Управление образования и науки Липецкой области.
ГОБПОУ СПО «Аграрный техникум Конь-Колодезский»
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 12 Патологическая физиология и патологическая анатомия животных.
Программы подготовки специалистов среднего звена
Специальности 36.02.01. «ВЕТЕРИНАРИЯ»
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ.
2017г.
Одобрено цикловой методической
комиссией Согласовано зам. директора общепрофессиональных и профес- по учебной работе сиональных кинологических и вете _______________________
ринарных дисциплин _______________________
Протокол № от « » 2017г.
______________/Маслова Н.П. ____________/Киселёва М.Н.
Организация-разработчик: ГОБПОУ «Конь-Колодезский аграрный техникум»
Разработчик:
Чернова Людмила Андреевна преподаватель общепрофесссиональных дисциплин и профессиональных модулей.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 12 «Патологическая физиология и патологическая анатомия животных» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 36.02.01 «Ветеринария», утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. № 504.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 35.02.01. «Ветеринария» в соответствии с требованиями ФГОС СПО3+
ГОБПОУ «Конь-Колодезский аграрный техникум»
Аннотация к учебной дисциплине
ОП.12 «Патологическая физиология и патологическая анатомия животных»
1.1 Область применения программы
Программа профессиональной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 36.02.01. «Ветеринария» базового уровня. Входит в состав общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- Наблюдать за действием различных факторов на организм животных.
-Наблюдать за степенью выраженности реактивности организма животного на действие аллергена, при наркозе,в условиях пониженного атмосферного давления.
-Воспроизводить различные виды местного расстройства кровообращения, определять на препаратах, муляжах, микропрепаратах признаки местных расстройств крово - и лимфообращения;
-определять различные виды дистрофий по описанию, музейным препаратам, муляжам, боенских конфискатов, рисункам, таблицам, задачам;
-определять признаки смерти и посмертных изменений при вскрытии трупов животных отбирать патологический материал для дополнительных методов исследования;
-определять признаки воспаления его виды по рисункам, муляжам натуральным препаратам, гистологическим препаратам;
-уметь определять различные виды опухолей и лейкозов по рисункам, муляжам, гистологическим препаратам;
-определять количественный и качественный состав крови;
-определять различные виды заболеваний органов дыхания;
- определять различные виды заболеваний органов пищеварения,
- определять различные виды заболеваний печени;
- определять различные виды заболеваний органов мочеполовой системы;
- определять различные виды отравлений;
- определять различные виды инфекционных заболеваний;
- определять различные виды инвазионных заболеваний;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-Этиологию, патогенез, классификацию функциональные и морфологические изменения исходы гипертрофии и регенерации;
- Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы воспаления;
- Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы дистрофий;
- Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы местных расстройств крово- и лимфообращения.
- Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы лихорадки;
- Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы опухолей и лейкозов;
- Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы некрозов, атрофий;
- Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы патологий сердечно -сосудистой системы, патологии крови и иммунной системы;
- Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы при патологии органов дыхания;
- Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы при патологии системы пищеварения;
- Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы при патологии печени;
- Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы при патологии мочеполовой системы.
- Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы эндокринной системы;
- Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы нервной системы;
- Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы обмена веществ;
- Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы отравлений;
- Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы при инфекционных болезнях;
- Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы при микозах и микотоксикозах;
- Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы при инвазионных болезнях.
Вышеперечисленные умения, знания и практический опыт направлены на подготовку к формированию у студентов профессиональных и общих компетенций.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 183часа,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 122 часа;
самостоятельной работы студентов 61 час.
Практические занятия 44 часа.
Итоговая аттестация в форме:
пятый семестр- экзамен (форма и задания указаны в ФОС).
1.4 Содержание обучения по дисциплине.
Раздел 1. Общая нозология.
Тема 1.1. Учение о болезни.
Тема 1.2. Общая этиология
Тема 1.3. Роль факторов внешней среды в возникновении болезни.
Тема 1.4. Учение о патогенезе.
Тема 1.5. Реактивность организма.
Раздел 2. Общепатологические процессы.
Тема 2.1. Расстройство кровообращения лимфообращения и содержания тканевой жидкости.
Тема 2.2. Некроз, апоптоз, атрофия.
Тема 2.3. Дистрофия.
Тема 2.4. Смерть
Тема 2.5. Гипертрофия и регенерация
Тема 2.6. Воспаление
Тема 2.7. Расстройство теплорегуляции. Лихорадка
Тема 2.8. Опухоли. Лейкозы.
Раздел 3.Частная патология.
Тема 3.1 Патология сердечно -сосудистой системы и органов кроветворения.
Тема 3.2 Патология системы крови
Тема 3.3 Патология системы органов дыхания
Тема 3.4 Патология органов пищеварения.
Тема 3.5 Патология печени
Тема3.6 Патология мочеполовой системы
Тема 3.7 Патология эндокринной системы
Тема 3.8 Патология нервной системы
Тема 3.9 Патология обмена веществ
Тема 3.10 Отравления.
Тема 3.11 Инфекционные болезни.
Тема3.12Микозы и микотоксикозы.
Тема3.13 Инвазионные болезни.
Раздел 4 Вскрытие трупов.
Тема 4.1 Вскрытие трупов животных.
В рабочей программе представлены:
Результаты освоения учебной дисциплины
Структура и содержание учебной дисциплины
Условия реализации программы учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Содержание рабочей программы учебной дисциплины полностью соответствует содержанию ФГОС по специальности СПО 36.02.01.) «Ветеринария» и обеспечивает практическую реализацию ФГОС в рамках образовательного процесса.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 36.02.01. Ветеринария
Организация-разработчик ГОБПОУ «Конь-Колодезский аграрный техникум»
Разработчик: Чернова Людмила Андреевна преподаватель общепрофессиональных и профессиональных дисциплин и модулей.
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию государственного учреждения Федерального института развития образования(ФГУ ФИРО)
Заключение экспертного совета№_________от «_____»_________201 года
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРтрабочейПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 10 |
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 13 |
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины Контроль и оценка освоения результатов учебной дисциплины | 21 27 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Патологическая физиология и патологическая анатомия животных.
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС3+ по специальности 36.02.01. «Ветеринария».
Рабочая программа специальной дисциплины может быть использована при реализации профессиональных основных образовательных программ по специальности 36.02.01. Ветеринария всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию профессиональной основной образовательной программы данной специальности, имеющими государственную аккредитацию на базе среднего (полного) общего образования 2 года 10 месяцев, на базе основного общего образования 3 года 10 месяцев
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована
для подготовки студентов к освоению профессиональных компетенций по профессиональным модулям ПМ01, ПМ02, ПМ03, ПМ04, ПМ05.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина «Патологическая физиология и патологическая анатомия» относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- Наблюдать за действием различных факторов на организм животных.
-Наблюдать за степенью выраженности реактивности организма животного на действие аллергена, при наркозе, в условиях пониженного атмосферного давления.
-Воспроизводить различные виды местного расстройства кровообращения, определять на препаратах, муляжах, микропрепаратах признаки местных расстройств крово - и лимфообращения;
-определять различные виды дистрофий по описанию, музейным препаратам, муляжам, боенских конфискатов, рисункам, таблицам, задачам;
-определять признаки смерти и посмертных изменений при вскрытии трупов животных отбирать патологический материал для дополнительных методов исследования;
-определять признаки воспаления его виды по рисункам, муляжам, натуральным препаратам, гистологическим препаратам;
-уметь определять различные виды опухолей и лейкозов по рисункам, муляжам, гистологическим препаратам;
-определять количественный и качественный состав крови;
-определять различные виды заболеваний органов дыхания;
- определять различные виды заболеваний органов пищеварения,
- определять различные виды заболеваний печени;
- определять различные виды заболеваний органов мочеполовой системы;
- определять различные виды отравлений;
- определять различные виды инфекционных заболеваний;
- определять различные виды инвазионных заболеваний;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-Этиологию, патогенез, классификацию функциональные и морфологические изменения исходы гипертрофии и регенерации;
- Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы воспаления;
- Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы дистрофий;
- Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы местных расстройств крово- и лимфообращения.
- Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы лихорадки;
- Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы опухолей и лейкозов;
- Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы некрозов, атрофий;
- Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы патологий сердечно -сосудистой системы, патологии крови и иммунной системы;
- Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы при патологии органов дыхания;
- Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы при патологии системы пищеварения;
- Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы при патологии печени;
- Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы при патологии мочеполовой системы.
- Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы эндокринной системы;
- Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы нервной системы;
- Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы обмена веществ;
- Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы отравлений;
- Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы при инфекционных болезнях;
- Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы при микозах и микотоксикозах;
- Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы при инвазионных болезнях.
Вышеперечисленные умения, знания и практический опыт направлены на подготовку к формированию у студентов профессиональных и общих компетенций.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студентов 183 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 122 часа;
самостоятельной работы студентов 61 час.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 183 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 122 |
в том числе: | |
практические занятия | 44 |
курсовая работа (проект) | Не предусмотрена |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 61 час |
в том числе: | |
1.аудиторная самостоятельная работа -решение ситуационных производственных (профессиональных) задач. -практические занятия, -контрольные работы, -работа с учебником, -деловые игры -работа со словарём -работа со справочной литературой -работа с дополнительной литературой 2.внеаудиторная самостоятельная работа: -выполнение домашних заданий и творческих работ, -подготовка к выполнению контрольных работ - подготовка к дифференцированному зачёту -подготовка к экзамену; -подготовка проектов; -подготовка реферата; - подготовка проектов; -составление доклада -домашняя работа -составление конспектов - составление кроссвордов -чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); - составление плана текста; - конспектирование текста; - выписки из текста; - работа со словарями и справочниками; -ознакомление с нормативными документами; - использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.; - работа с конспектом лекции (обработка текста); - повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); - составление плана и тезисов ответа; - составление таблиц для систематизации учебного материала; - изучение нормативных материалов; - ответы на контрольные вопросы; -подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование, подготовка презентаций и др.; -для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; -Составление графологических схем; -решение ситуационных производственных (профессиональных) задач. | 61 час |
Итоговая аттестация в форме: пятый семестр- экзамен. (форма и задания указаны в ФОС). |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины: Патологическая физиология и патологическая анатомия животных. наименование
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
| Введение. | 2 | 2 |
Раздел 1. | Общая нозология. | 12 | |
Тема 1.1. Тема 1.2 Тема 1.3 Тема 1.4 Тема 1.5 | Содержание учебного материала. | |
1 | Учение о болезни. | 2 | 2 |
2 | Общая этиология. | 2 | 2 |
3. | Роль факторов внешней среды в возникновении болезни. | 4 | 2 |
4. | Учение о патогенезе. | 2 | 2 |
5. | Реактивность организма. Контрольная работа. | 2 | 2 |
Лабораторные работы. | - | |
Практические занятия. | | |
1.Наблюдение за действием различных патогенных факторов на организм животных. Решение ситуационных задач. | 2 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся. | 17 |
| 1.Краткая история развития патологии. 2.Снижение хозяйственной полноценности как показатель болезни сельскохозяйственных животных. 3.Современные представления об этиологии болезней. Роль этиологического фактора в развитии патологического процесса. 4.Травматический шок, стадии его развития. 5.Основные механизмы развития болезней 6.Механизм развития шока, его виды 7. Зависимость реактивности организма от состояния нервной и эндокринной систем, вида, возраста, пола, индивидуальных особенностей 8.Роль рецепции в возникновении болезни. 9.Составление схемы изучения болезни. | 2 2 2 2 2 2 2 2 1 |
Раздел 2. | Общепатологические процессы. | 42 |
Тема 2.1 Тема 2.2 Тема 2.3 Тема 2.4 Тема 2.5 Тема 2.6 Тема.2.7. Тема 2.8. | Содержание учебного материала. | | |
1.Расстройство кровообращения лимфообращения и содержания тканевой жидкости. | 6 | 2 |
2Некроз, апоптоз, атрофия. | 4 | 2 |
3.Дистрофия. | 6 | 2 |
4. Смерть. | 6 | |
5.Гипертрофия и регенерация. | 2 |
6.Воспаление. | 8 |
7.Расстройство теплорегуляции .Лихорадка. | 2 |
8. Опухоли. Лейкозы. Контрольная работа. | 8 |
| Лабораторные работы. | - |
| Практические занятия. | 16 |
| 1.Воспроизведение различных видов местного расстройства крово- и лимфообращения: определение признаков расстройства крово- и лимфообращения на трупном материале боенских конфискатах, гистологических и музейных препаратах. Решение ситуационных задач. | 2 2 2 2 2 2 2 |
2.Определение признаков некрозов, апоптоза и атрофии, по гистологическим препаратам, таблицам, рисункам, диапозитивам, слайдам, музейным препаратам и боенским конфискатах. Решение ситуационных задач. |
3. Определение различных видов дистрофии по гистологическим и музейным препаратам, рисункам, таблицам, диапозитивам, слайдам, на натуральных препаратах. Решение ситуационных задач. |
4.Определение признаков смерти и посмертных изменений при вскрытии трупов животных отбор патологического материала для дополнительных методов исследования. |
5.Определение признаков воспаления, его виды на больных животных, трупном материале ,на музейных препаратах. |
6.Изучение различных видов воспаления о макро и микропрепаратам, муляжам, рисункам, таблицам. Решение ситуационных задач. |
7.Определение различных видов опухолей, по препаратам и муляжам. Решение ситуационных задач. |
| 8.Изучение различных видов, лейкозов по препаратам, муляжам, рисункам, слайдам. Решение ситуационных задач. | 2 |
| Контрольные работы | |
| Самостоятельная работа обучающихся. 1. Отличие тромбов от посмертных сгустков крови. 2.Компенсаторные механизмы, исход и значение 3. Химический состав камней и их значение для организма животного. 4. Отличие трупных изменений от сходных патологических процессов 5. Особенности регенерации у разных видов животных. 6. Влияние нервной эндокринной и иммунной систем на воспаление. 7. Значение лихорадки для организма. 8.Отёки и водянки. Классификация и краткая характеристика. 9.Эндогенные и экзогенные нарушения пигментации. 10.Процесс заживления ран | 20 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
Раздел 3. | Частная патология. | 62 |
Тема 3.1. Тема 3.2. Тема 3.3. Тема 3.4. Тема 3.5. Тема 3.6. Тема 3.7. Тема 3.8. Тема 3.9. Тема3.10. Тема 3.11. Тема 3.12. Тема 3.13. | Патология сердечно -сосудистой системы и органов кроветворения. | 4 4 8 4 4 4 2 2 6 6 8 4 6 |
Патология системы крови. |
Патология системы органов дыхания. |
Патология органов пищеварения. |
Патология печени. |
Патология мочеполовой системы. |
Патология эндокринной системы. |
Патология нервной системы. |
Патология обмена веществ. |
Отравления. |
Инфекционные болезни. |
Микозы и микотоксикозы. |
Инвазионные болезни. |
Лабораторные работы. | - |
Практические занятия. | 26 |
| 1.Определение количественного и качественного состава крови. | 2 |
2.Определение различных видов заболеваний органов дыхания на натуральных препаратах, гистологических, сухих и влажных препаратах. | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
3 Решение ситуационных задач. Изучение патологоанатомических изменений при пневмониях, объёмных изменений лёгких и других патологий по рисункам, муляжам ,микро и макропрепаратам слайдам. |
4. Определение болезней органов пищеварения по рисункам, таблицам, гистологическим препаратам, слайдам. Решение ситуационных задач. |
5.Изучение патологий печени по макро- и микропрепаратам, слайдам, рисункам, муляжам. Решение ситуационных задач. |
6.Определение болезней органов мочеполовой системы на трупном материале, сухих и влажных препаратах, по рисункам, таблицам, слайдам. Решение ситуационных задач. |
7.Изучение и определение болезней нарушения обмена веществ по рисункам, таблицам, гистологическим и натуральным препаратам, муляжам, слайдам. |
8.Нарушение обмена веществ. Решение ситуационных задач. |
9.Определение различных видов отравлений по рисункам, таблицам, гистологическим препаратам, муляжам, слайдам. Решение ситуационных задач. |
10. Определение различных видов инфекционных болезней по рисункам ,таблицам ,муляжам, гистологическим и натуральным препаратам .Решение ситуационных задач.. |
11.Изучение патологоанатомических изменений при инфекционных заболеваниях животных .Решение ситуационных задач. |
12. Определение различных видов микозов и микотоксикозов по рисункам, микропрепаратам, макропрепаратам. Слайдам, диапозитивам. Решение ситуационных задач. |
13.Изучение различных видов инвазионных заболеваний по рисункам, слайдам, муляжам, микропрепаратам, рисункам. Решение ситуационных задач. |
| Самостоятельная работа обучающихся. | 18 |
| 1.Понятие о гипертонии и гипотонии. 2.Патология тимуса. 3.Язвенная болезнь желудка у свиней. 4.Эндометриты, метриты, параметриты. 5.Маститы. 6.Стресс и общий адаптационный синдром. 7.Сахарный и несахарный диабет. 8.Эрготизм. 9. Дифференциальная диагностика гельминтозов. | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
Раздел 4 | Вскрытие трупов. | 4 |
Тема 4.1. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Вскрытие трупов животных. Контрольная работа. | 2 |
2 | Контрольная работа. | 2 | 3 |
| Лабораторные работы. | - | |
| Практические работы. | - | |
Самостоятельная работа обучающихся. 1.Ветеринарно-просветительная работа. 2.Изготовление музейных препаратов. 3.Этапы диагностического процесса. | 6 | |
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены) | Не предусмотрено |
Самостоятельная работа обучающихся . | 61 |
Всего: | 183 |
Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
.
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебной лаборатории «Патологическая физиология и патологическая анатомия животных»;
Оборудование учебной лаборатории на 30 посадочных мест: 15 микроскопов, микропрепараты по каждой теме общепатологических процессов, шкафы, ученические столы, компьютер в сборе, проектор, экран.
П Е Р Е Ч Е Н Ь ПЛАКТОВ, СХЕМ (в электронном виде), ТАБЛИЦ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ЖИВОТНЫХ»
1 РАЗДЕЛ ОБЩАЯ ПАТОЛОГИЯ
№ 1. Классификация болезни.
№ 2. Причины болезни.
№ 3. Периоды болезни.
№ 4. Причинно-следственная связь.
№ 5. Стадии развития шока.
№ 6. Виды реактивности организма.
№ 7. Кровоизлияния, гиперемия, инфаркты.
2 РАЗДЕЛ ОБЩЕПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
№ 8. Нарушение кровообращения.
№ 9. Инфаркты.
№ 10. Анемии.
№ 11. Образование тромбов.
№ 12. Отеки и водянки.
№ 13. Некроз.
№ 14. Гангрена кожи при роже.
№ 15. Атрофия.
№ 16. Минеральная дистрофия.
№ 17. Истинный энтеролит на распиле.
№ 18. Признаки смерти. Виды смерти.
№ 19. Гипертрофия.
№ 20. Регенерация.
№ 21. Классификация смерти. Причины смерти. Виды смерти.
№ 22. Классификация воспаления. Причины воспаления.
№ 23. Схема фагоцитоза.
№ 24. Строение карбункула и фурункула.
№ 25. Строение карбункула и фурункула.
№ 26. Виды лихорадок.
№ 27. Классификация опухолей.
№ 28. Атипизм роста опухолей.
№ 29, 30. Опухоли.
№ 31. Схема роста опухолей.
3 РАЗДЕЛ ЧАСТНАЯ ПАТОЛОГИЯ
№ 32. Патология кровообращения.
№ 33. Перикардит. Эндокардит.
№ 34. Патология дыхания. Классификация причин.
№ 35. Патология внешнего дыхания.
№ 36. Крупозная бронхопневмония.
№ 37. Спазм, закупорка, утопление
№ 37а). Схема патологии дыхания
№ 38, 39. Патология пищеварения.
№ 40, 41. Схема строения грыжи.
№ 42. Желтуха. Ожирение печени.
№ 43, 44. Патология печени.
№ 45. Желтуха. Классификация желтухи.
№ 46. Патология мочевой системы.
№ 47. Причины изменения мочеобразования.
№ 48. Качественные изменения мочи.
№ 49. Количественные изменения мочи.
№ 50. Нарушение клубочковой фильтрации.
№ 51. Нарушение канальцевой реабсорбции почек.
№ 52. Кисты.
№ 53. Нефрит. Нефрозы.
№ 54. Нефрозонефрит.
№ 55. Гидронефроз почки свиньи.
№ 56. Гломерулонефрит.
№ 57. Причины эндокринных нарушений.
№ 58. Патология околощитовидной железы.
№ 59. Патология нервной системы.
№ 60. Беломышечная болезнь ягнят.
№ 61. Авитаминоз птиц.
№ 62. Рахит.
№ 63. Классификация отравлений.
№ 64. Классификация ядов по химическому составу.
№ 65, 66, 67, 68, 69, 70. Эрготизм.
№ 71. Отравление фтором.
№ 72. Бацилярно-бактериальные болезни.
№ 73, 74. Пастереллез.
№ 75. Пастереллез птиц.
№ 76. Туберкулез и контагиозная плевропневмония.
№ 77. Вирусные болезни.
№ 78. Оспа.
№ 79, 80, 81, 82, 83. Чума свиней.
№ 84. Инфаркт селезенки, кровоизлияния в почках при чуме свиней.
№ 85. Бешенство № 86. Бешенство.
№ 87, 88, 89. Ящур.
№ 90. Злокачественный ящур.
№ 91. Сепсис.
№ 92. Рожа.
№ 93, 94. Пастереллез.
№ 95. Инфекционный ринотрахеит.
№ 96. Туберкулез.
№ 97. Тейляриоз.
№ 98, 99. Микозы и микотоксикозы.
№ 100. Эхинококкоз.
№ 101, 102. Диктиокаулез.
№ 103. Пироплазмоз.
№ 104. Вскрытие (методы, способы).
№ 105. Полиневрит.
№ 106, 107. Виды вскрытия.
№ 108, 109. Патология печени.
№ 110, 111, 112, 113, 114. Патология пищеварения.
Модели и муляжи, препараты.
115.Муляж туберкулёза лёгкого.
Презентации.
1.Краткая история развития.
2.Учение о болезни.
3.Роль факторов внешней среды в развитии болезни.
4. Патогенез.
5.Расстройства крово- и лимфообращения.
6.Болезни органов дыхания.
7. Патология системы пищеварения.
8. Воспаление.
9.Патология обмена веществ.
10.Инфекционные болезни.
11. Инвазионные болезни.
12. Вскрытие трупов животных
13.Общее представление о дисциплине её связь с другими дисциплинами учебного плана.
14. Аутоиммунные болезни.
16. Эндокринные болезни.
Технические средства обучения:
Компьютер в сборе, лицензионное программное обеспечение, проектор, принтер, фотоаппарат, доска, экран, фотопринтер.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: не предусмотрено:
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Патологическая физиология и патологическая анатомия животных. А.В.Жаров. Л.Н. Адамушкина, Т.В. Лосева, А.П. Стрельников. Издательство Лань 2014г.
2.Патологическая физиология животных. С. И. Лютинский. Москва. 2014.
3. Клиническая ветеринарная патофизиология. Клаус Бикхардт .
Москва аквариум 2014г.
Дополнительные источники:
1.Частная физиология. Часть 2: Физиология продуктивных животных. Гриф Министерства сельского хозяйства, 2014 г. Скопичев В.Г., Яковлев В.И.
2.Зоогигиена. Учебник. Гриф Министерства сельского хозяйства, 2015 г.
Чикалев Александр Иванович, Юлдашбаев Юсупжан Артыкович
3.Ветеринарная паразитология. Справочное руководство, 2014 г.
Форейт Уильям Дж.
4.Диагностика и профилактика отравлений сельскохозяйственной птицы. Учебное пособие. Гриф УМО МО РФ, 2014 г.
Бессарабов Борис Филиппович, Клетикова Людмила Владимировна, Алексеева Светлана Алексеевна
5.Ветеринарная санитария на предприятиях по переработке пищевого сырья животного происхождения: Учебное пособие, 2014 г.
Сон К.Н., Родин В.Н.
6.Внутренние болезни животных. Учебник. Гриф Министерства сельского хозяйства, 2014 г. Щербаков Г.Г. , Яшин А.В. , Курдеко А.П.
7.Основы судебно-ветеринарной экспертизы. Учебное пособие. Гриф УМО вузов России, 2015 г. Латыпов Далис Гарипович, Залялов Ильдар Надырович
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, проектной деятельности, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований, выполнения домашнего задания, самостоятельной работы и др.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения: | |
Наблюдать за действием различных факторов на организм животных. -Наблюдать за степенью выраженности реактивности организма животного на действие аллергена, при наркозе, в условиях пониженного атмосферного давления. -Воспроизводить различные виды местного расстройства кровообращения, определять на препаратах, муляжах, микропрепаратах признаки местных расстройств крово-и лимфообращения; -определять различные виды дистрофий по описанию, музейным препаратам, муляжам, боенских конфискатов, рисункам, таблицам, задачам; -определять признаки смерти и посмертных изменений при вскрытии трупов животных отбирать патологический материал для дополнительных методов исследования; -определять признаки воспаления его виды по рисункам, муляжам, натуральным препаратам, гистологическим препаратам; -уметь определять различные виды опухолей и лейкозов по рисункам, муляжам, гистологическим препаратам; -определять количественный и качественный состав крови; -определять различные виды заболеваний органов дыхания; - определять различные виды заболеваний органов пищеварения, - определять различные виды заболеваний печени; - определять различные виды заболеваний органов мочеполовой системы; - определять различные виды отравлений; - определять различные виды инфекционных заболеваний; - определять различные виды инвазионных заболеваний; | Выполнение и защита практических работ№1-25 Оценка правильности выполнения самостоятельной работы. Решение ситуационных задач во время занятия. Контрольная работа № 1,2,3. По завершении разделов. Отчёт по практическим работам. Отчёт по практическим работам. Определять макроскопические признаки общепатологических процессов по макропрепаратам, муляжам, микропрепаратам. Оценка правильности выполнения практических работ. Оценка правильности выполнения самостоятельной работы. Решение ситуационных задач во время занятия. Оценка правильности выполнения самостоятельной работы. Решение ситуационных задач во время занятия. Определять макроскопические признаки общепатологических процессов по макропрепаратам, муляжам, микропрепаратам. Отчёт по практическим работам. Отчёт по практическим работам, умение правильно определять макроскопические изменения по препаратам и муляжам. |
Усвоенные знания: | |
-Этиологию, патогенез, классификацию функциональные и морфологические изменения исходы гипертрофии и регенерации; - Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы воспаления; - Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы дистофий; - Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы местных расстройств крово- и лимфообращения. - Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы лихорадки; - Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы опухолей и лейкозов; - Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы некрозов, атрофий; - Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы патологий сердечно-сосудистой системы, патологии крови и иммунной системы; - Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы при патологии органов дыхания; - Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы при патологии системы пищеварения; - Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы при патологии печени; - Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы при патологии мочеполовой системы. - Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы эндокринной системы; - Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы нервной системы; - Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы обмена веществ; - Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы отравлений; - Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы при инфекционных болезнях; - Этиологию, патогенез, классификацию функциональные и морфологические изменения исходы при микозах и микотоксикозах; - Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения исходы при инвазионных болезнях. | Тестирование. Контрольная работа №1.2, 3, Защита практических работ №1-3, 4-6, 8-11.12-25. Устный опрос во время занятия. Решение ситуационных задач. Тестирование. Терминологический диктант. Тестирование. Отчёт по самостоятельным работам. Составление и решение и составление кроссвордов. Тестирование. Отчёт по самостоятельным работам. Составление графологических схем. Графологический диктант. Терминологическая цепочка. Тестирование. Отчёт по самостоятельным работам. Тестирование. Терминологический диктант. Тестирование. Составление графологических схем. Графологический диктант. Составление графологических схем. Графологический диктант. Тестирование. Терминологический диктант. Тестирование. Терминологический диктант. Тестирование. Терминологический диктант. Отчёт по самостоятельным работам. Проверка конспектов. Тестирование. Терминологический диктант. Тестирование. Отчёт по самостоятельным работам. Проверка презентаций. Защита проектов. Отчёт по выполнению самостоятельных работ. Тестирование. Терминологический диктант. Презентация. Отчёты по самостоятельным работам. Защита проектов. |
Разработчики:
ГОБПОУ «Конь-Колодезский аграрный техникум» преподаватель Л.А. Чернова.
Эксперты:
Липецкая городская СББЖ начальник В.Ю. Завьялов.
ГОБПОУ «Конь-Колодезский аграрный техникум» преподаватель Л.И. Ломова.