И.О. Директора ГБПОУ «КГМТ»
А.В. Прокопенко 30 августа 2019 г
г. Кисловодск, 2019 г.
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кисловодский государственный многопрофильный техникум»
Разработчик: Кочарова Елена Спартаковна – преподаватель высшей квалификационной категории
Рекомендована научно-методической комиссией преподавателей естественнонаучных и математических дисциплин государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Кисловодский государственный многопрофильный техникум»
Протокол заседания научно-методической комиссии № 1 от 30.08.2019 г.
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 23.01.03 Автомеханик
• формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического знания для каждого человека;
• формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды, — используя для этого химические знания;
• развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев
с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни).
Освоение содержания учебной дисциплины «Химия», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
−− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
бранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
−− умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления
(наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
−− использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
−− владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
−− владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
−− владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
−− сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
самостоятельной работы обучающихся 70 часов.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
| | | |
Введение | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов | 1 |
2 | Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов | 1 |
Лабораторная работа | - | |
Практическое занятие | - |
Контрольная работа № 1: «Входной контроль знаний». | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Раздел 1.Общая и неорганическая химия | |
Тема 1.1. Основные понятия и законы | Содержание учебного материала | 6 |
1 | Основные понятия химии Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. | 2 |
2 | Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. | 2 |
3 | Относительные атомная и молекулярная массы. | 2 |
4 | Количество вещества. | 2 |
5 | Основные законы химии Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. | 2 |
6 | Закон Авогадро и следствия их него. | 2 |
Лабораторная работа: | - | |
Практическое занятие № 1: «Решение расчетных задач на нахождение относительной молекулярной массы» Практическое занятие № 2: «Определение массовой доли химических элементов в сложном веществе». | 2 |
Контрольные работы: | |
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач по алгоритму | 4 |
. | | |
Тема 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома | Содержание учебного материала | 6 |
1 | Периодический закон Д.И.Менделеева Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева. | 1 |
2 | Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. | 2 |
3 | Структура периодической таблицы. | 2 |
4 | Строение атома Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. | 2 |
5 | Электронные конфигурации атомов химических элементов. | 2 |
6 | Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. | 2 |
Лабораторные работы | | |
Практическое занятие № 3: « Электронное строение атоиов хим. элементов» | 1 |
Контрольная работа: № 1: «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома». | - |
Самостоятельная работа обучающихся: (написание сообщений): Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. «Периодическому закону будущее не грозит разрушением…». Синтез 114-го элемента – триумф российских физиков-ядерщиков. Изотопы водорода. Использование радиоактивных изотопов в технических целях. Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине. | 5 |
Тема 1.3. Строение вещества | Содержание учебного материала | 13 | |
1 | Ионная связь Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки | 1 |
2 | Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки. | 2 |
3 | Ковалентная связь Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. | 2 |
4 | Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками. | 2 |
5 | Металлическая связь. Водородная связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов. | 2 |
6 | Агрегатные состояния веществ и водородная связь Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. | 2 |
7 | Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. | |
8 | Чистые вещества и смеси Понятие о смеси веществ. | 2 |
9 | Гомогенные и гетерогенные смеси. | 2 |
10 | Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей. | 2 |
11 | Дисперсные системы Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда | 2 |
12 | Классификация дисперсных систем. | 2 |
13 | Понятие о коллоидных системах | 2 |
Лабораторная работа № 1: « Ознакомление со свойствами дисперсных систем» | 1 | |
Лабораторная работа № 2: «Ознакомление со свойствами коллоидных систем» | 1 | |
Практическое занятие № 4: «Решение задач на определение состава смесей». | 1 | |
Контрольная работа № 2: « Строение вещества». | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: (написание сообщений): Грубодисперсные системы, их классификация и использование в профессиональной деятельности. Косметические гели. Плазма – четвертое состояние вещества. Аморфные вещества в природе, технике, быту. Охрана окружающей среды от химического загрязнения. Количественные характеристики загрязнения окружающей среды. Применение твердого и газообразного оксида углерода(IV). Защита озонового экрана от химического загрязнения | 8 |
Тема 1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация. | Содержание учебного материала | 8 | |
1 | Вода как растворитель. Растворимость веществ. | 1 |
2 | Растворы . Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. | 2 |
3 | Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. | 2 |
4 | Массовая доля растворенного вещества | 3 |
5 | Электролитическая диссоциация Электролиты и неэлектролиты. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. | 2 |
6 | Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. | |
7 | Основные положения теории электролитической диссоциации. | 2 |
8 | Кислоты, основания и соли как электролиты | 2 |
Лабораторная работа № 3: «Приготовление растворов» | |
Практическое занятие № 5: «Решение задач на массовую долю растворенного вещества». |
Контрольная работа № 3: Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация |
Самостоятельная работа обучающихся: (написание сообщений): Растворы вокруг нас. Вода как реагент и как среда для химического процесса. Типы растворов. Жизнь и деятельность С. Аррениуса. Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации. Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях. | 5 |
Тема 1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства | Содержание учебного материала | 9 | |
1 | Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Основные способы получения кислоты. | 1 |
2 | Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. | 2 |
3 | Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. | 2 |
4 | Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований. | 2 |
5 | Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. | 2 |
6 | Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей. | 2 |
7 | Гидролиз солей . | 2 |
8 | Оксиды, их классификация. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. | 2 |
9 | Химические свойства и получение оксидов | | 2 |
Лабораторная работа № 4 «Идентификация неорганических веществ» | 2 | |
Практическое занятие №6 «Решение задач по теме» | 1 |
Контрольная работа № 4: «Классификация неорганических соединений и их свойства». | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся (написание сообщений): Серная кислота – «хлеб химической промышленности». Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля. Оксиды и соли как строительные материалы. История гипса. Поваренная соль как химическое сырье. Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту. | 5 |
Тема 1.6. Химические реакции | Содержание учебного материала | 9 | |
1 | Классификация химических реакций Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. | 2 |
2 | Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. | 2 |
3 | Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. | 2 |
4 | Термохимические уравнения | 2 |
4 | Окислительно-восстановительные реакции Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. | 2 |
6 | Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. | 2 |
7 | Скорость химических реакций Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов. | 2 |
8 | Обратимость химических реакций Обратимые и необратимые реакции.. | 2 |
9 | Химическое равновесие и способы его смещения | | 2 |
Лабораторная работа № 5: «Получение, собирание и распознавание газов»; | 1 | |
Практическое занятие №7: «Решение задач по теме | 1 |
Контрольная работа № 5: «Химические реакции». | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач по алгоритму . | 4 |
Тема 1.7. Металлы и неметаллы | Содержание учебного материала | 7 | |
1 | Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. | 1 |
2 | Классификация металлов по различным признакам. | 2 |
3 | Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия. | 2 |
4 | Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. | 2 |
5 | Сплавы черные и цветные. | 2 |
6 | Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. | 2 |
7 | Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности. Производство серной кислоты | 2 |
Лабораторная работа№6: «Свойства серной кислоты» | |
Практическое занятие № 8,9: «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и неметаллы» | 2 |
Контрольная работа № 6 по разделу 1 «Общая и неорганическая химия» | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся (написание сообщений): Роль металлов в истории человеческой цивилизации. История отечественной черной металлургии. История отечественной цветной металлургии. Современное металлургическое производство. Специальности, связанные с обработкой металлов. Роль металлов и сплавов в научно-техническом прогрессе. Коррозия металлов и способы защиты от коррозии. Инертные или благородные газы. Рождающие соли – галогены. История шведской спички. Химия металлов в моей профессиональной деятельности. Химия неметаллов в моей профессиональной деятельности. Раздел 2. Органическая химия | 6 |
Раздел 2. Органическая химия | | |
Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений | Содержание учебного материала | 5 | |
1 | Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими. Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности. | 1 |
2 | Теория строения органических соединений Основные положения теории химического строения. | 2 |
3 | Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии. | 2 |
4 | Классификация органических соединений | 2 |
5 | Классификация реакций в органической химии Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации. | 2 |
Практические занятия №10: «Решение задач по теме» | -1 | |
Контрольная работа № 7: по теме «Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений» | - |
Самостоятельная работа обучающихся (написание сообщений): Краткие сведения по истории возникновения и развития органической химии. Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова. Витализм и его крах. Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии. Современные представления о теории химического строения. | 4 |
Тема 2.2. Углеводороды и их природные источники | Содержание учебного материала | 3 |
1 | Алканы. Номенклатура алканов. | 1 |
2 | Гомологический ряд, изомерия алканов. | 2 |
3 | Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств. | 2 |
4 | Алкены Гомологический ряд, изомерия | 15 | 2 |
5 | Номенклатура алкенов. | 2 |
6 | Химические свойства, получение этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств. | 2 |
7 | Диены и каучук Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. | 2 |
8 | Натуральный и синтетические каучуки. Резина | 2 |
9 | Алкины Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. | 2 |
10 | Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами. | 2 |
11 | Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). | 2 |
12 | Применение бензола на основе свойств. | 2 |
13 | Природные источники углеводородов Природный газ: состав, применение в качестве топлива. | 2 |
14 | Нефть. Состав нефти. | 2 |
15 | Переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практическое занятие | - |
Контрольная работа № 8: «Углеводороды и их природные источники». | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: (написание сообщений): Экологические аспекты использования углеводородного сырья. Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию углеводородного сырья. История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации. Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия. Углеводородное топливо, его виды и назначение. Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы. Резинотехническое производство и его роль в научно-техническом прогрессе. Сварочное производство и роль химии углеводородов в ней. Нефть и ее транспортировка как основа взаимовыгодного международного сотрудничества. Ароматические углеводороды как сырье для производства пестицидов | 10 |
Тема 2.3. Кислородосодержащие органические соединения | Содержание учебного материала | 13 | |
1 | . Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. | 1 |
2 | Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. | 2 |
3 | Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. | 2 |
4 | Глицерин как представитель многоатомных спиртов Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина. | 2 |
5 | Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. | 2 |
6 | Применение фенола на основе свойств. | | 2 |
7 | Альдегиды Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. | 17 | 2 |
8 | Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств | 2 |
9 | Карбоновые кислоты Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. | 2 |
10 | Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. | 2 |
11 | Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. | 2 |
12 | Сложные эфиры Получение сложных эфиров реакцией этерификации. | 2 |
13 | Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. | 2 |
14 | Жиры как сложные эфиры Классификация жиров. | 2 |
15 | Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла. | 2 |
16 | Углеводы Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). | 2 |
17 | Глюкоза Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств. Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза полисахарид. | 2 |
Лабораторная работа № 7: «Идентификация органических соединений» | 1 | |
Практическое занятие № 7 : « Решение задач по теме: «Кислородосодержащие органические соединения». | 1 | |
Контрольная работа № 9: «Кислородосодержащие органические соединения». | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: (написание сообщений): Углеводы и их роль в живой природе. Строение глюкозы: история развития представлений и современные воззрения. Развитие сахарной промышленности в России. Роль углеводов в моей будущей профессиональной деятельности. Метанол: хемофилия и хемофобия. Этанол: величайшее благо и страшное зло. Алкоголизм и его профилактика. Многоатомные спирты и моя будущая профессиональная деятельность. Формальдегид как основа получения веществ и материалов для моей профессиональной деятельности. Муравьиная кислота в природе, науке и производстве. История уксуса. Сложные эфиры и их значение в природе, быту и производстве. Жиры как продукт питания и химическое сырье. Замена жиров в технике непищевым сырьем. Нехватка продовольствия как глобальная проблема человечества и пути ее решения. Мыла: прошлое, настоящее, будущее. Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений. Синтетические моющие средства (СМС): достоинства и недостатки. | 9 |
Тема 2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры. | Содержание учебного материала | 11 | |
1 | Амины Понятие об аминах. | 1 |
2 | Алифатические амины, их классификация и номенклатура.. | 2 |
3 | Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств | 2 |
4 | Аминокислоты Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. | 2 |
5 | Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств | 2 |
6 | Белки Первичная, вторичная, третичная структуры белков. | 2 |
7 | Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков. | 2 |
8 | Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры. | 2 |
9 | Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. | 2 |
10 | Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс. | 2 |
11 | Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон. | 2 |
Лабораторная работа № 8: «Распознавание пластмасс» | |
Лабораторная работа № 9: «Распознавание волокон» |
Практическое занятие |
Контрольная работа № 10 по разделу 2. |
Самостоятельная работа обучающихся: (написание сообщений): Аммиак и амины – бескислородные основания. Анилиновые красители: история, производство, перспектива. Аминокислоты – амфотерные органические соединения. Аминокислоты – «кирпичики» белковых молекул. Синтетические волокна на аминокислотной основе. «Жизнь это способ существования белковых тел…» Структуры белка и его деструктурирование. Биологические функции белков. Белковая основа иммунитета. СПИД и его профилактика. Дефицит белка в пищевых продуктах и его преодоление в рамках глобальной продовольственной программы. Химия и биология нуклеиновых кислот. | 10 |
Дифференцированный зачет : (Тестирование, устный опрос, защита ) | 2 |
Курсовой работа(проект) не предусмотрена | - | |
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) не предусмотрена | - |
Всего | 210 |
№ п/п | Вид и наименование средства обучения | Тема (раздел) учебного материала по предмету |
| Коллекции |
1 | Металлы и сплавы | Металлы |
2 | Чугун и сталь | Металлы |
3 | Шкала твердости | Металлы |
4 | Редкие металлы | Металлы |
5 | Минералы и горные породы | Металлы |
6 | Стекло и изделия из стекла | Неметаллы |
7 | Топливо | Природные источники углеводородов |
8 | Каменный уголь | Природные источники углеводородов |
9 | Нефть и продукты ее переработки | Природные источники углеводородов |
10 | Пластмассы | Природные источники углеводородов. Полимеры. |
11 | Каучук | Диеновые углеводороды |
12 | Волокна | ВМС. Волокна |
13 | Приборы |
14 | Водяная баня | Химический эксперимент, практикум |
15 | Песочная баня | Химический эксперимент, практикум |
16 | Плитка электрическая | Химический эксперимент, практикум |
17 | Набор №25 «Для проведения термических работ» | Химический эксперимент, практикум |
18 | Химическая посуда и оборудование |
19 | Штатив лабораторный | Химический эксперимент, практикум |
20 | Лапка для штатива | Химический эксперимент, практикум |
21 | Кольцо для штатива | Химический эксперимент, практикум |
22 | Муфта | Химический эксперимент, практикум |
23 | Столик подъемный | Химический эксперимент, практикум |
24 | Штатив для пробирок | Химический эксперимент, практикум |
25 | Фоновый экран для пробирок | Химический эксперимент, практикум |
26 | Бюретка | Химический эксперимент, практикум |
27 | Термометр | Химический эксперимент, практикум |
28 | Ложка для сжигания веществ | Химический эксперимент, практикум |
29 | Фарфоровая ступка | Химический эксперимент, практикум |
30 | Пестик | Химический эксперимент, практикум |
31 | Фарфоровая чашка для выпаривания | Химический эксперимент, практикум |
32 | Тигель | Химический эксперимент, практикум |
33 | Набор соединительных трубок | Химический эксперимент, практикум |
34 | Колба Вюрца | Химический эксперимент, практикум |
35 | Колба круглая плоскодонная | Химический эксперимент, практикум |
36 | Колба коническая | Химический эксперимент, практикум |
37 | Колба мерная | Химический эксперимент, практикум |
38 | Колба трехгорлая | Химический эксперимент, практикум |
39 | Воронка стеклянная конусообразная | Химический эксперимент, практикум |
40 | Мерный цилиндр | Химический эксперимент, практикум |
41 | Химическаий стакан | Химический эксперимент, практикум |
42 | Спиртовка | Химический эксперимент, практикум |
43 | Аппарат Киппа | Химический эксперимент, практикум |
44 | Пробирка | Химический эксперимент, практикум |
45 | Двухгорлая колба | Химический эксперимент, практикум |
46 | Держатель для пробирок | Химический эксперимент, практикум |
47 | Щипцы | Химический эксперимент, практикум |
48 | Пипетка мерная | Химический эксперимент, практикум |
49 | Склянка двугорлая | Химический эксперимент, практикум |
50 | Воронка капельная | Химический эксперимент, практикум |
51 | Холодильник | Химический эксперимент, практикум |
52 | Соединительные сосуды | Химический эксперимент, практикум |
53 | Пробка резиновая | Химический эксперимент, практикум |
54 | Пробка пробковая | Химический эксперимент, практикум |
55 | Асбестовая сетка | Химический эксперимент, практикум |
56 | Делительная воронка | Химический эксперимент, практикум |
57 | Набор предметных стекол | Химический эксперимент, практикум |
| Стенды и таблицы |
58 | Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева | ПСХЭ и ПЗ Д.И.Менделеева, Металлы. Неметаллы. Строение атома. Строение и свойства веществ. |
59 | Электрохимический ряд напряжений металлов | Металлы. ОВР |
60 | Формы перекрывания электронных облаков и возникновение зон с повышенной электронной плотностью. | Строение атома. Строение и свойства веществ. |
61 | Природный и попутный нефтяной газ (опорные схемы) | Природные источники углеводородов. |
62 | Нефть и ее переработка (опорные схемы) | Природные источники углеводородов. |
63 | Пиролиз (опорные схемы) | Природные источники углеводородов. |
64 | Коксохимическое производство (опорные схемы) | Природные источники углеводородов. |
65 | Глюкоза | Углеводы |
66 | Карбоновые кислоты | Карбоновые кислоты |
67 | Производство и применение серной кислоты | Химическое производство |
68 | Добыча и переработка нефти | Природные источники углеводородов |
69 | Алгоритм определения типа химической связи | Химическая связь |
70 | Промышленный органический синтез | Химическое производство |
71 | Классификация веществ | Классификация веществ |
72 | Коррозия металлов | Металлы |
73 | Переработка нефти | Природные источники УВ |
74 | Характеристика элемента по положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева | Периодический закон и Периодическая система ХЭ |
75 | Типы химических реакций | Типы химических реакций |
76 | Научные принципы организации химических производств | Химическое производство |
1. Органическая химия. Краткий курс: Учебное пособие / В.Г. Иванов, 2015 М.: КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 222 с.
2. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. - 200 с.
Богомолова, И. В. Органическая химия [Электронный ресурс] : учеб. пособие 2015 М. : ФЛИНТА, 2015. — 365 с.
1. М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2014. - 542 с.:
Валова (Копылова), В. Д. Аналитическая химия и физико-химические методы анализа [Электронный ресурс] : Практикум 2014
результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь | |
- называть изученные вещества по международной номенклатуре; | Письменные контрольные работы, химический эксперимент, выполнение тестовых заданий различных видов, устный и письменный ответ, выполнение творческих заданий, изготовление таблиц, графиков,рисунков, наглядных пособий, рефератов. Проведение уроков – соревнований, уроков – игр с оценкой результатов обучения. |
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений; | |
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений; | |
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов; | |
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; | |
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно–популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах. | |
Знать | |
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электропроницательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, катализ, скорость химической реакции, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология; | Письменные контрольные работы, химический эксперимент, выполнение тестовых заданий различных видов, устный и письменный ответ, выполнение творческих заданий, изготовление таблиц, графиков, рисунков, наглядных пособий, рефератов. Проведение уроков – соревнований, уроков – игр с оценкой результатов обучения. |
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон; | |
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений; | |
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы: серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы. | |