МБОУ «Туринская средняя школа»
Эвенкийского муниципального района Красноярского края
Рекомендовано МО учителей начальных классов Протокол № ___ от _________________2018 г. Руководитель МО: _____________________ | «Утверждено» Заместитель директора по УВР: ___________ /Пивоварова Е.В./ _____________ 2018 г. | . |
|
|
|
Рабочая программа.
Основы религиозных культур и светской этики.
4а класс
Учитель: Владимирова Ольга Владимировна
2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы: А. Я. Данилюк. Основы светской этики. – М.: 2012 , ООП НОО МБОУ ТСШ.
Учебник: А.Я. Данилюк .Основы светской этики. 4-5класс.- М.: Просвещение, 2010г.
Место учебного предмета в образовательном процессе
В соответствии с учебным планом и образовательной программой школы на изучение предмета «Основы светской этики» отводится в 4 классе - 34часа (1 час в неделю, 34 учебные недели)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Личностным результаты:
-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
-развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
-адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
-осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
-определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Предметные результаты:
-знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
-знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
-понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
-общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального
-представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального много конфессионального народа России;
-осознание ценности человеческой жизни.
Обучающийся научится:
- основные понятия религиозных культур;
- историю возникновения религиозных культур;
- историю развития различных религиозных культур в истории России;
- особенности и традиции религий;
- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;
Обучающийся получит возможность научиться:
- описывать различные явления религиозных традиций и культур;
- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах:
- слушать собеседника и излагать свое мнение;
- готовить сообщения по выбору
Содержание учебного предмета
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников.
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и
общества (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2,связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.
Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.
Содержание авторской программы и логика изложения программного материала в учебнике «Основы светской этики» полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока | Тема | Дата |
1 четверть ( 9 часов) Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества(1 час) |
-
| 1 | Россия - наша Родина. | 06.09 | |
Основы религиозных культур и светской этики.(16 часов) |
2 | 1 | Что такое светская этика? | 13.09 | |
3 | 2 | Мораль и культура. | 20.09 | |
4 | 3 | Особенности морали. | 27.09 | |
5 | 4 | Добро и зло. | 04.10 | |
6 | 5 | Добро и зло. | 11.10 | |
7 | 6 | Добродетели и пороки. | 18.10 | |
8 | 7 | Добродетели и пороки. | 25.10 | |
9 | 8 | Свобода и моральный выбор человека. | 01.11 | |
2 четверть (7 часов ) |
10 | 1 | Свобода и ответственность. | 15.11 | |
11 | 2 | Моральный долг. | 22.11 | |
12 | 3 | Справедливость. | 29.11 | |
13 | 4 | Альтруизм и эгоизм. | 06.12 | |
14 | 5 | Что значит быть моральным? | 13.12 | |
15 | 6 | Дружба. | 20.12 | |
16 | 7 | Творческие работы учащихся. | 27.12 | |
3 четверть ( 10 часов) |
17 | 1 | Презентация творческих работ. | 10.01 | |
Основы религиозных культур и светской этики. Часть № 2 ( 12 часов ) |
18 | 1 | Род и семья – исток нравственных отношений | 17.01 | |
19 | 2 | Нравственный поступок | 24.01 | |
20 | 3 | Золотое правило нравственности | 31.01 | |
21 | 4 | Стыд, вина и извинения | 07.02 | |
22 | 5 | Честь и достоинство | 14.02 | |
23 | 6 | Совесть | 21.02 | |
24 | 7 | Нравственные идеалы | 28.02 | |
25 | 8 | Нравственные идеалы | 07.03 | |
26 | 9 | Образцы нравственности в культуре Отечества | 14.03 | |
4 четверть ( 8 часов) |
27 | 1 | Этикет | 28.03 | |
28 | 2 | Семейные праздники | 04.04 | |
29 | 3 | Жизнь человека – высшая нравственная ценность | 11.04 | |
Духовные традиции многонационального народа России.( 5 часов ) |
30 | 1 | Любовь и уважение к Отечеству | 18.04 | |
31 | 2 | Итоговый урок | 25.04 | |
32 | 3 | Подготовка итоговых презентаций и творческих проектов учащихся. | 02.05 | |
33 | 4 | Подготовка итоговых презентаций и творческих проектов учащихся. | 16.05 | |
34 | 5 | Подготовка итоговых презентаций и творческих проектов учащихся. | 23.05 | |