СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА « Пластилинография – детский дизайн»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пластилинография - это один из новых видов изобразительной деятельности. Занятия пластилинографией способствуют интелектуальному развитию детей. 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА « Пластилинография – детский дизайн»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего

вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевого развития

Детский сад №28 «Колосок»








Утверждаю

Приказ №

от «_____» ________ 20____г.

Заведующий МБДОУ №28 «Колосок»_________Ю.В.Кравцун















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

« Пластилинография – детский дизайн»











Воспитатель :

Клименко Т.М.









Ессентуки


Содержание

  1. Паспорт рабочей Программы

  2. Целевой раздел программы

    1. Актуальность программы

    2. Цель, задачи и принципы Программы

    3. Планируемые результаты освоения Программы

  3. Организационный раздел Программы

3.1Объем занятий в неделю

3.2 Объем нагрузки занятия

3.3 Расписание занятий

4. Содержательный раздел Программы

4.1Содержание рабочей Программы

4.2 Методы и средства

4.3 Календарно – тематическое планирование

5. Приложение

5.1 Работа с родителями

5.2 Рекомендации по организации работы в технике

пластилинография

5.3 Региональный компонент

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом



























1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

« Пластилинография – детский дизайн»


Год разработки

2014

Авторы

Рабочая группа

Цель

Формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные образы, отличающиеся оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью; развитие способности к восприятию художественного произведения.

Задачи


Задачи. I год обучения (2-3 года)


Обучающие:

  • Показать детям разнообразие пластических материалов (глина, пластилин, соленое и сдобное тесто, влажный песок, снег, манная каша), познакомить с их свойствами.

  • Формировать способы зрительного и тактильного обследования хорошо знакомых предметов для уточнения представлений о внешнем виде предметов.

  • Формировать умение видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств.

  • Формировать умение находить связи между предметами и явлениями окружающего мира.


Развивающие:

  • Развивать интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций.

  • Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности.

  • Развивать восприятие, крупную и мелкую моторику.


Воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность.


Задачи. II год обучения (3-4 года)


Обучающие:

  • Учить создавать простейшие формы и видоизменять их – преобразовывать в иные формы, создавая при этом выразительные образы.

  • Формировать умение находить связи между предметами и явлениями окружающего мира.

  • Формировать умение ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество.


Развивающие:

  • Развивать у детей умение видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств колористической, композиционной и смысловой трактовки.

  • Развивать интерес к художественной деятельности.

  • Развивать восприятие, крупную и мелкую моторику.


Воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность, воспитывать желание добиваться успеха собственным трудом.


Задачи. III год обучения (4-5 лет)


Обучающие:

  • Учить создавать оригинальные образы из 2-3 деталей, предавая пропорции и взаимное размещение деталей.

  • Совершенствовать изобразительные умения. Формировать умение передавать несложные движения, изменяя статичное положение тела или его частей.


Развивающие:

  • Развивать умение детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; развивать творческое начало.

  • Развивать восприятие, крупную и мелкую моторику.

  • Развивать интерес к художественной деятельности.


Воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность, воспитывать желание добиваться успеха собственным трудом.


Задачи. IV год обучения (5-6 лет)


Обучающие:

  • Формировать умение грамотно отбирать содержание для пластилинографии.

  • Совершенствовать изобразительные умения.

  • Учить детей анализировать форму предмета, объяснить связь между пластической формой и способом передачи её на плоскости с помощью используемых пластических материалов.

  • Формировать умение отражать в своих работах обобщенные представления о цикличности изменений в природе.

  • Формировать умение создавать многофигурные композиции.


Развивающие:

  • Развивать умение детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; развивать творческое начало.

  • Развивать координационные движения рук в соответствии с характером создаваемого образа.

  • Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

  • Развивать воображение, формировать эстетическое отношение к миру.

  • Развивать интерес к художественной деятельности.


Воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

  • Воспитывать желание добиваться успеха собственным трудом.

  • Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.

  • Воспитывать интерес к произведениям искусства.


Задачи. V год обучения (6-7 лет)


Обучающие:

  • Знакомить с художественными средствами передачи настроения людей и состояния природы.

  • Расширять, систематизировать и детализировать содержание изобразительной деятельности детей.

  • Формировать умение самостоятельно определять замысел сохранять его на протяжении всей работы.

  • Формировать умение создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему.


Развивающие:

  • Развивать умение детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; развивать творческое начало.

  • Развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяженности.

  • Развивать координационные движения рук в соответствии с характером создаваемого образа.

  • Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

  • Развивать воображение, формировать эстетическое отношение к миру.


Воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

  • Воспитывать желание добиваться успеха собственным трудом.

  • Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.

Образовательные

области

Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное

Вид

Дополнительное образование

Модифицированная, составлена на основе методической литературы по изобразительной деятельности для дошкольников

Срок реализации

5 лет

Возраст

2-7 лет

Количество

обучающихся

6-10 детей в группе

Форма организации

и продолжительность

итоговых мероприятий

подгрупповая, продолжительность совместной деятельности зависит от возрастных особенностей

Форма организации

итоговых мероприятий

  • Открытие выставок, галерей творчества

  • Персональные выставки работ

  • Участие в районных, городских, окружных, Всероссийских конкурсах художественной направленности


Методическое

обеспечение

Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2007.

Давыдова Г.Н. Пластилинография — 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006












2. Целевой раздел рограммы

2.1 АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

«ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ – ДЕТСКИЙ ДИЗАЙН».

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ребёнку возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Пластилинография — это один из новых видов изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Занятия пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию детей. Полученные   результаты  и  сам  процесс  работы  раскрывают  творческие способности  ребенка, делают  детский  мир красочнее и духовно  богаче.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. В процессе занятий пластилинографией у ребенка развивается умелость и сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, у детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью. Таким образом, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.

В интересной игровой форме обогащается  словарь детей. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизацию словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии, происходит развитие общих сенсорных качеств: цвет, форма, величина.

Рабочая программа «Платилинография – детский дизайн» является инновационным образовательным программным документом и направлена на реализацию выше изложенных положений.

В основе Программы - концептуальные идеи Л.В. Выготского, Г.В.Плеханова, теория деятельности П.Я Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н.Леонтьева, С.Л. Рубенштейна и теории художественного воспитания детей А.В. Бакушинского, Н.А.Ветлугиной, И.А. Лыковой.

Программа позволяет обеспечить удовлетворение запросов родителей и интересов детей, посещающих детские сады МБДОУ «Детство» в художественно-эстетическом развитии, для достижения полной гармонии с самим собой и окружающим миром, для возможности реализации свободы выбора действий, приобщения детей к искусству.

Предоставление дополнительной платной образовательной услуги и реализация рабочей программы осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе с ними.


2.2 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ "ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ - ДЕТСКИЙ ДИЗАЙН"

Цель:

Формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные образы, отличающиеся оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью; развитие способности к восприятию художественного произведения.


ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ.


Виды изобразительной деятельности

возраст детей

I год обучения (2-3 года)

II год обучения

( 3-4 года)

III год обучения

(4-5 лет)

IV год обучения (5-6 лет)

V год

обучения

(6-7 лет)

1.

Пластилино -графия.

Показать детям разнообразие пластических материалов (глина, пластилин, соленое и сдобное тесто, влажный песок, снег, манная каша), познакомить с их свойствами.

Учить создавать простейшие формы и видоизменять их – преобразовывать в иные формы, создавая при этом выразительные образы.

Учить создавать оригинальные образы из 2-3 деталей, предавая пропорции и взаимное размещение деталей.

Учить детей анализировать форму предмета, объяснить связь между пласиической формой и способом лепки; показать способ лепки на форме или каркасе, предлагать на выбор приемы декорирования лепного образа.

Формировать умение создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему.


РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

возраст детей

I год обучения (2-3 года)

II год обучения

( 3-4 года)

III год обучения

(4-5 лет)

IV год обучения

(5-6 лет)

V год обучения

(6-7 лет)

Развивать восприятие, крупную и мелкую моторику.

Развивать восприятие, крупную и мелкую моторику.

Развивать умение детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; развивать творческое начало.

Развивать интерес к художественной деятельности.


Развивать координационные движения рук в соответствии с характером создаваемого образа.

Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Развивать воображение, формировать эстетическое отношение к миру.


Развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяженности.

Развивать координационные движения рук в соответствии с характером создаваемого образа.

Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Развивать воображение, формировать эстетическое отношение к миру.


ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

возраст детей

I год обучения

(2-3 года)

II год обучения

( 3-4 года)

III год

обучения

(4-5 лет)

IV год

обучения

(5-6 лет)

V год

обучения

(6-7 лет)

Воспитывать трудолюбие, аккуратность


Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Воспитывать желание добиваться успеха собственным трудом.



Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Воспитывать желание добиваться успеха собственным трудом.



Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Воспитывать желание добиваться успеха собственным трудом.

Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.

Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Воспитывать желание добиваться успеха собственным трудом.

Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.

Воспитывать интерес к произведениям искусства.



Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

2.3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Результаты освоения Программы представлены в виде следующих целевых ориентиров:

- ребенок активно и с желанием участвует в разных видах творческой художественной деятельности;

- ребенок использует разные способы выражения своего отношения к окружающему миру в продуктивной деятельности;

- ребенок при создании изображения проявляет воображение, фантазию;

- у ребенка развиты сенсорные эталоны;


- у ребенка развита умелость рук, пинцетное хватание;


- ребенок способен принимать задачу;


- ребенок умеет передавать образы предметов, явлений посредством пластилинографии.



3. Организационный раздел программы

3.1 ОБЪЁМ ЗАНЯТИЙ (НЕДЕЛЯ/МЕСЯЦ)

Длительность занятий зависит от возраста детей, устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13.

Возраст

Максимально допустимый объём занятий в неделю/месяц

2-3 года

ранний возраст

10 минут

40 минут

3-4 года

младшая группа

15 минут

60 минут

4-5 лет

средняя группа

20 минут

80 минут

5-6 лет

старшая группа

25 минут

100 минут

6-7 лет

Подготовительная группа

30 минут

120 минут


3.2 ОБЪЕМ НАГРУЗКИ ЗАНЯТИЯ


Части занятия

Цель

Формы работы

Продолжительность

1.

Мотивация детей

Постановка цели индивидуально или группе детей;

- Вовлечение в совместную деятельность;

- Использование наглядных, информационных средств.

- Развитие интереса у детей к предстоящей деятельности и сосредоточение внимания на предстоящей деятельности.

- сказочное повествование,

- игровые ситуации,

- элементы пантомимы,

- игры-путешествия,

- дидактические игры,

- погружение ребенка в ситуацию слушателя,

- погружение ребенка в ситуацию актера.

Доминирует сказочно-игровая форма преподнесения материала.

- группа раннего возраста – 2-3 минуты;


- младшая группа – 3-4 минуты;


- средняя группа – 4-5 минут;


- старшая подготовительная группа – 5-6 минут.

2.

Пальчиковая гимнастика

- Развитие мелкой моторики.

- Разминка суставов кисти.

- Подготовка руки ребенка к движениям необходимым в художественном творчестве.


- проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов

- группа раннего возраста – 1 минута;


- младшая группа – 2 минуты;


- средняя группа – 2 минут;


- старшая - подготовительная группа – 2 минуты.

3.

Художественно-изобразительная деятельность

-Использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности.

- Формирование у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы.

- Развитие умения передавать эмоции, чувства в практической деятельности.

- задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения;

- литературные произведения;

- музыкальное сопровождение;

- пластические этюды, импровизации;

- нетрадиционные техники рисования;

- дизайн-творчество


- группа раннего возраста – 4 минуты;


- младшая группа – 8 минут;


- средняя группа – 10 минут;


- старшая группа – 15 минут


-подготовительная группа – 20 минут.

4.

Выставка-презентация детских работ

- Решение творческих задач.

- Позитивный анализ результатов с позиции оригинальности, выразительности, глубины замысла.

- соединение коллективных и индивидуальных форм работы;

- выставки детского изобразительного творчества;

- индивидуальные вернисажи;

- совместное обсуждение работ.

- группа раннего возраста – 2 минуты;


- младшая группа – 2 минуты;


- средняя группа – 3 минуты;


- старшая группа – 2 минуты.


подготовительная группа – 3 минуты.




3.2 РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ


ВОЗРАСТ

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ

(МИН.)

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ

ДЕНЬ НЕДЕЛИ

2-3 года (группа раннего возраста)


10


15.30 – 15.40


Понедельник

3-4 года (младшая группа)


15


15.30 – 15.45

Вторник

4-5 лет (средняя группа)

20


15.30 -15.50

Среда

5-6 лет

(старшая группа)


25


15.40 – 16.05

Четверг

6-7лет (подготовительная группа)


30


15.40 – 16.10


Пятница


Программа не может реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования (прогулки, дневного сна, основных занятий, игр). Количество и длительность занятий, проводимых в рамах оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН 2.4.1.3049-13.

Организация совместной деятельности осуществляется во вторую половину дня 1 раз в неделю, 4 раза в месяц с подгруппой 6-8 детей







4. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

4.1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛЫ

ЭТАПЫ

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.

Вводная педагогическая диагностика


- Выявление уровня развития художественных способностей к изобразительной деятельности.

- Выявление уровня владения пластическими и аппликативными умениями, способность к интеграции изобразительных техник.

2.

Художественно-изобразительная деятельность

1-3 год освоения Программы.

Репродуктивный этап

Активная работа с детьми на развитие представлений о художественно-эстетическом образе, побуждение ребенка творить прекрасное в своей повседневной жизни через включение в процесс воспитания и обучения видов изобразительного искусства, обеспечивающих творческую самореализацию своего «Я» в различных видах продуктивной деятельности.



4- 5 год освоения Программы.

Конструктивный этап

Активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию пластилинографии, в умении предавать выразительный образ.

К концу пятого года обучения дети самостоятельно используют пластилинографию для формирования выразительного образа в продуктивной деятельности.

3.

Выставки-презентации детских работ

Презентационный этап

Выставки детского творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ является хорошим стимулом для дальнейшей деятельности.

4.

Итоговая диагностика

Итоговый этап

Успешность выполнения воспитанниками задач тематического плана, индивидуальные задания, помощь в самореализации, определение уровня творческого развития и самостоятельности.

5.

Вернисаж


Формировать основы художественной культуры; закрепить знания об искусстве, как виде творческой деятельности людей. Продолжать развивать у детей интерес и расширять представления о художественной выставке. Учить выделять красивые, радующие глаз компоненты на выставке художественных работ. Воспитывать бережное отношение к созданным произведениям.







4.2 МЕТОДЫ И СРЕДСТВА

Этап

НАЗВАНИЕ ЭТАПА

МЕТОДЫ

СРЕДСТВА

I этап

Предварительная работа

  • Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре).

  • Метод эстетического выбора (убеждение красотой), направленный на формирование эстетического вкуса.

Беседы, работа с наглядным материалом, наблюдение, экспериментирование.

II этап

Вхождение в тему

  • Метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания.

  • Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире.

  • Метод нетривиальных творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности.

Игры, экспериментирование с различными материалами, беседы.

III этап

Художественно-изобразительная деятельность

  • Метод разнообразной художественной практики.

  • Метод сотворчества с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками

  • Метод эвристических и поисковых ситуаций.

Работа с материалами, сотворчество, деятельность.

IV этап

Выставка-презентация детских работ

  • Метод эстетического убеждения.

  • Метод эстетического выбора (убеждение красотой), направленный на формирование эстетического вкуса.

  • Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире.

Выставки, вернисажи, совместное обсуждение работ.







4.3 Календарно-тематическое планирование 2-3 года


п/п

Тема

Техника

Задачи

Материалы

Сентябрь


1


«Яблочки румяные в нашем саду»

Пластилинография


1. Учить освоению приёма рисования пластилином, отрабатывать приём «скатывание». Развивать образное восприятие, учить составлять композицию яблонька в сотворчестве с воспитателем.

2. Развивать образное восприятие, мелкую моторику.

Картон зелёного цвета; пластилин красного цвета; доска для лепки.


2


«На грибной полянке»


Пластилинография


1. Осваивать рисование вертикальных и горизонтальных линий; вносить в картину дополнительные изображения: травы, солнца или тучки с дождём по желанию детей.

2. Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику.

Картон зелёного цвета; пластилин коричневого цвета; карандаши зелёного, жёлтого цвета; доска для лепки.

Октябрь


1


«Пушистое облачко»


Пластилинография


1. Учить создавать образ облачка: отщипывание и примазывание пластилина пальчиками.

2. Вовлекать детей в сотворчество с воспитателем через создание коллективной композиции.

Картон голубого цвета; пластилин белого цвета; доска для лепки.


2


«Листья кружатся, падают в лужицы»


Пластилинография


1. Учить освоению техники рисования пластилином: скатывание шарика, примазывание, нанесение мазка.

2. Вовлекать детей в сотворчество с воспитателем через создание коллективной композиции.

3. Воспитывать любовь к природе, развивать мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

Картон жёлтого цвета; пластилин красного, оранжевого цвета; доска для лепки.

Ноябрь

1


«Дождь-проказник»


Пластилинография


1. Учить рисовать капли дождя путём отщипывания и размазывания маленьких комочков пластилина; отрабатывать приём «скатывания».

2. Развивать чувство ритма, цвета.

3. Воспитывать творческое восприятие окружающего мира.

Картон стального цвета; пластилин синего цвета; доска для лепки.

Декабрь


1


«Ёлочка-красавица, всем ребяткам нравится!»


Пластилинография


1. Учить создавать образ ёлочки, ритмического рисунка веточек, направленных книзу в конусе; обучать нанесению ритмического мазка сверху вниз

2. Развивать мелкую моторику.

Картон синего цвета с шаблоном ёлки; пластилин зелёного цвета, стека; доска для лепки.

Январь


1


«Хвост с узорами, сапоги со шпорами»


Пластилинография


1. Обучать рисованию длинных изогнутых линий с помощью пластилина.

2. Развивать творческие способности.

Картон жёлтого цвета с фигурой петушка, пластилин красного, синего, зелёного, оранжевого цвета; доска для лепки.

Февраль


1


«Шубка для ёжика»


Пластилинография


1. Учить моделированию образа ёжика путём изображения иголочек на спине ритмичными короткими мазками, используя приёмы скатывания и примазывания.

2. Формировать интерес к созданию коллективной композиции.

3. Воспитывать любовь к животным.

Картон жёлтого цвета с фигурой ёжика, пластилин коричневого цвета; доска для лепки.

Март


1


«У солнышка в гостях»


Пластилинография


1. Учить создавать образ солнышка путём размазывания небольших шариков прямым движением в направлении вперёд к себе.

2. Развивать пространственное мышление, восприятие, интерес к рисованию пластилином, мелкую моторику.

Картон голубого цвета с картинкой солнышка, пластилин жёлтого цвета; доска для лепки.

Апрель


1


«Плывёт, плывёт кораблик»


Пластилинография


1. Учить освоению способа рисования волнистых линий, размещённых горизонтально.

2. Развивать чувство формы и композиции.

3. Воспитывать любознательность.

Картон зелёного цвета с картинкой кораблика, пластилин синего цвета; доска для лепки

Май


1


«Первая зелень весны»



Пластилинография


Воспитание интереса к наблюдениям в природе, отражение впечатлений в доступной изобразительной деятельности. Развитие чувства прекрасного (красивое дерево с нежной весенней зеленью).

1. Закреплять умение рисовать пластилином, используя приём прикрепления небольших шариков к основе, преобразования их в овальную форму.

2. Развивать мелкую моторику

3. Воспитывать интерес к наблюдениям в природе, желание отражать имеющиеся впечатления в доступной изобразительной деятельности.

Картон жёлтого цвета с картинкой дерева, пластилин зелёного цвета; доска для лепки







Календарно-тематическое планирование 3-4 года


п/п

Тема

Техника

Задачи

Материалы

Сентябрь


1


«В гости к солнышку»


Пластилинография


1. Закреплять знания о солнышке (для чего оно нужно? какое оно?).

2. Учить передавать образ солнышка, совершенствуя умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму; учить приему сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы.

3. Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук.

4. Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца.

Плотный картон синего цвета, размер ½ А4; пластилин желтого и красного цветов; доска для лепки.



2


«Радуга»


Пластилинография


1. Вызвать интерес к природным явлениям.

2. Учить детей передавать характерное строение радуги (дугообразное расположение цветовых полос).

3. Закреплять умение лепить одинаковой толщины «колбаски».

4. Развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие, глазомер.

Плотный картон синего цвета; пластилин разного цвета; доска для лепки.

Октябрь


1


«Овощи»


Пластилинография


1. Расширять представление детей об овощах (форма, цвет, величина).

2. Учить лепить плоскостные изображения овощей, наносить стекой рельефные рисунки (точки, полоски).

3. Развивать правильное цветовосприятие, мелкую моторику.

Плотный картон жёлтого цвета; пластилин зелёного и красного цвета; стека; доска для лепки.


2


«Мухомор»


Пластилинография


1. Расширить представление детей о грибах (форма, цвет, величина, съедобные-несъедобные).

2. Учить лепить плоскостное изображение мухомора, выделяя его отличительные признаки.

3. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер, цветовосприятие.

Плотный картон жёлтого цвета; пластилин красного и белого цвета; доска для лепки

Ноябрь


1


«Ёлочка зелёная»



Пластилинография


1. Учить детей путём пластилинографии передавать строение ёлки, направление веток, украшать разноцветными шариками.

2. Учить пользоваться стекой, передавая игольчатую пушистость ёлки.

3. Развивать мелкую моторику рук.

Плотный картон жёлтого цвета; пластилин разного цвета; стека; оска для лепки.

Декабрь


1


«Снежинка»


Пластилинография



1. Расширять представления детей о зиме.

2. Учить лепить плоскостное изображение снежинки из отдельно слепленных «колбасок».

3. Развивать мелкую моторику, конструктивные способности.

Плотный картон голубого цвета; пластилин белого цвета; доска для лепки.

Январь


1


«Снеговик»


Пластилинография




1. Показать способы смешивания пластилина разных цветов для получения необходимых оттенков.

2. Формировать цветовосприятие, аккуратность, развивать мелкую моторику рук.

Трафареты снеговика, пластилин, картон голубого цвета, доска для лепки..

Февраль


1


«День рождения медвежонка»


Пластилинография


1. Закреплять умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями; учить преобразованию шарообразной формы в овальную путём надавливания и продвижения пальчика по вертикали вниз.

3. Воспитать чувство сопереживания и совместной радости с игровым персонажем.

4. Развивать эстетическое восприятия.

Плотный картон жёлтого цвета; пластилин коричневого цвета; доска для лепки.

Март


1



«Разноцветные рыбки»


Пластилинография


1. Обучать приёму «скатывания» кругообразными движениями. Закреплять умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями; учить преобразованию шарообразной формы в овальную путём надавливания и продвижения пальчика по горизонтали,

создавая изображение рыбки в движении; учить передавать характерные особенности (раздвоенный хвостик).

2. Развивать пространственное восприятие, мелкую моторику рук.

Плотный картон синего цвета; пластилин красного, зелёного, жёлтого цвета; карандаши зелёного цвета; стека; доска для лепки.

Апрель


1


«Разноцветные букашки»



Пластилинография


1. Расширить представление детей о насекомых. Учить скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму; закреплять умение сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы.

2. Развивать творчество, самостоятельность.

3. Воспитывать интерес к работе с пластилином

Плотный картон жёлтого цвета; пластилин зелёного цвета; доска для лепки.

Май


1


«Салютики над городом»


Пластилинография


1. Учить рисовать салютики пластилином: скатывание небольших комочков в шарики, примазывание их к основе в хаотичных направлениях. Учить прикладывать усилие при работе с подручными материалами: стеки, трубочки, колпачки.

2. Поддерживать интерес к созданию коллективной композиции «вечерний город».

Плотный картон голубого цвета; пластилин красного, зелёного, жёлтого цвета; стека; трубочки; колпачки; доска для лепки.



Календарно-тематическое планирование 4-5 лет


п/п

Тема

Техника

Задачи

Материалы

Сентябрь


1


«Созрели яблочки в саду»


Пластилинография


1. Учить передавать посредствам пластилинографии изображение фруктового дерева: отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева).

2. Развивать эстетическое восприятие природы.


Плотный картон жёлтого цвета с силуэтом дерева, размер А4; пластилин кранного, желтого или зеленого цветов; стека.



2


«Осенние листья»


Пластилинография


1. Закреплять приемы надавливания и размазывания, учить смешивать различные цвета.

2. Поддерживать желание доводить начатое дело до конца, развивать мелкую моторику.

3. Воспитывать навыки аккуратности.

Плотный картон голубого цвета с силуэтом дерева, размер А4; пластилин красного, желтого, оранжевого цветов; стека.


Октябрь


1


«Радужное настроение»


Пластилинография


Правильно подбирать цвета и оттенки.

1. Учить раскатывать пластилин в ладошках, придавая нужную форму, аккуратно размазывать пластилин пальчиком по основе, прорисовывая  детали; правильно подбирать цвета и оттенки.

2. Развивать способности к сюжетосложению и композиции.

3. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность

Плотный картон жёлтого цвета, размер А4; пластилин разных цветов; стека; цветные карандаши.



2


«Весёлый ёжик в лесу»


Пластилинография


1. Учить передавать в работе характерные особенности окраса осенних листьев; правильно выбирать фон для будущей работы; уметь разглядывать различные оттенки цвета.

2.Развивать эстетическое восприятие; мелкую моторику.

Осенние листья, игрушка Ёжик, картон различных цветов размером А4 с нарисованным контуром кленового листка, пластилин; стека; картинки с изображением осенних деревьев.

Ноябрь


1


«Подарок для Хрюши»


Пластилинография


1. Закрепить представления детей о домашних животных, особенностях их внешнего облика. Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина (мягкий, податливый, способен принимать любую форму). Учить детей достигать выразительной передачи формы, цвета, изображений мелких деталей объекта.

2. Развивать мелкую моторику.

3. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином. Вызвать у детей желание делать приятное, дарить подарки.

Пластилин розового цвета; стека; картон яркого цвета 1\2; бисер; бантики.



Декабрь


1


«Откуда ёлочка пришла»


Пластилинография


1. Расширить представления детей об истории новогоднего праздника. Закреплять умения детей использовать в работе нетрадиционную технику изобразительного искусства – пластилинографию. Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала.

2. Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации)

Плотный картон голубого цвета с силуэтом ёлочки, стека; размер А4; пластилин зелёного цвета..


Январь


1


«Снеговик»


Пластилинография


1. Закрепить способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости путём раскатывания, сплющивания.

2. Развивать интерес к экспериментированию через включение в оформление работы «бросового» материала для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте.

Картон голубого (синего) цвета с силуэтом снеговика; размер А4, набор пластилина; белая яичная скорлупа; стека; игрушка снеговик.

Февраль


1


«Танк»


Пластилинография


1. Учить детей лепить плоскостное изображение танка, используя усвоенные ранее приёмы лепки (скатывание, расплющивание, сглаживание границ соединений). Учить передавать форму, характерные детали танка.

2. Развивать мелкую моторику.

3. Воспитывать любовь к своей родине.

Картон голубого цвета с силуэтом танка; размер А4, пластилин зелёного цвета; стека; игрушка танк.

Март


1


«Воздушные шары для праздника»



Пластилинография



1. Учить детей раскатывать ладонями шарики разного размера, цвета; затем расплющивать придавливающими движениями, располагая на горизонтальной поверхности.

2. Развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие.

Картон жёлтого цвета с силуэтом шарика; размер А4; набор пластилина; стека; игрушка воздушный шарик.

Апрель


1


«Душистый снег»



Пластилинография


1. Учить детей изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина. Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином — раскатывание, сплющивание, сглаживание.

2. Развивать мелкую моторику рук, эстетическое восприятие.

3. Воспитывать любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве.

Картон розового цвета с силуэтом дерева; размер А4; пластилин белого цвета; стека; иллюстрации цветущих деревьев.

Май


1


«Божья коровка на ромашке»


Пластилинография


1. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе; закрепить использование в творческой деятельности детей технического приема – пластилинографии, формировать обобщенные способы работы посредством пластилина.

2. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.

Картон зелёного цвета с силуэтом ромашки; размер А4; пластилин белого и жёлтого цвета; стека; наклейка «божья коровка».







Календарно-тематическое планирование 5-6 лет


п/п

Тема

Техника

Задачи

Материалы

Сентябрь


1


«Живые яблочки на веточках»


Пластилинография

1. Расширить представления детей о зимующих птицах, условиях их обитания.

2. Научить изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика.

3. Закрепить приемы скатывания, расплющивания, деления на части с помощью стеки.

4. Развивать цветовосприятие

Плотные шаблоны из картона с силуэтом снегирей; пластилин; стека.


2



«Змейка»


Пластилинография

1.Расширить представления детей о многообразии живых существ, местах их обитания.

2.Формировать умение украшать объект декоративным узором, используя скатывание, расплющивание.

Развивать эстетический вкус, цветовосприятие.

Плотный картон розового цвета с силуэтом змейки, размер А4; стека.

.

Октябрь


1


«Петушок с семьей»


Пластилинография

1. Закрепить знания о домашних птицах, их внешнем облике, повадках.

2. Учить лепить объект из отдельных деталей.

3. Развивать координацию рук, мелкую моторику.

4. Развивать формовосприятие.

Плотный картон жёлтого цвета с силуэтами петуха, курицы и цыплёнка, размер А4; стека.

.


2


«Лебеди»


Пластилинография

1. Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней.

2. Закреплять умения детей работать с пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при раскатывании, расплющивании в создаваемых предметах.

3. Развивать мелкую моторику.

Плотный картон голубого цвета с силуэтом лебедя, размер А4; стека.

.

Ноябрь


1


«Совушка, сова - большая голова»


Пластилинография

1. Расширить представления детей о лесной птице – сове.

2. Учить создавать композицию из отдельных частей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание.

3. Развивать мелкую моторику рук при создании композиции из пластилина.

Плотный картон фиолетового цвета с силуэтом совы, размер А4; стека.

.

Декабрь


1


«Пингвины на льдине»


Пластилинография

1. Познакомить детей с представителями животного мира - пингвинами.

2. Учить передавать характерное строение птицы.

3. Развивать творческое воображение, цветовосприятие.

Плотный картон голубого цвета с силуэтами льдины и пингвина, размер А 4; стека.

.

Январь

1


«Мишка косолапый»



Пластилинография

1. Дать детям представление об образе жизни бурых медведей.

2. Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (мохнатость).

3. Развивать цветовосприятие.

Плотный картон белого цвета с силуэтом медведя, размер А4; стека.

.


Февраль


1


«Три поросенка»


Пластилинография

1. Закрепить и расширить представления детей о домашних животных, об особенностях их внешнего облика.

2. Продолжать знакомить со свойствами пластилина: мягкий, податливый, способен принимать заданную форму.

3. Учить достигать выразительности через более точную передачу формы, цвета.

4. Развивать моторику пальцев рук.

Плотный картон розового цвета с силуэтом поросёнка, размер А4; стека.

.

Март


1


«Разные коты»


Пластилинография

1. Прививать любовь и бережное отношение к «братьям меньшим».

2. Учить передавать строение фигуры кошки, разное положение туловища животного.

3. Развивать мелкую моторику рук.

Плотный картон лилового цвета с силуэтом кота, размер А4; стека.

.

Апрель


1


«Осьминог»


Пластилинография

1. Познакомить детей с представителями морского дна, рассказать об их особенностях, приспособленности к жизни в водной среде.

2. Развивать воображение, образную память, умение продумывать композиционное построение изображения.

3. Способствовать развитию формообразующих движений руки в работе с пластилином.

Плотный картон синего цвета с силуэтом осьминога, размер А4; стека.

.

Май


1


«Жираф»


Пластилинография

1. Воспитывать интерес к животным, пробуждать желание изобразить животное.

2. Поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу, вносить в композицию дополнения, соответствующие заданной теме.

3. Развивать мелкую моторику рук.

Плотный картон оранжевого цвета с силуэтом жирафа, размер А4; стека.

.









Календарно-тематическое планирование 6-7 лет


п/п

Тема

Техника

Задачи

Материалы

Сентябрь


1


«Осенний букет»



Пластилинография

1. Продолжить знакомить детей с одним из видов изобразительной техники – прямой многослойной фактурной пластилинографией.

2. Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы, развивать чувство цветовосприятия;

3. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

Плотные шаблоны из картона в виде листьев различных пород деревьев и плодов осени; пластилин; стека; осенние листья; репродукция картины И. Левитана «Золотая осень».



2


«Матрёшечки - подружки»



Пластилинография

1. Познакомить детей с историей создания русской матрёшки, закреплять понимание взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора.

2. Развивать умения отражать характерные особенности оформления матрёшки в нетрадиционной технике – обратной пластилинографии.

3. Воспитывать интерес к народной игрушке.

Пластиковые заготовки с контурным изображением Матрёшки; пластилин; стека; большая матрёшка.

Октябрь


1


«Осенняя берёза»


Пластилинография


1. Расширить знания детей о деревьях (строение, величина, вид).

2. Учить лепить плоскостные изображения берёзы, равномерно располагая осенние листья по веткам берёзы. Закреплять умение скатывать очень тонкие «колбаски» для нанесения характерности строения ствола.

3. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, цветовосприятие, глазомер.

Плотный картон голубого цвета с силуэтом, размер А4; стека.

.


2


«Клоун»


Пластилинография


1. Учить лепить плоскостные изображения клоуна из отдельных частей и словесной инструкции воспитателя. Закреплять умение в скатывании между ладоней шарика и его сплющивания.

2. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, цветовосприятие, глазомер.

Плотный картон голубого цвета с силуэтом, человека А4; стека.

.

Ноябрь


1


«Домашние животные кролики»


Пластилинография


1. Познакомить детей с кроликами.

2. Закрепить умение создавать лепную картину с выпуклым изображением.

3. Развивать у детей живой интерес к природе.

Плотный картон жёлтого цвета, размер А4; стека.

Декабрь


1


«Снегурочка»



Пластилинография

1. Добиваться реализации выразительного, яркого образа, с опорой на жизненный опыт детей. 2. Развивать образное мышление, умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения – прямую контурную модульную пластилинографию.

3. Развивать чувство формы, пропорций и цвета; вызвать яркие эмоции в ожидании праздника.


Плотный картон розового (сиреневого или лилового) цвета с силуэтом Снегурочки, размер А4; блестки и бисер для украшения; кукла Снегурочка для рассматривания; стека.


Январь


1


«Зимующие птицы»



Пластилинография

1. Расширять представления детей о зимующих птицах, развивать умения передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности.

2. Формировать навыки изображать птиц, передавать особенности внешнего облика.

3. Закреплять приёмы скатывания, расплющивания, примазывания, соединяя прямую и многослойную пластилинографию.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Плотный картон светло-фиолетового (голубого) цвета, размер '/2 А4; набор пластилина; стека; фотоиллюстрации с зимующими птицами

Февраль


1


«Ветка ели с шишками»


Пластилинография

1. Учить передавать выразительный образ заснеженной ветки ели в технике пластилинографии.

2.Развить мелкую моторику рук, аккуратность.

Пластилин, картон, стеки

Март


1


«Подснежники»


Пластилинография

1. Обучать детей воплощать в художественной форме своё представление о первоцветах.

2. Развивать умение изображать цветы при помощи пластилина, закреплять умения смешивать пластилин разного цвета для получения выразительности образа средствами многослойной пластилинографии.

3. Развивать чувство формы и цвета.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.


Картон прямоугольной формы (под рамку) нежно-голубого цвета; пластилин разных цветов; стеки; фотоиллюстрации с первоцветами.


Апрель


1


«Паруса»



Пластилинография

1. Закреплять один из приёмов многослойной пластилинографии – цветовую растяжку, показывая его возможности для колористического решения темы и усиления её эмоциональной выразительности. 2. Развивать композиционные умения.

3. Воспитывать эстетическое отношение к природе.


Картон разной формы (прямоугольной, квадратной, круглой, овальной и т. д.) и разных размеров; пластилин разных цветов; стеки; репродукции картин художников-маринистов

Май


1


«Улица города»




Пластилинография

1. Дать детям представление об архитектуре города.

2. Развивать умения растягивать пластилин по поверхности, создавая рельефные объекты средствами прямой и обратной пластилинографии в сочетании с контурными и мозаичными элементами.

3. Развивать мелкую моторику рук. 4. Воспитывать коллективные, дружеские взаимоотношения.


Картонные шаблоны домов городской архитектуры и живых насаждений (деревьев, клумб и цветов); пластиковые заготовки с контурным изображением машин; пластилин; стеки; незаконченная композиция «Улица города» с проезжей частью на цветном картоне А1; иллюстрации, художественные фотографии, набор открыток с видами архитектуры города.


5. Приложение

5.1 Работа с родителями

 – непосредственно  индивидуально изучается запрос  семьи  на воспитательные  и  образовательные услуги, учитываются их  пожелания;

- проводятся  консультации, беседы,  анкетирование родителей;

-организовываются  выставки  детских  работ.

 

В рамках реализации программы дополнительного образования «Пластилинография – детский дизайн» определена система работы с родителями (законными представителями) воспитанников.

Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений и др.

Организуются разные формы работы с родителями, разработана тематика родительских собраний, консультаций по вопросам развития ручной умелости у детей младшего возраста, мастер – класс, беседы .

 

5.2 Рекомендации по организации работы в технике пластилинография


- во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;

-- предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка;

-- устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;

-- покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее "жизнь".

При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики.

В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.

Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.

При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.

Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.

Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными инструментами. Для изображения тонких пластилиновых нитей можно использовать пластмассовые шприцы без игл.

Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика.

В процессе обучения детей пластилинографии важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом. 


Материалы для создания пластилиновой картины:

- картон с контурным рисунком;

- набор пластилина;

- салфетка для рук;

- стеки;

- бросовый и природный материалы.


5.3 Региональный компонент


Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом

ДАТА



ТЕМА

ОБЛАСТИ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

сентябрь

Наша Родина в России

Цель: Уточнить знания детей о том ,что у наше города есть имя; как оно появилось; прививать чувство гордости за него

Р.Р.

П.

Соц.ком.

ИЗО

- Беседа «Имя города»,

- Чтение стихов о Ессентуках,

- Рассматривание карты Ставропольского края

Изготовление панно «Мой город»

октябрь

История города

Цель: познакомить детей с историей возникновения города, его названия; вызвать интерес к своему городу, прививать чувство гордости за него.

Р.р

П.

Чтение

С.К.р.

Худ.Деят

- Беседа «История города»,

- Чтение легенд о возникновении города,

- Рассматривание открыток «Ессентуки»

- Работа над картиной «Казацкая станица»

( начало 19 века)

Ноябрь

Достопримечательности города 1( Грязелечебница, Питьевая галерея, Курортный парк)

Цель: Вызвать у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города, воспитывать чувства гордости за город

Р.р.

П.р.

Чтение

С.К.р.

Худ.Деят.

- Экскурсия по городу «Достопримечательности города»,

- Знакомство с символикой города Ессентуки»

Участие в выставке работ «Символы города»

Декабрь

Достопримечательности города 2 ( Сан. Виктория, Механотерапия, Верхние ванны)

Цель: Вызвать у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города, воспитывать чувства гордости за город

Р.р.

П.р.

Чтение

С.К.р.

- Экскурсия по городу «Достопримечательности города»,

- Знакомство с символикой города Ессентуки»

Выставка работ : « Мой любимый город»

Январь

Символика города

Цель: познакомить с символикой г. Ессентуки и Ставропольского края

РР

П

Худ. Деят.

СКР

- Знакомство с гербом города

- знакомство с символикой г Ессентуки



- Д/И «Сложи герб и флаг г. Ессентуки»

Изготовление коллективной работы

« Символика города»

Февраль

Известные люди города

Цель: вызвать у детей интерес к жизни города Ессентуки, чувство уважения и гордости за знаменитых земляков.

РР

П

Худ. Деят.

СКР

- беседа «Знаменитые земляки» ( художники, писатели).

-рассматривание репродукций художников

:Н. А. Ярошенко, В.Г.Кленова

Март


Предприятия родного города

Цель: познакомить с санаториями г.Ессентуки, воспитывать у детей чувство уважения к людям труда. Интерес к профессиям

РР

П.р.

Худ. Деят.

СКР

- Д/И «Чей логотип»

- Д/И «Санатории г. Ессентуки»

- Знакомство с творчеством А.Екимцева, И.В.Кашпурова

Апрель

Вот моя улица

Цель: продолжать формировать у детей интерес к своей малой родине, улице, жилым домам; Закреплять знания домашнего адреса, дать детям понятие о происхождении некоторых улиц города.

РР

П

Худ. Деят.

СКР

- прогулки по микрорайону

- Викторина «Знатоки родного города»

- « Путешествие в музей» ( Демонстрация слайдов с экспонатами краеведческого музея)


Май

Боевая слава города

Цель: Познакомить с памятными местами войны г. Ессентуки; воспитывать чувство благодарности к ветеранам ВОВ

ПР

СКР

ХУД ДЕЯТ

- Экскурсия в парк Победы к Вечному огню

- изготовление поделок для ветеранов ВОВ

- Изготовление открыток к 9 мая из пластилина










Литература:

1. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007

2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. Планирование, конспекты, методические рекомендации.- М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009

3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации.- М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009 г.

4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации.- М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009

5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации.- М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009

6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации.- М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009

7. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Художники М. В. Душин, В .Н .Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия и К°», 1998.

8. Давыдова Г.Н. Пластилинография — 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006

9. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

10. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

11. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

12. И. А. Лыкова «Художественный труд в детском саду» (средняя, старшая группы). - Цветной мир,2011

13. И. А. Лыкова «Изобразительное творчество в детском саду» занятия в ИЗОстудии- ТЦ

СФЕРА- М.2009»

14. Шорыгина Т.А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. – М.: Книголюб, 2006.

15. Р. М. Литвинова , А .Т. Пащенко Региональная культура: художники, писатели, композиторы ( сборник 2) Ставрополь 2010г.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!