Министерство образования, науки и молодежной политики
Забайкальского края
Красночикойский филиал
ГПОУ «Читинский политехнический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 12 ГЕОГРАФИЯ
специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Красный Чикой
2019
РАБОЧАЯПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ГЕОГРАФИЯ
для профессиональных образовательных организаций
Автор: Тароева М.Н., преподаватель Красночикойского филиала ГПОУ «Читинский политехнический колледж»
Рекомендована МЦК профессионального цикла гуманитарного профиля Красночикойский филиал ГПОУ «Читинский политехнический колледж»
Заключение МЦК профессионального цикла гуманитарного профиля
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………4
Общая характеристика учебной дисциплины «География»…..…….…….5
Место учебной дисциплины в учебном плане………………………….….6
Результаты освоения учебной дисциплины………………………….……..7
Содержание учебной дисциплины………………………………….……….8
Тематическое планирование……………………………………….………….12
Характеристика основных видов деятельности студентов….………...... 15
Самостоятельная работа студентов……………………………………….18
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «География»….….……………………20
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общеобразовательная учебная дисциплина «География» изучается в профессиональных образовательных организациях, реализующих образова-тельную программу среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освое-ния учебной дисциплины «География», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государ-ственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специ-альности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Ми-нобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы учебной дисциплины «География» направлено на достижение следующих целей:
освоение системы географических знаний о целостном, многооб-разном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локаль-ный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творче-ских способностей посредством ознакомления с важнейшими географиче-скими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного от-ношения к окружающей природной среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географи-ческой информации;
нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные си-стемы и ресурсы интернет, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отды-ха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого об-щения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ»
Содержание учебной дисциплины «География» сочетает в себе элемен-ты общей географии и комплексного географического страноведения, при-звана сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, о месте и роли России в этом мире, развивает познавательный интерес к другим народам и странам.
Основой изучения географии является социально ориентированное со-держание о размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных политических, экономических, эколо-гических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, а также о проблемах взаимодействия человеческого общества и природной среды, адаптации человека к географическим условиям проживания.
У обучающихся формируются знания о многообразии форм территори-альной организации современного географического пространства, представ-ления о политическом устройстве, природно-ресурсном потенциале, о насе-лении и хозяйстве различных регионов и ведущих стран мира, развиваются географические умения и навыки, общая культура и мировоззрение.
Учебная дисциплина «География» обладает большим количеством междисциплинарных связей, в частности, широко использует базовые знания физической географии, истории, политологии, экономики, этнической, рели-гиозной и др. культур. Все это она исследует в рамках традиционной триады «природа — население — хозяйство», создавая при этом качественно новое знание. Это позволяет рассматривать ее как одну из классических метадис-циплин.
Освоение содержания учебной дисциплины завершает формирование у студентов представлений о географической картине мира, которые опирают-ся на понимание взаимосвязей человеческого общества и природной среды, особенностей населения, мирового хозяйства и международного географиче-ского разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных процессов и явлений.
содержание учебной дисциплины включены практические занятия, имеющие профессиональную значимость для студентов, осваивающих вы-бранные профессии СПО.
Практико-ориентированные задания, проектная деятельность студен-тов, выполнение творческих заданий и подготовка рефератов является неотъ-емлемой частью образовательного процесса.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «География» за-вершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рам-ках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ППССЗ с получением среднего общего образования.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «География» является учебным предметом по вы-бору из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
профессиональных образовательных организациях, реализующих об-разовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «География» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
учебных планах ППССЗ, ППССЗ место учебной дисциплины «Гео-графия» в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору,
формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующе-го профиля профессионального образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
сформированность ответственного отношения к обучению; готов-ность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной прак-тики;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соот-ветствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского обще-ства; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответствен-ной деятельности;
сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, обще-ственно полезной, учебно-исследовательской, творческой и др. видах дея-тельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргу-ментацию, приводить аргументы и контраргументы;
критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
креативность мышления, инициативность и находчивость;
метапредметных:
способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую от различных источников;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, опреде-ляющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценно-стей;
осознанное владение логическими действиями определения поня-тий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоя-тельного выбора оснований и критериев;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рас-суждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де-лать аргументированные выводы;
представление о необходимости овладения географическими знани-ями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;
предметных:
владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;
владение географическим мышлением для определения географи-ческих аспектов природных, социально-экономических и экологических про-цессов и проблем;
сформированность системы комплексных социально ориентирован-ных географических знаний о закономерностях развития природы, размеще-ния населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
владение умениями проведения наблюдений за отдельными геогра-фическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результа-те природных и антропогенных воздействий;
владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
владение умениями применять географические знания для объясне-ния и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оцени-вания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;
сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении специальностей СПО.
1. Источники географической информации
Традиционные и новые методы географических исследований. Источ-ники географической информации. Географические карты различной темати-ки и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинфор-мационные системы. Международные сравнения.
Практические занятия:
Ознакомление с географическими картами различной тематики.
Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы.
2. Политическое устройство мира
Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и со-временные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устрой-ства и формы государственного режима.
Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и раз-вивающихся стран и их типы.
Практические занятия:
Ознакомление с политической картой мира.
Нанесение на контурную карту крупнейших по площади территории и численности населения стран мира.
Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития.
3. География мировых природных ресурсов
Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его осо-бенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Ан-тропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы.
Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.
Практические занятия:
Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.
4. География населения мира
Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные ре-гионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографиче-ская политика. Половая и возрастная структура населения.
Качество жизни населения. Территориальные различия в средней про-должительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития.
Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабо-чей силы в различных странах мира.
Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения. Размещение населения по территории земного шара. Средняя плот-
ность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основ-ные направления.
Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Го-рода-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы.
Практические занятия:
Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира.
Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах
мира.
5. Мировое хозяйство
Современные особенности развития мирового хозяйства
Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и коопе-рирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности.
Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернацио-нализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике.
Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы разви-тия мирового промышленного производства. Территориальная структура ми-рового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и стра-ны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города.
География отраслей первичной сферы мирового хозяйства
Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка.
Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых.
География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства
Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлур-гии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности.
География отраслей третичной сферы мирового хозяйства
Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные ви-ды.
Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, обра-зовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами.
Практические занятия:
Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства.
Определение основных направлений международной торговли товара-ми и факторов, формирующих международную хозяйственную специализа-цию стран и регионов мира.
6. Регионы мира
География населения и хозяйства Зарубежной Европы
Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географическо-го положения региона. История формирования его политической карты. Ха-рактерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяй-ства.
Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
География населения и хозяйства Зарубежной Азии
Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Харак-терные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. От-расли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.
Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Усло-вия их формирования и развития. Особенности политической системы. При-родно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
География населения и хозяйства Африки
Место и роль Африки в мире. Особенности географического положе-ния региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Инте-грационные группировки.
География населения и хозяйства Северной Америки
Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Харак-терные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. От-расли международной специализации.
США. Условия их формирования и развития. Особенности политиче-ской системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы.
География населения и хозяйства Латинской Америки
Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географическо-го положения региона. История формирования его политической карты. Ха-рактерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяй-ства. Интеграционные группировки.
Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природ-но-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их терри-ториальная структура.
География населения и хозяйства Австралии и Океании
Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географиче-ского положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. От-раслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зелан-дии.
Практические занятия:
Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства.
7. Россия в современном мире
Россия на политической карте мира. Изменение географического, гео-политического и геоэкономического положения России на рубеже XX—XXI вв. Характеристика современного этапа социально-экономического развития.
Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной струк-туры хозяйства. География отраслей международной специализации.
Практические занятия:
Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда.
8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества
Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демо-графическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо прио-
ритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем чело-вечества.
Практические занятия:
Использование географических карт для выявления регионов с небла-гоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов дру-гих глобальных проблем человечества.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисципли-ны «География» в пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учеб-ная нагрузка студентов составляет:
по специальности44.02.02.Преподавание в начальных классах –117 часов. Из них: аудиторная (обязательная) учебная нагрузка, включая практические занятия, – 78 часов; внеаудиторная самостоятельная работа студентов – 39 часов;
Тематическийплан
№ п/п | Раздел, тема | Максимальнаянагрузка | | Самостоятельнаяработаобучающихся |
Количествоаудиторныхчасов |
1 | Раздел 1. Источники географической информации | 2 | 2 | |
2 | Раздел II. Политическая карта мира | 6 | 4 | 2 |
3 | Раздел III. География мировых природных ресурсов | 8 | 4 | 4 |
4 | Раздел IV. География населения мира | 8 | 6 | 2 |
5 | Раздел V. География мирового хозяйства Современные особенности развития мирового хозяйства География отраслей первичной сферы мирового хозяйства География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства География отраслей третичной сферы мирового хозяйства | 25 | 18 2 6 6 4 | 7 4 3 |
6 | Раздел VI. Регионы мира География населения и хозяйства Зарубежной Европы География населения и хозяйства Зарубежной Азии География населения и хозяйства Африки География населения и хозяйства Северной Америки География населения и хозяйства Латинской Америки География населения и хозяйства Австралии и Океании | 46 | 32 6 8 4 4 6 4 | 14 2 4 2 2 2 2 |
7 | Раздел VII. Россия в современном мире | 10 | 6 | 4 |
8 | Раздел VIII. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | 12 | 6 | 6 |
| Итого | 117 | 78 | 39 |
| Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержаниеобучения | Характеристика основных видов учебной дея- |
| тельности обучающегося (на уровне учебных |
| | действий) |
Введение. | | Объяснятьмеждисциплинарныесвязигеогра- |
1. Источникигеографи- | фии. | |
ческойинформации | | Называть традиционные и новые источники гео- |
| графическойинформации. |
| | Демонстрировать роль Интернет и геоинформа- |
| ционных систем в изучении географии. |
2. Политическоеустрой- | | Показывать на карте различные страны мира. |
ствомира | | Приводить примеры и характеризовать совре- |
| менные межгосударственные конфликты в различных |
| регионахмира. |
| | Выделять страны с республиканской и монархи- |
| ческой формами правления, унитарным и федератив- |
| ным типами государственного устройства в различных |
| регионахмира. |
| | Объяснять различия развитых и развивающихся |
| стран по уровню социально-экономического развития. |
| | Приводить примеры и характеризовать различ- |
| ные типы стран по уровню социально-экономического |
| развития. |
3. Географиямировых | | Объяснятьосновныенаправленияэкологизации |
природныхресурсов | хозяйственнойдеятельностичеловека. |
| | Выделятьразличныетипыприродопользования. |
| | Определятьобеспеченностьразличнымивидами |
| природных ресурсов отдельных регионов и стран ми- |
| ра. | |
| | Показывать на карте основные мировые районы |
| добычи различных видов минеральных ресурсов. |
| | Называтьосновныенаправленияиспользования |
| ресурсовМировогоокеана. |
4. Географиянаселения | | Называть мировую десятку стран с наибольшей |
мира | численностьюнаселения. |
| | Выделятьразличныетипывоспроизводства |
| населения и приводить примеры стран, для которых |
| онихарактерны. |
| | Называть основные показатели качества жизни |
| населения. |
| | Приводить примеры стран с однородным и |
| наиболее разнородным расовым, этническим и религи- |
| ознымсоставомнаселения. |
| | Приводить примеры стран с наибольшей и |
| наименьшейсреднейплотностьюнаселения. |
| | Объяснять основные направления и причины |
| | | |
| | |
| современныхмеждународныхмиграцийнаселения. | |
| | Приводить примеры стран с наибольшей и | |
| наименьшейдолейгородскогонаселения. | |
| | Показывать на карте мировые «сверхгорода» и | |
| мегалополисы. | |
5. Мировоехозяйство | | | |
| | Даватьопределениепонятий «Международное | |
Современныеособенно- | географическоеразделениетруда», «Международная | |
стиразвитиямирового | специализация» и «Международноекооперирование». | |
хозяйства | | Выделятьхарактерныечертысовременной | |
| научно-техническойреволюции. | |
| | Называть ведущие мировые и региональные | |
| экономическиеинтеграционныегруппировки. | |
| | Приводить примеры отраслей различных сфер | |
| хозяйственнойдеятельности. | |
| | Называть наиболее передовые и наиболее отста- | |
| лые страны мира по уровню экономического развития. | |
Географияотраслейпер- | | Выделять характерные черты «зеленой револю- | |
вичнойсферымирового | ции». | | |
хозяйства | | Приводить примеры стран, являющихся веду- | |
| щими мировыми производителями различных видов | |
| продукциирастениеводства и животноводства. | |
| | Называть страны , являющиеся ведущими миро- | |
| выми производителями различных видов минерально- | |
| госырья. | |
| | Показывать на карте и характеризовать основ- | |
| ныегорнопромышленные и сельскохозяйственные | |
| районымира. | |
Географияотраслейвто- | | Приводить примеры стран, основная часть элек- | |
ричнойсферымирового | троэнергии в которых производится на тепловых, гид- | |
хозяйства | равлических и атомныхэлектростанциях. | |
| | Называть страны , являющиеся ведущими миро- | |
| выми производителями черных и цветных металлов. | |
| | Выделять страны с наиболее высоким уровнем | |
| развитиямашиностроения. | |
| | Называть страны , являющиеся ведущими миро- | |
| выми производителями автомобилей, морских невоен- | |
| ных судов, серной кислоты, пластмасс, химических | |
| волокон, синтетическогокаучука, пиломатериалов, | |
| бумаги и тканей. | |
Географияотраслей | | Объяснять роль различных видов транспорта | |
третичнойсферымиро- | при перевозке грузов и пассажиров. | |
вогохозяйства | | Приводитьпримерыстран, обладающих | |
| наибольшей протяженностью и плотностью сети же- | |
| лезных и автомобильныхдорог. | |
| | Называть крупнейшие мировые торговые порты | |
| и аэропорты, объяснять их распределение по регионам | |
| и странаммира. | |
| | Показывать на карте и характеризовать основ- | |
| ныерайонымеждународноготуризма. | |
| | Объяснятьместоположениеведущихмировых | |
| центровбиржевойдеятельности. | |
| | Называть страны с наибольшими объемами | |
| внешнейторговлитоварами. | |
6. Регионымира | | | |
| | Показывать на карте различные страны Зару- | |
Географиянаселения и | бежнойЕвропы. | |
хозяйстваЗарубежной | | Сопоставлять страны Зарубежной Европы по | |
Европы | площади территории, численности населения и уровню | |
| |
| экономическогоразвития. | |
| | Приводить примеры стран Зарубежной Европы, | |
| наиболее хорошо обеспеченных различными видами | |
| природныхресурсов. | |
| | Называть страны Зарубежной Европы с | |
| наибольшими и наименьшими значениями естествен- | |
| ного прироста населения, средней плотности населе- | |
| ния и доли городского населения. | |
| | Показывать на карте и характеризовать круп- | |
| нейшие города и городские агломерации, основные | |
| промышленные и сельскохозяйственные районы Зару- | |
| бежнойЕвропы. | |
| | Объяснятьособенноститерриториальнойструк- | |
| туры хозяйства Германии и Великобритании. | |
Географиянаселения и | | Показывать на карте различные страны Зару- | |
хозяйстваЗарубежной | бежнойАзии. | |
Азии | | Сопоставлять страны Зарубежной Азии по пло- | |
| щади территории, численности населения и уровню | |
| экономическогоразвития. | |
| | Определятьресурсообеспеченностьразличных | |
| странЗарубежнойАзии. | |
| | Называть страны Зарубежной Азии с наиболь- | |
| шими и наименьшими значениями естественного при- | |
| роста населения, средней плотности населения и доли | |
| городскогонаселения. | |
| | Приводить примеры стран Зарубежной Азии с | |
| однородным и разнородным этническим и религиоз- | |
| нымсоставомнаселения. | |
| | Показывать на карте и характеризовать круп- | |
| нейшие города и городские агломерации, основные | |
| горнопромышленные и сельскохозяйственныерайоны | |
| ЗарубежнойАзии. | |
| | Объяснятьособенноститерриториальнойструк- | |
| туры хозяйства Японии, Китая и Индии. | |
Географиянаселения и | | Показывать на карте различные страны Африки. | |
хозяйстваАфрики | | НазыватьстраныАфрики, обладающие | |
| наибольшей площадью территории и численностью | |
| населения. | |
| | Объяснятьпричиныэкономическойотсталости | |
| странАфрики. | |
| | Показывать на карте и характеризовать круп- | |
| нейшие города, основные горнопромышленные и сель- | |
| скохозяйственныерайоныАфрики. | |
Географиянаселения и | | Объяснять природные, исторические и экономи- | |
хозяйстваСевернойАме- | ческие особенности развития Северной Америки. | |
рики | | Выделятьотраслимеждународнойспециализа- | |
| ции Канады, показывать на карте и характеризовать ее | |
| крупнейшие промышленные центры, основные горно- | |
| промышленные и сельскохозяйственныерайоны. | |
| | Объяснять особенности расово-этнического со- | |
| става и размещения населения США. | |
| | Показывать на карте и характеризовать круп- | |
| нейшие городские агломерации, мегалополисы, основ- | |
| ные промышленные и сельскохозяйственные районы | |
| США. | | |
Географиянаселения и | | Показывать на карте различные страны Латин- | |
хозяйстваЛатинской | скойАмерики. | |
Америки | | Сопоставлять страны Латинской Америки по | |
| площади территории, численности населения и уровню | |
| экономическогоразвития. | |
| | Выделять страны Латинской Америки, наиболее | |
| обеспеченные различными видами природных ресур- | |
| сов. | | |
| | Приводить примеры стран Латинской Америки с | |
| наибольшими и наименьшими значениями естествен- | |
| ногоприростанаселения. | |
| | Сопоставлять страны Латинской Америки по ра- | |
| совомусоставунаселения. | |
| | Объяснять особенности урбанизации стран Ла- | |
| тинскойАмерики. | |
| | Показывать на карте и характеризовать круп- | |
| нейшие промышленные центры, основные горнопро- | |
| мышленные и сельскохозяйственные районы Латин- | |
| скойАмерики. | |
| | Выделятьотраслимеждународнойспециализа- | |
| цииБразилии и Мексики. | |
Географиянаселения и | | Объяснять природные и исторические особенно- | |
хозяйстваАвстралии и | сти развития Австралии и Океании. | |
Океании | | Выделятьотраслимеждународнойспециализа- | |
| ции Австралии, показывать на карте и характеризовать | |
| ее крупнейшие промышленные центры, основные гор- | |
| нопромышленные и сельскохозяйственныерайоны. | |
7. Россия в современном | | Объяснятьсовременныеособенностиэкономи- | |
мире | ко-географическогоположенияРоссии. | |
| | Выделять основные товарные статьи экспорта и | |
| импортаРоссии. | |
| | Называтьведущихвнешнеторговыхпартнеров | |
| России. | |
8. Географическиеас- | | Выделятьглобальныепроблемычеловечества. | |
пектысовременных | | Приводить примеры проявления сырьевой, энер- | |
глобальных проблем че- гетической,демографической,продовольственной иловечестваэкологической проблем человечества,предлагать воз-можные пути их решения.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ
№ п/п | Тема | Вид работы | Количество часов |
1 | Тема 2.1. Современная политическая карта мира | Составление кроссворда по теме «Страны мира» Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй и основные формы административно –территориального устройства». | 1 1 |
2 | Тема 3.1. Природные ресурсы земли, их виды | Выполнение практического задания- Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов. Подготовка сообщения на тему «Типы природопользования в различных регионах и странах мира» | 2 2 |
3 | Тема 4.2. Трудовые ресурсы и занятость населения | Выполнение практического задания -Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран мира – Подготовка сообщения на тему «Современные международные миграции населения» | 1 1 |
4 | Тема 5.1. Современные особенности развития мирового хозяйства | Выполнение практического задания - «Экономико-географическая характеристика одной из отраслей (по выбору) промышленности мира» | 4 |
5 | Тема 5.4 География отраслей третичной сферы мирового хозяйства | Подготовка доклада на тему Заполнение таблицы « Региональные и отраслевые группировки стран мира». | 2 1 |
6 | Тема 6.1. География населения и хозяйства Зарубежной Европы | Заполнение таблицы на тему «Сравнительная экономико-географическая характеристика двух развитых стран Европы». | 2 |
7 | Тема 6.2. География населения и хозяйства Зарубежной Азии | Заполнение таблицы «Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая» Составление схемы «Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии». | 2 2 |
8 | Тема 6.3. География населения и хозяйства Африки | Конспекты на тему «Население Африки», «Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки» | 2 |
9 | Тема 6.4 География населения и хозяйства Северной Америки | Выполнение практического задания по теме «Макрорегионы США» | 2 |
10 | Тема 6.5 География населения и хозяйства Латинской Америки | Заполнение таблицы - «Черты сходства и различия между Мексикой, Бразилиией и Аргентиной» | 2 |
11 | Тема 6.6. География населения и хозяйства Австралии и Океании | Выполнение практического задания -«Краткая социально-экономическая характеристика стран и народов Австралии и Океании» | 2 |
12 | Тема 7.1 Россия в современном мире | Подготовка мультимедийной презентации на тему: «Внешняя торговля товарами России» Подготовка сообщения «Особенности современного экономико-географического положения России» | 2 2 |
13 | Тема 8.1 Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | Разработка проекта решения одной из глобальных проблем человечества. Разработка проекта решения одной из глобальных проблем человечества. | 6 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ»
Основные источники:
1. Алексеев, А. И. Россия: социально-экономическая география: учеб. пособие / А.И. Алексеев, В. А. Колосов. — М. : Новый хронограф, 2014. — 708 с. : ил..
2. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений. 20-е издание- М.: Просвещение, 2017.- 397с.:ил., карт.
Дополнительные источники:
3. Довгань Г. Д. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: Наглядный справочник. — К.; Х.: Веста, 2017. — 144 с
4. Энциклопедия Забайкалья: Забайкальский край: в 6 т.: Общие вопросы. Новосибирск: Наука, 2011.
Интернет-ресурсы
1. geo2000.nm.ru
2. rgo.ru
3. geo.historic.ru
4. adventure.hut.ru
5. geo-tur.narod.ru
6. terrus.ru
7. geoman.ru
8. geoman.ru
9. microskop.ru
10.geografia.ru
Для преподавателей
Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Россий-ской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17
мая 2012 г. № 413
Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « Овнесе-нии изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Фе-дерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государ-ственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образова-ния».
Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионально-
го образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабо-чих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259)