СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ПМ.02 "Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа профессионального модуля является частью программы подготовки специалистов среднего звена   по специальности  35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство (базовой подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): «Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов»  и соответствующих профессиональных компетенций.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ПМ.02 "Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов"»

ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Нижегородской области

«КРАСНОБАКОВСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ»














РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.02 «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ

ПО ОХРАНЕ И ЗАЩИТЕ ЛЕСОВ»


Специальность: 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство»


























р.п. Красные Баки

2018 г.

Рассмотрена на заседании цикловой

комиссии профессиональных модулей

Протокол № __ от «___» _______ 2018 г.

Председатель ______ О.Ю. Игнатенко

Соответствует требованиям ФГОС по специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство»

Зам. директора по учебной работе

______________ О.Н. Спирин

«_______» _____________ 2018 г.






Рабочая программа учебного модуля ПМ. 02 «Организация и проведение мероприятий по защите и охране лесов» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство»


Организация разработчик: ГБПОУ НО «Краснобаковский лесной колледж»

Разработчик: Чашина Г.Н. преподаватель профессиональных модулей ГБПОУ НО «Краснобаковский лесной колледж»;


Рассмотрена на заседании цикловой

комиссии профессиональных модулей

Протокол № 1 от « 31 » августа 2018 г.

Председатель: _______/О.Ю. Игнатенко/




Рекомендована Методическим советом ГБПОУ НО

«Краснобаковский лесной колледж»

Протокол №______ от «____»__________20__ г.



СОГЛАСОВАНО

В.И. Овсов – зам. руководитель Краснобаковского районного лесничества


_____________/ В.И. Овсов /

подпись, печать



СОДЕРЖАНИЕ


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ…………………………………………………………………


стр.




4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ…


8

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля………………………………..



9

4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ.


29

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной

деятельности)………………………………………………………….


35




1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


ПМ.02 «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ И ЗАЩИТЕ ЛЕСОВ»


1.1. Область применения рабочей программы


Рабочая программа профессионального модуля является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство (базовой подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): «Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов» и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

  1. Проводить предупредительные мероприятия по охране лесов от

пожаров, загрязнений и иного негативного воздействия.

2. Осуществлять тушение лесных пожаров.

3. Проводить лесопатологическое обследование и лесопатологический мониторинг.

4. Проводить работы по локализации и ликвидации очагов вредных

организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия в лесных

насаждениях и руководить ими.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области лесного хозяйства при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.


1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- осуществления мероприятий по охране лесов от пожаров, загрязнений и иного негативного воздействия;

- использования средств тушения лесных пожаров;

- сбора и анализа данных о лесопатологическом состоянии лесов;

- проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;

уметь:

- работать с нормативной документацией по охране леса;

- назначать предупредительные мероприятия в зависимости от класса пожарной опасности;

- составлять планы противопожарных мероприятий;

- производить расчеты ущерба от лесного пожара и лесонарушений;

- определять степень угрозы насаждению от вредных организмов;

- выбирать методы борьбы с вредными организмами;

- назначать санитарно-оздоровительные мероприятия и осуществлять контроль соблюдения санитарных требований к использованию лесов;

- оформлять документацию по лесопатологическому обследованию, лесопатологическому мониторингу и охране лесов;

- организовывать работу производственного подразделения;

- проводить инструктаж лиц, привлекаемых к тушению пожаров;

знать:

- организацию охраны лесов;

- условия возникновения и распространения лесных пожаров;

- предупредительные меры по охране лесов от пожаров;

- организацию проведения лесопожарного мониторинга;

- противопожарное устройство лесной территории;

- виды ответственности за нарушение лесного законодательства в области охраны лесов от пожаров, загрязнений и иного негативного воздействия;

- способы тушения лесных пожаров;

- порядок расчета потребности сил и средств пожаротушения, машины, агрегаты и аппараты для предупреждения и борьбы с лесными пожарами;

- порядок организации и осуществления лесопатологического обследования и лесопатологического мониторинга;

- методы оценки санитарного и лесопатологического состояния лесов;

- методы борьбы с вредителями и болезнями леса;

- принцип работы и конструкции базовых машин для проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;

- нормативную и правовую документацию по охране лесов и лесозащите;

- безопасные меры при тушении лесных пожаров, выполнение противопожарных и лесозащитных работ;

- правила пожарной безопасности при работах в лесу.



1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:

всего – 558 часа в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 432 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 288 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 144 часа;

учебной и производственной практики – 126 часов.

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) «Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:


Код

Наименование результата обучения

ПК 1.

Проводить предупредительные мероприятия по охране лесов от пожаров, загрязнений и иного негативного воздействия.

ПК 2.

Осуществлять тушение лесных пожаров.

ПК 3.

Проводить лесопатологическое обследование и лесопатологический мониторинг.

ПК 4.

Проводить работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия в лесных насаждениях и руководить ими.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля


«Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов»

3.1. Тематический план профессионального модуля


Код

профессиональных

компетенций

Наименования разделов профессионального модуля*

Всего часов


Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная

(по профилю специальности),

часов


Всего,

Часов

в т.ч. лаборатор-ные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10











ПК 1-2

Раздел I. Мониторинг и технология защиты лесов

198

108

44

-

-

54

-

-

36


ПК 3-4

Раздел II. Организация охраны

лесов от пожаров

105

58

26

29

18


Раздел III. Правовые основы

охраны и защиты лесов

54

36

8


18




ПК 5

Раздел IY. Организация тушения

лесных пожаров

165

86

48

-

43

-

36


Производственная и учебная практика, (по профилю специальности),

36



36

Всего:

558

288

128

-

144

-

90

36

.








3.2. Содержание обучения профессионального модуля (ПМ) «Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов»


Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная

работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел I. Мониторинг и технология защиты лесов


198



МДК. 02.01. Охрана и

защита лесов


162



Введение

Содержание




1

Задачи дисциплины, содержание и связь с другими дисциплинами. Краткая история защиты леса. Значение защиты и охраны лесов в лесном и лесопарковом хозяйстве.

2

1

Тема 1.1. Вредные и полезные насекомые древесных пород.


Содержание

26


2

Хвое - и листогрызущие вредители. Биологические особенности и общая характеристика группы.

2

1

3

Фазы развития вспышек массового размножения. Прогнозирование вспышек массового размножения.

2

1

4

Вредители хвои – сибирский и сосновый коконопряды, монашенка; сосновые: пяденица, совка, пилильщики

2

1

5

Вредители листвы – непарный шелкопряд, златогузка, кольчатый коконопряд, зимняя пяденица и другие виды пядениц, дубовая зеленая листовертка.

2

1

6

Общая характеристика группы стволовых вредителей. Очаги массового размножения. Прогнозирование вспышек массового размножения.

2

1

7

Характеристика семейств и главнейших видов короедов, усачей, смолевок, златок, рогохвостов, древоточцев, стеклянниц.

2

1

8

Технические вредители древесины. Общая характеристика семейств и главных видов точильщиков, усачей.

2

1

9

Краткие сведения по надзору. Действующая нормативная документация.

2

1

10

Паразитические насекомые. Хищные насекомые. Опылители растений.

2



11

Охрана их, методы и способы использования. Охрана и расселение муравейников.

2

2


12

Практические занятия № 1.

Надзор и виды надзора, описать их применение.

2


13

Практические занятия № 2.

Заполнение документации по надзору за вредителями и болезнями леса.

2

14

Практические занятия № 3.

Решение ситуационных задач по определению вредителя, назначение вида надзора и истребительных мероприятий.

2

Тема 1.2. Болезни древесных пород.


Содержание

14


1

Общая характеристика некрозно - раковых и сосудистых болезней ветвей и стволов. Некрозные болезни ветвей и стволов.

2

1

2

Раковые заболевания: ступенчатые, смоляные, опухолевидные раки. Сосудистые болезни лиственных пород и их возбудители.

2

1

3

Гниение древесины и ее возбудители. Классификация гнилей. Типы и стадии гниения. Вред, причиняемый гнилевыми болезнями.

2

1

4

Корневые, напенные и стволовые гнили. Предупредительные меры борьбы.

2

1

5

Поражение древесины деревоокрашивающими грибами. Важнейшие виды домовых грибов, их биология, условия развития и распространения. Краткие предупредительные меры борьбы.

2

2


6

Практические занятия № 4.

Определение типов болезней древесных пород, их описать.

2


7

Практические занятия № 5.

Описать гнилевые болезни растущего леса, определить, зарисовать.

2

Тема 1.3. Методы лесозащиты.


Содержание

32


1

Организация службы лесозащиты. Права и обязанности должностных лиц. Зональные системы лесозащитных мероприятий. Классификация лесозащитных мероприятий. Основные методы учёта вредителей и болезней.

2

1

2

Санитарная безопасность в лесах. Лесозащитное районирование.

Лесопатологическое обследование. Лесопатологический мониторинг, объекты, методы.

2

1

3

Санитарно-оздоровительные мероприятия. Цели, условия, назначения, сроки проведения санитарных рубок. Категории состояния деревьев и назначение их в рубку. Нормативы выборочных санитарных рубок. Карантин растений.

2

1

4

Биологические методы борьбы. Основные положения биометода. Использование микроорганизмов и позвоночных животных для защиты леса. Характеристика основных биопрепаратов.

2

1

5

Химические методы борьбы. Классификация пестицидов. Влияние ядохимикатов на растения, животных и человека. Понятие о токсичности, дозе, концентрации и норме расхода пестицидов. Рабочие составы пестицидов и

способы их применения.

2

1

6

Биофизические и механические методы борьбы. Простейшие приемы механического уничтожения вредных организмов. Интегрированный метод борьбы и его перспективность.

2

1



Практические занятия № 6.

Описать организацию службы лесозащиты. Основные методы учёта

вредителей и болезней.

2



Практические занятия № 7.

Оформление документации по лесопатологическому обследованию, лесопатологическому мониторингу.

2



Практические занятия № 8.

Санитарно-оздоровительные мероприятия, цели и сроки проведения.

2


Практические занятия № 9.

Решение ситуационных задач по категориям санитарного состояния

насаждений.

2


Практические занятия № 10.

Биологический метод борьбы, описать применение биопрепаратов.

2


Практические занятия № 11.

Химический метод борьбы. Описать рабочие составы пестицидов.

2


Практические занятия № 12.

Решение ситуационных задач по концентрации и норме расхода.

2


Практические занятия № 13. Описать применение интегрированного

метода борьбы и его перспективность. Решение ситуационных задач.

2

ема 1.4. Защита объектов лесного хозяйства.


Содержание

26


1

Основы профилактических лесозащитных мероприятий. Наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов.

2

1

2

Защита насаждений от хвое - и листогрызущих насекомых . Организация и техника проведения детального надзора.

2

1

3

Техника обследования очагов хвое - и листогрызущих насекомых Привлечение и охрана птиц.

2

1

4

Организация и техника проведения авиационного метода борьбы. Технология использования биопрепаратов и пестицидов при авиационной борьбе.

2

1

5

Защита насаждений от стволовых вредителей. Техника обследования очагов. Техника выборки свежезаселенных деревьев и выкладка ловчих деревьев.

2

1

6

Защита насаждений от корневых, напенных и стволовых гнилей.

Химическая защита заготовленной древесины.

Антисептирование древесины.

2

1



Практические занятия № 14.

Описать методы защиты насаждений против хвое - листогрызущих насекомых

2


Практические занятия № 15

Описать проведение видов надзора и прогноза за хвое-листогрызущими.

2


Практические занятия № 16

Рассчитать популяции применительно к хвое- листогрызущим, таблицы.

2


Практические занятия № 17

Способы учета вредителей на стволе дерева, расчеты, таблицы.

2


Практические занятия № 18

Расчет плотности гусениц вредителя и их прогнозирование.

2


Практические занятия № 19

Применение способов биологического метода защиты, перспективность.

2


Практические занятия № 20

Решение ситуационных задач по определению процента объедания хвои и листвы.

2

Тема 1.5. Машины и аппараты для химической защиты леса от вредителей и болезней.

Содержание

8


1

Ранцевые опрыскиватели ручные и моторные. Тракторные опрыскиватели, их устройство, установление на норму расхода материалов, регулировка.

2

1

2

Опыливатели. Аэрозольные генераторы.

2

1

3

Основы устройства авиаоборудования для борьбы с вредителями леса.


1



Практические занятия № 21

Изучение в натуре опрыскивателей, опыливателей, аэрозольных генераторов.

2



Практические занятия № 22

Устранение возможных неисправностей, регулировка, подготовка их

к работе, описать, зарисовать схемы.

2

Самостоятельная работа при изучении раздела I «Защита лесов»

систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторных и практических работ, подготовка к их защите.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Химический метод защиты леса.

Биологический метод защиты леса.

Защита леса от хвое - и листогрызущих вредителей.

Лесопатологический мониторинг.

Изучение работы опрыскивателей, опыливателей, аэрозольных агрегатов по схемам.

54


Контрольная работа по разделу « Защита лесов»

1


Учебная практика.

Виды работ:

– проведение лесопатологического обследования;

- проведение лесопатологический мониторинга с использованием современных информационных технологий;

- проведение работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов;

- проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в лесных насаждениях.


36


Раздел II. Организация охраны лесов от пожаров


105


МДК. 02.01. Охрана и

защита лесов


87


Тема 2.1. Условия возникновения и распространения лесных пожаров

Содержание

12


1

Лесной пожар, его виды и причины возникновения. Процесс горения при лесных пожарах. Типы горения. Кромка пожара, её тактические элементы. Характеристика лесных горючих материалов.

2

1

2

Особенности различных видов и форм лесных пожаров. Суточный цикл развития лесных пожаров. Классификация пожаров по их силе. Пожары в горных лесах. Особенности крупных пожаров.

2

1

3

Пожарная опасность в лесах различных типов и на непокрытых лесом площадях. Влияние элементов погоды на величину пожарной опасности в лесу по условиям погоды. Комплексный показатель пожарной опасности.

2

1

4

Местные шкалы пожарной опасности. Классы пожарной опасности.

Регламентация работ лесопожарных служб. Мониторинг пожарной опасности

в лесах.

2

1

Практические занятия № 1.

Определение пожарной опасности по условиям погоды. Решение ситуационных задач.

2

Практические занятия № 2.

Описать мониторинг пожарной опасности.

2

Тема 2.2. Предупредительные меры по охране лесов от пожаров










Содержание

12


1

Нормативные правовые акты и нормативно-технические документы по охране лесов от пожаров. Массово-разъяснительная работа с населением. Мероприятия по благоустройству мест отдыха граждан и повышению

пожароустойчивости насаждений.

2

1

2

Требования пожарной безопасности в лесах, установленные Правила пожарной безопасности. Противопожарное обустройство лесов.

2

1

3

Дороги противопожарного назначения, противопожарные разрывы, минерализованные полосы, водные объекты. Системы предупреждения лесных

пожаров. Организация связи.

2

1

Практические занятия № 3

Составить план противопожарного обустройство лесов.

2

Практические занятия № 4

Вычертить схему противопожарного обустройства лесничества.

2

Практические занятия № 5

Правила пожарной безопасности в лесах. Решение ситуационных задач.

2

Тема 2.3. Тушение лесных пожаров

Содержание

10


1

Организация тушения пожаров. Основные способы тушения лесных пожаров. Захлёстывание огня по кромке пожара, засыпка кромки низового пожара грунтом, прокладка заградительных и минерализованных полос и канав

2

1

2

Тушение водой и огнетушащими растворами. Краткая характеристика основных огнетушащих химикатов. Смачиватели.

2

1

3

Тактика тушения лесных пожаров. Основные тактические приёмы тушения лесных пожаров. Тушение лесных пожаров в лесах, заражённых

радионуклидами.

2

1


Практические занятия № 6

Описать способ тушение пожара водой, применяемые механизмы и оборудование, схемы.

2


Практическое занятие № 7

Разработка тактики тушения разных видов лесного пожара в виде схем и описанием.

2

Практическое занятие № 8

Решение ситуационных задач: расчёт потребности в ресурсах для тушения лесных пожаров

2

Тема 2.4. Машины и

механизмы для борьбы с лесными пожарами

Содержание

6


1

Классификация машин и аппаратов для борьбы с лесными пожарами.

Конструкция и работа противопожарных машин. Мотопомпы, ручные и

ранцевые опрыскиватели.

2

1

Практические занятия № 9.

Изучение в натуре машин для борьбы с лесными пожарами, описать классификацию и схему

4

Практическое занятие № 10

Вычерчивание схем лесопожарных агрегатов, описать их.


Тема 2.5. Организация борьбы с лесными пожарами и планирование противопожарных мероприятий

Содержание

12


1

Привлечение дополнительных сил и средств для борьбы с лесными пожарами.

2

1

2

Авиационная служба охраны лесов. Порядок организации и осуществления авиационных работ. Развитие авиационной охраны и её оснащённость.

2

1

3

Противопожарное устройство лесной территории. Планы противопожарного устройства. Годовые оперативные планы.

2

1

Практические занятия № 11.

Мониторинг пожарной безопасности в лесах и СДМ.

2

Практическое занятие № 12.

Противопожарное устройство лесной территории.

2

Практическое занятие № 13.

Составить план противопожарного устройства. Рассчитать объем затрат на проведение

противопожарных мероприятий.


2

Тема 2.6. Информационная система мониторинга лесных пожаров и её задачи

Содержание

6


1

ГИС – мониторинг лесных пожаров. Функциональные подсистемы ГИС мониторинга и их задачи. Типы базы данных ГИС о лесных пожарах.

2

1

2

Картографическая составляющая банка данных ГИС. Цифровое изображение районов крупных пожаров. Учёт горимости лесов на неохраняемой территории.

2

1

3

Оценка воздействия огня на лесные экосистемы по космическим снимкам. Космические средства и методы наблюдения мониторинга лесных пожаров.

2

1


Развитие и совершенствование космической системы мониторинга.



Самостоятельная работа при изучении Раздела II «Организация охраны лесов от лесных пожаров»:

систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторных и практических работ, подготовка к их защите.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Пожарная опасность и метеорологические условия.

Шкала оценки природной опасности в лесах.

Местные шкалы пожарной опасности.

Противопожарная безопасность в лесах.

Тушение лесных пожаров.

Средства пожаротушения.

Оперативный план борьбы с лесными пожарами.

Авиационная охрана лесов.

Мониторинг лесных пожаров.

ГИС – мониторинг лесных пожаров, методы.

29

















- Учебная практика.

Виды работ:

- Проведение предупредительных мероприятий по охране лесов от пожаров, загрязнений и иного негативного воздействия;



18










Раздел III. Правовые

основы охраны и защиты лесов


54


МДК. 02.01. Охрана и

защита лесов


54


Тема 3.1. Организация

охраны лесов

Содержание

4


1

Лесной кодекс РФ об охране лесов от пожаров.

2

1

2

Полномочия в этой сфере субъектов РФ. Полномочия органов местного самоуправления. Контроль за охраной лесов. Специализированные службы в охране лесов. Школьные лесничества, их основные задачи.

2

1

Тема 3.2. Лесохозяйственный регламент

Содержание

2


1

Лесохозяйственный регламент как основа осуществления использования, охраны и защиты лесов, расположенных в пределах лесничества. Содержание лесохозяйственного регламента. Срок его действия, порядок разработки, утверждения, внесения изменений. Функции лесничего и специалистов лесничеств по реализации лесохозяйственного регламента.

2

1

Тема3. 3. Участие

общественности в

управление лесами

Содержание

4


1

Понятие общественности. Субъекты общественного участия. Правовые аспекты участия общественности в управлении лесами и получения достоверной информации о лесохозяйственной деятельности.

2

1

2

Формы и методы участия общественности в управлении лесами. Задачи государственных органов управления лесами по взаимодействию с общественностью. Конфликты и способы их разрешения.

2

1

Тема 3.4. Порядок

осуществления мероприятий по охране и защите лесов

Содержание

2


1

Полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ в осуществлении мероприятий по охране, защите. Порядок размещения государственного заказа на выполнение работ по охране, защите лесов. Законодательство в этой сфере.

Ответственность лиц, использующих леса, за осуществление мероприятий по охране, защите лесов.

2

1

Тема3. 5. Ответственность за нарушение лесного законодательства

Содержание

10


1

Понятие и виды юридической ответственности. Преступления и правонарушения в сфере лесных отношений, их признаки. Гражданско-правовая ответственность за нарушение лесного законодательства.

2

1

2

Административная ответственность за нарушение лесного законодательства. Виды административных правонарушений.

2

1

3

Уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства. Виды и состав преступлений в сфере лесных отношений.

2

1

4

Судебная система в РФ. Исполнительное производство.

2

1

Практическое занятие № 1.

Оформление документации нарушения лесного законодательства

2

Тема 3.6. Государственный лесной контроль

Содержание учебного материала

6


1

Законы и другие нормативно - правовые акты, регулирующие осуществления государственного лесного контроля.

2

1

2

Структура органов государственной власти РФ, осуществляющих государственный лесной контроль. Права и обязанности государственных лесных инспекторов и лесничих. Документы, составляемые по результатам проведения мероприятий по государственному лесному контролю.

2

1

Практическое занятие № 2

Заполнение документации по осуществлению проверок в порядке государственного контроля.


2


Тема 3.7. Ответственность

за лесонарушения

Содержание учебного материала

8


1

Виды лесонарушений. Таксы для исчисления размера ущерба. Протокол о лесонарушениях. Порядок и сроки составления протокола о лесонарушениях.

2

1

2

Формы ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная за причинение вреда. Возмещение вреда, причинённого лесам вследствие нарушения лесного законодательства.

1

1


Отчётность о лесных пожарах и мероприятиях по защите леса.


1

Контрольная работа

1


Практическое занятие № 3.

Расчет ущерба и составление протокола о лесонарушениях.

4


Практическое занятие № 4.

Расчет ущерба и составление протокола о лесном пожаре.




Самостоятельная работа при изучении Раздела 3. «Правовые основы охраны и защиты лесов»:

систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторных и практических работ, подготовка к их защите.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Изучение и конспектирование статей Лесного кодекса РФ.

Изучение и конспектирование административного, уголовного и гражданско-правового ответственностей за нарушение лесного законодательства.

Изучение и конспект Постановления № 273 от 8 мая 2007г., Инструкции №53 от 03.04. 1998г.

18


Раздел 4. Организация тушения лесных

пожаров


165


МДК. 02.01. Охрана и

защита лесов


129


Тема 4.1 Введение. Общие понятия о лесных пожарах


4


Содержание

2

1

1

Краткая история охраны леса. Общие понятия о лесных пожарах, их роль в жизни леса. Общее понятие о лесных пожарах, роль лесных пожаров в жизни леса и лесного хозяйства (лесные сукцессии, возобновление лиственницы, сосны; использование управляемого огня в лесном хозяйстве: снижение количества горючих материалов, очистка вырубок, тушение крупных пожаров). Социальные и экологические последствия лесных пожаров. Исторические примеры.

2

Практические занятия №1

2

Потенциальный вред и польза от лесных пожаров


Тема 4.2 Государственная политика в области охраны лесов от пожаров. Планы тушения.

Содержание

8


1

1

Государственная политика в области охраны лесов от пожаров. Правительственные постановления, законодательные акты. Формирование специализированных служб охраны леса. ФГУ «Авиалесоохрана».

2

2

Структура плана тушения лесных пожаров. Особенности разработки. Согласование и утверждение планов, начало и сроки действия. Участники и средства, привлекаемые к тушению пожаров.

2

1

Практическое занятие №2

2



Семинар по теме «Государственная политика в области охраны лесов от пожаров».


Практическое занятие №3

2

Обсуждение домашнего задания (кейс-стади): «Оценка опасности распространения лесного пожара» на территории лесного фонда лесничеств.


Тема 4.3 Основные средства пожаротушения

Содержание

18


1

Ручные инструменты, лесные огнетушители, лесные пожарные мотопомпы.


1

2

Лесопожарные почвообрабатывающие агрегаты и орудия, зажигательные аппараты.


1

3

Тушение пожаров водой и огнетушащими растворами. Краткая характеристика основных огнетушащих химикатов. Смачиватели.


1

4

Лесопожарные машины, тракторы и агрегаты, их виды, назначение и особенности использования


1

Практическое занятие №4

4


Тушение пожара водой. Разработка тактики тушения лесного пожара.

Расчёт потребности в ресурсах для тушения лесных пожаров.


Практическое занятие №5

2

«Тушение «кромки пожара» с помощью различных растворов химикатов». Расчет объемов и концентраций химикатов, необходимых для ликвидации различных видов лесных пожаров


Практическое занятие №6

2

Семинар по теме «Пожарные мотопомпы, их использование и виды». Решение ситуационных задач «Устройство водоподачи к месту пожара».


Практическое занятие №7

2

Кейс-стади: «Выбор лесопожарной техники для тушения пожаров в различных условиях».


Тема 4.4 Специализированные лесопожарные подразделения. Дополнительные силы и средства для борьбы с лесными пожарами

Содержание

8


1

Пожарно-химические станции (ПХС). Привлечение дополнительных сил и средств для борьбы с лесными пожарами.

2

1

Практическое занятие №8

2


Проектирование ПСПИ в лесничествах


Практическое занятие №9

2

Составить план по дополнительным силам


Практическое занятие №10

2

Семинар по теме «Авиационные средства обнаружения и тушения лесных пожаров», авиакосмические методы мониторинга лесных пожаров.


Тема 4.5 Тушение лесных пожаров

Содержание

14


1

Стадии развития лесного пожара и операции по тушению. Основные приемы тушения.

2

1

2

Организация тушения начинающихся пожаров. Схемы организации тушения. Методы тушения пожаров в различных условиях.

2

1

3

Предотвращение угрозы верхового пожара.

2

1

4

Тушение поземных пожаров (торфяных, почвенных). Особенности тушения лесных пожаров в горах, на склонах.

2

1

Практическое занятие №11

2


Составить схемы организации тушения лесных пожаров


Практическое занятие №12

2

Решение ситуационных задач «Тушение пожаров в начальной стадии развития в различных

условиях»


Практическое занятие №13

2

Решение ситуационных задач «Тушение низовых, верховых, торфяных пожаров»


Тема 4.6 Техника безопасности при работе с ручным инвентарем, наземными техническими средствами, огнегасящими химическими веществами

Содержание

6


1

Основные принципы обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны труда на лесном пожаре. Понятие риска как меры опасности. Психологическая и физическая устойчивость персонала при тушении пожаров.

2

1

Практическое занятие №14

2


Кейс-стади: практическое решение ситуационных задач по вопросам техники безопасности при работе на тушении лесных пожаров различными средствами.


Практическое занятие №15

2

Семинар по теме «Техника безопасности при работе с огнегасящими химическими веществами»


Тема 4.7 Доставка грузов и людей на пожар. Ориентирование на лесном пожаре. Организация эвакуации

Содержание

16


1

Доставка грузов и людей к местам тушения. Ориентирование во время пожара. Обязанности руководителя тушения пожара.

2

1

2

Угроза жизни и здоровью. Психология малых групп в стрессовых ситуациях. Эвакуация людей при лесном пожаре. Правила, очередность и основы эвакуации.

2

1

Практическое занятие №16

2


Кейс-стадии: Составление плана эвакуации людей и техники при возникновении кризисной ситуации на лесном пожаре..


Практическое занятие №17

4

Ориентирование на лесном пожаре.


Практическое занятие №18

2

Составление инструкции по охране труда при тушении лесных пожаров


Практическое занятие №19

4

Расчет коэффициента экономической эффективности затрат на охрану лесов от пожаров



Тема 4.8 GPS – приёмник и его применение

Содержание учебного материала

10


1

Принцип работы приёмника-навигатора GPS

2

1

2

Виды GPS навигаторов, их принцип работы

2

1

3

Использование GPS приёмника в охране лесов

2

1

Практическое занятие №20

4


Освоение принципа работы приёмника GPS


Экзамен по МДК 02.01


Самостоятельная работа при изучении раздела 4 «Организация тушения лесных пожаров»

- Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Ответы на контрольные вопросы.

- Написание сообщений, докладов по предложенным темам

- Подготовка презентаций

- Составление кроссворда

- Самостоятельное составление конспекта по темам

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Пирогенные древесные породы в России и зарубежных странах

2. Экологические последствия лесных пожаров

3. Государственный контроль в области охраны лесов

4. Обязанности лесопользователей по предупреждению лесных пожаров и в случае возникновения лесных пожаров

5. Авиация в охране лесов от пожаров

6. Ручные инструменты, лесные огнетушители, лесные пожарные мотопомпы

7. Лесопожарные почвообрабатывающие агрегаты и орудия, зажигательные аппараты

8. Тушение пожаров с помощью самолетов-танкеров

9. Эвакуация людей при лесном пожаре

43


Учебная практика по разделу 4:

Виды работ:

- Осуществлять тушение лесных пожаров.

36


Производственная практика. Виды работ:

  1. Определение класса пожарной опасности по погодным условиям.

  2. Знакомство с комплектацией пожарно-химической станции (ПХС) лесопожарной техникой.

  3. Знакомство с работой пожарной мотопомпы разных типов, ранцевыми опрыскивателями, воздуходувками, зажигательными аппаратами и ручным пожарным инвентарем на ПХС.

  4. Практические занятия по тактическим основам борьбы с лесными пожарами. Имитация тушения лесного пожара.

  5. Ознакомление с правилами оформления документации по вопросам профилактики и борьбы с лесными пожарами.

  6. Знакомство с работой диспетчерских служб и системой обнаружения лесных пожаров в лесничествах.

  7. Обследование насаждений, пройденных пожарами различной интенсивности с определением ущерба от ЛП

36


Дифференцированный зачет


ВСЕГО

558


4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


«Организация и проведение мероприятий по охране и

защите лесов»

4.1.  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебной лаборатории «Охраны и защиты лесов», учебного лесного хозяйства с натурными учебными объектами и полигонами:

– охраны лесов;

– лесозащиты.

Оборудование лаборатории «Охраны и защиты лесов»:

– посадочные места по количеству обучающихся;

– рабочее место преподавателя.

Учебные стенды по дисциплинам, комплект плакатов по разделам программ дисциплин; видеофильмы по дисциплинам; чучела птиц и млекопитающих; коллекции вредных насекомых: образцы повреждения хвойных и лиственных пород вредителями и болезнями; материалы и оборудование для проведения лабораторных и практических занятий по дисциплинам;

мультимедийные средства обучения; комплекты учебно-методической

документации.

Учебная практика по Разделу I. Защита лесов должна осуществляться в учебном лесном хозяйстве на учебных объектах и тренажёрах, представляющих собой:

1. Лесные участки с различными таксационными характеристиками.

2. Лесные площади, пригодные для обследования на заражённость вредными насекомыми.

3. Ремизный участок-тренажёр.

4. Лесные выдела с искусственными гнездовьями и муравейниками – тренажёр.

5. Лесные участки, пригодные для применения мер борьбы с вредителями и болезнями леса.

Выбор участков для размещения учебных объектов определяется:

- пригодностью насаждений для сбора коллекционного материала: плодовых тел грибов, трутовиков и других болезней древесных пород, типов повреждений;

- характерными признаками заражённости вредными насекомыми;

- возможностями применения мер борьбы с вредителями и болезнями леса.

На учебных тренажёрах студенты должны иметь возможность оценивать состояние ремиз, их планировку и обустройство, а также оценивать и учитывать состояние искусственных гнездовий и муравейников.

По длительности эксплуатации учебные объекты и тренажёры могут быть отнесены к категории стационарных или среднего срока действия.

Оптимальная форма организации труда практикантов – бригадная.

Предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом профессиональные навыки приобретаются на следующих учебных объектах и тренажёрах:


Цель и вид работ

Учебный объект, рабочее место

Получение профессиональных навыков по определению повреждений древесно-кустарниковых пород.

Лесные участки с различными таксационными характеристиками.

Получение профессиональных навыков по проведению мониторинга за появлением вредителей и болезней леса, по составлению документации.

Лесные площади, заражённые вредными насекомыми и болезнями.


Получение профессиональных навыков по применению методов борьбы с вредителями и болезнями леса.

Лесные участки, пригодные для борьбы с вредителями и болезнями леса.

Ремизный участок.

Лесные выдела с искусственными гнездовьями.

Получение профессиональных навыков работы с документами.

Лесничество.

Аудитория.

Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.


Учебная практика по Разделу 2. Охрана лесов проводится в учебном лесном хозяйстве на учебных объектах, представляющих собой лесные площади, и объектах производственно-технического назначения (ПНВ, ПХС, ППД).

На учебных объектах реализуются требования федерального государственного образовательного стандарта в части приобретения студентами профессиональных навыков по проектированию противопожарного устройства лесных насаждений и охране лесов от нарушений требований пожарной безопасности в лесах.

Для этих целей в учебном лесном хозяйстве, в зависимости от местных условий, подбираются наиболее пожароопасные насаждения:

Сосновые и лиственничные леса.

Заросли кедрового стланика.

Сухие боры с лишайниковым покровом.

Сосняки - долгомошники.

Сосняки - сфагновые.

Лесные участки с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности в лесах.

На объектах прокладываются учебные маршруты; во время следования по ним проводится аналитическая работа по установлению зависимостей почвенных, лесорастительных, климатических условий и существующего противопожарного обустройства территории. Лесные участки с выявленными нарушениями анализируются с точки зрения принятия к нарушителям мер. На объектах производственно-технического назначения проверяется укомплектованность и состояние оборудования, наличие необходимой документации и подготавливаются выводы о готовности их к началу пожароопасного периода.

Форма организации труда студентов – бригадная. В зависимости от назначения учебные объекты отнесены к стационарным или среднего срока действия.

Предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом профессиональные навыки отрабатываются на следующих учебных объектах и рабочих местах:


Цель и вид работ

Учебный объект, рабочее место

Получение профессиональных навыков по противопожарному устройству лесных территорий.

Пожароопасные насаждения.

Получение профессиональных навыков по подготовке ПНВ, ПХС, ППД к пожароопасному периоду.

ПНВ, ПХС, ППД.

Получение профессиональных навыков по охране лесов от нарушений требований пожарной безопасности в лесах.

Лесные участки с выявленными нарушениями. Лесничество.

Получение профессиональных навыков работы с документацией.

Лесничество. Аудитория.


Практика для получения профессиональных навыков по машинам и механизмам для борьбы с лесными пожарами, химической защиты леса от вредителей и болезней проводится в учебном лесном хозяйстве на учебно-тренировочном полигоне с целью выполнения требований федерального государственного образовательного стандарта и направлена на приобретение студентами профессиональных навыков:

– выявления возможных неисправностей тракторов, автомобилей, технологических машин и орудий;

– определения причин и проведения технического обслуживания.

С этой целью в учебном лесном хозяйстве создаётся стационарный учебно-тренировочный полигон, представляющий собой участок размером

75 м х 200 м прямоугольной формы с равнинным рельефом.

На полигоне оборудуются рабочие места в виде площадок с бетонным покрытием на которых размещаются:

– плуги общего и специального назначения, почвенные фрезы;

– машины и орудия по охране лесов от пожаров, полосопрокладыватель;

– защите леса и ухода за ним;

– опрыскиватели, опыливатели, мотопомпы, резиновый резервуар, огнетушители, зажигательные аппараты, аэрозольные генераторы;

– бензиномоторные пилы, электропилы, моторизированный режущий инструмент, агрегаты для заготовок древесины.

Учебный полигон располагается недалеко от учебного заведения и используется также для проведения лабораторных занятий по дисциплине «Основы устройства тракторов и автомобилей». В этих целях устраивается класс в виде крытого павильона со скамейками для студентов.

Профессиональные навыки выявления неисправностей тракторов и автомобилей приобретаются в ремонтно-механических мастерских и гараже лесничеств.

Оптимальная форма организации реализации практики – бригадная, количество бригад – по числу рабочих мест, перемещение бригад по рабочим местам осуществляется по специальному графику.

Практика для получения профессиональных навыков может дополняться производительным трудом на лесных участках, где проводятся механизированные рубки ухода, посадка лесных культур в питомниках и других объектах учебного лесного хозяйства.

Предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом профессиональные навыки отрабатываются на следующих учебных объектах и рабочих местах:

Цель и вид работ

Учебный объект,

рабочие места

Получение профессиональных навыков выявления возможных неисправностей, определения причин и технического обслуживания систем и узлов тракторов и автомобилей

Ремонтно-механические мастерские, гараж

Получение профессиональных навыков выявления возможных неисправностей технологических машин и орудий, бензопил и моторизированного инструмента, определения неисправностей и устранения их, регулирования рабочих органов и подготовки к работе

Учебно-тренировочный полигон

Получение профессиональных навыков технического обслуживания средств механизации

Гараж, учебно-тренировочный полигон

Получение профессиональных навыков организации агрегатирования технологических машин и орудий

Учебно-тренировочный полигон, питомник


4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий

«Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов»

Основные источники:

  1. Иванов А.В. Лесная пирология: конспект лекций/ А.В. Иванов - Йошкар – Ола: Марийский государственный технологический университет, 2015. – 300 с. https://e.lanbook.com/ ЭБС ООО ИД «Лань;

  2. Быковский В.К. Правовые и организационные основы государственного управления лесами: учебник и практикум для СПО/В.К. Быковский, отв. ред. Н.Г. Жаворонкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 278 с.

  3. Чебаненко С.И.Защита растений. Древесные породы. Учеб. пособ. Для СПО/ С.И. Чебаненко, О.О. Белошапкина, И.М. Митюшев.-2-е изд. испр. и доп.- М.: Издательство «Юрайт». 2018 – 135 с.


Нормативно-правовые источники:

  1. Лесной кодекс Российской Федерации. М. 2013 (в последней редакции на момент использования программы)

  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12. 2001 № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями вступил в силу с 29.01.2018г.).

  3. Министерство природных ресурсов и экологии российской федерации. Приказ от 28 марта 2014 г. N 161 об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов.

  4. Министерство природных ресурсов и экологии Российской федерации.

Письмо от 04.02 2016 г. N 04-16-29/2164.О расчете коэффициента для определения расходов на обеспечения проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

  1. Министерство природных ресурсов и экологии Российской федерации. Приказ от 04. 08. 2015 г. N 340. Об утверждении порядка организации и осуществления государственного лесопатологического мониторинга.

  2. Министерство природных ресурсов и экологии Российской федерации

Приказ от 06.08. 2015 г. N 347. Об утверждении методических указаний по заполнению форм сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах.

  1. Приказ от 01.06 2016 г. N 325О внесении изменений в порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 276.

  2. Министерство природных ресурсов и экологии Российской федерации

  3. Приказ от 12 апреля 2016 г. N 234. О внесении изменений в нормативы патрулирования лесов должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), утвержденные приказом министерства Природных ресурсов и экологии Российской федерации от 21 января 2014 г. N 21.

  4. Министерство природных ресурсов и экологии Российской федерации

Приказ от 8 октября 2015 г. N 426. О внесении изменении в правила тушения лесных пожаров, утвержденные приказом Минприроды России от 8 июля 2014 г.

N 313.

  1. Министерство природных ресурсов и экологии Российской федерации. Приказ от 28 марта 2014 г. N 161. Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов.

  2. Министерство природных ресурсов и экологии Российской федерации. Приказ от 19 апреля 2016 г. N 250. О внесении изменений в методические указания по заполнению формы плана тушения лесных пожаров, утвержденные приказом министерства Природных ресурсов и экологии российской федерации от 16 декабря 2013 г. N 591.

  3. Правила санитарной безопасности в лесах от 27.06. 2017 года № 686

  4. Руководство по локализации и ликвидации очагов вредных организмов от 29.12. 2007 № 523.

  5. Руководство по планированию, организации и ведению лесопатологических обследований от 29.12. 2007 № 523

  6. Руководство по проектированию, организации и ведению лесопатологического мониторинга от 29 декабря 2007 № 523

  7. Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий от 29.12. 2007 № 523

  8. Участие общественности в управлении лесами (правовые, экологические и социальные основы). М.: IUCN, ГОУ ВИПКЛХ, 2005.

  9. Конюхова Т.А. Основы лесного хозяйства (учебное пособие).

МарГТУ. 2012.




Дополнительные источники:

  1. В.Н. Винокуров, Г.В. Силаев, В.И. Казаков. Механизация лесного и лесопаркового хозяйства. М.: ООО Издательский дом «Лесная промышленность», 2006

  2. В.Н. Винокуров, В.И. Казаков, Г.В. Силаев. Практикум по лесохозяйственным машинам. М.: ООО «ЭкоСервис», 2007

  3. Воронцов А.И., Мозолевская Е.Г., Соколова Э.С. Технология защиты леса. М.: Экология, 1991

  4. Гусев В.И. Определитель повреждений лесных, декоративных и плодовых деревьев и кустарников. М.: Лесная промышленность, 1984

  5. Главацкий Г.Д.и др. Работа с населением по предотвращению лесных пожаров. М.: «Весь мир», 2006

  6. Иванов А.В. Лесная пирология (конспект лекций). МарГТУ. 2010.

  7. Ловцова Н.В. Ответственность за нарушения лесного законодательства (учебное пособие). М.: ГОУ ВИПКЛХ, 2008

  8. Ловцова Н.В. Правовое регулирование использования лесов (учебное пособие). М.: ГОУ ВИПКЛХ, 2008

  9. Мозолевская Е.Г., Семенкова И.Г., Беднова О.В. Лесозащита. М.: Лесная промышленность, 2006.

  10. Петров А.П. Государственное и хозяйственное управление лесами в условиях децентрализации. М.: ГОУ ВИПКЛХ, 2007

11. Щетинский Е.А. Тушение лесных пожаров Текст. Е.а. Щетинский: учебное пособие по подготовке руководителей тушения лесных пожаров. – Пушкино: ФАУ ВИПКЛХ, 2011. – 188 с.

12. Щетинский Е.А. Организация охраны лесов и тушение лесных пожаров. Учебное пособие. – г. Пушкино, Московская обл., ФАУ ВИПКЛХ, 2011. – 118 с.


Интернет – ресурсы:

1. Охрана и защита лесов. base.garant.ru

2. Охрана, защита и воспроизводство городских лесов IZH.RU

3. Ресурсы Российского Интернет по экологии vernadsky.ru

4. Охрана лесных ресурсов gazduma.ru

5. Всё о российских лесах Forest.ru
















4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Реализация программы профессионального модуля ПМ.02 «Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов» предшествует изучение дисциплин: «Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии лесных зверей и птиц»; «Основы устройства тракторов и автомобилей»; «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»; «Правовые и организационные основы государственного управления лесами»; «Почвоведение», «Охрана труда».

Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов» является освоение учебной практики для получения профессиональных навыков в рамках профессионального модуля. И учебная, и производственная (по профилю специальности) практики проводятся в специально выделенный период (концентрированно).

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучения по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов» и учебной практики специальности 35.01.02. Лесное и лесопарковое хозяйство.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой.

Инженерно-педагогический состав: преподаватели с высшим образованием междисциплинарных курсов и по дисциплинам: «Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биология лесных зверей и птиц»; «Основы устройства тракторов и автомобилей». Учебная практика проводится мастерами производственного обучения и (или) преподавателями дисциплин профессионального цикла и профессионального модуля.

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)


Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки

Результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 2.1. Проводить предупредительные мероприятия по охране лесов от пожаров, загрязнений и иного негативного воздействия

- организация проведения

лесопожарного мониторинга;

дифференцированный зачёт

- определение условий

возникновения и распространения лесных пожаров;

экспертная оценка на практическом занятии

осуществление предупредительных мер по охране лесов от пожаров;

экспертная оценка на практическом занятии;

отчёт по учебной практике;

дифференцированный зачёт по производственной практике

- проведение предупредительных мероприятий в зависимости от класса пожарной опасности;

экспертная оценка на практическом занятии

- составление планов противопожарных мероприятий;

экспертная оценка на практическом занятии;

отчёт по учебной практике;

дифференцированный зачёт по производственной практике

- определение видов ответственности за нарушения лесного законодательства в области охраны лесов от пожаров, загрязнений и иного негативного воздействия.

дифференцированный зачёт

ПК 2.2. Осуществлять тушение лесных пожаров










- использование противопожарного устройства на лесной территории;

дифференцированный зачёт

- использование способов тушения лесных пожаров и порядок расчёта потребности сил и средств пожаротушения;

экспертная оценка на практическом занятии

- использование машин, агрегатов и аппаратов для предупреждения и борьбы с лесными пожарами;

экспертная оценка на практическом занятии

- применение правил охраны труда при тушении лесных пожаров, выполнение противопожарных и лесозащитных работ;

экспертная оценка на практическом занятии

- проведение расчётов ущерба от лесного пожара.


экспертная оценка на практическом занятии

ПК 2.3. Проводить лесопатологическое обследование и лесопатологический мониторинг

- оформление документации по лесопатологическому обследованию, лесопатологическому мониторингу;

экспертная оценка на практическом занятии

- использование методов оценки санитарного и лесопатологического состояния лесов;

дифференцированный зачёт по разделу 2 МДК.02.01;


- осуществление работ по лесопатологическому обследованию и лесопатологическому мониторингу;

отчёт по учебной практике;

дифференцированный зачёт по производственной практике

- применение правил безопасности при работах лесопатологического обследования и лесопатологического мониторинга.

экспертная оценка на практическом занятии

ПК 2.4. Проводить работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия в лесных насаждениях и руководить ими






- организация работы производственного подразделения;

отчёт по учебной практике;

дифференцированный зачёт по производственной практике

- определение степени угрозы вредных организмов насаждению;

дифференцированный зачёт по разделу 2 МДК.02.01;


- использование методов борьбы с вредными организмами;

экспертная оценка на практическом занятии

- назначение санитарно-оздоровительных мероприятий и осуществление контроля за соблюдением санитарных требований к использованию лесов;

экспертная оценка на практическом занятии

- описание принципов работы и конструкции базовых машин для проведения санитарно-оздоровительных мероприятий.

дифференцированный зачёт по разделу 3 МДК 02.02


Экзамен (квалификационный) по МДК 02.01.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.


Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки

Результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

демонстрация интереса к будущей профессии через:

- повышение качества обучения по ПМ;

- участие в НСО;

- участие в студенческих олимпиадах, научных конференциях;

- участие в органах студенческого самоуправления;

- участие в социально-проектной деятельности;

- портфолио студента

- наблюдение;

- мониторинг, оценка содержания;

- портфолио студента

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

- применение методов и способов решения профессиональных задач в области охраны и защиты лесов;

- оценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач

- мониторинг и рейтинг выполнения работ на учебной и производственной практике


ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

- решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области охраны и защиты лесов

- практические работы на моделирование и решение нестандартных ситуаций

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

- получение необходимой

информации с использованием различных источников, включая электронные

- подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- оформление результатов самостоятельной работы с использованием ИКТ;

- работа с АРМами, Интернет

- наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения и практики;

- умение работать в группе;

- наличие лидерских качеств;

- участие в студенческом самоуправлении;

- участие спортивно - и культурно-массовых мероприятий

- наблюдение

за ролью

обучающихся

в группе;

- портфолио

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

- проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий;

- самоанализ и коррекция результатов собственной работы

- деловые игры -

моделирование социальных и профессиональных ситуаций;

- мониторинг развития личностно-профессиональных качеств обучающегося;

- портфолио

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

- организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля;

- самостоятельный, профессионально-ориентированный выбор тематики творческих и проектных работ (курсовых, рефератов, докладов и т.п.);

- составление резюме;

- посещение дополнительных занятий;

- освоение дополнительных рабочих профессий;

- обучение на курсах дополнительной профессиональной подготовки;

- уровень профессиональной зрелости;

- контроль графика выполнения

индивидуальной

самостоятельной работы

обучающегося;

- открытые защиты творческих и проектных

работ;

- сдача квалификационных экзаменов и зачётов по программам ДПО

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

- анализ инноваций в области охраны и защиты лесов;

- использование «элементов реальности» в работах обучающихся (курсовых, рефератов, докладов и т.п.).

- семинары,

учебно-практические конференции;

- конкурсы профессионального мастерства;

- олимпиады


*

3