Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре в 8 классе разработана на основании:
- ФГОС ООО (приказ Министерства образования РФ от 17.12.2010 год № 1897) с изменениями (приказ Министерства образования РФ от 31.12.2015 год № 1577);
- письма Министерства образования и науки РФ № 08/1786 от 28.10.2015 года. «О рабочих программах».
- Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «ООШ» п. Березовый
-Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. / Ю.М. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешкова, С.Б. Суворова. - М.: Просвещение, 2008
Цели и задачи
• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности- ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники. Средства моделирования явлений и процессов;
• воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии
Общая характеристика предмета
Математическое образование в системе общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности.
Математика – универсальный язык науки, средство моделирования явлений и процессов.
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и
явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения,
способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Курс характеризуется повышением теоретического уровня обучения, постепенно усилением роли теоретических обобщений и дедуктивных заключений. Прикладная направленность курса обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению практических задач.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
В курсе алгебры 8 класса систематизируются, обобщаются и расширяются умения выполнять тождественные преобразования рациональных выражений, выражений, содержащих квадратные корни; формируется умение решать квадратные и рациональные уравнения и применять их к решению задач; вырабатываются умения применения свойств степени с целым показателем; формируются начальные представления о сборе и группировке статистических данных.
Система промежуточного и итогового контроля предусматривает следующие формы: самостоятельные, проверочные и контрольные работы, тесты, математические диктанты, устный опрос.
Программу сопровождает календарно-тематическое поурочное планирование, составленное на основе авторского. Общее количество контрольных работ: 11. Итоговый контроль проводится в форме контрольной работы и итогового теста.
Согласно базисному учебному плану планирование учебного материала по алгебре для 8 класса (базовый уровень) составлено из расчета 3 часов в неделю (всего 102 часа в год).
Перечень учебно – методического обеспечения
Алгебра. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Ю.Н.Макарычев, К.И.Нешков, С.Б. Суворова; под редакцией С.А. Теляковского.
Алгебра 8 класс: поурочные планы по учебнику Ю.Н. Макарычев и др. Автор-составитель Т.М.Ерина, 2013
Сборник текстовых задач для тематического и итогового контроля в 8 классе. Автор-составитель Т.В.Терехова и др.
Тестовые задания по математике в 8 классе. Автор-составитель Е.И. Сычёва, А.В. Сычёв.
«Дидактические материалы. Алгебра 8 класс / В.И Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. - Просвещение, 2011 г;
Рабочая тетрадь Алгебре 8 класс / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К. И, Нешкова, С.Б. Суворова, под редакцией С. А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2011;
Математические диктанты для 5-9 классов. / Е. Б. Арутюнян, М. Б. Волович и др. – М.: Просвещение, 2006;
Тесты. Алгебра 7-9 классы./П. И. Алтынов. - М.: «Дрофа», 2000 г;
Контрольные и проверочные работы. / Л.И. Звавич, Л.Я. Шляпочник, Б.В. Козулин. – М.: «Дрофа», 2001 г;
Поурочные планы алгебра 8 класс. / Т. Л. Афанасьева, Л. А. Тапилина. - Волгоград: Учитель, 2005
Поурочные планы алгебра 8 класс. / Г. И. Ковалева. - Волгоград: Учитель, 2013
Контрольно-измерительные материалы: Алгебра 8 класс / Сост. В. В. Черноруцкий. – М.: ВАКО, 2012
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате обучения курса обучающиеся должны:
Рациональные дроби:
Знать понятия дробного выражения, рациональной дроби, основное свойство дроби.
Усвоить основные алгоритмы сложения, вычитания, умножения, деления и возведение дробей в степень.
Усвоить понятия тождества, тождественно равных выражений, тождественных преобразований.
Знать графики и свойства функции у = к/х
Квадратные корни:
Уметь систематизировать сведения о рациональных числах;
Знать понятия рационального и иррационального чисел;
Выполнять простейшие преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
Уравнения и неравенства:
Понимать, что уравнения – это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
Правильно употреблять термины «уравнение», «неравенства», «система», «корень уравнения», «решение системы», понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить уравнение, неравенство, систему»;
Решать линейные, квадратные уравнения, простейшие рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы уравнений с двумя переменными;
Решать текстовые задачи с помощью составления уравнений;
Решать неравенства первой степени с одним неизвестным и их системы;
Выработать умения решать квадратные уравнения, уравнения, сводящиеся к ним и применять их к решению задач.
Степень с целым показателем и её свойства.
Знать: определение степени с целым показателем, свойства степени с целым показателем, стандартный вид числа.
Уметь: Выполнять действия над степенями с целым показателем, записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки.
Элементы статистики
Уметь: извлекать информацию, представленную в таблицах частот, на круговых и столбчатых диаграммах, строить полигоны, диаграммы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
Моделирование практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
Описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
Интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Содержание учебной программы
1. Повторение 3 часа
2. Рациональные дроби 23 часа
Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция у= к/х и ее график.
Основная цель: Выработать умения выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.
Входная контрольная работа
Контрольная работа № 1 по теме: «Рациональные дроби. Сложение и вычитание дробей»
Контрольная работа № 2 по теме: «Рациональные дроби»
3. Квадратные корни 18 часов
Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразование выражений, содержащих корни квадратные. Функция у= √х, ее свойства и график.
Основная цель: Систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
Контрольная работа № 3 по теме: «Арифметический квадратный корень и его свойства»
Контрольная работа №4 по теме: «Применение свойств арифметического квадратного корня»
4. Квадратные уравнения 21 час
Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.
Основная цель: Выработать умения решать квадратные и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.
Контрольная работа № 5 по теме: «Квадратные уравнения»
Контрольная работа №6 по теме: «Дробные рациональные уравнения»
5. Неравенства 19 часов
Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы
Основная цель: Ознакомить учащихся с применением неравенств для оценки значений выражений, выработать умения решать линейные неравенства с одной переменной и их системы
Контрольная работа №7 по теме: «Числовые неравенства и их свойства»
Контрольная работа № 8 по теме: «Линейные неравенства и системы неравенств с одной переменной»
6. Степень с целым показателем. Элементы статистики 11 часов
Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Начальные сведения об организации статистических исследований.
Основная цель: Выработать умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях, сформировать начальные представления о сборе и группировке статистических данных, их наглядной интерпретации
Контрольная работа №9 по теме: «Степень с целым показателем»
7. Повторение 7 часов
Итоговый тест
Итоговая контрольная работа
Календарно-тематическое планирование
по алгебре
Класс: 8
№ | Дата | Тема урока | Всего часов | Примечание |
1-3 | | Повторение за курс 7 класса | 3 | |
| Рациональные дроби 23 часа | |
4,5 | | Рациональные выражения, п. 1 | 2 | |
6,7,8 | | Основное свойство дроби. Сокращение дробей, п. 2 | 3 | |
9,10 | | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями п. 3 | 2 | |
11-13 | | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями, п.4 | 3 | |
14 | | Входная контрольная работа | 1 | |
15 | | Контрольная работа № 1 по теме: «Рациональные дроби. Сложение и вычитание дробей» | 1 | |
16,17 | | Умножение дробей. Возведение дроби в степень, п.5 Тест | 2 | |
18 | | Деление дробей, п. 6 | 1 | |
19-22 | | Преобразование рациональных выражений, п. 7 | 4 | |
23,24 | | Функция у = к/х и её график, п.8 | 2 | |
25 | | Контрольная работа № 2 по теме: «Рациональные дроби» | 1 | |
26 | | Рациональные числа, 10 Иррациональные числа, п. 11 | 1 | |
| Квадратные корни 18 часов | |
27,28 | | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень, п.12 | 2 | |
29,30 | | Уравнения вида = а п. 13 | 2 | |
31 | | Нахождение приближённых значений квадратного корня, п.14 | 1 | |
32,33 | | Функция У = и её график, п.15 | 2 | |
34,35 | | Квадратный корень из произведения и дроби, п. 16 | 2 | |
36,37 | | Квадратный корень из степени, п. 17 | 2 | |
38 | | Контрольная работа № 3 по теме: «Арифметический квадратный корень и его свойства» | 1 | |
39,40 | | Вынесение множителя из-под знака корня. Внесение множителя под знак корня, п. 18 | 2 | |
41-43 | | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни, п. 19 | 3 | |
44 | | Контрольная работа №4 по теме: «Применение свойств арифметического квадратного корня» | 1 | |
| Квадратные уравнения 21 час | |
45,46 | | Неполные квадратные уравнения | 2 | |
47-49 | | Формула корней квадратного уравнения, п.22 | 3 | |
50,51 | | Решение задач с помощью квадратных уравнений, п. 23 | 2 | |
52,53 | | Теорема Виета, п. 24 | 2 | |
54 | | Контрольная работа № 5 по теме: «Квадратные уравнения» | 1 | |
55-58 | | Решение дробных рациональных уравнений, п.25 | 4 | |
59-64 | | Решение задач с помощью рациональных уравнений п. 26 | 6 | |
65 | | Контрольная работа №6 по теме: «Дробные рациональные уравнения» | 1 | |
| Неравенства 19 часов | |
66 | | Числовые неравенства, п. 28 | 1 | |
67-69 | | Свойства числовых неравенств, п. 29 | 3 | |
70,71 | | Сложение и умножение числовых неравенств, п. 30 | 2 | |
72 | | Контрольная работа №7 по теме: «Числовые неравенства и их свойства» | 1 | |
73 | | Погрешность и точность приближения, п. 31 | 1 | |
74 | | Пересечение и объединение множеств, п. 32 | 1 | |
75 | | Числовые промежутки, п. 33 | 1 | |
76-79 | | Решение неравенств с одной переменной, п. 34 | 4 | |
80-83 | | Решение систем неравенств с одной переменной, п. 35. | 4 | |
84 | | Контрольная работа № 8 по теме: «Линейные неравенства и системы неравенств с одной переменной» | 1 | |
| Степень с целым показателем. Элементы статистики 11 часов | |
85,86 | | Определение степени с целым показателем, п.37 | 2 | |
87,88 | | Свойства степени с целым показателем, п. 38 | 2 | |
89 | | Стандартный вид числа, п.39 | 1 | |
90,91 | | Сбор и группировка статистических данных, п.40 | 2 | |
92,93 | | Наглядное представление статистической информации, п. 41 | 2 | |
94 | | Решение задач | 1 | |
95 | | Контрольная работа №9 по теме: «Степень с целым показателем» | 1 | |
| Итоговое повторение курса алгебры 8 класса 7 часов | |
96,97 | | Рациональные дроби и действия над ними | 2 | |
98 | | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | 1 | |
99 | | Квадратные уравнения | 1 | |
100 | | Числовые неравенства | 1 | |
101 | | Итоговый тест | 1 | |
102 | | Итоговая контрольная работа | 1 | |
| | Итого | 102 | |