Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Заниматика»
Составила учитель начальных классов
МАОУ «Молчановская СОШ№1»
Шендель Татьяна Николаевна
Пояснительная записка
Курс «Заниматика» входит во внеурочную деятельность младших школьников (1-4 классы) по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения Программы НОО с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности.
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
СанПиН 1.2.3685-21;
основной образовательной программой начального общего образования МАОУ «МСОШ№1»
Актуальность курса «Заниматика» определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Содержание курса «Заниматика» представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета - математика.
Новизна данного курса определена федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приемам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребенком знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия.
Данный курс позволит: ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы; расширить целостное представление о проблеме данной науки; развить у детей математический образ мышления (краткость речи, умелое использование символики, правильное применение математической терминологии). Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и освоить более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступить на олимпиадах и принять участие в различных конкурсах. Формы организации учеников на занятиях разнообразны: коллективная, групповая, парная, индивидуальная. Специфическая форма организации занятий позволит учащимся получить специальные навыки, которые пригодятся в дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе.
Цель: развивать математический образ мышления.
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
учить правильно применять математическую терминологию;
учить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
развивать умение отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся;
формировать умение рассуждать как необходимый компонент логической грамотности;
формировать интеллектуальные умения, связанные с выбором стратегии решения, анализировать ситуации, сопоставлением данных;
формировать способность наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
формировать пространственные представления и пространственное воображение;
привлекать учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Возраст детей, на которых ориентирован курс: Курс ориентирован на учащихся 1-4 классов (7-11 лет).
Формы и методы организации деятельности учащихся ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.
Сроки реализации дополнительного образовательного курса: Дополнительный образовательный курс «Заниматика» рассчитан на четыре года обучения.
Принципы курса «Заниматика»
Актуальность.
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность.
Математика - учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность.
Программа курса строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность.
Содержание курса направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации.
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Реалистичность.
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы - возможно усвоение за 144 занятия (4 года обучения). Усвоение некоторых приёмов решения нестандартных задача возможно и за 36 занятий (1 год обучения).
Курс ориентационный.
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Формы занятий
Основными формами образовательного процесса являются:
практико-ориентированные учебные занятия;
тематические конкурсы,
выпуск тематических газет.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определённой темы);
индивидуальная (воспитаннику даётся самостоятельное задание с учётом его возможностей);
групповая (разделение на мини-группы для выполнения определённой работы);
коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий:
Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия рекомендуется применение дидактической игры как современного и признанного метода обучения и воспитания.
Основные виды деятельности учащихся
Основными видами деятельности учащихся на занятиях являются:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
решение проектных задач;
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Курс «Заниматика» для начальной школы - курс интегрированный. В нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы.
Арифметический блок
Признаки предметов (цвет, форма, размер и так далее). Отношения.
Названия и последовательность чисел от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числа-великаны (миллион и другие).
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и другие. Поиск нескольких решений.
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов.
Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой. Занимательные задания с римскими цифрами.
Меры. Единицы длины. Единицы массы. Единицы времени. Единицы объёма.
Блок логических и занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи.
Логические задачи.
Комбинаторные задачи.
Нестандартные задачи: на переливание, на разрезание, на взвешивание, на размен, на размещение, на просеивание.
Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора, «открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: кока + koj1a = вода и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Задачи международного математического конкурса «кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрический блок
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; стрелка 1 lv, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах.
Распознавание (нахождение) окружности в орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Геометрические фигуры и тела: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.
Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции. Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Уникурсальные фигуры. Пересчёт фигур.
Танграм. Паркеты и мозаики. Задачи со спичками.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Содержание курса
№ п/п | Основные темы 2 года обучения | Кол-во часов |
1 | Город загадочных чисел | 7 |
2 | Город закономерностей | 7 |
3 | Город геометрических превращений | 5 |
4 | Город логических рассуждений | 8 |
5 | Город занимательных задач | 7 |
| Итого | 34 |
Планируемые результаты изучения курса «Заниматика»
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
формирование этических норм поведения при сотрудничестве;
развитие умения делать выбор, в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения.
Метапредметные результаты
Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи. Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1 lv и другие, указывающие направление движений
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на ложном чертеже.
Анализировать расположение деталей «танов. треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять места заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; "оставлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции-
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из разы
Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом
Календарно-тематическое планирование
Путешествие второе (второй год обучения)
№ | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Кол-во Часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Улица ребусов | Записывать различными цифрами количество предметов. Построение конструкции по заданному образцу. Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. | 1 | | |
2 | Заколдованный переулок | 1 | | |
3 | Цифровой проезд | 1 | | |
4 | Числовая улица | 1 | | |
5 | Вычислительный проезд | 2 | | |
6 | Испытание в городе загадочных чисел. В цирке | 1 | | |
1 |
7 | Улица шифровальная | | |
8 | Координатная площадь | Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Ориентироваться в пространстве. Различать и раскрашивать соседние и не соседние области. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок. | 1 | | |
9 | Порядковый проспект | 1 | | |
10 | Улица волшебного квадрата | 1 | | |
11 | Улица магическая | 1 | | |
12 | Испытание в городе закономерностей. Сыщики | 1 | | |
13 | Конструкторский проезд | 1 | | |
14 | Фигурный проспект | 1 | | |
15 | Зеркальный переулок | 1 | | |
16 | Художественная улица | 1 | | |
17 | Испытание в городе геометрических превращений. Сказки зимы | 1 | | |
18 | Улица высказываний | 1 | | |
19 | Улица правдолюбов и лжецов | 1 | | |
20 | Отрицательный переулок | 1 | | |
21 | Улица сказочная | Проверить знания о понимании различия между цифрой и числом, порядка следования чисел натурального ряда, римских и арабских чисел. Выполнение заданий по образцу, делать выводы и обосновывать их, использовать метод от обратного. Загадки о геометрических инструментах. Практическая работа с линейкой. Сказка о малыше гео. Практические задания. Игра «мы - точки» работа с геоконтом. Сказка о малыше гео (продолжение). Игра «геоконт» Задачи на развитие логического мышления. Загадки. Игра «геоконт». Практические задания. | 1 | | |
22 | Площадь множеств. Пересечение улиц. Перекресток | 1 | | |
23 | Пересечение улиц. Перекресток | 1 | | |
24 | Проспект логических задач | 1 | | |
25 | Испытание в городе логических рассуждений. | 1 | | |
26 | Веселый поезд | 1 | | |
27 | Улица величинская | 1 | | |
28 | Смекалистая улица | 1 | | |
29 | Денежный бульвар | 1 | | |
30 | Торговый центр. | 1 | | |
31 | Временной переулок | 1 | | |
32 | Хитровский переулок | 1 | | |
33 | Математический конкурс «сказочная страна» | 1 | | |
34 | Праздник «математика для всех» | 1 | | |