СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 5 – 9 КЛАСС на 2020-2021 учебный год

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нормативное обеспечение изучения предмета

Примерная программа по учебному предмету «Биология. 6-9 класс» составлена на основании Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС);

Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 120-НП, в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы основного общего образования Донецкой Народной Республики в редакции 2020 года, под учебно-методические пособия, созданные авторским коллективом под руководством А.Т. Смирнова.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 5 – 9 КЛАСС на 2020-2021 учебный год»





МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АЛЕКСАНДРОВСКАЯ ШКОЛА МАРЬИНСКОГО РАЙОНА»

Министерства образования и науки

Донецкой Народной Республики

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

протокол №2 от .08.2020

руководитель ШМО

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

_____________ Л.В.Знова

.08.2020

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

______________Е.В. Бурыкина

.08.2020

_________С.В. Кириченко _____________ Л.В.Знова

.01.2021


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ


«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

5 – 9 КЛАСС

на 2020-2021 учебный год



Составитель

учитель русского языка и литературы Кононенко Т.П.


РЕКОМЕНДОВАНО

решением педагогического совета школы

протокол № от .08.2020г.

ДОНЕЦК 2020


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативное обеспечение изучения предмета

Примерная программа по учебному предмету «Биология. 6-9 класс» составлена на основании Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС);

Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 120-НП, в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы основного общего образования Донецкой Народной Республики в редакции 2020 года, под учебно-методические пособия, созданные авторским коллективом под руководством А.Т. Смирнова.

Общая характеристика предмета (курса)

Подготовка подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию современного уровня культуры безопасности и индивидуальной системы здорового образа жизни.

Содержание раздела «Основы безопасности личности, общества и государства» предусматривает формирование целостного представления учащихся о безопасности человека, основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях, об их последствиях для жизни и здоровья человека. При изучении этой темы учащийся должен освоить правила безопасного и адекватного поведения в природной и техногенной среде.

Содержание раздела «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» направлено на изучение некоторых факторов, влияющих на физическое здоровье и развитие человека. В этой теме раскрываются основные принципы здорового образа жизни.

Содержание учебного материала в программе состоит из двух частей: понятийной и деятельностной, к которой относятся упражнения и задания для отработки ключевых умений и навыков для сохранения жизни и укрепления здоровья. Выполнение этих заданий и упражнений является неотъемлемой частью урока по соответствующей тематике. Важно отметить, что упомянутые задания не подлежат обязательному оформлению в тетради с последующим оцениванием, так как основная их цель через практические действия выработать у учащихся сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, а также приобретение способности сохранять жизнь и здоровье в угрожающих жизни условиях и умение адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей.

Содержание составлено по концентрическому принципу. Указанные темы являются сквозными, т.е. содержание, объём, и последовательность предлагаемой информации сформированы в соответствии с изменениями познавательных и психологических особенностей учащихся.

Цели обучения на уровне основного общего образования:

‒ освоение обучающимися знаний о безопасном поведении в повседневной жизнедеятельности;

‒ понимание обучающимися личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности, ценностей гражданского общества, в том числе гражданской идентичности и правового поведения;

‒ понимание необходимости беречь и сохранять свое здоровье как индивидуальную и общественную ценность;

‒ понимание необходимости следовать правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

‒ понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

‒ освоение обучающимися умений экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков;

‒ понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма, терроризма и наркотизма;

‒ освоение умений использовать различные источники информации и коммуникации для определения угрозы возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;

‒ освоение умений предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

‒ освоение умений оказывать первую помощь пострадавшим;

‒ освоение умений готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;

‒ освоение умений принимать обоснованные решения в конкретной опасной (чрезвычайной) ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

‒ освоение умений использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.

Место предмета (курса) в учебном плане

Примерная программа по предмету рассчитана на 17 учебных часов для 5-9 класса из расчёта 0,5 часа в неделю.

Учителя могут аргументированно вносить изменения в содержание данной программы, связанные с апробацией новых технологий и методик, внедрением новых форм учебной деятельности, организацией учебного процесса, а также в зависимости от интересов обучающихся, уровня их подготовки и возможностей материально-технической базы образовательной организации. Возможно сокращение тем и их перераспределение по годам обучения, включение в содержание дополнительного учебного материала.

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Основы безопасности личности, общества и государства

Основы комплексной безопасности

Человек и окружающая среда. Мероприятия по защите населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания. Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др. Безопасность на дорогах. Правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), ответственность за их нарушения. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Средства индивидуальной защиты велосипедиста. Пожар его причины и последствия. Правила поведения при пожаре при пожаре. Первичные средства пожаротушения. Средства индивидуальной защиты. Водоемы. Правила поведения у воды и оказания помощи на воде. Правила безопасности в туристических походах и поездках. Правила поведения в автономных условиях. Сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на них. Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера (квартира, улица, подъезд, лифт, карманная кража, мошенничество, самозащита покупателя). Элементарные способы самозащиты. Информационная безопасность подростка.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины, ураганы, бури, смерчи, сильный дождь (ливень), крупный град, гроза, сильный снегопад, сильный гололед, метели, снежные заносы, наводнения, половодье, сели, цунами, лесные, торфяные и степные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной защиты. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них (аварии на радиационно-опасных, химически опасных, пожароопасных и взрывоопасных, объектах экономики, транспорте, гидротехнических сооружениях). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Правила пользования ими. Действия по сигналу «Внимание всем!». Эвакуация населения и правила поведения при эвакуации.

Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Донецкой Народной Республике

Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы безопасности личности и общества. Пути и средства вовлечения подростка в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения. Личная безопасность при террористических актах и при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве). Личная безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников. Личная безопасность при посещении массовых мероприятий.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Основы здорового образа жизни

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие и факторы здорового образа жизни (физическая активность, питание, режим дня, гигиена). Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и курительных смесей), их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек и их факторов. Формирование личности, взаимоотношения и здоровье. Семья в современном обществе. Защита прав ребенка.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном и внутреннем кровотечении. Извлечение инородного тела из верхних дыхательных путей. Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах. Первая помощь при ожогах, отморожениях и общем переохлаждении. Основные неинфекционные и инфекционные заболевания, их профилактика. Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при тепловом (солнечном) ударе. Первая помощь при укусе насекомых и змей. Первая помощь при остановке сердечной деятельности. Первая помощь при коме. Особенности оказания первой помощи при поражении электрическим током.

Примерная программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 класы / сост. Антропова О.В., Ужакина О.В., Прилуцкая С.А. – 2-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 30 с.




5 класс

(17 ч., 0,5 ч. в неделю)


Дата урока

Тема урока

Примечания

План

Факт


Раздел 1. Основы безопасности личности, общества и государства (11 ч.)

03.09.


Тема 1. Основы комплексной безопасности

Понятие об опасности и безопасности. Жизнь и здоровье человека. Принципы безопасной жизнедеятельности.


05.09.


Мероприятия по защите населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Спасательные службы.


06.09.


Город как среда обитания человека. Взаимоотношения людей в городе и безопасность. Особенности сельской местности и безопасность людей.


10.09.


Жилище человека, жизнеобеспечение жилища и безопасность.


12.09.


Организация дорожного движения. Правила дорожного движения. Безопасность пешехода.


13.09.


Общественный транспорт. Остановки общественного транспорта. Безопасность пассажира и водителя.


17.09.


Транспортные средства и дорожное движение. Виды транспортных средств. Безопасность на дорогах. Правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), ответственность за их нарушения. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста.


19.09.


Условия и причины возникновения пожара. Правила поведения при пожаре при пожаре. Первичные средства пожаротушения. План эвакуации. Поведение во время пожара в помещении (дом, квартира). Защита органов дыхания во время пожара.


20.09.


Водоемы. Правила поведения у воды и оказания помощи на воде.


24.09.


Бытовой травматизм. Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др. Домашняя аптечка, правила пользования лекарствами.


26.09.


Личная безопасность на улице. Действия с незнакомыми и подозрительными предметами. Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера (квартира, улица, подъезд, лифт, карманная кража, мошенничество, самозащита покупателя). Элементарные способы самозащиты.


Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (6 ч.)

27.09.


Тема 2. Основы здорового образа жизни

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие и факторы здорового образа жизни (физическая активность, питание, режим дня, гигиена). Принципы здорового образа жизни



01.10.


Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и курительных смесей), их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек и их факторов.


03.10.


Двигательная активность, физическая культура и спорт. Гиподинамия и её последствия.


04.10.


Правила личной гигиены.


08.10.


Питание и здоровье. Пищевые привычки. Принципы рационального питания.


10.10.


Формирование личности, взаимоотношения и здоровье. Ближайшее окружение ребёнка. Влияние семьи и друзей на здоровье. Жизненные навыки, благоприятствующие здоровью.





















6 класс

(17 ч., 0,5 ч. в неделю)



Дата урока

Тема урока

Примечания

План

Факт


Раздел 1. Основы безопасности личности, общества и государства (11 ч.)

03.09.


Тема 1. Основы комплексной безопасности

Понятие о риске. Оправданный и неоправданный риск.


05.09.


Экстремальные и чрезвычайные ситуации. Службы спасения.


06.09.


Совместные действия спасателей и населения во время чрезвычайных ситуаций.


10.09.


Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение.


12.09.


Дорожно-транспортные происшествия. Причины ДТП.


13.09.


Безопасность в легковом и пассажирском транспорте. Положение тела, снижающие риск травмирования во время ДТП.


17.09.


Действия свидетелей ДТП.


19.09.


Причины возникновения пожаров. Понятие о поджоге, последствия и ответственность. Способы тушения небольших пожаров.


20.09.


План эвакуации. Правила поведения во время пожара в общественных местах. Защита органов дыхания во время пожара. Оказание первой помощи пострадавшим во время пожара.


24.09.


Активный отдых на природе. Правила поведения возле водоёмов, в лесу. Первая помощь в случае солнечных ожогов и тепловых ударов.


26.09.


Понятие об автономной ситуации. Действия в непредвиденных ситуациях: заблудился в лесу, потерялся в торговом центре или другом общественном месте.


Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (6 ч.)

27.09.


Тема 2. Основы здорового образа жизни

Показатели физического развития подростков. Способы улучшения физической формы.


01.10.


Закаливание организма. Методы закаливания.


14.

03.10.


Правила личной гигиены. Косметические проблемы подростков.


15.

04.10.


Привычки и здоровье. Формирование привычек. Вредные и полезные привычки.


16.

08.10.


Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и курительных смесей), их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек и их факторов.


17.

10.10.


Ближайшее окружение ребёнка. Влияние семьи и друзей на здоровье. Жизненные навыки, благоприятствующие здоровью. Семья в современном обществе. Защита прав ребенка.





























8 класс

(17 ч., 0,5 ч. в неделю)


Дата урока

Тема урока

Примечания

План

Факт


Раздел 1. Основы безопасности личности, общества и государства (9 ч.)

03.09.


Тема 1. Основы комплексной безопасности

Безопасность на дороге. Дорожно-транспортные происшествия и их последствия. Основные направления деятельности государства в области безопасности на дорогах. Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров.


05.09.


Пожарная безопасность. Пожары в жилых и общественных зданиях. Пожары в жилом секторе: причины и последствия.


06.09.


Взрыв газа в частном доме и многоквартирном доме. Профилактика пожаров и взрывов в повседневной жизни и организация защиты населения.


10.09.


Безопасность на водоёмах. Правила безопасного нахождения около различных водоёмов в разное время года. Водные походы и обеспечение безопасности на воде. Рекомендации специалистов МЧС по правилам безопасного поведения на воде.


12.09.


Тема 2. Защита населения от чрезвычайных ситуаций

Экологическая безопасность. Влияние жизнедеятельности человека на загрязнение окружающей среды.


13.09.


Загрязнение воды, атмосферы и почв. Последствия от загрязнений окружающей среды на здоровье человека.


17.09.


Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Объекты экономики с потенциально аварийным производством: химические предприятия, ТЭС, шахты. Возможные последствия аварий на промышленных предприятиях.


19.09.


Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Эвакуация. Особенности эвакуации. Размещение эвакуированного населения.


20.09.


Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Обеспечение радиационной безопасности населения, химической защиты и от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах.


Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (8 ч.)

24.09.


Тема 3. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Первая помощь пострадавшим и ее значение. Общие правила оказания первой помощи. Средства, используемые при оказании первой помощи. Правила оказания первой помощи при переломах, вывихах, растяжениях и разрывов связок.


26.09.


Первая помощь при утоплении. Правила оказания первой помощи при утоплении.


27.09.


Тема 4. Основы здорового образа жизни

Здоровье человека и основные показатели, характеризующие его уровень. Определение здоровья.


01.10.


Здоровье человека как индивидуальная и общественная ценность.


14.

03.10.


Элементы образа жизни человека, обеспечивающие его духовное, физическое и социальное благополучие. Ведущие факторы, оказывающие влияние на здоровье человека.


15.

04.10.


Понятие «репродуктивное здоровье». Семья в современном обществе и ее функции. Влияние семьи на репродуктивное здоровье и демографическую ситуацию в стране.


16.

08.10.


Биологический механизм формирования наркомании. Нормативно-правовая база по профилактике наркомании.


17.

10.10.


Основополагающие истины для профилактики наркомании





















9 класс

(17 ч., 0,5 ч. в неделю)


Дата урока

Тема урока

Примечания

План

Факт


Раздел 1. Основы безопасности личности, общества и государства (9 ч.)

03.09.


Тема 1. Защита населения от чрезвычайных ситуаций

Понятие о национальной безопасности государства.


05.09.


Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности государства.


06.09.


Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.


10.09.


Основные мероприятия, проводимые государством по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.


12.09.


Тема 2. Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Донецкой Народной Республике

Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы безопасности личности и общества.


13.09.


Пути и средства вовлечения подростка в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения.


17.09.


Личная безопасность при террористических актах и при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве).


19.09.


Личная безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников.


20.09.


Личная безопасность при посещении массовых мероприятий


Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (8 ч.)

24.09.


Тема 3. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека. Основные правила оказания первой помощи при различных видах повреждений.


26.09.


Медицинская аптечка. Средства оказания первой медицинской помощи. Природные лекарственные средства, правила ими пользования.


27.09.


Инфекционные и неинфекционные заболевания. Пути передачи инфекционных заболеваний. Профилактика заболеваний.


01.10.


Тема 4. Основы здорового образа жизни

Жизнь как феномен. Здоровье как незаменимый атрибут жизни человека. Планирование жизни. Жизненное кредо.


14.

03.10.


Самореализация личности как фактор жизненного успеха.


15.

04.10.


Отношения и уровни общения. Принципы формирования межличностных отношений. Отношения с противоположным полом.


16.

08.10.


ВИЧ-инфекция и СПИД: угроза человеку и человечеству. Половые отношения и социальная ответственность. Значение моральных ценностей для профилактики ВИЧ-инфекции.


17.

10.10.


Законодательство и семья. Основы семейного права. Брак и семья, основные понятия и определения. Права и обязанности супругов и родителей.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!