Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных»
Министерство образования и науки Курской области
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«ОМК имени Даниила Гранина»
Утверждаю:
Директор_______________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.01. Анатомия и физиология животных»
2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.01 Анатомия и физиология животных»
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.01. Анатомия и физиология животных является обязательной частью обязательного профессионального блока ОПОП-П в соответствии с ФГОС СПО по специальности 36.02.01 Ветеринария
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ПК 2.2,
ОК 02
Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК | Код умений | Умения | Код знаний | Знания |
ПК 2.2 | У 2.2.1 | определять | З 2.2.1 | анатомо-топографические |
| | клиническое состояние | | характеристики организма |
| | животных общими | | животных с учетом видовых |
| | инструментальными | | особенностей |
| | методами; | | |
| У 2.2.2 | -пользоваться | З 2.2.2 | нормативные данные |
| | ветеринарной | | физиологических |
| | терапевтической | | показателей у животных |
| | техникой; | | |
| У 2.2.3 | определять видовые | | |
| | особенности |
| | животных; |
| У 2.2.4 | анализировать | | |
| | физиологические |
| | функции органов и |
| | систем органов |
| | животных; |
| | анализировать |
| | особенности процессов |
| | жизнедеятельности |
| | различных видов |
| | сельскохозяйственных |
| | животных. |
ОК 01 | Уо 01.01 | распознавать задачу | Зо 01.01 | Актуальный |
| | и/или проблему | | профессиональный |
| | в профессиональном | | и социальный контекст, в |
| | и/или социальном | | котором приходится |
| | контексте; | | работать и жить. |
| Уо 01.02 | анализировать задачу | Зо 01.02 | Основные источники |
| | и/или проблему и | | информации |
| | выделять её составные части; | | и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте. |
Уо 01.03 | определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; | Зо 01.03 | алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; |
Уо 01.04 | составлять план действия; определять необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; | Зо 01.04 | структуру плана для решения задач; |
Уо 01.05 | реализовывать составленный план; | Зо 01.05 | порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности задач профессиональной деятельности |
Уо 01.06 | оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) | | |
ОК 02 | Уо 02.01 | определять задачи для поиска информации; | Зо 02.01 | номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; |
Уо 02.02 | определять необходимые источники информации; | Зо 02.02 | приемы структурирования информации; |
Уо 02.03 | планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; | Зо 02.03 | формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации; |
Уо 02.04 | выделять наиболее значимое в перечне | | |
| | информации; | | |
Уо 02.05 | оценивать практическую значимость результатов поиска; | | |
Уо 02.06 | оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач | | |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 102 |
в т.ч. в форме практической подготовки | |
в т. ч.: |
теоретическое обучение | 64 |
практические занятия | 30 |
Самостоятельная работа | - |
Промежуточная аттестация | 8 |
Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч | Код компетенций и личностных результатов, формирование которых способствует элемент программы | Код Н/У/З |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1. Анатомия и морфология | 60/18 | | |
Тема 1.1. Понятие об органах и системах органов. | Содержание | 60/18 | ПК 2.2 ОК 1 ОК 2 | У 2.2.1 Уо 01.01 Уо 01.02 Зо 01.01 Зо 01.02 Уо 01.07 |
1. Введение. Понятие об анатомии и физиологии, взаимосвязь их с другими науками. Роль ученых в развитии этих наук. Единство организма и среды. | 2 |
2. Общие закономерности развития и строения органов. Термины и топографические обозначения, применяемые в анатомии и морфологии. Области тела животного. | 2 |
3.Понятие о частях тела животного. Строение опорно- двигательной системы. Общие закономерности строения скелета и его значение. Строение кости как органа, её химический состав и физические свойства, связь с системой крово - и лимфообращения, нервной системой. Деление скелета на отделы и звенья. | 2 |
4.Строение типичного позвонка и полного костного сегмента. Позвоночный столб и грудная клетка. Характеристика отделов туловища животных разных видов. | 2 |
5.Строение сердечно-сосудистой системы. Сердце, его строение, положение, иннервация и кровоснабжение. Особенности сердца животных других видов. Большой и малый круги кровообращения | 2 |
6. Строение стенки кровеносных сосудов. Общие закономерности развития, хода и ветвлений сосудов. Анастомозы и коллатерали. Основные артерии туловища, головы, грудной и тазовой конечностей. Основные венозные магистрали. Особенности кровообращения плода | 2 |
7.Строение системы органов пищеварения. Строение, развитие и значение органов пищеварения. Деление системы органов | 2 |
| пищеварения на отделы. Строение и функции органов ротовой полости. Особенности ротовой полости животных разных видов. Пищевод и желудок. Типы желудков, строение и топография однокамерного желудка свиньи, лошади и многокамерного желудка жвачных. | | | |
8.Тонкий отдел кишечника. Строение и положение двенадцатиперстной, тощей и подвздошной кишок. Особенности строения у других видов животных. Строение, топография печени и поджелудочной железы, их функции, видовые особенности. Толстый отдел кишечника. | 2 |
9.Строение системы органов дыхания. Деление их на отделы. Строение носовой полости, околоносовых пазух, гортани, трахеи, их топография. Видовые особенности | 2 |
10. Строение легких и грудной полости, плевра, её взаимосвязь с легкими. Плевральные полости, средостенье. Топография легких, видовые особенности | 2 |
11.Строение органов мочеотделительной системы. Строение и типы почек. Строение нефрона. Мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный и мочеполовой каналы. Топография органов мочевыделения у разных видов животных | 4 |
12.Строение половой системы. Характеристика органов размножения самцов: семенник и его придатки; семяпровод, семенной канатик; придаточные половые железы, половой член и препуций. Семенниковый мешок, мошонка. Особенности строения и положения органов размножения самца у животных разных видов. | 2 |
13.Характеристика органов размножения самок. Строение и положение половых органов самки у животных разных видов | 2 |
14.Строение эндокринной системы. Функциональное значение желез внутренней секреции, их связь с другими системами органов. Строение и топография гипофиза, эпифиза, щитовидной, околощитовидной желёз, надпочечников. Строение островков Лангерганса поджелудочной железы, половых желез. | 4 |
15.Строение нервной системы, включая центральную нервную систему с анализаторами. Общая характеристика и деление нервной системы на центральную и периферическую. Строение и расположение спинного головного мозга и их оболочек. Проводящие пути и центры спинного мозга. Периферическая и | 2 |
| вегетативная часть нервной системы. | | | |
16. Понятие о трех отделах анализаторов. Зрительный анализатор, его строение. Защитные и вспомогательные приспособления органов зрения. Органы слуха и равновесия, их строение. Органы обоняния, вкуса, осязания | 2 |
17.Особенности строения органов и систем у различных видов животных (птиц). | 4 |
18.Особенности строения органов и систем у различных видов животных (свиней). | 2 |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | 18 | ПК 2.2 ОК 1 ОК 2 | У 2.2.1 У 2.2.2 З 2.2.1 Зо 01.03 Уо 01.02 |
Практическое занятие №1 .Проведение топографического исследования расположения осевого скелета с использованием макета животного | 2 |
Практическое занятие №2 . Проведение топографического исследования расположения периферического скелета грудной конечности с использованием макета животного | 2 |
Практическое занятие №3. Проведение топографического исследования расположения периферического скелета тазовой конечности с использованием макета животного | 2 |
Практическое занятие №4 . Проведение топографического исследования расположения периферического скелета головы (черепа разных видов животных) с использованием макетов животного | 2 |
| Практическое занятие №5. Проведение топографического исследования расположения сердечно - сосудистой системы с использованием макета | 2 |
Практическое занятие №6. Проведение топографического исследования расположения системы органов пищеварения с использованием макета | 2 |
Практическое занятие №7. Проведение топографического исследования расположения системы органов дыхания с использованием макета | 2 |
Практическое занятие №8. Проведение топографического исследования расположения мочеотделительной системы с использованием макета | 2 |
Практическое занятие №9 . Проведение топографического | 2 |
| исследования органов размножения и половой системы с использованием макета | | | |
Самостоятельная работа обучающихся | - | | |
Раздел 2. Физиология | 34/12 | | |
Тема 2.1. Процессы жизнедеятельности сельскохозяйственных животных | Содержание | 24/12 | ПК 2.2 ОК 1 ОК 2 | З 2.2.2 У 2.2.3 У 2.2.4 Уо 02.03 Зо 02.01 |
1.Характеристика процессов жизнедеятельности. Физиологические функции органов и систем органов животных. Теплорегуляция. | 2 |
2.Функции и физико-химические свойства крови. | 2 |
3.Форменные элементы крови. Эритроциты, их строение и функции. Гемоглобин, его соединения и роль. Скорость оседания эритроцитов. Лейкоциты, их строение и функции. | 2 |
4.Понятие о группах крови. Резус-фактор. Группы крови сельскохозяйственных животных | 2 |
5.Лимфатическая система. Лимфа и тканевая жидкость. Состав, свойства и значение лимфы и тканевой жидкости. Кроветворные органы. | 2 |
6.Мочеотделительная система. Роль выделительной системы в поддержании гомеостаза. Функции почек. Механизм образования мочи. Состав и количество мочи у животных. Регуляция образования и выделения мочи. | 2 |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | 12 | ПК 2.2 ОК 1 ОК 2 | У 2.2.3 У 2.2.4 Зо 01.03 Уо 02.03 Уо 02.05 |
Лабораторная работа №1. Определение количества эритроцитов в крови | 2 |
Лабораторная работа №2. Определение количества лейкоцитов в крови | 2 |
Лабораторная работа №3. Определение виды лейкоцитов | 2 |
Лабораторная работа №4. Выведение лейкоцитарной формулы | 2 |
Лабораторная работа №5. Определение скорости оседания эритроцитов | 2 |
Лабораторная работа №6 . Определение количества гемоглобина в крови | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | - | | |
Тема 2.2. Обмен веществ и энергии | Содержание | 4/0 | ПК 2.2 ОК 1 ОК 2 | З 2.2.2 У 2.2.3 У 2.2.4 Уо 01.01 |
1.Понятие о метаболизме. Обмен энергии. Значение обмена энергии для обеспечения функций организма. Анаэробное и аэробное высвобождение энергии. Регуляция обмена энергии. Физиологическая адаптация. | 4 |
| В том числе практических занятий и лабораторных работ | - | | |
Самостоятельная работа обучающихся | - | | |
Тема 2.3. Физиология центральной и периферической нервной системы | Содержание | 4/0 | ПК 2.2 ОК 1 ОК 2 | З 2.2.2 У 2.2.3 Зо 01.02 Уо 01.07 |
1.Регулирующие функции нервной системы. Физиология головного и спинного мозга. Физиология вегетативной нервной системы. Характеристика высшей нервной деятельности | 2 |
2.Регулирующие функции эндокринной системы. Физиология эндокринной системы. | 2 |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | - | | |
Самостоятельная работа обучающихся | - | | |
Тема 2.4. Физиология иммунной системы | Содержание | 2/0 | ПК 2.2 ОК 1 ОК 2 | З 2.2.2 У 2.2.3 У 2.2.4 Уо 01.01 Зо 02.01 |
1.Виды иммунитета. Лейкоциты. Иммунитет, его значение. Иммунная система. Клетка иммунной системы. Естественный иммунитет, его факторы. Адаптивный (приобретенный) иммунитет. Антигены, антитела, их функции. Использование иммунологии в животноводстве. | 2 |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | - | | |
Самостоятельная работа обучающихся | - | | |
Промежуточная аттестация | 8 | | |
Всего: | 102 | | |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Лаборатория «Анатомии и физиологии животных», оснащенная необходимым для реализации программы учебной дисциплины оборудованием, приведенным в п. 6.1.2.3 образовательной программы по данной специальности 36.02.01 «Ветеринария»
Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.
Основные печатные издания:
Зеленевский, Н. В. Анатомия и физиология животных : учебник для спо / Н. В. Зеленевский, М. В. Щипакин, К. Н. Зеленевский ; под общей редакцией Н. В. Зеленевского. — 5-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 368 с
Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма). Издание: 14-е изд.,2021
Степанов, Д. В. Практические занятия по животноводству : учебное пособие / Д. В. Степанов, Н. Д. Родина, Т. В. Попкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 352 с. — ISBN 978-5-8114-1270-9. —
Основные электронные издания
Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/154381
Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/168414
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Знания | | |
З 2.2.1 анатомо-топографические характеристики организма животных с учетом видовых особенностей З 2.2.2 нормативные данные физиологических показателей у животных Зо 01.01 Актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить. Зо 01.02 Основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте. Зо 01.03 алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; Зо 01.04 структуру плана для решения задач; Зо 01.05 порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности задач профессиональной деятельности Зо 02.01номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; Зо 02.02 приемы структурирования информации; Зо 02.03 формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации; | -применение и использование общих методов клинического исследования на животном использование инструментальных методов диагностики при определении клинического состояния проведение анализа особенностей процессов жизнедеятельности различных видов животных применение и использование ветеринарной теапевтической техники | Оценка результатов выполнения практической и самостоятельной работы Экспертное наблюдение за ходом выполнения практической работы |
Умения | | |
Уо 01.01 распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; Уо 01.02 анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; Уо 01.03 определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; Уо 01.04 составлять план действия; определять необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; Уо 01.05 реализовывать составленный план; Уо 01.06 оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) Уо 02.01 определять задачи для поиска информации; Уо 02.02 определять необходимые источники информации; Уо 02.03 планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; Уо 02.04 выделять наиболее значимое в перечне информации; Уо 02.05 оценивать практическую значимость результатов поиска; Уо 02.06 оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач | Правильно формулирует и дает анатомо- топографические характеристики организма животных с учетом видовых особенностей определение видовых особенностей животных разных видов проведение анализа физиологических функций органов и систем органов у животных разных видовперечисляет нормативные данные физиологических показателей у животных | Оценка выполненных практических заданий Оценка выполненных тестовых заданий |