
Пояснительная записка
Статус документа
Программа разработана на основе программы начального общего образования МБОУ СОШ №11 Гиагинского района в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской программы С.С.Ситимова, А.Б.Чуяко, УМК «Школа России», планируемых результатов начального общего образования.
Общая характеристика курса
Цели обучения:
- приобщение младших школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее;
- формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре;
- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей;
Задачи обучения:
- активизация читательского интереса детей, знакомство их с творчеством известных адыгейских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями адыгов,
-знакомить с культурно - историческим наследием Республики Адыгея;
- создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств младшего школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой деятельности.
- формирование техники чтения и приёмов понимания текста;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений нравственных ценностей; обогащение нравственного опыта детей, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;
-обогащение чувственного опыта ребёнка, воспитывать чувство гордости и любви к своей малой родине.
- приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текста
- развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса детей.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы уроки адыгейской литературы в 3 классе рассчитаны на 2 часа в неделю. Следовательно общее количество часов составило – 68 часов.
Тематический план
№п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Наша Республика Адыгея | 7 |
2 | Произведения Адыгейского народного творчества и национальные | 13 |
3 | Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея | 38 |
4 | Загадки, пословицы, сказки и стихотворения народов республики Адыгея (12 часов) | 10 |
5 | Итого | 68 |
Содержание программы
Программа для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Тематика чтения.
2. Техника чтения.
3. Формирование приемов понимания прочитанного.
4. Элементы литературоведческого анализа текста.
5. Развитие устной и письменной речи.
Характеризуя программу «Адыгейская литература», следует отметить, что данный курс является программой воспитания, так как способствует формированию у детей нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Родину.
Программа для каждого класса состоит из следующих разделов:
1. Наша Республика Адыгея.
II. Адыгейское устное народное творчество и национальные игры.
III. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея.
IУ. Загадки, пословицы, стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея.
Основные линии программы:
1.Развитие навыка чтения; 2.
2. Развитие восприятия произведения;
3. Развитие литературоведческих понятий;
4.Развитие речевых умений;
5.Развитие творческой деятельности.
Основными образовательными линиями курса «Родные просторы» являются следующие:
1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы.
2. Система работы над навыками чтения.
3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
4. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Концептуальные положения курса:
1.Изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и общей культуры;
2. В результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
3. Содержание курса «Родные просторы» обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Требования к концу обучения в 3-ем классе
В результате изучения адыгейской литературы ученик получит возможность научиться:
Знать:
наизусть не менее 9 стихотворений;
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).
уметь:
повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
соблюдать паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
определять тему и главную мысль произведения;
воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;
подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;
отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;
раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;
делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;
сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;
ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах.
Календарно-тематическое планирование
по адыгейской литературе 3 класс
№п/п | Тема урока | К-во часов | Д\З | Дата по плану | Дата по факту |
Наша Республика Адыгея (7 часов) |
1 | Чуяко Дж. «Моя Адыгея.» | 1 | с. 3-4 | | |
2 | Жанэ К. «У адыгов обычай такой.» | 1 | С. 4-5 | | |
3 | Беретарь Х. «О, как она, земля моя, щедра…» | 1 | С. 5-6 | | |
4 | Беретарь Х «Псекупс.» | 1 | С. 6 | | |
5 | Тлехас М. «Родной язык.» | 1 | С. 7-8 | | |
6 | Тлехас М. «Моя земля.» | 1 | С.8-9 | | |
7 | Дербе Т. «Люблю я свой народ». Крючков Ю. «Адыгея» | 1 | С. 9-11 | | |
Произведения Адыгейского народного творчества и национальные игры (13 часов) |
8 | Загадки о животных, разных предметах, явлениях природы. | 1 | С. 12, придумать загадку | | |
9 | Пословицы и поговорки о мудрости, разуме, мужестве, труде, честности, дружбе, добре, зле , семейных традициях. С. | 1 | С.12 подготовить пословицы о дружбе | | |
10 | Сказки и сказания о добре и зле, храбрости и трусости, добрых поступках, дружбе, честности. | 1 | Придумать сказку | | |
11 | Адыгейские сказки о животных и бытовые сказки: «Не рой другому яму», «Воробей и волк», | 1 | Пересказ по выбору С. 13-17 | | |
12 | Сказки:«Овца и коза», «Трудовые деньги». | 1 | С.18-22 пересказ по выбору, вопросы | | |
13 | Сказание.. «Как Саусырыко вернул огонь нартам». | 1 | С. 23-32 | | |
14 | Сказание. «Золотое яблоко нартов.» | 1 | С. 32-37 | | |
15 | Сказание. «Сэтэнэй-цветок.» | 1 | С. 37-38, вопросы | | |
16 | Сказание. «Шэбатныко — сын Орзэмэджа.» | 1 | С. 39-41 | | |
17 | Сказание. «Освобождение нарта Нэсрена.» | 1 | С. 42-46, пересказ | | |
18 | Игра . «Жмурки.» | 1 | С. 47 | | |
19 | Игра «Скачки» | 1 | С. 47, выучить правила игры | | |
20 | Игра. «Лебеди и просо.» Игра Журавли-журавушки. | 1 | С. 49-50 | | |
Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея (38 часов) |
21 | Машбаш И. Сказка о грозном льве, повелителе зверей, и о старом дровосеке. | 1 | С. 51-58, выразительное чтение | | |
22 | Яхутль С. « Родина.» | 1 | С. 58-59, вопросы | | |
23 | Жанэ К. « Ах, эта козочка!» | 1 | С. 59-60 | | |
24 | Х.Андрухаев. « Река .» «Весна и лентяй | 1 | С. 61-62 | | |
25 | Жанэ К. « Зерно.», «Дождик.» | 1 | С. 63-65 | | |
26 | Е.Салов. «Дольмен.» | 1 | С. 65-66 | | |
27 | Жанэ К. « Новоселье.» | 1 | С. 67 | | |
28 | Чуяко Дж. « Пусть приходит сам.» | 1 | С. 67-68 | | |
29 | Машбаш И. «Сказка о кузнечиках, об их пропавшем царе и о мудрой зайчихе.» | 1 | С. 68-75, вопросы | | |
30 | Паранук М. «Зима.» | 1 | С.75-76, наизусть | | |
31 | Куек Н. «Снежинка.» | 1 | С. 77-78, отрывок наизусть | | |
32 | Кошубаев П. « Отец ушел на войну»( отрывок из рассказа «Дедушка.») | 1 | С. 79-82, пересказ | | |
33 | Жанэ К. «Гармонистка.», «Сад.» | 1 | С. 82-83 | | |
34 | Куек Н. «Считалка.» | 1 | С. 84, придумать считалку | | |
35 | Гадагатль А. « Петух-хвастун.» | 1 | С. 85-87, рисунок | | |
36 | Куек Н. « Кто же лужи уберет?» | 1 | С. 88-89 | | |
37 | Жанэ К. «Я славлю руки человека.» | 1 | С. 89-91, вопросы | | |
38 | Беретарь Х. «Нана.» | 1 | С. 91-93, отрывок наизусть | | |
39 | Тлехас М. « Наши матери.» | 1 | С. 94-95 | | |
40 | Чуяко Дж. « Маяк» | 1 | С. 95-96 | | |
41 | Жанэ К. «Давно отгремела война.», «Долг.» | 1 | С. 96-98 | | |
42 | Чуяко Дж. « Волшебник» | 1 | С. 98, рисунок | | |
43 | Шипулин А. Стихотворение. Про зайчонка. | 1 | С. 99-100, выразительное чтение. | | |
44 | Жанэ К. « Старость», Нехай Р. « Ты кто?» | 1 | С. 101-102 | | |
45 | Куек Н. «Осень» | 1 | С. 102-103 рисунок | | |
46 | Дербе Т. « Среди деревьев бродит листопад». | 1 | С. 103-104 | | |
47 | Панеш Х. «Почему плакал Рашид?», Машбаш И. «Песня веселой бабочки.» | 1 | С. 104-106, вопросы | | |
48 | Чуяко Ю. «Лиса и Орземес»(отрывок из повести « Чужая боль») | 1 | С. 107-109, пересказ | | |
49 | Тлехас М. «Песня о Майкопе.» | 1 | С.109-110, рисунок | | |
50 | Кошубаев П. «Один день войны»(из рассказа «Дедушка») | 1 | С. 111-113, пересказ | | |
51 | Гадагатль А. «Да будет так!» Крючков Ю. «Память.» | 1 | С. 113-116, выразительное чтение | | |
52 | Багов Н. «Печаль.», К.Жанэ «Пословица» Н.Куек «Зазнайка» | 1 | С. 117-119, | | |
53 | Салов Е. «Даховская, мозаика.», Х. Хурумов «Колодец Хапака» | 1 | С. 119-121 | | |
54 | Чуяко Дж. «Если был бы я врачом», «Новый дом.» | 1 | С. 121-123, вопросы | | |
55 | Салов Е. « Золотой ручей», «Князь леса». | 1 | С. 123-125 | | |
56 | Панеш Х. «Пусть попробует другой.» | | С.125-126 | | |
57 | С. Панеш «Калитка Мирзабеча.» | 1 | С. 126-129, пересказ | | |
58 | Чуяко Дж. « Плавание на спине», « На пасеке». К. Жанэ «Сад». | 1 | С. 129-133 | | |
Загадки, пословицы, сказки и стихотворения народов республики Адыгея (10 часов) |
59 | Устное народное творчество. Загадки. Пословицы. | 1 | С. 134-139 | | |
60 | «Солдатская шинель» (русская сказка) | 1 | С. 139-141, пересказ | | |
61 | «Заказчик и мастер» ( армянская сказка) | 1 | С. 141-143, пересказ, вопросы | | |
62 | «Кисть винограда» (греческая сказка) | 1 | С. 144-145 | | |
63 | Козлов С. «Черный омут» | 1 | С. 146-148 | | |
64 | Тынянский Н. «Хитрый тюлень» | 1 | С. 148-149, пересказ | | |
65 | Тетивкин А. «Школа» | 1 | С. 150-151, наизусть | | |
66 | Габриелян Г. «Гоар и Асмик» | 1 | С. 151-152 | | |
67 | Галиев Ш. «Хлебосольная хозяйка». Дросинис Г. «Закат в январе» | 1 | С. 152-154 | | |
68 | Бицуев А. «Кабарда». Обобщающий урок. | 1 | С.155 | | |