______________ Подповетная Л.П.
Качественные изменения содержания образования, происходящие в России, включают и изменение взгляда на личность человека. В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.
Сопровождение образовательного процесса рассматривается как систематическая деятельность психолога, направленная на сохранение, укрепление психологического здоровья всех участников образовательного процессе.
- содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося; - помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; ---профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;
- содействие развитию готовности обучающихся к жизненному и профессиональному самоопределению; - развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогов; - профилактика и оказание помощи в решении конкретных психологических проблем.
Программа адресована педагогам, обучающимся и их родителям.
Формы и методы психологического сопровождения участников образовательного процесса:
1. Диагностическая работа;
2. Коррекционно - развивающая работа;
3. Консультативная работа;
5. Организационно - методическая работа.
Педагог-психолог – это, прежде всего посредник между обучающимся и преподавателем. Именно поэтому особую ценность приобретает такой раздел практической психологии, как психодиагностика, ибо понимание ученика должно строиться на знании его психологических особенностей. Зная их, педагог сможет наиболее эффективно помочь воспитаннику раскрыть и развивать индивидуальность.
Диагностика в процессе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса не может являться самоценной практической деятельностью, но она позволяет «зазвучать» педагогической проблеме, помогает посмотреть на обучение с иной точки зрения, служит для организации дальнейшей сопровождающей деятельности и дает возможность отследить динамику развития личности учащихся.
Психологическая диагностика определяется задачами школы и запросом участников учебно-воспитательного процесса (администрацией, педагогами, родителями, обучающимися), проводится как индивидуально, так и с группами обучающихся. Но главный смысл исследования – это разработка практических рекомендаций по преодолению трудностей в интеллектуальном или личностном развитии ребенка, его социальной адаптации в коллективе.
Систематичность проведения диагностических процедур позволяет создать банк данных для сравнительного анализа развивающего эффекта в системе воспитания и обучения в школе.
Психологическое исследование включает комплекс мероприятий, проводимых в определенной последовательности:
Данная работа направлена на создание социально-психологических условий для развития личности. Так как психологу часто приводят детей, числящихся неуспевающими в школе, неудовлетворенные своим положением в семье и в среде сверстников, с внутренним психологическим конфликтом. С этими учащимися проводится коррекционная работа, в задачи которой входит:
Коррекционная работа осуществляется на основании результатов углубленной психодиагностики в результате индивидуального консультирования по запросу родителей, педагогов и обучающихся.
Развивающая работа с обучающимися осуществляется с помощью специально разработанных программ в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся.
Психогимнастика, групповые дискуссии, используются проективные методы.
Развивающую работу необходимо проводить не только с детьми, но и с педагогическим коллективом. Поскольку именно творческие, контролирующие свою жизнь взрослые выступают в качестве моделей для идентификации ребенка, ориентиром его развития. Развивающие занятия с педагогами составляются в соответствии с индивидуальными особенностями педагогических коллективов и индивидуальных запросов самих педагогов.
- индивидуального консультирования педагогов по проблемам воспитания и обучения обучающихся, в разрешении личностных трудностей, по итогам психодиагностики;
- индивидуального и группового консультирования обучающихся, в ходе которого разрешаются возрастные проблемы;
- индивидуального и группового консультирования родителей, в ходе которого психолог оказывает помощь в решении вопросов, касающихся возрастных и индивидуальных особенностей психического развития ребенка.
Тематика родительских собраний определяется базовыми задачами на каждом возрастном периоде. При работе с педагогами психолог организует цикл тематических занятий, учитывая ситуации, «запускающие» данный вид деятельности:
№ п/п | Направления и мероприятия работы | Сроки | Предполагаемый результат |
Организационно-методическая работа |
| Планирование работы на учебный год | Август | Формирование методической базы для деятельности педагога-психолога |
| Расширение картотеки диагностической методики, комплектование инструментария | Сентябрь | Формирование методической базы для деятельности педагога-психолога |
| Расширение материально-технической базы для игровой, арт-терапии, песочной терапии. | В течение года | Создание базы для терапевтических занятий |
| Разработка карты наблюдения за обучающимися 1 класса | Сентябрь | Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога |
| Разработка карты наблюдения за обучающимися 5 класса | Сентябрь | Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога |
| Подбор материала для проведения родительских собраний и консультаций, для коррекционной и развивающей работы, для консультации учителей, обучающихся, родителей. | В течение года | Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога, формирование методической базы для деятельности педагога-психолога |
| Планирование совместных действий классных руководителей и педагога-психолога. | Сентябрь, январь | Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога |
| Разработка программы по работе с «трудными» подростками. | Сентябрь | Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога |
| Повышение психологических знаний через: а) обмен опытом с коллегами. б) изучение специальной литературы | В течение учебного года | Повышение уровня профессиональной компетентности педагога-психолога |
Диагностическая работа |
Работа с обучающимися |
| Диагностика склонности к отклоняющему поведению (в онлайн режиме) СПТ лиц, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ. | Сентябрь | Выявление склонности к отклоняющему поведению, раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ. |
| Исследование уровня адаптации первоклассников: - наблюдение - проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» «Рукавичка» | Октябрь Апрель | Выявление обучающихся с признаками дезадаптации. Рекомендации. |
| Исследование уровня адаптации пятиклассников: - «Тест школьной тревожности Филлипса» - «Анкета мотивации при переходе в основную школу» - «Цветовой тест Люшера» | Октябрь Апрель | Выявление обучающихся с признаками дезадаптации |
| Диагностика уровня тревожности «Тест школьной тревожности Филлипса» 6-8 кл. | Ноябрь | Выявление обучающихся с высоким уровнем тревожности |
| Исследование профессиональных интересов, намерений и профессиональных мотивов обучающихся: - «Определение склонностей к типам профессий» Е.А. Климов - «Типы личности» Д. Голланд | Март | Оказание помощи в профессиональном самоопределении |
| Групповая диагностика первоклассников: - «Тест К. Йиерасека» - методика «Бусы» | Сентябрь Май | Выявление уровня знаний детей в школе. Рекомендации родителям по развитию когнитивных способностей ребенка. |
| Индивидуальная диагностика детей «группы риска»: - «Шкала тревожности» - опросник Басса-Дарки ( диагностика состояния агрессивности у подростков) - тест-опросник Шмишека (выявление акцентуаций у подростка) | В течение учебного года | Организация коррекционной работы. Рекомендации по взаимодействию с подростками. |
| Индивидуальная и групповая диагностическая работа с обучающимися по запросу педагогов, администрации школы, родителей | В течение учебного года | Оказание психологической помощи в учебно-воспитательном процессе. |
| Диагностика (выявление причин девиантного поведения). Опросник Айзенка выявление индивидуально-психологических особенностей детей; Тест школьной тревожности Филлипса; Методика Р.Жиля взаимоотношения в семье; методика А.Орёл выявление отклоняющего поведения; проективная методика «Кактус», «Под дождём», «Мой класс». | В течение учебного года | Снижение тревожности, рекомендации. |
| Уровень воспитанности обучающихся по методике В.П.Капустиной. (1-9 кл) | Декабрь | Мониторинг воспитанности, профилактическая работа. |
Работа с педагогами |
| Выявление затруднений в деятельности педагогов школы | В течение учебного года | Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога. Оказание методической помощи |
| Исследование педагогического коллектива на уровень психологического выгорания | Март | Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога. Оказание методической помощи |
3 | Анкетирование к родительским собраниям, педагогическим советам . | В течение учебного года | Координация взаимодействия семьи и школы |
4 | Тест «Ваша жизненная стойкость» | декабрь | Проэктивная методика,рекомендации. |
Работа с родителями |
| Диагностика детско-родительских отношений по запросам | В течение учебного года | Координация взаимодействия семьи и школы |
| Анкетирование к родительским собраниям «Стили воспитания» | В течение учебного года | Координация взаимодействия семьи и школы |
Психологическое консультирование |
1 | Консультирование педагогов по вопросам обучения, воспитания и развития детей | По мере обращения | Рекомендации. Повышение уровня психологической компетентности учителей |
2 | Консультирование родителей по вопросам обучения, воспитания и развития ребенка с ОВЗ, детей-инвалидов. | По мере обращения | Повышение уровня психологической компетентности родителей |
3 | Групповые консультации для родителей в соответствии с возникновением психоло-педагогических затруднений и запросам администрации школы | По мере обращения | Повышение уровня психологической компетентности родителей |
4 | Консультирование педагогов 1-х и 5-х классов по проблеме адаптации | По мере обращения | Создание комфортных психологических условий для обучающихся |
5 | Консультации учителей и обучающихся по результатам диагностики. | По плану работы | Рекомендации. Повышение уровня психологической компетентности педагога |
6 | Участие в методических объединения. | 1 раз в четверть | Информирование пед.работников по работе с детьми: семинары, памятки, буклеты. Разработка индивидуальных программ. Рекомендации. |
7 | Участие в родительских собраниях. | По плану | Совместно с педагогами, родителями находить наиболее эффективные приемы и методы в решении различных ситуаций, с учетом возрастных особенностей детей. |
Психологическая коррекция |
11 | Индивидуальнна коррекционная работа с обучающимися (по результатам психодиагностики и запросу педагогов) | По мере обращения | Нормализация психологического здоровья обучающихся |
| Групповая коррекционная работа с обучающимися | По мере обращения | Нормализация психологического здоровья обучающихся |
| Разработка и апробация коррекционно-развивающих занятий с обучающимися начальной школы, имеющих проблемы в поведении | Декабрь | Создание методической базы. Нормализация психологического здоровья обучающихся |
| Коррекционные занятия с обучающимися начальной школы по формированию произвольной регуляции поведения | По мере обращения | Улучшение психологического здоровья |
| Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с обучающимися с ОВЗ, дети-инвалиды. | В течение учебного года | Улучшение психологического здоровья |
| Тренинги, игры, практикумы с обучающимися по запросам классных руководителей Проведение блока коррекционных занятий . | В течение учебного года | Улучшение психологического здоровья |
| Блок занятий «Я в этом мире» с учащимися «группы риска» | В течение учебного года | Коррекция поведения обучающихся. |
| Групповая и индивидуальная работа по профессиональному самоопределению учащихся 9 класса. «Дорога в страну профессий». | Апрель Май | Оказать социально–педагогическую и психологическую помощь и поддержку учащимся в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения. |
| Занятия в тёмной сенсорной комнате. | В течение учебного года | Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, активизация функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды. Снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей с ОВЗ детей-инвалидов. |
Психологическая профилактика и просвещение |
| Выявление обучающихся, нуждающихся в психологической помощи | В течение учебного года | Сохранение психологического здоровья детей |
| Единый классный час «Урок доверия» 9 кл. «Выход всегда есть» | Сентябрь май | Информирование детей, помощь в трудной жизненной ситуации по детскому телефону доверия. |
| Профилактика отклоняющегося поведения: проведение занятий с обучающимися «группы риска» | В течение учебного года | Сохранение психологического здоровья детей, профилактика девиантного поведения |
| Профориентационная работа с обучающимися 9 кл. - профориентационные консультации - курс занятий для обучающихся 9 класса по программе «Путь к профессии» | В течение учебного года | Профессиональное самоопределение старшеклассников |
| Выпуск буклетов, памяток. «Стили воспитания». «Откуда берется агрессия у детей?» | Март Январь | Коррекции нарушений в детско-родительских отношениях |
| Практические занятия по психологической подготовке к экзаменам в 9 кл. | Февраль-апрель | Психологическая подготовка выпускников к сдаче экзаменов |
| Психологическое просвещение (выступление на заседаниях педагогического совета, МО, семинарах) Выступление на педагогическом совете с темой «Внедрение проекта «Доброшкола» в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», как новый формат проведения коррекционно-развивающих занятий и мероприятий профессионального ориентирования обучающихся с ОВЗ» Выступление на МО учителей «Буллинг в детском коллективе» Проведение семинара на МО среди психологов, дефектологов, логопедов. «Развитие личностных качеств обучающихся с ОВЗ УО через активные формы работы» | По плану Январь апрель январь | Повышение психологической грамотности и развитие психологической культуры Распознание маркеров поведения. Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога. Оказание методической помощи. Методическое объединении по самообразованию, работа из практики. |
| Размещение информации (презентации, фотоальбомы, разработки мероприятий, буклеты) на школьном сайте, личном сайте. | Раз в месяц | Обмен опыта. Мини сайт педагогов -психологов на сайте школы-интернат. ифо.урок., мультиурок, Совушка. |
| Проведение «Недели психологии» в школе. | Ноябрь | Активное участие все участников образовательного процесса. |
| Участие в семинарах и вебинарах центра психолого-педагогической поддержки детей г. Воронеж. | В течение учебного года | Обмен опыта. Просвещение. |
| Участие в совещаниях при директоре школы по возникшим проблемам, связанных с девиантным поведением обучающихся. | По запросам | Профилактическая работа. Защита прав ребенка. |
| Акция к дню инвалида «От сердца к сердцу» 1-9 кл. | Декабрь | Формирование навыков сострадания. сочувствия. сопереживания. |
| Работа службы медиации. Отчёты гугл формы, 1 раз в квартал. | В течение учебного года | Просвещение и профилактика. |
Экспертная работа |
| Обработка и анализ диагностических исследований | В течение учебного года | Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога Разработка рекомендаций, консультации по итогам диагностических исследований |
| Оценка результатов коррекционной и развивающей работы | В течение учебного года | Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога |
| Участие в заседании совета по профилактике | В течение учебного года | Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога |
6 | Психологический анализ урока по запросу администрации | В течение учебного года | Психологическая экспертиза профессиональной деятельности учителя |
7 | Заседание школьного консилиума ПМПК, районной ТПМПК. | | Заключения, форма обучения, маршрут образовательный, ИПР. |
8 | Заседание комиссии КДН администрации Бутурлиновского района | 1 раз в две недели | Член комисси. |
9 | Выездная антикризисная бригада МАБ | По запросу администрации района | Член бригады |
10 | Работа службы школьной медиации СШМ | По плану По запросу | медиатор |
11 | Работа штаба воспитательной работы ШВР | По плану | Член штаба |
Инновационная деятельность |
1 | Внедрение интерактивных форм психопрофилактики и психокоррекции. | В течение учебного года | Интерактивная панель, образовательное развивающее оборудование для оснащения кабинета психолога-дефектолога в работе с детьми ОВЗ. |
2 | Практическое использование новых методик и форм работы с обучающимися, родителями и педагогами. | По плану | Совместно с педагогами, родителями находить наиболее эффективные приемы и методы в решении различных ситуаций, с учетом возрастных особенностей детей. |
3 | Работа сенсорной комнаты, разработка новых занятий, и использованием интернет –ресурсов. | В течение учебного года | улучшение внимания, воображения, сенсомоторных навыков, познавательной и эмоционально-волевой сфер. |
4 | Разработка метода песочной терапии для коррекции тревожности и агрессии у обучающихся начальной школы. | В течение учебного года | Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии в практику работы |
5 | Работа на многофункциональном интерактивном столе Программно-дидактический комплекс интерактивных развивающих и обучающих игр «IT-гувернёр» | В течение учебного года | Набор интерактивных развивающих и обучающих программ для индивидуальных и групповых занятий взрослых с детьми. «Гувернёр» с упражнениями коррекионно-развивающими 580 упр. |