МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
БАРАБИНСКИЙ ФИЛИАЛ
ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01. ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ПО ВИДУ ХОРОВОЕ НАРОДНОЕ ПЕНИЕ)
ВД.01.МДК 01.01. Хоровое и ансамблевое пение
Раздел «Народный инструмент (гармонь, баян)
по специальности 53.02.05 Сольное и хоровое народное пение
(по виду Хоровое народное пение)
Углубленной подготовки
Очная форма обучения
Барабинск 2017
Содержание
1. Паспорт рабочей программы профессионального модуля 4
2. Результаты освоения профессионального модуля 9
3. Структура содержание профессионального модуля 11
4. Условия реализации программы профессионального модуля 27
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля 34
Паспорт программы профессионального модуля
ПМ.01 Исполнительская деятельность
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Исполнительская деятельность является частью программы подготовки специалиста среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 53.02.05 Сольное и хоровое народное пение (по виду Хоровое народное пение) углубленной подготовки укрупненной группы специальностей 53.00.00 Музыкальное искусство в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) Исполнительская деятельность (по виду хоровое народное пение) и соответствующих профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций:
ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, хоровой и ансамблевый репертуар (в соответствии с программными требованиями).
ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации в народных хоровых и ансамблевых коллективах.
ПК 1.3. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.
ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.
ПК 1.5. Систематически работать над совершенствованием исполнительского репертуара.
ПК 1.6. Применять базовые знания по физиологии, гигиене певческого голоса для решения музыкально-исполнительских задач.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в учреждениях дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовке работников в области культуры и искусств при наличии среднего (полного) общего образования.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
чтения с листа и транспонирования сольных и ансамблевых вокальных произведений среднего уровня трудности;
самостоятельной работы с произведениями разных жанров, в соответствии с программными требованиями;
чтения ансамблевых и хоровых партитур;
ведения учебно-репетиционной работы;
применения фортепиано в работе над сольными и ансамблевыми вокальными произведениями;
аккомпанемента голосу в работе над произведениями разных жанров (в соответствии с программными требованиями);
сценических выступлений с сольными и хоровыми номерами;
уметь:
использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста;
профессионально и психофизически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы с хоровыми, ансамблевыми и сольными программами;
использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения;
применять теоретические знания в исполнительской практике;
пользоваться специальной литературой;
слышать партии в хоре и ансамбле с различным количеством исполнителей;
согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при работе в ансамбле и хоре;
самостоятельно работать над исполнительским репертуаром;
использовать выразительные возможности фортепиано для достижения художественной цели в работе над исполнительским репертуаром;
использовать навыки актерского мастерства в работе над сольными и хоровыми произведениями в концертных выступлениях.
знать:
сольный и хоровой исполнительский репертуар средней сложности, включающий произведения основных вокальных жанров народной музыки;
художественно-исполнительские возможности голосов;
особенности развития и постановки голоса, основы звукоизвлечения, технику дыхания;
профессиональную терминологию;
ансамблевый репертуар, включающий произведения основных вокальных жанров народной музыки;
художественно-исполнительские возможности голосов в вокальном ансамбле и хоре;
особенности работы в качестве артиста-вокалиста в составе хора и ансамбля, специфику репетиционной работы хора и вокального ансамбля;
исполнительский учебный репертуар для фортепиано (в соответствии с программными требованиями);
специальную учебно-педагогическую литературу по фортепиано;
выразительные технические возможности фортепиано.
В соответствии с Листом согласования с комиссией работодателей от 31.08.2017 г. при распределении часов вариативной части ППССЗ (всего 474 ч.) определены дополнительные требования к знаниям и умениям выпускника:
Выпускник должен уметь:
- Профессионально и психофизически владеть собой в процессе репетиционной работы с хоровым коллективом;
- Исполнять партии в составе хорового коллектива в разных жанрах хоровой музыки.
- Передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки.
- Исполнять партии в составе хорового коллектива, в том числе произведения, отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом.
- Изучать специальную литературу.
- Использование технических навыков и приёмов игры на баяне;
- Осваивать разнохарактерный репертуар.
- Самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения на народном инструменте;
- Выполнять дыхательную гимнастику;
- Развитие вокальной техники: пение legato, non legato;
- Развитие вокальной техники: пение staccato;
- Развитие артикуляционной гимнастики по средствам упражнений Миловановой Т.А.;
- Вокальное интонирование - синтез разговорной и музыкальной речи.
- Способы звукоизвлечения на инструменте.
- Фразировка и интонирование мелодической ткани.
- Динамика различных голосов в фактуре.
- Тембровая окраска изучаемого репертуара.
- Педаль, технология ее применения.
- Анализ музыкальной формы изучаемого репертуара.
- Работа над жанровыми особенностями репертуара.
- Игра мелодического голоса с линией баса и простейшим гармоническим сопровождением.
- Игра многоголосной фактуры с пением одного из голосов.
- Игра многоголосной фактуры с правильным смысловым соотношением голосов по динамике, тембру и звукоизвлечению.
Выпускник должен знать:
- Формы и направления хоровых коллективов.
- Жанры хоровой музыки.
- Приемы работы над хоровым произведением
- Происхождение народных инструментов и история музыкально - исполнительских школ.
- Технические и выразительные возможности инструментов.
- Технические навыки и выразительные средства при развитии голосового аппарата.
- Выразительные средства музыки и их применение в исполнительской практике.
- Особенности работы над произведениями различных жанров.
- Последовательность работы над аккомпанементами к вокальным сочинениям и хоровыми партитурами.
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля
За счет часов обязательной части ППССЗ
всего часов | 965 | в том числе |
максимальной учебной нагрузки обучающегося | 965 | часов, в том числе: |
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося | 643 | часов, |
самостоятельной работы обучающегося | 322 | часов; |
учебной и производственной практики | 792 | часов. |
| |
Дополнительные требования к знаниям и умениям выпускника повлекли за собой следующее распределение часов вариативного цикла ППССЗ:
на МДК.01.01 раздел «Хоровой класс» – 170ч.;
МДК. 01.01 раздел «Техника сольного исполнительства» - 76ч.;
МДК.01.01 раздел «Народный инструмент» (гармонь, балалайка) – 57 ч.;
МДК.01.01 раздел «Музыкальный инструмент» (фортепиано) – 171 ч.
За счет часов вариативной части ППССЗ
всего часов | 474 | в том числе |
максимальной учебной нагрузки обучающегося | 474 | часов, в том числе |
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося | 265 | часов, |
самостоятельной работы обучающегося | 133 | часов; |
учебной и производственной практики | 130 | часов. |
Результаты освоения профессионального модуля
ПМ.01 Исполнительская деятельность
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видами профессиональной деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, хоровой и ансамблевый репертуар (в соответствии с программными требованиями). |
ПК 1.2. | Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации в народных хоровых и ансамблевых коллективах. |
ПК 1.3. | Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии. |
ПК 1.4. | Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений. |
ПК 1.5. | Систематически работать над совершенствованием исполнительского репертуара. |
ПК 1.6. | Применять базовые знания по физиологии, гигиене певческого голоса для решения музыкально-исполнительских задач. |
|
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4 | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно – коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством. |
ОК 7 | Ставить цели, мотивировать деятельность подчинённых, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) |
Всего, часов | в т.ч. практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 1.3. ПК 1.4. ПК 1.5. ПК 1.6. | Раздел 1. Хоровое и ансамблевое пение. | 965 | 643 | 581 | - | 322 | - | 514 | - |
ПК 2.1. ПК 2.2. ПК 2.3. ПК 2.4. ПК 2.5. ПК 2.6. ПК 2.7. | Раздел 2. Планирование репетиционных занятий для работы хора и вокального ансамбля | 109 | 73 | 40 | - | 36 | - | 170 | 108 |
Вариативная часть циклов ППССЗ |
ПК 1.5. ПК 1.6. | МДК. 01.01. Хоровой класс. | 170 | 113 | 79 | | 57 | | - | |
ПК 1.4. ПК 1.5. | МДК. 01.01 Народный инструмент (Гармонь, баян). | 57 | 38 | 24 | | 19 | | | |
ПК 1.5. ПК 1.6. | МДК. 01.01. Техника сольного исполнительства. | 76 | 51 | 43 | | 25 | | | |
ПК 1.4. ПК 1.5. | МДК. 01.01. Музыкальный инструмент (фортепиано). | 171 | 114 | 92 | - | 57 | - | - | - |
| УП 03. Народный танец | | | | | | | 130 | |
| Всего: | 1548 | 1032 | 859 | | 516 | | 814 | 108 |
3.2.Структура и содержание профессионального модуля
ПМ.01. ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ПО ВИДУ ХОРОВОЕ НАРОДНОЕ ПЕНИЕ)
ВД.01.МДК 01.01. Хоровое и ансамблевое пение
Раздел «Народный инструмент (гармонь, баян)
| 131/66 |
Тема 2.14. Инструментарий и методы контроля качества процесса и результатов дополнительного образования в избранной области деятельности - художественно-исполнительские возможности музыкальных инструментов | Содержание Ознакомление с инструментом, его историей, звучанием и выразительными возможностями. Освоение новой терминологии. Изучение техники игры на инструментах. Ознакомление с посадкой за инструментом, постановка рук, игрового аппарата, корпуса | 10 |
Практические занятия (самостоятельная работа) Работа над посадкой и постановкой инструмента. Изучение художественно-выразительных возможностей каждого инструмента | 3 |
Тема 2.15. Инструментарий и методы контроля качества процесса и результатов дополнительного образования в избранной области деятельности - приемы игры и штрихи как средства выразительности музыки, технология их исполнения | Содержание Ознакомление с понятиями: приемы игры и штрихи. Виды приемов игры: основные и колористические. Особенности написания приемов игры. Особенности исполнения приемов игры на инструменте. Основные исполнительские штрихи (стаккато, легато, нон легато, маркато). Особенности написания штрихов. Технология исполнения штрихов: стаккато, легато, нон легато, маркато. Артикуляционное исполнение штрихов. Зависимость исполнения штрихов от характера, темпа и стиля музыки. | 10 |
Практические занятия (самостоятельная работа) Закрепление навыков исполнения основных и колористических приемов игры на инструменте Закрепление навыков исполнения основных штрихов и их разновидностей Исполнение музыкальных произведений, основанных на применении разных приемов игры Исполнение музыкальных произведений, основанных на применении разнообразных штрихов | 3 |
Тема 2.16. Педагогические и методические основы развития творческой индивидуальности личности в избранной области деятельности - техническая работа над художественным произведением | Содержание Основные этапы работы над музыкальным произведением: ознакомление с произведением, чтение нот с листа. Детализация работы над музыкальным произведением. Подготовка к публичному выступлению. Работа над аппликатурой. Понятие аппликатура и позиционная аппликатура. Изучение основных аппликатурных правил. Расстановка аппликатуры в изучаемых произведениях. Фразировка. Выявление структуры построения мелодической линии. Определение объема музыкальных фраз. Связь мелодической линии и фразировки. Понятие фразировочная лига – особенности написания лиг. Особенности исполнения фраз – моменты взятия и снятия звука. Анализ строения музыкальной ткани произведения (нахождение мотивов, фраз, предложений, цезур). Работа над звуком. Выявление особенностей звукоизвлечения. Работа над качеством исполнения звука. Слуховой контроль при работе над звуком. Работа над динамикой. Динамика как средство выразительности музыки. Освоение тембра, динамики и штрихов. Агогика и метро-ритмические особенности. Основные агогические термины. Работа над ритмическими особенностями произведений. Изучение инструктивного материала (гаммы, арпеджио, упражнения, этюды) Изучение мелизмов и трелей Взаимосвязь музыкального и технического развития для создания художественного образа исполняемого репертуара. | 101 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля ПМ.01 Исполнительская деятельность предполагает наличие учебных кабинетов для индивидуальных, групповых занятий и по междисциплинарному курсу «Хоровое и ансамблевое пение» со специализированным оборудованием.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета для групповых занятий по профессиональному модулю включает в себя наличие:
компьютеров;
наглядно-учебных пособий (таблиц, схем);
музыкальных инструментов;
классной доски.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета для индивидуальных занятий по профессиональному модулю включает в себя наличие:
компьютера,
пюпитра,
музыкальных инструментов;
нотного материала;
наглядно-учебных пособий (таблиц, схем);
методических пособий.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов,
основной литературы
Основные источники:
1. Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано: учебное пособие. – 4-е изд./ А.Д. Алексеев. – СПб.: Лань; Планета музыки, 2017. – 280с.
2. Алчевский, Г. Таблицы дыхания для певцов и их применение к развитию основных качеств голоса: уч. пос. /Г.А. Алчевский. - 2-е изд., стер.- СПб.: Лань; ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2014.- 64 с.
3. Бархатова, И.Б. Гигиена голоса для певцов: уч. пос. для вузов/ И.Б. Бархатова.- СПб.: Лань; ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2015.- 128 с.
4. Огороднов, Д.Е. Методика музыкально-певческого воспитания: уч. пос. /Д.Е. Огороднов.- 4-е изд., испр.- СПб.: Лань; ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2014.- 224 с.
5. Осеннева, М.С. Работа с детским хором: уч. пос. для студ. муз. фак. вузов/М.С. Осеннева, В.А. Самарин.- М.: Академия: Музыка, 2016, 2003.- 192с.
6.Стулова, Г.П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором: уч. пос./Г.П. Стулова.- СПб.: Лань; ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2014.-176 с.
7. Цыпин, Г. М. Обучение игре на фортепиано: учебник для СПО /Г. М. Цыпин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - 188 с.
8. Цыпин, Г.М. Музыкальное исполнительство. Исполнитель и техника: учебник для СПО /Г.М. Цыпин.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2016.- 186 с.
9. Юдин, С.П. Певец и голос: о методологии и педагогике пения /С.П. Юдин.- изд. стер.- М.: КД «ЛИБРОКОМ», 2014.- 142 с.
Дополнительные источники:
1. Виардо, П. Упражнения для женского голоса. Час упражнений: уч. пос. /Пер. А.Ю.Ефимова.- СПб.: Лань; ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2013.- 144 с.
2. Николаева, А. Школа игры на фортепиано /под общ. ред. А. Николаева; Сост. А. Николаев, В. Натансон, Л. Рощина.- М.: Музыка, 2017, 2007.- 200 с.
3. Цыганова, Г.Г. Новая школа игры на фортепиано /авт.- сост. Г.Г. Цыганова, И.С. Королькова.- 5-е изд.- Ростов н/Д.: Феникс, 2016, 2008.- 206 с.
4. Чесноков, П.Г. Хор и управление им: уч. пос. для вузов /П.Г. Чесноков.- 4-е изд., стер.- СПб.: Лань; ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2015. - 512 с.
Интернет – ресурсы:
1. Баренбойм, Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство [Электронный ресурс] - Электрон.дан. - СПб.: Лань, Планета музыки, 2017. - 340 с. - Доступ из ЭБС «Лань»
2. Вишнякова, Т.П. Практика работы с хором: Учебное пособие. [Электронный ресурс] / Т.П. Вишнякова, Т.В. Соколова. - Электрон. дан. - СПб.: Лань, Планета музыки, 2017. - 112 с. - Доступ из ЭБС «Лань»
3. Гутман, О. Гимнастика голоса. Руководство к развитию и правильному употреблению органов голоса в пении и система правильного дыхания [Электронный ресурс] — Электрон. дан. - СПб.: Лань, Планета музыки, 2017. - 80 с. - Доступ из ЭБС «Лань»
4. Дмитревский, Г.А. Хороведение и управление хором. Элементарный курс: учебное пособие [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - СПб.: Лань, Планета музыки, 2017. - 112 с. - Доступ из ЭБС «Лань»
5. Заседателев, Ф.Ф. Научные основы постановки голоса [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - СПб.: Лань, Планета музыки, 2017.- 112 с. - Доступ из ЭБС «Лань»
6. Искусство народного пения: традиции, исполнительство, педагогика [Электронный ресурс].- М.: Пробел-2000 , 2014. - 102, 1 с.-Доступ из ЭБС «НЭБ»
7. Левин, И. Искусство игры на фортепиано: Учебное пособие [Электронный ресурс] - Электрон.дан. - СПб. : Лань, Планета музыки, 2017. - 64 с. - Доступ из ЭБС «Лань»
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса при реализации профессионального модуля
4.3.1. Требования к условиям проведения занятий
Реализация профессионального модуля осуществляется параллельно с освоением общепрофессиональных дисциплин «Сольфеджио», «Музыкальная грамота», «Элементарная теория музыки», «Гармония», «Анализ музыкальных произведений», «Музыкальная информатика».
Реализация профессионального модуля осуществляется:
по МДК01.01. Хоровое и ансамблевое пение
в | I | семестре с учебной нагрузкой | 64 | часа; |
| | | | |
во | II | семестре с учебной нагрузкой | 110 | часов; |
| | | |
в | III | семестре с учебной нагрузкой | 64 | часа; |
| | | |
в | IV | семестре с учебной нагрузкой | 110 | часов; |
| | | |
в | V | семестре с учебной нагрузкой | 80 | часов; |
| | | |
в | VI | семестре с учебной нагрузкой | 110 | часов; |
|
в | VII | семестре с учебной нагрузкой | 48 | часов; |
| | | |
в | VIII | семестре с учебной нагрузкой | 57 | часов. |
по МДК01.02. Основы сценической подготовки
в | VI | семестре с учебной нагрузкой | 22 | часа; |
| | | | |
в | VII | семестре с учебной нагрузкой | 32 | часа; |
| | | | |
в | VIII | семестре с учебной нагрузкой | 19 | часов. |
Реализация вариативной части профессионального модуля осуществляется:
по МДК01.01. Хоровой класс
в | I | семестре с учебной нагрузкой | 16 | часов; |
| | | |
во | II | семестре с учебной нагрузкой | 22 | часа; |
| | | |
в | III | семестре с учебной нагрузкой | 16 | часов; |
| | | |
в | IV | семестре с учебной нагрузкой | 22 | часа; |
| | | |
в | V | семестре с учебной нагрузкой | 16 | часов; |
| | | | |
в | VI | семестре с учебной нагрузкой | 21 | час. |
по МДК01.01. Техника сольного исполнительства.
в | VII | семестре с учебной нагрузкой | 32 | часа; |
| | | | |
в | VIII | семестре с учебной нагрузкой | 19 | часов. |
по МДК01.01. Народный инструмент (гармонь, баян)
| | | | |
в | IV | семестре с учебной нагрузкой | 22 | часа; |
| | | | |
в | V | семестре с учебной нагрузкой | 16 | часов; |
по МДК01.01. Музыкальный инструмент (фортепиано)
в | I | семестре с учебной нагрузкой | 16 | часов; |
| | | |
во | II | семестре с учебной нагрузкой | 22 | часа; |
| | | |
в | III | семестре с учебной нагрузкой | 16 | часов; |
| | | |
в | IV | семестре с учебной нагрузкой | 22 | часа; |
| | | |
в | V | семестре с учебной нагрузкой | 16 | часов; |
| | | | |
в | VI | семестре с учебной нагрузкой | 22 | часа. |
4.3.2.Требования к условиям организации практики
При реализации ПМ.01 Исполнительская деятельность (по виду Хоровое народное пение) предусматривается проведение следующих видов практики: Учебная практика и Производственная практика (по профилю специальности).
Учебная практика проводится рассредоточено и направлена на обеспечение тесной связи между теоретической и практической подготовкой обучающихся, подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы.
Производственная практика проводится концентрированно и направлена на предоставление первоначального опыта практической деятельности; создания условий для формирования профессиональных компетенций; углубление студентом первоначального профессионального опыта; дальнейшее формирование общих и профессиональных компетенций; проверку готовности обучающихся к самостоятельной трудовой деятельности; подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы.
Учебная и Производственная практика (по профилю специальности) участвуют в формировании общих и профессиональных компетенций при освоении профессионального модуля ПМ.01. Исполнительская деятельность (по виду Хоровое народное пение). Учебная практика представляет собой самостоятельную работу по подготовке и проведения индивидуальных, мелкогрупповых и групповых занятий, направленных на самосовершенствование и самореализацию. Производственная практика представляет собой самостоятельную работу студентов по подготовке и проведению занятий; выбора различных форм, методов и приемов педагогической работы с детьми разного возраста и возможностей; разработке и оформлению различного рода документации педагога сольного и хорового народного пения, связанных с учебными занятиями.
Учебная практика проводится в учебном заведении, где обучаются студенты. Производственная практика проводится в организациях, направление деятельности которых соответствуют профилю подготовки обучающихся.
Цели и задачи, программы и формы отчетности по практикам определяются колледжем и доводятся до студентов до начала прохождения практик.
Аттестация по итогам учебной и производственной практик проводится с учётом результатов, подтверждённых документами соответствующих организаций.
4.3.3.Требования к условиям консультационной помощи обучающимся
При подготовке к экзаменам, выпускной квалификационной работе по модулю ПМ.01 «Исполнительская деятельность (по виду Хоровое народное пение)» предусматривается проведение консультаций с обучающимися в пределах отведенного времени.
Форма проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяется колледжем.
4.3.4.Требования к условиям организации внеаудиторной деятельности обучающихся.
Внеаудиторная работа сопровождается методическим обеспечением.
Реализация профессионального модуля обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам.
Во время самостоятельной подготовки студенты обеспечиваются бесплатным доступом к сети Интернет.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Исполнительская деятельность (по виду Хоровое народное пение)».
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
руководители практики из числа преподавателей колледжа, имеющих высшее профессиональное образование по профилю профессионального модуля;
руководители и заместители руководителя общеобразовательных учреждений, детских школ искусств, музыкальных школ, учреждений культуры.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, хоровой и ансамблевый репертуар (в соответствии с программными требованиями). | Эффективное использование слухового контроля для управления процессом исполнения. Выполнение самостоятельной работы в процессе освоения учебного исполнительского репертуара. Применение навыков актерского мастерства в работе над сольными и хоровыми произведениями в концертных выступлениях. | Наблюдение, анализ, экспертная оценка работы студентов на практическом занятии. Представление самостоятельной работы над хоровой партитурой в форме контрольного урока. Демонстрация навыков актерского мастерства в форме концертного выступления. |
ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации в народных хоровых и ансамблевых коллективах. | Эффективное использование технических навыков и приемов, средств исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста. Исполнение хорового репертуара с учетом грамотного применения теоретических знаний, навыков интонационно - точного исполнения многоголосия и яркого сценического воплощения. | Наблюдение и корректировка индивидуальной работы обучающихся в процессе репетиций. Контрольное прослушивание репертуара с последующим обсуждением качества исполнения. Демонстрация актерского и хореографического мастерства во время экзамена и концертных выступлений. |
ПК 1.3. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии. | Демонстрация навыков использования техническими средствами звукозаписи и эффективное использование умений в репетиционной работе в условиях студии. | Наблюдение, самоанализ, практическая проверка и экспертная оценка на практических занятиях в условиях студии. |
ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений. | Взаимодействие с обучающимися и преподавателями смежных дисциплин в ходе учебной работы. Обоснованное применение теоретических знаний в исполнительской практике. | Эффективное применение базовых теоретических знаний и умений при самостоятельном анализе исполнительского репертуара в процессе поиска интерпретаторских решений. Контрольное прослушивание с последующим обсуждением структуры произведения, особенностей гармонического, мелодического и интонационного развития. |
ПК 1.5. Систематически работать над совершенствованием исполнительского репертуара. | Демонстрация способность слышать партии в ансамблях с различным количеством исполнителей, дифференцировать их по динамике и тембру. | Наблюдение, анализ, экспертная оценка в процессе практических занятий в хоровом классе. |
ПК 1.6. Применять базовые знания по физиологии, гигиене певческого голоса для решения музыкально – исполнительских задач. | Планирование самостоятельной работы с учетом знаний физиологии и гигиены певческого голоса и способности психофизически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы. | Наблюдение, анализ, экспертная оценка в процессе практических занятий по постановке голоса и технике сольного исполнительства. |
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Активное приобщение населения к миру искусств, вовлечение детей и взрослых в концертную деятельность. | Наблюдение, экспертная оценка на практических занятиях и экзаменах в форме собеседования. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Проявление инициативы в поиске собственных трактовок и интерпретаций известного репертуара. Способность аранжировать народные песни и хоровой репертуар. | Экспертная оценка производственной практики. Просмотр мероприятий, организованных студентами самостоятельно. Отчёт студентов о проделанной работе в форме письменного самоанализа. |
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | Нахождение решений в нестандартных ситуациях и способность нести ответственность за выполняемую деятельность. | Экспертная оценка. Анализ творческих работ по производственной практике в форме письменного самоанализа. |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач и личностного развития. | Устная проверка, собеседование. Экспертная оценка на практических занятиях при выполнении творческих работ по учебной и производственной практик. |
ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. | Применение навыков использования информационно - коммуникативных технологий в профессиональной деятельности. | Устная проверка, собеседование. Экспертная оценка на практических занятиях при выполнении творческих работ по учебной и производственной практике. |
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством. | Проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий. Умение создать комфортную рабочую обстановку в коллективе. | Наблюдение, самоанализ, экспертная оценка на занятиях при выполнении творческих работ по учебной и производственной практик. |
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчинённых, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. | Проявление способности к анализу и проектированию своей деятельности. | Собеседование, контроль за работой студентов на производственной практике в форме тестирования. |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личного развития, занимаясь самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | Нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач и личностного развития. | Собеседование и экспертная оценка на практических занятиях при выполнении творческих работ по учебной и производственной практике. |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности. | Собеседование и экспертная оценка на практических занятиях при выполнении творческих работ по учебной и производственной практике. |