СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа педагога-психолога

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа педагога-психолога пришкольном лагере "Дамырак"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа педагога-психолога»

Программа психологического сопровождения детей в

лагере с дневным пребыванием

«Дамырак» МБОУ Хайыраканской СОШ

Пояснительная записка.

Летнее время, как время отдыха, дает все необходимые условия для восполнения энергии, потраченной за учебный год. Организация пришкольного лагеря позволяет реализовать данную возможность. Для восполнения энергозатрат необходима комплексная поддержка и помощь.

Привлечение педагога-психолога к организации летнего отдыха для детей в рамках пришкольного лагеря обусловлено следующей причиной:

  • вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий с участием детей по дороге в пришкольный лагерь и обратно.

У детей младшего школьного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности и на улицах. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка настолько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики.

Необходимость психолога в лагере также обусловлена целым рядом причин:

  • вероятность возникновения конфликтных ситуаций;

  • содействие в адаптации детей к новым условиям (разновозрастные группы, временный детский коллектив);

  • наличие детей с индивидуальными особенностями развития и личностными характеристиками (тревожность, агрессивность, неуверенность, замкнутость и т.д);

  • напряженные условия работы, способствующие повышению риска эмоционального выгорания воспитателей.

Поэтому целью работы педагога-психолога пришкольного лагеря «Дамырак» является формирование стрессоустойчивости детей как одной из составляющих психологического развития, а также создание условий, способствующих снятию психо-эмоционального напряжения, как детского коллектива, так и педагогического коллектива; формирование психологической устойчивости к опасным ситуациям, формирование дисциплинированности, устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах и улицах.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:

  1. оказание помощи в создании благоприятного климата в детском коллективе как основного фактора адаптации в условиях лагеря;

  2. содействие снятию эмоционального напряжения;

  3. способствование построению эффективного взаимодействия детей и педагогов;

  4. формирование осознанного отношения ребёнка к собственному здоровью как к ценности;

  5. изучение психофизиологического состояния детей;

  6. формирование у детей потребность в изучении правил дорожного движения и осознанного к ним отношения;

  7. формирование устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения;

  8. воспитание чувство ответственности и культуры безопасного поведения на дорогах и улицах.

Основным адресатом реализации данной программы являются дети, отдыхающие в пришкольном лагере. Непосредственными адресатами остаются родители данных детей, а так же воспитатели, работающие на отрядах.

Программа рассчитана на одну смену пришкольного лагеря. Занятия проводятся ежедневно.

Продолжительность занятия с отрядом 25-30 минут.

Занятия проводятся в рекреации.

Для реализации обозначенных выше целей и задач работа психолога проводится по четырем основным направлениям:

диагностическому;

коррекционно-развивающему;

- консультативному;

- профилактическому.

Совместно с психологом воспитатель в рамках отрядных мероприятий может организовать психологические тренинги и консультации; провести беседы, игровые коррекционные занятия, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков ребенка, формирование уверенности в себе.

Психолог может дать квалифицированный совет воспитателю о поведенческих особенностях членов отряда, что поможет организовать индивидуальную работу с детьми.

Характеристика деятельности по каждому из направлений:

1. Диагностическая работа проводится в организационный периодосновной и заключительный.

Первичное анкетирование с целью выявления интересов детей, их эмоционального состояния, ожиданий от отдыха проводится в достаточно короткий срок (1-3 день лагерной смены) – время адаптации. Задача педагога – помочь ребенку раскрыться, показать свои лучшие качества, установить адекватные для лагеря отношения, спланировать деятельность, наладить отношения. Этот период характеризуется:

* неустойчивым общественным мнением;

* адаптацией детей к специфике временного детского коллектива;

* демонстрацией взрослыми стандартных норм поведения;

* оказанием помощи ребенку в раскрытии потребностей и талантов.

Основной период (7-10 день), в целом – это время «созидательных» конфликтов, личностных самореализаций, многоплановой смены социальных позиций.

Мониторинговой диагностике в основной период подвергаются:

* степень деятельностной активности детей;

* дифференциация деятельностных потребностей детей;

* выявление формальных и неформальных лидеров;

* выявление степени сформированности временного детского коллектива, установление коммуникативного потенциала отряда;

* выявление сформировавшихся микрогрупп и наличие условий для реализации принципа объединения детей в микрогруппы (по интересам, «примыкание» к сильному лидеру и т.д.).

Последние дни смены направлены на подведение итогов. Отслеживается степень реализации и задач смены. Этот период, как правило, характеризуется:

* выявленностью общих интересов;

* необходимостью усиления контроля за безопасностью детей;

*повышенным вниманием участников воспитательного процесса к эмоциональному фону.

На протяжении всей смены дети заполняют экран эмоционального состояния, где ежедневно отмечают свое настроение с целью отслеживания их эмоционального состояния в течение всей лагерной смены. Так же была разработана анкета для родителей с целью изучения удовлетворенности организацией летнего отдыха детей.

2. Коррекционно-развивающая деятельность проводится в форме групповых занятий со всеми детьми.

В работе с детьми психологом используются следующие формы и методы:

  • игровые тренинги;

  • сказкотерапия;

  • игротерапия;

  • арттерапия;

  • релаксационные упражнения.

3. Консультативное направление деятельности психолога способствует повышению психолого-педагогической компетентности, как педагогического коллектива лагеря, в том числе и администрации, так и родителей учащихся.

4. В рамках профилактического направления деятельности, психологической службой пришкольного лагеря проводятся разного рода игровые мероприятия, направленные на снятие психоэмоционального напряжения и профилактику «эмоционального истощения», с целью сохранения психологического здоровья. Профилактическое направление также заключается в беседах и консультациях с отрядными воспитателями, родителями

Ожидаемые результаты

1. Осознание детьми собственных способностей и возможностей.

2. Осознание детьми ценности и уникальности Другого.

3. Активизация у детей личностных ресурсов, обеспечивающих стрессоустойчивость: позитивное самоотношение, навыки самоконтроля, стремление быть с людьми и сопереживать им.

4. Обогащение опыта ребенка разными конструктивными способами преодоления трудностей.

5. Оказание социальной поддержки в диадах «взрослый–ребенок», «ребенок–ребенок».


Направления работы

№ п/п

Наименование

Сроки проведения

Ответственный

1.

Диагностика, наблюдение

Весь период


2.

Коррекционно-развивающая работа

В течение лагерной смены


3.

Профилактическая работа

В течение лагерной смены


4.

Консультативная и методическая работа

Каждая пятница





План работы психолога в лагере

Цель: сплочение коллектива детей, коррекция и развитие межличностного взаимодействия.

Дата

Название мероприятия

Цель

Результат

1.

1 день

«Давайте знакомиться»

Игры на знакомство. «Круг имен» «Кто меня позвал», «Девочки-мальчики» «Хвасталки»

Игры по ПДД

Знакомство детей в отрядах


Знакомство детей в отрядах

















2.2 2

2 день

Организационно-методическая работа. Лекторий для воспитателей «Лето-2019».













Диагностический этап.

Опрос детей на выявление ожиданий по поводу организации их досуговой деятельности в лагере.

Наблюдение (обследование детей для отбора в коррекционные группы).

«Мы веселые ребята!»

«Привет, дружок», «Друзья из сказки», «Скульптура дружбы»

Игра «Скакалка»— выявление лидеров, социометрия, коррекция взаимоотношений Игры по ПДД

Обеспечение правильного психолого-педагогического отношения воспитателей к подросткам, имеющим трудности в адаптации

Выявление детей, имеющих трудности в адаптации













Сплочение коллектива

Получение воспитателями методических рекомендаций

Выявление запросов и ожиданий детей





3

3 день

«Хорошо, когда рядом друзья»

«Молекулы», «Мы с тобой похожи тем…», «Групповая поэма» «Колпак мой треугольный»

Игры по ПДД

Диагностика-наблюдение, коррекция гиперактивного поведения

Знакомство детей в отрядах


4

4 день

Экспресс-диагностика психических состояний (оформление экрана настроения)

«Сказочный зоопарк»

«Здравствуй, обезьянка», «Весёлый зоопарк», «Веселая многоножка»

Игры по ПДД

Отслеживание эмоционального состояния детей




Снятие психоэмоционального и телесного напряжения

Выявление детей, требующих особого внимания.

5

5 день

«Мой мир»

«Что важно для меня», «Головомяч», «Трио»

Игры по ПДД

Содействие самораскрытию, развитие рефлексии

Выявление ценностных ориентаций ребят

6

6 день

«Вместе всегда здорово»

1-я часть

«Тряпичная кукла и солдат», «Тростинка на ветру», «Вещи, дарящие радость»

Игры по ПДД

Диагностика-наблюдение

Сплочение коллектива

7

7 день

«Вместе всегда здорово»

2-я часть

«Любопытная Варвара», «Берлинская стена», «Подарок».

Игры по ПДД

Выявление ценностных ориентаций ребят

Предоставление каждому ребенку возможности выявить и раскрыть свои способности

8

8 день

«Мои мечты»

«Коктейль движений», «Скульптор», «Теплый, как солнце, лёгкий, как дуновение»

Игры по ПДД

Повышение психологической компетенции педагогов

Развитие ассоциативного мышления и быстроты реакции

10

10 день

«Мои цели»

«Какое это число?», «Все равно ты молодец, потому что…», «Дрожащее желе»

Игры по ПДД

Развитие дефицитарных функций

у гиперактивных детей.

Сплочение коллектива

Развитие наблюдательности, активизация памяти

11

11 день

«У меня все получится!»

«Настроение», «Акулы и матросы», «Пять этажей»

Игры по ПДД

Сплочение коллектива

Настрой на успех

в достижении своих целей

12

12 день

«Окно в мой мир»

Чтение сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», «Дотянись до звезд»

Игры по ПДД

Снятие напряжения, релаксация.

Разогрев, активизация членов рабочих групп, снятие напряженности

Выявление ценностных ориентаций ребят

13

13 день

«Тайна моего племени»

«Регулятор громкости», «Карабас», «Насос и резиновая кукла»

Игры по ПДД




«Релаксация для педагогов»

Развитие дефицитарных функций







Профилактика профессионально го выгорания

Способствование самораскрытию и самопрезентации детей

Улучшение эмоционального самочувствия

14

14 день

«Приглашаю в мое племя»

«Красная шапочка и серый волк», «Мысленный портрет»

Игры по ПДД

Определение эмоциональных состояний и личностных особенностей

Способствование самораскрытию и самопрезентации детей

15

15 день

«Путешествие по соседним племенам»

«Хи-хи, ха-ха», «Сиамские близнецы», «Коровы, собаки, кошки» Игры по ПДД

Формирование значимых норм группового взаимодействия

и поведения

Способствование самораскрытию и самопрезентации детей

16

16 день

Повторная экспресс-диагностика эмоционального состояния (заполнение экрана настроения)

Игры на сплочение коллектива

Игры по ПДД

Развитие навыков саморегуляции и управления стрессом, развитие способности

к сочувствию, взаимопониманию

Динамика психических состояний детей, требующих особого внимания

Формирование коллектива

16.17


17 день

Игровая программа «Кораблекрушение»


Развивающее занятие

с элементами тренинга


Содействие

в проявлении качеств, необходимых для работы в команде

17.18

18 день

Игры на сплочение

«Пересядьте все, кто», «Совместный счет»

Игры по ПДД


Улучшение межличностной атмосферы

Формирование коллектива

Подведение итогов

18.19

19-21 день

Игра- опрос  Получение мнений детей по поводу отдыха и проводимых мероприятий.

«Лавата», «Солнышко», «Живые паззлы» Игры по ПДД

Подведение итогов

Коррекционное занятие по повышению самооценки; обучение способам снятия мышечного

и эмоционального напряжения; отработка навыков владения собой, развитие произвольности и действия по правилам

Подведение итогов










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!