Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №35
с углубленным изучением отдельных предметов
Принято педагогическим советом Утверждаю:
Протокол №11 от 28.08.2014 г. 30.08.14 г._______________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР
И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
модуль: Светская этика
Составитель: Шереметьева А.В.
Нижний Тагил
2014-2015 уч. год
Пояснительная записка
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классе.
Рабочая программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы по «Основам религиозных культур и светской этики» (А.Я.Данилюк, Москва, «Просвещение», 2010).
В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основах социальных явлений и традиций. Духовно-нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях.
Школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» адресован обучающимся начальной школы, так как в младшем школьном возрасте происходит социализация ребёнка, расширяется круг его общения, от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями.
Общая характеристика учебного курса
Цели:
Формирование поликультурной компетенции, которая понимается как интегративное качество личности ребёнка, включающее систему поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, качеств, опыта, социальных норм.
Формирование правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями различных культур, национальностей, верований, социальных групп.
Изучение основных категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и другое.
Основные задачи:
Знакомство обучающихся с содержанием одного из учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мусульманской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религий», «Основы светской этики»;
Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей.
Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе.
Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной культуры и истории при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Структура курса
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» является единой учебно-воспитательной системой. Курс имеет комплексный характер и включает 6 учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мусульманской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религий», «Основы светской этики».
Все модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системе межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Основными средствами духовно-нравственного воспитания младших школьников в рамках данного курса в учебной и во внеурочной деятельности выступают:
учебные пособия по курсу, адресованные младшим школьникам;
слово учителя и родителей;
стиль взаимоотношений учителя с учениками;
средства наглядности;
иллюстративный материал.
В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения воспитательный результат освоения курса «Основы религиозных культур и светской этики» подразумевает духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных культур и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Место курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебном плане
Данный курс изучается на ступени начального общего образования (4 класс) в соответствии с Учебным планом МБОУ СОШ № 35 города Нижний Тагил на 2018-2019 учебный год в объеме 34 часа в год (34 недели по 1 часу в неделю).
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести модулей.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность мира — как общего дома для всех жителей Земли, как мирового сообщества, представленного разными национальностями, как принципа жизни на Земле.
Ценность человеческой жизни — как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.
Дар слова — как возможность получать знания, общаться.
Ценность природы — осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.
Ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.
Ценность добра — как проявление высших человеческих способностей — любви, сострадания и милосердия.
Ценность познания мира — ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.
Ценность красоты как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему — «красота спасёт мир».
Ценность труда и творчества — как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.
Ценность свободы выбора — как возможность совершать суждения и поступки в рамках норм, правил, законов общества.
Ценность любви к Родине, народу — как проявление духовной зрелости человека, выражающееся в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность самоуважения: фундамент цельности личности и самосознания, открытости – как уважение к личному «Я», самоуважение, осознание себя свободной, творческой личностью. Осознание границы самоуважения и развитие критическое отношения к себе.
Ценность уважения к другим: фундаментальное чувство эмпатии к окружающим, широта мышления, уважение и понимание того, что ценно и важно другим людям – как осознание, необходимости развивать уважение не только к тем людям, чьи мнения совпадают с нашими, или к тем, кто обличен властью или наделен талантами, необходимости учитывать различие человеческих взглядов (в том числе религиозных) и умение ориентироваться в их многообразии.
Ценность уважения к истине: сущностный поиск истины, стремление избегать невежества, заблуждений и вероломства – как уважение к истине без которой нет места уважению к себе, другим людям, к миру в целом.
Таким образом, к моменту завершения учебного курса ОРКСЭ у обучающихся должны быть заложены основы формирования целостного мировоззрения и сложиться представление о многообразии религиозных традиций и культур, развиться стремление к поиску взаимосвязи между ними и неудовлетворенность фрагментированным, поверхностным знанием. Интерес к самостоятельному поиску и приобретению новых знаний может стать основой исследовательской деятельности обучающихся в старших классах.
Личностные, метапредметные (компетентностные)
и предметные результаты освоения результаты освоения программы
Реализация программы курса «Основы религиозных культур и светской этики» обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания:
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
поиска средств ее осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения
учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
осознание ценности человеческой жизни.
На стимуляцию познавательной деятельности и творческой активности, обучающихся в учебном процессе влияет внеурочная работа, которую необходимо проводить для расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний и более глубоким наблюдениям в сфере религиозно-этического знания. Духовно-нравственное воспитание младших школьников предполагает безусловное взаимопонимание и сотрудничество с родителями детей: установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований в процессе преподавания и изучения выбранного модуля данного курса.
Формы контроля и возможные варианты его проведения:
Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа (поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая; творческая).
Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).
Итоговой формой оценивания деятельности обучающегося является проектная работа по индивидуальной теме в рамках курса.
СОДЕРЖАНИЕ
Учебный модуль «Основы светской этики»
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека.
Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти.
Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества.
Порядочность. Интеллигентность.
Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.
Что значит «быть нравственным» в наше время?
Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье.
Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали.
Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма.
Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
В качестве основного методологического принципа реализации курса выбран культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников
первоначальных представлений о религиозной и светской культуре.
В основу построения уроков в рамках курса ОРКСЭ закладывается ряд методических принципов, реализация которых является условием оптимизации и повышения качества изучения предмета:
диалогическое взаимодействие, которое подразумевает демократическое, субъект- субъектное построение учебного процесса;
приоритет личностного развития учащихся в интеллектуальной, духовно-нравственной жизни;
актуальность;
вариативность (возможность выбора на уровне модуля, проблемы, вопроса, текста для анализа, способов деятельности и презентации образовательного результата);
опора на самостоятельность мышления учащихся;
деятельностное обучение, создание коммуникативно-активной образовательной среды, которая является необходимым фактором актуализации и саморазвития личности;
соблюдение баланса между теоретическим материалом и текстами для эмпирического и творческого освоения;
органическое и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.
Формы и виды учебной деятельности в рамках курса «Основы светской этики» основываются на сочетании различных методов обучения: словесных, наглядных, практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы. Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как основа для создания учебной ситуации, которая проектируется учителем с учетом возраста, специфики предмета ОРКСЭ, меры сформированности действий обучающихся.
Календарно - тематическое планирование курса 4 класс
Количество часов по учебному плану - 17 часов Количество часов в неделю -0,5 часа
№ | Тема урока | Цель (конкретного урока) | Содержание | Формы деятельности (опыт | Домашнее задание |
п.п | | | (в т.ч. понятия и | деятельности учащихся) | |
| | | термины) | | |
1 | Россия - наша | -развивать | Россия - наша Родина- | беседа, комментированное | Найди материал об |
| Родина. | коммуникативные | полиэтническое | чтение, устный рассказ на | известном человеке (по |
| Тип урока — изучение | компетенции, | государство, культурные | тему, работа с | выбору). Подготовь |
| нового материла | -способствовать | традиции Патриотизм | иллюстративным | рассказ о нём. Объясни, |
| | воспитанию | многонационального и | материалом, | почему ты выбрал именно |
| | национального | многоконфес- | самостоятельная работа с | этого человека. |
| | самосознания, | сионального народа | источниками информации, | Ответь на вопросы в |
| | формированию интереса к | России | подготовка творческой | пособии-стр.5 |
| | изучению предмета. | Основные термины и | беседы с членами семьи | |
| | -углубить знания | понятия: Россия, родина, | | |
| | (государственная | патриот, отечество, | | |
| | символика, герои и | столица, президент, | | |
| | великие люди России и | государственные | | |
| | т.д.) | символы, толерантность. | | |
2 | Что такое светская | -способствовать | Что такое светская | беседа, комментированное | Ответь на вопросы в |
| этика? | формированию | этика? Этика и ее | чтение, устный творческий | пособии-стр.7 Прочитай |
| | первоначальных | значение в жизни | рассказ на тему, работа с | или перескажи членам |
| Тип урока — изучение | представлений о светской | человека. | иллюстративным | семьи и друзьям статью из |
| нового материла | этике, о традиционных | Основные термины и | материалом, | пособия, обсуди с ними ее |
| | религиях, их роли в культуре, истории и современности России | понятия: культура, мораль, этика | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | содержание. Подготовь вопросы по содержанию статьи. |
3 | Мораль и культура. Тип урока — комбинированный Особенности морали. Тип урока — комбинированный | -развивать представления о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи; Способствовать развитию готовности слушать собеседника -способствовать формированию умения правильно оценивать себя и других; воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу. | Образцы нравственности в культурах разных народов Принципы морали. Нормы морали Основные термины и понятия: мораль, культура Особенности морали как особого вида духовно-практической культуры; Методика создания морального кодекса в школе; | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | Ответь на вопросы в пособии-стр.9 Подготовь рассказ об особенностях морали как особого вида духовной культуры (опираясь на записи в тетради и текст статьи из пособия). Вспомни или придумай пример (историю из жизни, кино и т.д.), иллюстрирующий одну из особенностей морали. |
4 | Добро и зло. Тип урока - изучение нового материла | -способствовать формированию у детей представления о добре и зле; раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»; -способствовать формированию умения правильно оценивать себя и других; воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу | Добро и зло. Основные термины и понятия: Добро, зло, гуманность | беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | Ответь на вопросы в пособии- стр.13, создай свою копилку добрых дел и проиллюстрируй их. |
5 | Добродетели и пороки. Тип урока - изучение нового материла | -способствовать созданию представлений о понятиях добродетель и порок , честь и достоинство | Взаимосвязь добродетеля и добра, порока и зла. Долг и совесть.Честь и достоинство Основные термины и понятия: Добро, зло, добродетель, порок, чувство собственного достоинства | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа | Ответь на вопросы в пособии-стр.17, Подготовь рассказ с примерами добродетельных и порочных поступков. |
6 | Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Тип урока — комбинированный | -мотивировать на развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, - формировать умения планировать, самоконтроля и оценки учебной деятельности | Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Основные термины и понятия: Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора. Моральный конфликт. | Работа в группах, анализ ситуационных заданий, беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа | Ответь на вопросы в пособии- стр. 23, Подготовь рассказ с примерами поступков, предполагающих свободный выбор человека. (или подбери примеры из произведений, прочитанных на уроках чтения). |
7 | Моральный долг. Тип урока -комбинированный | - мотивировать учащихся на личностный выбор - способствовать формированию умения слушать и вести диалог - формировать умения высказывать и отстаивать свою собственную точку зрения | Долг. Моральный долг. Моральная обязанность. Благодарность. Мораль защитника Отечества. | Работа в группах, анализ ситуационных заданий, беседа, комментированное чтение. Игра: как бы я повел себя в этой ситуации Самостоятельная работа _Составить предложение со словом долг». | Подобрать пословицы, в которых говорилось бы о долге человека. Приведи примеры ситуаций на тему: «Протяни руку помощи...» |
8 | Справедливость. Тип урока -комбинированный | - формировать навыки работы с текстом - мотивировать учащихся на восприятие понятия справедливость через анализ текстов - способствовать развитию доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Справедливость. Моральные правила справедливого человека. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах с источниками (сказками), анализ текстов. | Придумать рассказ о справедливом и несправедливом человеке (или приведите примеры из сказок). |
9 | Альтруизм и эгоизм. Тип урока — комбинированный | - мотивировать учащихся на личностный выбор - способствовать формированию умения слушать и вести диалог - формировать умения высказывать и отстаивать свою собственную точку зрения | Альтруизм. Эгоизм. Разумный эгоизм. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему. Самостоятельная работа «Найти и выписать определения альтруизма и эгоизма» | Кого из героев сказок Ш.Перро «Золушка» и В.Губарева «Старик Хоттабыч» можно назвать альтруистом, эгоистом? Обоснуй свой ответ. |
10 | Дружба. Тип урока — комбинированный | - способствовать развитию навыков сотрудничества со сверстниками в учебной ситуации - мотивировать учащихся на поиск путей решения проблемы - формировать навыки работы в группе - способствовать осознанию этического чувства «дружба», его значимости в жизни каждого. | Добродетельные отношения. Дружба. Избирательность. Бескорыстность. Методика создания морального кодекса в школе (классе). | Проблемная ситуация: моральный кодекс чести класса. Беседа, групповая работа. | Написать рассказ о своём друге. Приведи примеры ситуаций на тему: «Протяни руку дружбы...» |
11 | Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества Тип урока — комбинированный. | - способствовать формированию понимания, что семья - основа моральных устоев человека. - уметь объяснить происхождение слова семья, род. | Род. Семья. Фамилия. Родословная. Родовой герб | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи | Выполнить задания из пособия для учащихся. Создать родовое древо или родовой герб в виде иллюстрации, презентации, другое. О каких традициях семьи это говорит? |
12 | Нравственный поступок. Золотое правило нравственности. Тип урока -комбинированный | - изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие мотивировать учеников на принятие законов нравственности, на поиск нравственных начал в окружающем мире - уметь приводить примеры применения золотого правила нравственности, как действует это правило в жизни | Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат. Золотое правило нравственности. Честь. Достоинство | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | Выберите поступок любимого героя какого-либо произведения. Проанализируйте его с точки зрения признаков морального поступка. Сделайте вывод, можно ли этот поступок считать моральным. Вместе с родителями обсудите утверждение _Цель оправдывает средства». Согласны ли вы с этим утверждением. Обоснуйте свою точку зрения. |
13 | Стыд, вина и извинение. Тип урока -комбинированный | - изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие | Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи | Расскажи членам семьи и друзьям о том, что ты узнал на уроке. Задай им вопросы из пособия, если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия). |
14 | Честь и достоинство. Совесть Тип урока -комбинированный | - формировать общественно значимую мотивацию детей, их поступков, адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей -уметь формулировать разницу между понятиями стыд и совесть - знать какие компоненты имеет совесть - уметь приводить примеры ситуаций, в которых они (или герои литературных произведений) испытывали стыд или им было совестно. - уметь составить план статьи из пособия для учащихся | Честь. Достоинство. Кодекс чести. Совесть. Стыд. Размышления. Чувства, Воля. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи членами семьи | Подбери две-три пословицы, в которых бы говорилось о чети и достоинстве. Расскажи членам семьи и друзьям о совести, спроси, что нового они узнали, над чем задумались. |
15 | Образцы нравственности Тип урока -комбинированный | - дать представление об основных нормах нравственности, первичные представления о морали, - способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей | Нормы-образцы нравственного поведения в культуре | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | Расспроси своих близких (маму, папу, старших брата или сестру, бабушку, дедушку) о том, каким принципом они руководствуются в жизни. Обсуди с ними, близко ли их жизненное правило _золотому правилу» нравственности. |
16 | Подготовка | - способствовать | Повторение основных | Формирование групп | Работа над проектом. |
| творческих работ | формированию умения | содержательных моментов | учащихся для выполнения | |
| (проектов) | планировать, | курса. | групповых проектов, выбор | |
| учащихся. | контролировать и оценивать | Проект и этапы работы | тем, разработка плана | |
| | учебные действия в | над ним. Определение | работы над проектом (в том | |
| | соответствии с | темы для индивидуальных | числе индивидуальных). | |
| Тип урока — урок | поставленной задачей и | творческих работ на | Определение содержание | |
| сист емат изации | условиями ее реализации | основе анализа | проектной работы. | |
| знаний. | - развивать умение | пройденного материала. | Варианты тем: | |
| | постановки целей и задач | | _Россия - Родина моя», | |
| | -определять наиболее | | _Всюду добрые люди | |
| | эффективные способы | | вокруг...», «Я хочу вам | |
| | достижения результата. | | рассказать об одном добром тт ^ | |
| | | | человеке», «Добро и зло в | |
| | | | русских народных сказках», | |
| | | | _Добродетельные герои | |
| | | | сказок Г.-Х.Андерсена, | |
| | | | Ш.Перро», «Добродетель и | |
| | | | порок в сказке А.Н.Толстого | |
| | | | _Золотой ключик, или | |
| | | | приключения Буратино», | |
| | | | _Вот что значит настоящий, | |
| | | | верный друг», «Ты навсегда | |
| | | | в ответе за тех, кого | |
| | | | приручил (А.де Сент- | |
| | | | Экзюпери)». | |
17 | Подведение итогов. | -способствовать обобщению | Обобщение основных | Презентация творческих | Подумать над вопросом и |
| Творческий отчет. | знаний, понятий и | содержательных моментов | проектов учащихся. | обсудить с родителями «Что |
| | представлений о ценностно- | курса. | | такое семья, и какую роль |
| Тип урока -обобщающий | смысловых | | | она играет в жизни |
| | мировоззренческих основах, | | | человека?» |
| | обеспечивающих целостное | | | |
| | восприятие отечественной | | | |
| | истории и культуры. | | | |
Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает:
Учебные пособия:
Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2010 г.
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.Я. Данилюк.- М.: Просвещение, 2010 г.
Экранно-звуковые пособия:
Электронное приложение к учебному пособию Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2010 г.
Электронное приложение к учебному пособию Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.Я. Данилюк.- М.: Просвещение, 2010 г.
Методические пособия:
Книга для родителей. Просвещение, 2010 г
2. Интернет-ресурсы
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике курса.
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
Газета «1 сентября». - Режим доступа: www.festival.lseptember.ru
Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. - Режим доступа: www.uroki.ru
Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
5Справочно-информационный интернет-портал
6.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: http.V/nsc.l september.ru/urok
3. Наглядные пособия
Иллюстративный материал
4. Технические средства обучения
Телевизор.
Магнитофон.
Аудиоцентр.
Ноутбук.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
5. Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, карт;
Штатив для карт и таблиц;
Укладка для аудиторных средств (слайдов, кассет и др.);
Шкаф для хранения таблиц.
Планируемые результаты изучения
Учебный курс призван не только повысить уровень религиозной грамотности учащихся (иначе говоря, овладеть комплексом историко-культурных знаний о религиозных традициях российского государства), но и заложить основу самостоятельного критического мышления и оценки, расширить границы мировосприятия, показать ценность религиозного мировоззрения и картины мира и ее права на существование, развить навыки межкультурного диалога и взаимодействия, стимулировать самостоятельную опытно-поисковую и исследовательскую деятельность учащихся, продемонстрировать межпредметный характер курса и его связь с другими предметами гуманитарного цикла старшей школы.
Оценка предметных результатов
Несмотря на отсутствие традиционной бальной системы оценки, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности воспитательной деятельности в классе и наличие зачатков ценностного мышления.
1.Педагогическое наблюдение.
Это метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных данных.
Учитель наблюдает за обучающимся в естественной обстановке - на уроке. Проявление познавательных способностей наблюдаются в процессе овладения учебным содержанием, с которым школьник работает на каждом уроке. Конечно, сначала знания учителя об обучающемся фрагментарны и мало структурированы, но при специальном обучении ведению наблюдений субъективность снимается.
Каждое наблюдение имеет конкретную цель и проводится по определенной схеме.
Данные наблюдений фиксируются в описательной форме (на основе схемы) и носят характер конкретного факта, а не объяснения или оценки.
Наблюдения проводятся регулярно в течение всего учебного года, а не от случая к случаю.
Анализ наблюдаемых проявлений обучающегося производится не изолированно, а в контексте всей учебной ситуации.
Этот метод помогает наблюдать основные проявления личностных особенностей обучающегося, его индивидуальную познавательную активность, самостоятельность, произвольность и продуктивность деятельности, избирательность форм учебной работы. Эти сведения дополняются наблюдениями особенностей усвоения учебного материала и изучением предметной избирательности. Педагогическое наблюдение дает возможность проследить динамику развития ученика, устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном процессе, выявлять сильные и слабые стороны и в то же время позволяет оценивать его не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям, что особенно важно при решении воспитательных задач в рамках курса ОРКСЭ.
Таким образом, педагог может индивидуализировать учебный процесс, составляя для каждого обучающегося собственную программу обучения и развития. В ходе такой работы постепенно складывается «познавательный профиль» ученика, то есть своеобразный тип мышления, который должен быть адекватен предметному содержанию научного знания. Выявление такого «познавательного профиля» и является основой для составления траектории развития ученика сначала в начальной школе, а затем и на других школьных ступенях.
Самооценка обучающихся по результатам урока (или внеурочного мероприятия). В данном случае, используются листы самооценки обучающихся, которые раздаются в начале изучения новой темы или групповой работы.
Примеры таких листов:
1.
Я хорошо выполнил свою работу на уроке;
Я мог выполнить работу значительно лучше;
Я плохо работал на уроке.
2.Лист самооценки для определения уровня вовлеченности и участия в групповой работе:
Таблица 1. Лист самооценки урока или группового мероприятия В ходе проекта я... | Всегда | Иногда | Никогда |
Предлагал новые идеи и направления | | | |
Определял цели, ставил задачи | | | |
Ждал помощи от участников группы | | | |
Принимал участие в совместной работе | | | |
Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения | | | |
Помогал группе в выборе правильных решений | | | |
Анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы | | | |
Находил и исправлял ошибки | | | |
Оказывал помощь, откликался на работу других | | | |
Преодолевал трудности, добивался достижения результата | | | |
Осознавал ответственность за общее дело | | | |
Стимулировал дискуссию, предлагая различные точки зрения | | | |
Кроме того, листы самооценки могут использоваться для закрепления знаний, полученных на уроке, и стимулирования мотивации к дальнейшему поиску информации.
Таблица 2. Лист самооценки урока [Тема урока или внеклассного мероприятия] 1. На уроке мне больше всего понравилось…______________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 2. На уроке мне не понравилось… _______________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 3. Из урока мне запомнилось…__________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 4. Мне захотелось узнать больше о….____________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ |
Еще одним видом самооценки является рабочий лист, который заполняют обучающиеся во время экскурсии или визита представителя религиозной традиции. Помимо практических заданий (описать, нарисовать, отметить и т.д.), эти листы могут содержать колонку самооценки, которая фиксирует результаты всех видов деятельности учащихся и, в ряде случаев, может предоставить уникальный материал для последующий оценки успеваемости и когнитивного развития обучающихся.
Таблица 3. Рабочий лист участника экскурсии РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧАСТНИКА ЭКСКУРСИИ Меня зовут_______________________________________________________________ Я посетил________________________________________________________________ Я работал в группе с ______________________________________________________ У меня хорошо получилось_________________________________________________ ________________________________________________________________________ Мне понравилось_________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Мне не понравилось_______________________________________________________ ________________________________________________________________________ Главные идеи экскурсии___________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Я увидел_________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Я узнал__________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Я услышал_______________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Меня удивило, что___________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Мне нужно больше узнать о___________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Мои вопросы_____________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ |
3. Среди других методов оценки учащихся на уроках ОРКСЭ могут использоваться:
мозговой штурм;
работа по методу TASC (см. выше);
концептуальные карты и таблицы (которые помогают организовать и систематизировать материал),
составление логической последовательности (например, вы даете задание учащимся разложить карточки с предложениями или картинками таким образом, чтобы получился связный и последовательный рассказ);
расстановка приоритетов (техника, позволяющая развить навыки выделения главных задач, которые необходимо выполнить в первую очередь и уделить наибольшее внимание);
анализ артефактов.
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
Программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики». /А.В.Данилюк. - М.: Просвещение, 2011г.
Основы православной культуры: Учебное пособие для системы повышения квалификации. /авторы: Йоффе А.Н., Мишина Е.А. и др. – М. АПКиППРО, 2010.
Основы светской этики: Учебное пособие для системы повышения квалификации. /авторы: Йоффе А.Н., Мишина Е.А. и др. – М. АПКиППРО, 2010.
Основы исламской культуры: Учебное пособие для системы повышения квалификации. /авторы: Йоффе А.Н., Мишина Е.А. и др. – М. АПКиППРО, 2010.
Основы буддийской культуры: Учебное пособие для системы повышения квалификации. /авторы: Йоффе А.Н., Мишина Е.А. и др. – М. АПКиППРО, 2010.
Основы иудейской культуры: Учебное пособие для системы повышения квалификации. /авторы: Йоффе А.Н., Мишина Е.А. и др. – М. АПКиППРО, 2010.
Основы мировых религиозных культур: Учебное пособие для системы повышения квалификации. /авторы: Йоффе А.Н., Мишина Е.А. и др. – М. АПКиППРО, 2010.