СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ОП. 05. "Теоретические основы дошкольного образования" для специальности 44.02.01. "Дошкольное образование"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебной дисциплины ОП.05.  «Теоретические основы дошкольного образования»   по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ОП. 05. "Теоретические основы дошкольного образования" для специальности 44.02.01. "Дошкольное образование"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВАНИНСКИЙ МЕЖОТРАСЛЕВОЙ КОЛЛЕДЖ

(ЦЕНТР ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ)»

(КГБ ПОУ ВМК ЦОПП)


















ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.05. Теоретические основы дошкольного образования
















Ванино, 2020



Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации N 1351 от 27 октября 2014г. по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.01 Дошкольное образование.


Организация-разработчик: Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ванинский межотраслевой колледж (Центр опережающей профессиональной подготовки)»



Разработчики:

Воронина Ирина Анатольевна, методист


Координатор (ответственный за разработку) – Бурдина А.С., заместитель директора по УР.




Программа учебной дисциплины ОП.05. «Теоретические основы дошкольного образования» по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование», обсуждена и одобрена на заседании предметно-цикловой комиссии общегуманитарного цикла


Протокол № 6 от 25.02.2020 г.



СОДЕРЖАНИЕ




1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14





















1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


1.1. Область применения программы: 

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована на курсах повышения

квалификации воспитателей дошкольных образовательных учреждений, которые имеют среднее профессиональное (педагогическое) образование


1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: общепрофессиональные дисциплины.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

У1. Определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания дошкольников;

У2. Анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;

У3. Находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;

У4. Ориентироваться в современных проблемах дошкольного образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

З1. Отечественный и зарубежный опыт дошкольного образования;

З2. Особенности содержания и организации педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях;

З3. Вариативные программы воспитания, обучения и развития детей;

З4. Формы, методы и средства обучения и воспитания дошкольников, их педагогические возможности и условия применения;

З5. Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания дошкольников.


Результатом освоения программы учебной дисциплины является овладение обучающимися общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями.



Код


Наименование результата обучения

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7

Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11

Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих

ПК 1.1

Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.

ПК 1.2

Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.

ПК 1.3

Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.

ПК 1.4

Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.

ПК 2.1

Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

ПК 2.2

Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.3

Организовывать посильный труд и самообслуживание.

ПК 2.4

Организовывать общение детей.

ПК 2.5

Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

ПК 2.6

Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.7

Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.

ПК 3.1

Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.2

Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.3

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

ПК 3.4

Анализировать занятия.

ПК 4.1

Определять цели, задачи и планировать работу с родителями.

ПК 4.2

Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.

ПК 4.3

Проводить родительские собрания, привлекать родителей (лиц, их замещающих) к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательной организации.

ПК 4.4

Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.

ПК 4.5

Координировать деятельность сотрудников образовательной организации, работающих с группой.

ПК.5.1

Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.2

Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:


максимальной учебной нагрузки студента 106 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 74 часа;

самостоятельной работы обучающегося 32 часа.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

106

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

74

в том числе:


практические занятия

20

контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

32

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта

1




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Теоретические основы дошкольного образования»



Наименование разделов и

тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Отечественный и зарубежный опыт дошкольного образования

21


Тема 1.1.

Историческое развитие содержания дошкольного образования

Содержание учебного материала

6

3

1.Исторические тенденции становления опыта дошкольного образования

2.Основные психолого-педагогические концепции в содержании зарубежного

опыта дошкольного образования

3.Основные психолого-педагогические концепции в содержании отечественного

опыта дошкольного образования

Практические занятия № 1

Сравнительный анализ подходов выдающихся педагогов к проблеме воспитания детей раннего и дошкольного возраста

4

3

Тема 1.2.

Современные тенденции обновления дошкольного образования в стране

Содержание учебного материала

6

3

1.Современные концепции обновления дошкольного образования в стране

2.ФГОС ДО как отражение и конкретизация ведущей концепции развития дошкольного образования.

3.Переход к вариативности программного обеспечения работы ДОО. . Классификация программ.

4.Современные педагогические технологии и их влияние на развитие дошкольного образования.

Самостоятельная работа обучающихся №1

Аннотирование статьи по теме «Новая образовательная парадигма- ориентация на развитие личности»

5

3

Раздел 2.

Вариативные программы и технологии воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста

59


Тема 2.1..

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга»

Содержание учебного материала

4

3

Содержание целевого, содержательного и организационных разделов программы.

Развивающая предметно-пространственная среда

Практические занятия № 2

Разработка опорной схемы «Традиции в воспитании, как средство сделать жизнь детей разнообразной и радостной»

4

3

Самостоятельная работа обучающихся № 2

Изготовление подарков для «радостных встреч» с детьми

5

3

Тема 2.2.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Развитие»

Содержание учебного материала

6

3

Содержание целевого, содержательного и организационных разделов программы.

Особенности профессиональной деятельности и подготовки педагогов для работы по программе «Развитие»

Особенности взаимодействия педагогов с родителями детей в ДОО, работающем по программе «Развитие»

Практические занятия № 3

Наблюдение НОД с целью выявления особенностей реализации приемов развития умственных способностей детей (символизация, моделирование и другие)

4

3

Тема 2.3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования

«Детство»

Содержание учебного материала

6

3

1. Содержание целевого, содержательного и организационных разделов программы.

2. Примерные парциальные программы 2Детство с родным городом», «Поликультурное детство», «Детство с английским языком»

Самостоятельная работа обучающихся № 3

Составление презентации одного из блоков программы «Детство»

5

3

Тема 2.4. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования

«Истоки»


Содержание учебного материала

4

3

1. Содержание целевого, содержательного и организационных разделов программы

Контрольная работа №1

Вариативные программы воспитания, обучения и развития детей;

1

3

Самостоятельная работа обучающихся № 4

Анализ пособий, дидактического материал к программе «Истоки»

5

3

Тема 2.5. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».


Содержание учебного материала

4

3

1. Содержание целевого, содержательного и организационных разделов программы

2. Коррекционная и инклюзивная педагогика

3. Примерное комплексно-тематическое планирование.

Примерный перечень событий, праздников, мероприятий.

Тема 2.6.

Новые педагогические технологии.

Содержание учебного материала

6

3

1. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад - дом радости» (Н.М.Крылова, В.Т.Иванова)

2.ТРИЗ» (Г.С. Альтшуллер, М. Шустерман и др.),в детском саду. Цель ТРИЗа,

принципы работы с детьми «ТРИЗ»

4.Основные средства работы с детьми. Методы и приемы решения

изобретательных задач.

Самостоятельная работа обучающихся № 5

Подбор игровых упражнений по технологии «ТРИЗ»

5

3

Раздел 3.

Альтернативные образовательные системы


26


Тема 3.1. Детские сады и школы М. Монтессори

Содержание учебного материала

4

3

1.Зарубежный практический опыт в работе ДОО.

2. Основные положения, педагогической теории. Гуманизм образовательной системы и деятельности М. Монтессори

3.Подготовленная среда, ее значение и использование в работе с детьми.

Практические занятия № 4

Составление характеристики дидактического материала

4

3

Самостоятельная работа обучающихся № 6

Подготовка проекта «Альтернативные образовательные системы в современных ДОО»

7

3

Тема 3.2. Вальдорфский детский сад.

Содержание учебного материала

6

3

1.История Вальдорфской педагогики. Цель и задачи воспитания детей в Вальдорфской педагогике.

2.Организация и содержание образовательной работы с детьми: рисование, пение, эвритмия и др.

3.Роль взрослого в организации развивающей предметно-пространственной среды и деятельности ребенка.

Практическое занятие № 5

Презентация проекта «Вольдофский детский сад»

4

3

Дифференцированный зачёт

1

3

Всего

Теоретических

Практических

Самостоятельная работа

106

52

22

32






3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета педагогики,

теоретических и методических основ дошкольного образования.


Оборудование учебного кабинета: рабочие места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, учебная доска; учебно-методические комплексы по темам дисциплины, пакет нормативных документов, таблицы, видеотека.



Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный комплекс.


3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

  1. Востухина, Т.Н. Планирование работы в детском саду по календарю [Текст] / Т.Н. Востухина. – Т.Ц. Сфера, 2016. – 115 с.

  2. Детство: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб: ООО «Идательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2017.-321с.

  3. Истоки. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] /Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова. – 5-е изд., перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 150 с.

  4. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]/  С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 356 с.

  5. Крылова, Н.М. Детский сад – Дом радости. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегрированного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности [Текст]/ Н.М. Крылова. – 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 225 с.; 2 приложения.

  6. Мелёхин, А.И. Обучение игре детей дошкольного возраста [Текст]// Справочник педагога-психолога. – 2016. - №2. – с.61.

  7. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] /С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик Т.Н. Доронова и др. – М.; Просвещение, 2016. – 224с.

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).


Дополнительные источники:

  1. Виноградова, Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ [текст]: Методическое пособие. / Н.А. Виноградова. – Издательство: Айрис-Пресс, 2017. – 192 с.

  2. Виноградова Н.А., Образовательная программа детского сада: согласование с федеральными требованиями [Текст] / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В.
    Кодачигова. – И.:АРКТИ, 2016. – 115 с.

  3. Вальдорфская педагогики [Текст]: / Сост. А.А. Пинский. – М.: Просвещение, 2016. – 494 с.


Интернет-ресурсы:


1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/window.

2. Приоритетные национальные проекты: Качественное образование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rost.ru/projects/education/education_main. shtml.

3. Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru/default.asp.

4. Российское образование. Федеральный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru/



4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.




Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные

знания)

Коды формируемых профессиональных и общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

У1. Определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания дошкольников;




ОК 1-11

ПК 3.3 ПК 1.1-1.2


Устный опрос

Практическая работа

Тестовые задания

У2. Анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;


ОК 1-12

ПК5.1-5.3.

Устный опрос.

Практическая работа

Решение кроссворда

Контрольная работа

У3. Находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;


ОК 1-11

ПК5.1-5.3.

Устный опрос.

Практическая работа

Решение кроссворда

Тестовые задания

У4. Ориентироваться в современных проблемах дошкольного образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования.


ОК 1,5,8,9

ПК 5.3







Устный опрос.

Тестовые задания

Контрольная работа.

З1. Отечественный и зарубежный опыт дошкольного образования;



ОК 1,4,5

ПК5.1-5.3.


Устный опрос.

Практическая работа

Тестовые задания

З2. Особенности содержания и организации педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях;


ОК 1,4,5

ПК2.7-3.1-3.5

Устный опрос.

Практическая работа

Тестовые задания

Контрольная работа

З3. Вариативные программы воспитания, обучения и развития детей;


ОК 9

ПК5.1-5.3

Устный опрос.

Контрольная работа.

Решение кроссворда

З4. Формы, методы и средства обучения и воспитания дошкольников, их педагогические возможности и условия применения;

ОК7

ПК3.1-3.5,2.1-2.7

Устный опрос.

Решение кроссворда

Практическая работа

Тестовые задания


З5. Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания дошкольников.


ОК 4,7

ПК 3.1-3.5

Устный опрос.

Практическая работа

Контрольная работа.



9