Рабочая программа
по кружковой работе «Звёздочка»
(вторая младшая группа)
на 2021 – 2022 учебный год
Направление: художественно – эстетическое
Разработал:
Воспитатель: Филина В.А.
2021-2022г.
Пояснительная записка
В современном мире воспитатели и специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти, мелкой моторики. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Следовательно, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться в школе письму или счёту, а так же то новому – например, иностранные языки.. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по пластилинографии так же весьма актуальна, так как именно пластилинография способствует развитию сенсомоторики – чему согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментом - стека. На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструмент и работать им).
Пластилиновая живопись — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие пластилиновая живопись имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин, если мы бы рисовали масляными красками, а также картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии или «живописи» является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками).
Данная техника хороша тем, что она доступна всем и детям младшего дошкольного возраста, и детям старшего школьного возраста и конечно же взрослым людям. Эта техника позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество не только детей, но и самих взрослых, делает его более увлекательным и интересным. А заинтересовать детей это самое важное при работе с ними.
Занятия пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию.
Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творческие способности ребенка, делают детский мир красочнее и духовно богаче.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Художественно-эстетическая», «Художественная литература», тесно переплетаются с жизнью детей, с той образовательной, игровой деятельностью, которую они осуществляют постоянно.
Такое построение занятий по ”Пластилинографии” способствует более успешному освоению образовательной программы. Реализуется познавательная активность детей. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти ребёнка.
В интересной игровой форме обогащается словарный запас детей. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомятся с художественными произведениями, стихами, загадками, потешками, пальчиковыми играми.
Сенсорное развитие так же занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии, происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в их творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Создание программы дополнительного образования обосновано отсутствием пластилинографии в образовательной программе с дополнительным количеством времени по развитию ручных умений у детей дошкольного возраста. Также данная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
Программа дополнительного образования
Цель программы
Цель: развитие ручной моторики у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии и пластилиновой живописи.
Задачи:
- передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии и пластилиновой живописи;
- освоить простейшие действия с пластилином – раскатывание, сплющивание, вытягивание, размазывание;
- формировать умения детей обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета;
- вырабатывать навыки аккуратной работы с пластилином;
- воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им;
- воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах;
- развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;
- формировать художественно-эстетический вкус детей;
Решаются разнообразные технические и воспитательные задачи.
- Научиться не выходить за контур рисунка;
- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его;
- Использовать несколько цветов пластилина;
- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.);
- Научиться пользоваться инструментом - стека;
- Научиться доводить дело до конца;
- Научиться аккуратно, выполнять свои работы;
- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми;
- Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий;
- Научиться действовать по образцу воспитателя;
- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя;
- Самостоятельно решать творческие задачи;
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы и атрибуты для его осуществления.
Принципы работы
Программа разработана с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:
1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
2. Принцип гуманистичности - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.
4.Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
5. Принцип системности - решение поставленных задач в системе занятий по пластилинографии.
Этапы работы
Этап № 1. Подготовительный
Задачи перед ребёнком:
- Освоить прием надавливания;
- Освоить прием вдавливания;
- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца;
- Освоить правильную постановку пальца;
- Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками;
- Научиться работать на ограниченном пространстве.
Этап № 2. Основной
Задачи перед ребёнком:
- Научиться не выходить за контур рисунка;
- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его;
- Использовать несколько цветов пластилина;
- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.);
- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой;
- Научиться доводить дело до конца;
- Научиться аккуратно, выполнять свои работы;
- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми;
- Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий;
- Научиться действовать по образцу воспитателя;
- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя.
Этап № 3. Итоговый
Задачи перед ребёнком:
- Самостоятельно решать творческие задачи;
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы;
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ
1.Вводная часть: организационный момент, интеграция (чтение художественной литературы, пальчиковая гимнастика).
2.Основная часть: объяснение и практическая деятельность.
3.Заключительная часть: пальчиковая игра и подведение итогов – похвала детей за труд и красоту созданной композиции.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
По количеству детей участвующих в занятии – групповая.
По дидактической цели - комбинированные формы занятий.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Занятия проводятся 1 раз в неделю с сентября по май, длительностью.
для детей младшей группы – 15 минут;
для средней группы-20 минут;
для детей старшей группы - 25 минут;
Для детей подготовительной группы - 30 минут.
Условия реализации программы
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками).
Данная техника хороша тем, что она доступна детям старшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с дошкольниками.
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей: - способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей; - способствуют развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.
Дети учатся планировать свою работу и доводить ее до конца. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.
Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний.
Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.). Такое построение занятий способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети реализуют познавательную активность.
Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти.
Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения. В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми.
Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих. В ходе занятий дети знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми; появляются элементарные математические представления о счете, размере, величине; развиваются сенсорные эталоны.
Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве. Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики.
У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью, они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др. Создание программы дополнительного образования обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей дошкольного возраста.
Так – же данная программа обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в дошкольном возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
Техника безопасности работы с пластилином и особенности используемого материала.
Пластилин - мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов: - несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе. - в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна. Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям: Для работы использовать плотный картон. Основу покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин. На рабочем столе ребенка должна обязательно присутствовать доска или клеенка, салфетка для рук.
Ожидаемые результаты.
Пластилинография способствует освоению образовательной программы. К концу года дети:
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Способы проверки результатов освоения программы "Пластилинография" проходят в виде смотров-выставок в каждой группе, где в процессе просмотра работ, дети вместе с родителями обсуждают работы, интересуются оригинальностью замысла и воплощением его в работе.
Календарно-тематический план занятий по пластилинографии с детьми 3-4 года :
месяц | № занятия | тема |
сентябрь | 1 | Знакомство со свойствами пластилина |
2 | Зернышки для курочки |
3 | Зеленые и жёлтые горошины (лимон) |
4 | Яблочки румяные |
октябрь | 1 | Осенняя берёзка |
2 | Дождик капает из тучки |
3 | Солнышко |
4 | Зелёные огурчики |
ноябрь | 1 | Овощи на тарелке |
2 | Фрукты в вазе |
3 | Бусы для мамочки |
4 | Клубочки для котенка |
декабрь | 1 | Дерево в снегу |
2 | Снежинка |
3 | Снеговик |
4 | Елка новогодняя огоньками светится |
январь | 1 | ------------ |
2 | Домик для Зайки |
3 | Звездное небо |
4 | Пирамидка |
февраль | 1 | Аквариум: водоросли |
2 | Аквариум: улитка |
3 | Аквариум: камешки |
4 | Аквариум: рыбка |
март | 1 | Цветы для мамы |
2 | Украсим кукле платье |
3 | Заборчик для козлят |
4 | Птичка - невеличка |
апрель | 1 | Сорока – белобока (коллективная работа) |
2 | Набухают почки – распускаются листочки |
3 | Гусеница |
4 | Божья коровка, улети на небо |
май | 1 | Салют |
2 | Радуга - дуга |
3 | Бабочка |
4 | Травушка - муравушка |
Календарно-тематический план занятий по пластилинографии с детьми 4-5 лет :
месяц | № занятия | тема |
сентябрь | 1 | Воздушные шар. |
2 | Бусы для Люси |
3 | Овощи для засолки |
4 | Варим варенье |
октябрь | 1 | Чудо грибочки (коллективная работа) |
2 | Осеннее дерево |
3 | Птичка |
4 | Ёжик |
ноябрь | 1 | Клубочки для котенка |
2 | Украсим маме кружку |
3 | Ель на горке |
4 | Ель на горке |
декабрь | 1 | Снеговик |
2 | Снеговик |
3 | Украсим елку к празднику (коллективная работа) |
4 | Украсим елку к празднику (коллективная работа) |
январь | 1 | ------------ |
2 | Украсим торт (коллективная работа) |
3 | Утка с утятами |
4 | Мышка норушка и золотое яичко |
февраль | 1 | Украсим платье кукле Кате |
2 | Улитка литка выпусти рога |
3 | Аквариум: камешки |
4 | Аквариум: рыбка |
март | 1 | Мимоза для мамы |
2 | Украсим туфельку. |
3 | Вышла курочка гулять (коллективная работа) |
4 | Летит самолет |
апрель | 1 | Разноцветный светофорчик |
2 | Черепашка |
3 | Гусеница |
4 | На лугу насекомые |
май | 1 | Салют |
2 | Цветик семицветик |
3 | Радуга-радуга |
4 | Летний пейзаж (коллективная работа). |
Календарно-тематический план занятий по пластилинографии с детьми 5-6 лет :
месяц | № занятия | тема |
сентябрь | 1 | Осеннее дерево |
2 | Змейка |
3 | Живые яблочки на веточках |
4 | Петушок с семьей |
октябрь | 1 | Лебеди |
2 | Лебеди |
3 | Осенняя береза |
4 | Осенняя береза |
ноябрь | 1 | Кролик |
2 | Кролик |
3 | Кошка |
4 | Кошка |
декабрь | 1 | Пингвины на льдине |
2 | Пингвины на льдине |
3 | Новогодние шары (коллективная работа) |
4 | Елка новогодняя огоньками светится |
январь | 1 | ------------ |
2 | Мишка косолапый |
3 | Мишка косолапый |
4 | Три поросенка |
февраль | 1 | Корабль |
2 | Корабль |
3 | Аквариум: камешки (коллективная работа) |
4 | Аквариум: рыбка (коллективная работа) |
март | 1 | Ваза для мамы |
2 | Такие разные коты |
3 | Кактус в горшочке |
4 | Удивительная дымка |
апрель | 1 | Веселый клоун |
2 | Веселый клоун |
3 | Душистый снег цветущих яблонь |
4 | Душистый снег цветущих яблонь |
май | 1 | Городец |
2 | Городец |
3 | Рыбка золотая |
4 | Летний пейзаж (коллективная работа). |
Календарно-тематический план занятий по пластилинографии с детьми 6-7
месяц | № занятия | тема |
сентябрь | 1 | Осенний букет (клиновый лист) |
2 | Осенний букет (клиновый лист) |
3 | Грибочки |
4 | Грибочки |
октябрь | 1 | Осенний пейзаж (разные деревья) |
2 | Осенний пейзаж (разные деревья) |
3 | Гроздь рябины |
4 | Ёжик |
ноябрь | 1 | Матрешечки подружки |
2 | Матрешечки подружки |
3 | Розоцветные рыбки |
4 | Разноцветные рыбки (аквариум коллективная работа) |
декабрь | 1 | Снежинка |
2 | Снежинка |
3 | Новогодняя игрушка (коллективная работа) |
4 | Новогодняя игрушка |
январь | 1 | ------------ |
2 | Снегири |
3 | Снегири |
4 | Совушка-сова большая голова |
февраль | 1 | Совушка-сова большая голова |
2 | Удивительная дымка |
3 | Удивительная дымка |
4 | Чудо хохлома |
март | 1 | Чудо хохлома |
2 | Городец |
3 | Городец |
4 | Сказочная гжель |
апрель | 1 | Сказочная гжель |
2 | Перо жар птицы (коллективная работа) |
3 | Перо жар птицы (коллективная работа) |
4 | На лугу насекомые |
май | 1 | Одуванчик словно солнышко желты |
2 | Одуванчик словно солнышко желты |
3 | Ромашковый луг |
4 | Ромашковый луг |
Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приёмов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Важное значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают приём «вливание одного цвета в другой».
Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно - образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка. Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии детей. Такие занятия будут способствовать не только овладению детьми практическими навыками, но и научат их любоваться природой, бережно к ней относиться, помогут проникнуться любовью даже к самому маленькому, неказистому цветку. И тогда дети никогда бездумно не сорвут, не затопчут, не причинят вреда растению сами и остановят от неразумного шага других.
Работа с родителями
Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских учреждениях. Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей, горячо любящих свою Родину. В семье, несмотря на постоянно возрастающий культурный уровень людей, взрослые члены семьи не всегда имеют достаточные педагогические знания, не умеют установить правильные отношения между собой и с ребенком, не проявляют достаточной заботы о гармоничном развитии его личности. Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми. Важно, чтобы родители заботились об эстетическом развитии своих детей, чтобы литература, музыка, произведения живописи, народное творчество, ручной труд прочно входили в жизнь семьи.
Формы работы с родителями разнообразны: живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок и мастер-классов, проведение консультаций, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др. Ведется эта работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.
Индивидуальные формы работы с родителями — это беседы, консультации, поручения родителям и т. п. Для коллектива родителей организуются общие консультации, выступления на родительских собраниях, мастер - классы, выставки, дни открытых дверей и т. д.
Общаясь с родителями индивидуально, есть возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи ребенку, дать родителям конкретные советы. Чтобы привлечь родителей к работе с детьми дома по развитию мелкой моторики, в родительские уголки групп помещаются консультации Родители заинтересовались на мастер-классе или посетив выставки работ увидели успехи детей, стали приносить различный материал для изготовления поделок и начали заниматься дома. Участие родителей всегда стимулирует работоспособность детей и повышает интерес к играм и занятиям по развитию мелкой моторики.
Список литературы.
1. А, А. А Поделки из пластилина и соленого теста / А А. А, Анистратова, Н.И. Гришина. - М.: Оникс, 2010. - 558 c.
2. Адамчик, М. В. Все секреты пластилина. Развиваем моторику рук / М.В. Адамчик. - М.: Астрель, 2014. - 996 c.
3. Альбом. Аппликации из пластилина "Яркие пейзажи" (для детей 3-5 лет).. - Москва: РГГУ, 2013. - 504 c.
4. Аппликации из пластилина: 3-6 лет. - М.: Феникс, 2015. - 300 c.
5. Багрянцева, А. Домашние животные из пластилина / А. Багрянцева. - М.: Эксмо, 2014. - 615 c.
6. Багрянцева, Алена Зоопарк из пластилина / Алена Багрянцева. - М.: Эксмо, 2012. - 588 c.
7. Багрянцева, Алена Ферма из пластилина / Алена Багрянцева. - М.: Эксмо, 2013. - 575 c.
8. Батий, Я. Страна пластилина / Я. Батий. - М.: Ранок, 2013. - 660 c.
9. Берд, Генри Н. Пластилин колец / Берд, Генри Н., Кенни, Дуглас К.. - М.: SIMPOSIUM, 2002. - 266 c.
10. Больгерт, Нелли Лепим из пластилина / Нелли Больгерт , Сергей Больгерт. - М.: Робинс, 2012. - 885 c.
11. Больгерт, Нелли Мультстудия "Пластилин" / Нелли Больгерт , Сергей Больгерт. - М.: Робинс, 2012. - 658 c.
12. Веселый пластилин. 16 поделок. 3-6 лет. - М.: Искательпресс, 2013. - 995 c.
13. Веселый пластилин. Первые шаги. Выпуск 1. - М.: Фламинго, 2014. - 974 c.
14. Веселый пластилин. Первые шаги. Выпуск 2. - М.: Фламинго, 2014. - 124 c.
15. Веселый пластилин. Первые шаги. Выпуск 3. - М.: Фламинго, 2014. - 978 c.
16. Веселый пластилин. Первые шаги. Выпуск 4. - М.: Фламинго, 2014. - 925 c.
17. Волкова, Наталия Разноцветный пластилин. Оригинальные поделки для веселого творчества / Наталия Волкова. - М.: Эксмо, 2011. - 593 c.
18. Волкова, Наталья Викторовна Лепим из пластилина вместе с детьми / Волкова Наталья Викторовна. - М.: Эксмо, 2012. - 686 c.
19. Волшебный пластилин. - М.: АСТ-Пресс, 2011. - 665 c.
20. Волшебный пластилин. - М.: Ранок, 2013. - 202 c.
21. Гагин, Тимур В. Пластилин мира, или Курс "НЛП-практик" как он есть / Гагин Тимур В.. - М.: Институт психотерапии и клинической психологии (ИПиКП), 2012. - 676 c.
22. Генри, Н. Берд Пластилин колец / Генри Н. Берд, Дуглас К. Кенни. - М.: Симпозиум, 2002. - 266 c.
23. Горичева, В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина / В.С. Горичева. - М.: Академия развития, 2007. - 308 c.
24. Деркач, Т.Б. Пластилин. Лепим вместе / Т.Б. Деркач. - М.: Дрофа, 2013. - 771 c.
25. Деркач, Т.Б. Пластилин. Лепим по образцу / Т.Б. Деркач. - М.: Дрофа, 2013. - 677 c.
26. Деркач, Т.Б. Пластилин. Леплю сам / Т.Б. Деркач. - М.: Дрофа, 2013. - 471 c.
27. Деркач, Т.Б. Пластилин. Посмотри и повтори / Т.Б. Деркач. - М.: Дрофа, 2013. - 707 c.
28. Диденко, Н.Д. Сказочный пластилин / Н.Д. Диденко. - М.: Феникс, 2013. - 615 c.
29. Другова, Елена Новогодняя сказка. Лепим из пластилина / Елена Другова. - М.: Питер, 2014. - 961 c.
30. Другова, Елена Пластилиновый аквариум. Лепим из плавающего пластилина / Елена Другова. - М.: Питер, 2013. - 243 c.
31. Забавные зверушки. Лепим из пластилина. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2011. - 943 c.
32. Забавные самоделки из пластилина. - М.: Эксмо, 2013. - 318 c.
33. Зайцев, В. Б. Поделки из пластилина / В.Б. Зайцев. - М.: Рипол Классик, 2011. - 458 c.
34. Зайцева, Анна Поделки из пластилина. Лепим вместе с детьми / Анна Зайцева. - М.: Эксмо, 2012. - 298 c.
35. Зайцева, Анна Чудесный пластилин. Лепим вместе с детьми / Анна Зайцева. - М.: Эксмо, 2011. - 889 c.
36. Игнатова, А. Вектор пластилина / А. Игнатова. - М.: Детгиз, 2013. - 905 c.
37. Кабаченко, Сергей Животные из пластилина. Пошаговые мастер-классы / Сергей Кабаченко. - М.: Эксмо, 2015. - 429 c.
38. Карленок, И.В. Секреты лепки из пластилина. Шаг за шагом / И.В. Карленок. - М.: Эксмо, 2014. - 730 c.
39. Карлсон, Морин Секреты пластилина для детей / Морин Карлсон. - М.: Астрель, 2013. - 196 c.
40. Каток, С.Л. Волшебный пластилин / С.Л. Каток. - М.: АСТ, 2013. - 710 c.
41. Козлова, И. С. Красивые фигурки из пластилина / И.С. Козлова, В.С. Тундалева. - М.: Владис, Рипол Классик, 2013. - 152 c.
42. Козлова, И. С. Фигурки из пластилина. Красивые вещи своими руками / И.С. Козлова, В.С. Тундалева. - М.: Рипол Классик, Владис, 2012. - 216 c.
43. Комоед, Н.И. Чудесный пластилин / Н.И. Комоед. - М.: Попурри, 2010. - 630 c.
44. Кьюксарт, Б. Пластилинолепие. Занятия с пластилином для детей дошкольного возраста. Учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования / Б. Кьюксарт. - М.: Национальное образование, 2015. - 144 c.
45. Лебедева, Е.Г. Простые поделки из бумаги и пластилина / Е.Г. Лебедева. - М.: Айрис-пресс, 2013. - 628 c.
46. Ленгина, Юлия Константиновна Картины из пластилина / Ленгина Юлия Константиновна. - М.: Феникс, 2014. - 399 c.
47. Лепим из пластилина. - Москва: Гостехиздат, 2000. - 272 c.
48. Лепнин, В. Лепим животных из пластилина / В. Лепнин. - М.: Клуб семейного досуга, 2014. - 689 c.
49. Лепнин, В. Лепим из пластилина / В. Лепнин. - М.: Клуб семейного досуга, 2012. - 331 c.
50. Лесовская, Светлана Герои сказок из пластилина / Светлана Лесовская. - М.: Эксмо, 2012. - 482 c.
51. Лесовская, Светлана Зверушки из пластилина / Светлана Лесовская. - М.: Эксмо, 2012. - 989 c.
52. Ллимос, Пломер Анна Мастерим из пластилина / Ллимос Пломер Анна. - М.: Клуб семейного досуга, 2013. - 254 c.
53. Лыкова, И.А. Лепка из пластилина. Сказка. 5-8 лет / И.А. Лыкова. - М.: Карапуз, 2010. - 712 c.
54. Лыкова, И.А. Плывет-плывет кораблик. Лепим игрушки из пластилина / И.А. Лыкова. - М.: Цветной мир, 2012. - 984 c.
55. Лыкова, И.А. Рельефные картины. Лепим из глины, пластилина, соленого теста / И.А. Лыкова. - М.: Цветной мир, 2015. - 768 c.
56. Лыкова, Ирина Жил-был пластилин. Лепим бабушкины сказки... и играем / Ирина Лыкова. - М.: Цветной мир, 2012. - 697 c.
57. Макаренко, М.К. Рисуем пластилином / М.К. Макаренко. - М.: Ранок, 2015. - 146 c.