СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Основы православной культуры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка рабочей программы "Основы православной культуры"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Основы православной культуры"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска «Средняя школа № 29»



Рассмотрено

на заседании методического объединения учителей начальных классов

Руководитель МО


__________ (Ф.И.О.)

Протокол № 1 от 26.08.2020

Согласовано


Заместитель директора по УВР:


_______________ Л.В. Лукаш


Протокол № 1 от 27.08.2020

Утверждаю


Директор школы


_____________ С.С. Васин


Приказ № 213 от 28.08.2020


Рабочая программа

по Основам православной культуры




Предметная область - Основы религиозных культур и светской этики

Класс – 4А

Уровень изучения предмета – базовый

Срок реализации программы – 2020-2021 учебный год

Составитель:

Лебедева Лилия Александровна,

высшая квалификационная категория





город Ульяновск

2020 год


Содержание рабочей программы:


Пояснительная записка стр. 3


Планируемые результаты освоения учебного предмета стр. 6

Содержание учебного предмета стр. 16

Список используемой литературы стр. 19

Аннотация стр. 20

















Пояснительная записка

 Рабочая программа по основам православной культуры составлена в соответствии с нормативными документами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями 01.08.2020 года);

- Приказ Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от 26.11.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015,31.12.2015);

- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (с изменениями 24.11.2015);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с учетом изменений, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.05.2019, 22.11.2019, 18.05.2020);

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);

- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

- Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 29»;

- Основной образовательной программы начального общего образования;

- Положения о рабочей программы учебного предмета (курса).

Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:- примерной программы начального общего образования и программы «Основы религиозных культур и светской этики 4 класс», авторов: А.Я.Данилюка, Т.В.Емельяновой, О.Н.Марченко, Е.В.Мацыяка, Г.А.Обернихина, К.В.Савченко, М., Просвещение, 2014.

- А.В.Кураев Основы православной культуры, 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, -  М.:  Просвещение, 2015г.

- Основы православной культуры: Рабочая тетрадь: 4 класс. Ч. 1 / Т.В. Комарова. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. – 79 с.

- Основы православной культуры: Рабочая тетрадь: 4 класс. Ч. 2 / Т.В. Комарова. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. – 79 с.


Учебный предмет основы православной культуры входит в предметную область «Основы религиозных культур и светской этики».

Количество учебных часов в год – 34.

Количество учебных часов в неделю – 1.

Цели учебного предмета:

- формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;

- воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В связи с поставленной целью определяются задачи:

- знакомство учащихся с основами православной культуры;

 развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. 

Средствами учебного предмета решается проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения в современном мире и в нашей стране в частности.

В результате освоения учебного предмета обучающиеся научатся:

– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;

– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;

– развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;

– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

– способность к оценке своей учебной деятельности;

– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

– установка на здоровый образ жизни;

– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

– различать способ и результат действия;

– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе, контролируемом пространстве сети Интернет;

– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

– использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

– основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

– устанавливать аналогии;

– владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; – записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

– произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

– задавать вопросы;

– контролировать действия партнёра;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

– с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Метапредметные результаты

Чтение. Работа с текстом

Выпускник научится:

– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

– определять тему и главную мысль текста;

– делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

– вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

– сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2— 3 существенных признака;

– понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

– понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

– понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

– использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

– использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

– работать с несколькими источниками информации;

– сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

– пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

– соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

– формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

– сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

– составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

– делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

– составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

– высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

– оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

– на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

– участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

– сопоставлять различные точки зрения;

– соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

– в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

Выпускник научится:

– использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);

– организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

Выпускник научится:

– вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;

– рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете;

– сканировать рисунки и тексты.

Выпускник получит возможность научиться:

- использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.


Обработка и поиск информации

Выпускник научится:

– подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);

– описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;

– собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;

– редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;

– пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;

– искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера;

- составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок); – заполнять учебные базы данных.

Выпускник получит возможность научиться:

- грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных,

- оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию;

- критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Создание, представление и передача сообщений

Выпускник научится:

– создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;

– создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;

– готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;

– создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;

– создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);

– размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;

– пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

Выпускник получит возможность научиться:

– представлять данные;

– создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».


Планирование деятельности, управление и организация

Выпускник научится:

– создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);

– определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;

– планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Выпускник получит возможность научиться:

– проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования;

– моделировать объекты и процессы реального мира.


Предметные результаты

Выпускник научится:

– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

– ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории её формирования в России;

– на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

- участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально- нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Оценка деятельности учащихся в конце каждого занятия осуществляется по ряду критериев: понимание изучаемого материала; степень самостоятельности в подборе необходимого материала; самостоятельность суждений; умение поддержать и выстроить диалог. Тематический контроль осуществляется качественной оценкой: «зачет/не зачет». Итоговый контроль с выставлением количественной отметки учитывает выполнение творческих заданий в ходе проектно-исследовательской деятельности обучающихся по предмету.


Содержание учебного предмета


Введение в православную духовную традицию (18 часов)

Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия. Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей. Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые. Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия. Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть. Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста. Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху. Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке. Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки. Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость. Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям. Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение. Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм. Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений. Подведение итогов. Выполнение творческого проекта.

Православие в России (16 часов)

Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение. Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности. Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым. Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.

Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях. Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие. Таинство Причастия. Как Христос передал себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство. Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи. Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы. Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины. Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Повторительно - обобщающий урок. Итоговая презентация творческих проектов учащихся.


Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Всего часов


I. Введение в православную духовную традицию (17 часов)

1.1

Россия – наша Родина

1

1.2

Культура и религия

1

1.3

Человек и Бог в православии.

1

1.4

Православная молитва.

1

1.5

Библия и Евангелие.

1

1.6

Проповедь Христа.

1

1.7

Христос и Его Крест.

1

1.8

Пасха.

1

1.9

Православное учение о человеке.

1

1.10

Совесть и раскаяние.

1

1.11

Заповеди.

1

1.12

Милосердие и сострадание.

1

1.13

Золотое правило этики.

1

1.14

Храм.

1

1.15

Икона.

1

1.16

Творческие работы учащихся.

1

1.17

Творческие работы учащихся. Подведение итогов.

1


II. Православие в России (17 часов)

2.1

Как христианство пришло на Русь.

1

2.2

Подвиг.

1

2.3

Заповеди блаженств.

1

2.4

Зачем творить добро?

1

2.5

Чудо в жизни христианина.

1

2.6

Православие о Божием суде.

1

2.7

Таинство Причастия.

1

2.8

Монастырь.

1

2.9

Отношение христианина к природе.

1

2.10

Христианская семья.

1

2.11

Защита Отечества.

1

2.12

Христианин в труде.

1

2.13

Любовь и уважение к Отечеству.

1

2.14

Святыни православия, ислама, буддизма и иудаизма.

1

2.15

Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма, иудаизма и светской этики.

1

2.16

Российские православные, исламские, буддийские, иудейские и светские семьи.

1

2.17

Отношение к труду и природе в православии, исламе, буддизме, иудаизме и светской этике.

1


Итого

34





Список используемой литературы

- Программа общеобразовательных учреждений «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» 2012 года;

- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. «Просвещение», М., 2011 г. Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования. «Просвещение», М., 2011 г.;

- Афанасьева С.Ю. Основы христианской культуры. Занятия для детей младшего возраста. Изд. Калининградско-Смоленской епархии РПЦ;

- Бородина А.В. Основы православной культуры. Учебно-методическое пособие. – М., Православная педагогика, 2004;

- «Пресвятая Богородице, спаси нас!» альбом. Издательство Сретенского монастыря, 1998;

- Вертьянов С. Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства. Очерк естествознания. М., Свято-Троице Сергиева Лавра, 2003;

- Дворкин А.П. Введение в сектоведение. Даули Т. Библейский атлас. Российское библейское общество, 2002;

- Коротких Сергей, священник. Основы православной культуры и нравственности, ч-I. М., 2003;

- Коротких Сергей, священник. Основы православной культуры и нравственности, ч-II. М., 2003;

- Кулаков А.Е. Свет Вифлеемской звезды. Страницы истории христианства. М., III тысячелетие веры, надежды, любви. 1999;

- Черный В.Д. Искусство Средневековой Руси. Учебное пособие. М., Владос, 1997;

- Берсенева Т.А. Рычкова В.А. Духовно-психическая безопасность личности. Пособие для учителей. С-Пб., 2004;

- Макарова Е.В. Методические рекомендации преподавателю церковно-славянского языка. М., Про- Пресс, 2003;

- Основы православной культуры. Сост. Харитонова О.К. под редакцией прот. Виктора Дорофеева. Книга для учителя (для 1-го класса). М., Издательский дом «Покров», 2002;

- Православная культура в школе. Ежемесячные учебно-методические пособия (сентябрь, октябрь…). М., «Покров», 2003-2004;

- Православная культура: концепции, учебные программы, библиография. /Сост. Самогаев. Под общей редакцией иером. Киприана Ященко и Л.Л.Шевченко. М., «Покров», 2003;

- Православная культура: нормативно-правовые акты, документы, обоснование введения курса в учебную программу общеобразовательных учреждений, т. 2-й. /Сост. В.М. Бычкова. Под редакцией Богатырева и иером. Киприана Ященко. М., Покров, 2004;

- Воспитание здорового ребенка: традиции и современность. Сост. Ильющенков В.В., Берсенева Т.А. М., Паломник, 2004;

- Священник Тимофей, Берсенева Т.А. Жизнь по совести Пособие для учителей и учащихся. Ответы на вопросы современных школьников. М., Паломник, 200;

- Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология. – М., Покров, 2004;

- Шевченко Л.Л. Православная культура. Методические пособия для учителя 1-й и 2-й года обучения. М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004;

- Шевченко Л.Л., Шестун Е. прот. Православная культура. Методические комплекты для учителя 1-й и 2- й год обучения. М., 2003;

- Шурупова Т.А., Янушкявичене О.Л. Методическое пособие к книге «Основы нравственности». М.: ПРО- ПРЕСС, 2003;

- Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. М.: Изд. «Первое сентября», 2001.


Аннотация

Рабочая программа по основам православной культуры, 4 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации и на основе локальных актов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 29».

Составитель: Лебедева Л.А., начальных классов высшей квалификационной категории.

Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:

- примерной программы начального общего образования и программы «Основы религиозных культур и светской этики 4 класс», авторов: А.Я.Данилюка, Т.В.Емельяновой, О.Н.Марченко, Е.В.Мацыяка, Г.А.Обернихина, К.В.Савченко, М., Просвещение, 2014.

- А.В.Кураев Основы православной культуры, 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, -  М.:  Просвещение, 2015г.

- Основы православной культуры: Рабочая тетрадь: 4 класс. Ч. 1 / Т.В. Комарова. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. – 79 с.

- Основы православной культуры: Рабочая тетрадь: 4 класс. Ч. 2 / Т.В. Комарова. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. – 79 с.


Учебный предмет "Основы православной культуры" входит в предметную область «Основы религиозных культур и светской этики», изучается на базовом уровне.

Количество учебных часов в год – 34.

Количество учебных часов в неделю – 1.

Средствами учебного предмета решается проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения в современном мире и в нашей стране в частности.

В результате освоения учебного предмета обучающиеся научатся:

– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;

– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;

– развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;

– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести.







Календарно-тематическое планирование


урока

Дата проведения урока

Содержание учебного материала

(тема урока)

Коли

чество часов

Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)

план

факт


I. Введение в православную духовную традицию (17 часов)

1



Россия - наша родина. Россия — много-национальное государство. Духовный мир человека. Культурные традиции и вечные ценности. Семейные ценности. Внеурочная деятельность: экскурсия в исторический или краеведческий музей. Культурное многообразие России.

1

Использовать систему условных обозначений при выполнении заданий, рассматривать иллюстративный материал, соотносить текст с иллюстрациями.

Читать и отвечать на вопросы по прочитанному.

Размышлять о роли духовных традиций народов России, о духовном мире человека, о культурных традициях и их значении в жизни человека, семьи, общества.

Использовать ключевые понятия урока в устной и письменной речи, применять их при анализе и оценке явлений и фактов действительности.

Осознавать ценность дружеских отношений между людьми



2



Культура и религия. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Что такое культура? Что такое религия? Как человек создаёт культуру. Истоки русской культуры — в православной религии.

1

Выделять тему и идею текста, формулировать вопросы к тексту и отвечать на них. Рассказывать о том, как человек создаёт культуру; об истоках русской культуры в православной религии. Рассуждать о необходимости соблюдения нравственных норм жизни (заботиться о других, любить друг друга, не лениться, не лгать). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения



3






Человек и Бог в православии. Бог — Творец, который создал весь мир и человеческий род. Дары Бога человеку. Вера в Бога и её влияние на поступки людей

1

Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы урока вслух и про себя. Использовать ключевые понятия урока в устной и письменной речи, применять их при анализе и оценке фактов действительности. Пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов; соотносить прочитанное с личным жизненным опытом. Рассказывать о дарах, которые Бог дал человеку; о том, как вера в Бога влияет на поступки людей, на развитие их творческого потенциала. Рассуждать о возможности и необходимости соблюдения нравственных норм жизни (свобода, разум, совесть, доброта, любовь).



4






Православная молитва. Что такое православие. Что значит молиться. Три вида православных молитв: молитва-просьба, молитва-благодарение, молитва-славословие. Кто такие святые. Священное Предание. Молитва «Отче наш». Искушение, испытания, трудности

1

Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы урока вслух и про себя. Изучить новые понятия: православие, благодать, святые, молитва — в контексте православной куль- туры; различные типы молитв, молитву «Отче наш»; жития святых.

Составлять рассказ по иллюстрации, выполнять выборочный пересказ текста. Анализировать художественный текст с помощью вопросов и заданий к нему. Использовать новые лексические единицы в устной и письменной речи. Находить нужную информацию в учебнике Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.



5





Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Христианство. Священное Писание Ветхого Завета. Христос. Библия — книга книг. Части Библии. Священное Писание Нового Завета. Апостолы. Притчи. Евангелие.

1

Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы учебника. Рассказывать о православии и христианстве, о Библии и Евангелии, о библейских притчах. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов, построения рассуждений. Использовать новые лексические единицы в устной и письменной речи. Участвовать в рассуждении на заданную тему; аргументировать свою точку зрения; делать выводы и обобщения на основе полученной информации. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения



6



Проповедь Христа. Учение Христа. Нагорная проповедь. О мести. О богатстве. Духовные сокровища. «Царствие Божие внутри вас». Завет Христа.

1

Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы учебника. Рассказывать о православии и христианстве, о Нагорной проповеди, о новизне отноше-ний Бога и человека в Новом Завете. Комментировать иллюстративный ряд и соотносить его с содержанием учебника. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения



7




Христос и Его крест. Как Бог стал человеком (Бого- человек Христос). Голгофа. Царство Божие, Царство Небесное. Жертва Христа. Распятие. Символика креста. Крест — символ любви к людям

1

Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы учебника. Рассказывать о земной жизни, деяниях и сущности Иисуса Христа; о смысле смерти Иисуса на кресте; о символике православного креста.

Использовать новые лексические единицы в устной и письменной речи. Работать в паре или группе и представлять результаты коллективной работы.

Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения



8






Пасха. Воскресение Христа. Пасха Хри- стова. Встреча Пасхи. Пасхальный гимн. Празднование Пасхи

1

Прогнозировать результаты работы на уроке. Самостоя-тельно читать учебный текст, отвечать на вопросы по прочитанному. Рассказывать о роли Иисуса Христа в православии, о Его жертве ради спасения людей.Осущест-влять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Использовать знакомые слова в другом миро-воззренческом контексте (пост, Воскресение, Пасха). Систематизировать свои знания; применять навыки смыслового чтения. Работать в паре или группе и пред-ставлять результаты коллективной работы. Комментиро-вать иллюстративный ряд и соотносить его с текстом. Про-верять себя и самостоятельно оценивать свои достижения



9




Православное учение о человеке. Библия о происхождении души. Душа и тело. Внутренний мир человека. Образ Божий в чело- веке. «Подумай о душе». Болезни души.

1

Прогнозировать результаты работы на уроке. Рассказы-вать о православном учении о человеке; о том, чем Бог одарил человека; что такое внутренний мир человека; как Библия рассказывает о происхождении души. Рассуждать о духовно-нравственных проблемах, обсуждать их в группе и представлять результаты коллективной работы. Прове-рять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.



10



Совесть и раскаяние. Добро. Зло. Грех. Работа совести. Раскаяние. Три шага в раскаянии.

1

Прогнозировать результаты работы на уроке. Изучить новые понятия: добро, зло, совесть, покаяние; рассказы-вать о значении покаяния в православии. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Выполнять выборочный пересказ текста. Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом. Создавать собственные тексты-рассуждения на моральноэтические темы. Прове-рять себя и самостоятельно оценивать свои достижения



11



Заповеди. Десять заповедей, данных Моисею Богом. Почитай отца твоего и матерь твою. Не убий. Не укради. Не прелюбодействуй. Не лги. Не завидуй (как зависть гасит радость)

1

Прогнозировать результаты работы на уроке. Рассказы-вать о том, что такое заповеди, какие заповеди Бог дал Моисею. Анализировать содержание десяти заповедей с религиозной и нравственно-этической точки зрения. Раз-мышлять и рассуждать на морально-этические темы.

Работать в группе и представлять результаты кол- лективной работы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения



12





Милосердие и сострадание. Милосердие забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие и дружба. Милосердие и плата. Ближний. Милостыня. Учение Христа о милосердии. Благотворительная деятельность христианской церкви.

1

Прогнозировать результаты работы на уроке. Изучить новые понятия: милосердие и сострадание; рассказы-вать о том, что одно из дел милосердия — милостыня; о библейских притчах. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов. Соотносить прочитанное с личным опытом. Работать в паре или группе и представлять результаты коллективной работы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.



13





Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений — не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Неосуждение. Люби грешника и ненавидь грех.

1

Прогнозировать результаты работы на уроке. Использо-вать знакомые слова в новом мировозренческом контек-сте. Рассказывать о золотом правиле этики — главном правиле человеческих отношений; о неосуждении — проявлении милосердия к человеку. Рассуждать, как правильно указать человеку на его ошибки. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Использовать навыки смыслового чтения учебных текстов. Осознавать необходимость соблюдения нравственных норм жизни. Соотносить морально-нравственные проблемы с личным жизненным опытом. Проверять себя и самостоятелно оценивать свои достижения.



14





Храм. Православный храм — его устройство и убранство. Иконы. Иконо-стас. Царские врата. Алтарь. Что люди делают в храме. Благословение. Правила поведения в различных общественных местах

1

Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и воспринимать прочитанное. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Рассказывать об устройстве православного храма, особенностях службы в храме. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения зада-ний. Работать в группе, выслушивая мнения друг друга, приходить к общему результату и представлять его.

Читать текст и соотносить содержание текста с иллюстра-тивным рядом. Выполнять выборочный пересказ текста.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения



15



Икона. Икона. Зачем изображают не- видимое. Чем икона отличается от картины. Свет иконы. Нимб. Икона и молитва. О чём молятся православные христиане перед иконой.

1

Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и воспринимать прочитанное. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов. Рассказывать о том, чем икона отличается от картины; почему человек в православии воспринимается как святыня. Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом учебника.

Участвовать в беседе. Анализировать высказывания нравственного содержания и соотносить их с личным опытом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

20.12


16



Творческие работы учащихся. Содержание деятельности определяется выбранными учащимися темами и выбранными учителем организацион-ными формами и жанрами (проект, сочинение и т. д.), форматом итогового мероприятия. Подготовка к выполне-нию праздничного проекта.

1

Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и воспринимать прочитанное. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Рассказывать о материале, изученном на уроках по предмету «Основы православной культуры»; о содер- жании учебного проекта и способах его реализации.

Обобщать, закреплять и систематизировать представ-ления о материале, изученном на уроках по предмету «Основы православной культуры». Планировать и корректировать самостоятельную работу; работать в группе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения



17





Творческие работы учащихся. Подведение итогов. Выполнение одного из заданий в рамках работы над праздничным проектом. Презентации результатов работы и их обсуждение

1

Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Осуществлять поиск необходи-мой информации для выполнения заданий. Закреплять представления о содержании учебного проекта и способах его реализации. Обобщать и систематизировать знания. Планировать и корректировать самостоятельную работу; работать в группе. Представлять результаты коллективной или индивидуальной работы; оценивать свою деятельность.



II. Православие в России (17 часов).

18



Как христианство пришло на Русь. Церковь. Крещение Руси. Князь Влади-мир. Крещение — это присоединение к Церкви. Вера в Единого Бога. Святая Русь. Как изменилась жизнь киевлян после их крещения.

1

Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Осуществлять поиск необходи-мой информации для выполнения заданий. Иметь пред-ставление о том, как пришло христианство на Русь, почему Русь называют Святой. Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов.

Участвовать в беседе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения



19



Подвиг. Что такое подвиг. Жертва ради другого человека. Жертва Богу. Подвижник. Внешний и внутренний мир человека: какой труднее изменить?

1

Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать прочитанное. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Рассказывать о том, что такое подвиг и жертвен- ность. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Использовать речевые средства, навыки смыслово- го чтения учебных текстов. Осознавать необходимость соблюдения нравственных норм жизни; соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.



20





Заповеди блаженств. Заповеди блаженств. Нищие духом. Царство Небесное. «Царство Божие внутри нас». «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». «Блаженны кроткие». «Блаженны милостивые». «Блаженны алчущие и жаждущие правды». «Блаженны чистые сердцем»

1

Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать прочитанное. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Рассказывать об учении Христа, о Нагорной про- поведи Христа, о заповедях Христа, данных людям в Нагорной проповеди. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Осознавать необходимость соблюдения нравственных норм жизни; соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом.

Читать текст и соотносить содержание текста с иллюстративным рядом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения



21





Зачем творить добро? Как подражают Христу. Самоотверженность. Святой. Почему христиане благодарны Христу.

1

Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать прочитанное. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Рассказывать о том, какие причины есть у хри- стиан, чтобы не быть эгоистами; о христианских легендах и притчах; об апостоле Андрее Первозванном. Размыш-лять и рассуждать на морально-этические темы.

Осознавать необходимость соблюдения нравственных норм жизни. Соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Использо-вать навыки смыслового чтения при чтении фрагментов духовной литературы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения



22



Чудо в жизни христианина. Святая Троица. Добродетель. Главные христи-анские добродетели — вера, надежда, любовь.

1

Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоз- ренческом контексте. Рассказывать о том, что в христианстве в Боге Единственность и Троичность едины и совместимы; о том, что такое христианские добродетели. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Делать выводы о необходимости соблю-дения нравственных норм жизни; соотносить морально- нравственные проблемы с личным опытом. Анализировать свои и чужие поступки с морально-нравственных позиций. Работать в группах и представ-лять результаты своей работы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения



23



Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Легенда о Христофоре. Вера христиан в бессмертие. Как вера в Божий суд влияет на поступки людей.

1

Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоз- ренческом контексте. Рассказывать о евангельских притчах и христианских легендах; о том, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Использовать навыки смыслового чтения при чтении фрагментов духовной литературы. Работать в группе; представлять результаты коллективной или индивидуальной работы.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.



24





Таинство Причастия. Тайная вечеря. Христианские таинства — Крещение и Причастие. Литургия. Главное на- значение Церкви.

1

Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Рассказывать об одном из основных православных таинств; о Литургии; о жизни Церкви. Использовать речевые средства, навыки смысло-вого чтения учебных текстов. Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом; участвовать в беседе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.



25



Монастырь. Монастырь — образ Царствия Божия на земле. Кто такие монахи. Кто такие иноки. Почему люди идут в монахи. Главное правило монашеской жизни: «Трудись и молись». Послушание. Монашество. Монашеские обеты. Постриг монаха

1

Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоз- зренческом контексте. Рассказывать об истории возникновения монастырей, о повседневной монастыр-ской жизни, о нравственных нормах монашества.Исполь-зовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов, построения рассуждений, лексические средства на новом содержательном и мировоззренческом уровне. Соотносить духовно-нравственные проблемы с личным опытом. Писать сочинения на морально-этиче- ские темы. Работать в парах или группах. Представлять результат этой работы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения



26





Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Книга природы и Библия. Ответствен-ность за мир. Христианское милосердие. Милосердие к животным

1

Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоз-зренческом контексте. Соотносить содержание учебного текста с иллюстративными материалами. Рассказывать о том, почему, познавая мир, христианин постигает и замысел его Творца; по- чему в мире нужно не только познавать, но и трудиться; как отношение к природе связано с милосердием. Осуществлять поиск необхо-димой информации в тексте учебника и других источниках для выполнения учебных заданий. Участво-вать в подготовке проектов. Представлять результаты коллективной работы. Соотносить духовно-нравственные проблемы с реалиями жизни и личным опытом. Прове-рять себя и самостоятельно оценивать свои достижения



27






Христианская семья. Семья это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Венчание в храме. Тактичность и любовь в отношениях членов семьи. Взаимное прощение и терпение членов семьи. Какое поведение называется хамским. Семейные праздники и семейные традиции

1

Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоз- ренческом контексте. Рассказывать о традициях заключения брака, о том, что такое православная семья, что такое венчание; о взаимоотношениях членов православной семьи, о библейских текстах и произведениях древнерусской литературы о семье. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы.

Использовать навыки смыслового чтения при чтении фрагментов духовной литературы. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Применять навыки осознанного построения речевых высказываний в соответствии с коммуникативными задачами. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения



28






Защита Отечества. Война справедливая — оборонительная. Святые защитники Отечества. Дмитрий Донской. Александр Невский. Фёдор Ушаков.

1

Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоз- ренческом контексте. Закреплять и систематизировать представление об основном содержании учебника, важ-нейших понятиях учебника; о духовных традициях многонационального народа России, о духовном мире человека, семьи, общества; о ценности любви в отно-шениях между людьми и по отношению к Родине. Размышлять о том, что войны бывают справедливыми (оборонительными); о том, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказывать со святых — защитниках Родины. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Применять навыки построения речевых высказываний в соответствии с коммуникативными задачами. Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом. Участвовать в беседе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.



29





Христианин в труде. Заповеди Творца первым людям. Нарушение четвёртой за- поведи — заповеди о посте. Труд — это лекарство, которое прописано человечеству Богом

1

Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоз- ренческом контексте. Рассказывать о первом грехе людей, о заповедях, о роли труда в жизни православных христиан. Устанавливать логическую связь между фактами; участвовать в беседе. Анализировать прочитанное с точки зрения полученных ранее знаний. Соотносить изученное с примерами из произведений фольклора и художественной литературы. Актуализиро-вать и систематизировать полученные знания. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения



30





Любовь и уважение к Отечеству. Этапы становления духовных традиций России. Любовь — основа человеческой жизни. Служение человека обществу, Родине. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Консультация учи- теля, как готовиться к урокам 33, 34. Творческие работы (дома с родителями или законными представителями) на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.)

1

Прогнозировать результаты работы на уроке. Закреплять и систематизировать представление об основном содержа-нии учебника, важнейших понятиях курса; о духовных традициях многонационального народа России, о духов-ном мире человека, о культурных традициях и их значе-нии в жизни человека, семьи, общества; о ценности люб-ви в отношениях между людьми и по отношению к Роди-не; о ключевых понятиях урока «служение», «патрио-тизм». Отвечать на вопросы, соотносить определения с понятиями, делать выводы. Использовать основные понятия курса в устной и письменной речи. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения



31





Святыни православия, ислама, буддизма, иудаизма. Традиционные религии России. Понятие святыни в религиозной культуре. Святыни православия, иудаизма, ислама, буддизма: священные книги, культовые предметы и сооружения. Культурные и духовные ценности. Общечеловеческое значение культурных и духовных ценностей традиционных религий.

Внеурочная деятельность: посещение культового сооружения других религий (или заочная экскурсия «Религиозные святыни мира», «Религиозные святы- ни России»).

1

Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Расска-зывать о важнейших понятиях курса ОРКСЭ. Отвечать на вопросы по содержанию других модулей. Систематизиро-вать и обобщать знания. Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы; соотносить морально-нравствен-ные проблемы с личным опытом. Писать сочинение. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения



32






Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма, иудаизма, светской этики. Нравственность и мораль. Заповеди иудаизма, заповеди христианства, нравственное учение ислама, нравственное учение буддизма. Этика о нравственных правилах жизни. Золотое правило нравственности как общечеловеческий моральный закон.

1

Прогнозировать результаты работы на уроке. Осмыслять важнейшие нравственные понятия курса ОРКСЭ. Объяс-нять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных).

Систематизировать и обобщать знания, полученные на предыдущих уроках. Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии в моральных законах разных народов России. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы; соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения



33





Российские православные, исламские, буддийские, иудейские, светские семьи. Семья как основа жизни человека. Род и семья — истоки нравственных отноше-ний. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Христианская семья. Семья в исламе. Семья в буддий-ской культуре. Семейные традиции. Родовое древо.

1

Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Рассказы-вать о важнейших семейных ценностях народов России.

Систематизировать и обобщать знания. Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (докла-ды, выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.



34





Отношение к труду и природе в православии, исламе, буддизме, иудаизме, светской этике. Труд в жизни человека и общества. Позитивное отношение к труду в религиозных культурах и светской этике. Бережное отношение к природе и ответственность человека за окружающий мир.

1

Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Расска-зывать об отношении к труду и природе в различных религиях и светской этике. Систематизировать и обоб-щать знания, полученные при из- учении курса ОРКСЭ. Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы; соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом. Представлять результаты индивидуальной учеб-ной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.










53



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!