СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Окружающий мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Окружающий мир"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Окружающий мир"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Митякинская средняя общеобразовательная школа

Тарасовского района
Ростовской области



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Митякинской СОШ

Приказ от 27.08.2021 г. № 188

_____________________И.А. Петраченкова




















Рабочая программа по окружающему миру

Начальное общее образование

3 «А» класс

Количество часов: 65 ч









Учитель: Торгашова Галина Владимировна

Категория: первая




2021 г.



1. Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру в 3 классе составлена на основе следующих документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. ( Одобрена – пр. от 28.06.2016 № 2/16 – з).

4. Приказ министерства образования и науки РФ от 20.05.2020 г. №254 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, средне общего образования».

5. Приказ Минпросвещения России №766 от 23.12.2020 г. зарегестрирован 2.03.2021 №62645 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, средне общего образования, сформированный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. №254».

6. Авторская программа автора А.А.Плешакова

7. Основная образовательная программа МБОУ Митякинской СОШ на 2020 – 2024 учебный год, приказ от 28.08.2020 г. № 169.

8. Положение о рабочей программе МБОУ Митякинской СОШ приказ от 23.06.2021 г. №140.

9. Учебный план МБОУ Митякинской СОШ на 2021 – 2022 учебный год приказ от 23.06.2021 г. № 136/1.

10. Годовой календарный график МБОУ Митякинской СОШ на 2021 – 2022 учебный год приказ от 27.08.2021 г. № 189.

11.СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»



Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


Место предмета в учебном плане

В учебном плане МБОУ Митякинской СОШ, реализующем ООП НОО, предмет "Окружающий мир" 3 класс представлен в рамках обязательной части. В соответствии с учебным планом школы на преподавание окружающего мира в 3 классе отводится 2 ч в неделю. В соответствии с годовым календарным учебным графиком школы данная программа рассчитана на 65 ч. В течение года предусмотрено 4контрольные работы.



2. Планируемые результаты изучения учебного предмета

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:

овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, любящего её природу и культуру;

проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;

формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;

целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;

формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности;

внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности; осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;

осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих;

эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;

этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах;

способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;

мотивация к творческому труду, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; планировать своё высказывание и свои действия в течение урока;

фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях для передачи информации;

выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;

классифицировать объекты по заданным (главным) критериям; сравнивать объекты по различным признакам;

осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений и т. д.;

моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов; формулировать ответы на вопросы;

слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; высказывать аргументированное суждение по теме урока;

проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении; признавать свои ошибки, озвучивать их;

употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть» и др.;

понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых; составлять рассказ на заданную тему;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;

осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;

находить на карте страны — соседей России и их столицы;

определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;

осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;

различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;

проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование; исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;

классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;

обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

приводить примеры растений и животных из Красной книги России;

использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы;

устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;

использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; вырабатывать правильную осанку;

выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней; понимать необходимость здорового образа жизни;

Обучающийся получит возможность научиться:

соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;

соблюдать правила безопасного поведения в природе;

понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;

осознавать значение природных богатств в деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;

различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;

понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;

объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;

понимать, как ведётся хозяйство семьи;

обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;

рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников;

приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами.


3. Содержание учебного предмета

Как устроен мир (5 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой природы. Связи в природе (между живой и неживой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей. Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – «ступеньки» познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – член общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.


Эта удивительная природа (17 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости, газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, её состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельностью людей. Охрана почвы.

Растение. Их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.); виды животных. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.


Мы и наше здоровье (9 ч)

Организм человека. Органы и системы органов.

Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств(зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания). Их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Удаление из организма вредных продуктов жизнедеятельности; органы выделения.


Наша безопасность (6 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его. Правила поведения в опасных местах

Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: клещи, змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха. Как защититься от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.


Чему учит экономика (13 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный тру. Зависимость успехов труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI в.


Путешествие по городам и странам (15 ч)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы.Их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).




4. Календарно – тематическое планирование


п/п

Название раздела, темы урока

Дата

Кол –во часов

План.

Факт.

Как устроен мир (5 ч)

1.

Природа. Ценность природы для людей.

02.09


1 ч.

2.

Человек. Ступеньки познания.

07.09


1 ч.

3.

Общество. Страны.

09.09


1 ч.

4.

Что такое экология.

14.09


1 ч.

5.

Природа в опасности.

16.09


1 ч.

Эта удивительная природа (17 ч)

6.

Тела, вещества, частицы.

21.09


1 ч.

7.

Входная контрольная работа.

23.09


1 ч

8.

Работа над ошибками. Разнообразие веществ.

28.09


1 ч.

9.

Воздух и его охрана.

30.09


1 ч.

10.

Вода и жизнь.

05.10


1 ч.

11.

Три состояния воды. Круговорот воды.

07.10


1 ч.

12.

Берегите воду.

12.10


1 ч.

13.

Что такое почва.

14.10


1 ч.

14.

Разнообразие растений.

19.10


1 ч.

15.

Солнце, растения и мы.

21.10


1 ч.

16.

Размножение и развитие растений.

26.10


1 ч.

17.

Охрана растений.

28.10


1 ч.

18.

Разнообразие животных. Цепи питания.

09.11


1 ч.

19.

Размножение и развитие животных. Охрана животных.

11.11


1 ч.

20.

В царстве грибов.

16.11


1 ч.

21.

Великий круговорот жизни.

18.11


1 ч.

22.

Проверочная работа «Эта удивительная природа».

23.11


1 ч.

Мы и наше здоровье (9 ч)

23.

Организм человека.

25.11


1 ч.

24.

Органы чувств.

30.11


1 ч.

25.

Надежная защита организма.

02.12


1 ч.

26.

Опора тела и движение.

07.12


1 ч.

27.

Наше питание.

09.12


1 ч.

28.

Дыхание и кровообращение.

14.12


1 ч.

29

Здоровый образ жизни.

16.12


1 ч.

30.

Контрольная работа «Мы и наше здоровье»

21.12


1 ч.

31.

Работа над ошибками. Здоровый образ жизни.

23.12


1 ч.

Наша безопасность (6 ч)

32.

Огонь, вода и газ.

28.12


1 ч.

33.

Безопасный путь. Дорожные знаки.

11.01


1 ч.

34.

Опасные места.

13.01


1 ч.

35.

Природа и наша безопасность.

18.01


1 ч.

36.

Экологическая безопасность.

20.01


1 ч.

37.

Проверочная работа «Наша безопасность».

25.01


1 ч.

Чему учит экономика? (13 ч)

38.

Для чего нужна экономика.

27.01


1 ч.

39

Природные богатства и труд людей.

01.02


1 ч.

40.

Полезные ископаемые.

03.02


1 ч.

41.

Растениеводство.

08.02


1 ч.

42.

Животноводство.

10.02


1 ч.

43.

Какая бывает промышленность.

15.02


1 ч.

44.

Экономика родного края.

17.02


1 ч.

45.

Что такое деньги.

22.02


1 ч.

46.

Государственный бюджет.

24.02


1 ч.

47.

Семейный бюджет.

01.03


1 ч.

48.

Экономика и экология.

03.03


1 ч.

49

Экономика родного края

10.03


1 ч.

50.

Контрольная работа «Чему учит экономика».

15.03


1 ч.

Путешествие по городам и странам (15 ч)

51

Работа над ошибками. Россия на карте.

17.03


1 ч.

52.

Золотое кольцо России.

22.03


1 ч.

53.

Наши ближайшие соседи.

05.04


1 ч.

54.

На севере Европы.

07.04


1 ч.

55.

На севере Европы. Дания. Исландия.

12.04


1 ч.

56.

Что такое Бенилюкс.

14.04


1 ч.

57.

В центре Европы.

19.04


1 ч.

58.

По Франции и Великобритании.

21.04


1 ч.

59

В центре Европы. По Франции и Великобритании.

26.04


1 ч.

60.

На юге и Европы.

28.04


1 ч.

61.

По знаменитым местам мира.

05.05


1 ч.

62.

Путешествие по карте.

12.05


1 ч.

63.

Контрольная работа «Путешествие по городам и странам»

17.05


1 ч.

64

Работа над ошибками. Путешествие по карте.

19.05


1 ч.

65

Достопримечательности родного края.

24.05


1 ч.

Всего: 65ч.

5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

1. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа Россия». 1-4 классы: пособие для учителей / А.А. Плешаков. – М.:Просвещение, 2015.

2. Окружающий мир. 3 класс. Учебник в 2-х ч. / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2020 г.

Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций:

-термометры для измерения температуры воздуха и воды

-лупа

-компас

-муляжи овощей, фруктов, грибов

-карты демонстрационные: России, физическая, карта полушарий

*коллекция полезных ископаемых

*гербарии культурных и дикорастущих растений

*живые объекты (комнатные растения)


Интернет ресурсы:

Тесты по окружающему миру: http://www.proshkolu.ru/user/startnatali/folder/898863/

Журнал «Окружающий мир»: http://infmir.ru/

УМК «Школа России». Предметная линия «Окружающий мир»:

http://1-4.prosv.ru/info.aspx?ob_no=16976

Видео материалы. http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/3-klass

http://www.nachalka.com





















СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

МО учителей начальных классов

МБОУ Митякинской СОШ

от 26.08. 2021 г. № 1


__________

Руководитель МО Торгашова Г.В.



СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР


______________ Диденко В.В.


______________________ 2021 г.