Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Любовшанская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено Согласовано Принято Утверждаю
на заседании ШМО Зам.директора на заседании Директор ОУ
и рекомендовано по УВР педсовета ______________
к утверждению ____________ Протокол №_ Подвойская В.А.
Протокол №__ от____ от ______ Приказ №___ от _____
Рабочая программа
по алгебре
для 9 класса
на 2019-2020 учебный год
Составитель: Бычкова Светлана Петровна
учитель первой квалификационной категории
2019 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
в предметном направлении:
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики;
использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
в метапредметном направлении:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
сформированность и развитие учебной компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетентности)
Ученик научится:
понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения);
исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
решать основные виды уравнений и неравенств с одной переменной, с двумя переменными и их систем, понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства;
понимать суть преобразований, содержащих квадратные корни, применение различных способов для разложения квадратного трёхчлена на множители;
применять свойства степени с целым показателем для вычисления корня n- й степени,
понимать и использовать язык последовательности (термины, символические обозначения);
применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессий к решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни;
находить относительную частоту и вероятность случайного события.
Ученик получит возможность научиться:
проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т. д.)
овладеть специальными приёмами решения уравнений, приёмами доказательства неравенств для решения математических задач и задач из смежных дисциплин;
осознавать практическую значимость изучаемых тем, создавать содержательные и организационные условия для развития умений анализировать познавательные объекты, сравнивать, выделять главное в познавательном объекте, развивать умение классифицировать их;
решать комбинированные задачи с применением формул n-го члена и суммы первых n- членов прогрессий, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств;
связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую – с экспоненциальным ростом;
получит возможность приобрести опыт проведения случайных экспериментов и интерпретации их результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ:
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном интеллектуальном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
У ученика будут сформированы:
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;
стремление к самоконтролю процесса и результата учебной математической деятельности;
умения выполнять алгебраические вычисления, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
Ученик получит возможность сформировать:
коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими учащимися в общеобразовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
умение пользоваться изученными математическими формулами.
2. Содержание учебного предмета, курса
1. Квадратичная функция (22ч.)
Функция. Область определения и область значений функции.
Свойства функции.
Квадратный трёхчлен и его корни.
Разложение квадратного трёхчлена на множители.
Функция у = ах2, ее график и свойства.
Графики функций у = ах2 + n и у = а(х – m)2 .
Построение графика квадратичной функции.
Функция у = хn . Корень n – ой степени. Контрольная работа №1«Квадратичная функция». Контрольная работа №2«Степенная функция».
Основная цель - систематизировать и расширить представления о функциях; ввести понятия нулей функции, возрастающей и убывающей функций; координат вершины параболы, направление ветвей, преобразование графиков; развивать мыслительную деятельность; вычислительные навыки; логическое мышление.
2. Уравнения и неравенства с одной переменной (16ч)
Целое уравнение и его корни.
Дробные рациональные уравнения.
Решение неравенства второй степени с одной переменной.
Решение неравенств методом интервалов. Контрольная работа №3«Уравнения с одной переменной». Контрольная работа №4«Неравенства с одной переменной».
Основная цель - обобщить и углубить сведения об уравнениях; ввести понятие целого уравнения; сформировать навыки решения рациональных уравнений; уравнений приводимых к квадратным; дробно – рациональных уравнений; сформировать умения решать неравенства второй степени с опорой на сведения о графике квадратичной функции; рациональные неравенства методом интервалов; развивать мыслительную деятельность; вычислительные навыки; логическое мышление.
3. Уравнения и неравенства с двумя переменными (17ч.)
Уравнения с двумя переменными и его график.
Графический способ решения систем уравнений.
Решение систем уравнений второй степени.
Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.
Неравенства с двумя переменными.
Системы неравенства с двумя переменными. Контрольная работа №5«Уравнения и неравенства с двумя переменными».
Основная цель - завершить изучение уравнений с двумя переменными; сформировать умения графически решать системы уравнений, привлекая известные учащимся графики; дать наглядные представления об уравнениях с двумя переменными; сформировать умения решать системы уравнений второй степени с помощью способов подстановки и сложения; умения решать неравенства с двумя переменными и их системы.
4. Арифметическая и геометрическая прогрессии (15ч)
Последовательности.
Определение арифметической прогрессии.
Формула n-го члена арифметической прогрессии.
Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии.
Определение геометрической прогрессии.
Формула n-го члена геометрической прогрессии.
Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии. Контрольная работа №6«Арифметическая прогрессия». Контрольная работа №7«Геометрическая прогрессия».
Основная цель - ввести понятия «последовательности», «арифметической и геометрической прогрессий»; ввести формулу n – го члена последовательности, формулы для нахождения суммы n – первых членов арифметической и геометрической прогрессий; развивать мыслительную деятельность; вычислительные навыки; логическое мышление
5. Элементы комбинаторики и теории вероятности (13ч)
Примеры комбинаторных задач.
Перестановки.
Размещения.
Сочетания.
Относительная частота случайного события.
Вероятность равновозможных событий. Контрольная работа №8«Элементы комбинаторики и теории вероятности».
Основная цель - ознакомить учащихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события; обратить внимание учащихся, что эти понятия можно применять только для равновозможных исходов.
6. Повторение (19ч)
Вычисления. (3ч)
Тождественные преобразования. (2ч)
Уравнения и системы уравнений. (3ч)
Неравенства. (3ч)
Функции. (3ч)
Арифметическая и геометрическая прогрессии (3ч)
Элементы статистики и теории вероятности (2ч)
Итоговая контрольная работа (2ч)
Основная цель - обобщение и систематизация знаний тем курса алгебры за 7-9 классы; формирование понимания возможности использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
3. Тематическое планирование
№ раздела и тем | Наименование разделов и тем | Учебные часы | Контрольные работы (в соответствии со спецификой предмета, курса) | Практичес кая часть (в соответст вии со спецификой предмета, курса) |
1 | Квадратичная функция | 22 | 2 | |
2 | Уравнения и неравенства с одной переменной | 16 | 2 | |
3 | Уравнения и неравенства с двумя переменными | 17 | 1 | |
4 | Арифметическая и геометрическая прогрессии | 15 | 2 | |
5 | Элементы комбинаторики и теории вероятности | 13 | 1 | |
6 | Повторение | 19 | 1 | |
| Тематических контрольных работ | 8 | | |
| Итого | 102 | | |
Календарно-тематическое планирование уроков по алгебре
в 9 классе
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактически | Примечание |
Глава 1 Квадратичная функция (22 часа) |
1 | Функция. Область определения и область значений функции. | 1 | 2.09 | | |
2 | Функция. Область определения и область значений функции. | 1 | 3.09 | | |
3 | Свойства функции. | 1 | 5.09 | | |
4 | Свойства функции. | 1 | 9.09 | | |
5 | Свойства функции. | 1 | 10.09 | | |
6 | Квадратный трёхчлен и его корни. | 1 | 12.09 | | |
7 | Квадратный трёхчлен и его корни. | 1 | 16.09 | | |
8 | Разложение квадратного трёхчлена на множители. | 1 | 17.09 | | |
9 | Разложение квадратного трёхчлена на множители. | 1 | 19.09 | | |
10 | Контрольная работа № 1 «Квадратичная функция». (из метод. рекомендации) | 1 | 23.09 | | |
11 | Функция у = ах2, ее график и свойства. | 1 | 24.09 | | |
12 | Функция у = ах2, ее график и свойства. | 1 | 26.09 | | |
13 | Графики функций у = ах2 + n и у = а(х – m)2 | 1 | 30.09 | | |
14 | Графики функций у = ах2 + n и у = а(х – m)2 | 1 | 1.10 | | |
15 | Построение графика квадратичной функции. | 1 | 3.10 | | |
16 | Построение графика квадратичной функции. | 1 | 7.10 | | |
17 | Построение графика квадратичной функции. | 1 | 8.10 | | |
18 | Построение графика квадратичной функции. | 1 | 10.10 | | |
19 | Функция у = хn | 1 | 14.10 | | |
20 | Корень n – ой степени. | 1 | 15.10 | | |
21 | Корень n – ой степени. | 1 | 17.10 | | |
22 | Контрольная работа № 2 «Степенная функция».(из метод. р.) | 1 | 21.10 | | |
Глава 2. Уравнения и неравенства с одной переменной (16ч) |
23 | Целое уравнение и его корни. | 1 | 22.10 | | |
24 | Целое уравнение и его корни. | 1 | 24.10 | | |
25 | Целое уравнение и его корни. | 1 | 28.10 | | |
26 | Целое уравнение и его корни. | 1 | 29.10 | | |
27 | Целое уравнение и его корни. | 1 | 07.11 | | |
28 | Дробные рациональные уравнения | 1 | 11.11 | | |
29 | Дробные рациональные уравнения | 1 | 12.11 | | |
30 | Дробные рациональные уравнения | 1 | 14.11 | | |
31 | Контрольная работа № 3 «Уравнения с одной переменной». | 1 | 18.11 | | |
32 | Решение неравенств второй степени с одной переменной. | 1 | 19.11 | | |
33 | Решение неравенств второй степени с одной переменной. | 1 | 21.11 | | |
34 | Решение неравенств второй степени с одной переменной. | 1 | 25.11 | | |
35 | Решение неравенств методом интервалов | 1 | 26.11 | | |
36 | Решение неравенств методом интервалов | 1 | 28.11 | | |
37 | Решение неравенств методом интервалов | 1 | 02.12 | | |
38 | Контрольная работа № 4 «Неравенства с одной переменной». | 1 | 03.12 | | |
Глава 3 Уравнения и неравенства с двумя переменными (17ч) |
39 | Уравнения с двумя переменными и его график | 1 | 05.12 | | |
40 | Уравнения с двумя переменными и его график | 1 | 09.12 | | |
41 | Графический способ решения систем уравнений. | 1 | 10.12 | | |
42 | Графический способ решения систем уравнений. | 1 | 12.12 | | |
43 | Решение систем уравнений второй степени. | 1 | 16.12 | | |
44 | Решение систем уравнений второй степени. | 1 | 17.12 | | |
45 | Решение систем уравнений второй степени. | 1 | 19.12 | | |
46 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. | 1 | 23.12 | | |
47 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | 1 | 24.12 | | |
48 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. | 1 | 26.12 | | |
49 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. | 1 | 09.01 | | |
50 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. | 1 | 13.01 | | |
51 | Неравенства с двумя переменными. | 1 | 14.01 | | |
52 | Неравенства с двумя переменными. | 1 | 16.01 | | |
53 | Системы неравенств с двумя переменными. | 1 | 20.01 | | |
54 | Системы неравенств с двумя переменными. | 1 | 21.01 | | |
55 | Контрольная работа № 5 «Уравнения и неравенства с двумя переменными». | 1 | 23.01 | | |
Глава 4. Арифметическая и геометрическая прогрессии (15ч) |
56 | Последовательности | 1 | 27.01 | | |
57 | Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии. | 1 | 28.01 | | |
58 | Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии. | 1 | 30.01 | | |
59 | Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии. | 1 | 03.02 | | |
60 | Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии. | 1 | 04.02 | | |
61 | Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии. | 1 | 06.02 | | |
62 | Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии. | 1 | 10.02 | | |
63 | Контрольная работа № 6 «Арифметическая прогрессия» | 1 | 11.02 | | |
64 | Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии. | 1 | 13.02 | | |
65 | Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии. | 1 | 17.02 | | |
66 | Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии. | 1 | 18.02 | | |
67 | Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии. | 1 | 20.02 | | |
68 | Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии. | 1 | 24.02 | | |
69 | Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии. | 1 | 25.02 | | |
70 | Контрольная работа № 7 «Геометрическая прогрессия» | 1 | 27.02 | | |
Глава 5. Элементы комбинаторики и теории вероятности (13ч) |
71 | Примеры комбинаторных задач | 1 | 02.03 | | |
72 | Примеры комбинаторных задач | 1 | 03.03 | | |
73 | Перестановки | 1 | 05.03 | | |
74 | Перестановки | 1 | 09.03 | | |
75 | Размещения | 1 | 10.03 | | |
76 | Размещения | 1 | 12.03 | | |
77 | Сочетания | 1 | 16.03 | | |
78 | Сочетания | 1 | 17.03 | | |
79 | Сочетания | 1 | 19.03 | | |
80 | Относительная частота случайного события. | 1 | 02.04 | | |
81 | Вероятность равновозможных событий. | 1 | 06.04 | | |
82 | Вероятность равновозможных событий. | 1 | 07.04 | | |
83 | Контрольная работа № 8 «Элементы комбинаторики и теории вероятности» | 1 | 09.04 | | |
Глава 6. Повторение (19ч) |
84 | Вычисления. Подготовка к ОГЭ | 1 | 13.04 | | |
85 | Вычисления. Подготовка к ОГЭ | 1 | 14.04 | | |
86 | Вычисления. Подготовка к ОГЭ | 1 | 16.04 | | |
87 | Тождественные преобразования. Подготовка к ОГЭ | 1 | 20.04 | | |
88 | Тождественные преобразования. Подготовка к ОГЭ | 1 | 21.04 | | |
89 | Уравнения и системы уравнений. Подготовка к ОГЭ | 1 | 23.04 | | |
90 | Уравнения и системы уравнений. Подготовка к ОГЭ | 1 | 27.04 | | |
91 | Уравнения и системы уравнений. Подготовка к ОГЭ | 1 | 28.04 | | |
92 | Неравенства. Подготовка к ОГЭ | 1 | 30.04 | | |
93 | Неравенства. Подготовка к ОГЭ | 1 | 04.05 | | |
94 | Функции. Подготовка к ОГЭ | 1 | 05.05 | | |
95 | Функции. Подготовка к ОГЭ | 1 | 07.05 | | |
96 | Арифметическая и геометрическая прогрессии. Подготовка к ОГЭ | 1 | 11.05 | | |
97 | Арифметическая и геометрическая прогрессии. Подготовка к ОГЭ | 1 | 12.05 | | |
98 | Элементы статистики и теории вероятности. Подготовка к ОГЭ | 1 | 14.05 | | |
99 | Элементы статистики и теории вероятности. Подготовка к ОГЭ | 1 | 18.05 | | |
100-101 | Итоговая контрольная работа №8 | 2 | 19.05-19.05 | | |
102 | Работа над ошибками. Решение задач тренировочной работы ОГЭ. | 1 | 21.05 | | |
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
1. Ю.Н. Макарычев и др. «Алгебра-9». Учебник. – М.: «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2014;
2. Ю.Н. Макарычев и др. «Дидактические материалы АЛГЕБРА 9» – М.: «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2014
3. Алгебра поурочные планы по уч. Ю.Н. Макарычев и др для 9 кл., автор-составитель
Н.В. Грицаева, Волгоград, издательство «Учитель», 2015г.
4. Зив Б.Г. Алгебра дидакт. материалы для 9 кл./ Б.Г.Зив, В.М. Мейлер. – М.: Просвещение,
2007-09г.
5. Ершова А.И., Ершова А.С., Голобородько В.В., Геометрия – Алгебра, сам. и контрольные работы – 9 кл., М.: издательство ИЛЕКСА, 2014г.
6. Алгебра: 7—9 кл.: элементы статистики и теории вероятностей: учеб.пособие / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк. — М.: Просвещение, 2013.
Интернет-ресурсы:
Тестирование online: 5 – 11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo
Сеть творческих учителей: http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&tmpl=com ,
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru