Ростовская область, Пролетарский (с) район, хутор Коврино
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ковриновская средняя общеобразовательная школа
Пролетарского района Ростовской области
Утверждаю
Приказ от 15.08.2022 № 94
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Окружающему миру, курс «Обществознание и естествознание»_
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
Начальное общее, 3 класс______________________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 68
Учитель Челядина Ульяна Вячеславовна
2022-2023уч.год.
Раздел: «ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА»
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов, обеспечивающие реализацию программы:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 № 273-ФЗ;
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101)
Федерального перечня учебников на 2022-2023 учебный год
Основной образовательной программы Школы;
Цели курса:
формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи курса:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика предмета «Окружающий мир» в начальной школе
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Описание места учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане
В учебном плане на изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе отводится 2 часа в неделю при 34 недельной нагрузке. За год на изучение программного материала отводится 68 часов.
Раздел: «ПЛАНИРУЕМЫЕ РУЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА»
Достижения обучающимися планируемых результатов:
Личностными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются следующие умения:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются следующие умения:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются следующие умения:
сформированность уважительного отношения к своей семье и семейным традициям, Организации, родному краю, России, ее истории и культуре, природе; чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
первоначальные представления о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; сформированность основ рационального поведения и обоснованного принятия решений;
первоначальные представления о традициях и обычаях, хозяйственных занятиях населения и массовых профессиях родного края, достопримечательностях столицы России и родного края, наиболее значимых объектах Всемирного культурного и природного наследия в России; важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России; основных правах и обязанностях гражданина Российской Федерации;
развитие умений описывать, сравнивать и группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
понимание простейших причинно-следственных связей в окружающем мире (в том числе на материале о природе и культуре родного края);
умение решать в рамках изученного материала познавательные, в том числе практические задачи;
приобретение базовых умений работы с доступной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и обществе, безопасного использования электронных ресурсов Организации и сети Интернет, получения информации из источников в современной информационной среде;
приобретение опыта проведения несложных групповых и индивидуальных наблюдений в окружающей среде и опытов по исследованию природных объектов и явлений с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов и следованием инструкциям и правилам безопасного труда, фиксацией результатов наблюдений и опытов;
формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в сети Интернет и опыта соблюдения правил безопасного поведения при использовании личных финансов;
приобретение опыта положителъного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Раздел: «СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА»
1.Тематическое планирование:
№ п/п | Название раздела, главы (темы) | Количество часов | Возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов. |
1 | Как устроен мир | 7 | http://school-collection.edu.ru/ |
2 | Эта удивительная природа | 19 | https://resh.edu.ru |
3 | Мы и наше здоровье | 11 | https://uchebnik.mos.ru/403-access-denied?referrer |
4 | Наша безопасность | 8 | https://resh.edu.ru |
5 | Чему учит экономика | 10 | http://school-collection.edu.ru/ |
6 | Путешествие по городам и странам | 10 | http://school-collection.edu.ru/ |
| ИТОГО | 65 | |
1.1.Использование резерва учебного времени:
Прохождение программы осуществляется за счёт уплотнения тем уроков, выпавших на праздничные дни.
2.Основное содержание по темам:
Раздел 1.Как устроен мир(7часов)
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
№ | Раздел | УУД |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1 | Как устроен мир | Анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам, классифицировать объекты живой природы. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Объяснять значения слов: «организмы», «биология», «царства», «бактерии», «микроскоп».и живых существ и отличия его от животных. Различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека. Объяснять значения слов: «психология», «восприятие», «память», «мышление», «воображение». | Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Умение работать в паре. Умение моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр: формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать результаты работы. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися. |
Раздел2.Эта удивительная природа(19часов)
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
№ | Раздел | УУД |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
2 | Эта удивительная природа | Объяснять значения слов: «тело», «вещество», «частица». Различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; проверять с помощью учебника правильность приведённых утверждений. Объяснять значения слов: «химия», «поваренная соль», «крахмал», «кислота». Описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков; различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам. Анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста. Понимать, что надо охранять и беречь воду. Высказывание предположений, объясняющих результат опыта; доказательство на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц. Моделирование процесса растворения, а также расположения частиц в твёрдом, жидком и газообразном веществах. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | Интервьюирование взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки |
Раздел3.Мы и наше здоровье(11часов)
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
№ | Раздел | УУД |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
3 | Мы и наше здоровье | Объяснять значение выражения «система органов». Называть и показывать на модели органы человека.Объяснять значения слов: «обоняние», «осязание». Называть органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа. Рассказывать о правилах гигиены органов чувств.Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей. Называть меры первой помощи при повреждениях кожи.Представлять результаты проектной деятельности. Формировать адекватную оценку своих достижений. | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний. Выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися. |
Раздел4.Наша безопасность(8часов)
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
№ | Раздел | УУД |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
4 | Наша безопасность | Объяснять значение слова «диспетчер». Называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей. Формулировать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. Называть правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте. Объяснять значение слова «сервис». Называть дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. | Построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. | Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися. |
Раздел5.Чему учит экономика(10часов)
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества. Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
№ | Раздел | УУД |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
5 | Чему учит экономика | Раскрывать понятия «экономика», «потребности», «услуги». Понимать, что удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики.Приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров. Раскрывать роль науки в экономическом развитии.Называть наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Раскрывать основные способы добычи полезных ископаемых. Анализировать правила охраны полезных ископаемых.Различать и классифицировать культурные растения. Определять с помощью атласа-определителя культурные растения. Классифицировать культурные растения: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы.Объяснять значения понятий: «добывающая промышленность», «электроэнергетика», «металлургия», «машиностроение», «химическая промышленность», «лёгкая промышленность», «пищевая промышленность». Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | Извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. |
Раздел6.Путешествие по городам и странам(11часов)
Россия на карте, государственная граница России. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
№ | Раздел | УУД |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
6 | Путешествие по городам и странам | Объяснять значение слова «финифть». Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца. Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям.Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям.Называть города, которые входят в Золотое кольцо.Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.Объяснять значения понятий: «сухопутные границы», «морские границы». Называть государства, граничащие с Россией, их столицы.Объяснять значения понятий: «Скандинавские страны», «фьорд», «аквапарк», «гейзер». Называть страны севера Европы, их столицы. Узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемой страны, её известных людей.Называть страны Бенилюкса, их столицы. Описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям.Узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям. Узнавать известных людей стран Европы. | Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Структурирование знаний; умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися. |
2.1. Перечень контрольных, проверочных работ, направлений проектной деятельности обучающихся
Модуль | № | Тема |
Как устроен мир | 1 2 3 | Наши проекты: «Богатства, отданные людям» Природа в опасности. Охрана природы. Экскурсия. *Контрольная работа №1 «Как устроен мир» |
Эта удивительная природа | 4 5 | *Контрольная работа № 2 «Разнообразие природы родного края» *Контрольная работа №3 «Эта удивительная природа». |
Мы и наше здоровье | 6 7 | Проект «Школа кулинаров» *Контрольная работа №4 «Мы и наше здоровье» |
Наша безопасность | 8 9 | Проект «Кто нас защищает» *Контрольная работа №5 «Наша безопасность» |
Чему учит экономика | 10 11 | Проект «Экономика родного края» *Контрольная работа№6 «Чему учит экономика» |
Путешествие по городам и странам | 12 13 | Проект «Музей путешествий» *Контрольная работа №7 «Путешествие по городам и странам» |
ИТОГО | 13 | |
выделение оценочных работ * жирным шрифтом, курсивом.
2.2. Количество часов, контрольных работ, практических работ по четвертям, за год:
Четверть | Всего часов по предмету | Количество к/р | Количество проектов | Экскурсий |
1 четверть | 15 | 1 | 1 | 1 |
2 четверть /1 полугодие | 17 | 2 | 0 | |
3 четверть | 21 | 2 | 2 | |
4 четверть / 2 полугодие | 15 | 2 | 2 | |
Год | 68 | 7 | 5 | 1 |
Раздел: «КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»
№ п/п | Название раздела программы, тема урока | Кол. часов | Домашнее задание | Дата |
Как устроен мир. 8ч |
1 | Природа. Ценность природы для людей. | 1 | уч.с4-6 пересказт № 5 | 1.09 |
2 | Человек. | 1 | уч.с10-14пересказ | 6.09 |
3 | Наши проекты: «Богатства, отданные людям» | 1 | проект | 8.09 |
4 | Общество | 1 | уч.с18-24пересказт № 1,4 | 13.09 |
5 | Что такое экология | 1 | уч.с 24-28 пересказт № 3 | 15.09 |
6 | Природа в опасности. | 1 | уч.с 29-31 пересказт № 2 | 20.09 |
7 | Охрана природы. Экскурсия. | 1 | Уч.с32-34пересказ | 22.09 |
8 | *Контрольная работа №1 «Как устроен мир». | 1 | нет задания | 27.09 |
Эта удивительная природа. 20ч |
9 | Тела, вещества, частицы.» | 1 | уч.с 36-40 пересказт № 2,4 | 29.09 |
10 | Разнообразие веществ | 1 | уч.с 41-44 пересказт № 1 | 4.10 |
11 | Воздух и его охрана. | 1 | уч.с 46-49 пересказт № 4, | 6.10 |
12 | Вода и свойства воды | 1 | уч.с 52опытыт № 4 | 11.10 |
13 | Превращения и круговорот воды К.р. | 1 | уч.с 55-58 пересказт № 1 | 13.10 |
14 | Берегите воду | 1 | уч.с 59-63 пересказт № 1,2 | 18.10 |
15 | Что такое почва. | 1 | уч.с 64-68 пересказт № 5 | 20.10 |
16 | Разнообразие растений. | 1 | уч.с 69-73 пересказт № 3,4 | 2чет. 1.11 |
17 | Растения нашего края. | 1 | | 3.11 |
18 | Солнце, растения и мы с вами. | 1 | уч.с 74-77 пересказт № 4,5 | 8.11 |
19 | Размножение и развитие растений. | 1 | уч.с 78-81 пересказт № 1,2 | 10.11 |
20 | Охрана растений. | 1 | уч.с 82-86 пересказт № 5,6 | 15.11 |
21 | Разнообразие животных. | 1 | уч.с 87-93 пересказт № 4 | 17.11 |
22 | Кто что ест. | 1 | уч.с 94-97 пересказт № 4,5 | 22.11 |
23 | *Контрольная работа №2 «Разнообразие природы родного края» | 1 | проект | 24.11 |
24 | Размножение и развитие животных. | 1 | уч.с100-105 пересказт № 3 | 29.11 |
25 | Охрана животных. | 1 | уч.с106-11 пересказт с65№ 5,6 | 1.12 |
26 | В царстве грибов. | 1 | уч.с112-117 пересказт с66№ 2,3 | 6.12 |
27 | Великий круговорот жизни | 1 | уч.с118-120 пересказт с69№ 1,2 | 8.12 |
28 | *Контрольная работа №3 «Эта удивительная природа». | 1 | нет задания | 13.12 |
Мы и наше здоровье. 11ч |
29 | Организм человека | 1 | 122-124т.с71№2,3 | 15.12 |
30 | Органы чувств | 1 | 126-129сообщение на тему «Давно ли люди моются?», | 20.12 |
31 | Надежная защита организма | 1 | 130-133т.с75№2,3 | 22.12 |
32 | Опора тела и движение | 1 | 134-136 т.с77№2,3 | 27.12 |
33 | Наше питание. | 1 | 138-14т. с.79№3,4 | 3чет. 10.01 |
34 | Проект «Школа кулинаров» | 1 | проект | 12.01 |
35 | Проект «Школа кулинаров» | 1 | проект | 17.01 |
36 | Дыхание и кровообращение | 1 | Стр.144-145 т.с82№1,2 | 19.01 |
37 | Умей предупреждать болезни | 1 | Стр.147-149 т.с85№2,3 | 24.01 |
38 | Здоровый образ жизни. | 1 | Стр.150-153 т.с86№1,3 | 26.01 |
39 | *Контрольная работа №4 «Мы и наше здоровье» | 1 | Нет задания | 31.01 |
Наша безопасность. 8ч |
40 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям». «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | 1 | Нет задания | 2.02 |
41 | Огонь, вода и газ | 1 | С. 4-6т.с № 3,4 | 7.02 |
42 | Чтобы путь был счастливым | 1 | С. 8-12т.с7№3,5 | 9.02 |
43 | Дорожные знаки | 1 | С. 14-16т.с9№1 | 14.02 |
44 | Проект «Кто нас защищает» | 1 | проект | 16.02 |
45 | Опасные места. Природа и наша безопасность | 1 | С.20-29т.с14 №2 с16№2 | 21.02 |
46 | Экологическая безопасность. | 1 | С. 31-34т.с19 № 1 | 28.02 |
47 | *Контрольная работа №5 «Наша безопасность» | 1 | Нет задания | 2.03 |
Чему учит экономика. 12ч |
48 | Для чего нужна экономика | 1 | С. 38-40т.с24№ 4,5 | 7.03 |
49 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 1 | С. 42-49т.с26-29№ 2,3 | 9.03 |
50 | Полезные ископаемые. | 1 | | 14.03 |
51 | Растениеводство | 1 | С. 51-55т.с32№ 4,5 | 16.03 |
52 | Животноводство | 1 | С. 56-58т.с35№ 3,4 | 21.03 |
53 | Какая бывает промышленность. | 1 | С.60-63т.с38№2 | 23.03 |
54 | Проект «Экономика родного края» | 1 | проект | 4чет. 4.04 |
55 | Что такое деньги. | 1 | С. 66-68т.с44№ 2 | 6.04 |
56 | Государственный бюджет | 1 | С. 71-74т.с47№2 | 11.04 |
57 | Семейный бюджет. | 1 | С. 75-77т.с48№ 2,5 | 13.04 |
58 | Экономика и экология. | 1 | С. 79-83т.с51№2,3 | 18.04 |
59 | *Контрольная работа №6 «Чему учит экономика» | 1 | Нет задания | 20.04 |
Путешествие по городам и странам. 9ч |
60 | Золотое кольцо России | 1 | С.86-91т.с54№ 2 | 25.04 |
61 | Золотое кольцо России | 1 | С.92-97т.с56№4 | 27.04 |
62 | Проект «Музей путешествий» | 1 | проект | 2.05 |
63 | Наши ближайшие соседи. На севере Европы | 1 | С.100-110т.с63-68№ 2,3 | 4.05 |
64 | В центре Европы. По Франции и Великобритании (Франция) | 1 | С.125-141т.с77-82№ 3,4 | 11.05 |
65 | На юге Европы | 1 | С.142-148т.с86№ 2,3 | 16.05 |
66 | По знаменитым местам мира | 1 | С. 149-152т.с91№ 1,4 | 18.05 |
67 | *Контрольная работа №7 «Путешествие по городам и странам» | 1 | Проекты | 23.05 |
68 | Презентация проектов « Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | 1 | | 25.05 |
| Итого | 68ч | | |
1.Виды и формы контроля реализации программы «Окружающий мир, курс Обществознание и естествознание»:
Для контроля и оценки усвоения учебного материала по предмету используются
индивидуальная и фронтальная устные проверки. В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки различают текущий, тематический и итоговый виды контроля. Текущий контроль проводится как в письменной, так и в устной форме. Проводится самооценка с использованием «Оценочного листа».
- текущая аттестация (работа в группах, составление сообщений, тестирование, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, контрольные работы, устный и письменный опросы);
- аттестация по итогам обучения за четверть (проекты, контрольные работы);
- аттестация по итогам года;
- формы учета достижений (урочная деятельность - анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, конкурсах, проектная деятельность и т.д.).
Раздел: «УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ» 1.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
- Обязательные учебные материалы для ученика:
Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
- Методические материалы для учителя:
Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2020
Плешаков А.А. «Зеленые страницы»
Плешаков А.А. Тесты. 3 класс
А.А Плешаков От земли до неба: атлас-определитель : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений– М.: Просвещение, 2020.
А.А Плешаков С.А. Плешаков «Окружающий мир. 3 класс. Проверочные работы. ФГОС»– М.: Просвещение, 2020.
Н.Ю. Васильева Поурочные разработки по окружающему миру к УМК М.И. Моро Школа России ФГОС: 3 класс. – М.: ВАКО, 2020
-Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет:
Российская электронная школа: https://resh.edu.ru
Дистанционное образование для школьников «Учи.ру» https://uchi.ru/
Библиотека МЭШ https://uchebnik.mos.ru/403-access-denied?referrer
ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/
Российское движение школьников https://рдш.рф/
Образовательные тренажеры для учеников «Умная ворона» https://umnayavorona.ru/
2. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Учебное оборудование
ТСО:
-компьютер
-экран
- колонки
-магнитная доска
-демонстрационные плакаты, таблицы
-наглядные картинки:
«Строение человека»
«Растения»
«Животные»
«Съедобные и ядовитые грибы»
«Птицы»
«Рыбы»
Оборудование для проведения практических работ
Учебные плакаты:
-флаг России
-герб России
-политическая карта мира
Термометр
Коллекция горных пород.
Гербарий злаковых и луговых растений