СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных»

Министерство образования и науки Курской области

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«ОМК имени Даниила Гранина»







Утверждаю:

Директор_______________















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«ОП.01. Анатомия и физиология животных»
























2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ



  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

«ОП.01 Анатомия и физиология животных»


      1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина ОП.01. Анатомия и физиология животных является обязательной частью обязательного профессионального блока ОПОП-П в соответствии с ФГОС СПО по специальности 36.02.01 Ветеринария

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ПК 2.2,

ОК 02


      1. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания

Код ПК, ОК

Код умений

Умения

Код знаний

Знания

ПК 2.2

У 2.2.1

определять

З 2.2.1

анатомо-топографические



клиническое состояние


характеристики организма



животных общими


животных с учетом видовых



инструментальными


особенностей



методами;




У 2.2.2

-пользоваться

З 2.2.2

нормативные данные



ветеринарной


физиологических



терапевтической


показателей у животных



техникой;




У 2.2.3

определять видовые





особенности



животных;


У 2.2.4

анализировать





физиологические



функции органов и



систем органов



животных;



анализировать



особенности процессов



жизнедеятельности



различных видов



сельскохозяйственных



животных.

ОК 01

Уо 01.01

распознавать задачу

Зо 01.01

Актуальный



и/или проблему


профессиональный



в профессиональном


и социальный контекст, в



и/или социальном


котором приходится



контексте;


работать и жить.


Уо 01.02

анализировать задачу

Зо 01.02

Основные источники



и/или проблему и


информации



выделять её составные части;


и ресурсы для решения задач и проблем

в профессиональном и/или

социальном контексте.

Уо 01.03

определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или

проблемы;

Зо 01.03

алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях;

методы работы в профессиональной и смежных сферах;

Уо 01.04

составлять план действия; определять

необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы

в профессиональной и

смежных сферах;

Зо 01.04

структуру плана для решения задач;

Уо 01.05

реализовывать составленный план;

Зо 01.05

порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

задач профессиональной

деятельности

Уо 01.06

оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с

помощью наставника)



ОК 02

Уо 02.01

определять задачи для поиска информации;

Зо 02.01

номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной

деятельности;

Уо 02.02

определять необходимые источники

информации;

Зо 02.02

приемы структурирования информации;

Уо 02.03

планировать процесс поиска; структурировать получаемую

информацию;

Зо 02.03

формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства

информатизации;

Уо 02.04

выделять наиболее

значимое в перечне






информации;



Уо 02.05

оценивать практическую значимость

результатов поиска;



Уо 02.06

оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных

задач




    1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


    1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

102

в т.ч. в форме практической подготовки


в т. ч.:

теоретическое обучение

64

практические занятия

30

Самостоятельная работа

-

Промежуточная аттестация

8

    1. Тематический план и содержание учебной дисциплины




Наименование разделов и тем



Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся



Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч

Код компетенций и личностных результатов, формирование которых способствует

элемент программы

Код Н/У/З

1

2

3

4

5

Раздел 1. Анатомия и морфология

60/18



Тема 1.1.

Понятие об органах и системах органов.

Содержание

60/18

ПК 2.2

ОК 1

ОК 2

У 2.2.1

Уо 01.01

Уо 01.02

Зо 01.01

Зо 01.02

Уо 01.07

1. Введение. Понятие об анатомии и физиологии, взаимосвязь их

с другими науками. Роль ученых в развитии этих наук. Единство организма и среды.

2

2. Общие закономерности развития и строения органов. Термины

и топографические обозначения, применяемые в анатомии и морфологии. Области тела животного.

2

3.Понятие о частях тела животного. Строение опорно- двигательной системы. Общие закономерности строения скелета и его значение. Строение кости как органа, её химический состав и физические свойства, связь с системой крово - и лимфообращения, нервной системой. Деление скелета на отделы

и звенья.

2

4.Строение типичного позвонка и полного костного сегмента.

Позвоночный столб и грудная клетка. Характеристика отделов туловища животных разных видов.

2

5.Строение сердечно-сосудистой системы. Сердце, его строение, положение, иннервация и кровоснабжение. Особенности сердца

животных других видов. Большой и малый круги кровообращения

2

6. Строение стенки кровеносных сосудов. Общие закономерности развития, хода и ветвлений сосудов. Анастомозы и коллатерали. Основные артерии туловища, головы, грудной и тазовой конечностей. Основные венозные магистрали. Особенности

кровообращения плода

2

7.Строение системы органов пищеварения. Строение, развитие и

значение органов пищеварения. Деление системы органов

2


пищеварения на отделы. Строение и функции органов ротовой полости. Особенности ротовой полости животных разных видов. Пищевод и желудок. Типы желудков, строение и топография однокамерного желудка свиньи, лошади и многокамерного

желудка жвачных.




8.Тонкий отдел кишечника. Строение и положение двенадцатиперстной, тощей и подвздошной кишок. Особенности строения у других видов животных. Строение, топография

печени и поджелудочной железы, их функции, видовые особенности. Толстый отдел кишечника.

2

9.Строение системы органов дыхания. Деление их на отделы. Строение носовой полости, околоносовых пазух, гортани, трахеи,

их топография. Видовые особенности

2

10. Строение легких и грудной полости, плевра, её взаимосвязь с легкими. Плевральные полости, средостенье. Топография легких,

видовые особенности

2

11.Строение органов мочеотделительной системы. Строение и типы почек. Строение нефрона. Мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный и мочеполовой каналы. Топография органов мочевыделения у разных видов животных

4

12.Строение половой системы. Характеристика органов размножения самцов: семенник и его придатки; семяпровод, семенной канатик; придаточные половые железы, половой член и препуций. Семенниковый мешок, мошонка. Особенности строения и положения органов размножения самца у животных

разных видов.

2

13.Характеристика органов размножения самок. Строение и

положение половых органов самки у животных разных видов

2

14.Строение эндокринной системы. Функциональное значение желез внутренней секреции, их связь с другими системами органов. Строение и топография гипофиза, эпифиза, щитовидной, околощитовидной желёз, надпочечников. Строение островков

Лангерганса поджелудочной железы, половых желез.

4

15.Строение нервной системы, включая центральную нервную систему с анализаторами. Общая характеристика и деление нервной системы на центральную и периферическую. Строение и расположение спинного головного мозга и их оболочек.

Проводящие пути и центры спинного мозга. Периферическая и

2



вегетативная часть нервной системы.




16. Понятие о трех отделах анализаторов. Зрительный анализатор, его строение. Защитные и вспомогательные

приспособления органов зрения. Органы слуха и равновесия, их строение. Органы обоняния, вкуса, осязания

2

17.Особенности строения органов и систем у различных видов

животных (птиц).

4

18.Особенности строения органов и систем у различных видов животных (свиней).

2

В том числе практических занятий и лабораторных работ

18

ПК 2.2

ОК 1

ОК 2

У 2.2.1

У 2.2.2

З 2.2.1

Зо 01.03

Уо 01.02

Практическое занятие №1 .Проведение топографического

исследования расположения осевого скелета с использованием макета животного

2

Практическое занятие №2 . Проведение топографического исследования расположения периферического скелета грудной конечности с использованием макета животного

2

Практическое занятие №3. Проведение топографического

исследования расположения периферического скелета тазовой конечности с использованием макета животного

2

Практическое занятие №4 . Проведение топографического исследования расположения периферического скелета головы

(черепа разных видов животных) с использованием макетов животного

2


Практическое занятие №5. Проведение топографического исследования расположения сердечно - сосудистой системы с использованием макета

2

Практическое занятие №6. Проведение топографического исследования расположения системы органов пищеварения с

использованием макета

2

Практическое занятие №7. Проведение топографического

исследования расположения системы органов дыхания с использованием макета

2

Практическое занятие №8. Проведение топографического

исследования расположения мочеотделительной системы с использованием макета

2

Практическое занятие №9 . Проведение топографического

2



исследования органов размножения и половой системы с

использованием макета




Самостоятельная работа обучающихся

-



Раздел 2. Физиология

34/12



Тема 2.1. Процессы жизнедеятельности

сельскохозяйственных животных

Содержание

24/12

ПК 2.2

ОК 1

ОК 2

З 2.2.2

У 2.2.3

У 2.2.4

Уо 02.03

Зо 02.01

1.Характеристика процессов жизнедеятельности. Физиологические функции органов и систем органов животных.

Теплорегуляция.

2

2.Функции и физико-химические свойства крови.

2

3.Форменные элементы крови. Эритроциты, их строение и функции. Гемоглобин, его соединения и роль. Скорость оседания

эритроцитов. Лейкоциты, их строение и функции.

2

4.Понятие о группах крови. Резус-фактор. Группы крови

сельскохозяйственных животных

2

5.Лимфатическая система. Лимфа и тканевая жидкость. Состав,

свойства и значение лимфы и тканевой жидкости. Кроветворные органы.

2

6.Мочеотделительная система. Роль выделительной системы в поддержании гомеостаза. Функции почек. Механизм образования мочи. Состав и количество мочи у животных. Регуляция

образования и выделения мочи.

2

В том числе практических занятий и лабораторных работ

12

ПК 2.2

ОК 1

ОК 2

У 2.2.3

У 2.2.4

Зо 01.03

Уо 02.03

Уо 02.05

Лабораторная работа №1. Определение количества эритроцитов в

крови

2

Лабораторная работа №2. Определение количества лейкоцитов в

крови

2

Лабораторная работа №3. Определение виды лейкоцитов

2

Лабораторная работа №4. Выведение лейкоцитарной формулы

2

Лабораторная работа №5. Определение скорости оседания

эритроцитов

2

Лабораторная работа №6 . Определение количества гемоглобина

в крови

2

Самостоятельная работа обучающихся

-



Тема 2.2.

Обмен веществ и энергии

Содержание

4/0

ПК 2.2

ОК 1

ОК 2

З 2.2.2

У 2.2.3

У 2.2.4

Уо 01.01

1.Понятие о метаболизме. Обмен энергии. Значение обмена энергии для обеспечения функций организма. Анаэробное и аэробное высвобождение энергии. Регуляция обмена энергии.

Физиологическая адаптация.

4



В том числе практических занятий и лабораторных работ

-



Самостоятельная работа обучающихся

-



Тема 2.3. Физиология центральной и периферической нервной системы

Содержание

4/0

ПК 2.2

ОК 1

ОК 2

З 2.2.2

У 2.2.3

Зо 01.02

Уо 01.07

1.Регулирующие функции нервной системы. Физиология головного и спинного мозга. Физиология вегетативной нервной

системы. Характеристика высшей нервной деятельности

2

2.Регулирующие функции эндокринной системы. Физиология

эндокринной системы.

2

В том числе практических занятий и лабораторных работ

-



Самостоятельная работа обучающихся

-



Тема 2.4.

Физиология иммунной системы

Содержание

2/0

ПК 2.2

ОК 1

ОК 2

З 2.2.2

У 2.2.3

У 2.2.4

Уо 01.01

Зо 02.01

1.Виды иммунитета. Лейкоциты. Иммунитет, его значение. Иммунная система. Клетка иммунной системы. Естественный иммунитет, его факторы. Адаптивный (приобретенный) иммунитет. Антигены, антитела, их функции. Использование

иммунологии в животноводстве.

2

В том числе практических занятий и лабораторных работ

-



Самостоятельная работа обучающихся

-



Промежуточная аттестация

8



Всего:

102




    1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


    1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Лаборатория «Анатомии и физиологии животных», оснащенная необходимым для реализации программы учебной дисциплины оборудованием, приведенным в п. 6.1.2.3 образовательной программы по данной специальности 36.02.01 «Ветеринария»


    1. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.


      1. Основные печатные издания:
  1. Зеленевский, Н. В. Анатомия и физиология животных : учебник для спо / Н. В. Зеленевский, М. В. Щипакин, К. Н. Зеленевский ; под общей редакцией Н. В. Зеленевского. — 5-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 368 с

  2. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма). Издание: 14-е изд.,2021

  3. Степанов, Д. В. Практические занятия по животноводству : учебное пособие / Д. В. Степанов, Н. Д. Родина, Т. В. Попкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 352 с. — ISBN 978-5-8114-1270-9. —


      1. Основные электронные издания
  1. Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/154381

  2. Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/168414

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Знания



З 2.2.1 анатомо-топографические характеристики организма животных с учетом видовых особенностей

З 2.2.2 нормативные данные физиологических показателей у животных

Зо 01.01 Актуальный профессиональный

и социальный контекст, в котором приходится работать и жить.

Зо 01.02 Основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем

в профессиональном и/или социальном контексте.

Зо 01.03 алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях;

методы работы в профессиональной и смежных сферах;

Зо 01.04 структуру плана для решения задач;

Зо 01.05 порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности задач профессиональной деятельности

Зо 02.01номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;

Зо 02.02 приемы структурирования информации;

Зо 02.03 формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации;

-применение и использование общих методов клинического исследования на животном

  • использование инструментальных методов диагностики при определении клинического состояния

  • проведение анализа особенностей процессов жизнедеятельности различных видов животных

  • применение и использование ветеринарной теапевтической техники

Оценка результатов выполнения практической и самостоятельной работы

Экспертное наблюдение за ходом выполнения практической работы

Умения



Уо 01.01 распознавать задачу и/или проблему

в профессиональном и/или социальном контексте;

Уо 01.02 анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;

Уо 01.03 определять этапы решения задачи;

выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; Уо 01.04 составлять план действия; определять необходимые ресурсы;

владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах;

Уо 01.05 реализовывать составленный план;

Уо 01.06 оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

Уо 02.01 определять задачи для поиска информации;

Уо 02.02 определять необходимые источники информации;

Уо 02.03 планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию;

Уо 02.04 выделять наиболее значимое в перечне информации; Уо 02.05 оценивать практическую значимость результатов поиска; Уо 02.06 оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для

решения профессиональных задач

Правильно формулирует и дает анатомо- топографические характеристики организма животных с учетом видовых особенностей

  • определение видовых особенностей животных разных видов

  • проведение анализа физиологических функций органов и систем органов у животных разных видовперечисляет нормативные данные физиологических показателей у животных

Оценка выполненных практических заданий

Оценка выполненных тестовых заданий