Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Донская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района
имени генерала армии Лелюшенко Д.Д.
| | Утверждена приказом от 02.09.2019 №263 Директор МБОУ Донской СОШ ____________ С.А. Гордиенко |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по АСТРОНОМИИ
Уровень общего образования (класс)
Среднее (полное)общее образование 10 класс
Количество часов 34 часа
Учитель Данильченко Елена Сергеевна
2019-2020 учебный год
2 Пояснительная записка (10 класс,1 час в неделю.)
Рабочая программа по астрономии для 10 класса составлена на основе образовательного стандарта основного общего образования по астрономии, Примерной программы среднего (полного) образования по астрономии (базовый уровень) и авторской программы «Астрономия 10-11» (автор В.М. Чаругин).
Рабочая программа разработана в соответствии с:
нормативными правовыми актами и методическими документами федерального уровня:
– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
– Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
– примерными программами по предмету;
– письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
правоустанавливающими документами и локальными нормативными актами общеобразовательной организации (далее – ОО):
– Уставом ОО;
– Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОО;
– Положением об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ в ОО и поощрений обучающихся в ОО;
– Положением о внутренней системе оценки качества образования;
– Положением о формах обучения
В рабочую программу включены элементы учебной информации по темам и классам, перечень демонстраций, необходимых для формирования умений, указанных в требованиях к уровню подготовки выпускников старшей школы.
Цели и задачи:
-
обеспечение достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
-
обеспечение конституционного права граждан РФ на получение качественного общего образования;
-
повышение качества преподавания предмета.
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;
-
воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающимведущую роль физики в создании современного мира техники;
-
использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
На изучение астрономии в 10 классе в учебном плане школы отводится 1 час в неделю за счет инвариативной части федерального компонента. Авторская программа рассчитана на 35 часов. При соотнесении планирования составленным на 2019-2020 учебный год, расписанием, учебным графиком, количество часов по предмету составило 34 часа с учетом праздничных дней (5.05.2020).
3.Содержание программы
Содержание курса
Введение в астрономию
Строение и масштабы Вселенной. Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их характерные размеры и расстояния между ними. Какие физические условия встречаются в них. Вселенная расширяется. Современные методы наблюдений. Где и как работают самые крупные оптические телескопы. Как астрономы исследуют гамма-излучение Вселенной. Что увидели гравитационно-волновые и нейтринные телескопы.
Астрометрия
Звёздное небо. Созвездия северного полушария. Навигационные звёзды. Движение Солнца по эклиптике. Петлеобразное движение планет. Небесный экватор и небесный меридиан. Экваториальная и горизонтальная система небесных координат. Видимое движение небесных светил. Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение планет. Эклиптика, зодиакальные созвездия. Неравномерное движение Солнца по эклиптике. Движение Луны. Фазы Луны и синодический месяц, условия наступления солнечного и лунного затмений. Причины наступления солнечных затмений. Сарос и предсказания затмений. Время и календарь. Звёздное и солнечное время, звёздный и тропический год. Устройство лунного и солнечного календаря, проблемы их согласования. Юлианский и григорианский календари.
Небесная механика
Представления о строении Солнечной системы в античные времена и в средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращения Земли вокруг Солнца. Параллакс звёзд и определение расстояния до них, парсек. Открытие И.Кеплером законов движения планет. Открытие закона всемирного тяготения и обобщённые законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Космические скорости. Расчёты первой и второй космической скорости и их физический смысл. Полёт Ю.А. Гагарина вокруг Земли по круговой орбите. Межпланетные перелёты. Понятие оптимальной траектории полёта к планете. Время полёта к планете и даты стартов. Луна и её влияние на Землю. Лунный рельеф и его природа. Приливное взаимодействие между Луной и Землёй. Удаление Луны от Земли и замедление вращения Земли. Прецессия земной оси и предварение равноденствий.
Строение солнечной системы
Современные представления о Солнечной системе. Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты-гиганты, их принципиальные различия. Облако комет Оорта и Пояс Койпера. Размеры тел солнечной системы. Планета Земля. Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Роль парникового эффекта в формировании климата Земли. Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землёй. Влияние парникового эффекта на климат Земли и Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбит спутников Марса Фобоса и Деймоса. Планеты-гиганты. Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планет-гигантов. Планеты-карлики и их свойства. Малые тела Солнечной системы. Природа и движение астероидов. Специфика движения групп астероидов Троянцев и Греков. Природа и движение комет. Пояс Койпера и Облако комет Оорта. Метеоры и метеориты. Природа падающих звёзд, метеорные потоки и их радианты. Связь между метеорными потоками и кометами. Природа каменных и железных метеоритов. Природа метеоритных кратеров.
Астрофизика и звёздная астрономия
Методы астрофизических исследований. Устройство и характеристики телескопов рефракторов и рефлекторов. Устройство радиотелескопов, радиоинтерферометры. Солнце. Основные характеристики Солнца. Определение массы, температуры и химического состава Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная активность и её влияние на Землю и биосферу. Внутреннее строение Солнца. Теоретический расчёт температуры в центре Солнца. Ядерный источник энергии и термоядерные реакции синтеза гелия из водорода, перенос энергии из центра Солнца наружу, конвективная зона. Нейтринный телескоп и наблюдения потока нейтрино от Солнца. Определение основных характеристик звёзд: массы, светимости, температуры и химического состава. Спектральная классификация звёзд и её физические основы. Диаграмма "спектральный класс-светимость" звёзд, связь между массой и светимостью звёзд. Внутреннее строение звёзд. Строение звезды главной последовательности. Строение звёзд красных гигантов и сверхгигантов. Строение звёзд белых карликов и предел на их массу – предел Чандрасекара. Пульсары и нейтронные звёзды. Природа чёрных дыр и их параметры. Двойные, кратные и переменные звёзды. Наблюдения двойных и кратных звёзд. Затменно-переменные звёзды. Определение масс двойных звёзд. Пульсирующие переменные звёзды, кривые изменения блеска цефеид. Зависимость между светимостью и периодом пульсаций у цефеид. Цефеиды – маяки во Вселенной, по которым определяют расстояния до далёких скоплений и галактик. Новые и сверхновые звёзды. Характеристики вспышек новых звёзд. Связь новых звёзд с тесными двойными системами, содержащими звезду белый карлик. Перетекание вещества и ядерный взрыв на поверхности белого карлика. Как взрываются сверхновые звёзды. Характеристики вспышек сверхновых звёзд. Гравитационный коллапс белого карлика с массой Чандрасекара в составе тесной двойной звезды – вспышка сверхновой I типа. Взрыв массивной звезды в конце своей эволюции – взрыв сверхновой II типа. Наблюдение остатков взрывов сверхновых звёзд. Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд. Расчёт продолжительности жизни звёзд разной массы на главной последовательности. Переход в красные гиганты и сверхгиганты после исчерпания водорода. Спокойная эволюция маломассивных звёзд и гравитационный коллапс и взрыв с образованием нейтронной звезды или чёрной дыры массивной звезды. Определение возраста звёздных скоплений и отдельных звёзд, проверка теории эволюции звёзд.
Млечный Путь
Газ и пыль в Галактике. Образование отражательных туманностей. Причины свечения диффузных туманностей. Концентрация газовых и пылевых туманностей в Галактике. Рассеянные и шаровые звёздные скопления. Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных скоплений. Наблюдаемые свойства шаровых звёздных скоплений. Распределение и характер движения скоплений в Галактике. Распределение звёзд, скоплений, газа и пыли в Галактике. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические лучи. Инфракрасные наблюдения движения звёзд в центре Галактики и обнаружение в центре Галактики сверхмассивной черной дыры. Расчёт параметров сверхмассивной чёрной дыры. Наблюдения космических лучей и их связь с взрывами сверхновых звёзд.
Галактики
Классификация галактик по форме и камертонная диаграмма Хаббла. Свойства спиральных, эллиптических и неправильных галактик. Красное смещение в спектрах галактик и определение расстояния до них. Закон Хаббла. Вращение галактик и тёмная материя в них. Активные галактики и квазары. Природа активности галактик, радиогалактики и взаимодействующие галактики. Необычные свойства квазаров, их связь с ядрами галактик и активностью чёрных дыр в них. Наблюдаемые свойства скоплений галактик, рентгеновское излучение, температура и масса межгалактического газа, необходимость существования тёмной материи в скоплениях галактик. Оценка массы тёмной материи в скоплениях. Ячеистая структура распределения галактики скоплений галактик.
Строение и эволюция Вселенной
Конечность и бесконечность Вселенной – парадоксы классической космологии. Закон всемирного тяготения и представления о конечности и бесконечности Вселенной. Фотометрический парадокс и противоречия между классическими представлениями о строении Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общей теории относительности для построения модели Вселенной. Связь между геометрических свойств пространства Вселенной с распределением и движением материи в ней. Расширяющаяся Вселенная. Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрическими свойствами Вселенной. Евклидова и неевклидова геометрия Вселенной. Определение радиуса и возраста Вселенной. Модель "горячей Вселенной" и реликтовое излучение. Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия во Вселенной и необходимость образования его на ранних этапах эволюции Вселенной. Необходимость не только высокой плотности вещества, но и его высокой температуры на ранних этапах эволюции Вселенной. Реликтовое излучение – излучение, которое осталось во Вселенной от горячего и сверхплотного состояния материи на ранних этапах жизни Вселенной. Наблюдаемые свойства реликтового излучения. Почему необходимо привлечение общей теории относительности для построения модели Вселенной.
Современные проблемы астрономии
Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия. Наблюдения сверхновых звёзд I типа в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной. Открытие силы всемирного отталкивания. Тёмная энергия и её влияние на массу Вселенной по мере её расширения. Природа силы Всемирного отталкивания. Обнаружение планет возле других звёзд. Наблюдения за движением звёзд и определения масс невидимых спутников звёзд, возмущающих их прямолинейное движение. Методы обнаружения экзопланет. Оценка условий на поверхностях экзопланет. Поиск экзопланет с комфортными условиями для жизни на них. Поиски жизни и разума во Вселенной. Развитие представлений о возникновении и существовании жизни во Вселенной. Современные оценки количества высокоразвитых цивилизаций в Галактике. Попытки обнаружения и посылки сигналов внеземным цивилизациям.
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам
обучения в 10 классе:
Результаты освоения курса
Личностными результатами освоения курса астрономии в средней (полной) школе являются:
-
формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;
-
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;
-
формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;
-
формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
Метапредметные результаты освоения программы предполагают:
-
находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
-
анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
-
на практике пользоваться основными логическими
-
приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
-
выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
-
извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
-
готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.
Предметные результаты изучения астрономии в средней (полной) школе представлены в содержании курса по темам. Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:
1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности учащийся получит представление:
-
о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
-
о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
-
о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;
-
об истории науки;
-
о новейших разработках в области науки и технологий;
-
о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и т. п.);
-
о деятельности организаций, сообществ и
-
структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и т. п.).
Учащийся научиться:
-
решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные задачи);
-
использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
-
использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
-
использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
-
использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
С точки зрения формирования универсальных учебных действий в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащийся научится:
-
формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
-
восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
-
отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
-
оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для достижения поставленной цели;
-
находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
-
вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
-
самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
-
адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
-
адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
-
адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО АСТРОНОМИИ
№ п/п | Наименование разделов и тем | часы, ч |
1 | Введение в астрономию | 2 ч |
2 | Астрометрия | 5 ч |
3 | Небесная механика | 3 ч |
4 | Строение Солнечной системы | 7 ч |
5 | Астрофизика и звёздная астрономия | 7 ч |
6 | Млечный Путь – наша Галактика | 2 ч |
7 | Галактики | 3 ч |
8 | Строение и эволюция Вселенной | 2 ч |
9 | Современные проблемы астрономии | 3ч |
| Итого: | 34 |
5.1 Календарно – тематический план (10 класс)
(1 ч в неделю, всего за 1 год обучения 34 ч)
№ Урока | Дата план. | Дата факт. | Тема урока | Кол час | Вид кон- |
Р I -Введение (2 ч) |
1(1) I | 03.09.18 | | Введение в астрономию. | 1 | |
1(2) | 10.09.18 | | Введение в астрономию. | 1 | |
P II - Астрометрия (5 ч) |
2(3) | 17.09.18 | | Звёздное небо. | 1 | |
2(4) | 24.09.18 | | Небесные координаты. | 1 | |
2(5) | 01.10.18 | | Видимое движение планет и Солнца. | 1 | |
2(6) | 08.10.18 | | Движение Луны и затмения. | 1 | |
2(7) | 15.10.18 | | Время и календарь. | 1 | тест-1 |
P III - Небесная механика (3 ч) |
3(8) | 22.10.18 | | Система мира. | 1 | |
3(9) II | 05.11.18 | | Законы Кеплера движения планет. | 1 | |
3(10) | 12.11.18 | | Космические скорости и межпланетные перелёты. | 1 | тест-2 |
P IV - Строение Солнечной системы (7 ч) |
4(11) | 19.11.18 | | Современные представления о строении и составе Солнечной системы. | 1 | |
4(12) | 26.11.18 | | Планета Земля. | 1 | |
4(13) | 03.12.18 | | Луна и её влияние на Землю. | 1 | |
4(14) | 10.12.18 | | Планеты земной группы. | 1 | |
4(15) | 17.12.18 | | Планеты-гиганты. Планеты-карлики. | 1 | |
4(16) | 24.12.18 | | Малые тела. Солнечной системы. | 1 | |
4(17) III | 14.01.19 | | Современные представления о происхождении Солнечной системы. | 1 | тест-3 |
P V - Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч) |
5(18) | 21.01.19 | | Методы астрофизических исследований. | 1 | |
5(19) | 28.01.19 | | Солнце. | 1 | |
5(20) | 04.02.19 | | Внутреннее строение и источник энергии Солнца. | 1 | |
5(21) | 11.02.19 | | Основные характеристики звёзд. | 1 | |
5(22) | 18.02.19 | | Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды. | 1 | |
5(23) | 25.03.19 | | Новые и сверхновые звёзды. | 1 | |
5(24) | 03.03.19 | | Эволюция звёзд. Газ и пыль в Галактике. | 1 | тест-4 |
P VI - Млечный путь (2 ч) |
6(25) | 10.03.19 | | Рассеянные и шаровые звёздные скопления. | 1 | |
6(26) | 17.03.19 | | Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути. | 1 | тест-5 |
P VII - Галактики (3 ч) |
7(27) | 31.03.19 | | Классификация галактик. | 1 | |
IV 7(28) | 07.04.19 | | Активные галактики и квазары. | 1 | |
7(29) | 14.04.19 | | Скопления галактик. | 1 | тест-6 |
Строение и эволюция Вселенной (2 ч) |
8(30) | 21.04.19 | | Конечность и бесконечность Вселенной | 1 | |
8(31) | 28.04.19 | | Модель «горячей Вселенной» | 1 | тест-7 |
P VIII - Современные проблемы астрономии (3 ч) |
9(32) | 12.05.19 | | Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия. | 1 | |
9(33) | 19.05.19 | | Обнаружение планет возле других звёзд. | 1 | |
9(34) | 26.05.20 | | Поиск жизни и разума во Вселенной. | 1 | |
| | | ИТОГО: | 34ч | |
| I четверть 10 класс | II четверть 10 класс | III четверть 10 класс | IVЧетверть 10 класс | Итого: |
Учебных часов | 8 | 8 | 11 | 7 | 34 |
Тестов | 1 | 1 | 3 | 2 | 7 |
6. Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса
Список литературы
1)Основная учебно-методическая литература.
2)Дополнительная учебно-методическая литература и источники (включая нормативные документы, периодические издания, Интернет-сайты).
-
1).Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. № 24-25.
-
2). Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель» Профиздат. -2012. 64 с.
-
Интернет-ресурс
-
1. www. edu - "Российское образование"Федеральный портал.
-
2. www. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
-
3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
-
4. www.it-n.ru"Сеть творческих учителей"
-
5. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
Критерии и нормы оценок по предмету «Астрономия»
Нормы оценок за лабораторную работу
Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся:
-
выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
-
самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование, все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение верных результатов и выводов;
-
соблюдает требования безопасности труда;
-
в отчете правильно и аккуратно делает все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
-
без ошибок проводит анализ погрешностей.
Оценка «4» правомерна в том случае, если выполнены требования к оценке «5», но обучающийся допустил недочеты или негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» выставляется тогда, когда результаты не позволяют получить правильных выводов, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неверно.
Оценки за устный ответ и контрольную работу
Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся:
-
обнаруживает правильное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также верное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
-
правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу;
Оценка «4» ставится, если ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но в нем не используются собственный план рассказа, свои примеры, не применяются знания в новой ситуации, нет связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «3» ставится,
-
если большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку «4», но обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; обучающийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразование формул.
Оценка «2» ставится в том случае,
Оценка письменных контрольных работ
Оценка «5»:
Оценка «4»:
Оценка «3»:
Оценка «2»
Оценка умений решать расчетные задачи
Оценка "5":
Оценка "4":
Оценка "3":
Оценка "2":
Согласовано Протокол заседания методического совета МБОУ Донской СОШ имени генерала армии Лелюшенко Д.Д. 30.08.2019 №1 Руководитель методсовета _____________ И.А. Тарасенко | Согласовано Заместитель директора по УВР ________________И.А.Тарасенко 30.08.2019 |