СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Основы налоговой грамотности"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы налоговой грамотности" разработанная учителем географии Муединовой Т. Н.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Основы налоговой грамотности"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Почтовская средняя общеобразовательная школа»

Бахчисарайского района Республики Крым 



РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО Руководитель ШМО

_________ /Димина О. Н

Протокол № _______

От «____»____________2021г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР


__________/ Муединова Ф.А.


От «_____»____________2021г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы


________/ Гончар Л.А.

Приказ № _____

От «____»_____________2021г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ

ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

НА 2021/2022 УЧЕБНЫЙ ГОД


КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 1; всего за год 34

УЧИТЕЛЬ: Муединова Тамила Нуриевна




СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ

Методические рекомендации по интеграции налоговой грамотности в систему

общего образования / Э.В. Рогатенюк, Г.Г. Находкина. – Симферополь : ГБОУ ДПО РК

КРИППО, 2021. – 27 с.





2021г



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения института государства. Налоги – основной источник доходов государства. Аккумулируемые налоги направляются на финансирование деятельности органов власти, программ социально-экономического развития, выполнение функций государства – от обороны страны и фундаментальных научных исследований до регулирования финансовых рынков. В этой связи, актуальной задачей становится совершенствование налогообложения, построение социально ориентированной налоговой системы, а также формирование и развитие налоговой культуры, фундаментальным принципом которой является гармоничное сочетание государственных интересов и интересов налогоплательщиков, направленных на формирование партнерских отношений. Однако без налоговой грамотности, являющейся основой налоговой

культуры, достичь этого невозможно.

Учитывая вышесказанное, сотрудниками Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым подготовлены учебные пособия:

Азбука. Основы налоговой грамотности для учащихся младших классов: учебное пособие / В. В. Бородин, О.В. Булат, Н.П. Войцещук, Д.Р. Дмитрийчук, Е.В. Кравченко, С.П. Кузнецов, Т.В. Кузьменко, М.В. Луговская, О.В. Майстренко, Е.Н. Нестерова, Т.В. Трипотень; под общей редакцией Р.Б. Наздрачева. – Симферополь, 2020. – 55 с.

С налогом живи в ладу – не попадешь в беду. Основы налоговой грамотности для среднего школьного возраста: учебное пособие / В.В. Бородин, О.В. Булат, Н.П. Войцещук, Д.Р. Дмитрийчук, Е.В. Кравченко, С.П. Кузнецов, Т.В. Кузьменко, М.В. Луговская, О.В. Майстренко, Е.Н. Нестерова,Т.В. Трипотень; под общей редакцией Р.Б. Наздрачева. – Симферополь, 2020. –53с.

Чтобы Россия была сильна – плати налоги сполна! Основы налоговой грамотности для старшего школьного возраста и студентов: учебное пособие / В.Ю. Антонюк, М.В. Луговская, О.В. Майстренко, Е.А. Минаева, И.В. Рыбенкова, О.О. Тохтаева, Т.В. Трипотень; под общей редакцией Р.Б. Наздрачева. – Симферополь, 2020. – Симферополь, 2020. – 59 с.

Учебные пособия призваны помочь современным школьникам сформировать представление о налоговой грамотности как неотъемлемом компоненте функциональной финансовой грамотности, привлечь их внимание к истории развития налоговой системы России, способствовать воспитанию

налогового правосознания и формированию положительного отношения молодежи к налоговой политике государства.

Данные методические рекомендации подготовлены в соответствии с программой курса «Финансовая грамотность», рекомендуемой Министерством просвещения Российской Федерации к изучению в общеобразовательных организациях, а также логикой изложения материала, представленного в учебных пособиях по налоговой грамотности, подготовленных сотрудниками Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым.

При разработке методических рекомендаций учтены положения и требования:

• Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);

• Федерального закона от 29.12.2012 No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

• Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 No 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

• Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 No1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 No1897»;

• Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.05.2012 No 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в редакции от 29.06.2017);

• Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.07.2015 No734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 No1015»;

• Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 No1089 (в ред. приказа от 23.06.2015 No609) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 No 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 No 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

• Распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 No 1726- р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» (в части поддержки внеурочной деятельности и блока дополнительного образования);

• Письма Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 No 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;

• Письма Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 No 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;

• Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 No 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятий и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части

проектной деятельности»;

• Закона Республики Крым от 06.07.2015 No131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым»;

• Письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 No01-14/2014 «Об организации внеурочной деятельности»;

• Национальной стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 года, предполагающей создание эффективной системы финансового образования и налогового образования как его компоненты;

• Примерных основных образовательных программ начального общего образования и основного общего образования, внесенных в реестр образовательных программ, одобренных федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 08.04.2015 No 1/5);

• Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 No 2/16-з));

• Примерные рабочие программы по учебным предметам (проекты для обсуждения), выложенные на официальном сайте ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»;

• Методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях Республики Крым в соответствии с требованиями ФГОС СОО;

• Методических рекомендаций по преподаванию учебного курса «Индивидуальный проект» на уровне среднего общего образования (ФГОС) в общеобразовательных организациях Республики Крым.

Методические рекомендации состоят из трех разделов. В первом разделе изложены теоретические основы формирования налоговой грамотности в общеобразовательных организациях. Налоговая грамотность рассматривается через призму функциональной грамотности и как неотъемлемый компонент финансовой грамотности. При этом подчеркивается важность системного подхода

к формированию налоговой грамотности учащихся школьного возраста. Во втором разделе представлены методические рекомендации по обучению налоговой грамотности учащихся начальной, средней и старшей школы. Третий раздел посвящен технологиям обучения налоговой грамотности учащихся школьного возраста, а именно: формам организации учебных занятий, используемым педагогическим технологиям, педагогическим приемам и методам.


































ПЛАНИРОВАННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВЕНИИЯ КУРСА

Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Основы налоговой грамотности» являются:

  • раскрыть экономическую природу налогов, выстроить в логической и исторической последовательности основные этапы их возникновения;

  • проверить на сайте налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи;

  • заполнить декларацию о налогах членов семьи (форма 3-НДФЛ) с помощью электронных сервисов ФНС.

Метапредметными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Основы налоговой грамотности» являются:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

  • формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

  • умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных налогов и оценивать свои поступки.

Предметными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Основы налоговой грамотности» являются:

  • объяснить (более развернуто, чем в начальной школе), зачем нужны налоги,

  • почему их надо платить и почему за неуплату налогов применяются штрафы и

  • санкции;

  • объяснить экономическую природу налогов и историческую

  • закономерность их развития;

  • рассказать о местных, региональных и федеральных налогах и о их роли в

  • формировании бюджетов соответствующего уровня;

  • рассказать о налоговой декларации и процедуре ее заполнения;

  • рассказать, в каких случаях гражданин РФ может рассчитывать на

  • налоговые льготы, о видах налоговых льгот по различным налогам;

  • продолжить знакомство школьников с профессией налоговика, рассказать о

  • системе налоговых органов РФ.












КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Содержание учебной программы курса «Налоговая грамотность» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: понятие и структуру налоговой системы Российской Федерации, базовые понятия налогообложения, элементы основных налогов, уплачиваемых физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, основы налогового планирования и налогового контроля, основы международного налогообложения и взаимодействия налоговых юрисдикций. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Программа учитывает, что в рамках предмета «Обществознание» изучаются основы налогообложения и налоговой политики, а также элементы налогового права. Успешное освоение содержания курса «Налоговая грамотность» требует межпредметного взаимодействия с этими курсами. Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям в системе отношений по поводу расчета и уплаты налогов и сборов; система общегражданских ценностей. Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения налоговой системы Российской Федерации и получения навыков практического использования знаний о базовых понятиях налогообложения. Наряду с этим, вводятся ряд проблем, с которыми неизбежно сталкивается современный человек в своей экономической деятельности; изучаются вопросы, являющиеся основой как для осознанной и социально ответственной жизнедеятельности в рамках современного российского общества, так и необходимые для будущей профессиональной подготовки в области социально-экономических дисциплин. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществознания, географии, математики.

Изучение курса «Налоговая грамотность» в 7-м классе и в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

 развитие личности в период ранней юности, становление финансовой культуры, социально ответственного отношения к роли налогоплательщика;

 воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности;

- приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;

 освоение системы практико-ориентированных знаний, необходимых для эффективного взаимодействия с экономическими субъектами и, в частности, налоговыми органами, а также для успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;  овладение умениями получения и корректной интерпретации правовой информации в сфере налогообложения, систематизации полученных данных;

- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социально-экономических ролях;

 формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области налоговых правоотношений в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Тематические компоненты

Темы

Учебные часы

Введение

Введение в курс Основы налоговой грамотности

1

Раздел 1.

Экономическая природа налогов

Тема 1. Что такое налоги и кто такой налоговик?

4

Раздел 2.

Налоги и бюджет государства

Тема 2. История возникновения и развития первых налогов

5


Тема 3. История развития налогообложения на территории России

4


Тема 4. Налоговая система современной России

9

Раздел 3.

Налоги, уплачиваемые гражданами

Тема 5. Налог на доходы физических

лиц – основной налог для граждан

5

Раздел 4.

Налоги и благосостояние семьи

Тема 6. Налоги в семейном бюджете

4

Повторение и обобщение


2

Итого


34






















КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


дата

Содержание учебного предмета

Примечание


план

факт

факт

факт

Темы

Количество часов


Введение 1ч

1





Введение в курс Основы налоговой грамотности


Раздел 1. Экономическая природа налогов

Тема 1. Что такое налоги и кто такой налоговик? 4ч

2





Налоги в системе экономических отношений Основные характеристики налогов.


3





Налоговые органы РФ.


4





Сотрудники налоговых органов – налоговики.


5





Функции сотрудников налоговых органов.


Раздел 2. Налоги и Бюджет государства

Тема 2. История возникновения и развития первых налогов 5ч

6





Возникновение и развитие системы налогообложения.


7





История налогообложения в Древнем Риме.


8





История налогообложения в Средневековой Западной Европе.


9





История налогообложения в Великобритании.


10





История налогообложения в Германии


Тема 3. История развития налогообложения на территории России 4ч

11





Налоговая система в Древней Руси.


12





Налоговая система с начала XVIII века по 1861 г.


13





Налоговая система на рубеже XIX−XX в.


14





Налоговая система в период 1918 - 1991 гг.


Тема 4. Налоговая система современной России 9ч

15





Налоги как основа доходной части бюджетов различных уровней.


16





Местные налоги: земельный налог


17





Местные налоги: налог на имущество физических лиц.


18





Торговый сбор


19





Региональные налоги: транспортный налог


20





Налог на игорный бизнес


21





Налог на имущество организаций.


22





Федеральные налоги: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на доходы физических лиц (НДФЛ),


23





Налог на прибыль организаций,

акцизы, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых и др.


Раздел 3. Налоги, уплачиваемые гражданами

Тема 5. Налог на доходы физических лиц – основной налог для граждан 5ч

24





Налогообложение доходов физических лиц.


25





Кто является плательщиком НДФЛ?


26





Ставка НДФЛ для граждан РФ.


27





Ставка НДФЛ для иностранных граждан.


28





Порядок уплаты НДФЛ.


Раздел 4. Налоги и благосостояние семьи

Тема 6. Налоги в семейном бюджете 4ч

29





Декларация о размере полученных доходов (форма 3-НДФЛ).


30





Налоговые вычеты.


31





Стандартные, социальные,

имущественные, инвестиционные и

профессиональные налоговые вычеты.


32





Личный кабинет налогоплательщика.


Повторение и обобщение

33





Повторение и обобщение


34





Повторение и обобщение



















Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Почтовская средняя общеобразовательная школа»

Бахчисарайского района Республики Крым


Лист коррекции

рабочей программы учителя ____________________________

по __________________________________________________

в ___________________________________________________

(класс)

Название раздела,

темы урока

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения

по факту



































































































































































Выводы о выполнении программы:


Учитель _____________/________________________________________________