Муниципальное образовательное учреждение
Синьковская средняя общеобразовательная школа №1
Утверждаю
Директор школы
____________ М.М.Степанова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО АСТРОНОМИИ
11 класс
Срок реализации: 2018/2019 учебный год.
Составитель: Синдяшкина Л.П.
п. Новосиньково 2018 г.
Статус документа
Данная программа является рабочей программой по предмету «Астрономия» для учащихся 11 класса МОУ Синьковской средней школы №1». Настоящая программа определяет содержание, объём и порядок изучения предмета «Астрономия» в 11 классе, в соответствии с которыми, непосредственно, осуществляется учебный процесс. Рабочая программа составлена учителем физики высшей квалификационной категории Синдяшкиной Лидией Петровной в соответствии с требованиями государственного стандарта среднего (полного) общего образования, с учетом рекомендаций авторской программы Б.А. Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страута Программы образовательных учреждений «Астрономия» 11 класс. Москва «Дрофа», 2017 г. Рабочая программа соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта (2004 г) и Основной образовательной программе школы.
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы:
1. пояснительную записку;
2. содержание учебного предмета;
3. требования к уровню подготовки учащихся;
4. календарно-тематическое планирование;
5. литературу;
6. лист изменений и дополнений в рабочую программу.
Пояснительная записка
Курс астрономии XI класса не только завершает физико-математическое образование, но и несет в себе определенный общенаучный и культурный потенциал. Астрономия является завершающей философской и мировоззренческой дисциплиной, и ее преподавание есть необходимость для качественного полного естественнонаучного образования. Без специального формирования астрономических знаний не может сформироваться естественнонаучное мировоззрение, цельная физическая картина мира. Астрономия может показать единство законов природы, применимость законов физики к небесным телам, дать целостное представление о строении Вселенной и познаваемости мира.
Изучение учащимися курса астрономии способствует: развитию познавательной мотивации; становлению у учащихся ключевых компетентностей; развитию способности к самообучению и самопознанию; созданию ситуации успеха, радости от познания. Исходя из вышеизложенного сформированы цель и задачи программы:
Целью изучения курса астрономии 11 класса является освоение учащимся целостного представления о строении и эволюции Вселенной, систематизация обширных сведений о природе небесных тел, раскрыть перед ними астрономическую картину мира. Отсюда следует, что основной упор при изучении астрономии должен быть сделан на вопросы астрофизики, внегалактической астрономии, космогонии и космологии.
Задачи курса:
-— формирование научного мировоззрения;
— формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
— приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
— овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
— использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
понимание сущности повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;
- осознание своего места в Солнечной системе и Галактике;
Содержание учебного предмета
Астрономия, ее значение и связь с другими науками
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Практические основы астрономии
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Строение Солнечной системы
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца.
Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеоры, болиды и метеориты.
Солнце и звезды
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Строение и эволюция Вселенной
Наша Галактика
Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса астрономия 11-го класса учащиеся должны знать:
смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
смысл физического закона Хаббла;
основные этапы освоения космического пространства;
гипотезы происхождения Солнечной системы;
основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
уметь
электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Применять полученные знания для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе последствия падения на Землю крупных метеоритов; способы предотвращения.
анализа и оценки, активно внедряемой в нашу жизнь астрологию и других оккультных (эзотерических) наук.
Календарно-тематическое планирование
Количество часов | Тема | Сроки прохождения программы |
общее | По разделу | | план | факт |
| | Раздел 1 АСТРОНОМИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ (2 ч) | | |
1 | 1 | Астрономия - древнейшая из наук. Звездное небо. Созвездия. | сентябрь | |
2 | 2 | Наземные и космические приборы и методы исследования астрономических объектов. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия | | |
| | Раздел 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ (5 ч) | | |
3 | 1 | Небесные координаты. Звездные карты. | | |
4 | 2 | Видимое движение небесных тел. Эклиптика | | |
5 | 3 | Общее знакомство со звездным небом. Элементы практической астрономии. Наблюдение звездного неба. Солнечные и лунные затмения | октябрь | |
6 | 4 | Календарь — система счета длительных промежутков времени. История календаря. Високосные годы. Старый и новый стиль. | | |
7 | 5 | Контрольная работа № 1 по теме «Практические основы астрономии». | | |
| | Раздел 3 . СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (7 ч) | | |
8 | 1 | Основы небесной механики. Геоцентрическая и гелиоцентрической системы мира. | | |
9 | 2 | Законы Кеплера. Законы Ньютона | | |
10 | 3 | Решение задач по теме «Законы Кеплера. Законы Ньютона» | ноябрь | |
11 | 4 | Определение расстояния и размеров тел в солнечной системе. Орбиты космических аппаратов | | |
12 | 5 | Свет и вещество. Методы изучения физической природы небесных тел | | |
13 | 6 | Наблюдения: «Рельеф Луны», «Фазы Венеры», «Марс», «Юпитер и его спутники», «Сатурн, его кольца и спутники». | декабрь | |
14 | 7 | Контрольная работа №2 по теме «Строение Солнечной системы». | | |
| | Раздел 4. Природа тел солнечной системы ( 8 час) | | |
15 | 1 | Планеты земной группы | | |
16 | 2 | Земля-планета Солнечной системы. Состав Солнечной системы | | |
17 | 3 | Луна - естественный спутник Земли | январь | |
18 | 4 | Планеты - гиганты | | |
19 | 5 | Физическая природа малых тел Солнечной системы | | |
20 | 6 | Практическая работа «Две группы планет Солнечной системы». | | |
21 | 7 | Наблюдение Луны в телескоп. | февраль | |
22 | 8 | Контрольная работа №3 по теме «Природа тел Солнечной системы» | | |
| | Раздел 5. СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ (6 ч) | | |
23 | 1 | Общие сведения о Солнце. Источник энергии и строение Солнца. | | |
24 | 2 | Звезды и источники их энергии. Двойные и переменные звезды | | |
25 | 3 | Наблюдения (в телескоп): «Солнечные пятна» (на экране), «Двойные звезды» | март | |
26 | 4 | Проверочная работа «Солнце и Солнечная система». | | |
27 | 5 | Темы проектов или исследований: «Определение условий видимости планет в текущем учебном году», «Наблюдение солнечных пятен с помощью камеры-обскуры», «Изучение солнечной активности по наблюдению солнечных пятен», «Определение температуры Солнца на основе измерения солнечной постоянной», «Наблюдение метеорного потока», «Определение расстояния до удаленных объектов на основе измерения параллакса», «Изучение переменных звезд различного типа». | | |
28 | 6 | Контрольная работа № 4 по теме «Солнце и звезды». | апрель | |
| | Раздел 6. СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (4 ч) | | |
29 | 1 | Галактика. Закон Хаббла. Различные типы Галактик. | | |
30 | 2 | Эволюция Вселенной. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. | | |
31 | 3 | Наблюдения (в телескоп): «Звездные скопления (Плеяды)», «Большая туманность Ориона», «Туманность Андромеды» | | |
32 | 4 | Контрольная работа №5 по теме «Наша Галактика» | май | |
| | Раздел 7. ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ (2 ч) | | |
33 | 1 | Проблема существования жизни вне Земли. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Современные возможности радиоастрономии и космонавтики для связи с другими цивилизациями. | | |
34 | 2 | Защита проекта или исследования: «Конструирование школьного планетария». | | |
Литература.
1. Программа образовательных учреждений «Астрономия» 11 класс Б.А. Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страута Москва «Дрофа», 2017 г.
2. Астрономия. Б.А. Воронцова-Вельяминова, Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – Москва, «Дрофа», 2015 г.
СОГЛАСОВАНО ШМО учителей математики и физики Протокол № __1___ от «____» _________ 2018 г. ____________/ / | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР
____________ / / «_____»______________2018г. |
Корректировка календарно-тематического планирования
Количество часов | Тема | Сроки прохождения программы |
общее | По разделу | | план | факт |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |