СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Основы финансовой грамотности " 8 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация данной программы способствует формированию личности социально- развитого, критически мыслящего, конкурентоспособного выпускника, обладающего экономическим образом мышления, способного взять на себя ответственность за свое будущее, за будущее своих близких и своей страны.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Основы финансовой грамотности " 8 кл»

Пояснительная записка

При составлении рабочей программы по курсу «Основы финансовой грамотности» использовались Методические рекомендации Центрального банка Российской Федерации по разработке и реализации программы курса «Основы финансовой грамотности» в общеобразовательных организациях


Актуальность данной тематики продиктована особенностями развития финансового рынка на современном этапе: с одной стороны, информационные технологии открыли доступ к финансовым продуктам и услугам широким слоям населения, с другой стороны - легкость доступа к финансовому рынку для неподготовленного потребителя приводит к дезориентации в вопросах собственной ответственности за принятие решений. Это, в свою очередь, приводит к непосильной кредитной нагрузке, жизни не по средствам. Кроме того, отсутствие понимания важности финансового планирования с помощью накопительных, страховых, пенсионных программ может создавать дополнительные проблемы у населения. Важно отметить, что решение социальных проблем трудоспособного населения в области жилищного и пенсионного обеспечения, страхования, образования все больше переходит из сферы ответственности государства в сферу личных интересов граждан.

Таким образом, финансовая грамотность населения в области финансового рынка и финансовых инструментов становится необходимым условием для успешного решения государством социально-экономических задач. Очевидно, что эффективность будущих решений в области личных и семейных финансов определяется уровнем финансовой грамотности. Это требует от образовательной организации комплексного подхода к разработке программы курса «Основы финансовой грамотности» и способам ее реализации.

Вместе с тем в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) всех уровней главной целью и результатом образования является развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД). Программа по финансовой грамотности направлена на формирование всех видов УУД (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных).

Реализация данной программы способствует формированию личности социально- развитого, критически мыслящего, конкурентоспособного выпускника, обладающего экономическим образом мышления, способного взять на себя ответственность за свое будущее, за будущее своих близких и своей страны.


Программа предусматривает следующую структуру:

Планируемые результаты освоения курса «Основы финансовой грамотности»:

Содержание курса «Основы финансовой грамотности»:

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


На изучение курса «Основы финансовой грамотности отводится 1 час в неделю, всего 35 часов за год обучения.


Планируемые результаты освоения курса «Основы финансовой грамотности» Личностные результаты изучения курса:

  • сформированность у выпускника гражданской позиции как активного и

ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • готовность и способность выпускника к саморазвитию и личностному

самоопределению; выявление и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на

протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

  • мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку

зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;

  • осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое

благополучие, благополучие своей семьи и государства.

Метапредметные результаты изучения курса

Метапредметные результаты включают три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные универсальные учебные действия:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных

условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента.

Познавательные универсальные учебные действия:

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы на примере материалов данного курса;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач данного курса;

находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции), навыков работы со статистической, фактической и аналитической финансовой информацией;

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия.

Предметные результаты

При описании в рабочей программе планируемых предметных результатов необходимо учесть особенности их формирования в зависимости от уровня образования, на котором реализуется программа данного курса.

На уровне основного общего образования в соответствии с ФГОС планируемые результаты подразделяются на две группы:

«Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться»

При интегративном подходе к разработке программы предметные результаты соответствуют планируемым результатам освоения основной образовательной программы учебных предметов, которые интегрируются с данным курсом. Это следует учитывать при разработке рабочей программы на основе интеграции.

Курс «Основы финансовой грамотности» не является стандартизированным предметом. Его цель — формирование общей функциональной финансовой грамотности, овладение методами и инструментами финансовых расчетов для решения практических задач.

Планируемые предметные результаты изучения курса «Основы финансовой грамотности» на базовом уровне могут быть достигнуты как на уровне основного, так и на уровне среднего общего образования.


Содержание курса «Основы финансовой грамотности»

Модуль 1. «Расчетно-кассовые операции» Основные понятия

Вводная часть

Банковская ячейка, денежные переводы, валютно-обменные операции, банковские

карты (дебетовые, кредитные, дебетовые с овердрафтом), риски при пользовании банкоматом, риски при использовании интернет-банкинга, электронные деньги.

Практикумы и тренинги:

Практикум. «Заключаем договор о банковском обслуживании с помощью банковской карты. Формирование навыков безопасного поведения владельца банковской карты»;

Мини-проект. «Безопасное использование интернет-банкинга и электронных денег».


Модуль 2. Личное финансовое планирование

Содержание и назначение предмета. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) – независимый регулятор финансовой системы России и защитник прав потребителей финансовых услуг.

Основные понятия

Человеческий капитал, деньги, финансы, финансовые цели, финансовое планирование, горизонт планирования, активы, пассивы, доходы (номинальные, реальные), расходы, личный бюджет, семейный бюджет, дефицит, профицит, баланс.

Практикумы и тренинги

Практикум. Составление текущего и перспективного личного (семейного) бюджета, оценка его баланса;

Практикум. Составление личного финансового плана (краткосрочного, долгосрочного) на основе анализа баланса личного (семейного) бюджета, анализ и коррекция личного финансового плана;

Мини-проекты. «Планирование сбережений как одного из способов достижения финансовых целей»; «Сравнительный анализ сберегательных альтернатив».


Модуль 3. «Депозит»

Основные понятия Сбережения, инфляция, индекс потребительских цен как способ измерения инфляции, банк, банковский счет, вкладчик, депозит, номинальная и реальная процентная ставка по депозиту, депозитный договор, простой процентный рост, процентный рост с капитализацией, банковская карта (дебетовая, кредитная), банкомат, заемщик, финансовые риски, ликвидность.

Практикумы и тренинги

Практикум. «Изучаем депозитный договор». «Анализ финансовых рисков при заключении депозитного договора»;

Мини-проекты. Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей вкладчика. Сравнительный анализ финансовых организаций для осуществления выбора сберегательных депозитов на основе полученных критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий);

Мини-исследование. «Анализ возможностей интернет-банкинга для решения текущих и перспективных финансовых задач».


Модуль 4. «Кредит»

Основные понятия Банковский кредит, заемщик, виды кредита, принципы кредитования (платность, срочность, возвратность), банковская карта (дебетовая, кредитная), номинальная процентная ставка по кредиту, полная стоимость кредита (ПСК), виды кредитов по целевому назначению (потребительский, ипотечный), схемы погашения кредитов (дифференцированные и аннуитетные платежи), финансовые риски заемщика, защита прав заемщика, микрофинансовые организации, кредитная история, коллекторы, бюро кредитных историй, минимальный платеж по кредиту.

Практикумы и тренинги:

Практикум. «Заключаем кредитный договор». «Анализ финансовых рисков при заключении кредитного договора; расчет общей стоимости покупки при приобретении ее в кредит»;

Мини-проекты. «Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей заемщика»;

«Сравнительный анализ финансовых институтов для выбора кредита на основе предлагаемых критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий)»;

Мини-исследование. «Анализ преимуществ и недостатков краткосрочного и долгосрочного займов».


Модуль 5. «Страхование»

Основные понятия

Страховые риски, страхование, страховщик, страхователь, выгодоприобретатель,

страховой агент, страховой брокер, виды страхования для физических лиц (страхование жизни, страхование от несчастных случаев, медицинское страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности), договор страхования, страховая ответственность, страховой случай, страховой полис, страховая премия, страховой взнос, страховые продукты.

Практикумы и тренинги:

Практикум. Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов;

Тренинг. Развитие навыков планирования и прогнозирования. Формирование навыков поведения, необходимых для защиты прав потребителя страховых услуг;

Мини-проект. «Заключаем договор страхования» — сбор информации о страховой компании и предоставляемых страховых программах, принципы отбора страховой компании для заключения договора; анализ договора страхования, ответственность страховщика и страхователя;

Мини-проект. «Действия страховщика при наступлении страхового случая».


Модуль 6. «Пенсии»

Основные понятия

Пенсия, государственная пенсионная система в РФ, Пенсионный фонд РФ и его

функции, негосударственные пенсионные фонды, трудовая и социальная пенсия, корпоративная пенсия, инструменты для увеличения размера пенсионных накоплений.

Практикумы и тренинги:

Тренинг. Развитие навыков планирования и прогнозирования;

Мини-исследование. «Сравнительный анализ доступных финансовых инструментов, используемых для формирования пенсионных накоплений».


Модуль 7. «Налоги»

Основные понятия

Налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов, субъект, предмет и объект

налогообложения, ставка налога, сумма налога, системы налогообложения (пропорциональная, прогрессивная, регрессивная), налоговые льготы, порядок уплаты налога, налоговая декларация, налоговые вычеты.

Практикумы и тренинги:

Практикум. Формирование практических навыков по оптимизации личного бюджета в части применения налоговых льгот с целью уменьшения налоговых выплат физических лиц;

Практикум. Формирование практических навыков получения социальных и имущественных налоговых вычетов как инструмента сокращения затрат на приобретение имущества, образование, лечение и др.


Модуль 8. «Пирамиды и финансовое мошенничество»

Основные понятия

Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой

безопасности, виды финансового мошенничества: в кредитных организациях, в интернете, по телефону, при операциях с наличными.

Практикумы и тренинги:

Тренинг. Формирование навыков безопасного поведения потребителя на финансовом рынке.

Сайты Банка России, федеральных органов исполнительной власти и иных организаций

Центральный Банк Российской Федерации www.cbr.ru

Министерство финансов РФ www.minfin.ru/ru

Федеральная налоговая служба www.nalog.ru

Пенсионный фонд РФ www.pfrf.ru

Роспотребнадзор www.rospotrebnadzor.ru

Литература:

1. Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Ма-

териалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

2. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая гра-

мотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.:

ВИТА-ПРЕСС, 2014.

3. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамот-

ность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

4. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая гра-

мотность. 8–9 кл.: Контрольные измерительные материалы. — М.:

ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Дополнительная литература

1. Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хо-

зяйственной деятельности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

2. Экономика: Основы потребительских знаний / под ред. Е. Кузне-

цовой, Д. Сорк: учебник для 9 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.

3. Экономика: моя роль в обществе: учебное пособие для 8 класса. –

М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.

Интернет-источники

1. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ

2. www.gov.ru – сайт Правительства РФ

3. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной ста-

тистики

4. www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономи-

ческого развития РФ

5. www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства торговли и про-

мышленности РФ

6. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы РФ

7. www.cbr.ru – сайт Центрального банка РФ

8. www.nalog.ru – сай Федеральной налоговой службы РФ

9. www.rbx.ru – сайт «РосБизнесКонсалтинг».

Тематическое планирование (1 час в неделю)


№ урока

Дата проведения

Название модуля / тема урока

Основные вопросы

Основные понятия

Модуль 1. «Расчетно-кассовые операции».

1.


Содержание и назначение предмета.


Банковская ячейка, денежные переводы, валютно-обменные операции,

банковские карты (дебетовые,

кредитные, дебетовые с овердрафтом), риски при пользовании банкоматом, риски при использовании интернет-

банкинга, электронные деньги.

2.


Центральный банк Российской Федерации (Банк России) – независимый регулятор финансовой

системы России.


3.


Центральный банк Российской Федерации (Банк России) –защитник прав потребителей финансовых

услуг.


4.


Хранение, обмен и перевод денег - банковские

операции для физических лиц


5.


Виды платежных средств. Чеки, дебетовые,

кредитные карты, электронные деньги — правила безопасности при пользовании банкоматом


6.


Формы дистанционного банковского обслуживания

— правила безопасного поведения при пользовании интернет-банкингом


7.


Практикум. «Заключаем договор о банковском обслуживании с помощью банковской карты. Формирование навыков безопасного поведения

владельца банковской карты»


8.


Практикум. «Заключаем договор о банковском обслуживании с помощью банковской карты. Формирование навыков безопасного поведения

владельца банковской карты»


9.


Мини-проект. «Безопасное использование интернет-

банкинга и электронных денег».


10.


Мини-проект. «Безопасное использование интернет-

банкинга и электронных денег».


Модуль 2. «Личное финансовое планирование».

11.


Человеческий капитал. Способы принятия решений в условиях ограниченности ресурсов.


Человеческий капитал, деньги,

финансы, финансовые цели, финансовое планирование, горизонт планирования, активы, пассивы, доходы

(номинальные, реальные), расходы, личный бюджет, семейный бюджет, дефицит, профицит, баланс.

12.


SWOT-анализ как один из способов принятия

решений


13.


Домашняя бухгалтерия. Личный бюджет.


14.


Структура, способы составления и планирования

личного бюджета


15.


Личный финансовый план: финансовые цели, стратегия и способы их достижения


16.


Деловой практикум. Составляем личный финансовый план и бюджет.


17.


Деловой практикум. Составляем личный финансовый план и бюджет.


Модуль 3. «Депозит»

18.


Накопления и инфляция. Влияние инфляции на стоимость активов.

Зачем и как копить деньги? Что такое инфляция. Причины

инфляции. Как рассчитывается инфляция.


19.


Что такое депозит и какова его природа.

Откуда берет свое начало

депозит. Что такое банк. Что такое депозит.

Сбережения, инфляция, индекс потребительских цен как способ измерения инфляции, банк, банковский счет, вкладчик, депозит, номинальная и реальная процентная ставка по

депозиту, депозитный договор, простой процентный рост, процентный рост с капитализацией, банковская карта

(дебетовая, кредитная), банкомат, заемщик, финансовые риски, ликвидность.

20.


Как собирать и анализировать информацию о банке и банковских продуктах.

Как банки определяют процентные деньги по

депозитам. В чем основные преимуществ и недостатки депозитов.

21.


Как собирать и анализировать информацию о банке и банковских продуктах

Какова роль депозита в личном финансовом плане. С какого возраста можно использовать

депозит.

22.


Как читать и заключать договор с банком. Практикум.

«Изучаем депозитный договор».

Что содержится в депозитном

договоре. Как выбирать условия депозита.


23


Управление рисками по депозиту.

Чем мы рискуем, используя банковские вклады. Откуда берутся деньги для выплаты компенсаций вкладчикам

разорившихся банков.

24.


Мини-проект. Сравнительный анализ финансовых организаций для осуществления выбора

сберегательных депозитов на основе полученных критериев.

Отбор критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий) для анализа информации о

банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей вкладчика.

Модуль 4. «Кредит»

25.


Кредиты, виды банковских кредитов для физических лиц. Принципы кредитования (платность, срочность,

возвратность).

Что такое банковский кредит. Основные виды кредита.

Банковский кредит, заемщик, виды кредита, принципы кредитования (платность, срочность, возвратность), банковская карта (дебетовая,

кредитная), номинальная процентная ставка по кредиту, полная стоимость кредита (ПСК), виды кредитов по целевому назначению (потребительский, ипотечный), схемы погашения кредитов

(дифференцированные и аннуитетные платежи), финансовые риски заемщика, защита прав заемщика, микрофинансовые организации,

кредитная история, коллекторы, бюро кредитных историй, минимальный платеж по кредиту.

26.


Основные характеристики кредита. Из чего складывается плата за кредит.

Из чего складывается плата за кредит. Как собирать и анализировать информацию о

кредитных продуктах.

27.


Основные характеристики кредита. Виды платежей.

Что такое срочность кредита.

28.


Аннуитетные и дифференцированные платежи.


29.


Автокредит. Льготный процент по автокредиту.


30.


Кредит как часть личного финансового плана.

Коллекторские агентства, их права и обязанности.

Как обеспечивается

возвратность кредита.

31.


Как уменьшить стоимость кредита. Кредитная история.

Как уменьшить процентную ставку по кредиту. Как

уменьшить размер комиссии.

32.


Как уменьшить стоимость кредита. Как читать и анализировать кредитный договор.

Как уменьшить плату за

страховки. Как уменьшить выплаты по кредиту.


33.


Типичные ошибки при использовании кредита.

Типичные ошибки при

использовании кредита.


34.


Практикум: кейс «Покупка машины»



35.


Реализация творческого проекта «Моя финансовая

грамотность».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!