В. ______________________ 2021 г. |