СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа основного общего образования по предмету: «Музыка» 6 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа основного общего образования по предмету: «Музыка» 6 класс»

 

Планируемые результаты освоения учащимися программы по музыке

для 6 класса

           Личностные УУД:

-развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

- совершенствование художественного вкуса;

- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

- наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

- формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;

- сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.

- вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;

- понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;

- осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог;

- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, оптимизм в восприятии мира.

           РегулятивныеУУД:

-самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;

- совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;

- саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;

- развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;

- сравнение изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках;

анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

- приобретение навыков работы с сервисами Интернета.

           Познавательные УУД:

- стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию особенностей их музыкального языка;

- формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;

- расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;

- идентификация терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;

- применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.

           Коммуникативные УУД:

- передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи; совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией;

- инициирование взаимодействия в группе, коллективе;

- знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов;

- самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализации, драматизации музыкальных образов.

           Информационные УУД:

- владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, в том числе электронными, сетью Интернет;

- самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, ее организация, преобразование, сохранение и передача;

- ориентация в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое; умения осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию;

- развитие критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации, умение аргументировать ее влияние на формирование музыкального вкуса, художественных предпочтений;

-применение для решения учебных задач, проектно-исследовательской деятельности информационных и телекоммуникационных технологий: аудио и видеозаписи, электронной почты, Интернета;

- увеличение количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ;

- осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры.

            Предметные УУД :

- определение в прослушанном музыкальном произведении его главных выразительных средств – ритма, мелодии, гармонии, полифонических приемов, фактуры, тембров, динамики;

- умение отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно);

- проявление навыков вокально-хоровой деятельности – исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки (синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм)

 

 

Содержание рабочей программы.

Тема года: «В чём сила музыки»

Урок №1. Музыка души

Постановка проблемы, связанной с изучением главной темы года. Важнейшие аспекты эмоционального воздействия музыки на человека.

Художественный материал:

Поэзия

Е. Винокуров. «Есть внутренняя музыка души...»

Живопись

И. Левитан. «Вечер», «Золотой плёс»;

Г. Сорока. «Вид на плотину».

Музыка

Е. Дога. Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (слушание). «Гимн России»

Песенный репертуар:

Разучивание: Ю.Чичков  «Наша школьная страна»

Урок №2. Наш вечный спутник

Мир музыки, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни. Мир вещей и мир музыки (соотнесение материального и духовного в жизни человека).

Музыкальный материал:

И. Брамс. Симфония № 3. III часть. Фрагмент (слушание)

Творческое задание:размышления о музыке.

Урок №3. Искусство и фантазия

Реальность и фантазия в жизни человека. Претворение творческого воображения в произведениях искусства (на примере «Вальса-фантазии» М. Глинки).

Музыкальный материал:

М. Глинка. «Вальс-фантазия», фрагмент (слушание);

А. Рыбников, стихи И. Кохановского «Ты мне веришь?» из кинофильма «Большое космическое путешествие» (пение).

Урок №4. Искусство – память человечества

Возвращение к темам, сюжетам и образам в произведениях искусства разных времён. Легенда о Лете и Мнемозине. Ощущение времени в произведениях искусства (на примере пьесы «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского). Важнейшие эпохи в истории культуры.

Живопись и архитектура

Рафаэль. «Парнас», «Аполлон и музы», фрагмент «Группа муз»;

Храм Афины Афеи на Эгине;

Э. Гау. Павильонный зал. Государственный Эрмитаж;

Ш. Э. Ле Корбюзье. Капелла Нотр-Дам-дю-О. Роншан.

Музыка

М. Мусоргский. «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки»(слушание).

Песенный репертуар:

С. Соснин, стихи Я. Серпина. «Победа!» (пение).

Урок №5. В чём сила музыки

Характер всеобщего воздействия музыки (на примере второй части Симфонии № 7 Л. Бетховена и Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера).

Музыкальный материал:

Л. Бетховен. Симфония № 7. III часть. Фрагмент (слушание); Р. Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы «Лоэнгрин» (слушание);

Песенный репертуар:

А. Калныньш, стихи В. Пурвса. «Музыка» (пение).

Урок №6. Волшебная сила музыки

Роль музыки и музыкантов в эпоху античности. Многоплановость художественных смыслов в музыке оркестрового ноктюрна «Сирены» К. Дебюсси.

Музыкальный материал:

К. Дебюсси. Сирены. Из симфонического цикла «Ноктюрны». Фрагмент (слушание);

Песенный репертуар:

Иванов «Ты да я»

Урок №7. Музыка объединяет людей

Созидательная сила музыки (на примере мифа о строительстве города Фивы). Преобразующее воздействие музыки (на примере оды Пиндара). Идея человечества и человечности в Симфонии № 9 Л. Бетховена.

Музыкальный материал:

Л. Бетховен. Симфония № 9. IV часть. Фрагмент (слушание);

Песенный репертуар:

И. и Н. Нужины, стихи Виктора Гвоздева. «Доброго дня».

Урок № 8. Урок-обобщение по теме «Тысяча миров музыки»  Повторение произведений (слушание).

Исполнение песен по выбору обучающихся. Тест и викторина по теме «Тысяча миров музыки».   

Урок №9. Единство музыкального произведения

В чём проявляются традиции и новаторство в музыкальном произведении. Средства музыкальной выразительности, их роль в создании музыкального произведения (на примере Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера).

Музыкальный материал:

Р. Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы «Лоэнгрин» (слушание);

Песенный репертуар:

А Пахмутова «Добрая сказка» (пение)

Урок №10. «Вначале был ритм»

Многообразные проявления ритма в окружающем мире. Ритм – изначальная форма связи человека с жизнью. Порядок, симметрия – коренные свойства ритма. Жанровая специфика музыкальных ритмов: ритм вальса (на примере вальса И. Штрауса «Сказки Венского леса»).

Музыкальный материал:

И. Штраус. Сказки Венского леса (слушание);

Песенный репертуар:

М. Дунаевский, стихи Н. Олева. Непогода. Из телефильма «Мэри Поппинс, до свидания» (пение);

Я.Дубравин, стихи Суслова «всюду музыка живёт» (пение)


Урок №11-12. О чём рассказывает музыкальный ритм

Разнообразие претворения трехдольности в танцевальных жанрах. Своеобразие ритма мазурки (на примере мазурки си-бемоль мажор, соч. 7 № 1 Ф. Шопена). Церемонная поступь, выраженная в музыке полонеза (на примере полонеза ля мажор, соч. 40 № 1 Ф. Шопена). Разнообразие претворения трёхдольности в танцевальных жанрах. Претворение испанских народных ритмов в Болеро М. Равеля.

Музыкальный материал:

Ф. Шопен. Мазурка си-бемоль мажор, соч. 7 № 1, фрагмент (слушание); Ф. Шопен. Полонез ля мажор, соч. 40 № 1, фрагмент (слушание); М. Равель. Болеро (слушание);

Г. Струве, стихи А. Барто. «Бьют там-тамы» из кантаты для хора и солиста «Голубь мира» (слушание, музыкально-ритмические движения).

Творческое задание:Мелодическая импровизация на стихотворение А. Фета «Какая ночь!»

Песенный репертуар:

Шаинский «Снежинки»

Урок №13.Диалог метра и ритма

Отличие между метром и ритмом. Особенности взаимодействия между метром и ритмом в «Танце с саблями» из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна. Роль ритмической интонации в Симфонии № 5 Л. Бетховена.

Музыкальный материал:

А. Хачатурян. Танец с саблями. Из балета «Гаянэ» (слушание); Л. Бетховен. Симфония № 5. I часть, фрагмент (слушание); П. Аедоницкий, стихи И. Романовского. Добрая столица (пение); М. Славкин, стихи Э. Фарджен. Новый год (пение);

Творческое задание: сочинение-описание «Музыкальный портрет».

Урок №14-15. От адажио к престо.

Основные темпы в музыке. Зависимость музыкального темпа от характера музыкального произведения. Медленные величественные темпы как выразители углубленных образов (на примере органной хоральной прелюдии «Я взываю к Тебе, Господи» И. С. Баха). Зажигательный народный танец Италии тарантелла (на примере «Неаполитанской тарантеллы» Дж. Россини). Изменения темпов в музыкальных произведениях (на примере фрагмента «Поет зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина» Г. Свиридова).

Музыкальный материал:

И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи». ВWV 639 (слушание);

Дж. Россини, стихи К. Пеполи. «Неаполитанская тарантелла» (слушание);

Урок №16. Урок-обобщение по теме «Ритм»

Повторение произведений (слушание, исполнение).

Исполнение песен по выбору обучающихся. Тест  по теме «Ритм».

Урок №17. «Мелодия – душа музыки»

Мелодия – важнейшее средство музыкальной выразительности. Мелодия как синоним прекрасного. Проникновенность лирической мелодии в «Серенаде» Ф. Шуберта.

Музыкальный материал:Ф. Шуберт, стихи Л. Рельштаба. «Серенада» (слушание);

Песенный репертуар:

 Е. Крылатое, стихи Ю. Энтина. «Прекрасное далеко» (пение).

Урок №18. «Мелодией одной звучат печаль и радость»

Свет и радость в «Маленькой ночной серенаде» В. А. Моцарта. Разноплановость художественных образов в творчестве Моцарта. Выражение скорби и печали в Реквиеме В. А. Моцарта (на примере «Лакримоза» из Реквиема В. А. Моцарта).

Музыкальный материал:

В. А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада», I часть, фрагмент (слушание); В. А. Моцарт. Реквием. «Лакримоза» (слушание); Вокализ на тему Лакримоза из Реквиема В. А. Моцарта, обработка Д. Кабалевского .

Песенный репертуар:

Шаинский «Пропала собака»

Урок №19. Мелодия «угадывает» нас самих

Взаимодействие национальных культур в музыкальных произведениях. «Русское» в балете «Щелкунчик» П. Чайковского. Сила чувств, глубокая эмоциональность мелодий П. Чайковского (на примере Па-де-де из балета «Щелкунчик).

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Па-де-де из балета «Щелкунчик» (слушание); П. Чайковский, стихи А. Майкова. «Апрель. Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года», обработка А. Кожевникова (пение).

Песенный репертуар:

Крылатов «Мы маленькие дети»

Урок №20. Что такое гармония в музыке

Многозначность понятия гармония. Что такое гармония в музыке. Покой и равновесие музыкальной гармонии в Прелюдии до мажор из I тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха.

Музыкальный материал:И. С. Бах. Прелюдия до мажор, из I тома «Хорошо темперированного клавира» (слушание);

Песенный репертуар:

Г. Струве, стихи И. Исаковой. Музыка (пение).

Урок №21. Два начала гармонии

Гармония как единство противоположных начал. Миф о Гармонии. Двойственная природа музыкальной гармонии (взаимодействия мажора и минора, устойчивых и неустойчивых аккордов). Игра «света» и «тени» в Симфонии № 40 В. А. Моцарта.

Музыкальный материал:

В. А. Моцарт. Симфония № 40. I часть. Фрагмент (слушание);

Песенный репертуар:

Ю. Тугаринов, стихи В. Пальчинскайте. «Веселая история» (пение).

Творческое задание:Мелодическая импровизация на стихотворение И. Чурдалева «В природе застенчивой».

 Урок №22. Как могут проявляться выразительные возможности гармонии

Гармония как важнейший фактор музыкальной драматургии в опере Ж. Бизе «Кармен». Применение композитором метода «забегания вперёд» в увертюре произведения; роль темы роковой страсти в дальнейшем развитии оперы. Ладовый контраст между темами увертюры и темой роковой страсти. (Содержание данной темы следует рассматривать одновременно и как первое введение в тему 7 класса «Музыкальная драматургия».)

Художественный материал:

Поэзия

А. Блок. Поэтический цикл «Кармен». Фрагмент.

Музыка

Ж. Бизе Увертюра к опере «Кармен» (слушание);

Песенный репертуар:

Городницкий «Снег»

Урок №23. Красочность музыкальной гармонии

Усиление красочности музыкальной гармонии в произведениях, написанных на сказочно-фантастические сюжеты. Мозаика красок и звуков в «Шествии чуд морских» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова. Всегда ли гармонична музыкальная гармония. Что такое дисгармония? Причины ее возникновения.

Музыкальный материал:

Шествие чуд морских. Из оперы «Садко» (слушание);

Песенный репертуар:

К. Бусыгин. «Музыка» (пение).

Урок №24. Мир образов полифонической музыки

Смысл понятия полифония. Выдающиеся композиторы-полифонисты. Эмоциональный строй полифонической музыки. Полифоническая музыка в храме. Жанр канона; его отличительные особенности. Полифонический прием «имитация» (на примере канона В. А. Моцарта «Да будет мир»).

Музыкальный материал:

И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи». BWV 639 (слушание); норвежская народная песня в обработке Г. Струве «Камертон» (пение).

Шаинский «Солнечный круг»

Урок №25. Философия фуги

Фуга как высшая форма полифонических произведений. Интеллектуальный смысл жанра фуги. Круг образов, получивший воплощение в жанре фуги.

И. С. Бах. Органная токката и фуга ре минор.

Художественный материал:

Живопись

М. Чюрленис. Фуга.

Музыка

И. С. Бах. Токката и фуга ре минор для органа (слушание); русская народная песня в обработке

Песенный репертуар:

Г. Струве «Во поле береза стояла» (пение); русская народная песня «В сыром бору тропина» (пение)

Зацепин «Ты слышишь, море?»

Урок №26 Урок-обобщение по темам «Мелодия. Гармония. Полифония». Повторение произведений (слушание, исполнение).

Исполнение песен по выбору обучающихся.

Урок №27. Какой бывает музыкальная фактура

Фактура как способ изложения музыки. Различные варианты фактурного воплощения (на примере фрагментов нотной записи в учебнике, с. 99 – 100). Одноголосная фактура (на примере Первой песни Леля из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова). Мелодия с сопровождением (на примере романса С. Рахманинова «Сирень»). «Фактурный узор»: зрительное сходство фактурного рисунка в аккомпанементе с формой цветка сирени.

Музыкальный материал:

Н. Римский-Корсаков. Первая песня Леля из оперы «Снегурочка» (слушание); С. Рахманинов, стихи Е. Бекетовой. «Сирень» (слушание);

Песенный репертуар:

Г. Струве, стихи С. Маршака. «Пожелание друзьям» (пение).

Урок №28. Пространство фактуры

Стремительное движение фигурационной фактуры в романсе С. Рахманинова «Весенние воды». Пространство фактуры во фрагменте «Утро в горах» из оперы «Кармен» Ж. Бизе.

Музыкальный материал:

С. Рахманинов, стихи Ф. Тютчева. Весенние воды (слушание); Ж. Бизе. «Утро в горах», антракт к III действию из оперы «Кармен» (слушание);

Песенный репертуар:

Е. Крылатов, стихиЮ. Энтина. «Прекрасное далеко» (пение).

Урок №29. Тембры – музыкальные краски

Выражение настроений окружающего мира в музыке через тембры. Характерность тембров скрипки (на примере темы Шехеразады из симфонический сюиты «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова и Полета шмеля из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова); виолончели (на примере Вокализа С. Рахманинова в переложении для виолончели и фортепиано); флейты (на примере «Шутки» из сюиты № 2 для оркестра И. С. Баха).

Музыкальный материал:

Н. Римский-Корсаков. Тема Шехеразады из симфонической сюиты «Шехеразада» (слушание); Н. Римский-Корсаков. «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание); Вокализ С. Рахманинова (в переложении для виолончели и фортепиано) (слушание); И. С. Бах. «Шутка» из сюиты № 2 для оркестра (слушание);

Песенный репертуар:

М. Славкин, стихи И. Пивоваровой. «Скрипка» (пение).

Урок №30. Соло и тутти

Сочетания тембров музыкальных инструментов. Симфонический оркестр, его инструментальные группы. Выразительные и изобразительные возможности отдельных тембров и тембровых сочетаний (на примере фрагмента «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова).

Музыкальный материал:

Н. Римский-Корсаков. «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание);

Песенный репертуар:

 немецкая народная песня «Музыканты» (пение).

Урок №31. Громкость и тишина в музыке

Выражение композиторами звуков природы в музыкальной динамике. Динамические нарастания и спады в Шестой «Пасторальной» симфонии Л. Бетховена (на примере IV части «Гроза». Буря»).

Музыкальный материал:

Л. Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная». lV часть. «Гроза. Буря» (слушание); Ночной костер. Хоровая обработка «Венгерского танца» № 1 И. Брамса, выполненная Ю. Алиевым.

Поэзия

Стихи Э. Александровой ;

Песенный репертуар:

Шустицкий «Мир красоты»

Урок №32. Тонкая палитра оттенков

Выразительные возможности динамики в литературе и музыке. Роль динамических нюансов в создании образа лунной ночи (на примере пьесы К. Дебюсси «Лунный свет»). Изобразительная роль динамики при характеристике музыкальных персонажей (на примере фрагмента произведения «Пробуждение птиц» О. Мессиана).

Музыкальный материал:

К. Дебюсси. «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты (слушание); О. Мессиан. «Пробуждение птиц» фрагмент (слушание); С. Шустицкий «Мир красоты» (пение).

Песенный репертуар:

М. Минков, стихи Ю. Энтина. Дорога добра (пение).

Урок №33. По законам красоты

Преобразующее значение музыки. Необходимость сохранения и укрепления духовныхзапросов человека. Выражение в музыке правды, красоты и гармонии (на примере пьесы≪Лебедь≫из фортепианного цикла«Карнавал животных»К. Сен-Санса). Различный смысл выражений«слушать музыку»и«слышать музыку». Драматургическая роль музыки в театральных спектаклях, кинофильмах, телевизионных передачах. Выражение глубины и благородства художественного образа в Адажио Т. Альбинони. Созидание по законам красоты.

Музыкальный материал:

К. Сен-Санс. «Лебедь» из фортепианного цикла«Карнавал животных»(слушание); Т. Альбиони. Адажио (слушание).   

Урок №34. Подводим итоги.

Урок №35. -Резерв   








Тематическое планирование.

Тема.

Кол-во

часов

1.

«Музыка души».

1ч.

2.

Наш вечный спутник.

1ч.

3.

Искусство и фантазия.

1ч.

4.

Искусство – память человечества.

1ч.

5.

В чём сила музыки.

1ч.

6.

Волшебная сила музыки.

1ч.

7

Музыка объединяет людей.

2ч.

8

Урок-обобщение по теме «Тысяча миров музыки» 

1ч.

9

Единство музыкального произведения.

1ч.

10

«Вначале был ритм».

1ч.

11-12

О чем рассказывает музыкальный ритм.

2ч.

13

Диалог метра и ритма.

1ч.

14-15

От адажио к престо.

2ч.

16

Урок-обобщение по теме «Ритм»

1

17

«Мелодия-душа музыки».

1ч.

18

«Мелодией одной звучат печаль и радость».

1ч.

19

Мелодия «угадывает» нас самих.

1ч.

20

Что такое гармония в музыке.

1ч.

21

Два начала гармонии.

1ч.

22

Эмоциональный мир музыкальной гармонии.

1ч.

23

Красочность музыкальной гармонии.

1ч.

24

Мир образов полифонической музыки.

1ч.

25

Философия фуги.

1ч.

26

Какой бывает музыкальная фактура.

1ч.

27

Пространство фактуры.

1ч.

28

Тембры - музыкальные краски.

1ч.

29-30

Соло и тутти.

2 ч.

31

Громкость и тишина в музыке.

1ч.

32

Тонкая палитра оттенков.

2ч.

33

По законам красоты.

1ч.

34

Подводим итоги. В чем сила музыки.

1ч.

35

Резерв.

1 ч.


ВСЕГО:

35 ч.




       



Оценка качества знаний обучающихся по учебному предмету «Музыка»


Оценка


Показатели оценки результатов учебной деятельности


«5» (отлично)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных и практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно.

Обучающийся воспринимает музыкальный образ в единстве переживания и понимания, наблюдает за развитием музыки, выявляет и объясняет изменения темпа, динамики, тембра, регистра, лада, контрастов и повторов, определяет формы музыкального произведения.

Осуществление вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования на основе нотной записи. Осознанное отношение к партитурным указаниям. Воспроизведение в полном объёме музыкального материала, предусмотренного учебной программой

Целостное восприятие музыкального образа. Высказывание оценочных суждений по поводу прослушанного произведения.

Интерпретация музыкального образа в процессе вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования, отбор необходимых исполнительских средств, создание исполнительского плана

Высказывание оценочного суждения по поводу прослушанного произведения или воплощение результата восприятия в виде соответствующего настроению музыки цветового пятна, графической линии, жеста и др.


«4» (хорошо)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные зна­ния на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных и практических работах делает незначительные ошибки.

Восприятие музыкального образа в единстве переживания и понимания. Определение использованных композитором средств музыкальной выразительности, объяснение целесообразности их использования.



«3» (удовлетворительно)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видо­измененные вопросы; допускает ошибки в письменных и практических работах.

Демонстрирует распознавание и различение музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, предусмотренных учебной программой.

Распознавание основных дирижёрских жестов, способов звукоизвлечения, исполнительских приёмов, предусмотренных учебной программой. Восприятие музыкального образа на уровне переживания, определение настроения, выраженного в музыке.


«2» (неудовлетворительно)

У обучающегося имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных и практических работах ученик допускает грубые ошибки.


Критерии певческого развития



Параметры

Критерии певческого развития

Неудовлетворительный результат

Удовлетворительный

результат

Хороший

Результат


Музыкальный слух и диапазон в положительной динамике

Нечистое,фальшивое интони-рование по всему диапазону в пределах терции, кварты

Относительно чистое интонирование в пределах сексты.

Чистое интонирование шире октавы

Способ

звукообразования

Твердая атака

Придыхательная атака


Мягкая атака


Дикция

Нечеткая. Согласные смягченные. Искажение гласных. Пропуск- согласных.

Согласные твердые, активные.

Гласные округленные, не расплывчатые.



Дыхание

Судорожное, поверхностное.

Вдох - перегруженный, выдох - ускоренный, оптимальный.

Выдох сохраняет вдыхательную установку.

Музыкальная эмоциональность

Вялое безразличное пение. При слушании ребенок рассеян, невнима­телен. Не проявляет интереса к музыке.



Поет довольно выразительно, с подъемом. К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый инте­рес.

При исполнении песен активен. Лю­бит, понимает музыку. Вни­мателен и активен при обсуждении музыкальных произведений.



УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство. Музыка. 5-9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений.

Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство. Музыка. Учебник. Москва. Дрофа 2013г.

Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство.Музыка. Аудиоприложение.

Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. Рабочая тетрадь «Дневник музыкальных наблюдений».

Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. Нотное приложение.

Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. 5-9 классы. Методическое пособие







СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Данилюк А.Я, КондаковаА.Мю, Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.( Стандарты второго поколения).

2. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект 2-е изд. М.: Просвещение, 2018.176 с. (Стандарты второго поколения).

3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А.Кузнецова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

4.Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. М.: Прорсвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

6. ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

1.Википедия. Свободная энциклопедия (Электронный ресурс). – Режим доступа: http: //ru. Wikipediaorg/wiki.

2. Классическая музыка (Электронный ресурс). – Режим доступа: http//classic. Chubrik.Ru

3.Музыкальный энциклопедический словарь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http//www.music-dic.ru

4. Музыкальный словарь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http//dic.akademik.ru/contents.NSF/dis.music

5.http://минобрнауки.рф/

6.http://www.orenburg-gov.ru/

7.http://www.orenedu.ru/

8.http://oren-rc.ru/

9.http://fcior.edu.ru/

10.http://school-collection.edu.ru/

11.http://www.edu.ru

12.http://www.1september.ru

13.http://www. zavuch.info

14.http://www.minobr.ru

15.www.pedsovet.org

















Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»


СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания методического объединения учителей технологии, музыки, ИЗО

от _____________ № _____

Рук. МО Смородина Н.В.


СОГЛАСОВАНО:

Зам директора по УВР



________________

Камерджиева Э.А


от ______________

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

МБОУ СОШ № 4 ст. Зольской

_____________________

Шуткова М. А


от ___________

Рассмотрена на пед.совете №1 от 31.08.20г.


Рабочая программа основного общего образования по предмету: «Музыка»

6 класс

2020-2021 учебный год


Рабочая программа составлена на основе:

- федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г .№ 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897, -Основной образовательной программы образовательного учреждения,

-Примерной программы основного общего образования по музыке, с учетом авторской программы ИСКУССТВО. МУЗЫКА 5—9 КЛАССЫ. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений, авторы: В. В. Алеев (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак 2015 г.





Составитель: Остапенко Т.А.



2020 – 2021 учебный год.




Календарно-тематическое планирование.


Тема.

Кол-во

часов

Дата.

Знания, умения и навыки, отрабатываемые на уроке.

Формирование УУД

Формы организации урока.

Средства обучения.

1.

«Музыка души».

1ч.


Понятие: мелодия, музыкальная фраза.

(П) Научатся слушать, анализировать, развивают вокальные способности.

(М/К) Осваивают диалоговую форму общения.

Урок-знакомство.

Слушаем: Е. Дога «Вальс».

Поём: М. Дунаевский «Цветные сны».

2.

Наш вечный спутник.

1ч.


Музыка, как неотъемлемая часть жизни.

Традиционный урок.

Слушаем: И. Брамс «Симфония№3» 3 часть.

Поём: Г. Струве «Школьный корабль».

3.

Искусство и фантазия.

1ч.


Учимся размышлять о музыке.

(П) Развивают певческие и слушательские способности.

(М/П) Самостоятельно решают творческую задачу.

(М/К) Осваивают диалоговую форму общения.

(Л) Оценивают результаты деятельности.

Комбинированный урок.

Слушаем: М. Глинка «Вальс-фантазия».

4.

Искусство – память человечества.

1ч.


Певческие навыки.

Традиционный урок.

Слушаем: М. Мусоргский «Старый замок».

Поём: А. Рыбников «Ты мне веришь?»

5.

В чём сила музыки.

1ч.


Понятия: симфония, симфонический оркестр.

(П) Учатся анализировать музыкальные произведения, формируют вокальные навыки.

(М/П) Строят рассуждения.

(М/Р) Организовывают свою деятельность.

(Л) Оценивают результаты деятельности.

Традиционный урок.

Слушаем: Л. Бетховен «Симфония №7»,

Р. Вагнер «Лоэнгрин» антракт к 3 действию.

Поём: А. Калныньш «Музыка».

6.

Волшебная сила музыки.

1ч.


Понятия: увертюра, антракт.

Урок-викторина.

Слушаем отрывки из разных произведений.

7

Музыка объединяет людей.

2ч.


Умение эмоционально воспринимать музыку.

(П) Развивают певческие и слушательские способности.

(М/П) Получают информацию

из справочной литературы.

(М/Р) Выбирают средства реализации целей и

применяют их на практике.

(Л) Оценивают результаты деятельности.

Традиционный урок.

Слушаем: К. Дебюсси «Сирены», Л. Бетховен «Симфония №9» 4 часть.

Поём: Г. Струве «Спасём наш мир».

8

Урок-обобщение по теме «Тысяча миров музыки» 

1ч.


Обобщение полученных знаний.

Урок-обобщение.

Музыкальные произведения из пройденного материала.





Тема.

Кол-во

часов.

Дата.

Знания, умения и навыки, отрабатываемые на уроке.

Формирование УУД

Формы организации урока.

Средства обучения.

9

Единство музыкального произведения.

1ч.


Понятие: длительность.

(П) Развивают певческие и слушательские способности.

(М/П) Самостоятельно решают творческую задачу.

(Л) Оценивают результаты деятельности.

Традиционный урок.

Поём: Я. Дубравин «Всюду музыка живёт».

10

«Вначале был ритм».

1ч.


Понятия: ритм, метр.


Комбинированный урок.

Слушаем: И. Штраус «Сказки Венского леса».

Поём: М. Дунаевский «Непогода».

11-12

О чем рассказывает музыкальный ритм.

2ч.


Музыкальный ритм.

(П) Развивают владение основами теории музыки и музыкальной грамоты.

(М/П) Умение строить речевые высказывания о музыке.

(Л) Наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи,


Традиционный урок.

Слушаем: Ф. Шопен «Мазурка», «Полонез», М. Равель «Болеро».

Поём: Г. Струве «Бьют тамтамы», И.С. Бах «Нам день приносит свет зари…».

13

Диалог метра и ритма.

1ч.


Понятие: размер.


Традиционный урок.

Слушаем: А. Хачатурян «Танец с саблями», Л. Бетховен «Симфония №5» 1 часть.

Поём: П. Аедоницкий «Добрая столица».

14-15

От адажио к престо.

2ч.


Разные виды темпов: адажио, аллегро, престо, модерато, анданте.


Урок - тестирование.

Слушаем: И.С. Бах «Я взываю к Тебе, Господи», Дж. Россини «Неаполитанская тарантелла».

Поём: Е. Крылатов «Три белых коня», М. Славкин «Новый год».

16

Урок-обобщение по теме «Ритм»


1


Обобщение полученных знаний.

П) Развивают певческие и слушательские способности.

(М/П) Получают информацию

из справочной литературы.

(М/Р) Выбирают средства реализации целей и

применяют их на практике.

(Л) Оценивают результаты деятельности.

Урок-обобщение.

Музыкальные произведения из пройденного материала.


Тема.

Кол-во

часов.

Дата.

Знания, умения и навыки, отрабатываемые на уроке.

Формирование УУД

Формы организации урока.

Средства обучения.

17

«Мелодия-душа музыки».

1ч.


Знание о музыке – душе человека.

Понятие: мелодия, минор, мажор.

(П) Проявление навыков вокально-хоровой деятельности – исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки.

(М/П) Проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями.

(Л) Совершенствование художественного вкуса.

Урок-знакомство.

Слушаем: Ф. Шуберт «Серенада», В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада», «Реквием. Лакримоза», П. Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик».

Поём: Е. Крылатов «Прекрасное далёко», В.А. Моцарт «Вокализ», П. Чайковский «Апрель. Подснежник», «Утренняя молитва».

18

«Мелодией одной звучат печаль и радость».

1ч.


19

Мелодия «угадывает» нас самих.

1ч.


20

Что такое гармония в музыке.

1ч.


Знание о музыкальной гармонии.

Понятия: гармония, аккорды.

(П) Умение отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке.

(М/П) Наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры.

(Л) Совершенствование художественного вкуса.

Традиционный урок.

Слушаем: И.С. Бах «Прелюдия до мажор», В.А. Моцарт « Симфония №40» 1 часть, Ж. Бизе «Увертюра» к опере «Кармен», Н. Римский-Корсаков «Шествие чуд морских» из оперы «Садко».

Поём: Г. Струве «Музыка», Ю. Тугаринов «Веселая история», «Праздничный вечер».

21

Два начала гармонии.

1ч.


22

Эмоциональный мир музыкальной гармонии.

1ч.


23

Красочность музыкальной гармонии.

1ч.


24

Мир образов полифонической музыки.

1ч.


Знания о полифоническом складе.

Понятия: полифония, канон, фуга.

Урок-игра.

Слушаем: И.С. Бах «Токката и фуга ре минор».

Поём: В.А.Моцарт «Dona nobis pacem», «Камертон» норв.н.п., «Во поле береза стояла» р.н.п., «В сыром бору тропина» р.н.п.

25

Философия фуги.

1ч.


26

Какой бывает музыкальная фактура.

1ч.


Знания о фактуре.

(П) Определение в прослушанном музыкальном произведении его главных выразительных средств. (М/П) Общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

(Л) Сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.

Урок-обобщение.

Слушаем: С. Рахманинов «Сирень», «Весенние воды», Ж. Бизе «Утро в горах».

Поём: Г. Струве «Пожелание друзьям», Е. Крылатов «До чего дошел прогресс».


27

Пространство фактуры.

1ч.


Тема.

Кол-во

часов

Дата.

Знания, умения и навыки, отрабатываемые на уроке.

Формирование УУД

Формы организации урока.

Средства обучения.

28

Тембры - музыкальные краски.

1ч.


Понятия: соло, тембр, тутти.

(П) Умение отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно).

(М/П) Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке.

(Л) Реализация творческого потенциала.

Традиционный урок.

Слушаем: Н. Римский-Корсаков «Тема Шехеразады», «Полет шмеля», «Три чуда», С. Рахманинов «Вокализ», И.С. Бах «Скерцо» из сюиты №2.

Поём: «Музыканты» нем.н.п., М. Славкин «Скрипка».

29-30

Соло и тутти.

2 ч.


31

Громкость и тишина в музыке.

1ч.


Понятия: динамика, оттенки, разнообразие политры.

(П) Проявление навыков вокально-хоровой деятельности – исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки.

(М/П) Проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями.

(Л) Формирование навыков самостоятельной музыкально-учебной деятельности.

Комбинированный урок.

Слушаем: Л. Бетховен «Симфония №6» 4 часть, К. Дебюсси «Лунный свет», О. Мессиан «Пробуждение птиц».

Поём: И. Брамс «Ночной костер», М. Минков «Дорога добра»

32-33

Тонкая палитра оттенков.

2ч.


34

По законам красоты.

1ч.


Понятия: выразительные средства музыки, интервалы.

П) Определение в прослушанном музыкальном произведении его главных выразительных средств.

(М/П) Наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение

(Л) Формирование навыков самостоятельной музыкально-учебной деятельности.

Урок-викторина.

Слушаем: К. Сен-Санс «Лебедь», М. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов», Т. Альбинони «Адажио».

Поём: Е. Подгайц «Будем добрыми друзьями», М. Дунаевский «Песня о дружбе».

35

В чем сила музыки.

1ч.


Обобщение темы года.

(П) Проявление навыков вокально-хоровой деятельности.

(М/П) Размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

(Л) Оценивают результаты деятельности.

Урок-обобщение.

Музыка по выбору учащихся.