Пояснительная записка
Рабочая программа для 2 класса составлена на основе Программы начального общего образования общеобразовательной организации МБОУ «СОШ №2», на основе Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009г) Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования и учебника «Родные просторы» 2 класс - авторы : С. С. Ситимова, А. Б. Чуяко.. Разработана на основе УМК «Школа России» НР и ЭО по региональному приказу.
Цели:
- приобщение младших школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее;
- формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре;
- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей;
-воспитание патриотических чувств школьников, расширение кругозора, развитие их интеллектуального и творческого потенциала.
Задачи:
- активизация читательского интереса детей, знакомство их с творчеством известных адыгейских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями адыгов,
-знакомить с культурно - историческим наследием Республики Адыгея;
- создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств младшего школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой деятельности.
- формирование техники чтения и приёмов понимания текста;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений нравственных ценностей; обогащение нравственного опыта детей, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;
-обогащение чувственного опыта ребёнка, воспитывать чувство гордости и любви к своей малой родине.
- приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текста
- развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса детей. Межпредметные связи.
Содержание курса позволяет осуществлять его связь с:
- русским языком;
- окружающим миром;
- изобразительным искусством;
- музыкой.
Используемые технологии, методы и формы работы: личностно-ориентированное обучение и игровая технология.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, практический, наглядный;
Формы обучения: индивидуально – групповая, индивидуальная, групповая.
Используемые технологии соответствуют психологическим особенностям учащих
Программа включает следующие разделы:
1. Тематика чтения.
2. Техника чтения.
3. Формирование приемов понимания прочитанного.
4. Элементы литературоведческого анализа текста.
5. Развитие устной и письменной речи.
Отличительные особенности программы
Характеризуя программу «Адыгейская литература», следует отметить, что данный курс является программой воспитания, так как способствует формированию у детей нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Родину.
Программа состоит из следующих разделов:
1. Наша Республика Адыгея.
II. Адыгейское устное народное творчество и национальные игры.
III. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея.
IУ. Загадки, пословицы, стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея.
Основные линии программы:
1. Развитие навыка чтения;
2. Развитие восприятия произведения;
3. Развитие литературоведческих понятий;
4. Развитие речевых умений;
5. Развитие творческой деятельности.
Основными образовательными линиями курса «Родные просторы» являются следующие:
1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы.
2. Система работы над навыками чтения.
3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
4. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Место курса в учебном плане
Во 2 классе на уроки адыгейской литературы отводится 70 ч (2 ч в неделю, 35 учебных недель).
Тематическое планирование 2 класс
№ | Название разделов. | Количество часов. |
1 | Адыгея — Родина моя | 7 |
2 | Адыгейское устное народное творчество и национальные игры | 24 |
3 | Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея | 32 |
4 | Загадки, пословицы, сказки, стихотворения и рассказы народов республики Адыгея. | 7 |
| Всего | 70 |
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии адыгейской природы, культуры и религии;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре адыгского народа, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты:
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
умение написать отзыв на прочитанное произведение;
развитие художественно-творческих способностей.
К концу второго класса учащиеся должны знать:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании и просмотре) содержание различных видов текстов, аудио-, видео- и гипермедиа-сообщений, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному, увиденному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту, аудио- или видео-сообщению;
оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения (включая компьютерные способы коммуникации), соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Содержание программы.
I. Наша Республика Адыгея (7 ч.)
Название республики, ее столица; народы, живущие в Адыгее, адыгейские имена, адыгейская национальная одежда; сельское хозяйство, промышленность, полезные ископаемые, образование.
Произведения: Яхутль С. «Адыгея родная моя», Жанэ К. «Так в Адыгее говорят», Куёк Н. «Мальчик в черкеске», Паранук М. «Кто позабыл родной язык». Машбаш И. «Живи, добро верши», «Общий двор».
II. Адыгейское народное творчество и национальные игры (24 ч.)
1. Загадки о животных, разных предметах, явлениях природы.
2. Пословицы и поговорки о мудрости, разуме, мужестве, труде, честности, дружбе, добре, зле, семейных традициях.
3.Сказки и сказания о добре и зле, храбрости и трусости, добрых поступках, дружбе, честности.: «Старый кот и мыши», «Дружная компания», «Шапка небылиц», «Злая мачеха», «Слава на долгие века».
4. Произведения из адыгейского нартскогозиоса: « В гостях у старого нарта», « О том, как Орзэмэдж раздал три волшебных камня-оселка», «Ашамез и Кунууд», «Ток Тхагалиджа», «Как появились камыль и пхачич».
5. Национальные игры.
Общеразвивающие адыгейские национальные игры на быстроту, внимательность, смекалку, точность.: «Прятки», «Меткий стрелок», «Всадник», «Бегать».
III. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея (32 ч.)
1. Литературные сказки.
Литературные сказки и их особенности.
Литературные сказки о животных: Паранук М. «Лиса и журавль», «Кто сильнее».
2. Моя семья.
Произведения о родном языке, родителях, вежливости, воспитании в семье, правилах общественного поведения: Паранук М. «Кто позабыл родной язык», «Случай на улице»;Жаяэ К. «Спор», «Как внуки запутали бабушку»;Куёк Н. «Сколько рук у дедушкю»; Чуяко Дж. «Эта бабушка не чужая»; Нехай Р. «Добрый старик»; Гадагатль А. «Мамин помощник».
З. Мир вокруг нас.
Загадки, пословицы, литературные произведения о временах года и их явлениях, о трудовой деятельности людей, о жизни птиц и домашних животных.
Произведения: Панеш Х. «Осень»; Чуякодж. «Прилежный мальчик», «Снеговик», «Гром»; ЖанэК. «Как я согрелся», «Сад»; Куёк Н. «Снег»; Ачмиз Р. «А солнышко решило»; Салон Е. «Князь леса».
4. Наше детство.
Произведения поэтов и писателей Адыгеи о детях, о детских забавах, о воспитании ребенка в адыгейской семье вежливости, гостеприимства, красноречия.
Произведения: Жанэ К. «Как Нурдин испугался», «Вышивала Фатимет»; Чуяко Дж. «Про котенка»; Нехай Р. «Я сам».
5. Уважаем и помогаем старшим.
Адыгейские пословицы и литературные произведения о вежливости, труде, помощи и взаимопомощи, об элементах адыгагьэ.
Произведения: Жанэ К. «Старый петух», «Мой пирог»; Нехай Р. «Добрый старик».
I. Загадки, пословицы, сказки, стихотворения в рассказы народов Республики Адыгея.(7ч.)
1. Загадки о фруктах, овощах, животных.
2. Пословицы о труде, дружбе, мудрости, уме, честности, добре, зле.
З. Сказки о животных, бытовые сказки: Лиса в тетерев (русская сказка), Завещание (русская сказка), «Как одурачили царя» (армянская сказка), ((Волк и перепелка) (кабардинская сказка)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ ПО АДЫГЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 2 класс
№ урока | Тема урока | Домашнее задание | Дата |
план | факт |
Наша Республика Адыгея (7 ч.) |
| С. Яхутль «Адыгея родная моя». | С.4 | 03,09 | |
| К. Жане «Так в Адыгее говорят». | С.5-6 | 04,09 | |
| Н. Куек «Мальчик в черкеске». | С.7 | 10,09 | |
| Р.Нехай. «Моя мать и мой язык». | С.8 | 11,09 | |
| Майкоп - столица Адыгеи. | Сообщение | 17,09 | |
| Ц.Теучеж.Пшиш. | С.9 | 18,09 | |
| М.Тлехас. Моя земля. | С.10 | 24,09 | |
Адыгейское народное творчество и национальные игры (15 ч.) |
| Загадки. | С.12 | 25,09 | |
| Пословицы. | С.13 | 01,10 | |
| Сказки. Старый кот и мыши. | С.14-15 | 02,10 | |
| Петух - хвастун. | С.16-17 | 08,10 | |
| Дружная компания. | С.18-21 | 09,10 | |
| Шапка-небылица. | С.22-28 | 15,10 | |
| Злая мачеха. | С.29-30 | 16,10 | |
| Злая мачеха. | С.31-33 | 22,10 | |
| Слава на долгие века. | С.34 | 23,10 | |
| В гостях у старого нарта. | С.35-38 | 29,10 | |
| Сказание. О том, как Орзэмэдж раздал три волшебных камня-оселка. | Вн.чт | 30,10 | |
| Сказание. Ащамез и Кунууд. | Выр.чт. | 12.11 | |
| Сказание. Ток Тхагалиджа. | С.39-40 | 13,11 | |
| Как появились камыль и пхачич. | С.40-43 | 19,11 | |
| Национальные игры. | С.43-50 | 20,11 | |
Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея (37 ч.) |
| М.Паранук. Лиса и журавль. | С.51-53 | 26,11 | |
| М.Паранук. Кто сильнее? | С.53-56 | 27,11 | |
| Т.Керашев. Джегу. | С.57-59 | 03,12 | |
| Х.Панеш. Осень. | С.60, наиз. | 04,12 | |
| К.Жанэ. Спор. | С.60-62 | 10,12 | |
| М.Паранук. Кто позабыл родной язык. | С.63. | 11,12 | |
| И.Машбаш. Живи, добро верши. | С.63-64 | 17,12 | |
| И.Машбаш. Общий двор. | С.64-65 | 18,12 | |
| Дж. Чуяко. Прилежный мальчик. | С.66 | 24,12 | |
| М.Паранук. Случай на улице. | С.66-68 | 25,12 | |
| Дж.Чуяко. «Про котёнка» | С.69. наиз. | 14,01 | |
| Дж.Чуяко. «Снеговик» | С.69-70 | 15,01 | |
| К.Жанэ.Как я согрелся. | С.70-71 | 21,01 | |
| Н.Куёк. «Снежинки,Снег» | С.71-72 | 22,01 | |
| К. Жанэ «Как Нурдин испугался» | С.72-73 | 29,01 | |
| К. Жанэ «Почему я люблю закрывать глаза. | С.73-74 | 30,01 | |
| Н.Куёк.Сколько рук у дедушки. | С.74-75 | 04,02 | |
| Н.Куёк. «Лужи» | С.75.наиз. | 05,02 | |
| Х.Панеш. «Я сам». | С.76 | 11,02 | |
| Р.Нехай. «Добрый старик». | С.77 | 12,02 | |
| К. Жанэ. «Колыбельная» | С.78 | 18,02 | |
| А.Гадагаль. «Вот какой он странный» | С.79 | 19,02 | |
| К.Жанэ . «Как внуки запутали бабушку» | С.80-81 | 25,02 | |
| Н.Чуяко. «Что приключилось со стрекозой» | С.82 | 26,02 | |
| Р.Нехай. «Брось в землю зерно» | С.82-83 | 03,03 | |
| К. Жанэ «Мой пирог» | С.83-84 | 04,03 | |
| К. Жанэ . «Вышивала Фатимет» | С.84-85.наиз. | 10,03 | |
| А. Гадагатль «Мамин помощник» | С.85-86 | 11,03 | |
| К. Жанэ «Мишкины штанишки» | С.86-87 | 17,03 | |
| Дж. Чуяко «Милей всего» | С.88-89 | 18,03 | |
| К. Жанэ «Старый пастух» | С.89-90 | 01,04 | |
| Дж. Чуяко «Эта бабушка не чужая» | С.91 | 07,04 | |
| Дж. Чуяко «Гром», Р. Ачмиз «А солнышко решило». | С.91-92 | 08,04 | |
| Х. Панеш «После дождя». | С.93 | 14,04 | |
| Н. Куек «Луна и Солнце». | С.94 | 15,04 | |
| Н. Куек «Песенка». | С .95 | 21,04 | |
| А. Гадагатль «Погоди-ка, малыш!». | С.95-96 | 22,04 | |
Загадки, пословицы, сказки, стихотворения в рассказы народов Республики Адыгея (9ч.) |
| Загадки. | С.97-99 | 28,04 | |
| Пословицы. | С.99-100 | 29,04 | |
| Лиса и тетерев (русская сказка). | С.101-102 | 06,05 | |
| Завещание (русская сказка). | С.102-103 | 06,05 | |
| Г. Габриелян «Петрос и бабушка». | С.103-104 | 12,05 | |
| Ш. Галиев «Почему не ругается мама?». | С.104-106 | 13.05 | |
| Ф. Балкарова «Эльбрус». | С.106-107 | 19.05 | |
| Н. Носов «Заплатка». | С.107-110 | 20.05 | |
68. | А.Алиш . «Два петуха ». | С.110-112 | 26.05 | |
69-70. | Путешествие по страницам журнала”Родничок Адыгеи” | Чит.журнал «Родничок Адыгеи» | | |