СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по астрономии

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по астрономии, 35 часов , учебник Чаругин

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по астрономии»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2018-2019 учебный год

Учебного предмета «Астрономия» 

Уровень образования: среднее общее образование 

11 класс  

Уровень изучения учебного предмета: базовый  

 

 

 

Количество часов по учебному плану:  

35 часов, 1 ч в неделю 

УМК:  

Чаругин В.М. Астрономия 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2018. 

Чаругин В.М. Методическое пособие 10-11 классы. Базовый уровень – М.: Просвещение, 2017. 

 


 

 

 

 

2018-2019























Предметные результаты 


Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам 

обучения в 10–11 классах: 

  • получить представления о структуре и масштабах Вселенной и месте человека в ней; узнать о средствах, которые используют астрономы, чтобы заглянуть в самые удалённые уголки Вселенной и не только увидеть небесные тела в недоступных с Земли диапазонах длин волн электромагнитного излучения, но и узнать о новых каналах получения информации о небесных телах с помощью нейтринных и гравитационно-волновых телескопов. 

  • узнать о наблюдаемом сложном движении планет, Луны и Солнца, их интерпретации. Какую роль играли наблюдения затмений Луны и Солнца в жизни общества и история их научного объяснения. Как на основе астрономических явлений люди научились измерять время и вести календарь. 

  • узнать, как благодаря развитию астрономии люди перешли от представления геоцентрической системы мира к революционным представлениям гелиоцентрической системы мира. Как на основе последней были открыты законы, управляющие движением планет, и позднее, закон всемирного тяготения. 

  • на примере использования закона всемирного тяготения получить представления о космических скоростях, на основе которых рассчитываются траектории полётов космических аппаратов к планетам. Узнать, как проявляет себя всемирное тяготение на явлениях в системе Земля—Луна, и эволюцию этой системы в будущем. 

  • узнать о современном представлении, о строении Солнечной системы, о строении Земли как планеты и природе парникового эффекта, о свойствах планет земной группы и планет-гигантов и об исследованиях астероидов, комет, метеороидов и нового класса небесных тел карликовых планет. 

  • получить представление о методах астрофизических исследований и законах физики, которые используются для изучения физически свойств небесных тел. 

  • узнать природу Солнца и его активности, как солнечная активность влияет на климат и биосферу Земли, как на основе законов физики можно рассчитать внутреннее строение Солнца и как наблюдения за потоками нейтрино от Солнца помогли заглянуть в центр Солнца и узнать о термоядерном источнике энергии.  

  • узнать, как определяют основные характеристики звёзд и их взаимосвязь между собой, о внутреннем строении звёзд и источниках их энергии; о необычности свойств звёзд белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр. Узнать, как рождаются, живут и умирают звёзды. 

  • узнать, как по наблюдениям пульсирующих звёзд цефеид определять расстояния до других галактик, как астрономы по наблюдениям двойных и кратных звёзд определяют их массы. 

  • Получить представления о взрывах новых и сверхновых звёзд и узнать, как в звёздах образуются тяжёлые химические элементы. 

  • Узнать, как устроена наша Галактика — Млечный Путь, как распределены в ней рассеянные и шаровые звёздные скопления, и облака межзвёздного газа и пыли. Как с помощью наблюдений в инфракрасных лучах удалось проникнуть через толщу межзвёздного газа и пыли в центр Галактики, увидеть движение звёзд в нём вокруг 

сверхмассивной чёрной дыры. 

  • Получить представление о различных типах галактик, узнать о проявлениях активности галактик и квазаров, распределении галактик в пространстве и формировании скоплений и ячеистой структуры их распределения. 

  • Узнать о строении и эволюции уникального объекта Вселенной в целом. Проследить за развитием представлений о конечности и бесконечности Вселенной, о фундаментальных парадоксах, связанных с ними. 

  • Понять, как из наблюдаемого красного смещения в спектрах далёких галактик пришли к выводу о нестационарности, расширении Вселенной, и, что в прошлом она была не только плотной, но и горячей и, что наблюдаемое реликтовое излучение подтверждает этот важный вывод современной космологии. 

  • Узнать, как открыли ускоренное расширение Вселенной и его связью с тёмной энергией и всемирной силой отталкивания, противостоящей всемирной силе тяготения. 

  • Узнать об открытии экзопланет — планет около других звёзд и современном состоянии проблемы поиска внеземных цивилизаций и связи с ними. 

  • Научиться проводить простейшие астрономические наблюдения, ориентироваться среди ярких звёзд и созвездий, измерять высоты звёзд и Солнца, определять астрономическими методами время, широту и долготу места наблюдений, измерять диаметр Солнца и измерять солнечную активность и её зависимость от времени. 











СОДЕРЖАНИЕ


Введение в астрономию

  • Строение и масштабы Вселенной, и современные наблюдения. 

  • Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их характерные размеры и расстояния между ними. Какие физические условия встречаются в них. Вселенная расширяется. Где и как работают самые крупные оптические телескопы. Какастрономы исследуют гамма-излучение Вселенной. Что увиделигравитационно-волновые и нейтринные телескопы. 

  • Астрометрия 

  • Звёздное небо и видимое движение небесных светил 

  • Какие звёзды входят в созвездия Ориона и Лебедя. Солнце движетсяпо эклиптике. Планеты совершают петлеобразное движение.Небесные координаты. Что такое небесный экватор и небесный меридиан. Как строятэкваториальную систему небесных координат. Как строят горизонтальную систему небесных координат. Видимое движение планет и Солнца. Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение планет. Эклиптика, зодиакальные созвездия. Неравномерное движение Солнца по эклиптике. 

  • Движение Луны и затмения Фазы Луны и синодический месяц, условия наступления солнечного и лунного затмений. Почему происходят солнечные затмения. Сарос и предсказания затмений. Время и календарь Звёздное и солнечное время, звёздный и тропический год. Устройство лунного и солнечного календаря, проблемы их согласования Юлианский и григорианский календари. 

Небесная механика

  • Гелиоцентрическая система мира 

  • Представления о строении Солнечной системы в античные времена ив средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращения Земли вокруг Солнца. Параллакс звёзд и определение расстояния до них, парсек. 

  • Законы Кеплера 

  • Открытие И.Кеплером законов движения планет. Открытие закона Всемирного тяготения и обобщённые законы Кеплера. Определение масс небесных тел. 

  • Космические скорости 

  • Расчёты первой и второй космической скорости и их физический смысл. Полёт Ю.А. Гагарина вокруг Земли по круговой орбите. 

  • Межпланетные перелёты 

  • Понятие оптимальной траектории полёта к планете. Время полёта к планете и даты стартов. 

  • Луна и её влияние на Землю 

  • Лунный рельеф и его природа. Приливное взаимодействие между Луной и Землёй. Удаление Луны от Земли и замедление вращения Земли. Прецессия земной оси и предварение равноденствий. 

  • Строение солнечной системы 

  • Современные представления о Солнечной системе. 

  • Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты-гиганты, их принципиальные различия. Облако комет Оорта и ПоясКойпера. Размеры тел солнечной системы. 

  • Планета Земля 

  • Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Рольпарникового эффекта в формировании климата Земли. 

  • Планеты земной группы 

  • Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землёй. Какпарниковый эффект греет поверхность Земли и перегреваетатмосферу Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбитспутников Марса Фобоса и Деймоса. 

  • Планеты-гиганты 

  • Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна.Вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио. Природа колецвокруг планет-гигантов. 

  • Планеты-карлики и их свойства. 

  • Малые тела Солнечной системы 

  • Природа и движение астероидов. Специфика движения группастероидов Троянцев и Греков. Природа и движение комет. ПоясКойпера и Облако комет Оорта. Природа метеоров и метеоритов. 

  • Метеоры и метеориты 

  • Природа падающих звёзд, метеорные потоки и их радианты. Связьмежду метеорными потоками и кометами. Природа каменных ижелезных метеоритов. Природа метеоритных кратеров. 

Практическая астрофизика и физика Солнца

  • Методы астрофизических исследований 

  • Устройство и характеристики телескопов рефракторов и рефлекторов.Устройство радиотелескопов, радиоинтерферометры. 

  • Солнце 

  • Основные характеристики Солнца. Определение массы, температурыи химического состава Солнца. Строение солнечной атмосферы.Солнечная активность и её влияние на Землю и биосферу. 

  • Внутреннее строение Солнца 

  • Теоретический расчёт температуры в центре Солнца. Ядерный источник энергии и термоядерные реакции синтеза гелия из водорода, перенос энергии из центра Солнца наружу, конвективная зона. Нейтринный телескоп и наблюдения потока нейтрино от Солнца. 

Звёзды

  • Основные характеристики звёзд 

  • Определение основных характеристик звёзд: массы, светимости, температуры и химического состава. Спектральная классификация звёзди её физические основы. Диаграмма «спектральный класс» —светимость звёзд, связь между массой и светимостью звёзд. 

  • Внутреннее строение звёзд 

  • Строение звезды главной последовательности. Строение звёзд красных гигантов и сверхгигантов. 

  • Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры 

  • Строение звёзд белых карликов и предел на их массу — пределЧандрасекара. Пульсары и нейтронные звёзды. Природа чёрных дыр и их параметры. 

  • Двойные, кратные и переменные звёзды 

  • Наблюдения двойных и кратных звёзд. Затменно-переменные звёзды.Определение масс двойных звёзд. Пульсирующие переменные звёзды,кривые изменения блеска цефеид. Зависимость между светимостью и периодом пульсаций у цефеида. Цефеиды — маяки во Вселенной, покоторым определяют расстояния до далёких скоплений и галактик. 

  • Новые и сверхновые звёзды. Характеристики вспышек новых звёзд. Связь новых звёзд с тесными двойными системами, содержащими звезду белый карлик.Перетекание вещества и ядерный взрыв на поверхности белого карлика. Как взрываются сверхновые звёзды. Характеристики вспышек сверхновых звёзд. Гравитационный коллапс белого карлика с массой Чандрасекара в составе тесной двойной звезды — вспышка сверхновой первого типа. Взрыв массивной звезды в конце своей эволюции — взрыв сверхновой второго типа. Наблюдение остатков взрывов сверхновых звёзд.Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд.Расчёт продолжительности жизни звёзд разной массы на главнойпоследовательности. Переход в красные гиганты и сверхгигантыпосле исчерпания водорода. Спокойная эволюция маломассивныхзвёзд, и гравитационный коллапс и взрыв с образованием нейтроннойзвезды или чёрной дыры массивной звезды. Определение возрастазвёздных скоплений и отдельных звёзд и проверка теории эволюции 

  • звёзд. 

Млечный Путь

  • Газ и пыль в Галактике 

  • Как образуются отражательные туманности. Почему светятся диффузные туманности 

  • Как концентрируются газовые и пылевые туманности в Галактике. 

  • Рассеянные и шаровые звёздные скопления 

Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных скоплений.Наблюдаемые свойства шаровых звёздных скоплений. Распределениеи характер движения скоплений в Галактике. Распределение звёзд,скоплений, газа и пыли в Галактике.Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические лучи.Инфракрасные наблюдения движения звёзд в центре Галактики иобнаружение в центре Галактики сверхмассивной черной дыры. 

Расчёт параметров сверхмассивной чёрной дыры. Наблюдениякосмических лучей и их связь со взрывами сверхновых звёзд. 

Галактики 

Как классифицировали галактики по форме и камертонная диаграммаХаббла. Свойства спиральных, эллиптических и неправильныхгалактик. Красное смещение в спектрах галактик и определениерасстояния до них. 

Закон Хаббла 

Вращение галактик и тёмная материя в них. 

Активные галактики и квазары 

Природа активности галактик, радиогалактики и взаимодействующиегалактики. Необычные свойства квазаров, их связь с ядрами галактики активностью чёрных дыр в них. 

Скопления галактик 

Наблюдаемые свойства скоплений галактик, рентгеновское излучение,температура и масса межгалактического газа, необходимостьсуществования тёмной материи в скоплениях галактик. Оценка массытёмной материи в скоплениях. Ячеистая структура распределениягалактики скоплений галактик. 

Строение и эволюция Вселенной 

Конечность и бесконечность Вселенной — парадоксыклассической космологии. 

Закон всемирного тяготения и представления о конечности ибесконечности Вселенной. Фотометрический парадокс ипротиворечия между классическими представлениями о строенииВселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общейтеории относительности для построения модели Вселенной. Связьмежду геометрических свойств пространства Вселенной сраспределением и движением материи в ней. 

Расширяющаяся Вселенная 

Связь средней плотности материи с законом расширения игеометрическими свойствами Вселенной. Евклидова и неевклидова геометрия Вселенной. Определение радиуса и возраста Вселенной. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучения. Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия воВселенной и необходимость образования его на ранних этапахэволюции Вселенной. Необходимость не только высокой плотностивещества, но и его высокой температуры на ранних этапах эволюцииВселенной. Реликтовое излучение — излучение, которое осталось воВселенной от горячего и сверхплотного состояния материи на раннихэтапах жизни Вселенной. Наблюдаемые свойства реликтовогоизлучения. Почему необходимо привлечение общей теорииотносительности для построения модели Вселенной. 

Современные проблемы астрономии 

Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия 

Наблюдения сверхновых звёзд I типа в далёких галактиках и открытиеускоренного расширения Вселенной. Открытие силы всемирногоотталкивания. Тёмная энергия увеличивает массу Вселенной по мерееё расширения. Природа силы Всемирного отталкивания. 

Обнаружение планет возле других звёзд. 

Наблюдения за движением звёзд и определения масс невидимых спутников звёзд, возмущающих их прямолинейное движение. Методы обнаружения экзопланет. Оценка условий на поверхностяхэкзопланет. Поиск экзопланет с комфортными условиями для жизни на них. 

Поиски жизни и разума во Вселенной 

Развитие представлений о возникновении и существовании жизни воВселенной. Современные оценки количества высокоразвитыхцивилизаций в Галактике. Попытки обнаружения и посылки сигналоввнеземным цивилизациям. 

 

 

 

Поурочное планирование рассчитано на 1 ч астрономии в неделю.

урока 

Тема 

Часов 

ДЗ

Примечание 

Глава 1. Введение в астрономию (1 час) 

Структура и масштабы Вселенной. 

Далекие глубины Вселенной. 

§ 1, 2 

Урок-лекция 

Глава 2. Астрометрия (5часов) 

Звездное небо. Небесные координаты. 

§ 3, 4 

Урок-лекция 

Видимое движение планет и Солнца. 

§ 5 

Урок-лекция 

Движение Луны и затмения. 

§ 6 

Урок-лекция 

Время и календарь. 

§ 7 

Урок-лекция 

Астрометрия. 

 

Урок-семинар 

Глава 3. Небесная механика (3часа) 

Система мира. 

§ 8 

Урок-лекция 

Законы движенияпланет. 

§ 9 

Урок-лекция 

Космические скорости. Межпланетные перелеты. 

§ 10,11 

Урок-лекция 

Глава 4. Строение солнечной системы (7 часов) 

10 

Современные представления Солнечной системе. Планета Земля. 

§ 12 

Урок-лекция 

11 

Планета Земля 

§13 

Урок-лекция 

12 

Луна и ее влияние на Землю. 

§ 14 

Урок-лекция 

13 

Планеты земной группы. 

§ 15 

Урок-лекция 

 

14 

Планеты-гиганты. Планеты-карлики. 

§ 16 

Урок-лекция 

15 

Малые тела Солнечной системы. 

Современные представления о происхождении Солнечнойсистемы. 

 

§ 17,18 

 

Урок-лекция 

16 

Строение солнечной системы. 

Урок-семинар 

Глава 5. Астрофизика и звездная астрономия (7 часов) 

17 

Методы астрофизических исследований. 

§ 19 

Урок-лекция 

18 

Солнце. 

§ 20 

Урок-лекция 

19 

Внутреннее строение и источники 

энергии Солнца. 

§ 21 

Урок-лекция 

20 

Основные характеристики звезд. 

§ 22 

Урок-лекция 

21 

Белые карлики, нейтронные звезды, пульсары и черные дыры. 

 

§ 23,24 

 

Урок-лекция 

22 

Двойные, кратные и переменные звезды. 

§ 25 

Урок-лекция 

23 

Новые и сверхновые звезды. 

§ 26 

Урок-лекция 

24 

Эволюция звезд 

§ 27 

Урок-лекция 

Глава 6. Млечный путь (3 часа) 

25 

Газ и пыль в галактике.  

 

§ 28 

Урок-лекция 

26 

Рассеянныеи 

шаровые звездные скопления. 

§29 

Урок-лекция 

27 

Сверхмассивная черная дыра в центре 

галактики. 

§ 30 

Урок-лекция 

Глава 7. Галактики (3 часа) 

28 

Классификация галактик. 

§ 31 

Урок-лекция 

29 

Активные галактики и квазары. 

§ 32 

Урок-лекция 

30 

Скопления галактик. 

§33 

Урок-лекция 

Глава 8. Строение и эволюция вселенной (2 часа) 

31 

Конечность и бесконечность вселенной – 

парадоксы классической космологии. 

§ 34, 35 

Урок-лекция 

 

32 

Модель горячей вселенной иреликтовое излучение. 

§,36 

 

Урок-лекция 

Глава 9. Современные проблемы астрономии (2 часа) 

 

33 

Ускоренное расширение вселенной и темная энергия. Обнаружение планет 

около других звезд. 

 

§ 37 

 

Урок-лекция 

 

Обнаружение планет возле других звезд 

§38 

Урок-лекция 

34 

Поиск жизни и разума во вселенной. 

§ 39 

Урок-лекция 

Резерв 1 час 


ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ 

п/п 

Тема 

 

Основное содержание 

Предметные результаты 

 

Дата 

 

Введение (1 ч) 

 

  1.  

Введение в астрономию 

Астрономия – наука о космосе. Понятие Вселенной. Структуры и масштабы Вселенной. Далёкие глубины Вселенной 

Ресурсыурока: § 1, 2 

Знать/понимать:что изучает астрономия;роль наблюдений вастрономии;значениеастрономии;что такоеВселенная; структуру и масштабыВселенной 

 

 

Астрометрия (5 ч) 

 

  1.  

Звёздное небо 

Звездное небо. Что такое созвездие. Основные созвездия Северного полушария 

Ресурсы урока: § 3 

Знать/понимать: 

что такоесозвездие; названия некоторых созвездий, их конфигурацию, альфукаждого из этих созвездий; основные точки, линии икруги на небеснойсфере:горизонт, полуденнаялиния, небесныймеридиан, небесныйэкватор, эклиптика, зенит, полюсмира, осьмира, точки равноденствий и солнцестояний; теорему о высоте полюсамира надгоризонтом; основные понятиясферической и практическойастрономии: кульминация ивысота светила над горизонтом;прямое восхождение и склонение; сутки; отличие между новым и старымстилями; величины: угловые размеры Луныи Солнца;даты равноденствий и солнцестояний;угол наклона эклиптикик экватору; соотношения междумерами и мерами времени для измеренияуглов; продолжительностьгода; число звёзд, видимых невооружённымвзглядом; принципы определения географической широтыи долготы по астрономическим наблюдениям; причины и характер видимого движения звезд и Солнца, а также годичного движения Солнца  

Уметь: использовать подвижную звёздную карту для решения следующих задач: а) определять координаты звёзд, нанесённых на карту; б) по заданным координатам объектов (Солнце, Луна, планеты) наносить их положение на карту; в) устанавливать карту на любую дату и время суток, ориентировать её иопределять условия видимости светил. Решать задачи на связьвысоты светила в кульминации с географической широтой места наблюдения; определять высоту светилав кульминации и его склонение; географическую высоту места наблюдения; рисовать чертёж в соответствии с условиями задачи;  осуществлять переход к разным системам счетавремени, находить стороны света по Полярной звезде и полуденному Солнцу; отыскивать на небеследующие созвездия и наиболееяркие звёзды в них:БольшуюМедведицу, Малую Медведицу (с Полярнойзвездой), Кассиопею, Лиру (сВегой), Орёл (сАльтаиром), Лебедь (сДенебом), Возничий (сКапеллой), Волопас (сАрктуром), Севернуюкорону, Орион (сБетельгейзе), Телец (сАльдебараном), Большой Пёс (сСириусом) 

 

  1.  

Небесные координаты 

Небесный экватор и небесный меридиан; горизонтальные, экваториальные координаты; кульминации светил. 

Горизонтальная система координат. Экваториальная система координат 

Ресурсыурока: § 4 

 

  1.  

Видимое движение планет и Солнца 

Эклиптика, точка весеннего равноденствия, неравномерное движение Солнца по эклиптике 

Ресурсы урока: § 5 

 

  1.  

Движение Луны и затмения 

Синодический месяц, узлы лунной орбиты, почему происходят затмения, Сарос и предсказания затмений 

Ресурсыурока: Учебник, § 6 

 

  1.  

Время и календарь 

Солнечное и звёздное время, лунный и солнечный календарь, юлианский и григорианский календарь 

 

Ресурсыурока: § 7 

 

Небесная механика (3 ч) 

  1.  

Система мира 

Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира; объяснение петлеобразного 

движения планет; доказательства движения Земли вокруг Солнца; 

годичный параллакс звёзд 

Ресурсы урока: § 8 

Знать/понимать: 

понятия: гелиоцентрическаясистема мира; геоцентрическаясистема мира; синодическийпериод; звёздныйпериод; горизонтальныйпараллакс; угловые размерысветил; перваякосмическая скорость; втораякосмическая скорость; способы определенияразмеров и массыЗемли; способы определения расстояний до небесных тел и их масс по законуКеплера; законы Кеплера и их связь с закономтяготения 

Уметь: применять законы Кеплераи закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов; решать задачи нарасчёт расстояний по известному параллаксу (и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера 

 

  1.  

Законы движения планет 

Обобщённые законы Кеплера и определение масс небесных тел 

Ресурсыурока: § 9 

 

  1.  

Космические скорости и 

межпланетные перелёты 

Первая и вторая космические скорости; оптимальная полуэллиптическая орбита КА к планетам, время полёта к планете 

Ресурсыурока: § 10, 11 

 

Строение Солнечной системы (7 ч) 

  1.  

Современные представления о 

строении и составе Солнечной системы 

Об отличиях планет земной группы и планет-гигантов; о планетах-карликах; малых телах; о поясе Койпера и облаке комет Оорта 

Ресурсыурока: § 12 

Знать: происхождениеСолнечной системы; основные закономерности в Солнечнойсистеме; космогоническиегипотезы; системаЗемля–Луна; основные движенияЗемли; формаЗемли; природаЛуны; общая характеристикапланет земной группы (атмосфера, поверхность); общая характеристика планет- гигантов(атмосфера; поверхность); спутники и кольца планет- гигантов; астероиды иметеориты; поясастероидов; кометы иметеоры 

Уметь: решать задачи на расчёт расстояний по известному параллаксу (и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера. Пользоватьсяпланом Солнечной системы и справочными данными; определять по астрономическому календарю, какие планеты и в каких созвездиях видны на небев данное время; -находить планеты на небе, отличая их от звёзд; применять законы Кеплера и закон всемирного тяготенияпри объяснении движения планет и космических аппаратов. 

 

  1.  

Планета Земля 

Форма Земли, внутреннее строение, атмосфера и влияние парникового эффекта на климат Земли  

Ресурсыурока: § 13 

 

  1.  

Луна и её влияние на Землю 

Формирование поверхности Луны; природа приливов и отливов на Земле и их влияние на движение Земли и Луны; процессия земной оси и движение точки весеннего равноденствия 

Ресурсыурока: § 14 

 

  1.  

Планеты земной группы 

Физические свойства Меркурия, Марса и Венеры; исследования планет земной группы космическими аппаратами 

Ресурсы урока: § 15 

 

  1.  

Планеты-гиганты. Планеты-карлики 

Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна; вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио; природа колец вокруг планет-гигантов; планеты-карлики 

Ресурсыурока: § 16 

 

  1.  

Малые тела Солнечной системы 

Физическая природа стероидов 

и комет; пояс Койпера и облако комет Оорта; природа метеоров и метеоритов 

Ресурсыурока: § 17 

 

  1.  

Современные представления о 

происхождении Солнечной системы 

Современные представления о 

происхождении Солнечной системы 

Ресурсыурока: § 18 

 

Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч) 

  1.  

Методы астрофизических  

исследований 

Принцип действия и устройство телескопов, рефракторов и рефлекторов; радиотелескопы и радиоинтерферометры 

Ресурсы урока:  § 19 

Знать: основныефизические характеристики Солнца: масса, размеры, температура; схему строения Солнцаи физическиепроцессы, происходящие в его недрах и атмосфере; основные проявления солнечной активности, их причины, периодичность и влияние наЗемлю; основные характеристики звёзд в сравнении сСолнцем: спектры, температуры, светимости; пульсирующие ивзрывающиеся звезд; порядок расстояния до звёзд, способы определения иразмеров звёзд; единицы измерениярасстояний: парсек, световойгод; важнейшие закономерности миразвёзд; диаграммы «спектр– светимость» и «масса– светимость»; способ определениямасс двойныхзвёзд; основные параметрысостояния звёздноговещества: плотность, температура, химическийсостав, физическоесостояние; важнейшиепонятия: годичныйпараллакс, светимость, абсолютная звёздная величина; устройство иназначение телескопа; устройство и назначение рефракторов ирефлекторов 

Уметь: применять основныеположения ведущих физических теорий при объяснении природы Солнца и звёзд; решать задачи на расчёт расстояний до звёзд по известному годичному параллаксу и обратные, на сравнение различных звёзд по светимостям, размерам и температурам; анализироватьдиаграммы «спектр–светимость» и «масса– светимость»; находить на небезвёзды: альфы МалойМедведицы, альфыЛиры, альфыЛебедя, альфыОрла, альфыОриона, альфыБлизнецов, альфыВозничего, альфы МалогоПса, альфы БольшогоПса, альфыТельца 

 

  1.  

Солнце 

Определение основных характеристик Солнца; строение солнечной атмосферы; законы излучения абсолютно твёрдого тела и температура фотосферы и пятен; проявление солнечной активности и её влияние на климат и биосферу Земли 

Ресурсы урока:  § 20 

 

  1.  

Внутреннее строение и источник 

энергии Солнца 

Расчёт температуры внутри Солнца; термоядерный источник энергии Солнца и перенос энергии внутри Солнца; наблюдения солнечных нейтрино 

Ресурсы урока: § 21 

 

  1.  

Основные характеристики звёзд 

Определение основных характеристик звёзд; спектральная классификация звёзд; диаграмма «спектр– светимость» и распределение звёзд на ней; связь массы со светимостью звёзд главной последовательности; звёзды, 

красные гиганты, сверхгиганты и белые карлики 

Ресурсыурока § 22–23 

 

  1.  

Белые карлики, нейтронные 

звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды 

Особенности строения белых карликов и предел Чандрасекара на их массу; пульсары и нейтронные звёзды; понятие чёрной дыры; наблюдения 

двойных звёзд и определение их масс; пульсирующие переменные звёзды; цефеиды и связь периода пульсаций со светимостью у них 

Ресурсыурока § 24-25 

 

  1.  

Новые и сверхновые звезды 

Наблюдаемые проявления взрывов новых и сверхновых звёзд; свойства остатков взрывов сверхновых звёзд 

Ресурсыурока § 26 

 

  1.  

Эволюция звёзд 

Жизнь звёзд различной массы и её отражение на диаграмме «спектр–светимость»; гравитационный коллапс и взрыв белого карлика в двойной системе из-за перетекания на него вещества звезды- компаньона; гравитационный коллапс ядра массивной звезды в конце её жизни. Оценка возраста звёздных скоплений 

Ресурсыурока § 27 

 

Млечный путь (3 ч) 

  1.  

Газ и пыль в Галактике 

Наблюдаемые характеристики отражательных и диффузных туманностей; распределение их вблизи плоскости Галактики; спиральная структура Галактики

Ресурсыурока § 28

Знать: понятие туманности; основные физические параметры, химический состави распределение межзвёздного вещества вГалактике; примерныезначения следующих величин: - расстояния между звёздами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры, инфракрасный телескоп; оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд. 

Уметь: объяснять причины различия видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе; находить расстояния между звёздами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры; оценивать массу и размер чёрной дыры по движению отдельных звёзд 

 

  1.  

Рассеянные и шаровые звёздные 

скопления 

Наблюдаемые свойства скоплений и их распределение в Галактике 

Ресурсы урока § 29 

 

  1.  

Сверхмассивная чёрная дыра в 

центре Млечного Пути 

Наблюдение за движением звёзд в центре Галактики в 

инфракрасный телескоп; оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд 

Ресурсы урока § 30 

 

Галактики (3 ч) 

  1.  

Классификация галактик 

Типы галактик и их свойства; красное смещение и определение расстояний до галактик; закон Хаббла; вращение галактик и содержание тёмной материи в них 

Ресурсыурока § 31 

Знать: основные физические параметры, химический состав и распределение межзвёздного вещества в Галактике; примерные значения следующихвеличин:основные типы галактик, различия междуними; примерное значениеи физический смысл постоянной Хаббла; возраст наблюдаемых небесных тел 

Уметь: объяснять причины различия видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе 

 

  1.  

Активные галактики и квазары 

Природа активности галактик, природа квазаров 

Ресурсы урока § 32 

 

  1.  

Скопления галактик 

Природа скоплений и роль тёмной материи в них; межгалактический газ и рентгеновское излучение от него; ячеистая структура распределения Галактик и скоплений во Вселенной 

Ресурсыурока § 33 

 

Строение и эволюция Вселенной (2 ч) 

  1.  

Конечность и бесконечность 

Вселенной. Расширяющаяся Вселенная 

Связь закона всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной; фотометрический парадокс; необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной 

Ресурсыурока:  § 34, 35 

Знать: связь законавсемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной; что такое фотометрический парадокс; необходимость общей теории относительности дляпостроения модели Вселенной; понятие «горячаяВселенная»; крупномасштабную структуру Вселенной; что такоеметагалактика; космологические модели Вселенной 

Уметь: использовать знания по физике и астрономии для описания и объяснения современной научной картины мира 

 

  1.  

Модель «горячей Вселенной» и 

реликтовое излучение 

Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрией Вселенной; радиус и возраст Вселенной 

Ресурсыурока: § 36 

 

Современные проблемы астрономии (3 ч) 

  1.  

Ускоренное расширение 

Вселенной и тёмная энергия 

Вклад тёмной материи в массу Вселенной; наблюдение сверхновых звёзд в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной; природы силы всемирного отталкивания 

Ресурсыурока: § 37 

Знать: какие наблюденияподтвердили теорию ускоренного расширения Вселенной; что исследователи понимают под тёмнойэнергией; зачем в уравнение Эйнштейна была введена космологическая постоянная; условия возникновения планет около звёзд; методы обнаружения экзопланет около других звёзд; об эволюции Вселенной и жизни воВселенной; проблемы поиска внеземных цивилизаций; формулаДрейка 

Уметь: использоватьзнания, полученные по физике и астрономии, для описания и объяснения современной научной картины мира; обосновывать свою точку зрения о возможности существованиявнеземных 

цивилизаций и их контактов с нами 

 

  1.  

Обнаружение планетвозле 

других звёзд 

Невидимые спутники у звёзд; методы обнаружения экзопланет; экзопланеты с условиями 

благоприятными для жизни 

Ресурсы урока: § 38 

 

  1.  

Поиск жизни и разумаво 

Вселенной 

Развитие представлений о существовании жизни во Вселенной; формула Дрейка и число цивилизаций в Галактике; поиск сигналов от внеземных цивилизаций и подача сигналов им 

Ресурсыурока: § 39 

 

Резерв (1 час)

 

 

 

 Контроль уровня обученности. 

Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов: текущий, тематический. При этом используются различные формы контроля: практическая работа, самостоятельная работа, домашняя практическая работа, тест, устный опрос.  

 

Учебно-методические пособия  

Для учителя: 

1. Чаругин В.М. Астрономия 10 – 11 класс (базовый уровень), М. Просвещение 2017. 

2. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 класс, В. А. Коровин, В. А. Орлов. – М. : Дрофа, 2010 г.;  

3. Оськина В. Т. Астрономия. 11 класс: поурочные планы по учебнику Е. П. Левитана. - Волгоград: Учитель, 2006 г. 

4. Демченко Е. А. Астрономия 11 класс: поурочные планы по учебнику Е.П. Левитана. - Волгоград, Учитель 2003 г. 

5. Воронцов-Вельяминов Б. А. Методика преподавания астрономии в средней школе. Пособие для учителя, М. Просвещение 1985. 

Для учащихся 

1.Чаругин В.М. Астрономия 10 – 11 класс (базовый уровень), М. Просвещение 2018. 

 

  1. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.