Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
гимназия №7 им. Воронцова В.М.
«Рассмотрено» на заседании МО Протокол №__ от _____ 201____ ___________________________ подпись ФИО | «Согласовано» заместитель директора по УВР ___________________________ подпись ФИО «___» августа 201___ | «Утверждаю» Директор МБОУ гимназия №7 им. Воронцова В.М. __________________Последова Т.Л. Приказ №_____ от ______201____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВЫ ДИПЛОМАТИИ
VIII класс, базовый уровень
34 часа
Разработчик программы:
Воронков Дмитрий Павлович
Воронеж – 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе
по курсу Основы дипломатии
VIII класс
(базовый уровень)
Настоящая программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказом МО РФ от 9марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом // Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 412;
-Учебным планом МБОУ гимназия № 7 им. Воронцова В.М. на 2017/2018 учебный год.
- Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к ис-пользованию в образовательном процессе на 2018 – 2019 учебн. год:
История. Всеобщая история (углубленный уровень): 10 класс. / под ред. Загладин Н.В., Симония Н.А., М. : Русское слово-учебник, 2018.
В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования:
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Общая характеристика учебного предмета.
Каждый школьный предмет своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.
Данный курс ставит задачи: расширить элементарные представления учащихся о дипломатии и её значении для общества и государства.
Программа рассчитана на использование следующих технологий: проблемно-диалогической технологии освоения нового материала, технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности), технология оценивания учебных успехов, проектная технология.
Отличительные особенности технологии – почти полное отсутствие авторских выводов и полное отсутствие авторских оценок событий. Выводы мы позволяем себе только в том случае, если считаем, что уровень большинства учеников еще не позволяет им самим произвести теоретическое обобщение материала. Во всех остальных случаях ученики должны делать выводы сами, выполняя задания к тексту, осмысливая приведенные в нем факты.
Результаты освоения предмета.
Взаимосвязь результатов освоения предмета «Основы дипломатии» можно системно представить в виде схемы.
1. Овладение исторической картиной мира 2. Формирование открытого исторического мышления (тексты и задания) |
1. Нравственное самоопределение личности 2. Гражданско-патриотическое самоопределение личности (тексты и задания) |
Метапредметные результаты Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные |
Функциональная грамотность |
- Технология проблемного диалога - Технология оценивания (правило самооценивания) |
- Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом) - Задания по групповой работе |
Комплексные, компетентностные задания в УМК: - Задания по проектам (на предметном материале) - Жизненные (компетентностные) задачи (на предметном материале) |
Формулировки личностных результатов | Реализация в программе |
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; формирование общечеловеческих нравственных ценностей: уважение к труду и учебе, любовь к семье, близким людям. | Через задания и тексты, которые содержат основания для собственных оценок, но не готовые авторские оценки и выводы. |
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; | Через введения к учебникам и разделам, описывающим связь целей изучения обществознания с жизнью. Через жизненные задачи, завершающие каждый раздел, а также через деятельностные технологии, обеспечивающие мотивацию через вовлечение школьников активную деятельность. |
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; | Через систему историко-обществоведческих понятий, обеспечивающих формирование целостной и разносторонней картины мира |
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; | Через оценочно-толерантные задания и тексты, содержащие описание противоречивых исторических явлений с позиций разных действующих сторон (разных народов, разных партий и т.п.). |
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; | Через задания, направленные на нравственное самоопределение с опорой на общечеловеческие ценности при оценке противоречивых исторических явлений. |
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; |
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; | Через коммуникативную направленность формулировок большинства заданий, обеспечивающих проблемный диалог, открытие нового знания и т.п. |
+) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; | Через насыщенность материала учебников историческими сюжетами, связывающими глобальные общественные процессы и микроисторию отдельных семей, их судьбы и поступки на фоне крупных событий или явлений. |
+) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. | Через задания в сочетании с культурологическим материалом разных исторических тем. |
Материально-техническое обеспечение.
Бумажные носители: учебник, художественная литература и научно-популярные книги по теме.
Электронные носители: компьютер, мультимедийный проектор, авторские презентации, мультфильмы и видеофильмы по теме, интернет – ресурсы.
Планируемые предметные результаты освоения курса «Основы дипломатии».
- освоение основных понятий курса, терминологии;
- формирование научной картины мира;
- нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей;
- гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор;
• определять и объяснять свои оценки дипломатических явлений, событий
• толерантно определять свое отношение к иным позициям
Содержание
учебного предмета
«Основы дипломатии»
1. Понятие дипломатии
2. Дипломатия как наука и искусство
3. Историческая природа дипломатии
4. О «новой дипломатии»
5. Специфика профессии дипломата
6. Значение и основы дипломатического протокола
7. Общее и особенное в протоколе дипломатического и делового общения
8. Правовые основы международных деловых связей
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛПНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата Проведения | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Основное содержание |
1 | | Понятие дипломатии. | 1 | Изучен. нового материала | Основные понятия. |
2 | | Понятие дипломатии. | 1 | Комбинир. | Основные понятия. |
3 | | Дипломатия как наука. | 1 | Изучен. нового материала | Характерные черты дипломатической науки. |
4 | | Дипломатия как наука. | 1 | Комбинир. | Характерные черты дипломатической науки. |
5 | | Дипломатия как наука. | 1 | Урок-диспут | Характерные черты дипломатической науки. |
6 | | Дипломатия как искусство. | 1 | Изучен. нового материала | Особенности дипломатии как искусства. |
7 |
| Дипломатия как искусство. | 1 | Комбинир. | Особенности дипломатии как искусства. |
8 | | Дипломатия как искусство. | 1 | Практ. зан. | Особенности дипломатии как искусства. |
9 | | Историческая природа дипломатии. | 1 | Изучен. нового материала. | Истоки и основы дипломатии. |
10 | | Историческая природа дипломатии. | 1 | Урок – диспут | Истоки и основы дипломатии. |
11 | | Историческая природа дипломатии. | 1 | Комбинир. | Истоки и основы дипломатии. |
12 | | О «новой дипломатии». | 1 | Семинар | Современная дипломатия. |
13 | | О «новой дипломатии». | 1 | Комбинир. | Современная дипломатия. |
14 | | О «новой дипломатии». | 1 | Комбинир. | Современная дипломатия. |
15 | | Специфика профессии дипломата. | 1 | Урок изучен. нового матер. | Особенности профессиональной деятельности дипломата. |
16 | | Специфика профессии дипломата. | 1 | Комбинир. | Особенности профессиональной деятельности дипломата. |
17 | | Специфика профессии дипломата. | 1 | Практ. занят. | Особенности профессиональной деятельности дипломата. |
18 | | Значение дипломатического протокола. | 1 | Изучен. нового материала | Значение дипломатического протокола. |
19. | | Значение дипломатического протокола. | 1 | Комбинир. | Значение дипломатического протокола. |
20. | | Значение дипломатического протокола. | 1 | Комбинир. | Значение дипломатического протокола. |
21-22. | | Основы дипломатического протокола. | 2 | Изучен. нового материала | Особенности и основы дипломатического протокола. |
23. | | Основы дипломатического протокола. | 1 | Комбинир. | Особенности и основы дипломатического протокола. |
24. | | Основы дипломатического протокола. | 1 | Семинар | Особенности и основы дипломатического протокола. |
25 | | Общее и особенное в протоколе дипломатического общения | 1 | Комбинир. | Дипломатическое общение. |
26 | | Общее и особенное в протоколе дипломатического общения | 1 | Практ. раб. | Дипломатическое общение. |
27 | | Общее и особенное в протоколе делового общения | 1 | Комбинир. | Деловое общение. |
28 | | Общее и особенное в протоколе делового общения | 1 | Комбинир. | Деловое общение. |
29 | | Правовые основы международных деловых связей. | 1 | Изучен. нового материала | Дипломатические основы международных отношений. |
30 | | Правовые основы международных деловых связей. | 1 | Комбинир. | Дипломатические основы международных отношений. |
31. | | Правовые основы международных деловых связей. | 1 | Комбинир. с элем. диспута | Дипломатические основы международных отношений. |
32. | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Основы дипломатии». | 1 | Урок проверки и учета знаний учащихся | Проверка усвоения основного содержания курса. |
33. | | Урок проектной деятельности. | 1 | Практ. раб. | Подготовка проекта. |
34. | | Урок проектной деятельности. | 1 | Практ. раб. | Подготовка проекта. |