Пояснительная записка
Рабочая программа курса ОРКСЭ, модуль А.В. Кураева «Основы православной культуры» адресована обучающимся 4 класса начальной общеобразовательной школы.
Рабочая программа по ОРКСЭ составлена на основе регионального компонента государственного стандарта начального образования, программы общеобразовательных учреждений. Автор: А.Я. Данилюк, изд. Москва, Просвещение, 2012 год.
Концепция: учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах
и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Обоснованность: новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Цели учебного предмета: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а так же к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Цели и задачи курса:
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Место курса в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение модуля «Основы православной культуры» в 4 классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 34 ч (34 учебных недель).
Ценностные ориентиры
Цель предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.
В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры. Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» подчеркивает «особую роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры». Из этого законодательного признания особого значения православия в истории нашего Отечества вытекает необходимость изучения православной культуры в общеобразовательных учреждениях России.
Преподавание основ православной культуры в 4 классе общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества — вглубь времен. Учащиеся начальной школы прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.
Планируемые результаты освоения учащимися программы по основам православной культуры.
Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы православной
культуры» учащимися 4 класса:
– осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
– развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
– знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
– осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
– умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
– как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
Метапредметные результаты изучения основ православной культуры учащимися
– развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
– любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
– умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
– умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.
Предметные результаты изучения основ православной культуры в начальной школе:
– развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
– знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
– умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский — Ледовое побоище);
– умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;
– умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;
– приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;
– усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;
– приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
– формирование потребности в нравственном совершенствовании.
Результаты обучения:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представления о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Уметь
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата, понимать причины успеха-неуспеха учебной деятельности;
адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных
коммуникативных и познавательных задач;
• слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
собственную;
• излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
осознанного выполнения гражданских обязанностей
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Содержание учебника построено с учётом:
возрастных особенностей обучающихся;
новизны и особенностей содержания курса;
культурологической направленности курса;
имеющегося учебного , социального и личностного опыта школьников;
возможностей нового предмета для развития духовно-нравственной сферы, а также универсальных учебных действий.
Компетенции:
Курс дает возможность решать задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, помогает решать труднейшие культурологические, этические, правовые, психологические, дидактические и воспитательные проблемы.
Система оценки достижений учащихся: достижения учащихся не оцениваются.
Календарно -тематическое планирование по ОРКСЭ
4 класс
(34 часа за год, 1 час в неделю)
№ | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | Дата по плану | Факт |
1 | Россия – наша Родина. | 1 | | |
2 | Культура и религия. | 1 | | |
3 | Человек и бог в православии. | 1 | | |
4 | Православная молитва. | 1 | | |
5 | Библия и Евангелие. | 1 | | |
6 | Проповедь Христа. | 1 | | |
7 | Христос и Его Крест. | 1 | | |
8 | Пасха. | 1 | | |
9 | Православное учение о человеке. | 1 | | |
10 | Совесть и раскаяние. | 1 | | |
11 | Заповеди. | 1 | | |
12 | Милосердие и сострадание. | 1 | | |
13 | Золотое правило этики. | 1 | | |
14 | Храм. | 1 | | |
15 | Икона. | 1 | | |
16 | Творческие работы учащихся. | 1 | | |
17 | Подведение итогов. | 1 | | |
18 | Как христианство пришло на Русь. | 1 | | |
19 | Подвиг. | 1 | | |
20 | Заповеди блаженств. | 1 | | |
21 | Зачем творить добро? | 1 | | |
22 | Чудо в жизни христианина. | 1 | | |
23 | Совесть и раскаяние. | 1 | | |
24 | Православие о Божием суде. | 1 | | |
25 | Таинство Причастия. | 1 | | |
26 | Монастырь. | 1 | | |
27 | Отношение христианина к природе. | 1 | | |
28 | Христианская семья. | 1 | | |
29 | Защита Отечества. | 1 | | |
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | | |
31 | Подготовка творческих проектов. | 1 | | |
32-34 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | 3 | | |
Учебно-методическое обеспечение
А.В.Кураев «Основы православной культуры» 4-5 классы Учебник для общеобразовательных учреждений М.: «Просвещение», 2012
Л.И.Романова, Т.В. Дорофеева «Основы православной культуры» Методическое пособие, 4 класс, Воронеж – 2012
Хрестоматия по курсу «Основы православной культуры» в двух частях для классов общеобразовательных учреждений, Воронеж – 2012
Л.И.Романова, С.В.Веретенникова «Основы православной культуры». Рабочая тетрадь для 4 класса Воронеж, 2010