ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Воронежской области
«Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»
(ГБПОУ ВО «ВГПГК»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 Здания и инженерные системы гостиниц
для специальности
43.02.11 ГОСТИНИЧНЫЙ СЕРВИС
Наименование квалификации базовой подготовки
«Менеджер»
(Очная форма обучения)
Воронеж 2019
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС) по специальности 43.02.11 ГОСТИНИЧНЫЙ СЕРВИС
,утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 26.06.2014 № 32876.
Организация-разработчик: ГБПОУ ВО «ВГПГК»
УТВЕРЖДЕНО
Директор ГБПОУ ВО «ВГПГК»
_______________А.Н.Мачульский
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора ГБПОУ ВО «ВГПГК» по научно-методической работе
________________Ю.Б. Ащеулов
СОГЛАСОВАНО
Программа рассмотрена на заседании кафедры экономики
протокол № 1 от 29 августа 2019 г.
Заведующий кафедрой
_________________Е.В. Ефанова
Разработчики программы:
___________________ И.Ю. Чайковская, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ВО «ВГПГК»
29 августа 2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 10 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 11 |
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения примерной программы
Основная профессиональная образовательная программа - комплекс нормативно-методической документации, регламентирующий содержание, организацию и оценку качества подготовки обучающихся и выпускников по специальности 43.02.11 ГОСТИНИЧНЫЙ СЕРВИС
Нормативную правовую основу разработки основной профессиональной образовательной программы составляют:
– федеральный закон «Об образовании»;
– федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (СПО),
– нормативно-методические документы Минобрнауки России.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
ОП.05 Общепрофессиональная дисциплина
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения обучающийся должен уметь:
уметь:
использовать ресурсо- и энергосберегающие технологии в профессиональной деятельности;
использовать системы жизнеобеспечения и оборудование гостиниц и туристских комплексов для обеспечения комфорта проживающих;
осуществлять контроль выполнения правил и норм охраны труда и требований производственной санитарии и гигиены;
знать:
основные требования к зданиям гостиниц и туристических комплексов;
архитектурно-планировочные решения и функциональную организацию зданий гостиниц и туристических комплексов;
принципы оформления интерьеров гостиничных зданий;
требования к инженерно-техническому оборудованию и системам жизнеобеспечения гостиниц и туристических комплексов;
особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 97 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 65 часов; самостоятельной работы обучающегося 32 часа
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы обучающиеся должны овладеть следующими общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями.
Общие компетенции
Код | Наименование общих компетенций |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
.
Основные виды профессиональных компетенций
Код | Наименование видов профессиональной деятельности и профессиональных компетенций |
ПК 3.1. | Организовывать и контролировать работу обслуживающего и технического персонала хозяйственной службы при предоставлении услуги размещения, дополнительных услуг, уборке номеров и служебных помещений. |
ПК 3.2. | Организовывать и выполнять работу по предоставлению услуги питания в номерах (room-service). |
ПК 3.3. | Вести учет оборудования и инвентаря гостиницы. |
ПК 3.4. | Создавать условия для обеспечения сохранности вещей и ценностей проживающих. |
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Тематический план рабочей программы (вариант для СПО)
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов дисциплины* | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | В тч, курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ОК 1-9,ПК 3.1-3.4 | ОП.05 | 97 | 65 | 30 | - | 32 | - |
3.2. Примерный тематический план и содержание
| Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| | | 65 | |
| Раздел 1. Введение | | | |
| Тема 1.1. Основные принципы проектирования гостиничных предприятий | История развития и роль гостиничной индустрии в мире, основные понятия проектирования. | 2 | 3 |
| Практическое занятие 1. Обоснование целесообразности строительства гостиничного предприятия в период предпроектных работ. | 2 | 3 |
| Тема 1.2. Архитектурно-планировочные решения зданий гостиниц и туристских комплексов | Планировочная структура участка гостиничного предприятия. | 2 | 3 |
| Практическое занятие 2 Гостиничные предприятия города Воронежа | 2 | 3 |
| Тема 1.3. Функциональная организация зданий гостиниц и туристских комплексов | Признаки, характеризующие здание гостиницы. Составление схемы по размещению основных и вспомогательных блоков помещений гостиниц. | 2 | 3 |
| Практическое занятие 3. Определение основных и вспомогательных блоков помещений гостиниц | 2 | 3 |
| Практическое занятие 4. Определение организации пространственной среды гостиничного комплекса | 2 |
| Раздел 2. Инженерно-техническое оснащение гостиниц и туристических комплексов. Охрана труда | | | |
| Тема 2.1. Инженерное оборудование гостиниц и туристских комплексов | Общие понятия инженерно-технического оснащения. | 2 | 1 |
| Инженерное оборудование и системы жизнеобеспечения гостиниц и туристских комплексов. | 2 | 1 |
| Тема 2.2. Системы жизнеобеспечения гостиниц и туристских комплексов | Теплоснабжение. Системы отопления, водоснабжения, канализации. Система вентиляции. | 2 | 1 |
| Тема 2.3. Телекоммуникационные системы гостиниц | Значение телекоммуникационных систем в деятельности гостиницы | 2 | 1 |
| Практическое занятие 5. Решение производственных ситуаций | 2 | 1 |
| Тема 2.4. Правовые и нормативные основы безопасности труда | Правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в гостинице. | 2 | 3 |
| Практическое занятие 6. Проведение анализа причин профессиональных заболеваний и травматизма | 2 | 3 |
| Тема 2.5. Организационные основы безопасности труда | Служба охраны труда на предприятии | 2 | 3 |
| Тема 2.6. Производственный травматизм и профессиональные заболевания | Классификация опасных и вредных производственных факторов | 2 | 3 |
| Защита работников от вредных и опасных производственных факторов | 2 | 3 |
| | Практическая работа 7 Расследование и учёт несчастных случаев на производстве. | 4 | 3 |
| Раздел 3. Принципы оформления интерьеров гостиничных зданий | | | |
Тема 3.1. Интерьер и экстерьер гостиниц | Функциональное и эстетическое назначение интерьера и экстерьера | 2 | 2 |
Отделочные материалы для внутренних архитектурных поверхностей | 2 | 2 |
Практическое занятие 8. Выполнение расчёта площади служебных и вспомогательных помещений | 4 | 2 |
Тема 3.2. Мебель в жилых и общественных помещениях гостиниц | Виды мебели для гостиниц | 2 | 2 2 2 |
Зависимость интерьера от внешнего облика и конструктивных особенностей здания гостиницы | 2 |
Практическое занятие 9. Составление плана расстановки мебели в одно- и двухместном номерах различной площади | 6 |
Тема 3.3. Свет и цвет в интерьере гостиниц | Цветовое решение интерьера жилых и общественных гостиниц, виды освещения и осветительных приборов | 2 | 2 |
Раздел 3.4 Использование энергоэффективных и энергосберегающих технологий и оборудования в производственной сфере и быту | Уборочная техника: виды, устройства, обеспечивающие выработку, преобразование, экономное расходование энергии. Виды энергосберегающего оборудования, используемого в гостиничном сервисе» | 3 | 2 |
Практическое занятие 10. Применение автоматических сенсорных смесителей | 2 | 2 |
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ | Практическое занятие 11 Решение ситуационных задач | 2 | 2 |
| Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1. Оформление эскизов функционального зонирования различных помещений гостиничных предприятий. 2. Оформление презентации на тему «Архитектурно-планировочные решения современных гостиниц. 5.Презентации на тему «Оформление помещений гостиниц» 3. Составление схем организации гостиниц. 4. Презентации на тему: «Характеристика инженерно-технического оборудования гостиницы» Темы рефератов: 1.Экстерьер здания гостиниц 2. Текстильные материалы в интерьере гостиницах 3. Виды освещения и осветительных приборов 4. Роль растений в интерьере гостиниц 5. Декоративное оформление интерьера 6. Декоративные изделия из стекла 7. Интерьер номеров гостиницы 8. Основные принципы меблировки номеров 9. Текстиль для отелей и ресторанов 10. Произведения искусства в интерьере 11. Цвет в трудовой деятельности 12. Отделочные материалы для внутренних архитектурных поверхностей | 32 | |
| Всего 97 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины осуществляется:
-учебном кабинете инженерных систем гостиницы и охраны труда;-правового и документационного обеспечения управления;
-безопасности жизнедеятельности;
-лаборатории информатики и информационно-коммуникационных технологий.
1 .Оборудование учебного кабинета инженерных систем гостиницы и охраны труда:
Технические средства обучения, компьютер, видеодиски.
Учебно-наглядные пособия: плакаты разделам дисциплины, наличное оборудование отражающее содержание дисциплины, нормативные документы по охране труда.
Специализированная мебель: доска аудиторная, стойка-кафедра, стол и стул преподавателя, стол и стулья аудиторные
.2.Тренинговый кабинет информатики и информационно-коммуникационных технологий:
Рабочие места по количеству обучающихся
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Ляпина И.Ю. Материально-техническая база и оформление гостиниц и туркомплексов: Учебник для сред. Проф. Образования / И.Ю. Ляпина, Т.Л. Игнатьева, С.В. Безрукова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с.
Безрукова С.В. Требования к зданиям и инженерным системам гостиничных предприятий.-Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования, М.: Академия, 2017.- 208 с.ЭБС Академия
Безрукова С.В. Требования к зданиям и инженерным системам гостиничных предприятий.-Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования, М.: Академия, 2018.- 208 с.ЭБС Академия
Ёхина М.А. Организация и контроль текущей деятельности работников службы бронирования и продаж / 2-е изд., испр. и доп.– М.: Академия, 2018 – 240с.
Ёхина М.А. Организация и контроль текущей деятельности работников службы бронирования и продаж / 1-е изд., испр. и доп.– М.: Академия, 2017 – 240с.ЭБС Академия
Ёхина М.А. Организация обслуживания в гостиницах. учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / 6-е изд., испр. и доп.– М.: Издательский центр «Академия», 2015
Косолапов А.Б., Елисеева Т.И. Практикум по организации и менеджменту туризма и гостиничного хозяйства.-Учебное пособие.5-е изд. стер. – М.: КНОРУС, 2017 – 200с ЭБС Боок
Сорокина А.В. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах. Учебное пособие. – М.: Альфа-М: Инфра-М, 2014 – 304с. ЭБС Знаниум
Постановление Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»// СПС "Гарант Эксперт"
ГОСТ Р 50690-2000 Туристические услуги. Общие требования. от 16 ноября 2001 г. // СПС "Гарант Эксперт" .
Приказ Минфина РФ от 9 июля 2007 г. N 60н "Об утверждении формы бланка строгой отчетности" (с изм. в ред ФЗ от 3 мая 2012 г. N 47-ФЗ) // СПС "Гарант эксперт"
Тимохина, Т. Л. Гостиничная индустрия : учебник для СПО / Т. Л. Тимохина. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 336 с. — ЭБС Юрайт
Тимохина, Т. Л. Гостиничный сервис : учебник для СПО / Т. Л. Тимохина. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 331 с. — ЭБС Юрайт
Гридин, А. Д. Безопасность и охрана труда в сфере гостиничного обслуживания / А.Д. Гридин. – М.: Академия, 2013. – 224 с.
Интернет-ресурсы
1 http://all-hotels.ru
2. www.allrussiahotels.com
3. www.hotelconsulting.ru.
4. www.world-tourism.org (официальный сайт ВТО)
5. http://znanium.com Сибикин М.Ю. Технология энергосбережения (электронный образовательный ресурс
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Контроль и оценка освоения основных видов профессиональной деятельности, профессиональных и общих компетенций
образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе профессионального модуля, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля и промежуточной аттестации.
текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения.
обучение по профессиональному модулю завершается промежуточной аттестацией, которую проводит экзаменационная комиссия.
формы и методы текущего и итогового контроля по профессиональному модулю самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
для текущего и итогового контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (фос).
фос включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знать: | |
основные требования к зданиям гостиниц и туристических комплексов; | Устный индивидуальный опрос; самостоятельные письменные работы; дифференцированный зачет |
архитектурно-планировочные решения и функциональную организацию зданий гостиниц и туристических комплексов; | Выступления с тезисами докладов, с сообщениями по самостоятельно изученным темам |
принципы оформления интерьеров гостиничных зданий; | Выступления с тезисами докладов, с сообщениями по самостоятельно изученным темам |
требования к инженерно-техническому оборудованию и системам жизнеобеспечения гостиниц и туристических комплексов; | Выступления с тезисами докладов, с сообщениями по самостоятельно изученным темам |
особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации | Выступления с тезисами докладов, с сообщениями по самостоятельно изученным темам |
Уметь: | |
использовать ресурсо- и энергосберегающие технологии в профессиональной деятельности; | Выступления с тезисами докладов, с сообщениями по самостоятельно изученным темам |
использовать системы жизнеобеспечения и оборудование гостиниц и туристских комплексов для обеспечения комфорта проживающих; | Устный индивидуальный опрос; самостоятельные письменные работы; дифференцированный зачет |
осуществлять контроль выполнения правил и норм охраны труда и требований производственной санитарии и гигиены; | Устный индивидуальный опрос; самостоятельные письменные работы; дифференцированный зачет |
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели результатов подготовки | Формы и методы контроля |
Пк 3.1 организовывать и контролировать работу обслуживающего и технического персонала хозяйственной службы при предоставлении услуги размещения, дополнительных услуг, уборке номеров и служебных помещений. | Демонстрировать умения в управлении гостиницами | Устный опрос |
Пк 3.2 организовывать и выполнять работу по предоставлению услуги питания в номерах (room-service). | Демонстрировать умения в организации гостиничных услуг | Устный опрос |
Пк 3.3 вести учет оборудования и инвентаря гостиницы | Умение работать с отчетной документацией | Письменная работа |
Пк 3.4 создавать условия для обеспечения сохранности вещей и ценностей проживающих. | Знание правил охраны | Письменная работа |
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели результатов подготовки | Формы и методы контроля |
Ок 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - демонстрация интереса к будущей профессии. | Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях |
Ок 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | - обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов; - демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач. | Устный опрос Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях |
Ок 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | - демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях |
Ок 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях |
Ок 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения. | Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях |
Ок 6.. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | - планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня. | Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. | - планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня. | Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях |
Ок 8 самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | - планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня. | Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях |
Ок 9 ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | - демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
Балл (отметка) | Вербальный аналог |
90 ÷ 100 | 5 | Отлично |
80 ÷ 89 | 4 | Хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | Удовлетворительно |
Менее 70 | 2 | Неудовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.
*