У
РАССМОТРЕНО НА МК:
Протокол № __ от _______________.
Председатель МК_______/Рябкова Г.А./
ТВЕРЖДАЮ:
Директор ГАПОУ СО
"Полипрофильный техникум
им. О.В. Терёшкина"
__________ Н.А. Бацунова
« » 2018 г.
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УМР
_______________/И.Ю. Белова/
«____»_______________2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.09Химия
по программам подготовки
квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС)
технического и естественнонаучного профиля
очное отделение
г. Лесной
2018г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 «Химия» разработана на основе:
Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В. Терёшкина»
Разработчик:
Преподаватель: Токалова Наталья Валерьевна, первая квалификационная категория
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ХИМИИ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ХИМИИ
| 6 |
- условия РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ дисциплины ПО ХИМИИ
| 10 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины ПО ХИМИИ
| 12 |
- КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
| 13 |
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.09 ХИМИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 «Химия» является частью общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям:
15.01.32 Оператор станков с программным управлением;
15.01.35 Мастер слесарных работ.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Химия» изучается в общеобразовательном цикле учебного ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).
В учебных планах ППКРС место учебной дисциплины «Химия» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
1.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины:
1) сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников
2) сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
3) владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
4) владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведённых опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
5) сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям;
6) владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
Результаты освоения учебной дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Химия», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
− умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
• метапредметных:
− использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
− использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
• предметных:
− сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
− владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
− владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
− сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
− владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
− сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Обязательная аудиторная учебная нагрузка студента – 114 часов, в том числе:
практические занятия – 9 часов,
контрольные работы – 9 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.09 ХИМИИ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка | 114 |
Практические занятия | 9 |
Контрольные работы | 9 |
Итоговая аттестация в форме зачёта (контрольная работа) |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины по Химии
Наименование разделов | Содержание учебного материала, практические задания, самостоятельное изучение | Количество часов |
Раздел 1. Неорганическая химия. Повторение. | 1.1, 2. Основные классы неорганических соединений. 1.3. Генетическая связь между классами неорганических соединений. 1.4,5,6 Классификация химических реакций (соединения, разложения, обмена, замещения). 1.7,8. Практическая работа №1 «Составление уравнений химических реакций». 1.9,10 Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. 1.11. Ионные уравнения химических реакций. 1.12,13. Практическая работа № 2 «Написание ионных уравнений». 1.14. Строение атома химических элементов. 1.15. Практическая работа № 3 «Закрепление знаний по строению атома». 1.16. Консультация по теме: «Повторение за школьный курс». 1.17. Контрольная работа № 1 по теме: «Повторение за школьный курс». | 2 1 3 2 2 1 2 1 1 1 1 |
Раздел 2. Органическая химия. Тема 2.1. Основные понятия органической химии. Теория строения органических соединений. | 2.18,19. Предмет органической химии. Сравнение органических и неорганических соединений. 2.20,21. Химическое строение органических соединений. Теория А.М. Бутлерова. 2.22. Изомерия. 2.23. Практическая работа № 4 «Написание структурных формул органических соединений». 2.24. Электронная природа химических связей. 2.25. Классификация органических соединений. | 2 2 1 1 1 1 |
Тема 2.2. Углеводороды Алканы. | 2.2.26. Алканы, гомологический ряд. 2.2.27. Строение алканов. 2.2.28. Изомерия алканов. 2.2.29. Практическая работа № 5 «Написание изомеров алканов». 2.2.30. Свойства алканов. 2.2.31. Получение и применение алканов. 2.2.32, 33. Практическая работа № 6 «Сравнение характеристик алканов». 2.2.34,35. Практическая работа № 7 «Изготовление моделей молекул углеводородов». 2.2.36. Циклопарафины. 2.2.37. Решение задач на нахождение молекулярных формул газообразных веществ. | 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 |
| 2.2.38. Консультация по теме «Алканы». 2.2.39 Контрольная работа № 2 по теме: «Алканы». | 1 1 |
Тема 2. 3 Алкены. | 2.3.40. Алкены, гомологический ряд. 2.3.41. Строение алкенов. 2.3.42. Изомерия алкенов. 2.3.43. Практическая работа № 8 «Написание изомериов алкенов». 2.3.44. Свойства алкенов. 2.3.45. Получение и применение алкенов. 2.3.46. Консультация по теме: «Алкены». 2.3.47. Контрольная работа № 3 по теме: «Алкены». | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Тема 2.4. Алкадиены. Каучуки. | 2.4.48. Алкадиены. 2.4.49. Каучуки. 2.4.50. Подготовка к контрольной работе. 2.4.51. Контрольная работа № 4 по теме «Алкадиены, каучуки». | 1 1 1 1 |
Тема 2.5. Алкины | 2.5.52. Алкины, гомологический ряд. 2.5.53. Строение алкинов. 2.5.54. Изомерия алкинов. 2.5.55. Практическая работа № 11 «Написание изомеров алкинов». 2.5.56. Свойства алкинов 2.5.57. Получение и применение алкинов. 2.5.58. Консультация по теме: «Алкины». 2.5.59 Контрольная работа № 5 по теме: «Алкины». | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Тема 2.6. Арены. | 2.6.60. Строение молекулы бензола. Изомерия. 2.6.61. Свойства бензола. 2.6.62. Получение, применение. Гомологи бензола. 2.6.63. Решение генетических связей между углеводородами. 2.6.64. Контрольная работа № 6 по теме: «Арены». | 1 1 1 1 1 |
Тема 2.7. Природные источники ...углеводородов | 2.7.65. Нефть. Состав. Переработка нефтепродуктов. 2.7.66. Перегонка нефти. Нефтепродукты и их применение. | 1 1 |
Тема 2.8. Кислородсодержащие углеводороды. Спирты и фенолы. | 2.8.67. Одноатомные спирты, гомологический ряд. 2.8.68,69. Изомерия спиртов. 2.8.70. Свойства спиртов. 2.8.71. Получение и применение спиртов. 2.8.72. Многоатомные спирты. 2.8.73. Фенолы. 2.8.74. Решение генетических цепочек. 2.8.75. Контрольная работа № 7 по теме «Спирты и фенолы» | 1 2 1 1 1 1 1 1 |
Тема 2.9. Альдегиды и карбоновые кислоты. | 2.9.76. Альдегиды, строение, свойство, получение, применение. 2.9.77. Карбоновые кислоты, строение, свойство, получение, применение. 2.9.78. Практическая работа № 12 «Качественные реакции органических соединений». 2.9.79. Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. 2.9.80. Практическая работа №13 «Изучение свойств карбоновых кислот». 2.9.81Решение генетических цепочек между классами органических соединений. | 1 1 1 1 1 1 |
Тема 2.10. «Сложные эфиры». «Жиры». | 2.10.82. Сложные эфиры. 2.10.83. Жиры. 2.10.84. Практическая работа № 14 «Изучение свойств жиров». 2.10.85,86. Практическая работа № 15 «Сравнение свойств раствора мыла и порошка». | 1 1 1 2 |
Тема 2. 11. «Углеводы». | 2.11.87.Глюкоза, строение. 2.11.88.Свойства, применение. 2.11.89.Сахароза. 2.11.90.Крахмал. 2.11.91.Целлюлоза. 2.11.92.Получение ацетатного волокна. 2.11.93. Практическая работа№16 «Изучение свойств углеводов». | 1 1 1 1 1 1 1 |
Тема 2.12. «Азотсодержащие соединения». | 2.12.94.Амины. Анилин. 2.12.95. Аминокислоты. 2.12.96.Изомерия аминокислот. 2.12.97. Написание изомеров аминокислот. 2.12.98.Свойства аминокислот. 2.12.99.Получение и применение аминокислот. 2.12.100. Решение генетических связей. 2.12.101,102. Белки, строение, состав. 2.12.103 Свойства белков. 2.12.104. Практическая работа № 17 «Изучение свойств белков». 2.12.105. Азотсодержащие гетероциклические соединения. 2.12.106.Нуклеиновые кислоты, строение, состав, значение. 2.12.107. Химия и здоровье человека. 2.12.108.Контрольная работа № 8 на тему: «Азотсодержащие соединения». | 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 |
Тема 2.13. «Синтетические полимеры». | 2.13.109 Полимеры – ВМС. 2.13.110 Каучуки. Волокна. 2.13.111. Практическая работа № 18 «Распознавание пластмасс и волокон». 2.13.112. Консультация к итоговой контрольной работе. | 1 1 1 1 |
Зачёт | 2.13.113.114. Итоговая контрольная работа. | 2 |
Всего | 114 |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по Химии;
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- вытяжной шкаф;
- набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных и практических работ;
- наборы реактивов органических и неорганических веществ;
- шаростержневые модели молекул веществ;
- модели кристаллических решеток веществ.
Учебные наглядные пособия:
- набор таблиц по химии;
- коллекции;
- набор «Портреты ученых химиков»;
- ТСО: ноутбук, видеопроектор, vip-камера.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для студентов:
Габриелян О.С. и др. Химия. Практикум: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. –М., 2017
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
Габриелян О.С.и др. Химия: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
Для преподавателей:
Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413"
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Сладков и др. Химия для профессий и специальностей технического профиля (электронное приложение). – М.,2017
Интернет-ресурсы
www.pvg.mk.ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
www.hemi.wallst.ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников).
www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии).
www.enauki.ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).
www.1september.ru (методическая газета «Первое сентября»).
www.hvsh.ru (журнал «Химия в школе»).
www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).
www.chemistry-chemists.com (электронный журнал «Химики и химия»).
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты ФГОС | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1) сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; 2) владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой; 3) владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведённых опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач; 4) сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям; 5) владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ; 6) сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников. | Текущий контроль в форме: 1)Тематические тесты по темам: 1.4,5,6 ; 2.2.26; 2.3.41; 2.5.53; 2.8.70 Итоговая контрольная работа 2) контрольные работы по темам: 1.17; 2.2.38; 2.3.46; 2.4.50; 2.5.58; 2.6.63; 2.8.71; 2.8.74; 2.9.78 3) практические работы: решение расчетных задач 1.7,8; 1.15; 2.2.29; 2.2.32; 2.3.45; 2.2.37; 2.2.36; 2.4.49; 2.5.57 итоговая контрольная работа решение экспериментальных задач: 1.12,13; 2.2.33,34; 2.9.77; 2.9.76; 2.8.72; 2.8.71 решение логических задач и химические диктанты: 2.2.26; 1.1,2; 2.3.40; 2.5.52 самостоятельные работы: 2.20; 2.24; 2.25; 2.2.31; 2.2.35; 2.3.44; 2.4.48; 2.5.56; 2.7.65; 2.8.70 итоговая контрольная работа Текущий контроль в форме: 1)Тематические тесты по темам: 1.4,5,6 ; 2.2.26; 2.3.41; 2.5.53; 2.8.70 2) контрольные работы по темам: 1.17; 2.2.38; 2.3.46; 2.4.50; 2.5.58; 2.6.63; 2.8.71; 2.8.74; 2.9.78 3) практические работы: решение расчетных задач 1.7,8; 1.15; 2.2.29; 2.2.32; 2.3.45; 2.2.37; 2.2.36; 2.4.49; 2.5.57 итоговая контрольная работа решение экспериментальных задач: 1.12,13; 2.2.33,34; 2.9.77; 2.9.76; 2.8.72; 2.8.71 решение логических задач и химические диктанты: 2.2.26; 1.1,2; 2.3.40; 2.5.52 самостоятельные работы: 2.20; 2.24; 2.25; 2.2.31; 2.2.35; 2.3.44; 2.4.48; 2.5.56; 2.7.65; 2.8.70 |
5. Критерии оценки:
Оценка «5» ставится в случае, если студент понимает химизм явлений и процессов, знает законы и теории, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить их в новой ситуации и при выполнении практических заданий. Письменная работа выполнена без ошибок и недочётов или имеет не более одного недочёта. Студент даёт точное определение основных понятий, законов, теорий, правильное определение химических величин и их единиц измерения, правильно записывает формулы и даёт название веществам. При ответе студент обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи. Студент анализирует, обобщает и самостоятельно делает выводы; умеет структурировать материал.
Оценка «4» ставится в случае, если студент допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. Недостаточны навыки работы со справочной литературой. В письменной работе при полном объеме - не более одной негрубой и одного недочёта (или не более двух недочётов).
Оценка «3» ставится в случае, если студент правильно понимает химическую сущность явлений и процессов, но при ответе обнаруживает отдельные пробелы в усвоении основных тем курса химии; испытывает затруднения в применении знаний для решения задач, при объяснении химических процессов на основе теорий и законов; ответ учащегося неполный, недостаточно понимание основных вопросов курса химии, допускает одну - две грубые ошибки. В письменной работе не менее 50% её объёма выполнено правильно или допущено не более двух грубых ошибок.
Оценка «2» ставится в случае, если студент не знает и не понимает большую часть материала; знания неполные или слабо сформированные, нет умений их применения к решению задач и вопросов по образцу. При ответе на вопрос допускает грубые ошибки, которые он не может исправить с помощью преподавателя. В письменной работе правильно выполнены менее 50% её объёма.
Критерии оценки письменных работ
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более 2-х несущественных ошибок
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше, чем на половину или содержит несколько существенных ошибок
Критерии оценки выполнения практических работ
Оценка "5" ставится, если студент:
1. правильно определил цель опыта;
2. выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3. самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4. научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
5. правильно выполнил анализ погрешностей.
6. проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7. эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Оценка "4" ставится, если студент выполнил требования к оценке "5" но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка "3" ставится, если студент:
1. правильно определил цель опыта: работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы:
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов:
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью: или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию преподавателя.
Оценка "2" ставится, если студент:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3й;
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может 5. исправить даже по требованию преподавателя.
Примерные темы рефератов (докладов),
индивидуальных проектов
• Биотехнология и генная инженерия — технологии XXI века.
• Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской Федерации.
• Современные методы обеззараживания воды.
• Аллотропия металлов.
• Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.
• «Периодическому закону будущее не грозит разрушением…»
• Синтез 114-го элемента — триумф российских физиков-ядерщиков.
• Изотопы водорода.
• Использование радиоактивных изотопов в технических целях.
• Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине.
• Плазма — четвертое состояние вещества.
• Аморфные вещества в природе, технике, быту.
• Охрана окружающей среды от химического загрязнения. Количественные характеристики загрязнения окружающей среды.
• Применение твердого и газообразного оксида углерода (IV).
• Защита озонового экрана от химического загрязнения.
• Грубодисперсные системы, их классификация и использование в профессиональной деятельности.
• Косметические гели.
• Применение суспензий и эмульсий в строительстве.
• Минералы и горные породы как основа литосферы.
• Растворы вокруг нас. Типы растворов.
• Вода как реагент и среда для химического процесса.
• Жизнь и деятельность С.Аррениуса.
• Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации.
• Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях.
• Серная кислота — «хлеб химической промышленности».
• Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля.
• Оксиды и соли как строительные материалы.
• История гипса.
• Поваренная соль как химическое сырье.
• Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту.
• Реакции горения на производстве и в быту.
• Виртуальное моделирование химических процессов.
• Электролиз растворов электролитов.
• Электролиз расплавов электролитов.
• Практическое применение электролиза: рафинирование, гальванопластика, гальваностегия.
• История получения и производства алюминия.
• Электролитическое получение и рафинирование меди.
• Жизнь и деятельность Г.Дэви.
• Роль металлов в истории человеческой цивилизации. История отечественной черной металлургии. Современное металлургическое производство.
• История отечественной цветной металлургии. Роль металлов и сплавов в научно-техническом прогрессе.
• Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.
• Инертные или благородные газы.
• Рождающие соли — галогены.
• История шведской спички.
• История возникновения и развития органической химии.
• Жизнь и деятельность А.М.Бутлерова.
• Витализм и его крах.
• Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии.
• Современные представления о теории химического строения.
• Экологические аспекты использования углеводородного сырья.
• Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию углеводородного сырья.
• История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации.
• Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия.
• Углеводородное топливо, его виды и назначение.
• Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы.
• Резинотехническое производство и его роль в научно-техническом прогрессе.
• Сварочное производство и роль химии углеводородов в нем.
• Нефть и ее транспорт
15