Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
г. Бердска
Утверждаю: _______________
(В.В.Забелич)
Директор МБОУ СОШ №9
«_____» __________ 2019г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
для обучающихся с ОВЗ
«Бумажные приключения»
Лукинова Д.Д.
педагог-психолог
Бердск 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Бумажные приключения» составлена в соответствии с нормативными документами, с учетом адаптированной основной образовательной программы основного общего образования, плана внеурочной деятельности, учебных и коррекционных курсов МБОУ СОШ №9 и обеспечивает достижение обучающимися результатов освоения программ внеурочной деятельности.
Нормативно-правовая база:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015.
Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее - СанПиН 2.4.2.3286-15).
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.N1726-р.
Одним из первостепенных и важнейших направлений образования детей с ограниченными возможностями здоровья является выявление и развитие их способностей с учетом сохранения здоровья.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Бумажные приключения" вводит подростка с ОВЗ в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее на отношения с людьми, с окружающим миром. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера, активизируются мыслительные процессы, совершенствуются трудовые умения ребёнка, формируется культура труда. Систематические занятия оригами – гарантия всестороннего развития и успешной социализации школьника с ОВЗ.
Основные идеи программы состоят в том, что воспитание и обучение во время проведения занятий осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у подростков с ОВЗ умения самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
развития индивидуальности каждого подростка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность организации учебно-воспитательного процесса;
создание условий для самореализации подростка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Занятия развивают возможность работать руками, приучают к точным движениям пальцев под контролем сознания, развивают творческие способности детей, устную речь, стремятся сделать её красивой и грамотной, учат ребят свободному общению, знакомят с основным геометрическим материалом.
Содержание программы подобрано таким образом, что выполняет следующие функции:
общеразвивающая - ориентирует на формирование общей культуры поведения, формирование социального опыта, удовлетворение познавательных интересов ребёнка, расширение его кругозора;
познавательная – знакомит, расширяет, углубляет знания, развивает интеллектуальные способности, ориентирует на мотивацию познавательной деятельности детей;
научно–исследовательская – развивает навыки исследовательской работы навыки работы с различными схемами, чертежами; навыки поиска дополнительного материала по предложенным темам.
Рабочая программа "Бумажные приключения" рассчитана на обучающихся с ОВЗ 5-9 классов, 34 часов в год (1 час в неделю).
Цель программы: создание условий для самореализации подростка с ОВЗ в творчестве, воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт своей индивидуальности.
Задачи программы:
Обучающие:
Знакомство детей с основными понятиями и базовыми формами оригами.
Обучение различным приемам работы с бумагой.
Обогащение словаря детей специальными терминами.
Применение знаний, полученных на уроках биологии, технологии, ИЗО и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
Развитие умения следовать устным инструкциям.
Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
Развитие мелкой моторики рук, трудовых навыков и глазомера.
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии.
Развитие коммуникативных способностей подростков.
Воспитательные:
Воспитание интереса к творчеству из бумаги.
Воспитание культуры труда, трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда.
Воспитание творческой инициативы, культуры представления своих работ на выставках и конкурсах.
Коррекционные
Коррекция зрительного и пространственного восприятия.
Коррекция образного мышления, внимания, усидчивости.
Коррекция взаимоотношений в коллективе.
Формы занятий: комбинированные, презентация, практические занятия, представление, экскурсия, конкурсы и т.д.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальные – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальные – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповые – организация работы в группах.
индивидуальные – индивидуальное выполнение заданий.
Методы организации занятий:
Словесные (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
Наглядные (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);
Практические (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
с задержкой психического развития
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие органического поражения центральной нервной системы (ЦНС).
Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Степень выраженности интеллектуальной неполноценности соотносится со сроками, в которые возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов.
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности: слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др. Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер. В патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка: мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы ― восприятие, мышление, деятельность, речь и поведение.
В структуре психики такого ребенка в первую очередь, отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Должны знать:
что такое оригами, модульное оригами.
историю возникновения оригами.
основные приемы работы, базовые формы оригами.
правила техники безопасности.
Должны уметь:
подбирать бумагу нужного цвета;
пользоваться чертежными инструментами, ножницами, канцелярским ножом;
выполнять разметку листа бумаги;
пользоваться схемой, технологической картой;
собирать изделия разными способами;
анализировать образец, анализировать свою работу;
составлять композицию из готовых поделок.
Личностные результаты:
формирование индивидуально-личностных позиций обучающихся;
развитие мелкой моторики рук, глазомера, художественного вкуса, творческих способностей, фантазии, внимания, памяти, мышления, пространственного воображения;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива.
Способы проверки результатов.
Результативность деятельности обучающихся в творческом объединении оценивается с помощью следующих методов диагностики:
устный опрос;
наблюдение;
анкетирование, тестирование;
практическое задание;
просмотр работ;
анализ в игровых формах, конкурсах, на экскурсиях, на выставках.
Также при оценке знаний и умений учитывается факт участия в выставках, конкурсах изобразительного и декоративно-прикладного творчества, стабильность посещения занятий и интерес к работе в творческом объединении. Кроме того, оценивается удовлетворенность работой в творческом объединении подростков и родителей на основе собеседований, анкет.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Содержание | Количество часов |
1 | Вводное занятие | Знакомство с группой, педагогом. Основные предметы и инструменты, необходимые для работы. Техника безопасности, правила работы с бумагой. | 1 |
| Конструирование из бумаги | |
2 | Знакомство с материалом, основными элементами | Азбука и история оригами. Термины, принятые в оригами. Свойства бумаги. Приемы работы с бумагой. Основные базовые фигуры. | 1 |
3-8 | Обучающее конструирование | Выполнение изделий из бумаги по образцу, технологической карте совместно с педагогом. | 7 |
9-14 | Творческое конструирование | Самостоятельное выполнение изделий из бумаги по выбору учащихся. Выставка «Бумажный мир» | 7 |
| Модульное оригами | |
15-24 | Знакомство с техникой, основными модулями | Азбука и история модульного оригами. Термины, принятые в модульном оригами. Основные модули, способы соединения. | 1 |
25-32 | Индивидуальное конструирование | Подготовка модулей, сборка индивидуальных изделий по выбору учащихся. | 7 |
33-34 | Групповое конструирование | Подготовка модулей, сборка групповых работ по выбору учащихся. Выставка «Мир модулей» | 7 |
| Итоговые занятия | Выполнение индивидуальных и групповых работ в изученных техниках. Выставка «Бумажные приключения» | 3 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Валюх О., Валюх А. Модульное оригами. Веселые объемные фигурки. – Харьков: Клуб семейного досуга, 2014.
Русакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. – М: Сфера, 1997.
Жукова И. Забавные самоделки в технике «Модульное оригами». – Донецк: СКИФ, 2013.
. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997
2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002
3. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992
4. Богатова И. Оригами. Цветы. «Мартин», 2007
5. Водяная Л., Эм Г. Оригами- чудеса из бумаги. «Феникс», 2004
6. Гончар В.В. Модульное оригами. «Айрис-пресс», 2008
7. Интернет ресурсы: http://stranamasterov.ru/ , http://oriart.ru/
8. А. Зайцева Энциклопедия модульного оригами. «Айрис – пресс», 2014
9. М.А. Карлесси Модульное оригами. «Айрис-пресс», 2014