Планируемые результаты освоения учащимися программы по музыке
для 8 класса
Личностные результаты:
—обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;
—обобщенное представление о художественных ценностях произведений разных видов искусства;
—наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;
—инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;
—соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства;
—наличие определенного уровня развития общих художественных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
—участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.
Метапредметные результаты:
—понимание роли искусства в становлении духовного мира человека; культурно-историческом развитии современного социума;
—общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.);
—развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;
—соответствующий возрасту уровень духовной культуры;
—творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем;
—расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;
—усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;
—эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения).логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
Предметные результаты:
—постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;
—освоение содержания, претворяющего проблемы ≪вечных тем≫ в искусстве;
—умение аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека;
—осмысление важнейших категорий в музыкальном искусстве — традиции и современности, понимании их неразрывной связи; —установление взаимодействий между образами музыки, литературы и изобразительного искусства на уровне содержания и формы;
—понимание концептуально-содержательных особенностей сонатной формы;
—сформированность навыков вокально-хоровой деятельности — умение исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе; умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гитара, электромузыкальные инструменты), умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.
Содержание рабочей программы.
О традиции в музыке (3 часа)
Введение в тему года «Традиция и современность в музыке». Музыка старая и новая. Настоящая музыка не бывает старой. Живая сила традиции. Прослушивание М.Мусоргский. Монолог Пимена. Из оперы «Борис Годунов». Хоровое пение: а. Островский Песня остаётся с человеком. Т.Хренников, стихи Матусовского Московские окна. Ю Чичков . Наша школьная страна.
Сказочно-мифологические темы(5 часов)+ заключительный урок (1 час)
Искусство начинается с мифа. Мир сказочной мифологии: опера Н.Римского-Корсакова «Снегурочка». Языческая Русь в «Весне священной» И.Стравинского. Поэма радости и света: К.Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна». «Благословляю вас, леса…». Заключительный урок-викторина. Прослушивание Н. Римский –Корсаков Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка», И. Стравинский Весенние гадания. Из балета «Весна священная» П. Чайковский стихи Толстого А. «Благословляю вас, леса…». Хоровое пение Я. Дубравин Песня о земной красоте. Л.Квинт Здравствуй , мир.
Мир человеческих чувств (10 часов)
Образы радости в музыке. «Мелодией одной звучат печаль и радость». «Слёзы людские , о слёзы людские…». Бессмертные звуки «Лунной сонаты». Тема любви в музыке. П.Чайковский «Евгений Онегин». «В крови горит огонь желанья…». Трагедия любви в музыке. Подвиг во имя свободы. Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Мотивы пути и дороги в русском искусстве. Прослушивание: Н.Римский –Корсаков. Хоровая песня Садко. Из оперы «Садко». Фрагмент. П.Чайковский. Болезнь куклы. Из детского альбома. Л.Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. П.Чайковский . Сцена письма. Из оперы «Евгений Онегин». Фрагмент.П Чайковский Увертюра-фантазия2Ромео и Джульетта». Р Вагнер Вступление к опере «Тристан и Изольда». Хоровое пение: Б.Окуджава. Песня .. В.Высоцкий . Братские могилы. А Макаревич. Пока горит свеча. В.Высоцкий . Песня о друге. К.Кельми. Замыкая круг.
В поисках истины и красоты (5 часов)
Мир духовной музыки. Колокольный звон на Руси. Рождественская звезда. От рождества до Крещения. «Светлый праздник». Православная музыка сегодня. Прослушивание: М.Глинка. Херувимская песнь. М. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». С.Рахманинов. Колокола № 1. Н.Римский-Корсаков. Увертюра «Светлый праздник». Хоровое пение Е.Крылатов Колокола.
О современности в музыке (8часов)
Как мы понимаем современность. Вечные сюжеты. Философские образы 20 века: «Турангалила-симфония» О.Мессина. Новые области в музыке 20 века (джазовая и эстрадная музыка). Лирические страницы советской музыки. Диалог времен в музыке А.Шнитке. «Любовь никогда не перестанет». Прослушивание: А.Онеггер. Пасифик 231.Фрагмент. А. Хачатурян. Смерть гладиатора. Адажио Спартака и Фригии. О.Мессиан. «Ликование звёзд.» Д.Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» для фортепиано, джаз-бэнда и оркестра. Д.Герман «Привет, Долли».Дж.Леннон. П.Маккартни. Вчера. Хоровое пение: М.Дунаевский. Песня о дружбе. А .Лепин «Песенка о хорошем настроении. Ю. Чичков Россия, Россия
Музыка всегда остаётся (1 час)
Музыка всегда остаётся. Слушание произведений по выбору учащихся. Хоровое пение: А. Флярковский. Стихи А. Дидурова. Прощальный вальс. И. Грибулина. Прощальная.
Заключительный урок –викторина (1 час)
Итоговое тестирование. Урок-викторина
Тематическое планирование.
№ | Тема. | Кол-во часов |
1 | Музыка «старая» и «новая». | 1ч. |
2 | Настоящая музыка не бывает «старой». | 1ч. |
3 | Живая сила традиции. | 1ч. |
4 | Искусство начинается с мифа. | 1ч. |
5 | Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». | 1ч. |
6 | Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского. | 1ч. |
7 | «Благословляю вас, леса...» | 1 ч. |
8 | Заключительный урок по теме «Сказочно-мифологические темы». | 1ч. |
9 | Образы радости в музыке. | 1ч. |
10 | «Мелодией одной звучат печаль радость». | 2 ч. |
11 | «Слезы людские, о слезы людские...». | 1 ч. |
12 | Бессмертные звуки «Лунной сонаты». | 1ч. |
13 | Два пушкинских образа в музыке. | 1ч. |
14 | Трагедия любви в музыке. П. Чайковский. «Ромео и Джульетта». | 1ч. |
15 | Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт». | 1ч. |
16 | Мотивы пути и дороги в русском искусстве. | 1ч. |
17 | Заключительный урок по теме «Мир человеческих чувств». | 1ч. |
18 | Мир духовной музыки. | 1ч. |
19 | Колокольный звон на Руси. | 1ч. |
20 | Рождественская звезда. | 1ч. |
21 | От Рождества до Крещения. | 1ч. |
22 | «Светлый Праздник». Православная музыка сегодня. | 1ч. |
23 | Заключительный урок по теме «В поисках истины и красоты». | 1ч. |
24 | Как мы понимаем современность. | 1ч. |
25 | Вечные сюжеты. | 1ч. |
26 | Философские образы 20 века: «Турангалила-симфония» О.Мессина. | 1ч. |
27 | Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных композиторов. | 1ч. |
28 | Новые области в музыке XX века (джазовая музыка). | 1ч. |
29 | Лирические страницы советской музыки. | 2 ч. |
30 | Диалог времен в музыке А. Шнитке | 1ч. |
31 | «Любовь никогда не перестанет…» | 2 ч. |
32 | Подводим итоги. | 1ч. |
| ВСЕГО: | 35 ч. |
Оценка качества знаний обучающихся по учебному предмету «Музыка»
Оценка | Показатели оценки результатов учебной деятельности |
«5» (отлично) | Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных и практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно. Обучающийся воспринимает музыкальный образ в единстве переживания и понимания, наблюдает за развитием музыки, выявляет и объясняет изменения темпа, динамики, тембра, регистра, лада, контрастов и повторов, определяет формы музыкального произведения. Осуществление вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования на основе нотной записи. Осознанное отношение к партитурным указаниям. Воспроизведение в полном объёме музыкального материала, предусмотренного учебной программой Целостное восприятие музыкального образа. Высказывание оценочных суждений по поводу прослушанного произведения. Интерпретация музыкального образа в процессе вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования, отбор необходимых исполнительских средств, создание исполнительского плана Высказывание оценочного суждения по поводу прослушанного произведения или воплощение результата восприятия в виде соответствующего настроению музыки цветового пятна, графической линии, жеста и др. |
«4» (хорошо) | Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных и практических работах делает незначительные ошибки. Восприятие музыкального образа в единстве переживания и понимания. Определение использованных композитором средств музыкальной выразительности, объяснение целесообразности их использования. |
«3» (удовлетворительно) | Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных и практических работах. Демонстрирует распознавание и различение музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, предусмотренных учебной программой. Распознавание основных дирижёрских жестов, способов звукоизвлечения, исполнительских приёмов, предусмотренных учебной программой. Восприятие музыкального образа на уровне переживания, определение настроения, выраженного в музыке. |
«2» (неудовлетворительно) | У обучающегося имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных и практических работах ученик допускает грубые ошибки. |
Критерии певческого развития
Параметры | Критерии певческого развития |
Неудовлетворительный результат | Удовлетворительный результат | Хороший Результат |
Музыкальный слух и диапазон в положительной динамике | Нечистое,фальшивое интони-рование по всему диапазону в пределах терции, кварты | Относительно чистое интонирование в пределах сексты. | Чистое интонирование шире октавы |
Способ звукообразования | Твердая атака | Придыхательная атака | Мягкая атака |
Дикция | Нечеткая. Согласные смягченные. Искажение гласных. Пропуск- согласных. | Согласные твердые, активные. | Гласные округленные, не расплывчатые. |
Дыхание | Судорожное, поверхностное. | Вдох - перегруженный, выдох - ускоренный, оптимальный. | Выдох сохраняет вдыхательную установку. |
Музыкальная эмоциональность | Вялое безразличное пение. При слушании ребенок рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке. | Поет довольно выразительно, с подъемом. К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес. | При исполнении песен активен. Любит, понимает музыку. Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений. |
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство. Музыка. 5-9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений.
Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство. Музыка. Учебник. Москва. Дрофа 2013г.
Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство.Музыка. Аудиоприложение.
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. Рабочая тетрадь «Дневник музыкальных наблюдений».
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. Нотное приложение.
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. 5-9 классы. Методическое пособие
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Данилюк А.Я, КондаковаА.Мю, Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.( Стандарты второго поколения).
2. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект 2-е изд. М.: Просвещение, 2018.176 с. (Стандарты второго поколения).
3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А.Кузнецова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
4.Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. М.: Прорсвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
6. ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
1.Википедия. Свободная энциклопедия (Электронный ресурс). – Режим доступа: http: //ru. Wikipediaorg/wiki.
2. Классическая музыка (Электронный ресурс). – Режим доступа: http//classic. Chubrik.Ru
3.Музыкальный энциклопедический словарь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http//www.music-dic.ru
4. Музыкальный словарь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http//dic.akademik.ru/contents.NSF/dis.music
5.http://минобрнауки.рф/
6.http://www.orenburg-gov.ru/
7.http://www.orenedu.ru/
8.http://oren-rc.ru/
9.http://fcior.edu.ru/
10.http://school-collection.edu.ru/
11.http://www.edu.ru
12.http://www.1september.ru
13.http://www. zavuch.info
14.http://www.minobr.ru
15.www.pedsovet.org
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
СОГЛАСОВАНО: Протокол заседания методического объединения учителей технологии, музыки, ИЗО от _____________ № _____ Рук. МО Смородина Н.В. | СОГЛАСОВАНО: Зам директора по УВР ________________ Камерджиева Э.А от ______________ | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ СОШ № 4 ст. Зольской _____________________ Шуткова М. А от ___________ |
Рассмотрена на пед.совете №1 от 31.08.20г. |
Рабочая программа основного общего образования по предмету: «Музыка»
8 класс
2020-2021 учебный год
Рабочая программа составлена на основе:
- федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г .№ 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897, -Основной образовательной программы образовательного учреждения,
-Примерной программы основного общего образования по музыке, с учетом авторской программы ИСКУССТВО. МУЗЫКА 5—9 КЛАССЫ. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений, авторы: В. В. Алеев (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак 2015 г.
Составитель: Остапенко Т.А.
2020 – 2021 учебный год.