Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа № 29»
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей начальных классов Руководитель МО __________ (Ф.И.О.) Протокол № 1 от 26.08.2020 | Согласовано Заместитель директора по УВР: _______________ Л.В. Лукаш Протокол № 1 от 27.08.2020 | Утверждаю Директор школы _____________ С.С. Васин Приказ № 213 от 28.08.2020 |
Рабочая программа
по Основам православной культуры
Предметная область - Основы религиозных культур и светской этики
Класс – 4А
Уровень изучения предмета – базовый
Срок реализации программы – 2020-2021 учебный год
Составитель:
Лебедева Лилия Александровна,
высшая квалификационная категория
город Ульяновск
2020 год
Содержание рабочей программы:
Пояснительная записка стр. 3
Планируемые результаты освоения учебного предмета стр. 6
Содержание учебного предмета стр. 16
Список используемой литературы стр. 19
Аннотация стр. 20
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам православной культуры составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями 01.08.2020 года);
- Приказ Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от 26.11.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015,31.12.2015);
- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (с изменениями 24.11.2015);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с учетом изменений, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.05.2019, 22.11.2019, 18.05.2020);
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 29»;
- Основной образовательной программы начального общего образования;
- Положения о рабочей программы учебного предмета (курса).
Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:- примерной программы начального общего образования и программы «Основы религиозных культур и светской этики 4 класс», авторов: А.Я.Данилюка, Т.В.Емельяновой, О.Н.Марченко, Е.В.Мацыяка, Г.А.Обернихина, К.В.Савченко, М., Просвещение, 2014.
- А.В.Кураев Основы православной культуры, 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, - М.: Просвещение, 2015г.
- Основы православной культуры: Рабочая тетрадь: 4 класс. Ч. 1 / Т.В. Комарова. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. – 79 с.
- Основы православной культуры: Рабочая тетрадь: 4 класс. Ч. 2 / Т.В. Комарова. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. – 79 с.
Учебный предмет основы православной культуры входит в предметную область «Основы религиозных культур и светской этики».
Количество учебных часов в год – 34.
Количество учебных часов в неделю – 1.
Цели учебного предмета:
- формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
- воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В связи с поставленной целью определяются задачи:
- знакомство учащихся с основами православной культуры;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Средствами учебного предмета решается проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения в современном мире и в нашей стране в частности.
В результате освоения учебного предмета обучающиеся научатся:
– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;
– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;
– развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;
– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
– установка на здоровый образ жизни;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе, контролируемом пространстве сети Интернет;
– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
– устанавливать аналогии;
– владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; – записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнёра;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
– с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Метапредметные результаты
Чтение. Работа с текстом
Выпускник научится:
– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
– определять тему и главную мысль текста;
– делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
– вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
– сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2— 3 существенных признака;
– понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
– понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
– понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
– использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
– использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
– работать с несколькими источниками информации;
– сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
– пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
– соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
– формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
– сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
– составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
– делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
– составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
– высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
– оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
– на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
– участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
– сопоставлять различные точки зрения;
– соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
– в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Выпускник научится:
– использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);
– организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Выпускник научится:
– вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
– рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете;
– сканировать рисунки и тексты.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
– подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
– описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
– собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
– редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
– пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
– искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера;
- составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок); – заполнять учебные базы данных.
Выпускник получит возможность научиться:
- грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных,
- оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию;
- критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
– создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
– создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
– готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
– создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
– создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
– размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
– пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
– представлять данные;
– создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
– создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);
– определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
– планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Выпускник получит возможность научиться:
– проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования;
– моделировать объекты и процессы реального мира.
Предметные результаты
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории её формирования в России;
– на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
- участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально- нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Оценка деятельности учащихся в конце каждого занятия осуществляется по ряду критериев: понимание изучаемого материала; степень самостоятельности в подборе необходимого материала; самостоятельность суждений; умение поддержать и выстроить диалог. Тематический контроль осуществляется качественной оценкой: «зачет/не зачет». Итоговый контроль с выставлением количественной отметки учитывает выполнение творческих заданий в ходе проектно-исследовательской деятельности обучающихся по предмету.
Содержание учебного предмета
Введение в православную духовную традицию (18 часов)
Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия. Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей. Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые. Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия. Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть. Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста. Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху. Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке. Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки. Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость. Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям. Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение. Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм. Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений. Подведение итогов. Выполнение творческого проекта.
Православие в России (16 часов)
Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение. Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности. Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым. Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.
Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях. Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие. Таинство Причастия. Как Христос передал себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство. Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи. Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы. Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины. Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Повторительно - обобщающий урок. Итоговая презентация творческих проектов учащихся.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
I. Введение в православную духовную традицию (17 часов) |
1.1 | Россия – наша Родина | 1 |
1.2 | Культура и религия | 1 |
1.3 | Человек и Бог в православии. | 1 |
1.4 | Православная молитва. | 1 |
1.5 | Библия и Евангелие. | 1 |
1.6 | Проповедь Христа. | 1 |
1.7 | Христос и Его Крест. | 1 |
1.8 | Пасха. | 1 |
1.9 | Православное учение о человеке. | 1 |
1.10 | Совесть и раскаяние. | 1 |
1.11 | Заповеди. | 1 |
1.12 | Милосердие и сострадание. | 1 |
1.13 | Золотое правило этики. | 1 |
1.14 | Храм. | 1 |
1.15 | Икона. | 1 |
1.16 | Творческие работы учащихся. | 1 |
1.17 | Творческие работы учащихся. Подведение итогов. | 1 |
II. Православие в России (17 часов) |
2.1 | Как христианство пришло на Русь. | 1 |
2.2 | Подвиг. | 1 |
2.3 | Заповеди блаженств. | 1 |
2.4 | Зачем творить добро? | 1 |
2.5 | Чудо в жизни христианина. | 1 |
2.6 | Православие о Божием суде. | 1 |
2.7 | Таинство Причастия. | 1 |
2.8 | Монастырь. | 1 |
2.9 | Отношение христианина к природе. | 1 |
2.10 | Христианская семья. | 1 |
2.11 | Защита Отечества. | 1 |
2.12 | Христианин в труде. | 1 |
2.13 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 |
2.14 | Святыни православия, ислама, буддизма и иудаизма. | 1 |
2.15 | Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма, иудаизма и светской этики. | 1 |
2.16 | Российские православные, исламские, буддийские, иудейские и светские семьи. | 1 |
2.17 | Отношение к труду и природе в православии, исламе, буддизме, иудаизме и светской этике. | 1 |
| Итого | 34 |
Список используемой литературы
- Программа общеобразовательных учреждений «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» 2012 года;
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. «Просвещение», М., 2011 г. Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования. «Просвещение», М., 2011 г.;
- Афанасьева С.Ю. Основы христианской культуры. Занятия для детей младшего возраста. Изд. Калининградско-Смоленской епархии РПЦ;
- Бородина А.В. Основы православной культуры. Учебно-методическое пособие. – М., Православная педагогика, 2004;
- «Пресвятая Богородице, спаси нас!» альбом. Издательство Сретенского монастыря, 1998;
- Вертьянов С. Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства. Очерк естествознания. М., Свято-Троице Сергиева Лавра, 2003;
- Дворкин А.П. Введение в сектоведение. Даули Т. Библейский атлас. Российское библейское общество, 2002;
- Коротких Сергей, священник. Основы православной культуры и нравственности, ч-I. М., 2003;
- Коротких Сергей, священник. Основы православной культуры и нравственности, ч-II. М., 2003;
- Кулаков А.Е. Свет Вифлеемской звезды. Страницы истории христианства. М., III тысячелетие веры, надежды, любви. 1999;
- Черный В.Д. Искусство Средневековой Руси. Учебное пособие. М., Владос, 1997;
- Берсенева Т.А. Рычкова В.А. Духовно-психическая безопасность личности. Пособие для учителей. С-Пб., 2004;
- Макарова Е.В. Методические рекомендации преподавателю церковно-славянского языка. М., Про- Пресс, 2003;
- Основы православной культуры. Сост. Харитонова О.К. под редакцией прот. Виктора Дорофеева. Книга для учителя (для 1-го класса). М., Издательский дом «Покров», 2002;
- Православная культура в школе. Ежемесячные учебно-методические пособия (сентябрь, октябрь…). М., «Покров», 2003-2004;
- Православная культура: концепции, учебные программы, библиография. /Сост. Самогаев. Под общей редакцией иером. Киприана Ященко и Л.Л.Шевченко. М., «Покров», 2003;
- Православная культура: нормативно-правовые акты, документы, обоснование введения курса в учебную программу общеобразовательных учреждений, т. 2-й. /Сост. В.М. Бычкова. Под редакцией Богатырева и иером. Киприана Ященко. М., Покров, 2004;
- Воспитание здорового ребенка: традиции и современность. Сост. Ильющенков В.В., Берсенева Т.А. М., Паломник, 2004;
- Священник Тимофей, Берсенева Т.А. Жизнь по совести Пособие для учителей и учащихся. Ответы на вопросы современных школьников. М., Паломник, 200;
- Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология. – М., Покров, 2004;
- Шевченко Л.Л. Православная культура. Методические пособия для учителя 1-й и 2-й года обучения. М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004;
- Шевченко Л.Л., Шестун Е. прот. Православная культура. Методические комплекты для учителя 1-й и 2- й год обучения. М., 2003;
- Шурупова Т.А., Янушкявичене О.Л. Методическое пособие к книге «Основы нравственности». М.: ПРО- ПРЕСС, 2003;
- Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. М.: Изд. «Первое сентября», 2001.
Аннотация
Рабочая программа по основам православной культуры, 4 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации и на основе локальных актов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 29».
Составитель: Лебедева Л.А., начальных классов высшей квалификационной категории.
Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:
- примерной программы начального общего образования и программы «Основы религиозных культур и светской этики 4 класс», авторов: А.Я.Данилюка, Т.В.Емельяновой, О.Н.Марченко, Е.В.Мацыяка, Г.А.Обернихина, К.В.Савченко, М., Просвещение, 2014.
- А.В.Кураев Основы православной культуры, 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, - М.: Просвещение, 2015г.
- Основы православной культуры: Рабочая тетрадь: 4 класс. Ч. 1 / Т.В. Комарова. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. – 79 с.
- Основы православной культуры: Рабочая тетрадь: 4 класс. Ч. 2 / Т.В. Комарова. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. – 79 с.
Учебный предмет "Основы православной культуры" входит в предметную область «Основы религиозных культур и светской этики», изучается на базовом уровне.
Количество учебных часов в год – 34.
Количество учебных часов в неделю – 1.
Средствами учебного предмета решается проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения в современном мире и в нашей стране в частности.
В результате освоения учебного предмета обучающиеся научатся:
– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;
– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;
– развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;
– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения урока | Содержание учебного материала (тема урока) | Коли чество часов | Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) |
план | факт |
I. Введение в православную духовную традицию (17 часов) |
1 | | | Россия - наша родина. Россия — много-национальное государство. Духовный мир человека. Культурные традиции и вечные ценности. Семейные ценности. Внеурочная деятельность: экскурсия в исторический или краеведческий музей. Культурное многообразие России. | 1 | Использовать систему условных обозначений при выполнении заданий, рассматривать иллюстративный материал, соотносить текст с иллюстрациями. Читать и отвечать на вопросы по прочитанному. Размышлять о роли духовных традиций народов России, о духовном мире человека, о культурных традициях и их значении в жизни человека, семьи, общества. Использовать ключевые понятия урока в устной и письменной речи, применять их при анализе и оценке явлений и фактов действительности. Осознавать ценность дружеских отношений между людьми |
| |
2 | | | Культура и религия. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Что такое культура? Что такое религия? Как человек создаёт культуру. Истоки русской культуры — в православной религии. | 1 | Выделять тему и идею текста, формулировать вопросы к тексту и отвечать на них. Рассказывать о том, как человек создаёт культуру; об истоках русской культуры в православной религии. Рассуждать о необходимости соблюдения нравственных норм жизни (заботиться о других, любить друг друга, не лениться, не лгать). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
| |
3 | | | Человек и Бог в православии. Бог — Творец, который создал весь мир и человеческий род. Дары Бога человеку. Вера в Бога и её влияние на поступки людей | 1 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы урока вслух и про себя. Использовать ключевые понятия урока в устной и письменной речи, применять их при анализе и оценке фактов действительности. Пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов; соотносить прочитанное с личным жизненным опытом. Рассказывать о дарах, которые Бог дал человеку; о том, как вера в Бога влияет на поступки людей, на развитие их творческого потенциала. Рассуждать о возможности и необходимости соблюдения нравственных норм жизни (свобода, разум, совесть, доброта, любовь). |
| |
4 | | | Православная молитва. Что такое православие. Что значит молиться. Три вида православных молитв: молитва-просьба, молитва-благодарение, молитва-славословие. Кто такие святые. Священное Предание. Молитва «Отче наш». Искушение, испытания, трудности | 1 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы урока вслух и про себя. Изучить новые понятия: православие, благодать, святые, молитва — в контексте православной куль- туры; различные типы молитв, молитву «Отче наш»; жития святых. Составлять рассказ по иллюстрации, выполнять выборочный пересказ текста. Анализировать художественный текст с помощью вопросов и заданий к нему. Использовать новые лексические единицы в устной и письменной речи. Находить нужную информацию в учебнике Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
| |
5 | | | Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Христианство. Священное Писание Ветхого Завета. Христос. Библия — книга книг. Части Библии. Священное Писание Нового Завета. Апостолы. Притчи. Евангелие. | 1 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы учебника. Рассказывать о православии и христианстве, о Библии и Евангелии, о библейских притчах. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов, построения рассуждений. Использовать новые лексические единицы в устной и письменной речи. Участвовать в рассуждении на заданную тему; аргументировать свою точку зрения; делать выводы и обобщения на основе полученной информации. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
| |
6 | | | Проповедь Христа. Учение Христа. Нагорная проповедь. О мести. О богатстве. Духовные сокровища. «Царствие Божие внутри вас». Завет Христа. | 1 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы учебника. Рассказывать о православии и христианстве, о Нагорной проповеди, о новизне отноше-ний Бога и человека в Новом Завете. Комментировать иллюстративный ряд и соотносить его с содержанием учебника. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
| |
7 | | | Христос и Его крест. Как Бог стал человеком (Бого- человек Христос). Голгофа. Царство Божие, Царство Небесное. Жертва Христа. Распятие. Символика креста. Крест — символ любви к людям | 1 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы учебника. Рассказывать о земной жизни, деяниях и сущности Иисуса Христа; о смысле смерти Иисуса на кресте; о символике православного креста. Использовать новые лексические единицы в устной и письменной речи. Работать в паре или группе и представлять результаты коллективной работы. Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
| |
8 | | | Пасха. Воскресение Христа. Пасха Хри- стова. Встреча Пасхи. Пасхальный гимн. Празднование Пасхи | 1 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Самостоя-тельно читать учебный текст, отвечать на вопросы по прочитанному. Рассказывать о роли Иисуса Христа в православии, о Его жертве ради спасения людей.Осущест-влять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Использовать знакомые слова в другом миро-воззренческом контексте (пост, Воскресение, Пасха). Систематизировать свои знания; применять навыки смыслового чтения. Работать в паре или группе и пред-ставлять результаты коллективной работы. Комментиро-вать иллюстративный ряд и соотносить его с текстом. Про-верять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
| |
9 | | | Православное учение о человеке. Библия о происхождении души. Душа и тело. Внутренний мир человека. Образ Божий в чело- веке. «Подумай о душе». Болезни души. | 1 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Рассказы-вать о православном учении о человеке; о том, чем Бог одарил человека; что такое внутренний мир человека; как Библия рассказывает о происхождении души. Рассуждать о духовно-нравственных проблемах, обсуждать их в группе и представлять результаты коллективной работы. Прове-рять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
| |
10 | | | Совесть и раскаяние. Добро. Зло. Грех. Работа совести. Раскаяние. Три шага в раскаянии. | 1 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Изучить новые понятия: добро, зло, совесть, покаяние; рассказы-вать о значении покаяния в православии. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Выполнять выборочный пересказ текста. Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом. Создавать собственные тексты-рассуждения на моральноэтические темы. Прове-рять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
| |
11 | | | Заповеди. Десять заповедей, данных Моисею Богом. Почитай отца твоего и матерь твою. Не убий. Не укради. Не прелюбодействуй. Не лги. Не завидуй (как зависть гасит радость) | 1 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Рассказы-вать о том, что такое заповеди, какие заповеди Бог дал Моисею. Анализировать содержание десяти заповедей с религиозной и нравственно-этической точки зрения. Раз-мышлять и рассуждать на морально-этические темы. Работать в группе и представлять результаты кол- лективной работы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
| |
12 | | | Милосердие и сострадание. Милосердие — забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие и дружба. Милосердие и плата. Ближний. Милостыня. Учение Христа о милосердии. Благотворительная деятельность христианской церкви. | 1 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Изучить новые понятия: милосердие и сострадание; рассказы-вать о том, что одно из дел милосердия — милостыня; о библейских притчах. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов. Соотносить прочитанное с личным опытом. Работать в паре или группе и представлять результаты коллективной работы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
| |
13 | | | Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений — не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Неосуждение. Люби грешника и ненавидь грех. | 1 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Использо-вать знакомые слова в новом мировозренческом контек-сте. Рассказывать о золотом правиле этики — главном правиле человеческих отношений; о неосуждении — проявлении милосердия к человеку. Рассуждать, как правильно указать человеку на его ошибки. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Использовать навыки смыслового чтения учебных текстов. Осознавать необходимость соблюдения нравственных норм жизни. Соотносить морально-нравственные проблемы с личным жизненным опытом. Проверять себя и самостоятелно оценивать свои достижения. |
| |
14 | | | Храм. Православный храм — его устройство и убранство. Иконы. Иконо-стас. Царские врата. Алтарь. Что люди делают в храме. Благословение. Правила поведения в различных общественных местах | 1 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и воспринимать прочитанное. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Рассказывать об устройстве православного храма, особенностях службы в храме. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения зада-ний. Работать в группе, выслушивая мнения друг друга, приходить к общему результату и представлять его. Читать текст и соотносить содержание текста с иллюстра-тивным рядом. Выполнять выборочный пересказ текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
| |
15 | | | Икона. Икона. Зачем изображают не- видимое. Чем икона отличается от картины. Свет иконы. Нимб. Икона и молитва. О чём молятся православные христиане перед иконой. | 1 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и воспринимать прочитанное. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов. Рассказывать о том, чем икона отличается от картины; почему человек в православии воспринимается как святыня. Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом учебника. Участвовать в беседе. Анализировать высказывания нравственного содержания и соотносить их с личным опытом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
20.12 | |
16 | | | Творческие работы учащихся. Содержание деятельности определяется выбранными учащимися темами и выбранными учителем организацион-ными формами и жанрами (проект, сочинение и т. д.), форматом итогового мероприятия. Подготовка к выполне-нию праздничного проекта. | 1 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и воспринимать прочитанное. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Рассказывать о материале, изученном на уроках по предмету «Основы православной культуры»; о содер- жании учебного проекта и способах его реализации. Обобщать, закреплять и систематизировать представ-ления о материале, изученном на уроках по предмету «Основы православной культуры». Планировать и корректировать самостоятельную работу; работать в группе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
| |
17 | | | Творческие работы учащихся. Подведение итогов. Выполнение одного из заданий в рамках работы над праздничным проектом. Презентации результатов работы и их обсуждение | 1 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Осуществлять поиск необходи-мой информации для выполнения заданий. Закреплять представления о содержании учебного проекта и способах его реализации. Обобщать и систематизировать знания. Планировать и корректировать самостоятельную работу; работать в группе. Представлять результаты коллективной или индивидуальной работы; оценивать свою деятельность. |
| |
II. Православие в России (17 часов). |
18 | | | Как христианство пришло на Русь. Церковь. Крещение Руси. Князь Влади-мир. Крещение — это присоединение к Церкви. Вера в Единого Бога. Святая Русь. Как изменилась жизнь киевлян после их крещения. | 1 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Осуществлять поиск необходи-мой информации для выполнения заданий. Иметь пред-ставление о том, как пришло христианство на Русь, почему Русь называют Святой. Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов. Участвовать в беседе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
| |
19 | | | Подвиг. Что такое подвиг. Жертва ради другого человека. Жертва Богу. Подвижник. Внешний и внутренний мир человека: какой труднее изменить? | 1 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать прочитанное. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Рассказывать о том, что такое подвиг и жертвен- ность. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Использовать речевые средства, навыки смыслово- го чтения учебных текстов. Осознавать необходимость соблюдения нравственных норм жизни; соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
| |
20 | | | Заповеди блаженств. Заповеди блаженств. Нищие духом. Царство Небесное. «Царство Божие внутри нас». «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». «Блаженны кроткие». «Блаженны милостивые». «Блаженны алчущие и жаждущие правды». «Блаженны чистые сердцем» | 1 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать прочитанное. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Рассказывать об учении Христа, о Нагорной про- поведи Христа, о заповедях Христа, данных людям в Нагорной проповеди. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Осознавать необходимость соблюдения нравственных норм жизни; соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом. Читать текст и соотносить содержание текста с иллюстративным рядом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
| |
21 | | | Зачем творить добро? Как подражают Христу. Самоотверженность. Святой. Почему христиане благодарны Христу. | 1 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать прочитанное. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Рассказывать о том, какие причины есть у хри- стиан, чтобы не быть эгоистами; о христианских легендах и притчах; об апостоле Андрее Первозванном. Размыш-лять и рассуждать на морально-этические темы. Осознавать необходимость соблюдения нравственных норм жизни. Соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Использо-вать навыки смыслового чтения при чтении фрагментов духовной литературы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
| |
22 | | | Чудо в жизни христианина. Святая Троица. Добродетель. Главные христи-анские добродетели — вера, надежда, любовь. | 1 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоз- ренческом контексте. Рассказывать о том, что в христианстве в Боге Единственность и Троичность едины и совместимы; о том, что такое христианские добродетели. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Делать выводы о необходимости соблю-дения нравственных норм жизни; соотносить морально- нравственные проблемы с личным опытом. Анализировать свои и чужие поступки с морально-нравственных позиций. Работать в группах и представ-лять результаты своей работы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
| |
23 | | | Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Легенда о Христофоре. Вера христиан в бессмертие. Как вера в Божий суд влияет на поступки людей. | 1 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоз- ренческом контексте. Рассказывать о евангельских притчах и христианских легендах; о том, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Использовать навыки смыслового чтения при чтении фрагментов духовной литературы. Работать в группе; представлять результаты коллективной или индивидуальной работы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
| |
24 | | | Таинство Причастия. Тайная вечеря. Христианские таинства — Крещение и Причастие. Литургия. Главное на- значение Церкви. | 1 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Рассказывать об одном из основных православных таинств; о Литургии; о жизни Церкви. Использовать речевые средства, навыки смысло-вого чтения учебных текстов. Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом; участвовать в беседе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
| |
25 | | | Монастырь. Монастырь — образ Царствия Божия на земле. Кто такие монахи. Кто такие иноки. Почему люди идут в монахи. Главное правило монашеской жизни: «Трудись и молись». Послушание. Монашество. Монашеские обеты. Постриг монаха | 1 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоз- зренческом контексте. Рассказывать об истории возникновения монастырей, о повседневной монастыр-ской жизни, о нравственных нормах монашества.Исполь-зовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов, построения рассуждений, лексические средства на новом содержательном и мировоззренческом уровне. Соотносить духовно-нравственные проблемы с личным опытом. Писать сочинения на морально-этиче- ские темы. Работать в парах или группах. Представлять результат этой работы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
| |
26 | | | Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Книга природы и Библия. Ответствен-ность за мир. Христианское милосердие. Милосердие к животным | 1 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоз-зренческом контексте. Соотносить содержание учебного текста с иллюстративными материалами. Рассказывать о том, почему, познавая мир, христианин постигает и замысел его Творца; по- чему в мире нужно не только познавать, но и трудиться; как отношение к природе связано с милосердием. Осуществлять поиск необхо-димой информации в тексте учебника и других источниках для выполнения учебных заданий. Участво-вать в подготовке проектов. Представлять результаты коллективной работы. Соотносить духовно-нравственные проблемы с реалиями жизни и личным опытом. Прове-рять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
| |
27 | | | Христианская семья. Семья — это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Венчание в храме. Тактичность и любовь в отношениях членов семьи. Взаимное прощение и терпение членов семьи. Какое поведение называется хамским. Семейные праздники и семейные традиции | 1 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоз- ренческом контексте. Рассказывать о традициях заключения брака, о том, что такое православная семья, что такое венчание; о взаимоотношениях членов православной семьи, о библейских текстах и произведениях древнерусской литературы о семье. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Использовать навыки смыслового чтения при чтении фрагментов духовной литературы. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Применять навыки осознанного построения речевых высказываний в соответствии с коммуникативными задачами. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
| |
28 | | | Защита Отечества. Война справедливая — оборонительная. Святые защитники Отечества. Дмитрий Донской. Александр Невский. Фёдор Ушаков. | 1 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоз- ренческом контексте. Закреплять и систематизировать представление об основном содержании учебника, важ-нейших понятиях учебника; о духовных традициях многонационального народа России, о духовном мире человека, семьи, общества; о ценности любви в отно-шениях между людьми и по отношению к Родине. Размышлять о том, что войны бывают справедливыми (оборонительными); о том, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказывать со святых — защитниках Родины. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Применять навыки построения речевых высказываний в соответствии с коммуникативными задачами. Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом. Участвовать в беседе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
| |
29 | | | Христианин в труде. Заповеди Творца первым людям. Нарушение четвёртой за- поведи — заповеди о посте. Труд — это лекарство, которое прописано человечеству Богом | 1 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоз- ренческом контексте. Рассказывать о первом грехе людей, о заповедях, о роли труда в жизни православных христиан. Устанавливать логическую связь между фактами; участвовать в беседе. Анализировать прочитанное с точки зрения полученных ранее знаний. Соотносить изученное с примерами из произведений фольклора и художественной литературы. Актуализиро-вать и систематизировать полученные знания. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
| |
30 | | | Любовь и уважение к Отечеству. Этапы становления духовных традиций России. Любовь — основа человеческой жизни. Служение человека обществу, Родине. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Консультация учи- теля, как готовиться к урокам 33, 34. Творческие работы (дома с родителями или законными представителями) на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.) | 1 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Закреплять и систематизировать представление об основном содержа-нии учебника, важнейших понятиях курса; о духовных традициях многонационального народа России, о духов-ном мире человека, о культурных традициях и их значе-нии в жизни человека, семьи, общества; о ценности люб-ви в отношениях между людьми и по отношению к Роди-не; о ключевых понятиях урока «служение», «патрио-тизм». Отвечать на вопросы, соотносить определения с понятиями, делать выводы. Использовать основные понятия курса в устной и письменной речи. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
| |
31 | | | Святыни православия, ислама, буддизма, иудаизма. Традиционные религии России. Понятие святыни в религиозной культуре. Святыни православия, иудаизма, ислама, буддизма: священные книги, культовые предметы и сооружения. Культурные и духовные ценности. Общечеловеческое значение культурных и духовных ценностей традиционных религий. Внеурочная деятельность: посещение культового сооружения других религий (или заочная экскурсия «Религиозные святыни мира», «Религиозные святы- ни России»). | 1 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Расска-зывать о важнейших понятиях курса ОРКСЭ. Отвечать на вопросы по содержанию других модулей. Систематизиро-вать и обобщать знания. Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы; соотносить морально-нравствен-ные проблемы с личным опытом. Писать сочинение. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
| |
32 | | | Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма, иудаизма, светской этики. Нравственность и мораль. Заповеди иудаизма, заповеди христианства, нравственное учение ислама, нравственное учение буддизма. Этика о нравственных правилах жизни. Золотое правило нравственности как общечеловеческий моральный закон. | 1 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Осмыслять важнейшие нравственные понятия курса ОРКСЭ. Объяс-нять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Систематизировать и обобщать знания, полученные на предыдущих уроках. Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии в моральных законах разных народов России. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы; соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
| |
33 | | | Российские православные, исламские, буддийские, иудейские, светские семьи. Семья как основа жизни человека. Род и семья — истоки нравственных отноше-ний. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Христианская семья. Семья в исламе. Семья в буддий-ской культуре. Семейные традиции. Родовое древо. | 1 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Рассказы-вать о важнейших семейных ценностях народов России. Систематизировать и обобщать знания. Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (докла-ды, выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
| |
34 | | | Отношение к труду и природе в православии, исламе, буддизме, иудаизме, светской этике. Труд в жизни человека и общества. Позитивное отношение к труду в религиозных культурах и светской этике. Бережное отношение к природе и ответственность человека за окружающий мир. | 1 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Расска-зывать об отношении к труду и природе в различных религиях и светской этике. Систематизировать и обоб-щать знания, полученные при из- учении курса ОРКСЭ. Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы; соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом. Представлять результаты индивидуальной учеб-ной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
| |
53