СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Письмо и развитие речи" для 7 класса, ОВЗ, надомное обучение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  7 класс ОВЗ, умственная отсталость, надомное обучение.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Письмо и развитие речи" для 7 класса, ОВЗ, надомное обучение»





















































РУССКИЙ ЯЗЫК

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по русскому языку составлена с учетом требований ФГОС для общеобразовательных программ и на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб. /Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб.1. – 232с. Программа адаптирована для обучающихся с умственной отсталостью.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Русский язык 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 287с.

Программа адресована для учащегося 7-го класса МОУ СОШ с. Новотроицк (характеристика прилагается с индивидуальным учебным планом)

Количество часов для обучения с учителем и для самостоятельной работы регламентировано индивидуальным учебным планом (копия прилагается), составленным согласно нормативным документам, а так же рекомендациям ПМПК и ВК.

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся.

Цель:

максимальное преодоление недостатков умственного, речевого и  эмоционально-волевого развития  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), подготовки их к социальной реабилитации и интеграции в современное общество средствами данного учебного предмета.


Задачи:

- Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию.

- Повысить уровень общего развития обучающихся.

- Научить обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

- Развивать нравственные качества обучающихся, способствовать социальной адаптации в плане общего развития.

Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные коррекционные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) .


Основные направления коррекционной работы:


- обогащение и активизация словаря;

- развитие фонетико – фонематического слуха;

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие основных мыслительных операций;

- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.


Письмо и развитие речи, как учебный предмет является одним из основных предметов в специальной (коррекционной) школе, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он служит базой для общения и изучения других школьных дисциплин, средством развития высших психических функций, воображения, познавательных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении письма во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Уроки письма и развития речи носят коммуникативно-речевую направленность. В процессе изучения грамматики и правописания у обучающихся развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку.

В 7 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Обучающиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание уделяется фонетическому разбору. Продолжается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых ча­стей слова направлено на обогащение и активизацию словаря обучаю­щихся. В процессе упражнений формируются навыки правописа­ния (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по про­изношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др. Части речи изучаются в том объеме, который необходим обучающим­ся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обуче­ния. В процессе упраж­нений у обучающихся формируются навыки построения простого предложения разной степени распространенности. Одновременно закрепляются орфографические и пункту­ационные навыки. Большое внимание уделяется формированию на­выков связной письменной речи, т. к. возможности обучающихся излагать свои мысли в письменной форме весь­ма ограничены. Подготовительные упражнения — ответы на последова­тельно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, ра­бота с деформированным текстом создают основу, позволяющую обучающимся старших классов овладеть такими видами работ, как изложе­ние и сочинение.

В 7 классе продолжается привитие навыков делового письма. Обучающиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (заявление, объявление, телеграмма и др.);  в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой метапредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. Содержание программы имеет практическую направленность. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.

Занятия по данной программе проводятся в форме урока. Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» 7 класс рассчитана на 136 часов, 4 часа в неделю (2 занятия с учителем, 2 занятия для самостоятельной работы с целью отработки навыков письма, грамматических разборов, развития речи под руководством родителей). Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).





График контрольных и проверочных работ


Дата

7 класс


п

ф



Вводный диктант по теме: «Предложение»



Контрольный диктант по теме «Состав слова»



Контрольные вопросы и задания по теме «Состав слова»



Контрольные вопросы и задания по теме: «Склонение имён существительных в ед.числе»



Проверочный диктант по теме «Склонение имён существительных в ед.числе»



Контрольный диктант по теме «Имя существительное»



Проверочный диктант по теме «Склонение имён прилагательных в ед. числе»



Контрольные вопросы и задания по теме «Имя прилагательное»



Проверочный диктант по теме «Склонение личных местоимений»



Контрольный диктант по теме «Изменение глаголов по времени и числам».



Контрольные вопросы и задания по теме: «Глагол».



Проверочный диктант по теме «Изменение глаголов по числам и лицам»



Итоговая контрольная работа за год по теме «Предложение»




Формы работы

Основная форма организации индивидуального обучения письму является урок. Специфическая особенность обучения на уроках– их коррекционная направленность. Коррекция недостатков развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) проводится в условиях комплексного решения образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач.

Виды упражнений, которые используются на уроках письма: письменные упражнения из учебника, комментированное письмо, грамматический разбор, разбор слова по составу, «4-й лишний», устный ответ, самостоятельная работа с карточкой, различные виды диктантов (графический, программированный, зрительный, словарный). Развитие речи обучающегося осуществляется через систематическую словарную работу (ознакомление с новыми словами, составление с ними словосочетаний и предложений, подбор однокоренных слов и т.п.), через проведение работы с деформированным текстом, по подбору подписей к серии картинок.

Методы

На уроках письма и развития речи используются следующие методы:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения, карточки, тесты.

Используются ТСО: видеофрагменты фильмов(DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК).


Содержание программы учебного предмета:


Повторение.

Предложение.

Простое предложение с однородными членами с бессоюзной и союзной

связью. Союзы и, а, но. Знаки препинания.

Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных

членов. Интонация перечисления и сопоставления. Паузы между однородными

членами. Логическое ударение на сопоставляемых понятиях.

Использование различных грамматических категорий (существительное,

прилагательное, глагол) в качестве однородных членов.

Выделение в отрывке литературного произведения смысловых частей, средств

связи предложений, образных выражений. Изложение текста.

Состав слова

Образование разных частей речи с помощью приставок и суффиксов. Их дифференциация. Определение значений слов. Выделение приставки, корня, суффикса и окончания.

Эмоционально-оценочные слова. Их значение в тексте. Описание предметов, обозначенных словами с различной эмоциональной оценкой (волчонок — волчище, Маша — Машенька).

Подбор однокоренных слов. Определение значений слов. Общее и различное в значении родственных слов. Единообразное написание гласных и согласных в корнях однокоренных слов.

Способы проверки орфограмм в корне слова и в окончаниях

существительных. Зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. Слова с непроверяемыми безударными гласными, непроизносимыми и

двойными согласными в корне. Правописание приставок на а и о, приставка пере-. Разделительный твердый знак (ъ) после приставок. Составление групп слов с разделительным твердым знаком (ъ).

Сложные слова с соединительными гласными о, е. Подбор сложных слов по единой теме, составление текста с этими словами.

Части речи

Имя существительное. Роль в речи. Расширение круга имен существительных за счет слов, обозначающих состояние человека и природы, события, действия, профессии людей, черту характера.

Существительные, близкие и противоположные по значению. Использование их в контексте. Определение грамматических признаков существительного (род, число, падеж, склонение) с опорой на таблицу.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. Проверка окончаний способом подстановки существительного того же склонения и падежа, но с ударным окончанием.

Склонение существительных во множественном числе.

Правописание существительных в родительном падеже с шипящей на конце. Дифференциация правописания существительных с шипящей на конце в единственном и во множественном числе (тишь, врач, туч).

Выделение опорных слов из короткого текста и восстановление повествования с ориентацией на опорные слова. Использование средств связи (местоимения, текстовые синонимы, наречия, разные падежные формы имен существительных). Анализ готового текста, описывающего место (помещение, природа), где происходит действие. Выделение слов, называющих предметы (что?) и места их нахождения (где?). Построение текста по аналогии.

Имя прилагательное. Роль в речи. Расширение круга имен прилагательных за счет обозначения пространственного расположения предметов (близкий, далекий), оценочной характеристики (мужественный, добродушный).

Правописание родовых окончаний прилагательных. Дифференциация

окончаний единственного и множественного числа: -ее, -ие.

Упражнения в подборе прилагательных, помогающих описать предмет.

Согласование прилагательного с существительным в роде и числе. Использование образных средств языка (определение, сравнение).

Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний

прилагательных в единственном числе. Проверка безударных окончаний

прилагательных с помощью вопроса.

Составление словосочетаний прилагательных с существительными в

косвенных падежах. Подбор словосочетаний на определенную тему, составление текста по опорным словосочетаниям.

Местоимение. Значение личных местоимений в речи.

Упражнения в правильном соотнесении местоимений с существительными.

Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение и правописание личных местоимений единственного и

множественного числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями.

Упражнения в правильном использовании местоимений как средства связи предложений в тексте. Описание места с опорой на схему: вступление (место нахождения автора), главная часть (где? что?), заключение (впечатление).

Глагол. Роль глагола в речи. Семантические группы глаголов (глаголы

движения, труда, чувства, цвета, звучания).

Слова, близкие и противоположные по значению. Включение их в

предложения. Сравнительные обороты с союзами как, будто.

Начальная форма глагола (неопределенная форма) на -ть, -ться, -ти, -чь, -чься (что делать? что сделать?).

Изменение глагола по временам и числам. Лицо глагола в настоящем и будущем времени. Род глагола в прошедшем времени.

Дифференциация глаголов 3-го лица единственного числа и неопределенной формы (-тся, -ться).

Изменение глаголов с ударным окончанием по лицам и числам (спряжение).

Правописание частицы не с глаголами. Значение отрицания.

Выделение из текста глагольной лексики с последующим восстановлением текста с опорой на эту лексику и средства связи.

Отбор глагольной лексики для предполагаемого текста повествовательного характера с опорой на картинку, на предложенную ситуацию. Использование слов, указывающих на последовательность событий, действий (сначала, потом, затем, наконец) или на их неожиданность (вдруг, внезапно).

Предложение. Текст

Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов. Сравнение его с простым предложением. Смысловая и интонационная законченность сложного предложения.

Наблюдение за простым предложением с однородными членами с союзами и, а, но и сложным предложением с теми же союзами. Их сравнение. Использование схем. Знаки препинания.

Выделение простых и сложных предложений из литературного текста.

Составление предложений различных конструкций по картинкам, по ситуации, по теме.

Работа с диалогом, решение в нем различных речевых задач: сообщение новой информации или желание узнать ее, выражение согласия или несогласия с мнением говорящего. Введение выражений: Я так не думаю. Я не могу согласиться. Мне трудно тебя убедить и т. д.

Использование обращения в деловых бумагах.

Упражнения в составлении коротких текстов описательного или

повествовательного характера по плану. Использование простых и сложных предложений.

Исправление в тексте нарушений логики и последовательности изложения темы, речевых недочетов, связанных с неправильным употреблением местоимений, текстовых синонимов, временных форм глагола, повторов глагольной лексики (был, был... стоит, стоит...), неточного использования изобразительных средств.

Повторение

Связная речь

Работа с деформированным текстом. Изложения (с изменением лица и времени). Сочинение по картине с дополнением предшествующих или последующих событий. Продолжение рассказа по данному началу. Составление рассказа по опорным словам.

Сочинение по личным наблюдениям, на основе экскурсий, практической деятельности, имеющихся знаний («История нашей улицы», «История места в нашем районе», «История капельки воды» и др.). деловое письмо: объявление (выбор профессии по объявлению), заявление (о приеме на работу), телеграмма, заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги (квартплата, плата за телефон, за счет, за газ и др.).

Повторение пройденного за год.

Критерий и нормы оценки знаний, умений

и навыков обучающихся

Знания и умения обучающихся по письму и развитию речи оцениваются по ре­зультатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.

Оценка устных ответов


При оценке устных ответов по письму принимается во внимание: правильность ответа по содержанию, полнота ответа, умение практически применять свои знания, последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести примеры, допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится обучающемуся, если его ответ в основном соот­ветствует требованиям, установленным для оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя, делает некоторые ошибки в речи, при разборе с текстом или разборе предложения допускает одну – две ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «3» ставится обучающемуся, если он обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами, нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка «2» ставится обучающемуся, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл, в работе с текстом делает грубые ошибки, не может воспользовать­ся помощью учителя, других учащихся.

Оценка «1» за устные ответы не ставится.

Оценка письменных работ


Примерный объем письменных текстов:

- в контрольных работах – 60-70 слов.

- в изложениях – 45-70 слов.

- в словарном диктанте – 20-25 слов.

- объем творческих работ на уроке – 40-60 слов.

Учитель проверяет и оценивает все письменные работы обуча­ющихся. При оценке письменных работ используются нормы оце­нок письменных контрольных работ, при этом учитывается уро­вень самостоятельности обучающегося, особенности его развития.

Контрольные работы состоят из контрольного диктанта и грамматического задания.

Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение обучающимся требовалось: 35—40 мин. Причем за указанное время обучающиеся должны не только выполнить работу, но и успеть ее проверить.

Для грамматического задания используются задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу при наличии в ней 1 негрубой орфографической ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в работе 2 орфографических ошибок. «4» может быть выставлена при наличии 3 орфографических ошибок, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» может быть выставлена за работу, в которой допущено 3 и более орфографических и пунктуационных ошибок.

При выставлении оценок «5» и «4» учитывается также аккуратность выполнения работы. Не учитываются 1-2 исправления или 1 пунктуационная ошибка. Наличие 3 исправлений или 2 пунктуационных ошибок на изученные правила соответствует одной орфографической ошибке. Дисграфические ошибки не учитываются.

Изложения и сочинения.

В 7 классе для изложений и сочинений рекомендуются тексты повествовательного характера, объемом 45-70 слов. Изложения пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя.

При оценке изложений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания.

При проверке изложений и сочинений выводится одна оценка.

Допущенные немногочисленные исправления не учитываются при оценке изложения.

- оценка «5» ставится обучающемуся за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов, допускается 1-2 орфографические ошибки;

- оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, с 1-2 ошибками в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки;

- оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 3-4 ошибками в построении предложения, в употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографических ошибок.

Итоговая оценка знаний и умений обучающихся


За учебную четверть и за год знания и умения обучающихся оцениваются одним баллом.

При выставлении итоговой оценки обучающемуся учитывается как уровень знаний, так и овладение им практическими умениями.

Основанием для выставления итоговой оценки служат: ре­зультаты наблюдений учителя за повседневной работой обучающегося, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.


Планируемые результаты

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения основной цели современного образования ― введения
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения программы относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты

Программа определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.

Минимальный уровень

Достаточный уровень

• написание под диктовку текста с изученными орфограммами с предварительным анализом;

• исправление текста;

• подбор однокоренных слов с помощью учителя;

• различение части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя, правильное употребление их в предложении;

• решение орфографических задач, с опорой па таблицу, или с помощью учителя.

• написание под диктовку текста с изученными орфограммами (75—80 слов);

• написание изложения по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (до 70 слов);

• подбор однокоренных слов, используя данные приставки и суффиксы;

• образование одной части речи от другой и правильное употребление их в речи;

• определение изученных грамматических признаков частей речи с опорой на таблицу;

• нахождение орфограммы и решение орфографических задач (самостоятельно или с помощью учителя);

• пользование школьным орфографическим словарем;

• умение находить необходимую информацию в учебнике, простейших справочниках и поисковых системах Интернет.


Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Письмо и развитие речи» 7 класс

уро-

ка


Тема урока

Кол-во часов

Дата


Требования к уровню подготовленности

обучающихся.

Коррекционная

работа


С учит.

С.р





ПОВТОРЕНИЕ (4 часа)




1


Предложение. Главные и второстепенные члены предложения.

1









Умение проводить синтаксический разбор предложения; находить подлежащее, сказуемое и второстепенные члены предложения, ставить к ним вопросы.

Развивать абстрактное мышление при работе со схемами.



Распространённое и нераспространённое предложение


1



Умение находить главные и второстепенные члены в предложения, ставить вопросы к словам в предложении, правильно находить границы предложения.

Развитие мышления и памяти через работу над комментированным письмом.


2





Однородные члены предложения.

Однородные члены предложения, связанные союзами –а, -и, -но

1






Умение правильно ставить знаки препинания при перечислении без союзов, с одиночным союзом и, с союзами а, но.

Развивать логическое мышление через вставку подходящего по смыслу союза между однородными членами.


3

Сложное предложение

Р.Р. Телеграмма – как вид деловой бумаги

1

1



Умение строить сложные предложения, правильно разделять на письме части сложного предложения, ставить знаки препинания.

Умение составлять краткий текст телеграммы.

Развитие связной речи через распространение частей сложных предложений второстепенными членами. Развитие мышления и памяти через работу над комментированным письмом.




Упражнения на закрепление


1



Умение составлять схемы к предложениям с однородными членам.

Развитие концентрации внимания через сравнение схем.


4

Вводный контрольный диктант по теме: «Предложение»

1

1



Умение строить простые предложения с однородными членами и сложные предложения, правильно разделять на письме части сложного предложения, ставить знаки препинания.

Развитие орфографической зоркости через проверку написанного текста.


СОСТАВ СЛОВА(13 часов)





Развитие концентрации внимания через сравнение схем.

5

Родственные слова.

Корень слова

1




Умение находить корень слова, разбирать слова по составу, образовывать новые однокоренные слова

Развивать логическое мышление при исключении лишнего слова в ряду однокоренных слов.


6

Приставка. Суффикс. Окончание.

1

1



Умение разбирать слова по состав, образовывать новые слова.

Развитие слухового внимания путем подбора слов по схемам. Совершенствование орфографической зоркости через выполнение тренировочных упражнений



Упражнения на закрепление


1



Умение делать разбор слова по составу, выделять окончания, суффикс, приставку и корень; подбирать однокоренные слова.

Развитие логического мышления, мелкой моторики пальцев рук через разбор слова по составу


7

Сочинение по картине

В.М.Васнецова «Богатыри»

1




Умение правильно излагать свои мысли; составлять простые и сложные предложения согласно предложенного плана.

Развитие связной устной и письменной речи


8

Правописание безударных гласных в корне слова

1

1



Умение правильно писать безударную гласную в корне слова путём подбора проверочных слов (ударением)

Развитие внимания и памяти через работу над упражнениями.


9

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

1

1



Умение правильно писать звонкие и глухие согласные в корне слова путём подбора проверочных слов (путём изменения формы слова).

Развитие внимания и памяти через работу над упражнениями


10

Непроизносимые согласные в корне слова

1

1



Умение писать непроизносимые согласные в корне слова

Развивать внимание, мыслительную деятельность, устную речь при работе над орфограммами


11

Обучающее изложение по плану «Бурый медведь»

1




Умение правильно излагать свои мысли; составлять простые и сложные предложения согласно предложенного плана.

Развивать логическое мышление, устную и письменную речь при составлении предложений. Развивать зрительное восприятие и связной речи при рассматривании репродукции картины.



Упражнения на закрепление.


1



Уметь объяснять правописание слов с пропущенными орфограммами

Развивать внимание, мыслительную деятельность при умении аргументировать свой ответ.



12

Гласные и согласные в приставках

1




Уметь правильно писать гласные и согласные в приставках; объяснять правописание.

Развитие внимания, памяти при работе над правилами


13

Разделительный твёрдый знак после приставок

1

1



Умение писать разделительный твёрдый знак после приставок пред гласными…

Развивать орфографическую зоркость при комментированном письме.


14

Приставка и предлог Словарный диктант

1

1



Умение дифференцировать слитное написание приставок и раздельное написание предлогов.

Развивать память через заучивание стихотворения наизусть и письмо по памяти..



Упражнения на закрепление.


1



Разбор по составу. Нахождение орфограмм в словах. Объяснение написание гласных и согласных в корне слова.

Развивать орфографическую зоркость при нахождении слов, требующих проверки..


15

Сложные слова

Письмо по памяти

1

1



Уметь образовывать сложные слова их данных корней. Находить корни. Правильно писать сложные слова.

Развивать логическое мышление, речь, отвечая на вопросы, обосновывая ответы.

Развивать навыки словообразования путем сложения двух корней.




Упражнения на закрепление


1



Определение частей в сложном слове, умение правильно писать сложные слова.

Развивать навыки словообразования путем сложения двух корней.


16

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

1




Контроль знаний и умений по данной теме.

Развивать слуховое внимание и восприятие, фонематический слух при письме под диктовку.



Работа над ошибками


1



Самостоятельно выполнять работу над ошибками, используя памятку.

Развивать внимание, мыслительную деятельность через работу над орфограммами


17

Контрольные вопросы и задания по теме «Состав слова»

1




Контроль знаний, умений и навыков по данной теме

Развивать внимание, орфографическую зоркость через проверку написанного текста.



Деловое письмо.

Объяснительная записка.


1



Правильно писать объяснительную записку по общепринятой форме.

Развивать устойчивые самостоятельные навыки грамотного и аккуратного письма.


ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (15 часа)


18

Имя существительное как часть речи. Основные грамматические категории.

1

1



Находить существительное в предложении по вопросам. Доказать, что эти слова существительные. Знать признаки имени существительного.

Развивать логическое мышление при определении частей речи по значению, вопросам и грамматическим формам.


19

Имена существительные собственные и нарицательные. Одушевлённые и неодушевлённые.

1

1



Правильно писать имена собственные.

Развивать речь путем ответов на вопросы, употребление сущ. в ед.ч.







20





Существительные с шипящей на конце

1

1




Правильно писать существительные м. р., ж.р., мн.ч. в Р.п. с шипящими на конце

Развитие мышления, памяти через нахождение существительных в тексте и постановку их в начальную форму.


21-22

Склонение имён существительных в единственном числе

2

2




Определять склонение имен существительных, доказывать, почему они относятся к этому склонению.

Развитие связной речи путем составления словосочетаний.


23



Существительные 1,2. 3 склонения


1

2



Определять склонение имен существительных, доказывать, почему они относятся к этому склонению.

Развивать внимание, орфографическую зоркость через проверку написанного текста.


24

Контрольные вопросы и задания по теме: «Склонение имён существитель-ных в ед.числе»

1




Контроль знаний по данной теме

Развивать внимание, мыслительную деятельность, навыки самоконтроля при работе над орфограммами.


25

Сочинение по картине В.Г. Перова «Охотники на привале»

1




Умение проверять безударное окончание существительных

Развивать зрительное восприятие и связной речи при рассматривании репродукции картины.


26-27

Правописание безударных падежных окончаний имён сущ. 1, 2, 3 склонения в ед. числе

2

1




Проверять написание безударных падежных окончаний путем подстановки существительного того же склонения и падежа с ударным окончанием.

Развивать внимание, мыслительную деятельность при применении правила. Развитие внимания через сравнение окончаний у существительных в каждом из падежей.


28

Проверочный диктант по теме «Склонение имён существительных в ед.числе»

1




Контроль знаний, умений и навыков по данной теме

Развитие орфографической зоркости через проверку написанного текста.



Работа над ошибками


1



Самостоятельно выполнять работу над ошибками, используя памятку.

Развитие внимания, мыслительной деятельности при применении правила.



Упражнения на закрепление


1



Определять склонение имен существительных, доказывать, почему они относятся к этому склонению.

Развитие речи через подбор близких по значению существительных.


29


Склонение имён существительных по множественном числе

Контрольное списывание

1


1



Склонять существительные множественного числа, выделять падежные окончания.

Развитие внимания через сравнение окончаний у существительных в каждом из падежей.



Упражнения на закрепление


1



Определять склонение имен существительных во множественном числе, доказывать, почему они относятся к этому склонению.

Развивать логическое мышление, речь , отвечая на вопросы, обосновывая ответы.


30

Деловая бумага. Заявление

1




Умение писать заявление по общепринятой форме.

Развивать устойчивые самостоятельные навыки по грамотному и аккуратному оформлению документов.


31

Р.Р. Сочинение по репродукции В.М. Васнецова «Спящая красавица»

1




Умение составлять коллективный план , написание сочинения.

Развивать зрительное восприятие и связной речи при рассматривании репродукции картины.



Упражнения на закрепление


1



Определять склонение имен существительных во множественном числе, доказывать, почему они относятся к этому склонению.

Развивать логическое мышление, речь , отвечая на вопросы, обосновывая ответы.


32

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1




Контроль знаний, умений и навыков по данной теме

Развитие орфографической зоркости через проверку написанного текста.




Работа над ошибками


1



Самостоятельно выполнять работу над ошибками, используя памятку.

Развитие внимания, мыслительной деятельности при применении правила.


ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ( 9 часов)


33

Понятие об имени прилагательном. Значение прилагательных в речи.

1

1



Умение находить прилагательные в тексте, ставить к ним вопросы, определять каким членом предложения является, подбирать различные прилагательные к существительному.

Развитие речи через подбор близких по значению существительных


34

Изменение прилагательных по родам

1

1



Умение ставить вопросы от существительных к прилагательным, определять род по вопросу и роду существительного.

Развивать логическое мышление. Подбор существительных к данным прилагательным.


35-36

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода

2

2



Умение склонять прилагательные мужского и среднего рода.

Развитие речи. Пересказ легенды (с. 119 упр.152)Развитие памяти. Заучивание стиха и письмо по памяти.


37

Склонение имён прилагательных женского рода

1

1



Уметь склонять прилагательные женского рода.

Развивать устную связную речь через составление вопросов к предложениям статьи.





Упражнения на закрепление


1



Уметь ставить прилагательное в нужном роде, числе и падеже, определять род, число, падеж прилагательного по существительному и по вопросам.

Развивать мышление и внимание через работу с деформированным текстом.


38

Проверочный диктант по теме «Склонение имён прилагательных в ед. числе»

1




Контроль ЗУ по данной теме. Навыки правописания окончаний имен прилагательных.

Развивать орфографическую зоркость через проверку написанного текста.



Работа над ошибками


1



Самостоятельно выполнять работу над ошибками, используя памятку

Развивать логическое мышление при работе с упражнениями.


39-40

Склонение имён прилагательных во множественном числе

2

1



Уметь склонять прилагательные, определять род, падеж, число.

Работать над развитием логического мышления, внимания, памяти через упражнения.


41

Контрольные вопросы и задания по теме «Имя прилагательное»

1







Уметь делать частичный грамматический разбор прилагательного. Актуализация знаний о связи существительного и прилагательного.

Развивать внимание, мыслительную деятельность, навыки самоконтроля при работе над орфограммами.




Работа над ошибками. Упражнения на закрепление


1



Уметь называть способы проверки безударных окончаний прилагательных.

Развивать произвольное внимание при выполнении упражнений на соотнесение.


МЕСТОИМЕНИЕ ( 7 часов)


42


Местоимения как часть речи. Значение местоимений в речи.

1

1



Уметь находить местоимения в предложении, заменять существительное местоимением, употреблять местоимения

ед.ч. и мн.ч.

Употребление личных местоимений в пословицах, загадках. Развивать, мыслитель-ную деятельность, внимание через работу с деформированным текстом.


43

Личные местоимения 1,2,3-го лица

1




Указывать род местоимений и существительных.

Развивать внимание и память через работу над упражнениями.


44

Личные местоимения 1-го лица

1

1





Уметь указывать род местоимений и существительных.

Развивать внимание, мыслительную деятельность, устную речь при работе над орфограммами.


45


Личные местоимения 2-го лица

1

1



Уметь указывать род местоимений и существительных.

Коррекция долговременной памяти. Следование речевой инструкции


46


Личные местоимения 3-го лица

1

1



Уметь указывать род местоимений и существительных.

Развивать связную устную и письменную речь при работе по иллюстрации.




Упражнения на закрепление


1



Уметь находить местоимения с предлогами в предложении. Правильно писать предлоги с местоимениями и с другими частями речи. Комментирование орфограмм.

Развивать навыки самоконтроля через серию дидактических игр.




Контрольные вопросы и задания


1



Контроль ЗУН по данной теме.

Развивать внимание и память через работу над упражнениями



47

Проверочный диктант по теме «Склонение личных местоимений»

1




Контроль ЗУН по данной теме.

Развивать орфографическую зоркость через проверку написанного текста.




Работа над ошибками.

Упражнение на закрепление


1



Самостоятельно выполнять работу над ошибками, используя памятку.

Развивать внимание, мыслительную деятельность, устную речь при работе над орфограммами.


48


Р.Р. Деловое письмо: письмо

1




Уметь писать письмо по данному плану

Развивать связную устную и письменную речь при составлении письма по плану.


ГЛАГОЛ (13 часов)


49

Глагол как часть речи Изменение глаголов по временам Изменение глаголов по числам

1

1



Умение определять общее значение глагола; дифференцировать части речи; образовывать глаголы от существительных. Уметь дифференцировать глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени по вопросам и времени действия. Уметь определять число и лицо глаголов, подставляя соответствующие местоимения

Развивать внимание, мыслительную деятельность при умении аргументировать свой ответ.

Развивать внимание, память при работе над правилами


50

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам

1

1



Уметь правильно писать глаголы прошедшего времени, определять по вопросам род глаголов прошедшего времени в единственном числе.

Развивать эмоционально- образную память с помощью символического изображения на карточках со словарными словами.



51

Контрольный диктант по теме «Изменение глаголов по времени и числам».

1




Контроль знаний по указанной теме.

Развивать внимание, мыслительную деятельность при работе над орфограммами.



Работа над ошибками


1



Самостоятельно выполнять работу над ошибками, используя памятку.

Развивать логическое мышление, речь через ответы на вопросы.



52


Правописание частицы НЕ с глаголами

1

1



Уметь правильно писать частицу – не с глаголами во всех видах упражнений.

Развивать произвольное внимание при выполнении упражнений на соотнесение.



53


Изменение глаголов по лицам

1

1



Уметь находить в тексте глаголы. Определять число и лицо глаголов.

Развивать слуховое внимание и восприятие, фонематический слух при письме под диктовку.


54


Глаголы 1-го лица

1

1



Уметь находить в тексте глаголы 1-го лица ед.ч и мн.ч. Употреблять глаголы 1-го лица в устной и письменной речи, писать их в соответствии с правилом.

Обогащать активный и пассивный словарь через упражнения, предназначенные для развития грамматических навыков.


55


Глаголы 2-го лица

1

1



Уметь находить в тексте глаголы 2-го лица. ед.ч и мн.ч. Употреблять глаголы 2-го лица в устной и письменной речи, писать их в соответствии с правилом.

Развивать навыки самоконтроля через серию дидактических игр «Скажи, одним словом».


56

Глаголы 3-го лица

1

1



Уметь находить в тексте глаголы 3-го лица ед.ч и мн.ч. Употреблять глаголы 3-го лица в устной и письменной речи, писать их в .соответствии с правилом.

Развивать связную письменную речь при составлении рассказа




Упражнения на закрепление


1



Уметь правильно писать глаголы с - тся и -ться, определять число и лицо глаголов, подставляя соответствующие местоимения.

Развивать фонематический слух через упражнения направленные на узнавание, различе­ние и сравнение отдельных звуков.


57

Правописание личных окончаний глаголов во 2-м лице единственного числа

1

1



Уметь правильно писать окончания глаголов во 2-м лице единственного числа .

Развивать внимание, мыслительную деятельность при умении аргументировать свой ответ.


58


Правописание глаголов в 3-м лице.

1

1



Уметь правильно писать окончания глаголов в 3-м лице.

Развивать мышления через работу с пословицами.




Упражнения на закрепление


1



Уметь применять способы проверки безударных окончаний существительных, прилагательных, глаголов.

Развивать логическое мышление, речь, отвечая на вопросы, обосновывая ответы.


59

Контрольные вопросы и задания по теме: «Глагол».

1




Контроль знаний по указанной теме.

Развивать навыки самоконтроля.


60

Проверочный диктант по теме «Изменение глаголов по числам и лицам»

1




Контроль знаний по указанной теме.

Развивать слуховое внимание и восприятие, фонематический слух при письме под диктовку.



Работа над ошибками


1



Уметь самостоятельно выполнять работу над ошибками, используя памятку.

Формировать и развивать произвольное внимание при выполнении упражнений на соотнесение.


61

Обучающее изложение по плану «Титаник»

1




Уметь составлять коллективный план, написание изложения.

Развивать связную устную и письменную речь при составлении рассказа по плану.


ПРЕДЛОЖЕНИЕ ( 4 часа)


62

Простое и сложное предложение.

Простое предложение с однородными членами.

1




Уметь строить простое распространенное предложение. Уметь устанавливать связи между словами в предложении по вопросам. Умение находить главные члены в предложения, ставить вопросы к словам в предложении, правильно находить границы предложения.

Развивать слуховое внимание и восприятие, фонематический слух при письме под диктовку.


63


Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Контрольное списывание

1

1





Уметь распознавать сложные предложения, соединять части сложного предложения подходящими союзами

Развивать логическое мышление, речь , отвечая на вопросы, обосновывая ответы.


64

Обращение

1

1



Уметь выделять обращения при письме, читать схемы, подбирать примеры к схемам, правильно расставлять знаки препинания, опираясь на схемы.

Развивать орфографическую зоркость через комментированное письмо.



Упражнение на закрепление


1



Уметь читать схемы, подбирать примеры к схемам, правильно расставлять знаки препинания, опираясь на схемы.

Коррекция внимания, речи, памяти, фонематического слуха, расширение знаний об окружающем мире через

распространение предложений


65

Контрольный диктант по теме «Предложение»

1




Контроль знаний по указанной теме.

Развивать слуховое внимание и восприятие, фонематический слух при письме под диктовку.



Работа над ошибками.


1



Уметь самостоятельно выполнять работу над ошибками, используя памятку

Развивать орфографическую зоркость через проверку написанного текста.


ПОВТОРЕНИЕ (3 часа)


66

Части речи

1

1



Уметь определять части речи по вопросам и грамматическим признакам.

Развивать внимание, мыслительную деятельность при умении аргументировать свой ответ.


67

Р.Р. Изложение по плану и опорным словам.

1

1



Уметь составлять коллективный план, писать изложение по плану.

Развивать память, мышление, связную речь через пересказ.


68


Правописание падежных окончаний имён существитель-ных и имён прилага-тельных

1




Уметь делать частичный грамматический разбор , правильно писать безударные окончания имён существительных, имён прилагательных

Развивать мышление через работу с деформированным текстом.



Итого за год по программе 136 часов ( 68 часов для изучения тем с учителем, 68 часов для самостоятельного обучения)



Информационная составляющая:


  1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб.1. – 232с.

  2. Русский язык 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 287с.





Приложение

Тексты контрольных работ

7 класс



1четверть

Вводный диктант по теме:

«Предложение»

Цель:

проверить знания обучающихся по теме.

Задачи:

Совершенствовать навык правописания, формировать навык частичного самостоятельного синтаксического разбора.

Развивать фонематический слух, познавательный интерес;

Воспитывать самоконтроль, любовь к природе , её красоте, чувство прекрасного общения с природой.


На летних каникулах.

Хорошо летом в деревне! Встаю утром и иду на прогулку в берёзовую рощу. Брожу по заросшим тропинкам, сижу на берегу ручья, лежу на зелёной траве. Звенят по ветру лиловые колокольчики, встряхивается белая кашка, качаются пушистые одуванчики.

До обеда работаю в огороде. После обеда иду к реке, в поле или лес. В лесу брожу, собираю ягоды и грибы. На реке я ищу ракушки, ловлю рыбу, а потом купаюсь и иду домой. (70 слов).

Грамматическое задание:

  1. Найти 2 предложения с однородными членами, подчеркнуть их, выделить значком :

  2. Составить схему сложного предложения с однородными членами.

  3. Найти сложное предложение с союзом – а, выделить главные и второстепенные члены предложения.


Контрольный диктант по теме

«Состав слова»

Цель:

проверить знания обучающихся по теме.

Задачи:

Совершенствовать навык правописания.

Развивать фонематический слух, память, внимание, самостоятельность при выполнении грамматического задания.

Воспитывать самоконтроль, аккуратность при выполнении грамматического задания, любовь к природе родного края.



Октябрь.

За лето листья деревьев пропитались солнцем. Они стали багряными и золотыми, отяжелели и полетели по ветру. Зашумел в лесу золотой дождь.

Налетел ветер, закружил пёстрый хоровод. Хлынул ослепительный водопад. По колено в листьях стоят деревья. Шумит ослепительный дождь до утра.

В такие дни человек не может усидеть дома. Его тянет в последний раз побывать наедине с природой. (56 слов).

Грамматическое задание:

1. Выделить в тексте 4 – 5 приставок.

2. Найти в тексте предлоги, подчеркнуть.

3. Разобрать по составу слова:

1вариант - налетит, деревья

2 вариант – золотой, полетели

4. Найти в тексте сложные слова. Выделить корень, подчеркнуть соединительную гласную.



2четверть


Контрольный диктант по теме

«Имя существительное»

Цель:

проверить знания обучающихся по указанной теме.

Задачи:

Совершенствовать навык правописания.

Развивать фонематический слух, память, произвольное внимание, навык определения падежей имен существительных ед. и мн. числа .

Воспитывать самоконтроль, аккуратность при выполнении грамматического задания, любовь к природе родного края.


Таёжные бабочки.

Какой разнообразный мир бабочек в уссурийской тайге! Разноцветными хлопьями вьются они над таёжными цветами и лесными дорогами.

Самые красивые бабочки – это лесные махаоны. Они проносятся над вершинами деревьев, потом снижаются и садятся на цветы или на берег ручья.

Очень любят синие махаоны пить воду. В жаркий день возле лужи собираются они большими компаниями. Сидят и потягивают воду своими длинными хоботками. При полёте синим и зелёным отливают их крылья на солнце. (70 слов).

Грамматическое задание:

1. Найти в тексте 3 существительных единственного числа, определить число, род, падеж.

2. Найти в тексте 3- 4 существительных множественного числа, указать число и падеж.



3 четверть


Контрольный диктант по теме

«Изменение глаголов по времени и числам».

Цель:

проверить знания обучающихся по указанной теме.

Задачи:

Совершенствовать навык правописания.

Развивать фонематический слух, память, произвольное внимание.

Воспитывать культуру письменной речи самоконтроль.


Наступление весны.

В середине марта наступила весна. На ночь землю ещё сковывало морозом, но к обеду она оттаивала и влажно дышала. Снег просел, стал рыхлым, как кусок сахара, который обмакнули в кипяток.

В сквере пахло талой зимой, корой, а прямо у ствола берёзы появился подснежник. И торчит он в крошечной круглой проталинке. Был он весь пушистый!

Серо – зелёная ножка, фиолетовый колокольчик – всё было покрыто серебристыми ворсинками. Оксана сорвала его, но вскоре цветок увял. Его пушистая ножка уже не была упругой.

Этот цветок учёные занесли в Красную книгу. Не рвите подснежники!

(86 слов).

Грамматическое задание:

1. Найти в тексте глаголы прошедшего времени , обозначить число и род глаголов. Выделить окончания.


Контрольная работа за 4 четверть


Тема: « Предложение»

Учебник «Русский язык» для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы – составители Н. Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Москва «Просвещение» 2013 год.


Годовой диктант

Контрольный диктант по теме

«Предложение»

Цель:

проверить знания обучающихся , полученные за год.

Задачи:

Совершенствовать навык правописания.

Развивать фонематический слух, память, произвольное внимание.

Воспитывать культуру письменной речи самоконтроль.


Лосиха.

Осенью на границе особенно тихо. Слышен каждый шаг, шорох.

Вдруг пограничники услышали треск, и из рощи выбежала лосиха с лосёнком. Лосиха остановилась, прислушалась. Из чащи выскочил огромный волк. Лосиха столкнула лосёнка в реку и сама поплыла рядом.

Серый разбойник – тоже к речке. Пограничник вскинул винтовку, но волк заметил и повернул назад.

Пограничники вышли из кустов, а на другом берегу бежала лосиха с лосёнком. Она оглянулась и словно кивнула на прощание головой.

Спасибо, дорогие друзья, за помощь! (76 слов).


Грамматическое задание:

1. Найти в тексте три сложных предложения с союзами и, а, но, в каждой части подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

2. Составить схемы к этим предложениям.



10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!