СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по адыгейской литературе УМК "Школа России", 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка,календарно-тематическое планирование по адыгейской литературе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по адыгейской литературе УМК "Школа России", 4 класс»





Пояснительная записка



Статус документа

Программа разработана на основе программы начального общего образования МБОУ СОШ №11 Гиагинского района в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской программы С.С.Ситимова, А.Б.Чуяко, УМК «Школа России», планируемых результатов начального общего образования.

Общая характеристика курса

Цели обучения:

- приобщение младших школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее;
- формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре;
- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей;

Задачи обучения:

- активизация читательского интереса детей, знакомство их с творчеством известных адыгейских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями адыгов,

-знакомить с культурно - историческим наследием Республики Адыгея;

- создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств младшего школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой деятельности.

- формирование техники чтения и приёмов понимания текста;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений нравственных ценностей; обогащение нравственного опыта детей, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;

-обогащение чувственного опыта ребёнка, воспитывать чувство гордости и любви к своей малой родине.

- приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текста
- развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса детей.

Место предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом школы уроки адыгейской литературы в 3 классе рассчитаны на 2 часа в неделю. Следовательно общее количество часов составило – 68 часов.



Тематический план

п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Наша Республика Адыгея

7

2

Произведения Адыгейского народного творчества и национальные

13

3

Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея

38

4

Загадки, пословицы, сказки и стихотворения народов республики Адыгея (12 часов)


10

5

Итого

68


Содержание программы

Программа для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Тематика чтения.
2. Техника чтения.
3. Формирование приемов понимания прочитанного.
4. Элементы литературоведческого анализа текста.
5. Развитие устной и письменной речи.

Характеризуя программу «Адыгейская литература», следует отметить, что данный курс является программой воспитания, так как способствует формированию у детей нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Родину.

Программа для каждого класса состоит из следующих разделов:
1. Наша Республика Адыгея.
II. Адыгейское устное народное творчество и национальные игры.
III. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея.
IУ. Загадки, пословицы, стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея.

     

Основные линии программы:

1.Развитие навыка чтения; 2.

2. Развитие восприятия произведения;

3. Развитие литературоведческих понятий;

4.Развитие речевых умений;

5.Развитие творческой деятельности.

 

Основными образовательными линиями курса «Родные просторы» являются следующие:  

1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы.

 

2. Система работы над навыками чтения.

3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

4. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Концептуальные положения курса:

 

1.Изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и общей культуры;

2. В результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

3. Содержание курса «Родные просторы» обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка.


Планируемые результаты изучения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты


1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.


Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.


Требования к концу обучения в 3-ем классе



В результате изучения адыгейской литературы ученик получит возможность научиться:

Знать:

наизусть не менее 9 стихотворений;

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

  • элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).

уметь:

  • повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;

  • соблюдать паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;

  • определять тему и главную мысль произведения;

  • воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;

  • подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;

  • отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;

  • раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;

  • делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;

  • сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;

  • ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах.











Календарно-тематическое планирование

по адыгейской литературе 3 класс

№п/п

Тема урока

К-во часов

Д\З

Дата по плану

Дата по факту

Наша Республика Адыгея (7 часов)

1

Чуяко Дж. «Моя Адыгея.»

1

с. 3-4



2

Жанэ К. «У адыгов обычай такой.»


1

С. 4-5



3

Беретарь Х. «О, как она, земля моя, щедра…»

1

С. 5-6



4

Беретарь Х «Псекупс.»

1

С. 6



5

Тлехас М. «Родной язык.»

1

С. 7-8




6

Тлехас М. «Моя земля.»

1


С.8-9



7

Дербе Т. «Люблю я свой народ». Крючков Ю. «Адыгея»

1

С. 9-11



Произведения Адыгейского народного творчества и национальные игры (13 часов)

8

Загадки о животных, разных предметах, явлениях природы.

1

С. 12, придумать загадку



9

Пословицы и поговорки о мудрости, разуме, мужестве,  труде, честности, дружбе, добре, зле , семейных традициях. С.

1

С.12 подготовить пословицы о дружбе



10

Сказки и сказания о добре и зле, храбрости и трусости, добрых поступках, дружбе, честности.

1

Придумать сказку



11

Адыгейские сказки о животных и бытовые сказки: «Не рой другому яму», «Воробей и волк»,

1

Пересказ по выбору

С. 13-17



12

Сказки:«Овца и коза», «Трудовые деньги».

1

С.18-22 пересказ по выбору, вопросы



13

 Сказание.. «Как Саусырыко вернул огонь нартам».

1

С. 23-32



14

Сказание. «Золотое яблоко нартов.»

1

С. 32-37



15

Сказание. «Сэтэнэй-цветок.»

1

С. 37-38, вопросы



16

Сказание. «Шэбатныко — сын Орзэмэджа.»

1

С. 39-41



17

 Сказание. «Освобождение нарта Нэсрена.»

1

С. 42-46, пересказ



18

Игра . «Жмурки.»

1

С. 47




19

Игра «Скачки»

1

С. 47, выучить правила игры



20

Игра. «Лебеди и просо.» Игра Журавли-журавушки.

1

С. 49-50



Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея (38 часов)

21

Машбаш И. Сказка о грозном льве, повелителе зверей, и о старом дровосеке.

1

С. 51-58, выразительное чтение



22

Яхутль С. « Родина.»

1


С. 58-59, вопросы



23

Жанэ К. « Ах, эта козочка!»

1


С. 59-60



24

Х.Андрухаев. «  Река .»  «Весна и лентяй

1

С. 61-62



25

Жанэ К. « Зерно.», «Дождик.»

1

С. 63-65



26

Е.Салов. «Дольмен.»

1

С. 65-66



27

Жанэ К.  « Новоселье.»

1

С. 67




28

Чуяко Дж. « Пусть приходит сам.»

1

С. 67-68



29

Машбаш И. «Сказка о кузнечиках, об их пропавшем царе и о мудрой зайчихе.»

1

С. 68-75, вопросы



30

Паранук М. «Зима.»

1

С.75-76, наизусть




31

Куек Н. «Снежинка.»

1

С. 77-78, отрывок наизусть



32

Кошубаев П. « Отец ушел на войну»( отрывок из рассказа «Дедушка.»)

1

С. 79-82, пересказ



33

Жанэ К. «Гармонистка.», «Сад.»

1

С. 82-83



34

Куек Н. «Считалка.»

1

С. 84, придумать считалку



35

Гадагатль А. « Петух-хвастун.»

1

С. 85-87, рисунок



36

Куек Н. « Кто же лужи уберет?»

1

С. 88-89



37

Жанэ К. «Я славлю руки человека.»

1

С. 89-91, вопросы



38

Беретарь Х. «Нана.»

1

С. 91-93, отрывок наизусть



39

Тлехас М. « Наши матери.»

1

С. 94-95




40

Чуяко Дж. «  Маяк»

1

С. 95-96




41

Жанэ К. «Давно отгремела война.», «Долг.»

1

С. 96-98



42

Чуяко Дж. « Волшебник»

1

С. 98, рисунок




43

Шипулин А. Стихотворение.  Про зайчонка.

1

С. 99-100, выразительное чтение.



44

Жанэ К. «  Старость», Нехай Р. « Ты кто?»

1

С. 101-102



45

Куек Н. «Осень»

1

С. 102-103

рисунок



46

Дербе Т. « Среди деревьев бродит листопад».

1

С. 103-104



47

Панеш Х. «Почему плакал Рашид?», Машбаш И. «Песня веселой бабочки.»

1

С. 104-106, вопросы



48

Чуяко Ю. «Лиса и Орземес»(отрывок из повести

« Чужая боль»)

1

С. 107-109, пересказ



49

Тлехас М. «Песня о Майкопе.»

1

С.109-110, рисунок



50

Кошубаев П. «Один день войны»(из рассказа «Дедушка»)

1

С. 111-113, пересказ



51

Гадагатль А. «Да будет так!» Крючков Ю. «Память.»

1

С. 113-116, выразительное чтение



52

Багов Н. «Печаль.», К.Жанэ «Пословица» Н.Куек «Зазнайка»

1

С. 117-119,



53

Салов Е. «Даховская, мозаика.», Х. Хурумов «Колодец Хапака»


1

С. 119-121



54

Чуяко Дж. «Если был бы я врачом», «Новый дом.»

1

С. 121-123, вопросы



55

Салов Е. « Золотой ручей», «Князь леса».

1

С. 123-125



56

Панеш Х. «Пусть попробует другой.»


С.125-126



57

С. Панеш «Калитка Мирзабеча.»

1

С. 126-129, пересказ



58

Чуяко Дж. « Плавание на спине», « На пасеке».

К. Жанэ «Сад».

1

С. 129-133



Загадки, пословицы, сказки и стихотворения народов республики Адыгея (10 часов)

59

Устное народное творчество. Загадки. Пословицы.

1

С. 134-139



60

«Солдатская шинель» (русская сказка)

1

С. 139-141, пересказ



61

«Заказчик и мастер»

( армянская сказка)

1

С. 141-143, пересказ, вопросы



62

«Кисть винограда» (греческая сказка)

1

С. 144-145



63

Козлов С. «Черный омут»

1

С. 146-148




64

Тынянский Н. «Хитрый тюлень»

1

С. 148-149, пересказ



65

Тетивкин А. «Школа»

1

С. 150-151, наизусть



66

Габриелян Г. «Гоар и Асмик»

1

С. 151-152



67

Галиев Ш. «Хлебосольная хозяйка». Дросинис Г. «Закат в январе»

1

С. 152-154



68

Бицуев А. «Кабарда». Обобщающий урок.

1

С.155