СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ОРКиСЭ 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование ОРКиСЭ (модуль "Основы православной культуры") в 4классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ОРКиСЭ 4 класс»



Пояснительная записка



Рабочая программа курса ОРКСЭ, модуль А.В. Кураева «Основы православной культуры» адресована обучающимся  4 класса начальной общеобразовательной школы.

Рабочая программа по ОРКСЭ составлена на основе регионального компонента государственного стандарта начального образования, программы общеобразовательных учреждений. Автор: А.Я. Данилюк, изд. Москва, Просвещение, 2012 год.

Концепция: учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах

и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Обоснованность: новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Цели учебного предмета: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а так же к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Цели и задачи курса:

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе и формирование    у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Место курса в учебном плане

Согласно учебному плану на изучение модуля «Основы православной культуры» в 4 классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 34 ч (34 учебных недель).

Ценностные ориентиры

Цель предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.

В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры. Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» подчеркивает «особую роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры». Из этого законодательного признания особого значения православия в истории нашего Отечества вытекает необходимость изучения православной культуры в общеобразовательных учреждениях России.

Преподавание основ православной культуры в 4 классе общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества — вглубь времен. Учащиеся начальной школы прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.



Планируемые результаты освоения учащимися программы по основам православной культуры.

Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы православной

культуры» учащимися 4 класса:

– осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);

– развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;

– знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

– осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

– умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

– как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

Метапредметные результаты изучения основ православной культуры учащимися

– развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

– любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

– умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

– умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.

Предметные результаты изучения основ православной культуры в начальной школе:

– развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;

– знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;

– умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский — Ледовое побоище);

– умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;

– умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;

– приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;

– усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;

– приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

– формирование потребности в нравственном совершенствовании.

 

 

Результаты обучения:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представления о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Уметь

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее

реализации;

  • определять наиболее эффективные способы достижения результата, понимать причины успеха-неуспеха учебной деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных

коммуникативных и познавательных задач;

• слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

собственную;

• излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • осознанного выполнения гражданских обязанностей

  • первичного анализа и использования социальной  информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Содержание учебника построено с учётом:

возрастных особенностей обучающихся;

новизны и особенностей содержания курса;

культурологической направленности курса;

имеющегося учебного , социального и личностного опыта школьников;

возможностей нового предмета для развития духовно-нравственной сферы, а также универсальных учебных действий.



Компетенции:

Курс дает возможность решать задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, помогает решать труднейшие культурологические, этические, правовые, психологические, дидактические и воспитательные проблемы.

Система оценки достижений учащихся: достижения учащихся не оцениваются.

 









Календарно -тематическое планирование по ОРКСЭ

4 класс

(34 часа за год, 1 час в неделю)




Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов


Дата по плану

Факт

1

Россия – наша Родина.

1



2

Культура и религия.

1



3

Человек и бог в православии.

1



4

Православная молитва.

1



5

Библия и Евангелие.

1



6

Проповедь Христа.

1



7

Христос и Его Крест.

1



8

Пасха.

1



9

Православное учение о человеке.

1



10

Совесть и раскаяние.

1



11

Заповеди.

1



12

Милосердие и сострадание.

1



13

Золотое правило этики.

1



14

Храм.

1



15

Икона.

1



16

Творческие работы учащихся.

1



17

Подведение итогов.

1



18

Как христианство пришло на Русь.

1



19

Подвиг.

1



20

Заповеди блаженств.

1



21

Зачем творить добро?

1



22

Чудо в жизни христианина.

1



23

Совесть и раскаяние.

1



24

Православие о Божием суде.

1



25

Таинство Причастия.

1



26

Монастырь.

1



27

Отношение христианина к природе.

1



28

Христианская семья.

1



29

Защита Отечества.

1



30

Любовь и уважение к Отечеству.

1



31

Подготовка творческих проектов.

1



32-34

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

3




Учебно-методическое обеспечение


  1. А.В.Кураев «Основы православной культуры» 4-5 классы Учебник для общеобразовательных учреждений М.: «Просвещение», 2012

  2. Л.И.Романова, Т.В. Дорофеева «Основы православной культуры» Методическое пособие, 4 класс, Воронеж – 2012

  3. Хрестоматия по курсу «Основы православной культуры» в двух частях для классов общеобразовательных учреждений, Воронеж – 2012

  4. Л.И.Романова, С.В.Веретенникова «Основы православной культуры». Рабочая тетрадь для 4 класса Воронеж, 2010








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!