СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса детей с ОВЗ

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: содействие психическому и личностному развитию детей с ограниченными возможностями, их психологопедагогическая реабилитация с учётом основных особенностей, коррекция имеющихся у учащихся недостатков.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса детей с ОВЗ»

«Утверждаю»

Приказ от 31.08.2024г №77 о/д

Директор школы - интерната:

______________ Подповетная Л.П.







ПРОГРАММА

психологического сопровождения образовательного процесса

педагога – психолога Касаткиной Ирины Леонидовны

КОУ ВО «Бутуролиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»

на 2024 – 2025 учебный год













Пояснительная записка.


Качественные изменения содержания образования, происходящие в России, включают и изменение взгляда на личность человека. В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.

Сопровождение образовательного процесса рассматривается как систематическая деятельность психолога, направленная на сохранение, укрепление психологического здоровья всех участников образовательного процессе.

Цель программы: содействие психическому и личностному развитию детей с ограниченными возможностями, их психолого-педагогическая реабилитация с учётом основных особенностей, коррекция имеющихся у учащихся недостатков.

Основные задачи, которые решает педагог-психолог в процессе индивидуально-ориентированного сопровождения детей «группы риска», следующие:

- содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося; - помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;  ---профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения; 

- содействие развитию готовности обучающихся к жизненному и профессиональному самоопределению; - развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогов; - профилактика и оказание помощи в решении конкретных психологических проблем.









Содержание программы

Программа адресована педагогам, обучающимся и их родителям.

Формы и методы психологического сопровождения участников образовательного процесса:

  • Беседа

  • Лекция

  • Круглый стол

  • Практические занятия с элементами тренинга

  • Тестирование

  • Ролевые и психотехнические игры

  • Арт-терапия

  • Песочная терапия


Основные направления деятельности педагога – психолога:

1. Диагностическая работа;

2. Коррекционно - развивающая работа;

3. Консультативная работа;

4.Профилактическая и просветительская работа;

5. Организационно - методическая работа.

Ожидаемые результаты. Предполагается, что в результате реализации программы у участников образовательного процесса повысится уровень психологической компетенции. Детям, педагогам, родителям, имеющим проблемы в организации обучения, воспитания и социализации, будет оказана необходимая психологическая помощь, психологическая поддержка.





1. Психологическая диагностика.

Педагог-психолог – это, прежде всего посредник между обучающимся и преподавателем. Именно поэтому особую ценность приобретает такой раздел практической психологии, как психодиагностика, ибо понимание ученика должно строиться на знании его психологических особенностей. Зная их, педагог сможет наиболее эффективно помочь воспитаннику раскрыть и развивать индивидуальность.

Диагностика в процессе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса не может являться самоценной практической деятельностью, но она позволяет «зазвучать» педагогической проблеме, помогает посмотреть на обучение с иной точки зрения, служит для организации дальнейшей сопровождающей деятельности и дает возможность отследить динамику развития личности учащихся.

Психологическая диагностика определяется задачами школы и запросом участников учебно-воспитательного процесса (администрацией, педагогами, родителями, обучающимися), проводится как индивидуально, так и с группами обучающихся. Но главный смысл исследования – это разработка практических рекомендаций по преодолению трудностей в интеллектуальном или личностном развитии ребенка, его социальной адаптации в коллективе.

Систематичность проведения диагностических процедур позволяет создать банк данных для сравнительного анализа развивающего эффекта в системе воспитания и обучения в школе.

Психологическое исследование включает комплекс мероприятий, проводимых в определенной последовательности:

  1. Подготовительный этап, включающий в себя:
    – изучение практического запроса и переформулировка его в психологическую проблему;
    – составление плана и стратегии исследования;
    – выбор методического материала.

  2. Проведение исследования.

  3. Анализ полученных результатов, подготовка и написания заключения.

  4. Составление рекомендаций для педагогического коллектива и разработка коррекционно-развивающих программ.

Предлагается диагностика по следующим параметрам

обучающихся:

  • исследование познавательной сферы;

  • оценка уровня тревожности;

  • исследование личностных особенностей;

  • уровень самооценки;

  • измерение мотивации достижения;

  • акцентуации личности;

  • профориентационные тесты;



педагогов:

  • оценка психологического климата в педколлективе;

  • выявление типологических особенностей личности;

  • оценка профессиональной направленности личности;

родителей:

  • изучение родительско-детских отношений;

  • стиль воспитания.



2. Коррекционно-развивающая деятельность.

Данная работа направлена на создание социально-психологических условий для развития личности. Так как психологу часто приводят детей, числящихся неуспевающими в школе, неудовлетворенные своим положением в семье и в среде сверстников, с внутренним психологическим конфликтом. С этими учащимися проводится коррекционная работа, в задачи которой входит:

  • оказание психологической поддержки и создание ситуации успеха;

  • формирование новой позитивной «Я – концепции»;

  • помощь в осознании своих возможностей, делающих реально достижимой «Я – концепцию».

Коррекционная работа осуществляется на основании результатов углубленной психодиагностики в результате индивидуального консультирования по запросу родителей, педагогов и обучающихся.

Развивающая работа с обучающимися осуществляется с помощью специально разработанных программ в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся.

Психогимнастика, групповые дискуссии, используются проективные методы.

Развивающую работу необходимо проводить не только с детьми, но и с педагогическим коллективом. Поскольку именно творческие, контролирующие свою жизнь взрослые выступают в качестве моделей для идентификации ребенка, ориентиром его развития. Развивающие занятия с педагогами составляются в соответствии с индивидуальными особенностями педагогических коллективов и индивидуальных запросов самих педагогов.

3. Психологическое консультирование. Данная форма носит диагностический, стимулирующий и рекомендательный характер. Консультируемые – это обучающиеся, педагоги, родители. В процессе консультирования оказывается помощь в решении проблемы человека, которую он не в состоянии разрешить самостоятельно. Консультации могут быть индивидуальные и групповые.

Консультирование осуществляется в форме

- индивидуального консультирования педагогов по проблемам воспитания и обучения обучающихся, в разрешении личностных трудностей, по итогам психодиагностики;

- индивидуального и группового консультирования обучающихся, в ходе которого разрешаются возрастные проблемы;

- индивидуального и группового консультирования родителей, в ходе которого психолог оказывает помощь в решении вопросов, касающихся возрастных и индивидуальных особенностей психического развития ребенка.

Психологическое просвещение. Ориентировано на создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний участниками образовательного процесса. Приоритетной в этом направлении является работа с педагогами и родителями обучающихся. Реализация этого направления осуществляется в следующих формах: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы, рекомендации и пр. Для данной работы приглашаются и другие специалисты.

Тематика родительских собраний определяется базовыми задачами на каждом возрастном периоде. При работе с педагогами психолог организует цикл тематических занятий, учитывая ситуации, «запускающие» данный вид деятельности:

  • информирование педагогов на педсоветах о результатах психодиагностической работы;

  • плановые тематические выступления на педсоветах, методобъединениях и семинарах;

  • возникновение педагогической проблемы, требующей для своего разрешения психологической компетентности педагого

Циклограмма рабочего времени педагога-психолога


Вид

Деятельности

Дни

недели

дата, часы

Диагностическая работа

Коррекционно-развивающая работа

Консультационная

работа

Профилактическая

работа

Просветительская

работа

Организационно-методическая работа


Понедельник



2 ч





2 ч




1 ч


Вторник


2 ч




2 ч






Среда









8 ч




Четверг


1 ч




2 ч



2 ч


1 ч



Пятница






2 ч



1 ч


2 ч


1 ч









Циклограмма работы педагога-психолога Касаткиной И.Л.

на 2024 - 2025 учебный год

Дни недели

Время работы

Количество часов

Направление работы


Понедельник


09.00-14.00

15.00-17.00

9.00 -11.00

Организационно-методическая работа

11.00 -13.00

Групповая диагностическая работа

13.00 -14.30

1ч 30мин

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися (индивидуальная)

15.30-16.00

30мин

Профилактическая работа

16.00-17.00

Консультативная работа (родители)

Вторник

09.30 -14.00 14.30-17.00

9.30-12.30

Организационно-методическая работа

12.30-14.00

1ч 30мин

Индивидуальная диагностическая работа

14.30-16.30

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися (групповая)

16.30 – 17.00

30 мин

Просветительская работа (работа с педагогами, родителями)

Среда

09.00-17.00


9.00-17.00

Организационно-методическая работа

Четверг


09.00 – 14.30

15.30.- 17.00

9.00-12.00

Организационно-методическая работа

12.00-13.30

1ч 30мин

Психолого-педагогическое консультирование обучающихся

13.30-14.30

Профилактическая работа

15.30-17.00

1ч 30мин

Просветительская работа (работа с педагогами, родителями)


Пятница

10.00-17.00


10.00-12.00

Организационно-методическая работа

12.00-13.00

Экспертная работа

13.00-14.00

Диагностическая работа

14.00-15.00

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися (групповая)

15.00-16.00

Профилактическая работа

16.00-17.00

Психолого-педагогическое консультирование педагогов и родителей








Перспективный план работы педагога-психолога на 2024-2025 учебный год.



п/п

Направления и мероприятия работы

Сроки

Предполагаемый результат


Организационно-методическая работа

Планирование работы на учебный год

Август

Формирование методической базы для деятельности педагога-психолога

Расширение картотеки диагностической методики, комплектование инструментария

Сентябрь

Формирование методической базы для деятельности педагога-психолога

Расширение материально-технической базы для игровой, арт-терапии, песочной терапии.

В течение года

Создание базы для терапевтических занятий

Разработка карты наблюдения за обучающимися 1 класса

Сентябрь

Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога

Разработка карты наблюдения за обучающимися 5 класса

Сентябрь

Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога

Подбор материала для проведения родительских собраний и консультаций, для коррекционной и развивающей работы, для консультации учителей, обучающихся, родителей.

В течение года

Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога,

формирование методической базы для деятельности педагога-психолога

Планирование совместных действий классных руководителей и педагога-психолога.

Сентябрь, январь

Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога

Разработка программы по работе с «трудными» подростками.

Сентябрь

Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога

Повышение психологических знаний через:

а) обмен опытом с коллегами.

б) изучение специальной литературы


В течение учебного года

Повышение уровня профессиональной компетентности педагога-психолога


Диагностическая работа


Работа с обучающимися

Диагностика склонности к отклоняющему поведению

(в онлайн режиме) СПТ лиц, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Сентябрь

Выявление склонности к отклоняющему поведению, раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Исследование уровня адаптации первоклассников:

- наблюдение

- проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» «Рукавичка»


Октябрь

Апрель

Выявление обучающихся с признаками дезадаптации. Рекомендации.

Исследование уровня адаптации пятиклассников:

- «Тест школьной тревожности Филлипса»

- «Анкета мотивации при переходе в основную школу»

- «Цветовой тест Люшера»

Октябрь

Апрель

Выявление обучающихся с признаками дезадаптации

Диагностика уровня тревожности

«Тест школьной тревожности Филлипса» 6-8 кл.

Ноябрь

Выявление обучающихся с высоким уровнем тревожности

Исследование профессиональных интересов, намерений и профессиональных мотивов обучающихся:

- «Определение склонностей к типам профессий» Е.А. Климов

- «Типы личности» Д. Голланд

Март

Оказание помощи в профессиональном самоопределении

Групповая диагностика первоклассников:

- «Тест К. Йиерасека»

- методика «Бусы»

Сентябрь

Май

Выявление уровня знаний детей в школе. Рекомендации родителям по развитию когнитивных способностей ребенка.


Индивидуальная диагностика детей «группы риска»:

- «Шкала тревожности»

- опросник Басса-Дарки

( диагностика состояния агрессивности у подростков)

- тест-опросник Шмишека (выявление акцентуаций у подростка)

В течение учебного года

Организация коррекционной работы. Рекомендации по взаимодействию с подростками.

Индивидуальная и групповая диагностическая работа с обучающимися по запросу педагогов, администрации школы, родителей

В течение учебного года

Оказание психологической помощи в учебно-воспитательном процессе.


Диагностика (выявление причин девиантного поведения).

Опросник Айзенка выявление индивидуально-психологических особенностей детей;

Тест школьной тревожности Филлипса;

Методика Р.Жиля взаимоотношения в семье;

методика А.Орёл выявление отклоняющего поведения;

проективная методика «Кактус», «Под дождём», «Мой класс».

В течение учебного года

Снижение тревожности, рекомендации.

Уровень воспитанности обучающихся по методике В.П.Капустиной. (1-9 кл)

Декабрь

Мониторинг воспитанности, профилактическая работа.

Работа с педагогами

Выявление затруднений в деятельности педагогов школы

В течение учебного года

Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога. Оказание методической помощи

Исследование педагогического коллектива на уровень психологического выгорания

Март

Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога. Оказание методической помощи

3

Анкетирование к родительским собраниям, педагогическим советам .


В течение учебного года

Координация взаимодействия семьи и школы

4

Тест «Ваша жизненная стойкость»

декабрь

Проэктивная методика,рекомендации.

Работа с родителями

Диагностика детско-родительских отношений по запросам

В течение учебного года

Координация взаимодействия семьи и школы

Анкетирование к родительским собраниям «Стили воспитания»

В течение учебного года

Координация взаимодействия семьи и школы


Психологическое консультирование

1

Консультирование педагогов по вопросам обучения, воспитания и развития детей

По мере обращения

Рекомендации. Повышение уровня психологической компетентности учителей

2

Консультирование родителей по вопросам обучения, воспитания и развития ребенка с ОВЗ, детей-инвалидов.

По мере обращения

Повышение уровня психологической компетентности родителей

3

Групповые консультации для родителей в соответствии с возникновением психоло-педагогических затруднений и запросам администрации школы

По мере обращения

Повышение уровня психологической компетентности родителей

4

Консультирование педагогов 1-х и 5-х классов по проблеме адаптации

По мере обращения

Создание комфортных психологических условий для обучающихся

5

Консультации учителей и обучающихся по результатам диагностики.

По плану работы

Рекомендации. Повышение уровня психологической компетентности педагога

6

Участие в методических объединения.


1 раз в четверть

Информирование пед.работников по работе с детьми: семинары, памятки, буклеты. Разработка индивидуальных программ. Рекомендации.

7

Участие в родительских собраниях.


По плану

Совместно с педагогами, родителями находить наиболее эффективные приемы и методы в решении различных ситуаций, с учетом возрастных особенностей детей.



Психологическая коррекция

11

Индивидуальнна коррекционная работа с обучающимися (по результатам психодиагностики и запросу педагогов)

По мере обращения

Нормализация психологического здоровья обучающихся

Групповая коррекционная работа с обучающимися

По мере обращения

Нормализация психологического здоровья обучающихся

Разработка и апробация коррекционно-развивающих занятий с обучающимися начальной школы, имеющих проблемы в поведении

Декабрь

Создание методической базы. Нормализация психологического здоровья обучающихся

Коррекционные занятия с обучающимися начальной школы по формированию произвольной регуляции поведения


По мере обращения

Улучшение психологического здоровья

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с обучающимися с ОВЗ, дети-инвалиды.

В течение учебного года

Улучшение психологического здоровья

Тренинги, игры, практикумы с обучающимися по запросам классных руководителей

Проведение блока коррекционных занятий .

В течение учебного года

Улучшение психологического здоровья

Блок занятий «Я в этом мире» с учащимися «группы риска»

В течение учебного года

Коррекция поведения обучающихся.


Групповая и индивидуальная работа по профессиональному самоопределению учащихся 9 класса. «Дорога в страну профессий».

Апрель

Май

Оказать социально–педагогическую и психологическую помощь и поддержку учащимся в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения.

Занятия в тёмной сенсорной комнате.

В течение учебного года

Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, активизация функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды.

Снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье  детей с ОВЗ детей-инвалидов.


Психологическая профилактика и просвещение

Выявление обучающихся, нуждающихся в психологической помощи

В течение учебного года

Сохранение психологического здоровья детей

Единый классный час «Урок доверия» 9 кл.

«Выход всегда есть»

Сентябрь

май

Информирование детей, помощь в трудной жизненной ситуации по детскому телефону доверия.

Профилактика отклоняющегося поведения: проведение занятий с обучающимися «группы риска»

В течение учебного года

Сохранение психологического здоровья детей, профилактика девиантного поведения

Профориентационная работа с обучающимися 9 кл.

- профориентационные консультации

- курс занятий для обучающихся 9 класса по программе «Путь к профессии»

В течение учебного года

Профессиональное самоопределение старшеклассников

Выпуск буклетов, памяток. «Стили воспитания». «Откуда берется агрессия у детей?»

Март


Январь

Коррекции нарушений в детско-родительских отношениях

Практические занятия по психологической подготовке к экзаменам в 9 кл.

Февраль-апрель

Психологическая подготовка выпускников к сдаче экзаменов

Психологическое просвещение (выступление на заседаниях педагогического совета, МО, семинарах)


Выступление на педагогическом совете с темой «Внедрение проекта «Доброшкола» в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», как новый формат проведения коррекционно-развивающих занятий и мероприятий профессионального ориентирования обучающихся с ОВЗ»


Выступление на МО учителей

«Буллинг в детском коллективе»


Проведение семинара на МО среди психологов, дефектологов, логопедов.

«Развитие личностных качеств обучающихся с ОВЗ УО

через активные формы работы»


По плану





Январь











апрель




январь

Повышение психологической грамотности и развитие психологической культуры















Распознание маркеров поведения.

Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога. Оказание методической помощи.




Методическое объединении по самообразованию, работа из практики.

Размещение информации (презентации, фотоальбомы, разработки мероприятий, буклеты) на школьном сайте, личном сайте.

Раз в месяц

Обмен опыта.

Мини сайт педагогов -психологов

на сайте школы-интернат. ифо.урок., мультиурок, Совушка.


Проведение «Недели психологии» в школе.


Ноябрь


Активное участие все участников образовательного процесса.

Участие в семинарах и вебинарах центра психолого-педагогической поддержки детей г. Воронеж.


В течение учебного года

Обмен опыта. Просвещение.

Участие в совещаниях при директоре школы по возникшим проблемам, связанных с девиантным поведением обучающихся.


По запросам

Профилактическая работа. Защита прав ребенка.

Акция к дню инвалида «От сердца к сердцу» 1-9 кл.

Декабрь

Формирование навыков сострадания. сочувствия. сопереживания.



Работа службы медиации.

Отчёты гугл формы, 1 раз в квартал.

В течение учебного года

Просвещение и профилактика.


Экспертная работа

Обработка и анализ диагностических исследований

В течение учебного года

Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога Разработка рекомендаций, консультации по итогам диагностических исследований

Оценка результатов коррекционной и развивающей работы

В течение учебного года

Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога

Участие в заседании совета по профилактике

В течение учебного года

Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога

6

Психологический анализ урока по запросу администрации


В течение учебного года

Психологическая экспертиза профессиональной деятельности учителя

7

Заседание школьного консилиума ПМПК, районной ТПМПК.



Заключения, форма обучения, маршрут образовательный, ИПР.

8

Заседание комиссии КДН администрации Бутурлиновского района

1 раз в две недели

Член комисси.

9

Выездная антикризисная бригада МАБ



По запросу администрации района

Член бригады

10

Работа службы школьной медиации СШМ

По плану

По запросу

медиатор

11

Работа штаба воспитательной работы ШВР

По плану

Член штаба


Инновационная деятельность

1


Внедрение интерактивных форм психопрофилактики и психокоррекции.



В течение учебного года

Интерактивная панель, образовательное развивающее оборудование для оснащения кабинета психолога-дефектолога  в работе с детьми ОВЗ.

2

Практическое использование новых методик и форм работы с обучающимися, родителями и педагогами.


По плану

Совместно с педагогами, родителями находить наиболее эффективные приемы и методы в решении различных ситуаций, с учетом возрастных особенностей детей.


3

Работа сенсорной комнаты, разработка новых занятий, и использованием интернет –ресурсов.


В течение учебного года

улучшение внимания, воображения, сенсомоторных навыков, познавательной и эмоционально-волевой сфер.

4

Разработка метода песочной терапии для коррекции тревожности и агрессии у обучающихся начальной школы.

В течение учебного года

Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии в практику работы

5


Работа на многофункциональном интерактивном столе Программно-дидактический комплекс интерактивных развивающих и обучающих игр «IT-гувернёр»


В течение учебного года

Набор интерактивных развивающих и обучающих программ для индивидуальных и групповых занятий взрослых с детьми. «Гувернёр» с упражнениями коррекионно-развивающими 580 упр.