УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА РЯЗАНИ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Школа №38
«РАССМОТРЕНО» | «СОГЛАСОВАНО» | «УТВЕРЖДАЮ» |
на заседании кафедры начального обучения | Заместитель директора по УР Литвинова Т.В. | Директор МБОУ «Средняя школа №38» Каширская И.В. |
Протокол №1 от 28 августа 2018 г. | 29 августа 2018 г | Приказ №211 от 31 августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу ОРКСЭ
Уровень образования: начальное общее образование
4 класс общеобразовательный
Количество часов 1 час в неделю / 34 часа в год
Программа разработана Головановой Марией Николаевной,
учителем начальных классов высшей квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №38» г. Рязани
на основе Примерной программы начального общего образования по курсу ОРКСЭ ОПК для образовательных учреждений и авторской программы А. В.Кураева « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры 4-5 класс. М.: Просвещение, 2013.
Рязань – 2018
Пояснительная записка.
ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ:
Примерной программы начального общего образования по курсу ОРКСЭ ОПК УМК «Перспектива» для образовательных учреждений. Учебник А. В.Кураев « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры 4-5 класс. М., Просвещение 2013 год.православной культуры 4-5 классы». М., Просвещение, 2013 год. «Основы религиозных культур и светской этики» Книга для учителя М., Просвещение 2013
Учебного плана МБОУ Школа № 38 г. Рязани на 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы для учащихся 4 класса А. В.Кураева М. Просвещение 2012 год.
Цели и задачи курса
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» - формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»:
-развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
-формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в
семье и обществе;
-формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности
России;
-об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
-осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных
традициях народов России
-становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Определение места и роли учебного курса
Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» рассчитана на 34 часа.
Описание ценностных ориентиров.
В основе учебно-воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Информация об используемом учебнике
Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры», 4 – 5 классы (Кураев А. В.).
Содержание учебного материала.
Россия — наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к результатам обучения учащихся к концу 4-го класса:
Знать/понимать:
-основные понятия религиозных культур;
-историю возникновения религиозных культур;
-историю развития различных религиозных культур в истории России;
-особенности и традиции религий;
-описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.
Уметь:
-описывать различные явления религиозных традиций и культур;
-устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
-излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
-соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
-строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
- участвовать в диалоге: слушать собеседника и излагать своё мнение;
- готовить сообщения по выбранным темам.
Литература и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебник А. В.Кураев « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры 4-5 класс. М., Просвещение 2013 год
Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры 4-5 классы». М., Просвещение, 2013 год
« Основы религиозных культур и светской этики» Книга для учителя М., Просвещение 2013
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА РЯЗАНИ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №38
Календарно-тематическое планирование
по учебному курсу ОРКСЭ
Уровень образования: начальное общее образование
4 класс общеобразовательный
Количество часов: в год 34 часов; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе рабочей программы Головановой Марии Николаевны,
учителя начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 38» г. Рязани, утверждённой приказом директора МБОУ «Школа № 38» г. Рязани № 211 от 31.08.2018 года
Рязань – 2018
№ урока | Дата | Тема | Дом.задание | Вид контроля | Использ ИКТ | Вид деятельности |
по плану | по факту |
1 | 05.09 | | Россия – наша Родина | С. 4-5 | | Мультимедийная установка | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. |
2 | 12.09 | | Культура и религия | С. 6-7 | | Мультимедийная установка | Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации. |
3 | 19.09 | | Человек и Бог в православии | С. 8-11 | | | Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации. |
4 | 26.09 | | Православная молитва | С. 12-15 | | | Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. |
5 | 03.10 | | Библия и Евангелие | С 16-19 | | Мультимедийная установка | Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации. |
6 | 10.10 | | Проповедь Христа | С 20-23 | | | Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. |
7 | 17.10 | | Христос и Его крест | С. 24-27 | | | Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. |
8 | 24.10 | | Пасха | С. 28-31 | | Мультимедийная установка | Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации. |
9 | 31.10 | | Православное учение о человеке | С 32-35 | | | Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. |
10 | 07.11 | | Совесть и раскаяние | С. 36-39 | | | Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. |
11 | 14.11 | | Заповеди | С. 40-41 | | | Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. |
12 | 21.11 | | Милосердие и сострадание | С. 42-45 | | | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. |
13 | 28.11 | | Золотое правило этики | С. 46-47 | | | Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. |
14 | 05.12 | | Храм | С. 48-51 | | Мультимедийная установка | Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации. |
15 | 12.12 | | Икона | С. 52-55 подготовить творческую работу | | Мультимедийная установка | Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. |
16 | 19.12 | | Творческие работы учащихся | С. 56 | Выступление учащихся со своими творческими работами | | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Представлять информацию в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок). |
17 | 26.12 | | Подведение итогов | С. 57 | Выступление учащихся со своими творческими работами | | Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. |
18 | 16.01 | | Как христианство пришло на Русь | С. 58-61 | | Мультимедийная установка | Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации. |
19 | 23.01 | | Подвиг | С. 62-63 | | | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. |
20 | 30.01 | | Заповеди блаженств | С. 64-67 | | | Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. |
21 | 06.02 | | Зачем творить добро? | С. 68-69 | | | Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. |
22 | 13.02 | | Чудо в жизни христианина | С. 70-71 | | | Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. |
23 | 20.02 | | Православие о Божием суде | С. 72-75 | | | Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации. |
24 | 27.02 | | Таинство Причастия | С. 76-79 | | | Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. |
25 | 06.03 | | Монастырь | С. 80-83 | | Мультимедийная установка | Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. |
26 | 13.03 | | Отношение христианина к природе | С. 84-85 | | | Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации. |
27 | 20.03 | | Христианская семья | С. 86-87 | | | Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. |
28 | 03.04 | | Защита Отечества | С. 88-91 | | Мультимедийная установка | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. |
29 | 10.04 | | Христианин в труде | С. 92-93 | | Мультимедийная установка | Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации. |
30 | 17.04 | | Любовь и уважение к Отечеству | С. 94-95 | | | Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. |
31 | 24.04 | | Подготовка творческих проектов учащихся | Разработка творческого проекта | | | Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. |
32 | 08.05 | | Выступление учащихся со своими творческими работами | Разработка творческого проекта | Выступление учащихся со своими творческими работами | Мультимедийная установка | Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).Представлять информацию в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок). |
33 | 15.05 | | Выступление учащихся со своими творческими работами | Разработка творческого проекта | Выступление учащихся со своими творческими работами | Мультимедийная установка | Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). Представлять информацию в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок). |
34 | 22.05 | | Презентация творческих проектов | | Презентация творческих проектов | Мультимедийная установка | Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). Представлять информацию в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок). |
Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
модуль «Основы православной культуры»
А. В. Кураев
4 класс.
УМК «Перспектива»
Введение
Если у вас план на год, сейте рис, пшеницу,
если на десятилетия, сажайте деревья,
если на всю жизнь, растите детей.
Народная (китайская) мудрость
Всякое новое поколение имеет свои особенности жизни, свою новую историческую обстановку, переживает новые этапы в развитии мышления, языка и цивилизации, многое кажется устаревшим, отжившим и уже более не нужным. Корнями любого народа являются те духовные и материальные богатства, которые были собраны предыдущими поколениями. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, произведения которой до сих пор высоко оцениваются во всём мире.
Авторы как теоретических, так и практических разработок, в качестве важнейшего компонента национального содержания образования указывают на Православие, которое является историеобразующим, культурообразующим, смыслообразующим элементом жизни русского народа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства и обеспечивало духовное единство народа.
"Духовное единство народа - объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор экономической стабильности. Убежден, общество лишь тогда способно решать поставленные задачи, когда у него есть общая система нравственных приоритетов" (из заявления В.В.Путина Федеральному собранию)
Путь к познанию основ Православия лежит через нравственность, утверждается через семью и начальную школу.Преподавать основы христианских ценностей в виде уроков духовно-нравственной культуры православия, значит постепенно открывать перед учениками и их родителями всю красоту и доброту христианских жизненных ценностей, которые лягут в основу их созидательного мировоззрения.
Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва, «Просвещение», 2012. Автор - А. В. Кураев.
Пояснительная записка.
Актуальность изучения основ православной культуры в общеобразовательных учреждениях обусловлена необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
«От нравственного состояния новых поколений зависит будущее России, не в меньшей степени, чем от политики или экономики. На фоне разрушительного влияния некоторых средств массовой информации, общего морального кризиса никто не заменит слова учителя – слова настойчивого, убедительного, подкреплённого личным примером и объясняющего детским душам, что порок всегда разрушителен, а верность незыблемым нравственным нормам приносит человеку истинное благо и подлинное счастье».Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
Возможно, что сегодня духовно-нравственный кризис общества, обусловлен именно отрывом от национальных основ. Как говорится в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в период смены ценностных ориентиров в 90-е годы нарушилось духовное единство общества, произошло разрушение ценностей старшего поколения и искажение традиционных для страны моральных норм и нравственных установок, поспешное механическое неадаптированное копирование западных форм жизни. Национальное начало может и должно стать тем фундаментом, опираясь на который можно будет преодолеть и государственный кризис, и школьный кризис. По определению академика И.П. Павлова, воспитание - это и есть механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.
Наше будущее зависит от того, сумеем ли мы восстановить историческую преемственность русской жизни, осознать себя продолжателями, хранителями и защитниками духовных сокровищ тысячелетней российской истории или окончательно произойдет угасание самосознания одного из величайших народов, а с угасанием самосознания распадется государство и исчезнет народ. Болью отзываются сегодня слова канцлера Германии Бисмарка, сказанные им ещё в прошлом веке: «Русских невозможно победить, в этом мы убедились за века, но можно привить им ложные ценности и тогда они победят себя сами».
В нравственном становлении личности немаловажное место принадлежит культуре. Изучение русской культуры невозможно без основ православия, составившего его основу и стержень. Все богатейшее наследие православной культуры пронизано духом красоты и несет в себе огромное воспитательное содержание.
Целью проведения занятий является духовно - нравственное развитие и воспитание младших школьников посредством их приобщения к российской духовной традиции, формирование у младшего школьника основ мировоззрения в его духовных, нравственных, личностно значимых измерениях, установок и ценностей, обеспечивающих осознанный нравственный выбор. Традиционные ценности, усваиваемые обучающимися, являются для них средствами осознанного различения добра и зла. Первоисточником духовной традиции в религиозном значении является Бог, а в светском – морально-нравственный опыт предшествующих поколений, культура народа.
Основные задачи курса:
1. Приобщать школьника к традиционным морально-нравственным ценностям, идеалам, нормам православной культуры: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, бережное отношение к природе, забота о слабых и младших, почитание старших и понимание их как основы традиционной культуры русского народа.
2. Развивать представления школьника о значении нравственных норм и традиционных ценностей народа для достойной жизни человека, семьи, общества.
3. Формировать у мл.школьников начальные представления о российской духовной традиции.
4. Формировать у учащихся представление о том, во имя каких идеалов, на основе каких ценностей должен жить нравственный человек.
5. Познакомить учащихся с примерами людей, следующих в своей жизни нравственным ценностям.
6. Развивать в детях навык совестной реакции, нравственного самоанализа.
7. Учить детей с любовью и уважением относиться к отечественной православной культуре и уважать каждую из традиционных российских религиозных культур.
8. Дать детям представление об уникальном опыте российского сотрудничества христиан и мусульман.
9. Показать детям их глубокую личную причастность к великим ценностям Православия, которые были созданы предками детей, русским народом и его государством, законными наследниками которых и являются теперешние дети: на них лежит ответственность за сохранение и развитие этой культуры.
Ожидаемый результат
Предполагается, что усвоение курса сформирует у младшего школьника мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций русского народа, уважении к ним, диалогу с представителями других культур и мировоззрений. А также установлению духовной, творческой атмосферы в классе, развитию совести и высоконравственной гражданской позиции детей, воспитании благоразумных стремлений к добродетелям и желания одолеть свои пороки.
Конкретный результат
Создание учащимися творческих работ.
В ходе изучения курса учащиеся будут знать:
историю возникновения христианства на Руси;
основы христианского образа жизни, мировоззрения;
роль православной культуры в судьбе России;
православные культурные, духовные традиции и ценности русского народа;
образцы церковной архитектуры и живописи, церковной музыки и пения.
Учащиеся будут уметь:
соотносить опыт православной традиции и свой собственный опыт;
формулировать вопросы, обобщать информацию, делать выводы;
делать осознанный нравственный выбор;
связывать мир духовной и социальной жизни русского народа с миром русской природы;
обнаруживать тесную связь духовной жизни конкретного человека и жизни всего человечества.
Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания
- технология рефлексивного чтения;
- технология обсуждения проблем;
- технология взаимного обмена заданиями.
- беседа-распознавание;
- диалог-сравнение;
- исследовательский проект.
- интерпретация;
- загадки-притчи;
- проблемная пресс-конференция;
- разговор с замещённым собеседником.
- игра-испытание;
- ролевая игра;
- продуктивный труд.
Формы обучения
Классно-урочные занятия.
Внеклассные занятия – классные семейные праздники.
Помощь нуждающимся людям, забота о младших, и т.п.
В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на основе изученного материала и освоение материала в деятельностной, творческой форме.
Экскурсии.
Средства обучения
Предполагается использовать:
1. Учебное пособие «Основы православной культуры», автор А.В. Кураев
Глава I. «Мир и человек каким его понимают христиане» с дополнительным материалом «Символ Веры» даёт основные и религиозные понятия и представления. Это возможность постепенно перейти от первых смутных представлений ребёнка о Боге к понятиям, позволяющим логически с научной достоверностью объяснить детям явления духовной жизни.
Глава II. «Жизнь по христианским добродетелям» с дополнительным материалом «Заповеди блаженств». Даёт образцы жизнеописания святых. Показаны примеры жизни наших соотечественников по заповедям Божиим. Необходимо излагать о них материал так, чтобы дети могли сделать вывод, что эти люди жили не так уж давно, чтобы создавался эффект реальности событий.
Глава III. «Православные и семейные праздники» с дополнительным материалом «Двунадесятые праздники, Пасха». Православные праздники – неиссякаемый источник традиций и обрядов русского народа.
Знание праздников вводит в литургический православный круг, связывая мир духовной и социальной жизни русского народа с миром русской природы. Это дает возможность ребенку оставаться включенным в жизнь общества и природы и в то же время обнаруживать тесную связь духовной жизни конкретного человека и жизни всего человечества.
2. Образцы житийной литературы, дающие примеры моральных исканий человека, проявления его гражданской сути: защита Отечества - Дмитрий Донской и Александр Невский, просвещение - Феодосии Печерский, Сергий Радонежский, верность Родине - патриарх Гермоген, семейные добродетели - Петр и Ефросинья Муромские, родители Сергия Радонежского и др. Непреходящее значение имеют жития и с точки зрения формирования нравственных устоев подрастающего человека.
3. Фрагменты церковной музыки и пения, образцы церковной архитектуры и живописи.
4. Методические рекомендации по ОРКСЭ, модуль ОПК.
Учебный курс «Основы православной культуры» рассматривается в рамках культурологического подхода.
Календарно-тематическое планирование модуля «Основы православной культуры»
комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
№ п/п | Тема урока | Основные понятия | Методика, виды работ | Методы и формы контроля, рефлексии | Требуемые Ресурсы | Домашнее задание, Привлечение родителей | Дата |
-
| Россия – наша Родина | Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. | Выборочный пересказ текста (по заданию учителя). Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Вопросы к учащимся: Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий. | Выставка книг о России. Флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города и т.д. | Задание на дом (по выбору учащихся): 1) Расскажи членам семьи об известных тебе людях России. Какие книги о на-шей родине России они посоветовали бы тебе прочитать? 2) Придумай вопросы для интервью с известным человеком на одну из тем: «Любовь к Родине», «Духовные ценности», «Что такое патриотизм». | |
-
| Культура и религия | Христианство. Православие. Культура. Религия. | Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. | Выборочный пересказ текста (по заданию учителя). Самостоятельная творческая работа учащихся. Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами христианство, православие, культура, религия. Обсуждение результатов самостоятельной работы. | Фотографии и изображения православных храмов, книг. Креста. Электронное приложение к учебнику. | Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы: 1. Что такое культура? 2. Что такое религия? 3. Какие слова благодарности вы знаете? 4. Какие черты православной культуры 17 в. так поразившие арабского путешественника живы до сих пор? | |
-
| Человек и Бог в православии | Бог. Разум. Свобода. Совесть. Доброта. Любовь. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным материалом. | Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать 2-3 предложения из пособия, в которых идет речь о Священном Писании. Объяснить правописание словосочетания Священное Писание. | Картины «Дорога к храму», Деревянные храмы. Кижи. Карелия. | Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы: 1.Почему Бога называют Творцом? 2.Вместе с родителями подумайте « Что значит быть православным человеком?» | |
-
| Православная молитва | Молитва. Православие. Благодать. Святые. Священное Предание. | Беседа, работа в группах, взаимооценивание, подготовка творческой беседы с членами семьи. | Как вы объясните разницу между Священным Писанием и Священным Преданием? | Книга Священного Писания, Иллюстративный материал- фотографии старинных рукописных и печатных книг Священного Писания | Расскажи членам семьи и друзьям, в чем разница между Священным Писанием и Священным Преданием. Задай им вопросы из пособия, если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия). | |
-
| Библия и Евангелие | Священное Писание. Православие. Библия. Пророки. Евангелие. Священное Писание. Откровение. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным материалом. | Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из текста 2-3 предложения, в которых говорится о вере, православных христианах. | Картины. Электронное приложение к учебнику. | Расскажи членам семьи и друзьям, во что верят православные христиане. | |
-
| Проповедь Христа | Нагорная проповедь. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным материалом. | Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать 2-3 предложения, в которых говорится о боге и мире. Объяснить, как вы поняли эти предложения. | Репродукция И. Макарова «Нагорная проповедь». Электронное приложение к учебнику. | Подготовь рассказ на тему «Что говорит о Боге и мире православная культура». | |
-
| Христос и Его крест | Воплощение. Распятие. | Самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | Выписать 2-3 предложения, в которых говорится о человеке в православной культуре. Объяснить, как поняли эти предложения. | Репродукции икон с изображением Христа- спасителя. Икона Дионисия «Распятие». | Подготовь рассказ на тему «Что говорит о человеке православная культура». | |
-
| Пасха | Пасха. Пасха Христова. Пасхальная полночь. Пасхальный гимн. | Участие в учебном диалоге. Самостоятельная работа с источником информации. | Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий. | Фотографии Голгофы в Храме Гроба Господня, репродукция картин «Моление о чаше», фотография плащаницы «Положение во гроб». | Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы: 1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя? 2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа? | |
-
| Православное учение о человеке | Душа. Внутренний мир человека. Тело. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге. | Ответы на подготовленные вопросы. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий. | В. Васнецов «Иван Грозный». Электронное приложение к учебнику. | Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы: 1. Есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть? 2. Как ты понимаешь выражение «внутренний мир человека»? | |
-
| Совесть и раскаяние | Добро. Зло. Грех. Совесть. Быть в ладу со своей душой. Раскаяние. | Работа с текстом, работа с понятиями, работа с иллюстрациями | Фронтальный опрос. | Учебное пособие. Электронное приложение к учебнику. | Подготовить ответ на тему «Как я понимаю выражение «мир в душе»». | |
-
| Заповеди | Заповеди. | Работа с текстом и презентацией | Анализ ситуации, связанной с нарушением заповедей | Учебное пособие, электронное приложение. | Написать мини-эссе на тему «Есть ли польза от того, чтобы помнить свои плохие поступки». | |
-
| Милосердие и сострадание | Милосердие. Сострадание. Ближний. Любовь к врагам. Милостыня. | Участие в учебном диалоге, устный рассказ на тему. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. | Картины по теме урока, электронное приложение. | Проведение интервью с членами семьи. | |
-
| Золотое правило этики | Золотое правило этики. Неосуждение. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным материалом. | Приведите примеры милосердия и сострадания из своей жизни и жизни своих близких. | Картины по теме урока из диска. | Назовите «золотое правило этики». Почему оно «золотое»? Как уберечься от осуждения других? Сформулируй свои правила. | |
-
| Храм | Храм. Икона. Благословение. Иконостас. Царские ворота. Алтарь. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным материалом. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. | Картины по теме урока из диска, электронное приложение. | Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы: Что такое иконостас? Какие иконы в нём присутствуют всегда? Может ли православный христианин молиться без иконы? | |
-
| Икона | Икона. Нимб. Воскресение. Спаситель. Пасха христова. Великий пост. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным материалом. | Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий. | Картины по теме урока из диска. Электронное приложение к учебнику. | Подберите, вместе с членами семьи.пары картин и икон, связанных одной темой, образом, сюжетом. Чем они схожи и чем отличаются? | |
-
| Творческие работы | - | Совместно с учителем выбор темы творческой работы. | Самостоятельная работа учащихся по составлению плана творческой работы. | - | Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам. | |
-
| Подведение итогов | - | Презентация творческих работ. | Защита творческих работ. | - | - | |
-
| Как христианство пришло на Русь | Православие. Церковь. Крещение. Святая Русь. | Беседа, комментированное чтение, творческие задания, участие в учебном диалоге. | Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий. | Учебное пособие, электронное приложение. | Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы. | |
-
| Подвиг | Подвиг. Жертва Богу. Подвижник. | Групповая работа с источниками информации. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. | Учебное пособие, электронное приложение | Написать эссе. | |
-
| Заповеди блаженств | Заповедь. Дух. Духовность. | Работа с текстом и презентацией. | Анализ заповеди «Блаженны кроткие» | Учебное пособие, электронное приложение. | Вместе с родными обсудить одну из заповедей. | |
-
| Зачем творить добро | Добро. Зло. Святой. | Беседа, комментированное чтение, творческие задания, участие в учебном диалоге. | Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий. | Учебное пособие, электронное приложение. | Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы. | |
-
| Чудо в жизни христианства | Чудо. Троица. Добродетель. | Беседа, комментированное чтение, творческие задания, участие в учебном диалоге. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. | Учебное пособие, электронное приложение | Проведение интервью с членами семьи. | |
-
| Православие о Божьем суде | Бессмертие. | Беседа, комментированное чтение, творческие задания, участие в учебном диалоге. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. | Учебное пособие, электронное приложение | Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы. | |
-
| Таинства Причастия | Причастие. Таинства. Литургия. | Беседа, комментированное чтение, творческие задания, участие в учебном диалоге. | Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий. | Учебное пособие, электронное приложение | Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы. | |
-
| Монастырь | Монах. Инок. Послушание. Обет. | Групповая работа с источниками | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. | Учебное пособие, электронное приложение. | Написать эссе. | |
-
| Отношение христианина к природе | Милосердие. Пастырь Всемирный потоп. | Беседа, комментированное чтение, творческие задания, участие в учебном диалоге. | Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий. | Учебное пособие, электронное приложение. | Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы. | |
-
| Православная семья | Семья. Тактичность. Ценности. Любовь. Венчание. Семейные традиции. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным материалом. | Чтение и обсуждение фрагментов из « Домостроя», например, из глав «Поучение отца сыну», «Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всём», и др. | Фотографии «Домостроя» различные издания «Домостроя» Картины по теме урока из диска. Электронное приложение к учебнику. | Рассказать членам семьи о православных семейных ценностях, спросить, какие семейные ценности они считают главными в своей жизни. | |
-
| Защита Отечества | Защитник. Справедливая война. Воин-христианин. | Групповая работа с источниками | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. | Учебное пособие, электронное приложение. | Написать эссе. | |
-
| Христианин в труде | Труд. Пост. Возделывание. Первый грех. | | | Учебное пособие, электронное приложение. | Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы. | |
-
| Любовь и уважение к Отечеству | Отечество. Многонациональный и многоконфессиональный состав. Великая сила нравственности. Народ. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным материалом. | Составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Отечество, любовь к Родине, уважение, патриотизм, народ. | Символика России, карта России. Электронное приложение к учебнику. | Вместе с членами семьи, подготовьте сообщение об одной из четырех конфессий (православие, ислам, буддизм, иудаизм). | |
-
| Подготовка творческих проектов | - | Совместно с учителем выбор темы творческой работы. | Самостоятельная работа учащихся по составлению плана творческой работы | Электронное приложение к учебнику | Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам. | |
-
| Подготовка творческих проектов | - | Совместно с учителем выбор темы творческой работы. | Самостоятельная работа учащихся по составлению плана творческой работы | Электронное приложение к учебнику | Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам. | |
-
| Выступление учащихся с творческими работами | - | Презентация творческих работ. | Защита творческих работ. | - | - | |
-
| Выступление учащихся с творческими работами | - | Презентация творческих работ. | Защита творческих работ. | - | - | |