Министерство образования Сахалинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сахалинский индустриальный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
БАЗ ДАННЫХ
для профессий
среднего профессионального образования
09.02.06 Сетевое и системное администрирование
г. Оха
2020
Разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1548 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.06 Сетевое и системное администрирование)
Организация-разработчик: ГБПОУ «СИТ»
Разработчик:
Линчевский А.С., преподаватель профессионального цикла ГБПОУ «СИТ»
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела | Стр. |
1 | Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | 4 |
2 | Структура и содержание учебной дисциплины | 6 |
3 | Условия реализации учебной дисциплины | 11 |
4 | Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 15 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
БАЗ ДАННЫХ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.06 Сетевое и системное администрирование.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке и переподготовке работников в области организации и проведения работ по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию радиоэлектронных устройств систем связи по профессиям укрупненных специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл, имеет связь с дисциплинами ОП.03 Информационные технологии, ОП.04 Основы алгоритмизации и программирования.
1.3. Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Проектировать реляционную базу данных.
Использовать язык запросов для программного извлечения сведений из баз данных.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Основы теории баз данных.
Модели данных.
Особенности реляционной модели и проектирование баз данных, изобразительные средства, используемые в ER-моделировании.
Основы реляционной алгебры.
Принципы проектирования баз данных, обеспечение непротиворечивости и целостности данных.
Средства проектирования структур баз данных.
Язык запросов SQL.
В результате изучения дисциплины обучающийся осваивает элементы общих и профессиональных компетенций.
Код | Наименование компетенций |
ОК 1. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. |
ОК 2. | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ОК 4. | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 5. | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
ОК 9. | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. |
ПК 1.2. | Разрабатывать программные модули в соответствии с техническим заданием. |
ПК 1.5. | Выполнять требования нормативно-технической документации, иметь опыт оформления проектной документации. |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:
обязательной учебной нагрузки обучающегося 34 часов;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 70 |
в том числе: | |
практические занятия | 34 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 20 |
в том числе: подготовка сообщения, реферата или доклада заполнение и изучение таблиц выполнение индивидуальных дифференцированных заданий (в том числе исследовательских, проектных, творческих) составление глоссария по темам дисциплины формирование справочного материала по темам дисциплины подбор материала для подготовки к промежуточному и итоговому контролю работа с Интернет ресурсами | |
Итоговая аттестация в форме: дифференцированный зачет | |
Распределение часов, отводимое на освоение общеобразовательной дисциплины, по семестрам:
№ п/п | Нагрузка обучающегося | Номер семестра | Всего часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
09.02.06 Сетевое и системное администрирование |
1.1 | Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | | | | 70 | | | | | 70 |
В том числе: | Занятий на уроках | | | | 36 | | | | | 36 |
Практические занятия | | | | 34 | | | | | 34 |
1.2 | Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающегося | | | | 20 | | | | | 20 |
1.3 | Итоговая аттестация в форме д/зачета | | | | | | | | | |
2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины
ОП.08. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. | Основные понятия баз данных | 2 / 4 / 0 | |
Тема 1.1. Основные понятия баз данных | Содержание учебного материала | | |
Основные понятия теории БД | 2 | 2 |
Анализ предметной области | 2 | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 1 | | |
Анализ предметной области, составление схемы видов связи между объектами «Студенты» - «Зачетки»/ «Владельцы» - «Транспорт». | 2 | |
Раздел 2. | Взаимосвязи в моделях и реляционный подход к построению моделей | 2 / 8 / 0 | |
Тема 2.1. Взаимосвязи в моделях и реляционный подход к построению моделей | Содержание учебного материала | | |
Логическая и физическая независимость данных | 2 | 2 |
Типы моделей данных. Реляционная модель данных | 2 | 2 |
Реляционная алгебра | 2 | |
Операции реляционной алгебры (объединение, пересечение, вычитание, декартово произведение, выборка, проекция, соединение, деление); | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 2 | | |
Составление задач на операции реляционной алгебры (объединение, пересечение, вычитание, декартово произведение, выборка, проекция, соединение, деление) | 2 | |
Раздел 3. | Этапы проектирования баз данных | 4 / 8 / 6 | |
Тема 3.1. Этапы проектирования баз данных | Содержание учебного материала | | |
Основные этапы проектирования БД | 2 | 2 |
Концептуальное проектирование БД | 2 | 2 |
Основные характеристики каждого этапа проектирования БД | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 3 | | |
Подготовить расширенный конспект по темам «Основные характеристики каждого этапа проектирования БД» | 2 | |
Нормализация БД | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 4 | | |
Создание концептуальной и инфологической модели | 2 | |
Практическое занятие № 1 | | |
Нормализация реляционной БД, освоение принципов проектирования БД | 2 | 3 |
Практическое занятие № 2 | | |
Преобразование реляционной БД в сущности и связи. | 2 | 3 |
Практическое занятие № 3 | | |
Проектирование реляционной БД. Нормализация таблиц | 2 | 3 |
Раздел 4. | Проектирование структур баз данных | 4 / 6 / 6 | |
Тема 4.1. Проектирование структур баз данных | Содержание учебного материала | | |
Средства проектирования структур БД | 2 | 2 |
Организация интерфейса с пользователем | 2 | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 5 | | |
Составление таблицы объектов по предметной области «Учет оптовой продажи товара» | 2 | |
Нормализация отношений БД методом построения ER – диаграммы. Шаги выполнения метода ER – диаграмма. Построение логической схемы БД. | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 6 | | |
Построение ER – диаграммы и выполнение ее анализа по предложенной ПО | 2 | |
Практическое занятие № 4 | | |
Создание проекта БД. Создание БД. Редактирование и модификация таблиц | 2 | 3 |
Практическое занятие № 5 | | |
Редактирование, добавление и удаление записей в таблице. Применение логических условий к записям. Открытие, редактирование и пополнение табличного файла. | 2 | 3 |
Практическое занятие № 6 | | |
Задание ключей. Создание основных объектов БД | 2 | |
Практическое занятие № 7 | | |
Создание ключевых полей. Задание индексов. Установление и удаление связей между таблицами. | 2 | 3 |
Раздел 5. | Организация запросов SQL | 8 / 10 / 20 | |
Тема 5.1. Организация запросов SQL | Содержание учебного материала | | |
Основные понятия языка SQL. Синтаксис операторов, типы данных. | 2 | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 7 | | |
Подготовить расширенный конспект по темам «Синтаксис и назначение SQL команд, принцип их работы. Категории команд SQL» | 2 | |
Создание, модификация и удаление таблиц. Операторы манипулирования данными | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 8 | | |
Подготовка индивидуальных заданий на языке SQL | 2 | |
Организация запросов на выборку данных при помощи языка SQL | 2 | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 9 | | |
Подготовка индивидуальных заданий на языке SQL | 2 | |
Организация запросов на выборку данных при помощи языка SQL | 2 | |
Сортировка и группировка данных в SQL | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 10 | | |
Разработка SQL запросов с использованием тактовых и числовых функций | 2 | |
Практическое занятие № 8 | | |
Проведение сортировки и фильтрации данных. Поиск данных по одному и нескольким полям. Поиск данных в таблице. | 2 | 3 |
Практическое занятие № 9 | | |
Работа с переменными. Написание программного файла и работа с табличными файлами. Заполнение массива из табличного файла. Заполнение табличного файла из массива. | 2 | 3 |
Практическое занятие № 10 | | |
Добавление записей в табличный файл из двумерного массива. Работа с командами ввода-вывода. Использование функций для работы с массивами. | 2 | |
Практическое занятие № 11 | | |
Создание меню различных видов. Модификация и управление меню. | 2 | 3 |
Практическое занятие № 12 | | |
Создание рабочих и системных окон. Добавление элементов управления рабочим окном | 2 | |
Практическое занятие № 13 | | |
Создание файла проекта базы данных. Создание интерфейса входной формы. Использование исполняемого файла проекта БД, приемы создания и управления | 2 | |
Практическое занятие № 14 | | |
Создание формы. Управление внешним видом формы. | 2 | |
Практическое занятие № 15 | | |
Задание значений и ограничений поля. Проверка введенного в поле значения. Отображение данных числового типа и типа дата | 2 | |
Практическое занятие № 16 | | |
Создание и модификация таблиц БД. Выборка данных из БД. Модификация содержимого БД. | 2 | |
Практическое занятие № 17 | | |
Обработка транзакций. Использование функций защиты для БД. | 2 | |
Дифференцированный зачет | |
| | 20 / 36 / 34 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы предполагает наличие лаборатории «Сетевое и системное администрирование».
Оборудование кабинета и рабочих мест лаборатории «Сетевое и системное администрирование»:
Автоматизированные рабочие места по количеству обучающихся обучающихся (Процессор не ниже Core i3, оперативная память объемом не менее 4 Гб);
Автоматизированное рабочее место преподавателя (Процессор не ниже Core i3, оперативная память объемом не менее 4 Гб);
Сервер в лаборатории (8-х ядерный процессор с частотой не менее 3 ГГц, оперативная память объемом не менее 16 Гб, жесткие диски общим объемом не менее 1 Тб, программное обеспечение: WindowsServer 2012 или более новая версия);
Проектор и экран;
Маркерная доска;
Программное обеспечение общего и профессионального назначения.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Федорова Г.Н. Основы проектирования баз данных, Издание: 4-е изд. перераб., Артикул издания: 104119270, – М.: Издательский центр «Академия», Год выпуска: 2020
Дополнительные источники:
Илюшечкин, В.М. Основы использования и проектирования баз данных: учебник / В.М.Илюшечкин. – М.: Юрайт, 2016. – 214 с.
Федорова, Г.Н. Основы проектирования баз данных: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Г.Н. Федорова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 224 с.
Агальцов В.П. Базы данных. В 2-х кн. Книга 2. Распределенные и удаленные базы данных : учебник / В.П. Агальцов. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2017. — 271 с.
Белов В.В., Чистякова В.И. Алгоритмы и структуры данных: Учебник / - М.:КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 240 с.: 60x90 1/16. - ISBN 978-5-906818-25-6
Васильков А.В.,. Васильков И.А. Безопасность и управление доступом в информационных системах : учеб. пособие /— М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. — 368 с. — (Среднее профессиональное образование).
Голицына О.Л.,. Партыка Т.Л,. Попов И.И. Основы проектирования баз данных : учеб. пособие /. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. — 416 с. : ил. — (Cреднее профессиональное образование).
Григорьев А.А.. Методы и алгоритмы обработки данных : учеб. пособие /. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 256 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. —www.dx.doi.org/10.12737/22119.
Золотухина Е.Б., Красникова С.А., Вишня А.С. Управление жизненным циклом информационных систем (продвинутый курс): Электронная публикация / - М.:КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 119 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-906818-36-2
Мартишин С.А., Симонов В.Л., Храпченко М.В Базы данных. Практическое применение СУБД SQL и NoSOL-типа для применения проектирования информационных систем: Учебное пособие. - М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 368 с.:
Шустова Л.И. Базы данных : учебник / Л.И. Шустова, О.В. Тараканов. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 304 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. —— www.dx.doi.org/10.12737/11549.
Интернет-ресурсы:
www.fcior.edu.ru (Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования.).
www.school-collection.edu.ru (Федеральное хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов).
www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы и дистанционное обучение в Национальном Открытом Университете «ИНТУИТ» по курсу «Информатика»).
https://iite.unesco.org/ru/ (Открытые электронные курсы Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО) по информационным технологиям).
www.megabook.ru (Мега энциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).
www.digital-edu.ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»).
www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации).
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения практических занятий работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: Проектировать реляционную базу данных. Использовать язык запросов для программного извлечения сведений из баз данных. | Грамотное проектирование реляционной базы данных, с обеспечением непротиворечивости и целостности данных; скорость и точность выполнения задания; соответствие построенного запроса условию задачи. | Практические занятия Внеаудиторная самостоятельная работа Дифференцированный зачет |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины Основы теории баз данных. Модели данных. Особенности реляционной модели и проектирование баз данных, изобразительные средства, используемые в ER-моделировании. Основы реляционной алгебры. Принципы проектирования баз данных, обеспечение непротиворечивости и целостности данных. Средства проектирования структур баз данных. Язык запросов SQL. | четкость и правильность ответов на вопросы; логика изложения материала; ясность и аргументированность изложения собственного мнения | Тестирование Дифференцированный зачет |