Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Крымская школа - гимназия» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО : Руководитель ШМО _____________ Абжалилова Э.Э. Протокол заседания ШМО « ____» _________2018 г. № _____ | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ «_Крымская школа - гимназия» _____________ Фефелова Л.М. «____» _____________2018 г. | | УТВЕРЖДЕНО Приказ ________ 2018 г. № _____ Директор МБОУ« Крымская школа - гимназия» _____________ Пихидчук Ю. В. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Азбука дорожного движения»
3-В класс
Срок реализации один год
Социальное направление
Составила программу:
Учитель начальных классов:
Антонина Алёна Викторовна
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Обучение школьников правилам дорожного движения (ПДД) и безопасному поведению на дорогах является обязательным согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 14.12.95 №198-ФЗ.
Цель и задачи формирования у школьников навыков безопасного участия в дорожном движении определены указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, содержащими программно-целевые показатели и индикаторы снижения численности детей, погибших на дорогах России в результате дорожно-транспортных происшествий.
Республика Крым имеет интенсивную дорожно-транспортную среду и, как следствие, высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма. Главной причиной дорожно-транспортного травматизма является недостаточная грамотность участников дорожного движения.
Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями их психофизиологического развития, такими как:
- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
- неспособность адекватно оценивать обстановку;
- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
- преобладание потребности в движении над осторожностью;
- стремление подражать взрослым;
- недостаток знаний об источниках опасности;
- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
- переоценка своих возможностей в реальной ситуации.
Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.
Сегодня приоритетными направлениями являются - обеспечение безопасности дорожного движения всех его участников (пешеходов, водителей, пассажиров), профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Поэтому особо остро встала задача более широкого изучения школьниками правил дорожного движения.
В базисном учебном плане образовательных организаций отдельной образовательной программы «Изучение правил дорожного движения» нет. Минимум учебных часов предусмотрено в образовательном курсе «Окружающий мир» (начальная школа), образовательная область «ОБЖ» - 6 часов.
Однако современный школьник должен быть готов к выполнению требований дорожной безопасности и обязан владеть набором навыков и умений безопасного участия в дорожном движении в качестве пешехода и пассажира транспортного средства в полном объёме, независимо от степени своей субъективной готовности к этому.
Актуальность обучения учащихся основам дорожной грамотности не вызывает сомнений. Задача педагога – систематизировать знания учащихся о правилах дорожного движения, сформировать конкретные навыки и модели поведения на улице и дороге.
Реализация программы осуществляется через сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение викторин, экскурсий на улицы города, бесед, тестов на знание правил дорожного движения, тематических занятий в «городке безопасности», анализа конкретных дорожных ситуаций, разработок проектов.
В программу входят занятия, которые помогают школьнику освоить правила дорожного движения, узнать их историю, ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания. Проводимые мероприятия позволяют вести профилактическую работу по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть внеурочной деятельности школьников. Программа «Азбука дорожного движения» предназначена для использования во внеурочной деятельности в 1-6 классах.
Цель программы: формирование у младших школьников навыков безопасного участия в дорожном движении; овладение знаниями и навыками распознавания типичных дорожных ситуаций («ловушек»); формирование «транспортных» привычек; научить прогнозировать развитие ситуации на дороге.
Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование навыков безопасного участия в дорожном движении на основе моделирования реальных процессов дорожного движения у себя в сознании, умение прогнозировать и моделировать складывающиеся дорожные ситуации на основе знаний правил дорожного движения и особенностей движения транспортных средств и пешеходов.
Формирование установки на сохранение здоровья, привитие навыков здорового и безопасного образа жизни.
Задачи программы:
обучающие:
-способствовать приобретению школьниками знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения, необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда и пассажира;
развивающие:
- способствовать овладению умениями выполнять ПДД, распознавать дорожные «ловушки» - ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности,
- формировать познавательно-поведенческие реакции, направленные на сохранение и укрепление здоровья;
воспитательные:
- воспитывать законопослушность, сознательное отношение к соблюдению мер безопасности на дорогах, способность к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей;
- способствовать формированию общего уровня транспортной культуры у юных участников дорожного движения;
- воспитывать чувство ответственности за безопасность – личную и других участников дорожного движения.
Программа внеурочных занятий по изучению правил дорожного движения для обучающихся 1-6 классов общеобразовательных учреждений «Азбука дорожного движения» рассчитана на 33 часа в первом классе и 34 часа в 2-6 классах.В реализации Программы могут участвовать сотрудники ГИБДД, члены отрядов юных инспекторов движения.
3 класс
№ | Тема занятия | Количество часов |
всего | теория | практика |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2-3 | Правила поведения учащихся на улице и дороге. | 2 | 1 | 1 |
4 | Как пешеходы и водители поделили дорогу. | 1 | 1 | |
5 | Остановочный путь и скорость движения. | 1 | 1 | |
6 | Пешеходные переходы. | 1 | 1 | |
7 | Нерегулируемые перекрестки. | 1 | 1 | |
8 | Регулируемые перекрестки. Светофор. | 1 | 1 | |
9-10 | Проект №1 «История светофора». | 2 | 1 | 1 |
11 | Регулировщик и его сигналы. | 1 | 1 | |
12 | Где еще можно переходить дорогу. | 1 | 1 | |
13 | Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. | 1 | 1 | |
14 | Причины детского дорожно-транспортного травматизма. | 1 | 1 | |
15 | Безопасное поведение на тротуарах и обочинах. | 1 | 1 | |
16 | Дорога и её элементы, правила поведения на ней. | 1 | 1 | |
17-18 | Проект №2 «Зелёная дорога». | 2 | | 2 |
19 | Виды автотранспортных средств и их тормозные свойства. | 1 | 1 | |
20 | Поездка на автобусе и троллейбусе. | 1 | 1 | |
21 | Поездка на трамвае и других видах транспорта. | 1 | 1 | |
22 | Дорожные знаки и дорожная разметка. | 1 | 1 | |
23-24 | Проект №3 «О чём говорят дорожные знаки». | 2 | 1 | 1 |
25-26 | Сигналы, регулирующие дорожное движение. | 1 | 1 | |
27 | Где можно и где нельзя играть. | 1 | 1 | |
28-29 | Проект №4 «Где можно и где нельзя играть». | 2 | | 2 |
30-31 | Ты – велосипедист. | 2 | | 2 |
32 | Поездка за город. | 1 | 1 | |
33 | Улица глазами водителей. | 1 | 1 | |
34 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | |
| Итого | 34 | 25 | 9 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Крымская школа - гимназия» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО : Руководитель ШМО _____________ Абжалилова Э.Э. Протокол заседания ШМО « ____» _________2018 г. № _____ | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ «_Крымская школа - гимназия» _____________ Фефелова Л.М. «____» _____________2018 г. | | УТВЕРЖДЕНО Приказ ________ 2018 г. № _____ Директор МБОУ« Крымская школа - гимназия» _____________ Пихидчук Ю. В. |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
внеурочной деятельности
«Азбука дорожного движения»
3-В класс
Срок реализации 2018-2019 учебный год
Социальное направление
Составила программу:
Учитель начальных классов:
Антонина Алёна Викторовна
2018 г.
Календарно - тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Базовое содержание | УУД |
1 | Вводное занятие. | Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре. Как правильно ходить по дороге с друзьями, братом, сестрой, пожилыми людьми. | П: построение логической цепи рассуждений. Л:умение выделять нравственный аспект поведения. |
2-3 | Правила поведения учащихся на улице и дороге. | Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств. Рассказ об улице и ее составных частях: проезжая часть, тротуар; их значение. Рассказ о дороге и ее составных частях: проезжая часть, обочина, кювет. Пешеходная и велосипедная дорожки. Составление маршрута «дом – школа – дом» с указанием всех опасных для пешехода мест на этом маршруте. | Л: усвоение теоретических знаний и ориентация на обобщенные способы действий К:точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Р: постановка задачи на освоение способов действий, которые обеспечат правильное выполнение. |
4 | Как пешеходы и водители поделили дорогу. | Сформировать у учащихся обобщённые понятия, добиться их понимания и осмысления; развить умение оценивать действия водителей, пешеходов; расширить словарный запас по дорожной лексике. | К: точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. П: построение логической цепи рассуждений. |
5 | Остановочный путь и скорость движения. | Скорость движения и торможение автомобиля. Остановочный и тормозной путь. Особенности движения пешеходов и водителей в разное время суток. | П: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий; |
6 | Пешеходные переходы. | Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги. Примеры дорожно- транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. | Л: усвоение теоретических знаний П: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий; |
7 | Нерегулируемые перекрёстки. | Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы. | |
8 | Регулируемые перекрёстки. Светофор. | Назначение светофора. Сигналы светофора и их значение. Типы светофоров. Опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке. Из истории светофора. Экскурсия на ближайший к школе регулируемый перекресток. | П:применение методов информационного поиска Р: переопределение познавательной задачи в практическую. |
9-10 | Проект №1 «История светофора» | Ознакомить учащихся с историей появления светофора, развивать интерес к технике, совершенствовать двигательные умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. | Р: принятие практической задачи К:чётко формулировать цели группы и проявлять собственную инициативу для достижения этой цели П:умение структурировать знания. |
11 | Регулировщик и его сигналы. | Сигналы регулировщика и правила перехода проезжей части по этим сигналам. Дорожная полиция. Цели и задачи, решаемые дорожной полицией. Инспектор дорожной полиции, его работа. | П: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий; |
12 | Где ещё можно переходить дорогу. | Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток. Опасные ситуации, возникающие при таком переходе. Примеры дорожно- транспортных происшествий с детьми при таких переходах дороги (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. | П:применение методов информационного поиска Р: переопределение познавательной задачи в практическую. |
13 | Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. | Ознакомить учащихся с новым понятием «правостороннее движение», расширить словарный запас по дорожной лексике, формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды, воспитывать дисциплинированность соблюдений правил ПДД. | П: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий; |
14 | Причины детского дорожно- транспортного травматизма | Нарушителями бывают и пешеходы, и водители, развивать бдительность, наблюдательность, осторожность, дисциплинированность, ответственность за свои поступки; всегда смотреть во все стороны и прислушиваться к звукам приближающихся машин; рассмотреть положительные и отрицательные привычки детей и взрослых на дорогах. | П:применение методов информационного поиска Л: формирование рефлексивности самооценки в учебной деятельности |
15 | Безопасное поведение на тротуарах и обочинах. | Закрепить правила движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине. | П: построение логической цепи рассуждений |
16 | Дорога и её элементы, правила поведения на ней. | Вспомнить понятие «проезжая часть дороги», сформировать чувство предвидения опасности. |
17-18 | Проект №2 «Зелёная дорога» | Переход дороги на зелёный сигнал светофора является правилом дорожного движения, даётся установка на правопослушное поведение по соблюдению сигналов светофора. | Р:постановка учебной цели. |
19 | Виды автотранспортных средств и их тормозные свойства. | Понятие тормозного пути. Факторы, влияющие на величину тормозного пути. Опасность перехода улицы перед близко идущим транспортом. Виды автотранспортных средств и их назначение. Продолжать формировать у учащихся представления о безопасном поведении на улицах и дорогах. Дать понятие о том, что движущийся транспорт остановить мгновенно невозможно. | П: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий; |
20 | Поездка на автобусе и троллейбусе. | Правила пользования автобусом и троллейбусом. Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из автобуса или троллейбуса. Автобусные и троллейбусные остановки в микрорайоне школы. Примеры дорожно- транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. | П:применение методов информационного поиска |
21 | Поездка на трамвае и других видах транспорта. | Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из трамвая. Правила безопасного поведения при пользовании маршрутным такси, легковым автомобилем, мотоциклом, велосипедом, грузовиком. | П: умение структурировать знания |
22 | Дорожные знаки и дорожная разметка. | Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. Дорожные знаки: «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено». Таблички. Дорожная разметка, ее назначение и виды. | П:кодирование- использование знаков и символов. |
23-24 | Проект №3 «О чём говорят дорожные знаки» | Закрепление знаний учащихся по дорожным знакам. Название и предназначение знаков сервиса. | П:умение строить схемы Р: умение взаимодействовать со сверстниками К: устраивать эффективные групповые обсуждения |
25-26 | Сигналы, регулирующие дорожное движение. | Закрепить знание сигналов светофора, регулировщика. | П: умение использовать наглядные модели. |
27 | Где можно и где нельзя играть. | Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом. Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Где можно играть в микрорайоне школы и дома. | Р: переопределение познавательной задачи в практическую. Л:формирование личностной рефлексии. |
28-29 | Проект №4 «Где можно и где нельзя играть». | Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом. Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Где можно играть в микрорайоне школы и дома. | П:кодирование (использование знаков и символов). Р: способность к организации своей деятельности. К: обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе. |
30-31 | Ты – велосипедист. | Игры и соревнования на велосипедах с элементами фигурного вождения. | К: стремление устанавливать доверительные отношения, способность к эмпатии. |
32 | Поездка за город. | Правила движения пешеходов по загородной дороге. Правила перехода загородных дорог. Опасности, подстерегающие пешехода на загородной дороге. Примеры дорожно- транспортных происшествий с детьми за городом (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. | Р: способность к организации своей деятельности Л: формирование рефлексивности самооценки в учебной деятельности П: построение логической цепи рассуждений. |
33 | Улица глазами водителей. | Что такое дорожно- транспортное происшествие (ДТП). Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов. | П:постановка и формулирование проблемы. Л: Формирование личностной и коммуникативной рефлексии. |
34 | Итоговое занятие. | Игра-соревнование по Правилам дорожного движения. Подведение итогов. Награждение лучших учащихся. | К: обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе. |