Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Большеталовская средняя общеобразовательная школа
Зерноградского района
«Утверждаю» Директор МБОУ Большеталовской СОШ Приказ от августа 2019 года № ____ _______________ / Е.Н.Каплун / |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу « алгебра»
основного общего образования
7 класс по ФГОС
Количество часов по учебному плану: 141 ч. (4 часа в неделю)
Программа будет полностью реализована за: 137ч. (1 ч. – 24.02.20, 1 ч. – 09.03.20; 1 ч. – 01.05.20, 1 ч. – 11.05.20)
Учитель: Безусова Светлана Викторовна
Рабочая программа по алгебре для 7 класса построена в соответствии с требованиями ФГОС, образовательной программой основного общего образования, примерной программой курса алгебры для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений (Сборник рабочих программ. 7—9 классы:пособие для учителей общеобразоват. организаций / [составитель Т. А. Бурмистрова]. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2014.)
Учебник «Алгебра. 7 класс» / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков и др. М.: Просвещение, 2018г.
2019-2020 учебный год
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Алгебра» являются следующие качества:
ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к самореализации и самообразованию на основе развитой мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, заинтересованность в приобретении и расширении математических знаний и способов действий, осознанность построения индивидуальной образовательной траектории;
коммуникативной компетентности в общении, в учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности по предмету, которая выражается в умении ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, выстраивать аргументацию и вести конструктивный диалог, приводить примеры и контрпримеры, а также понимать и уважать позицию собеседника, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
– представления об изучаемых математических понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
логического мышления: критичности (умение распознавать логически некорректные высказывания), креативности (собственная аргументация, опровержения, постановка задач, формулировка проблем, исследовательский проект и др.).
Метапредметными результатами изучения курса «Алгебра» являются
регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости)конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать математические модели;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
вычитывать все уровни текстовой информации.
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.
коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметными результатами изучения предмета «Алгебра» являются следующие умения:
умений работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический, табличный), доказывать математические утверждения;
умения использовать базовые понятия из основных разделов содержания (число, функция, уравнение, неравенство, вероятность, множество, доказательство и др.);
представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; практических навыков выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, вычислительной культуры;
представлений о простейших геометрических фигурах, пространственных телах и их свойствах; и умений в их изображении;
умения измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов простейших геометрических фигур;
умения использовать символьный язык алгебры, приемы тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, неравенств и их систем; идею координат на плоскости для интерпретации решения уравнений, неравенств и их систем; алгебраического аппарата для решения математических и нематематических задач;
умения использовать систему функциональных понятий, функционально-графических представлений для описания и анализа реальных зависимостей;
представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
приемов владения различными языками математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
умения применять изученные понятия, аппарат различных разделов курса к решению межпредметных задач и задач повседневной жизни.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
К концу 7 класса:
должны знать/понимать:
математический язык;
свойства степени с натуральным показателем;
определение одночлена и многочлена, операции над одночленами и многочленами; формулы сокращенного умножения; способы разложения на множители;
линейную функцию её свойства и график;
квадратичную функцию и её график;
способы решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
должны уметь:
составлять математическую модель при решении задач;
выполнять действия над степенями с натуральными показателями показателем не равным нулю, используя свойства степеней;
выполнять арифметические операции над одночленами и многочленами, раскладывать многочлены на множители, используя метод вынесения общего множителя за скобки, метод группировки, формулы сокращенного умножения;
строить графики линейной и квадратичной функции;
решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной;
способны решать следующие жизненно-практические задачи:
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других;
извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
пользоваться предметным указателем, энциклопедией и справочником для нахождения информации;
самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.
Раздел II. Cодержание учебного предмета
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Выражения, тождества, уравнения | 26 |
2 | Функции | 14 |
3 | Степень с натуральным показателем | 18 |
4 | Многочлены | 20 |
5 | Формулы сокращенного умножения | 21 |
6 | Системы линейных уравнений | 19 |
7 | Повторение | 19 |
1. Выражения, тождества, уравнения ( 26ч.)
Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений. Статистические характеристики.
2. Функции (14ч)
Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и её график.
3. Степень с натуральным показателем (18 ч)
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у=х2, у=х3 и их графики.
4. Многочлены (20 ч)
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.
5. Формулы сокращенного умножения (21 ч)
Формулы (а - b )(а + b ) = а2 - b2, (а ± b)2 = а2± 2а b + b2, (а ± b)3 = а3 ± За2 b+ За b2 ± b3, (а ± b) (а2 а b + b2)= а3 ±b3. Применение формул сокращённого умножения в преобразованиях выражений.
6. Системы линейных уравнений (19 ч)
Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.
7. Повторение по алгебре (19ч. 4+15)
Вводное повторение материала 5-6 классов. Повторение материала изученного в 7 классе.
Раздел III. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы урока | Кол-во часов | Вид контроля | Дата урока |
По плану | Факти чески |
| Повторение | 4 | | | |
1 | Повторение. Действия с дробями. | 1 | текущий | 02.09 | |
2 | Повторение. Упрощение выражений. | 1 | текущий | 04.09 | |
3 | Повторение. Решение уравнений. | 1 | текущий | 05.09 | |
4 | Повторение. Проценты. | 1 | текущий | 06.09 | |
| Выражения,тождества, уравнения | 26 | | | |
5 | Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. | 1 | текущий | 09.09 | |
6 | Решение задач по теме "Числовые выражения". | 1 | Диагностическая работа | 11.09 | |
7 | Выражение с переменной и его числовое значение. | 1 | текущий | 12.09 | |
8 | Решение задач по теме "Выражения с переменными". | 1 | текущий | 13.09 | |
9 | Сравнение значений числовых выражений и выражений с переменными. Самостоятельная работа №1 "Выражения с переменными". | 1 | Самостоятельная работа | 16.09 | |
10 | Решение задач по теме "Сравнение значений выражений". | 1 | текущий | 18.09 | |
11 | Основные свойства сложения и умножения чисел. | 1 | текущий | 19.09 | |
12 | Решение задач по теме "Свойства действий над числами" Самостоятельная работа №2"Свойства действий над числами" | 1 | Самостоятельная работа | 20.09 | |
13 | Понятие тождества. Доказательство тождеств. | 1 | текущий | 23.09 | |
14 | Тождественные преобразования. Самостоятельная работа №3 «Тождественные преобразования» | 1 | Самостоятельная работа | 25.09 | |
15 | Обобщающий урок по теме "Выражения. Тождества". | 1 | текущий | 26.09 | |
16 | Контрольная работа №1 "Числовые и алгебраические выражения" | 1 | Контрольная работа | 27.09 | |
17 | Анализ результатов контрольной работы. Уравнение и его корни | 1 | текущий | 30.09 | |
18 | Понятие линейного уравнения с одной переменной | 1 | текущий | 02.10 | |
19 | Решение уравнений, сводящихся к линейным. | 1 | текущий | 03.10 | |
20 | Решение задач по теме "Линейное уравнение с одной переменной" Самостоятельная работа №4 "Линейное уравнение с одной переменной" | 1 | Самостоятельная работа | 04.10 | |
21 | Составление уравнения по условию задачи. | 1 | текущий | 07.10 | |
22 23 | Решение задач с помощью уравнений, сводящихся к линейным. Самостоятельная работа №5 «Решение задач» | 2 | Самостоятельная работа | 09.10 10.10 | |
24 | Среднее арифметическое, размах и мода. | 1 | текущий | 11.10 | |
25 | Использование средних статистических характеристик при решении различных задач. | 1 | текущий | 14.10 | |
26 | Медиана упорядоченного ряда. | 1 | текущий | 16.10 | |
27 | Использование средних статистических характеристик при решении различных задач. Самостоятельная работа №6 «Статистические характеристики» | 1 | Самостоятельная работа | 17.10 | |
28 | Обобщение материала по теме. "Уравнение с одной переменной" | 1 | текущий | 18.10 | |
29 | Контрольная работа №2 "Уравнения с одной переменной" | 1 | Контрольная работа | 21.10 | |
30 | Анализ контрольной работы Формулы. | 1 | текущий | 23.10 | |
| Функции | 14 | | | |
31 | Понятие функции. Область определения. Таблицы. | 1 | текущий | 24.10 | |
32 | Аналитический способ задания функции. | 1 | текущий | 25.10 | |
33 | Нахождение по формуле значения функции при заданном аргументе и наоборот. Самостоятельная работа №7 «Вычисление значений функции» | 1 | Самостоятельная работа | 06.11 | |
34 | График функции. Графики реальных процессов. | 1 | текущий | 07.11 | |
35 | Решение задач по теме "График функции" | 1 | текущий | 08.11 | |
36 | Понятие прямой пропорциональности. | 1 | текущий | 11.11 | |
37 | График прямой пропорциональности | 1 | текущий | 13.11 | |
38 | Решение задач по теме Самостоятельная работа №8 "Прямая пропорциональность" | 1 | Самостоятельная работа | 14.11 | |
39 | Понятие линейной функции и её график. | 1 | текущий | 15.11 | |
40 | Взаимное расположение графиков линейных функций. | 1 | текущий | 18.11 | |
41 | Решение задач по теме "Линейная функция и её график" Самостоятельная работа №9"Линейная функция и её график" | 1 | Самостоятельная работа | 20.11 | |
42 | Обобщающий урок по теме "Линейная функция" | 1 | текущий | 21.11 | |
43 | Контрольная работа №3 "Функции" | 1 | Контрольная работа | 22.11 | |
44 | Задание функции несколькими формулами. | 1 | текущий | 25.11 | |
| Степень с натуральным показателем | 18 | | | |
45 | Определение степени с натуральным показателем. | 1 | текущий | 27.11 | |
46 | Решение задач по теме "Определение степени с натуральным показателем" | 1 | текущий | 28.11 | |
47 48 | Самостоятельная работа №10"Определение степени с натуральным показателем" Умножение и деление степеней с одинаковыми основаниями. | 2 | Самостоятельная работа текущий | 29.12 02.12 | |
49 | Решение задач по теме "Умножение и деление степеней" Самостоятельная работа №11 "Умножение и деление степеней" | 1 | Самостоятельная работа | 04.12 | |
50 | Возведение в степень произведения. | 1 | текущий | 05.12 | |
51 | Возведение степень в степень. | 1 | текущий | 06.12 | |
52 | Решение задач по теме "Возведение в степень произведения и степени" | 1 | текущий | 09.12 | |
53 | Понятие одночлена и приведение его к стандартному виду. | 1 | текущий | 11.12 | |
54 | Умножение одночленов. | 1 | текущий | 12.12 | |
55 | Возведение одночлена в степень. Самостоятельная работа №12 «Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень.» | 1 | Самостоятельная работа | 13.12 | |
56 | Обобщение материала по теме "Умножение одночленов. Возведение одночленов в степень" | 1 | текущий | 16.12 | |
57 58 | Функции y=x2 y=x3 и их графики. | 2 | текущий | 18.12 19.12 | |
59 | Обобщающий урок по теме "Степень с натуральным показателем" | 1 | текущий | 20.12 | |
60 | Контрольная работа №4 "Степень с натуральным показателем" | 1 | Контрольная работа | 23.12 | |
61 | Анализ результатов контрольной работы. | 1 | текущий | 25.12 | |
62 | О простых и составных числах | 1 | текущий | 26.12 | |
| Многочлены | 20 | | | |
63 | Понятие многочлена. | 1 | текущий | 27.12 | |
64 | Нахождение значений многочлена. | 1 | текущий | 09.01 | |
65 | Правило сложения и вычитания многочленов. | 1 | текущий | 10.01 | |
66 67 | Решение упражнений на сложение и вычитание многочленов. Самостоятельная работа №13 «Сложение и вычитание многочленов.» | 2 | Самостоятельная работа | 13.01 15.01 | |
68 | Правило умножения одночлена на многочлен | 1 | текущий | 16.01 | |
69 | Решение уравнений | 1 | текущий | 17.01 | |
70 | Решение задач с помощью уравнений | 1 | текущий | 20.01 | |
71 72 73 | Разложение многочлена на множители способом вынесения общего множителя за скобки. Самостоятельная работа №14 «Вынесения общего множителя за скобки» | 3 | Самостоятельная работа | 22.01 23.01 24.01 | |
74 | Контрольная работа №5 "Сумма и разность многочленов. Произведение одночлена на многочлен" | 1 | Контрольная работа | 27.01 | |
75 | Изучение правила умножения многочлена на многочлен. | 1 | текущий | 29.01 | |
76 77 | Применение правила умножения многочлена на многочлен. Самостоятельная работа №15 «Умножение многочлена на многочлен.» | 2 | Самостоятельная работа | 30.01 31.01 | |
78 | Решение уравнений и задач | 1 | текущий | 03.02 | |
79 | Изучение способа группировки разложения многочлена на множители | 1 | текущий | 05.02 | |
80 | Применение способа группировки разложения многочлена на множители | 1 | текущий | 06.02 | |
81 | Обобщающий урок по теме "Многочлены" | 1 | текущий | 07.02 | |
82 | Контрольная работа №6 "Многочлены" | 1 | Контрольная работа | 10.02 | |
| Формулы сокращенного умножения | 21 | текущий | | |
83 | Формулы квадрата суммы и разности двух выражений. | 1 | текущий | 12.02 | |
84 85 | Преобразование выражений с использованием формул квадрата суммы и разности. | 2 | текущий | 13.02 14.02 | |
86 87 | Способ разложения на множители с помощью квадрата суммы и разности Самостоятельная работа №16 «Разложения на множители с помощью квадрата суммы и разности» | 2 | текущий Самостоятельная работа | 17.02 19.02 | |
88 89 | Умножение разности двух выражений на их сумму. | 2 | Самостоятельная работа | 20.02 21.02 | |
90 | Применение изученных формул к преобразованию выражений. | 1 | текущий | 26.02 | |
91 | Изучений формулы разности квадратов. | 1 | текущий | 27.02 | |
92 93 | Разложение разности квадратов на множители Самостоятельная работа №17 «Разложение разности квадратов на множители» | 2 | Самостоятельная работа | 28.02 02.03 | |
94 | Контрольная работа №7 "Квадрат суммы и разности. Разность квадратов" | 1 | Контрольная работа | 04 .03 | |
95 | Разложение на множители суммы и разности кубов. | 1 | текущий | 05.03 | |
96 97 | Преобразование целого выражения в многочлен | 2 | текущий | 06.03 11.03 | |
98 99 100 | Применение различных способов для разложения многочлена на множители. Самостоятельная работа №18 «Применение различных способов для разложения многочлена на множители. | 3 | текущий Самостоятельная работа | 12.03 13.03 16.03 | |
101 | Контрольная работа №8 "Формулы сокращенного умножения" | 1 | Контрольная работа | 18.03 | |
102 | Анализ результатов контрольной работы | 1 | текущий | 19.03 | |
103 | Возведение двучлена в степень. | 1 | текущий | 20.03 | |
| Системы линейных уравнений | 19 | | | |
104 | Понятие линейного уравнения с двумя переменными. | 1 | текущий | 30.03 | |
105 | Решение линейных уравнений с двумя переменными | 1 | текущий | 01.04 | |
106 | Понятие графика линейного уравнения с двумя переменными. | 1 | текущий | 02.04 | |
107 | Построение графика линейного уравнения с двумя переменными Самостоятельная работа №19 « График линейного уравнения» | 1 | Самостоятельная работа | 03.04 | |
108 | Понятие системы уравнений с двумя переменными. | 1 | текущий | 06.04 | |
109 | Графическое решение систем линейных уравнений с двумя переменными. | 1 | текущий | 08.04 | |
110 111 112 | Решение систем линейных уравнений способом подстановки Самостоятельная работа №20 «Способ подстановки» | 3 | Самостоятельная работа | 09.04 10.04 13.04 | |
113 114 | Решение систем линейных уравнений способом сложения | 2 | текущий | 15.04 16.04 | |
115 | Составление уравнений прямой, проходящей через две заданные точки. Самостоятельная работа №21 «Способ сложения» | 1 | Текущий Самостоятельная работа | 17.04 | |
116 117 118 | Решение задач с помощью систем уравнений | 3 | текущий | 20.04 22.04 23.04 | |
119 | Обобщающий урок по теме "Системы линейных уравнений" | 1 | текущий | 24.04 | |
120 | Контрольная работа №9 "Системы линейных уравнений" | 1 | Контрольная работа | 27.04 | |
121 | Анализ контрольной работы | 1 | текущий | 29.04 | |
122 | Линейные неравенства с двумя переменными и их системы | 1 | текущий | 30.04. | |
| Повторение | 15 | | | |
123 | Обобщающее повторение по теме»Преобразование выражений | 1 | текущий | 04.05. | |
124 | Обобщающее повторение по теме "Линейное уравнение с одной переменной" | 1 | текущий | 06.05. | |
125 | Обобщающее повторение по теме «Функции» | 1 | текущий | 07.05. | |
126 | Обобщающее повторение по теме «Степень с натуральным показателем» | 1 | текущий | 08.05. | |
127 | Обобщающее повторение по теме «Многочлены» | 1 | текущий | 13.05. | |
128 | Обобщающее повторение по теме « Формулы сокращённого умножения» | 1 | текущий | 14.05. | |
129 | Обобщающее повторение по теме « Системы линейных уравнений» | 1 | текущий | 15.05. | |
130 | Годовая контрольная работа | 1 | Контрольная работа | 18.05. | |
131 | Годовая контрольная работа | 1 | Контрольная работа | 20.05. | |
132 | Работа над ошибками | 1 | текущий | 21.05. | |
133 | Решение задач путем составления уравнений | 1 | текущий | 22.05. | |
134 | Решение задач на движение | 1 | текущий | 25.05 | |
135 | Решение задач на движение по реке | 1 | текущий | 27.05 | |
136 | Повторение изученного в 7 классе | 1 | текущий | 28.05 | |
137 | Повторение изученного в 7 классе | 1 | текущий | 29.05 | |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
Методического совета МБОУ Большеталовской СОШ
от « » августа 2019 года № от « » августа 2019 года
Рук. ШМС__________/ О.В.Коваленко/ _________/ И.Г. Сахнюк/