I. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их способностей. Планируемые результаты освоения программы основного образования по учебному предмету «Английский язык» представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования, показателей их достижения и моделей инструментария. Они представлены в традиционной структуре предмета и ориентируют учителя как в ожидаемых учебных достижениях и объеме изучаемого учебного материала по отдельным разделам курса, так и в способах и особенностях организации образовательного процесса в основной школе.
В соответствии с современными требованиями к обучению иностранному языку в школе настоящий курс нацелен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов в их единстве.
Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения практических работ.
Личностные результаты
К личностным результатам относится формирование у школьников готовности и желания самосовершенствоваться в изучении английского языка, а так же понимание того, какие возможности может дать им иностранный язык для общего развития, дальнейшего образования и овладения избранной профессией, для самореализации в целом.
Изучение иностранного языка в немалой степени способствует развитию целого ряда важных личностных качеств. К ним можно отнести внимание, трудолюбие и дисциплинированность, так необходимые при изучении иностранного языка. Множество творческих заданий, используемых при обучении языку, способствуют формированию креативности, проявления инициативы и индивидуальности. Групповая работа, широко применяемая в старшей школе, помогает проявиться чувству ответственности перед другими членами коллектива, учит работать вместе, в одной команде.
Содержательная сторона предмета предполагает обсуждение со старшеклассниками самых разнообразных тем, во время которого школьники касаются вопросов межличностных отношений, говорят о вечных ценностях, обсуждают вопросы морали и нравственности, роли человека в социуме и т.п. Подобные обсуждения способствуют развитию у школьников лучших человеческих качеств — эмпатии, толерантности, готовности рассматривать то или иное явление с разных точек зрения. С другой стороны, дискуссии вырабатывают способность отстаивать свою точку зрения и свою гражданскую позицию. В диалоге культур школьники учатся быть патриотами своей страны и одновременно быть причастными к общечеловеческим проблемам, идентифицировать себя как представителей своей культуры, своего этноса, страны и мира в целом.
Личностными результатами являются:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и правил поведения на дорогах;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
- формирование мотивации изучения иностранных языков и стремления к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
стремление к совершенствованию речевой культуры в целом;
- формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
- толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
- готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции; сформированность основ гражданской идентичности.
Метапредметные результаты
Предмет «Иностранный язык» вносит немалый вклад в достижение требуемых метапредметных результатов. Среди них особенно важны умение планировать свое речевое поведение, умение взаимодействовать с окружающими, выполняя различные социальные роли, развитие исследовательских учебных действий, навыка работы с информацией. В очень большой степени изучение иностранного языка способствует развитию смыслового чтения, включающего способность прогнозировать содержание текста, выделять основную мысль и главные положения, игнорировать детали, устанавливать логическую последовательность основных фактов. Кроме того, занятия по иностранному языку способствуют формированию проектных умений и осуществлению регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля и самооценки. Подводя итоги работы по каждому из разделов учебников для 10 и 11 классов, школьники учатся отвечать на такие важные вопросы как то, с какими трудностями они столкнулись и чем были вызваны эти трудности, какие лексические и грамматические явления языка требуют дальнейшей отработки, что способствует успешному усвоению материала и успешному выполнению заданий в разных видах речевой деятельности, какого рода помощь при подготовке заданий оказали им родители, учитель или друзья, какие дополнительные источники информации они привлекли для выполнения своей работы и насколько удачным был выбор источников и, наконец, самое главное — насколько довольны они своими результатами и почему.
Метапредметными результатами являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
- развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение;
- развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные результаты
Речевая компетенция
ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аудирование
На старшем этапе обучения происходит дальнейшее развитие умения понимать тексты для аудирования с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального стиля текста, а также понимать содержание различных аутентичных аудио- и видеотекстов:
При этом осуществляется дальнейшее совершенствование следующих умений:
— предвосхищать содержание аудиотекста по началу сообщения и выделять проблему, тему, основную мысль текста;
— выбирать главные факты, опускать второстепенные, вычленять аргументы в соответствии с поставленным вопросом/проблемой;
— обобщать содержащуюся в тексте информацию, выражать свое отношение к ней;
Говорение
Диалогическая форма речи
Ведение всех видов диалогов и их комбинирование на основе расширенной тематики в различных ситуациях официального и неофициального общения, а также в ситуациях, связанных с выбором будущей профессии.
Монологическая форма речи
Подробное/краткое изложение прочитанного (прослушанного, увиденного); характеристика литературных персонажей
и исторических личностей, описание событий, изложение фактов, высказывание своей точки зрения и её аргументация,
формулирование выводов, оценка фактов/событий современной жизни, сопоставление социокультурного портрета своей
страны и стран изучаемого языка, комментирование сходств и различий. Овладение умениями публичных выступлений, такими, как сообщение, доклад, представление результатов проектно-исследовательской деятельности, ориентированной на будущую профессиональную деятельность.
Чтение
Чтение и понимание (с различной степенью точности, глубины и полноты) аутентичных текстов различных функциональных стилей: научно-популярных, публицистических, художественных, прагматических, в том числе связанных с будущей профессиональной деятельностью, с использованием различных стратегий/видов чтения:
ознакомительное чтение — с целью понимания основного содержания сообщений, обзоров, интервью, репортажей,
газетных статей, публикаций научно-популярного характера, отрывков из произведений художественной литературы;
изучающее чтение — с целью полного понимания информации прагматических текстов, публикаций научно-популярного характера, отрывков из произведений художественной литературы;
просмотровое/поисковое чтение — с целью извлечения необходимой/искомой информации из текста статьи или нескольких статей из газет, журналов, интернет-сайтов, проспектов для дальнейшего использования в процессе общения
или для подготовки доклада, сообщения, проектного задания.
Совершенствование и развитие сформированных на предыдущих этапах умений:
— выделять необходимые факты/сведения, отделять основную информацию от второстепенной, определять временную
и причинно-следственную взаимосвязь событий, прогнозировать развитие/результат излагаемых фактов/событий, обобщать описываемые факты/явления, делать выводы;
— определять замысел автора, оценивать важность/новизну/достоверность информации, понимать смысл текста и его проблематику, используя элементы анализа текста;
— отбирать значимую информацию в тексте/ряде текстов из различных источников, в том числе электронных, для решения задач проектно-исследовательской деятельности, при подготовке доклада, сообщения.
Письменная речь
На третьем этапе происходит овладение новыми умениями письменной речи:
— писать личные и деловые письма;
— сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране изучаемого языка (автобиография/резюме, анкета, формуляр);
— писать вымышленные истории, сообщения, доклады;
Перевод
Развитие умений письменного перевода с английского языка на русский текстов различных стилей, в том числе связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Языковая компетенция
ЯЗЫКОВЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ ОПЕРИРОВАНИЯ ИМИ
Фонетическая сторона речи
Продолжается работа над адекватным с точки зренияпринципа аппроксимации произношением. Обращается внимание на смысловое деление фразы на синтагмы, соблюдение ударений в словах и фразах, соблюдение правильной интонации в различных типах предложений.
Социокультурная компетенция:
А. В коммуникативной сфере:
- знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка;
- представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
- понимание роли владения иностранными языками в современном мире.
В познавательной сфере:
- умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
- владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
ӀӀ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Тематическое планирование для 11 класса составлено с учетом того, что преподавание ведется по Базисному Учебному Плану для 5 – 11 классов, 2004 года.
В соответствии с этим БУП, количество часов английского языка в 11 классе составляет 3 часа в неделю.
Общее количество часов в году - 102.
Единицей построения учебника в 11 классе является блок (UNIT). Каждый блок рассчитан на работу в течение 12-25 учебных часов.
В течение учебного года ученики знакомятся со следующими блоками:
Занятия человека (21 час)
Идем в университет (5 часов)
Работа и занятие (4 часа)
Выбор карьеры (6 часов)
Изучение иностранных языков (6 часов)
Образование и искусство (18 часов)
Образование в России и за границей (4 часа)
Литература и музыка (6 часов)
Музеи и картинные галереи (4 часа)
Театр и кино (4 часа)
Ценностный мир человека (12 часов)
Ценности и верования (4 часа)
Обычаи и традиции (4 часа)
Образцы поведения (4 часа)
Технологическая революция (25 часов)
Плюсы и минусы технического прогресса – 5 часов
Технологическая революция и СМИ – 5 часов
Изобретения и открытия – 5 часов
Эпоха коммуникации – 5 часов
Перемены в жизни людей – 5 часов
Проблемы настоящего (16 часов)
Будущее планеты – 6 часов
Глобализация – 5 часов
Национальная идентичность – 5 часов
Эпоха будущего (10 часов)
Люди против машин – 5 часов
Язык будущего – 5 часов
III.Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ урока | Тема урока | Количест-во часов | Дата проведения |
План | Факт |
Занятие человека | 21 | | |
1 | Идем в университет | 1 | | |
2 | Идем в университет | 1 | | |
3 | Идем в университет | 1 | | |
4 | Идем в университет | 1 | | |
5 | Идем в университет | 1 | | |
6 | Работа и занятие | 1 | | |
7 | Работа и занятие | 1 | | |
8 | Работа и занятие | 1 | | |
9 | Работа и занятие | 1 | | |
10 | Выбор карьеры | 1 | | |
11 | Выбор карьеры | 1 | | |
12 | Выбор карьеры | 1 | | |
13 | Выбор карьеры | 1 | | |
14 | Выбор карьеры | 1 | | |
15 | Выбор карьеры | 1 | | |
16 | Изучение иностранных языков | 1 | | |
17 | Изучение иностранных языков | 1 | | |
18 | Изучение иностранных языков | 1 | | |
19 | Изучение иностранных языков | 1 | | |
20 | Изучение иностранных языков | 1 | | |
21 | Изучение иностранных языков | 1 | | |
Образование и искусство | 18 | | |
22 | Образование в России и за границей | 1 | | |
23 | Образование в России и за границей | 1 | | |
24 | Образование в России и за границей | 1 | | |
25 | Образование в России и за границей | 1 | | |
26 | Литература и музыка | 1 | | |
27 | Литература и музыка | 1 | | |
28 | Литература и музыка | 1 | | |
29 | Литература и музыка | 1 | | |
30 | Литература и музыка | 1 | | |
31 | Литература и музыка | 1 | | |
32 | Музеи и картинные галереи | 1 | | |
33 | Музеи и картинные галереи | 1 | | |
34 | Музеи и картинные галереи | 1 | | |
35 | Музеи и картинные галереи | 1 | | |
36 | Театр и кино | 1 | | |
37 | Театр и кино | 1 | | |
38 | Театр и кино | 1 | | |
39 | Театр и кино | 1 | | |
Ценностный мир человека | 12 | | |
40 | Ценности и верования | 1 | | |
41 | Ценности и верования | 1 | | |
42 | Ценности и верования | 1 | | |
43 | Ценности и верования | 1 | | |
44 | Обычаи и традиции | 1 | | |
45 | Обычаи и традиции | 1 | | |
46 | Обычаи и традиции | 1 | | |
47 | Обычаи и традиции | 1 | | |
48 | Образцы поведения | 1 | | |
49 | Образцы поведения | 1 | | |
50 | Образцы поведения | 1 | | |
51 | Образцы поведения | 1 | | |
Технологическая революция | 25 | | |
52 | Плюсы и минусы технического прогресса | 1 | | |
53 | Плюсы и минусы технического прогресса | 1 | | |
54 | Плюсы и минусы технического прогресса | 1 | | |
55 | Плюсы и минусы технического прогресса | 1 | | |
56 | Плюсы и минусы технического прогресса | 1 | | |
57 | Технологическая революция и СМИ | 1 | | |
58 | Технологическая революция и СМИ | 1 | | |
59 | Технологическая революция и СМИ | 1 | | |
60 | Технологическая революция и СМИ | 1 | | |
61 | Технологическая революция и СМИ | 1 | | |
62 | Изобретения и открытия | 1 | | |
63 | Изобретения и открытия | 1 | | |
64 | Изобретения и открытия | 1 | | |
65 | Изобретения и открытия | 1 | | |
66 | Изобретения и открытия | 1 | | |
67 | Эпоха коммуникации | 1 | | |
68 | Эпоха коммуникации | 1 | | |
69 | Эпоха коммуникации | 1 | | |
70 | Эпоха коммуникации | 1 | | |
71 | Эпоха коммуникации | 1 | | |
72 | Перемены в жизни людей | 1 | | |
73 | Перемены в жизни людей | 1 | | |
74 | Перемены в жизни людей | 1 | | |
75 | Перемены в жизни людей | 1 | | |
76 | Перемены в жизни людей | 1 | | |
Проблемы настоящего | 16 | | |
77 | Будущее планеты | 1 | | |
78 | Будущее планеты | 1 | | |
79 | Будущее планеты | 1 | | |
80 | Будущее планеты | 1 | | |
81 | Будущее планеты | 1 | | |
82 | Будущее планеты | 1 | | |
83 | Глобализация | 1 | | |
84 | Глобализация | 1 | | |
85 | Глобализация | 1 | | |
86 | Глобализация | 1 | | |
87 | Глобализация | 1 | | |
88 | Национальная идентичность | 1 | | |
89 | Национальная идентичность | 1 | | |
90 | Национальная идентичность | 1 | | |
91 | Национальная идентичность | 1 | | |
92 | Национальная идентичность | 1 | | |
Эпоха будущего | 10 | | |
93 | Люди против машин | 1 | | |
94 | Люди против машин | 1 | | |
95 | Люди против машин | 1 | | |
96 | Люди против машин | 1 | | |
97 | Люди против машин | 1 | | |
98 | Язык будущего | 1 | | |
99 | Язык будущего | 1 | | |
100 | Язык будущего | 1 | | |
101 | Язык будущего | 1 | | |
102 | Язык будущего | 1 | | |
Реализация воспитательного потенциала на уроках английского языка в 11 классе будет осуществляться в соответствии с Рабочей программой воспитания МБОУ «Афанасьевская СОШ» на 2021-2022 учебный год и предполагает следующее:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций и кейсов для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, дебатов, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимопомощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов как возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
организация деятельности, предполагающей использование современных инструментов образования (социальные сети, интернет-платформы для обучения, вебинары, онлайн-квесты, сетевые сообщества).
Таким образом, при реализации рабочей программы по английскому языку в 11 классе
основными воспитательными целями на уроках станут:
формирование основных мировоззренческих понятий;
формирование у школьников эстетического чувств;
воспитание нравственных качеств (патриотизма, гуманизма, активной жизненной позиции и др.);
формирование навыка соблюдение этических норм;
привитие аккуратности, сосредоточенности, ответственности;
воспитание сознательного отношения к процессу обучения и к любой другой деятельности;
воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, сочувствия, сострадания;
воспитание средствами иностранного языка культуры личности: отношения к английскому языку
как части общечеловеческой культуры
В результате чего будут развиты навыки сотрудничества, коммуникации, социальной ответственности, способность критически мыслить, оперативно и качественно решать возникающие проблемы.