СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа оригами. ОВЗ 5-9

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Бумажные приключения" (34 часа) предназначена для работы с обущающимися 5-9 классов, имеющих нарушения развития.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа оригами. ОВЗ 5-9»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

г. Бердска



Утверждаю: _______________

(В.В.Забелич)

Директор МБОУ СОШ №9

«_____» __________ 2019г











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

для обучающихся с ОВЗ

«Бумажные приключения»







Лукинова Д.Д.

педагог-психолог
























Бердск 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Бумажные приключения» составлена в соответствии с нормативными документами, с учетом адаптированной основной образовательной программы основного общего образования, плана внеурочной деятельности, учебных и коррекционных курсов МБОУ СОШ №9 и обеспечивает достижение обучающимися результатов освоения программ внеурочной деятельности.

Нормативно-правовая база:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015.

  • Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее - СанПиН 2.4.2.3286-15).

  • Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.N1726-р.


Одним из первостепенных и важнейших направлений образования детей с ограниченными возможностями здоровья является выявление и развитие их способностей с учетом сохранения здоровья.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Бумажные приключения" вводит подростка с ОВЗ в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее на отношения с людьми, с окружающим миром. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера, активизируются мыслительные процессы, совершенствуются трудовые умения ребёнка, формируется культура труда. Систематические занятия оригами – гарантия всестороннего развития и успешной социализации школьника с ОВЗ.

Основные идеи программы состоят в том, что воспитание и обучение во время проведения занятий осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у подростков с ОВЗ умения самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • развития индивидуальности каждого подростка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • системность организации учебно-воспитательного процесса;

  • создание условий для самореализации подростка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Занятия развивают возможность работать руками, приучают к точным движениям пальцев под контролем сознания, развивают творческие способности детей, устную речь, стремятся сделать её красивой и грамотной, учат ребят свободному общению, знакомят с основным геометрическим материалом.

Содержание программы подобрано таким образом, что выполняет следующие функции:

  • общеразвивающая - ориентирует на формирование общей культуры поведения, формирование социального опыта, удовлетворение познавательных интересов ребёнка, расширение его кругозора;

  • познавательная – знакомит, расширяет, углубляет знания, развивает интеллектуальные способности, ориентирует на мотивацию познавательной деятельности детей;

  • научно–исследовательская – развивает навыки исследовательской работы навыки работы с различными схемами, чертежами; навыки поиска дополнительного материала по предложенным темам.

Рабочая программа "Бумажные приключения" рассчитана на обучающихся с ОВЗ 5-9 классов, 34 часов в год (1 час в неделю).

Цель программы: создание условий для самореализации подростка с ОВЗ в творчестве, воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт своей индивидуальности.

Задачи программы:

Обучающие:

  1. Знакомство детей с основными понятиями и базовыми формами оригами.

  2. Обучение различным приемам работы с бумагой.

  3. Обогащение словаря детей специальными терминами.

  4. Применение знаний, полученных на уроках биологии, технологии, ИЗО и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

  1. Развитие умения следовать устным инструкциям.

  2. Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

  3. Развитие мелкой моторики рук, трудовых навыков и глазомера.

  4. Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии.

  5. Развитие коммуникативных способностей подростков.

Воспитательные:

  1. Воспитание интереса к творчеству из бумаги.

  2. Воспитание культуры труда, трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда.

  3. Воспитание творческой инициативы, культуры представления своих работ на выставках и конкурсах.

Коррекционные

  1. Коррекция зрительного и пространственного восприятия.

  2. Коррекция образного мышления, внимания, усидчивости.

  3. Коррекция взаимоотношений в коллективе.


Формы занятий: комбинированные, презентация, практические занятия, представление, экскурсия, конкурсы и т.д.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальные – одновременная работа со всеми учащимися;

  • индивидуально-фронтальные – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

  • групповые – организация работы в группах.

  • индивидуальные – индивидуальное выполнение заданий.

Методы организации занятий:

  • Словесные (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

  • Наглядные (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);

  • Практические (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).


Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

с задержкой психического развития

Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие органического поражения центральной нервной системы (ЦНС).

Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Степень выраженности интеллектуальной неполноценности соотносится со сроками, в которые возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов.

Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности: слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др. Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер. В патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка: мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы ― восприятие, мышление, деятельность, речь и поведение.

В структуре психики такого ребенка в первую очередь, отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Должны знать:

  1. что такое оригами, модульное оригами.

  2. историю возникновения оригами.

  3. основные приемы работы, базовые формы оригами.

  4. правила техники безопасности.

Должны уметь:

  1. подбирать бумагу нужного цвета;

  2. пользоваться чертежными инструментами, ножницами, канцелярским ножом;

  3. выполнять разметку листа бумаги;

  4. пользоваться схемой, технологической картой;

  5. собирать изделия разными способами;

  6. анализировать образец, анализировать свою работу;

  7. составлять композицию из готовых поделок.


Личностные результаты:

  • формирование индивидуально-личностных позиций обучающихся;

  • развитие мелкой моторики рук, глазомера, художественного вкуса, творческих способностей, фантазии, внимания, памяти, мышления, пространственного воображения;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива.


Способы проверки результатов.

Результативность деятельности обучающихся в творческом объединении оценивается с помощью следующих методов диагностики:

  • устный опрос;

  • наблюдение;

  • анкетирование, тестирование;

  • практическое задание;

  • просмотр работ;

  • анализ в игровых формах, конкурсах, на экскурсиях, на выставках.

Также при оценке знаний и умений учитывается факт участия в выставках, конкурсах изобразительного и декоративно-прикладного творчества, стабильность посещения занятий и интерес к работе в творческом объединении. Кроме того, оценивается удовлетворенность работой в творческом объединении подростков и родителей на основе собеседований, анкет.









КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

Содержание

Количество часов

1

Вводное занятие

Знакомство с группой, педагогом. Основные предметы и инструменты, необходимые для работы. Техника безопасности, правила работы с бумагой.

1


Конструирование из бумаги


2

Знакомство с материалом, основными элементами

Азбука и история оригами. Термины, принятые в оригами. Свойства бумаги. Приемы работы с бумагой. Основные базовые фигуры.

1

3-8

Обучающее конструирование

Выполнение изделий из бумаги по образцу, технологической карте совместно с педагогом.

7

9-14

Творческое конструирование

Самостоятельное выполнение изделий из бумаги по выбору учащихся. Выставка «Бумажный мир»

7


Модульное оригами


15-24

Знакомство с техникой, основными модулями

Азбука и история модульного оригами. Термины, принятые в модульном оригами. Основные модули, способы соединения.

1

25-32

Индивидуальное конструирование

Подготовка модулей, сборка индивидуальных изделий по выбору учащихся.

7

33-34

Групповое конструирование

Подготовка модулей, сборка групповых работ по выбору учащихся. Выставка «Мир модулей»

7


Итоговые занятия

Выполнение индивидуальных и групповых работ в изученных техниках. Выставка «Бумажные приключения»

3


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Валюх О., Валюх А. Модульное оригами. Веселые объемные фигурки. – Харьков: Клуб семейного досуга, 2014.

  2. Русакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. – М: Сфера, 1997.

  3. Жукова И. Забавные самоделки в технике «Модульное оригами». – Донецк: СКИФ, 2013.

  4. . Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997

  5. 2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002

  6. 3. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992

  7. 4. Богатова И. Оригами. Цветы. «Мартин», 2007

  8. 5. Водяная Л., Эм Г. Оригами- чудеса из бумаги. «Феникс», 2004

  9. 6. Гончар В.В. Модульное оригами. «Айрис-пресс», 2008

  10. 7. Интернет ресурсы: http://stranamasterov.ru/ , http://oriart.ru/

  11. 8. А. Зайцева Энциклопедия модульного оригами. «Айрис – пресс», 2014

  12. 9. М.А. Карлесси Модульное оригами. «Айрис-пресс», 2014