СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ОВЗ по Изобразительному искусству

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью учебного предмета "Изобразительное искусство"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ОВЗ по Изобразительному искусству»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ААОП УО) учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с:

  1. Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).

  2. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённая приказом Минпросвещения от 24.11.2022 г. №1026.

  3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373».

  4. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

  5. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

  6. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, организациями, осуществляемыми образовательную деятельность» (в ред. от 23.12.2020).

  7. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». https://base.garant.ru/75093644/.

  8. Законом Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».

  9. Письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 26.07.2023 №4022/01-14 «Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2023/2024 учебный год».

  10. Методическими рекомендациями https://krippo.ru/files/metod2023/12.docx

11. Годовым календарным графиком МБОУ «Раздольненская школа-лицей №1» на 2023-2024 учебный год;

12.Учебным планом МБОУ «Раздольненская школа-лицей №1» на 2023 – 2024 учебный год.



Цель программы обучения: использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, на формирование личности обучающегося, воспитание у него положительных навыков и привычек, на развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентации и мелкой моторики рук.


Задачи :

  • способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

  • находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

  • содействовать развитию у обучающихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и обобщать;

  • ориентироваться в здании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

  • исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию;

  • дать обучающимся элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

  • знакомить обучающихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

  • развивать у обучающихся речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности.


Учебный предмет «изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) курс изобразительного искусства в 4 классе рассчитан на 34 часа (34 учебные недели). Количество часов в неделю, отводимых на уроки рисования в 4 классе, определено недельным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и составляет 1 час в неделю.



























СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Обучение композиционной деятельности (7ч).

Беседа на тему «Как и о чём создаются картины?» Пейзаж. Натюрморт. Рисование с натуры «Вазы разной формы», «Кувшин». Рисование с натуры «Ваза с цветами» (натюрморт). Рисование сразу кистью по тонированной бумаге «Солнечный день». Составление изображения берёзы, сосны, ели способом обрыва кусков бумаги. Рисование с натуры листьев деревьев и кустарников в осенней окраске. Рисование по памяти на основе представлений «Берёза, сосна, ель». Рисование «Деревья в осенней окраске». Декоративное рисование «Полотенце», «Платочек».

Обучение восприятию произведений искусства (12ч).

Беседа «Как и о чём создаются скульптуры». Скульптурные изображения. Декоративная лепка (барельеф на картоне) «Портрет человека (голова)». Рисование головы человека простым карандашом. Раскрашивание работ, нарисованных карандашом. Рисование с натуры «Мой портрет (Это – Я)». Рисование кистью по тонированной бумаге «Праздничный салют». Рисование на тему «Вот и лето подоспело».

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию (9 ч).

Аппликация «Овальная или круглая салфетка». Лепка: барельеф на картоне «Дерево на ветру». Рисование на тему «Деревья осенью. Дует ветер». Аппликация «Улица города: дома, деревья, машины». Рисование на тему «Грузовик и автобус едут по улице города». Беседа «Сюжетная картина». Какие материалы использует художник. Рисование на тему «Новогодняя ёлка. Снегурочка. Дед Мороз у ёлки». Рисование на тему «Ёлки в зимнем лесу. Зайки в лесу. Следы на снегу».

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи (5 ч).

Аппликация с дорисовыванием «Чебурашка», «Неваляшка», «Мишка». Зарисовка карандашом «Чебурашка», «Неваляшка», «Мишка», их раскрашивание. Рисование на тему «Ребята катаются с горы». Декоративная лепка (барельеф на пластилине) «Избушка Бабы-яги». Аппликация «Баба-яга». Рисование с натуры «Веточка мимозы в стакане». Беседана тему «Работа мастеров народных промыслов». Выполнение несложных элементов росписи гжельской посуды. Рисование элементов росписи посуды Гжели. Рисование кистью по тонированной бумаге «Сказочные цветы».

Повторение пройденного материала (1 ч.)



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ

ИСКУССТВУ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



Личностными результатами являются:

  • Развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности:

  • Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития;

  • Формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах искусства

  • Развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление опыта эстетического переживания;

  • Формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы;

  • Умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства;

 Понимание красоты в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;

 Адекватные представления о собственных возможностях;

 Осознание своих достижений в области изобразительной деятельности; способность к самооценке;

 Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится»

 Проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому творчеству;

 Привычка к организованности, порядку, аккуратности;

 Стремление к творческому досугу на основе предметно-практической и изобразительной деятельности;

 Установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам изобразительной и творческой предметно-практической деятельности.

 Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

 Овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, элементарные представления о социальном окружении, своего места в нем;

 Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

 Сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

 Развитие эстетических потребностей и чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.


Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства проявляются:

  • В развитии художественно образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;

  • В развитии зрительной памяти, фантазии, воображения, художественной интуиции;

  • В формировании умения выделять главное, устанавливать взаимосвязь между общим и частным; планировать свою работу, осуществлять самоконтроль

  • В совершенствовании зрительно-двигательной координации, эмоционально-волевой сферы, глазомерных навыков.


В области предметных результатов обучающемуся предоставляется возможность научиться:

В познавательной сфере:

  • Познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;

  • Осваивать основы изобразительной грамотности, художественных средств выразительности, понимать особенности разных видов изобразительного искусства;

  • Различать изученные виды и жанры искусств;

  • Приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

  • Правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

  • Передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов;

  • Пользоваться штриховкой для передачи светотени в объёмных предметах;

  • Ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме и пространстве, употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и отношения предметов;

  • Использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;

  • Подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов;

  • Пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);

  • Анализировать свой рисунок и рисунок товарища по вопросам учителя, отме­чать в работе достоинства и недостатки;

  • Рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства;

  • Наблюдать объекты и явления искусства, воспринимать смысл художественного образа, произведения искусства;

  • Формировать умения выделять признаки и свойства объектов;

  • Основные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез;

  • Развивать способности к обобщению и конкретизации

В ценностно-ориентационной сфере:

  • Формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, представлять систему общечеловеческих ценностей;

  • Развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать искусство во всем многообразии их видов и жанров;

  • Уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал, накопленный в произведениях искусства;

  • Проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни;

  • Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства.

В коммуникативной сфере:

 Формировать коммуникативную, информационную и социально - эстетическую компетентность.

 Овладевать культурой устной и письменной речи (школьники учатся комментировать свою деятельность.

  • Формулировать (при помощи учителя) вопросы и ответы в ходе выполнения задания и правильности его выполнения.

В эстетической сфере:

 Реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности;

 Развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию;

 Воспринимать эстетические ценности, проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа; формировать эстетический кругозор.

В трудовой сфере:

 Применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности

 Овладевать свойствами графических, изобразительных действий, существующими между ними связями, отношениями, зависимостями.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Обучающиеся должны уметь:

  • рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.

  • правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

  • передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;

  • использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы.

  • передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);  

  • подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);

  • пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);

  • анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя).


Основные требования к знаниям и умениям учащихся

ФАООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.


Минимальный уровень:

  • различение и знание названий цветов;

  • использование данных учителем ориентиров (опорных точек) и в соответствии с ними размещение изображения на листе бумаги;

  • рисование узоров из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу); правильное распределение величины изображения в зависимости от размера листа бумаги;

  • узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерных признаков времён года, передаваемых средствами изобразительного искусства;

  • умение рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства;

  • знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

  • знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д.;

  • знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;

  • пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;

  • знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;

  • организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

  • следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы;

  • осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

  • владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

  • рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;

  • применение приемов работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

  • ориентировка в пространстве листа, размещения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

  • адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета.


Достаточный уровень:

  • ориентирование на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;

  • умение правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

  • умение узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерных признаков времён года, передаваемых средствами изобразительного искусства;

  • умение правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;

  • умение рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства;

  • знание и различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.

  • рисование узоров из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);

  • умение рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;

  • знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);

  • знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);

  • знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

  • знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объем и др.;

  • знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизации формы предмета и т.д.;

  • знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

  • знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);

  • нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;

  • следование при выполнении работы с инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

  • оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

  • использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;

  • применение разнообразных способов лепки;

  • рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;

  • различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;

  • различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.


Требования к умениям и навыкам к концу 4 класса:

Общие организационные умения:

правильно сидеть за рабочим столом; правильно держать инструменты (карандашами, кистью, красками, трафаретом) и пользоваться ими;

правильно располагать изобразительную поверхность на столе (парте).

Технические навыки изобразительной деятельности:

 овладение приемами лепки:

уметь размять целый кусок пластилина, отщипывать кусок от целого куска пластилина;

скатывать, раскатывать, сплющивать, размазывать, оттягивать пластический материал во время работы с ним; примазывать части пластилина при составлении целого объемного изображения.

 овладение приемами выполнения аппликации из бумаги:

уметь работать с ножницами (резать кончиками ножниц, резать по прямой и кривой линиям), раскладывать детали аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями, наклеивать детали аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея, выполнять аппликацию, применяя технику обрывания.

 овладение приемами рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):

рисовать по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу, проводить разнохарактерные линии (прямая, волнистая, ломаная, спираль, замкнутая), рисовать предметы несложной формы с использованием этих линий; удерживать карандаш, фломастер, в руке под определённым наклоном к плоскости поверхности листа, освоить технику правильного положения карандаша, фломастера в руке при рисовании, уметь рисовать без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш, дорисовывать предметы несложных форм (по образцу)

 овладение приемами работы красками:

примакивание кистью; наращивание массы.

Композиционная деятельность:

знать и применять элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве;

соотносить изображаемый предмет с параметрами листа; устанавливать на изобразительной поверхности пространственные отношения;

применять выразительные средства композиции: величинный контраст (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое);

применять приемы и правила композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании.

Восприятие и изображение формы предметов, пропорций, конструкции:

усвоить понятия «предмет», «форма», «часть», «узор»;

иметь представление о существовании разнообразных форм предметного мира, о сходстве и различии форм;

знать геометрические фигуры;

с помощью учителя и самостоятельно проводить обследование предметов, выделять их внешние признаки и свойства; соотносить формы предметов с геометрическими фигурами;

передавать пропорции предметов;

уметь практически применять приемы и способы передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке, узоре.

Восприятие цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи:

узнавать и различать цвета спектра;

уметь работать кистью и красками;

проявлять эмоции при восприятии цвета;

передавать с помощью цвета эмоциональное состояние (радость, грусть);

на практике применять различные цвета для передачи графических образов в рисовании, аппликации.

Восприятие произведений искусства:

уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя по теме;

знать имена 3-4 известных художников;

знать о материалах, которые используют художники при создании своих произведений;

иметь элементарные представления о том, как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства; участвовать в обсуждении содержания художественных произведений (репродукции с картины художника, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства).


















ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4 КЛАСС





Название разделов

Кол-во часов

1

Обучение композиционной деятельности.

7

2

Обучение восприятию произведений искусства.

12

3

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.

9

4

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи

5

5

Повторение пройденного материала.

1





Итого

34









13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!