СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ОРКиСЭ

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабчая программа ОРКиСЭ модуль Светская этика

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ОРКиСЭ»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №35

с углубленным изучением отдельных предметов




Принято педагогическим советом Утверждаю:

Протокол №11 от 28.08.2014 г. 30.08.14 г._______________









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР

И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ


модуль: Светская этика










Составитель: Шереметьева А.В.



Нижний Тагил

2014-2015 уч. год

Пояснительная записка


Курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классе.

Рабочая программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы по «Основам религиозных культур и светской этики» (А.Я.Данилюк, Москва, «Просвещение», 2010).

В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основах социальных явлений и традиций. Духовно-нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях.

Школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» адресован обучающимся начальной школы, так как в младшем школьном возрасте происходит социализация ребёнка, расширяется круг его общения, от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями.


Общая характеристика учебного курса


Цели:


  • Формирование поликультурной компетенции, которая понимается как интегративное качество личности ребёнка, включающее систему поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, качеств, опыта, социальных норм.


  • Формирование правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями различных культур, национальностей, верований, социальных групп.


  • Изучение основных категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и другое.





Основные задачи:

  • Знакомство обучающихся с содержанием одного из учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мусульманской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религий», «Основы светской этики»;

  • Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей.

  • Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе.

  • Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной культуры и истории при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

  • Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.


Структура курса


Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» является единой учебно-воспитательной системой. Курс имеет комплексный характер и включает 6 учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мусульманской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религий», «Основы светской этики».

Все модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системе межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;

  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);

  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Основными средствами духовно-нравственного воспитания младших школьников в рамках данного курса в учебной и во внеурочной деятельности выступают:

  • учебные пособия по курсу, адресованные младшим школьникам;

  • слово учителя и родителей;

  • стиль взаимоотношений учителя с учениками;

  • средства наглядности;

  • иллюстративный материал.

В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения воспитательный результат освоения курса «Основы религиозных культур и светской этики» подразумевает духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных культур и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.


Место курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебном плане


Данный курс изучается на ступени начального общего образования (4 класс) в соответствии с Учебным планом МБОУ СОШ № 35 города Нижний Тагил на 2018-2019 учебный год в объеме 34 часа в год (34 недели по 1 часу в неделю).

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести модулей.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Ценность мира — как общего дома для всех жителей Земли, как мирового сообщества, представленного разными национальностями, как принципа жизни на Земле.

Ценность человеческой жизни — как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.

Дар слова — как возможность получать знания, общаться.

Ценность природы — осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.

Ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.

Ценность добра — как проявление высших человеческих способностей — любви, сострадания и милосердия.

Ценность познания мира — ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.

Ценность красоты как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему — «красота спасёт мир».

Ценность труда и творчества — как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.

Ценность свободы выбора — как возможность совершать суждения и поступки в рамках норм, правил, законов общества.

Ценность любви к Родине, народу — как проявление духовной зрелости человека, выражающееся в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность самоуважения: фундамент цельности личности и самосознания, открытости – как уважение к личному «Я», самоуважение, осознание себя свободной, творческой личностью. Осознание границы самоуважения и развитие критическое отношения к себе.

Ценность уважения к другим: фундаментальное чувство эмпатии к окружающим, широта мышления, уважение и понимание того, что ценно и важно другим людям – как осознание, необходимости развивать уважение не только к тем людям, чьи мнения совпадают с нашими, или к тем, кто обличен властью или наделен талантами, необходимости учитывать различие человеческих взглядов (в том числе религиозных) и умение ориентироваться в их многообразии.

Ценность уважения к истине: сущностный поиск истины, стремление избегать невежества, заблуждений и вероломства – как уважение к истине без которой нет места уважению к себе, другим людям, к миру в целом.


Таким образом, к моменту завершения учебного курса ОРКСЭ у обучающихся должны быть заложены основы формирования целостного мировоззрения и сложиться представление о многообразии религиозных традиций и культур, развиться стремление к поиску взаимосвязи между ними и неудовлетворенность фрагментированным, поверхностным знанием. Интерес к самостоятельному поиску и приобретению новых знаний может стать основой исследовательской деятельности обучающихся в старших классах.


Личностные, метапредметные (компетентностные)

и предметные результаты освоения результаты освоения программы


Реализация программы курса «Основы религиозных культур и светской этики» обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания:


Личностные результаты:


  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты:


  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

  • поиска средств ее осуществления;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок;

  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения

  • учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Предметные результаты:


  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

  • общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

  • осознание ценности человеческой жизни.


На стимуляцию познавательной деятельности и творческой активности, обучающихся в учебном процессе влияет внеурочная работа, которую необходимо проводить для расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний и более глубоким наблюдениям в сфере религиозно-этического знания. Духовно-нравственное воспитание младших школьников предполагает безусловное взаимопонимание и сотрудничество с родителями детей: установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований в процессе преподавания и изучения выбранного модуля данного курса.


Формы контроля и возможные варианты его проведения:


  • Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа (поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая; творческая).

Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).

  • Самоконтроль;

  • Фронтальный контроль;

  • Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.


Итоговой формой оценивания деятельности обучающегося является проектная работа по индивидуальной теме в рамках курса.

СОДЕРЖАНИЕ

Учебный модуль «Основы светской этики»


Россия – наша Родина.

Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека.

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти.

Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.

Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества.

Порядочность. Интеллигентность.

Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.

Что значит «быть нравственным» в наше время?

Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье.

Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали.

Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма.

Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

В качестве основного методологического принципа реализации курса выбран культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников

первоначальных представлений о религиозной и светской культуре.


В основу построения уроков в рамках курса ОРКСЭ закладывается ряд методических принципов, реализация которых является условием оптимизации и повышения качества изучения предмета:

  • диалогическое взаимодействие, которое подразумевает демократическое, субъект- субъектное построение учебного процесса;

  • приоритет личностного развития учащихся в интеллектуальной, духовно-нравственной жизни;

  • актуальность;

  • вариативность (возможность выбора на уровне модуля, проблемы, вопроса, текста для анализа, способов деятельности и презентации образовательного результата);

  • опора на самостоятельность мышления учащихся;

  • деятельностное обучение, создание коммуникативно-активной образовательной среды, которая является необходимым фактором актуализации и саморазвития личности;

  • соблюдение баланса между теоретическим материалом и текстами для эмпирического и творческого освоения;

  • органическое и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.


Формы и виды учебной деятельности в рамках курса «Основы светской этики» основываются на сочетании различных методов обучения: словесных, наглядных, практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы. Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как основа для создания учебной ситуации, которая проектируется учителем с учетом возраста, специфики предмета ОРКСЭ, меры сформированности действий обучающихся.







Календарно - тематическое планирование курса 4 класс

Количество часов по учебному плану - 17 часов Количество часов в неделю -0,5 часа


Тема урока

Цель (конкретного урока)

Содержание

Формы деятельности (опыт

Домашнее задание

п.п



(в т.ч. понятия и

деятельности учащихся)





термины)



1

Россия - наша

-развивать

Россия - наша Родина-

беседа, комментированное

Найди материал об


Родина.

коммуникативные

полиэтническое

чтение, устный рассказ на

известном человеке (по


Тип урока — изучение

компетенции,

государство, культурные

тему, работа с

выбору). Подготовь


нового материла

-способствовать

традиции Патриотизм

иллюстративным

рассказ о нём. Объясни,



воспитанию

многонационального и

материалом,

почему ты выбрал именно



национального

многоконфес-

самостоятельная работа с

этого человека.



самосознания,

сионального народа

источниками информации,

Ответь на вопросы в



формированию интереса к

России

подготовка творческой

пособии-стр.5



изучению предмета.

Основные термины и

беседы с членами семьи




-углубить знания

понятия: Россия, родина,





(государственная

патриот, отечество,





символика, герои и

столица, президент,





великие люди России и

государственные





т.д.)

символы, толерантность.



2

Что такое светская

-способствовать

Что такое светская

беседа, комментированное

Ответь на вопросы в


этика?

формированию

этика? Этика и ее

чтение, устный творческий

пособии-стр.7 Прочитай



первоначальных

значение в жизни

рассказ на тему, работа с

или перескажи членам


Тип урока — изучение

представлений о светской

человека.

иллюстративным

семьи и друзьям статью из


нового материла

этике, о традиционных

Основные термины и

материалом,

пособия, обсуди с ними ее



религиях, их роли в

культуре, истории и современности России

понятия: культура,

мораль, этика

самостоятельная работа с

источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

содержание. Подготовь

вопросы по содержанию статьи.

3


Мораль и культура.

Тип урока — комбинированный

Особенности морали.

Тип урока — комбинированный

-развивать представления о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи; Способствовать развитию готовности слушать собеседника

-способствовать формированию умения правильно оценивать себя и других; воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу.

Образцы нравственности в культурах разных народов Принципы морали. Нормы морали Основные термины и понятия: мораль, культура

Особенности морали как особого вида духовно-практической культуры; Методика создания морального кодекса в школе;

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Ответь на вопросы в пособии-стр.9

Подготовь рассказ об особенностях морали как особого вида духовной культуры (опираясь на записи в тетради и текст статьи из пособия). Вспомни или придумай пример (историю из жизни, кино и т.д.), иллюстрирующий одну из особенностей морали.

4

Добро и зло.

Тип урока - изучение нового материла


-способствовать формированию у детей представления о добре и зле; раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»;

-способствовать формированию умения правильно оценивать себя и других; воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу

Добро и зло. Основные термины и понятия: Добро, зло, гуманность


беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Ответь на вопросы в пособии- стр.13, создай свою копилку добрых дел и проиллюстрируй их.


5

Добродетели и пороки.

Тип урока - изучение нового материла

-способствовать созданию представлений о понятиях добродетель и порок , честь и достоинство

Взаимосвязь добродетеля и добра, порока и зла. Долг и совесть.Честь и достоинство Основные термины и понятия: Добро, зло, добродетель, порок, чувство собственного достоинства

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа

Ответь на вопросы в пособии-стр.17, Подготовь рассказ с примерами добродетельных и порочных поступков.

6

Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность.

Тип урока — комбинированный


-мотивировать на развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,

- формировать умения планировать, самоконтроля и оценки учебной деятельности

Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Основные термины и понятия: Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора. Моральный конфликт.

Работа в группах, анализ ситуационных заданий, беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа

Ответь на вопросы в пособии- стр. 23, Подготовь рассказ с примерами поступков, предполагающих свободный выбор человека. (или подбери примеры из произведений, прочитанных на уроках чтения).

7

Моральный долг.

Тип урока -комбинированный

- мотивировать учащихся на личностный выбор

- способствовать формированию умения слушать и вести диалог

- формировать умения высказывать и отстаивать свою собственную точку зрения

Долг. Моральный долг. Моральная обязанность. Благодарность. Мораль защитника Отечества.

Работа в группах, анализ ситуационных заданий, беседа, комментированное чтение. Игра: как бы я повел себя в этой ситуации Самостоятельная работа _Составить предложение со словом долг».

Подобрать пословицы, в которых говорилось бы о долге человека. Приведи примеры ситуаций на тему: «Протяни руку помощи...»

8

Справедливость.

Тип урока -комбинированный

- формировать навыки работы с текстом

- мотивировать учащихся на восприятие понятия справедливость через анализ текстов

- способствовать развитию доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и

сопереживания чувствам других людей

Справедливость. Моральные правила справедливого человека.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах с источниками (сказками), анализ текстов.

Придумать рассказ о справедливом и несправедливом человеке (или приведите примеры из сказок).

9

Альтруизм и эгоизм.

Тип урока — комбинированный

- мотивировать учащихся на личностный выбор

- способствовать формированию умения слушать и вести диалог

- формировать умения высказывать и отстаивать свою собственную точку зрения

Альтруизм. Эгоизм. Разумный эгоизм.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему. Самостоятельная работа «Найти и выписать определения альтруизма и эгоизма»

Кого из героев сказок Ш.Перро «Золушка» и В.Губарева «Старик Хоттабыч» можно назвать альтруистом, эгоистом? Обоснуй свой ответ.

10

Дружба.

Тип урока — комбинированный

- способствовать развитию навыков сотрудничества со сверстниками в учебной ситуации - мотивировать учащихся на поиск путей решения проблемы - формировать навыки работы в группе - способствовать осознанию этического чувства «дружба», его значимости в жизни каждого.

Добродетельные отношения. Дружба. Избирательность. Бескорыстность. Методика создания морального кодекса в школе (классе).

Проблемная ситуация: моральный кодекс чести класса. Беседа, групповая работа.

Написать рассказ о своём друге. Приведи примеры ситуаций на тему: «Протяни руку дружбы...»

11

Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества Тип урока — комбинированный.

- способствовать формированию понимания, что семья - основа моральных устоев человека. - уметь объяснить происхождение слова семья, род.

Род. Семья. Фамилия. Родословная. Родовой герб

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи

Выполнить задания из пособия для учащихся. Создать родовое древо или родовой герб в виде иллюстрации, презентации, другое. О каких традициях семьи это говорит?

12

Нравственный поступок.

Золотое правило нравственности. Тип урока -комбинированный

- изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие

мотивировать учеников на принятие законов нравственности, на поиск нравственных начал в окружающем мире - уметь приводить примеры применения золотого правила нравственности, как действует это правило в жизни

Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат.

Золотое правило нравственности. Честь. Достоинство

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Выберите поступок любимого героя какого-либо произведения. Проанализируйте его с точки зрения признаков морального поступка. Сделайте вывод, можно ли этот поступок считать моральным. Вместе с родителями обсудите утверждение _Цель оправдывает средства». Согласны ли вы с этим утверждением. Обоснуйте свою точку зрения.

13

Стыд, вина и извинение. Тип урока -комбинированный

- изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие

Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние.

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи

Расскажи членам семьи и друзьям о том, что ты узнал на уроке. Задай им вопросы из пособия, если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).

14


Честь и достоинство. Совесть Тип урока -комбинированный

- формировать общественно значимую мотивацию детей, их поступков, адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей

-уметь формулировать разницу между понятиями стыд и совесть - знать какие компоненты имеет совесть - уметь приводить примеры ситуаций, в которых они

(или герои литературных произведений) испытывали стыд или им было совестно. - уметь составить план статьи из пособия для учащихся

Честь. Достоинство. Кодекс чести.

Совесть. Стыд. Размышления. Чувства, Воля.

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи

членами семьи

Подбери две-три пословицы, в которых бы говорилось о чети и достоинстве.

Расскажи членам семьи и друзьям о совести, спроси, что нового они узнали, над чем задумались.

15

Образцы нравственности Тип урока -комбинированный

- дать представление об основных нормах нравственности, первичные представления о морали, - способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей

Нормы-образцы нравственного поведения в культуре

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Расспроси своих близких (маму, папу, старших брата или сестру, бабушку, дедушку) о том, каким принципом они руководствуются в жизни. Обсуди с ними, близко ли их жизненное правило _золотому правилу» нравственности.

16

Подготовка

- способствовать

Повторение основных

Формирование групп

Работа над проектом.


творческих работ

формированию умения

содержательных моментов

учащихся для выполнения



(проектов)

планировать,

курса.

групповых проектов, выбор



учащихся.

контролировать и оценивать

Проект и этапы работы

тем, разработка плана




учебные действия в

над ним. Определение

работы над проектом (в том




соответствии с

темы для индивидуальных

числе индивидуальных).



Тип урока — урок

поставленной задачей и

творческих работ на

Определение содержание



сист емат изации

условиями ее реализации

основе анализа

проектной работы.



знаний.

- развивать умение

пройденного материала.

Варианты тем:




постановки целей и задач


_Россия - Родина моя»,




-определять наиболее


_Всюду добрые люди




эффективные способы


вокруг...», «Я хочу вам




достижения результата.


рассказать об одном добром

тт ^






человеке», «Добро и зло в






русских народных сказках»,






_Добродетельные герои






сказок Г.-Х.Андерсена,






Ш.Перро», «Добродетель и






порок в сказке А.Н.Толстого






_Золотой ключик, или






приключения Буратино»,






_Вот что значит настоящий,






верный друг», «Ты навсегда






в ответе за тех, кого






приручил (А.де Сент-






Экзюпери)».


17

Подведение итогов.

-способствовать обобщению

Обобщение основных

Презентация творческих

Подумать над вопросом и


Творческий отчет.

знаний, понятий и

содержательных моментов

проектов учащихся.

обсудить с родителями «Что



представлений о ценностно-

курса.


такое семья, и какую роль


Тип урока -обобщающий

смысловых



она играет в жизни




мировоззренческих основах,



человека?»



обеспечивающих целостное






восприятие отечественной






истории и культуры.








Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса


  1. Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает:

  • Программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для общеобразовательных учреждений. А.Я. Данилюк.- М.: Просвещение, 2010 г.;

Учебные пособия:

  • Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2010 г.

  • Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.Я. Данилюк.- М.: Просвещение, 2010 г.

Экранно-звуковые пособия:

        • Электронное приложение к учебному пособию Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2010 г.

        • Электронное приложение к учебному пособию Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.Я. Данилюк.- М.: Просвещение, 2010 г.

Методические пособия:

        • Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010 г.

Книга для родителей. Просвещение, 2010 г

2. Интернет-ресурсы

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике курса.

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

  2. Газета «1 сентября». - Режим доступа: www.festival.lseptember.ru

  3. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. - Режим дос­тупа: www.uroki.ru

  4. Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

5Справочно-информационный интернет-портал

6.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: http.V/nsc.l september.ru/urok

3. Наглядные пособия

  1. Иллюстративный материал

4. Технические средства обучения

  1. Телевизор.

  2. Магнитофон.

  3. Аудиоцентр.

  4. Ноутбук.

  5. Мультимедийный проектор.

  6. Экран проекционный.

5. Учебно-практическое оборудование.

  1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, карт;

  2. Штатив для карт и таблиц;

  3. Укладка для аудиторных средств (слайдов, кассет и др.);

  4. Шкаф для хранения таблиц.


Планируемые результаты изучения


Учебный курс призван не только повысить уровень религиозной грамотности учащихся (иначе говоря, овладеть комплексом историко-культурных знаний о религиозных традициях российского государства), но и заложить основу самостоятельного критического мышления и оценки, расширить границы мировосприятия, показать ценность религиозного мировоззрения и картины мира и ее права на существование, развить навыки межкультурного диалога и взаимодействия, стимулировать самостоятельную опытно-поисковую и исследовательскую деятельность учащихся, продемонстрировать межпредметный характер курса и его связь с другими предметами гуманитарного цикла старшей школы.


Оценка предметных результатов


Несмотря на отсутствие традиционной бальной системы оценки, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности воспитательной деятельности в классе и наличие зачатков ценностного мышления.


1.Педагогическое наблюдение.

Это метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных данных.

Учитель наблюдает за обучающимся в естественной обстановке - на уроке. Проявление познавательных способностей наблюдаются в процессе овладения учебным содержанием, с которым школьник работает на каждом уроке. Конечно, сначала знания учителя об обучающемся фрагментарны и мало структурированы, но при специальном обучении ведению наблюдений субъективность снимается.

Каждое наблюдение имеет конкретную цель и проводится по определенной схеме.

Данные наблюдений фиксируются в описательной форме (на основе схемы) и носят характер конкретного факта, а не объяснения или оценки.

Наблюдения проводятся регулярно в течение всего учебного года, а не от случая к случаю.

Анализ наблюдаемых проявлений обучающегося производится не изолированно, а в контексте всей учебной ситуации.

Этот метод помогает наблюдать основные проявления личностных особенностей обучающегося, его индивидуальную познавательную активность, самостоятельность, произвольность и продуктивность деятельности, избирательность форм учебной работы. Эти сведения дополняются наблюдениями особенностей усвоения учебного материала и изучением предметной избирательности. Педагогическое наблюдение дает возможность проследить динамику развития ученика, устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном процессе, выявлять сильные и слабые стороны и в то же время позволяет оценивать его не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям, что особенно важно при решении воспитательных задач в рамках курса ОРКСЭ.

Таким образом, педагог может индивидуализировать учебный процесс, составляя для каждого обучающегося собственную программу обучения и развития. В ходе такой работы постепенно складывается «познавательный профиль» ученика, то есть своеобразный тип мышления, который должен быть адекватен предметному содержанию научного знания. Выявление такого «познавательного профиля» и является основой для составления траектории развития ученика сначала в начальной школе, а затем и на других школьных ступенях.


  1. Самооценка обучающихся по результатам урока (или внеурочного мероприятия). В данном случае, используются листы самооценки обучающихся, которые раздаются в начале изучения новой темы или групповой работы.

Примеры таких листов:

1.

Я хорошо выполнил свою работу на уроке;

Я мог выполнить работу значительно лучше;

Я плохо работал на уроке.

2.Лист самооценки для определения уровня вовлеченности и участия в групповой работе:



Таблица 1. Лист самооценки урока или группового мероприятия В ходе проекта я...

Всегда



Иногда

Никогда

Предлагал новые идеи и направления




Определял цели, ставил задачи




Ждал помощи от участников группы




Принимал участие в совместной работе




Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения




Помогал группе в выборе правильных решений




Анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы




Находил и исправлял ошибки




Оказывал помощь, откликался на работу других




Преодолевал трудности, добивался достижения результата




Осознавал ответственность за общее дело




Стимулировал дискуссию, предлагая различные точки зрения





Кроме того, листы самооценки могут использоваться для закрепления знаний, полученных на уроке, и стимулирования мотивации к дальнейшему поиску информации.



Таблица 2. Лист самооценки урока [Тема урока или внеклассного мероприятия]


1. На уроке мне больше всего понравилось…______________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. На уроке мне не понравилось… _______________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Из урока мне запомнилось…__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Мне захотелось узнать больше о….____________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________



Еще одним видом самооценки является рабочий лист, который заполняют обучающиеся во время экскурсии или визита представителя религиозной традиции. Помимо практических заданий (описать, нарисовать, отметить и т.д.), эти листы могут содержать колонку самооценки, которая фиксирует результаты всех видов деятельности учащихся и, в ряде случаев, может предоставить уникальный материал для последующий оценки успеваемости и когнитивного развития обучающихся.



Таблица 3. Рабочий лист участника экскурсии

РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧАСТНИКА ЭКСКУРСИИ


Меня зовут_______________________________________________________________

Я посетил________________________________________________________________

Я работал в группе с ______________________________________________________

У меня хорошо получилось_________________________________________________

________________________________________________________________________

Мне понравилось_________________________________________________________

________________________________________________________________________

Мне не понравилось_______________________________________________________

________________________________________________________________________

Главные идеи экскурсии___________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________



Я увидел_________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Я узнал__________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Я услышал_______________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Меня удивило, что___________________________________________________________

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Мне нужно больше узнать о___________________________________________________

____________________________________________________________________________

Мои вопросы_____________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________




3. Среди других методов оценки учащихся на уроках ОРКСЭ могут использоваться:

мозговой штурм;

работа по методу TASC (см. выше);

концептуальные карты и таблицы (которые помогают организовать и систематизировать материал),

составление логической последовательности (например, вы даете задание учащимся разложить карточки с предложениями или картинками таким образом, чтобы получился связный и последовательный рассказ);

расстановка приоритетов (техника, позволяющая развить навыки выделения главных задач, которые необходимо выполнить в первую очередь и уделить наибольшее внимание);

анализ артефактов.



Список литературы


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

  2. Программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики». /А.В.Данилюк. - М.: Просвещение, 2011г.

  3. Основы православной культуры: Учебное пособие для системы повышения квалификации. /авторы: Йоффе А.Н., Мишина Е.А. и др. – М. АПКиППРО, 2010.

  4. Основы светской этики: Учебное пособие для системы повышения квалификации. /авторы: Йоффе А.Н., Мишина Е.А. и др. – М. АПКиППРО, 2010.

  5. Основы исламской культуры: Учебное пособие для системы повышения квалификации. /авторы: Йоффе А.Н., Мишина Е.А. и др. – М. АПКиППРО, 2010.

  6. Основы буддийской культуры: Учебное пособие для системы повышения квалификации. /авторы: Йоффе А.Н., Мишина Е.А. и др. – М. АПКиППРО, 2010.

  7. Основы иудейской культуры: Учебное пособие для системы повышения квалификации. /авторы: Йоффе А.Н., Мишина Е.А. и др. – М. АПКиППРО, 2010.

  8. Основы мировых религиозных культур: Учебное пособие для системы повышения квалификации. /авторы: Йоффе А.Н., Мишина Е.А. и др. – М. АПКиППРО, 2010.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!