Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования села Хатырка»
«15» мая 2022 г.
689120, ЧАО, Анадырский р-н, с. Хатырка, ул. Центральная, д. 3, тел.8(42733) 38 – 421, E-mail: [email protected]
С огласовано Зам.директора по УВР МБОУ «Центр образования с. Хатырка» __________ Н.С.Батурина «15» мая 2022 г. | Рассмотрено на заседании МО Протокол от 11.01.2021г. № 2 Р уководитель МО __________/Н.С.Батурина/ «15» мая 2022 г. | Утверждаю Директор МБОУ «Центр образования с. Хатырка» __________ П.В.Точилкин «15» мая 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ИНФОРМАТИКА»
5 класс
Рабочую программу разработали:
заместитель директора по УВР
МБОУ «Центр образования с. Хатырка»
Наталья Сергеевна Батурина;
учитель информатики
МБОУ «Центр образования с. Хатырка»
Котылькот Леонид Станиславович
с. Хатырка
2022 г.
1.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ИНФОРМАТИКА»
5 КЛАСС
Цифровая грамотность
Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными устройствами и другими элементами цифрового окружения
Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по программе Мобильные устройства Основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств Процессор Оперативная и долговременная память Устройства ввода и вывода
Программы для компьютеров Пользователи и программисты Прикладные программы (приложения), системное программное обеспечение (операционные системы) . Запуск и завершение работы программы (приложения) Имя файла (папки, каталога)
Сеть Интернет . Веб-страница, веб-сайт . Браузер . Поиск информации на веб-странице Поисковые системы Поиск информации по ключевым словам и по изображению . Достоверность информации, полученной из Интернета
Правила безопасного поведения в Интернете Процесс аутентификации Виды аутентификации (аутентификация по паролям, аутентификация с помощью SMS, биометрическая аутентификация, аутентификация через географическое местоположение, многофакторная аутентификация) Пароли для аккаунтов в социальных сетях Кибербуллинг.
Теоретические основы информатики
Информация в жизни человека Способы восприятия информации человеком. Роль зрения в получении человеком информации Компьютерное зрение.
Действия с информацией Кодирование информации Данные — записанная (зафиксированная) информация, которая может быть обработана автоматизированной системой.
Искусственный интеллект и его роль в жизни человека.
Алгоритмизация и основы программирования
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Линейные алгоритмы. Циклические алгоритмы.
Составление программ для управления исполнителем в среде блочного или текстового программирования
Информационные технологии.
Графический редактор Растровые рисунки Пиксель Использование графических примитивов Операции с фрагментами изображения: выделение, копирование, поворот, отражение.
Текстовый редактор Правила набора текста.
Текстовый процессор Редактирование текста Проверка правописания . Расстановка переносов . Свойства символов . Шрифт . Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные) Полужирное и курсивное начертание Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание . Вставка изображений в текстовые документы Обтекание изображений текстом.
Компьютерные презентации Слайд Добавление на слайд текста и изображений. Работа с несколькими слайдами.
2.Планируемые результаты освоения программы учебного курса
«Информатика»
2.1.ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Информатика» в 5 классе на уровне основного общего образовния будет способствовать достижению следующих личностных образовательных результатов:
гражданское воспитание:
- представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов;
патриотическое воспитание:
- ценностное отношение к отечественному культурному,историческому и научному наследию; понимание значенияинформатики как науки в жизни современного общества;владение достоверной информацией о передовых мировыхи отечественных достижениях в области информатики иинформационных технологий;
духовно–нравственное воспитание:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуацияхнравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётомосознания последствий поступков;
эстетическое воспитание:
- эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
ценности научного познания:
- сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики и составляющихбазовую основу для понимания сущности научной картины мира; интерес к обучению и познанию;
формирование культуры здоровья:
- осознание ценности жизни; ответственное отношение ксвоему здоровью;
- установка на здоровый образ жизни, втом числе и за счёт освоения и соблюдения требованийбезопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
трудовое воспитание:
- интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно–технического прогресса;
экологическое воспитание:
- осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.
2.2.МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные УУД:
Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельновыбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно–следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные,дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки исимволы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенныхкритериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, исамостоятельно устанавливать искомое и данное;
оценивать на применимость и достоверность информацию,полученную в ходе исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об ихразвитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы припоиске и отборе информации или данных из источников сучётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
Коммуникативные УУД:
Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта(эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётомзадач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,в том числе при создании информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельностипо сбору, обработке, передаче, формализации информации;коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
Регулятивные УУД:
Самоорганизация:
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы,требующие решения;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие решений, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (илиего часть), выбирать способ решения учебной задачис учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план еёизменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивыи намерения другого.
2.3. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение учебного курса «Информатика» в 5-м классе на уровне основного общего образования должно обеспечивать достижение следующих предметных образовательных результатов:
5 КЛАСС
соблюдать правила гигиены и безопасности при работе с компьютером и другими элементами цифрового окружения; иметь представление о правилах безопасного поведения в Интернете;
называть основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств, объяснять их назначение;
понимать содержание понятий «программное обеспечение», «операционная система», «файл»;
искать информацию в Интернете (в том числе по ключевым словам, по изображению); критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности и общества распространения вредоносной информации;
запускать прикладные программы (приложения) и завершать их работу;
пояснять на примерах смысл понятий «алгоритм», «исполнитель», «программа управления исполнителем», «искусственный интеллект»;
составлять программы для управления исполнителем в среде блочного или текстового программирования с использованием последовательного выполнения операций и циклов;
создавать, редактировать, форматировать и сохранять текстовые документы; знать правила набора текстов; использовать автоматическую проверку правописания; устанавливать свойства отдельных символов, слов и абзацев; иллюстрировать документы с помощью изображений;
создавать и редактировать растровые изображения;
использовать инструменты графического редактора для выполнения операций с фрагментами изображения;
создавать компьютерные презентации, включающие текстовую и графическую информацию.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
5 КЛАСС
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС (34 ч.)
№ п/п | Наименование раздела | Наименование темы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
| Компьютер (7 ч.) | Информация вокруг нас. Техника безопасности. | 1 | Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 5 класса (УМК Босова Л.Л. и др. 5-9 кл.) (lbz.ru) |
| Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. | 1 |
| Ввод информации. Клавиатура. | 1 |
| Управление компьютером. | 1 |
| Хранение информации. | 1 |
| Передача информации. | 1 |
| Электронная почта. | 1 |
| Объекты и системы (8 ч.) | Способы кодирования информации. | 1 | Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 5 класса (УМК Босова Л.Л. и др. 5-9 кл.) (lbz.ru) Электронные ресурсы по информатике (lbz.ru) |
| Текст как форма представления информации. | 1 |
| Основные объекты текстового документа. | 1 |
| Редактирование текста. | 1 |
| Текстовый фрагмент и операции с ним. | 1 |
| Форматирование текста | 1 |
| Представление информации в форме таблиц. | 1 |
| Табличное решение логических задач. | 1 |
| Информация вокруг нас (11 ч.) | Разнообразие наглядных форм представления информации | 1 | Электронные ресурсы по информатике (lbz.ru) |
| Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере | 1 |
| Компьютерная графика. Инструменты графического редактора | 1 |
| Преобразование графических изображений | 1 |
| Создание графических изображений | 1 |
| Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации. | 1 |
| Списки – способ упорядочивания информации. | 1 |
| Поиск информации. | 1 |
| Кодирование как изменение формы представления информации | 1 |
| Преобразование информации по заданным правилам. | 1 |
| Преобразование информации путем рассуждений | 1 |
| Подготовка тестов на компьютере (8 ч.) | Разработка плана действий. Задачи о переправах. | 1 | Электронные ресурсы по информатике (lbz.ru) |
| Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях. | 1 |
| Создание движущихся изображений. | 1 |
| Создание анимации по собственному замыслу. | 1 |
| Создание итогового мини-проекта. | 1 |
| Годовая контрольная работа за курс информатика. | 1 |
| Повторение Объекты и системы. | 1 |
| Повторение Информация вокруг нас. | 1 |
| ИТОГО | | 34 | |