ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
утвержденной приказом по школе
№307 от _31.08.2021_______________
протокол педсовета ___№__1__от 31.08.2021________
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 34»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету «Алгебра»
8 класс
Составитель:
Шайдуллина С.С.
учитель математики,
высшей квалификационной категории
г. Нижневартовск
2022 год
Содержание.
Пояснительная записка.
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
2. Содержание учебного предмета.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по алгебре для 8 класса основной общеобразовательной школы разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, «Обязательного минимума содержания основного общего образования по математике» и программы общеобразовательных учреждений по алгебре 8 класс, к учебному комплексу для 8 класса (авторы А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир– М: Вентана – Граф, 2019), и авторской программы по алгебре для 7-9 классов (авторы – А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир и др. – М: Вентана – Граф, 2018.-152 с. -(Российский учебник)).
Изучение алгебры в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
• сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
• овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
• изучить свойства и графики функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
• развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
• сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений. В основе обучения математики лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: предметной, коммуникативной, организационной и общекультурной. В соответствии с этими видами компетенций выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета математика.
Задачи:
• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
• формирование интеллекта, а также личностных качеств, необходимых человеку для полноценной жизни, развиваемых математикой: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
• воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
Место учебного предмета в учебном плане.
Учебный план МБОУ «СШ№ 34» предусматривает обязательное изучение алгебры в 8 классе в количестве 136 часов, из расчета 4 часа в неделю.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Изучение алгебры по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
-
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
-
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к
труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
-
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
-
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач
Метапредметные результаты:
-
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
-
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-
развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
-
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
-
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
-
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических задач, и представлять её в понятной форме, принимать
решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
-
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
-
умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
-
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
-
Предметные результаты:
-
осознание значения математики для повседневной жизни человека;
-
представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
-
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
-
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
-
систематические знания о функциях и их свойствах;
-
практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умения:
-
выполнять вычисления с действительными числами; решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;
-
решать текстовые задачи арифметическим способом, с помощью составления и решения уравнений, систем уравнений и неравенств;
-
использовать алгебраический язык для описания предметов окружающего мира и создания соответствующих математических моделей;
-
проводить практические расчёты: вычисления с процентами, вычисления с числовыми последовательностями, вычисления статистических характеристик, выполнение приближённых вычислений;
-
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
-
выполнять операции над множествами;
-
исследовать функции и строить их графики;
-
читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой);
-
решать простейшие комбинаторные задачи.
Содержание программы учебного предмета.
Алгебраические выражения
Выражение с переменными. Значение выражения с переменными. Допустимые значения переменных. Тождества. Тождественные преобразования алгебраических выражений. Доказательство тождеств.
Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлены. Одночлен стандартного вида. Степень одночлена Многочлены. Многочлен стандартного вида. Степень многочлена. Сложение, вычитание и умножение многочленов Формулы сокращённого умножения: квадрат суммы и квадрат разности двух выражений, произведение разности и суммы двух выражений. Разложение многочлена на множители. Вынесение общего множителя за скобки. Метод группировки. Разность квадратов двух выражений. Сумм и разность кубов двух выражений.
Уравнения
Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Равносильные уравнения. Свойства уравнений с одной переменной. Уравнение как математическая модель реальной ситуации.
Линейное уравнение. Рациональные уравнения. Решение рациональных уравнений, сводящихся к линейным. Решение текстовых задач с помощью рациональных уравнений.
Уравнение с двумя переменными. График уравнения с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными и его график.
Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений методом подстановки и сложения. Система двух уравнений с двумя переменными как модель реальной ситуации.
Функции
Числовые функции.
Функциональные зависимости между величинами. Понятие функции. Функция как математическая модель реального процесса. Область определения и область значения функции. Способы задания функции. График функции.
Линейная функция, ее свойства и графики.
Алгебра в историческом развитии
Зарождение алгебры, книга о восстановлении и противопоставлении Мухаммеда аль-Хорезми. История формирования математического языка. Как зародилась идея координат.
Календарно - тематическое планирование. Алгебра.
(УМК: А.Г. Мерзляк, Полонский и др.) на 4 часа в неделю на 34 недель, всего 136 часов
№ урока | Дата | Тема | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика |
-
| Повторение курс 7 класса | 7 | |
-
| 1 неделя | 1 неделя | Повторение. Целые выражения. | 1 | -Формулировать определения, свойства, правила. Вычислять значение выражений с переменными. Применять свойства степени для преобразования выражений. Выполнять умножение одночленов и возведение одночлена в степень. Преобразовывать произведение одночлена и многочлена; суммы, разности и произведения двух многочленов в многочлен. Выполнять разложение многочлена на множители. - Формулировать определение. Решать линейное уравнение. Интерпретировать уравнение как математическую модель реальной ситуации. Решать текстовые задачи с помощью уравнения. - Описывать понятия. Вычислять значение функции по заданному значению аргумента. Строить график функции, заданной таблично. По графику функции, являющейся моделью реального процесса, определять характеристики этого процесса. Строить график линейной функции и прямой пропорциональности. Описывать свойства этой функции. - Формулировать определения, свойства. Строить график линейного уравнения с двумя переменными. Решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Решать текстовые задачи. - Формулировать определение модуля, свойства модуля. Решать уравнения, содержащие модуль. |
-
| | | Повторение. Целые выражения. Самостоятельная работа | 1 |
-
| | | Повторение. Линейное уравнение с одной переменной. | 1 |
-
| | | Повторение. Координатная плоскость. Функции. | 1 |
-
| | | Повторение. Системы линейных уравнений с двумя переменными. | 1 |
-
| | | Повторение. Модуль числа | 1 |
-
| | | Стартовая контрольная работа | 1 |
| Глава 1. Рациональные выражения | 55 | |
-
| | | Рациональные дроби | 2 | Распознавать целые рациональные выражения, дробные рациональные выражения, приводить примеры таких выражений. Формулировать: определения: рационального выражения, допустимых значений переменной, тождественно равных выражений, тождества, равносильных уравнений, рационального уравнения, степени с нулевым показателем, степени с отрицательным показателем, стандартного вида числа, обратной пропорциональности; свойства: основное свойство рациональной дроби, свойства степени с целым показателем, уравнений, функции ; правила: сложения, вычитания, умножения, деления дробей, возведения дроби в степень; условие равенства дроби нулю. Доказывать свойства степени с целым показателем. Описывать графический метод решения уравнений с одной переменной. Применять основное свойство рациональной дроби для сокращения и преобразования дробей. Приводить дроби к новому (общему) знаменателю. Находить сумму, разность, произведение и частное дробей. Выполнять тождественные преобразования рациональных выражений. Решать уравнения с переменной в знаменателе Применять свойства степени с целым показателем для преобразования выражений. Записывать числа в стандартном виде. Выполнять построение и чтение графика функции |
-
| | | Рациональные дроби | 1 |
-
| | | Основное свойство рациональной дроби | 4 |
-
| | | Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями | 4 |
-
| | | Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями | 7 |
-
| | | Контрольная работа № 1 | 1 |
-
| | | Умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень | 5 |
-
| | | Тождественные преобразования рациональных выражений | 8 |
-
| | | Контрольная работа № 2 | 1 |
-
| | | Равносильные уравнения. Рациональные уравнения | 4 |
-
| | | Степень с целым отрицательным показателем | 5 |
-
| | | Свойства степени с целым показателем | 6 |
-
| | | Функция и её график | 4 |
-
| | | Повторение и систематизация учебного материала | 2 |
-
| | | Контрольная работа № 3 | 1 | |
| Глава 2. Квадратные корни. Действительные числа | 30 | |
-
| | | Функция y = x2 и её график | 2 | Описывать: понятие множества, элемента множества, способы задания множеств; множество натуральных чисел, множество целых чисел, множество рациональных чисел, множество действительных чисел и связи между этими числовыми множествами; связь между бесконечными десятичными дробями и рациональными, иррациональными числами. Распознавать рациональные и иррациональные числа. Приводить примеры рациональных чисел и иррациональных чисел. Записывать с помощью формул свойства действий с действительными числами. Формулировать: определения: квадратного корня из числа, арифметического квадратного корня из числа, равных множеств, подмножества, пересечения множеств, объединения множеств; свойства: функции y = x2, арифметического квадратного корня, функции y = Доказывать свойства арифметического квадратного корня. Строить графики функций y = x2 и y = . Применять понятие арифметического квадратного корня для вычисления значений выражений. Упрощать выражения, содержащие арифметические квадратные корни. Решать уравнения. Сравнивать значения выражений. Выполнят преобразование выражений с применением вынесения множителя из-под знака корня, внесения множителя под знак корня. Выполнять освобождение от иррациональности в знаменателе дроби, анализ соотношений между числовыми множествами и их элементами |
-
| | | Функция y = x2 и её график | 1 |
-
| | | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень | 4 |
-
| | | Множество и его элементы | 2 |
-
| | | Подмножество. Операции над множествами | 2 |
-
| | | Числовые множества | 3 |
-
| | | Свойства арифметического квадратного корня | 5 |
-
| | | Тождественные преобразования выражений, содержащих арифметические квадратные корни | 6 |
-
| | | Функция y = и её график | 3 |
-
| | | Контрольная работа № 4 | 1 |
-
| | | | |
-
| | | | |
-
| | | | |
-
| | | | |
-
| | | | |
-
| | | | |
-
| | | | |
-
| | | | |
-
| | | | |
| Глава 3. Квадратные уравнения | 36 | |
-
| | | Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений | 4 | Распознавать и приводить примеры квадратных уравнений различных видов (полных, неполных, приведённых), квадратных трёхчленов. Описывать в общем виде решение неполных квадратных уравнений. Формулировать: определения: уравнения первой степени, квадратного уравнения; квадратного трёхчлена, дискриминанта квадратного уравнения и квадратного трёхчлена, корня квадратного трёхчлена; биквадратного уравнения; свойства квадратного трёхчлена; теорему Виета и обратную ей теорему. Записывать и доказывать формулу корней квадратного уравнения. Исследовать количество корней квадратного уравнения в зависимости от знака его дискриминанта. Доказывать теоремы: Виета (прямую и обратную), о разложении квадратного трёхчлена на множители, о свойстве квадратного трёхчлена с отрицательным дискриминантом. Описывать на примерах метод замены переменной для решения уравнений. Находить корни квадратных уравнений различных видов. Применять теорему Виета и обратную ей теорему. Выполнять разложение квадратного трёхчлена на множители. Находить корни уравнений, которые сводятся к квадратным. Составлять квадратные уравнения и уравнения, сводящиеся к квадратным, являющиеся математическими моделями реальных ситуаций |
-
| | | Формула корней квадратного уравнения | 5 |
-
| | | Теорема Виета | 5 |
-
| | | Контрольная работа № 5 | 1 |
-
| | | Квадратный трёхчлен | 5 |
-
| | | Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям | 7 |
-
| | | Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций | 7 |
-
| | | Контрольная работа № 6 | 1 |
-
| | | | |
-
| | | | |
-
| | | | |
-
| | | | |
-
| | | | |
-
| | | | |
-
| | | | |
-
| | | | |
-
| | | | |
-
| | | | |
-
| | | | |
-
| | | | |
-
| | | | | |
-
| | | | | |
| Повторение и систематизация учебного материала | 21 | |
-
| | | Повторение: Рациональные выражения | 1 | |
-
| | | Повторение: Рациональные выражения | 1 | |
-
| | | Повторение: Рациональные выражения | 1 | |
-
| | | Повторение: Рациональные выражения | 1 | |
-
| | | Повторение: Рациональные выражения | 1 | |
-
| | | Повторение: Квадратные корни. Действительные числа | 1 | |
-
| | | Повторение: Квадратные корни. Действительные числа | 1 | |
-
| | | Повторение: Квадратные корни. Действительные числа | 1 | |
-
| | | Повторение: Квадратные корни. Действительные числа | 1 | |
-
| | | Повторение: Квадратные корни. Действительные числа | 1 | |
-
| | | Повторение: Квадратные корни. Действительные числа | 1 | |
-
| | | Повторение: Квадратные уравнения | 1 | |
-
| | | Повторение: Квадратные уравнения | 1 | |
-
| | | Повторение: Квадратные уравнения | 1 | |
-
| | | Повторение: Квадратные уравнения | 1 | |
-
| | | Повторение: Квадратные уравнения | 1 | |
-
| | | Повторение: Квадратные уравнения | 1 | |
-
| | | Итоговая контрольная работа | 1 | |
-
| | | Решение заданий в формате ОГЭ | 1 | |
-
| | | Решение заданий в формате ОГЭ | 1 | |
-
| | | Решение заданий в формате ОГЭ | 1 | |
Номер урока | Дата | Содержание учебного материала | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | |
План | Факт | |
| Глава 1. Рациональные выражения | 39 | | |
1 | | | Рациональные дроби | 2 | Распознавать целые рациональные выражения, дробные рациональные выражения, приводить примеры таких выражений. Формулировать: определения: рационального выражения, допустимых значений переменной, тождественно равных выражений, тождества, равносильных уравнений, рационального уравнения, степени с нулевым показателем, степени с отрицательным показателем, стандартного вида числа, обратной пропорциональности; свойства: основное свойство рациональной дроби, свойства степени с целым показателем, уравнений, функции ; правила: сложения, вычитания, умножения, деления дробей, возведения дроби в степень; условие равенства дроби нулю. Доказывать свойства степени с целым показателем. Описывать графический метод решения уравнений с одной переменной. Применять основное свойство рациональной дроби для сокращения и преобразования дробей. Приводить дроби к новому (общему) знаменателю. Находить сумму, разность, произведение и частное дробей. Выполнять тождественные преобразования рациональных выражений. Решать уравнения с переменной в знаменателе дроби. Применять свойства степени с целым показателем для преобразования выражений. Записывать числа в стандартном виде. Выполнять построение и чтение графика функции | |
| | | Рациональные дроби | | |
2 | | | Основное свойство рациональной дроби | 3 | |
| | | Основное свойство рациональной дроби | | |
| | | Основное свойство рациональной дроби | | |
3 | | | Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями | 3 | |
| | | | | |
4 | | | Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями | 5 | |
| | | Контрольная работа № 1 | 1 | |
5 | | | Умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень | 4 | |
6 | | | Тождественные преобразования рациональных выражений | 4 | |
| | | Контрольная работа № 2 | 1 | |
7 | | | Равносильные уравнения. Рациональные уравнения | 3 | |
8 | | | Степень с целым отрицательным показателем | 3 | |
9 | | | Свойства степени с целым показателем | 4 | |
10 | | | Функция и её график | 4 | |
| | | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | |
| | | Контрольная работа № 3 | 1 | |
| Глава 2. Квадратные корни. Действительные числа | 21 | | |
11 | | | Функция y = x2 и её график | 3 | Описывать: понятие множества, элемента множества, способы задания множеств; множество натуральных чисел, множество целых чисел, множество рациональных чисел, множество действительных чисел и связи между этими числовыми множествами; связь между бесконечными десятичными дробями и рациональными, иррациональными числами. Распознавать рациональные и иррациональные числа. Приводить примеры рациональных чисел и иррациональных чисел. Записывать с помощью формул свойства действий с действительными числами. Формулировать: определения: квадратного корня из числа, арифметического квадратного корня из числа, равных множеств, подмножества, пересечения множеств, объединения множеств; свойства: функции y = x2, арифметического квадратного корня, функции y = Доказывать свойства арифметического квадратного корня. Строить графики функций y = x2 и y = . Применять понятие арифметического квадратного корня для вычисления значений выражений. Упрощать выражения, содержащие арифметические квадратные корни. Решать уравнения. Сравнивать значения выражений. Выполнят преобразование выражений с применением вынесения множителя из-под знака корня, внесения множителя под знак корня. Выполнять освобождение от иррациональности в знаменателе дроби, анализ соотношений между числовыми множествами и их элементами | |
12 | | | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень | 4 | |
13 | | | Множество и его элементы | 1 | |
14 | | | Подмножество. Операции над множествами | 1 | |
15 | | | Числовые множества | 2 | |
16 | | | Свойства арифметического квадратного корня | 3 | |
17 | | | Тождественные преобразования выражений, содержащих арифметические квадратные корни | 5 | |
18 | | | Функция y = и её график | 2 | |
| | | Контрольная работа № 4 | 1 | |
| Глава 3. Квадратные уравнения | 21 | | |
19 | | | Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений | 3 | Распознавать и приводить примеры квадратных уравнений различных видов (полных, неполных, приведённых), квадратных трёхчленов. Описывать в общем виде решение неполных квадратных уравнений. Формулировать: определения: уравнения первой степени, квадратного уравнения; квадратного трёхчлена, дискриминанта квадратного уравнения и квадратного трёхчлена, корня квадратного трёхчлена; биквадратного уравнения; свойства квадратного трёхчлена; теорему Виета и обратную ей теорему. Записывать и доказывать формулу корней квадратного уравнения. Исследовать количество корней квадратного уравнения в зависимости от знака его дискриминанта. Доказывать теоремы: Виета (прямую и обратную), о разложении квадратного трёхчлена на множители, о свойстве квадратного трёхчлена с отрицательным дискриминантом. Описывать на примерах метод замены переменной для решения уравнений. Находить корни квадратных уравнений различных видов. Применять теорему Виета и обратную ей теорему. Выполнять разложение квадратного трёхчлена на множители. Находить корни уравнений, которые сводятся к квадратным. Составлять квадратные уравнения и уравнения, сводящиеся к квадратным, являющиеся математическими моделями реальных ситуаций | |
20 | | | Формула корней квадратного уравнения | 3 | |
21 | | | Теорема Виета | 3 | |
| | | Контрольная работа № 5 | 1 | |
22 | | | Квадратный трёхчлен | 3 | |
23 | | | Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям | 3 | |
24 | | | Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций | 4 | |
| | | Контрольная работа № 6 | 1 | |
| | | | | |
| | Повторение и систематизация учебного материала | 24 | |
| | Упражнения для повторения курса 8 класса | 23 | |
| | Итоговая контрольная работа | 1 | |
Класс: 8