Чаругин В.М. Астрономия 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2018.
Чаругин В.М. Методическое пособие 10-11 классы. Базовый уровень – М.: Просвещение, 2017.
Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных скоплений.Наблюдаемые свойства шаровых звёздных скоплений. Распределениеи характер движения скоплений в Галактике. Распределение звёзд,скоплений, газа и пыли в Галактике.Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические лучи.Инфракрасные наблюдения движения звёзд в центре Галактики иобнаружение в центре Галактики сверхмассивной черной дыры.
Расчёт параметров сверхмассивной чёрной дыры. Наблюдениякосмических лучей и их связь со взрывами сверхновых звёзд.
Как классифицировали галактики по форме и камертонная диаграммаХаббла. Свойства спиральных, эллиптических и неправильныхгалактик. Красное смещение в спектрах галактик и определениерасстояния до них.
Природа активности галактик, радиогалактики и взаимодействующиегалактики. Необычные свойства квазаров, их связь с ядрами галактики активностью чёрных дыр в них.
Наблюдаемые свойства скоплений галактик, рентгеновское излучение,температура и масса межгалактического газа, необходимостьсуществования тёмной материи в скоплениях галактик. Оценка массытёмной материи в скоплениях. Ячеистая структура распределениягалактики скоплений галактик.
Закон всемирного тяготения и представления о конечности ибесконечности Вселенной. Фотометрический парадокс ипротиворечия между классическими представлениями о строенииВселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общейтеории относительности для построения модели Вселенной. Связьмежду геометрических свойств пространства Вселенной сраспределением и движением материи в ней.
Связь средней плотности материи с законом расширения игеометрическими свойствами Вселенной. Евклидова и неевклидова геометрия Вселенной. Определение радиуса и возраста Вселенной. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучения. Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия воВселенной и необходимость образования его на ранних этапахэволюции Вселенной. Необходимость не только высокой плотностивещества, но и его высокой температуры на ранних этапах эволюцииВселенной. Реликтовое излучение — излучение, которое осталось воВселенной от горячего и сверхплотного состояния материи на раннихэтапах жизни Вселенной. Наблюдаемые свойства реликтовогоизлучения. Почему необходимо привлечение общей теорииотносительности для построения модели Вселенной.
Наблюдения сверхновых звёзд I типа в далёких галактиках и открытиеускоренного расширения Вселенной. Открытие силы всемирногоотталкивания. Тёмная энергия увеличивает массу Вселенной по мерееё расширения. Природа силы Всемирного отталкивания.
Наблюдения за движением звёзд и определения масс невидимых спутников звёзд, возмущающих их прямолинейное движение. Методы обнаружения экзопланет. Оценка условий на поверхностяхэкзопланет. Поиск экзопланет с комфортными условиями для жизни на них.
Развитие представлений о возникновении и существовании жизни воВселенной. Современные оценки количества высокоразвитыхцивилизаций в Галактике. Попытки обнаружения и посылки сигналоввнеземным цивилизациям.
№ урока | Тема | Часов | ДЗ | Примечание |
Глава 1. Введение в астрономию (1 час) |
1 | Структура и масштабы Вселенной. Далекие глубины Вселенной. | 1 | § 1, 2 | Урок-лекция |
Глава 2. Астрометрия (5часов) |
2 | Звездное небо. Небесные координаты. | 1 | § 3, 4 | Урок-лекция |
3 | Видимое движение планет и Солнца. | 1 | § 5 | Урок-лекция |
4 | Движение Луны и затмения. | 1 | § 6 | Урок-лекция |
5 | Время и календарь. | 1 | § 7 | Урок-лекция |
6 | Астрометрия. | 1 | | Урок-семинар |
Глава 3. Небесная механика (3часа) |
7 | Система мира. | 1 | § 8 | Урок-лекция |
8 | Законы движенияпланет. | 1 | § 9 | Урок-лекция |
9 | Космические скорости. Межпланетные перелеты. | 1 | § 10,11 | Урок-лекция |
Глава 4. Строение солнечной системы (7 часов) |
10 | Современные представления Солнечной системе. Планета Земля. | 1 | § 12 | Урок-лекция |
11 | Планета Земля | 1 | §13 | Урок-лекция |
12 | Луна и ее влияние на Землю. | 1 | § 14 | Урок-лекция |
13 | Планеты земной группы. | 1 | § 15 | Урок-лекция |
14 | Планеты-гиганты. Планеты-карлики. | 1 | § 16 | Урок-лекция |
15 | Малые тела Солнечной системы. Современные представления о происхождении Солнечнойсистемы. | 1 | § 17,18 | Урок-лекция |
16 | Строение солнечной системы. | 1 | - | Урок-семинар |
Глава 5. Астрофизика и звездная астрономия (7 часов) |
17 | Методы астрофизических исследований. | 1 | § 19 | Урок-лекция |
18 | Солнце. | 1 | § 20 | Урок-лекция |
19 | Внутреннее строение и источники энергии Солнца. | 1 | § 21 | Урок-лекция |
20 | Основные характеристики звезд. | 1 | § 22 | Урок-лекция |
21 | Белые карлики, нейтронные звезды, пульсары и черные дыры. | 1 | § 23,24 | Урок-лекция |
22 | Двойные, кратные и переменные звезды. | 1 | § 25 | Урок-лекция |
23 | Новые и сверхновые звезды. | 1 | § 26 | Урок-лекция |
24 | Эволюция звезд | 1 | § 27 | Урок-лекция |
Глава 6. Млечный путь (3 часа) |
25 | Газ и пыль в галактике. | 1 | § 28 | Урок-лекция |
26 | Рассеянныеи шаровые звездные скопления. | 1 | §29 | Урок-лекция |
27 | Сверхмассивная черная дыра в центре галактики. | 1 | § 30 | Урок-лекция |
Глава 7. Галактики (3 часа) |
28 | Классификация галактик. | 1 | § 31 | Урок-лекция |
29 | Активные галактики и квазары. | 1 | § 32 | Урок-лекция |
30 | Скопления галактик. | 1 | §33 | Урок-лекция |
Глава 8. Строение и эволюция вселенной (2 часа) |
31 | Конечность и бесконечность вселенной – парадоксы классической космологии. | 1 | § 34, 35 | Урок-лекция |
32 | Модель горячей вселенной иреликтовое излучение. | 1 | §,36 | Урок-лекция |
Глава 9. Современные проблемы астрономии (2 часа) |
33 | Ускоренное расширение вселенной и темная энергия. Обнаружение планет около других звезд. | 1 | § 37 | Урок-лекция |
| Обнаружение планет возле других звезд | 1 | §38 | Урок-лекция |
34 | Поиск жизни и разума во вселенной. | 1 | § 39 | Урок-лекция |
Резерв 1 час |
№ п/п | Тема | Основное содержание | Предметные результаты | Дата |
| Введение (1 ч) | |
| Введение в астрономию | Астрономия – наука о космосе. Понятие Вселенной. Структуры и масштабы Вселенной. Далёкие глубины Вселенной Ресурсыурока: § 1, 2 | Знать/понимать:что изучает астрономия;роль наблюдений вастрономии;значениеастрономии;что такоеВселенная; структуру и масштабыВселенной | |
| Астрометрия (5 ч) | |
| Звёздное небо | Звездное небо. Что такое созвездие. Основные созвездия Северного полушария Ресурсы урока: § 3 | Знать/понимать: что такоесозвездие; названия некоторых созвездий, их конфигурацию, альфукаждого из этих созвездий; основные точки, линии икруги на небеснойсфере:горизонт, полуденнаялиния, небесныймеридиан, небесныйэкватор, эклиптика, зенит, полюсмира, осьмира, точки равноденствий и солнцестояний; теорему о высоте полюсамира надгоризонтом; основные понятиясферической и практическойастрономии: кульминация ивысота светила над горизонтом;прямое восхождение и склонение; сутки; отличие между новым и старымстилями; величины: угловые размеры Луныи Солнца;даты равноденствий и солнцестояний;угол наклона эклиптикик экватору; соотношения междумерами и мерами времени для измеренияуглов; продолжительностьгода; число звёзд, видимых невооружённымвзглядом; принципы определения географической широтыи долготы по астрономическим наблюдениям; причины и характер видимого движения звезд и Солнца, а также годичного движения Солнца Уметь: использовать подвижную звёздную карту для решения следующих задач: а) определять координаты звёзд, нанесённых на карту; б) по заданным координатам объектов (Солнце, Луна, планеты) наносить их положение на карту; в) устанавливать карту на любую дату и время суток, ориентировать её иопределять условия видимости светил. Решать задачи на связьвысоты светила в кульминации с географической широтой места наблюдения; определять высоту светилав кульминации и его склонение; географическую высоту места наблюдения; рисовать чертёж в соответствии с условиями задачи; осуществлять переход к разным системам счетавремени, находить стороны света по Полярной звезде и полуденному Солнцу; отыскивать на небеследующие созвездия и наиболееяркие звёзды в них:БольшуюМедведицу, Малую Медведицу (с Полярнойзвездой), Кассиопею, Лиру (сВегой), Орёл (сАльтаиром), Лебедь (сДенебом), Возничий (сКапеллой), Волопас (сАрктуром), Севернуюкорону, Орион (сБетельгейзе), Телец (сАльдебараном), Большой Пёс (сСириусом) | |
| Небесные координаты | Небесный экватор и небесный меридиан; горизонтальные, экваториальные координаты; кульминации светил. Горизонтальная система координат. Экваториальная система координат Ресурсыурока: § 4 | |
| Видимое движение планет и Солнца | Эклиптика, точка весеннего равноденствия, неравномерное движение Солнца по эклиптике Ресурсы урока: § 5 | |
| Движение Луны и затмения | Синодический месяц, узлы лунной орбиты, почему происходят затмения, Сарос и предсказания затмений Ресурсыурока: Учебник, § 6 | |
| Время и календарь | Солнечное и звёздное время, лунный и солнечный календарь, юлианский и григорианский календарь Ресурсыурока: § 7 | |
Небесная механика (3 ч) |
| Система мира | Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира; объяснение петлеобразного движения планет; доказательства движения Земли вокруг Солнца; годичный параллакс звёзд Ресурсы урока: § 8 | Знать/понимать: понятия: гелиоцентрическаясистема мира; геоцентрическаясистема мира; синодическийпериод; звёздныйпериод; горизонтальныйпараллакс; угловые размерысветил; перваякосмическая скорость; втораякосмическая скорость; способы определенияразмеров и массыЗемли; способы определения расстояний до небесных тел и их масс по законуКеплера; законы Кеплера и их связь с закономтяготения Уметь: применять законы Кеплераи закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов; решать задачи нарасчёт расстояний по известному параллаксу (и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера | |
| Законы движения планет | Обобщённые законы Кеплера и определение масс небесных тел Ресурсыурока: § 9 | |
| Космические скорости и межпланетные перелёты | Первая и вторая космические скорости; оптимальная полуэллиптическая орбита КА к планетам, время полёта к планете Ресурсыурока: § 10, 11 | |
Строение Солнечной системы (7 ч) |
| Современные представления о строении и составе Солнечной системы | Об отличиях планет земной группы и планет-гигантов; о планетах-карликах; малых телах; о поясе Койпера и облаке комет Оорта Ресурсыурока: § 12 | Знать: происхождениеСолнечной системы; основные закономерности в Солнечнойсистеме; космогоническиегипотезы; системаЗемля–Луна; основные движенияЗемли; формаЗемли; природаЛуны; общая характеристикапланет земной группы (атмосфера, поверхность); общая характеристика планет- гигантов(атмосфера; поверхность); спутники и кольца планет- гигантов; астероиды иметеориты; поясастероидов; кометы иметеоры Уметь: решать задачи на расчёт расстояний по известному параллаксу (и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера. Пользоватьсяпланом Солнечной системы и справочными данными; определять по астрономическому календарю, какие планеты и в каких созвездиях видны на небев данное время; -находить планеты на небе, отличая их от звёзд; применять законы Кеплера и закон всемирного тяготенияпри объяснении движения планет и космических аппаратов. | |
| Планета Земля | Форма Земли, внутреннее строение, атмосфера и влияние парникового эффекта на климат Земли Ресурсыурока: § 13 | |
| Луна и её влияние на Землю | Формирование поверхности Луны; природа приливов и отливов на Земле и их влияние на движение Земли и Луны; процессия земной оси и движение точки весеннего равноденствия Ресурсыурока: § 14 | |
| Планеты земной группы | Физические свойства Меркурия, Марса и Венеры; исследования планет земной группы космическими аппаратами Ресурсы урока: § 15 | |
| Планеты-гиганты. Планеты-карлики | Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна; вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио; природа колец вокруг планет-гигантов; планеты-карлики Ресурсыурока: § 16 | |
| Малые тела Солнечной системы | Физическая природа стероидов и комет; пояс Койпера и облако комет Оорта; природа метеоров и метеоритов Ресурсыурока: § 17 | |
| Современные представления о происхождении Солнечной системы | Современные представления о происхождении Солнечной системы Ресурсыурока: § 18 | |
Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч) |
| Методы астрофизических исследований | Принцип действия и устройство телескопов, рефракторов и рефлекторов; радиотелескопы и радиоинтерферометры Ресурсы урока: § 19 | Знать: основныефизические характеристики Солнца: масса, размеры, температура; схему строения Солнцаи физическиепроцессы, происходящие в его недрах и атмосфере; основные проявления солнечной активности, их причины, периодичность и влияние наЗемлю; основные характеристики звёзд в сравнении сСолнцем: спектры, температуры, светимости; пульсирующие ивзрывающиеся звезд; порядок расстояния до звёзд, способы определения иразмеров звёзд; единицы измерениярасстояний: парсек, световойгод; важнейшие закономерности миразвёзд; диаграммы «спектр– светимость» и «масса– светимость»; способ определениямасс двойныхзвёзд; основные параметрысостояния звёздноговещества: плотность, температура, химическийсостав, физическоесостояние; важнейшиепонятия: годичныйпараллакс, светимость, абсолютная звёздная величина; устройство иназначение телескопа; устройство и назначение рефракторов ирефлекторов Уметь: применять основныеположения ведущих физических теорий при объяснении природы Солнца и звёзд; решать задачи на расчёт расстояний до звёзд по известному годичному параллаксу и обратные, на сравнение различных звёзд по светимостям, размерам и температурам; анализироватьдиаграммы «спектр–светимость» и «масса– светимость»; находить на небезвёзды: альфы МалойМедведицы, альфыЛиры, альфыЛебедя, альфыОрла, альфыОриона, альфыБлизнецов, альфыВозничего, альфы МалогоПса, альфы БольшогоПса, альфыТельца | |
| Солнце | Определение основных характеристик Солнца; строение солнечной атмосферы; законы излучения абсолютно твёрдого тела и температура фотосферы и пятен; проявление солнечной активности и её влияние на климат и биосферу Земли Ресурсы урока: § 20 | |
| Внутреннее строение и источник энергии Солнца | Расчёт температуры внутри Солнца; термоядерный источник энергии Солнца и перенос энергии внутри Солнца; наблюдения солнечных нейтрино Ресурсы урока: § 21 | |
| Основные характеристики звёзд | Определение основных характеристик звёзд; спектральная классификация звёзд; диаграмма «спектр– светимость» и распределение звёзд на ней; связь массы со светимостью звёзд главной последовательности; звёзды, красные гиганты, сверхгиганты и белые карлики Ресурсыурока § 22–23 | |
| Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды | Особенности строения белых карликов и предел Чандрасекара на их массу; пульсары и нейтронные звёзды; понятие чёрной дыры; наблюдения двойных звёзд и определение их масс; пульсирующие переменные звёзды; цефеиды и связь периода пульсаций со светимостью у них Ресурсыурока § 24-25 | |
| Новые и сверхновые звезды | Наблюдаемые проявления взрывов новых и сверхновых звёзд; свойства остатков взрывов сверхновых звёзд Ресурсыурока § 26 | |
| Эволюция звёзд | Жизнь звёзд различной массы и её отражение на диаграмме «спектр–светимость»; гравитационный коллапс и взрыв белого карлика в двойной системе из-за перетекания на него вещества звезды- компаньона; гравитационный коллапс ядра массивной звезды в конце её жизни. Оценка возраста звёздных скоплений Ресурсыурока § 27 | |
Млечный путь (3 ч) |
| Газ и пыль в Галактике | Наблюдаемые характеристики отражательных и диффузных туманностей; распределение их вблизи плоскости Галактики; спиральная структура Галактики Ресурсыурока § 28 | Знать: понятие туманности; основные физические параметры, химический состави распределение межзвёздного вещества вГалактике; примерныезначения следующих величин: - расстояния между звёздами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры, инфракрасный телескоп; оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд. Уметь: объяснять причины различия видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе; находить расстояния между звёздами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры; оценивать массу и размер чёрной дыры по движению отдельных звёзд | |
| Рассеянные и шаровые звёздные скопления | Наблюдаемые свойства скоплений и их распределение в Галактике Ресурсы урока § 29 | |
| Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути | Наблюдение за движением звёзд в центре Галактики в инфракрасный телескоп; оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд Ресурсы урока § 30 | |
Галактики (3 ч) |
| Классификация галактик | Типы галактик и их свойства; красное смещение и определение расстояний до галактик; закон Хаббла; вращение галактик и содержание тёмной материи в них Ресурсыурока § 31 | Знать: основные физические параметры, химический состав и распределение межзвёздного вещества в Галактике; примерные значения следующихвеличин:основные типы галактик, различия междуними; примерное значениеи физический смысл постоянной Хаббла; возраст наблюдаемых небесных тел Уметь: объяснять причины различия видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе | |
| Активные галактики и квазары | Природа активности галактик, природа квазаров Ресурсы урока § 32 | |
| Скопления галактик | Природа скоплений и роль тёмной материи в них; межгалактический газ и рентгеновское излучение от него; ячеистая структура распределения Галактик и скоплений во Вселенной Ресурсыурока § 33 | |
Строение и эволюция Вселенной (2 ч) |
| Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная | Связь закона всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной; фотометрический парадокс; необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной Ресурсыурока: § 34, 35 | Знать: связь законавсемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной; что такое фотометрический парадокс; необходимость общей теории относительности дляпостроения модели Вселенной; понятие «горячаяВселенная»; крупномасштабную структуру Вселенной; что такоеметагалактика; космологические модели Вселенной Уметь: использовать знания по физике и астрономии для описания и объяснения современной научной картины мира | |
| Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение | Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрией Вселенной; радиус и возраст Вселенной Ресурсыурока: § 36 | |
Современные проблемы астрономии (3 ч) |
| Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия | Вклад тёмной материи в массу Вселенной; наблюдение сверхновых звёзд в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной; природы силы всемирного отталкивания Ресурсыурока: § 37 | Знать: какие наблюденияподтвердили теорию ускоренного расширения Вселенной; что исследователи понимают под тёмнойэнергией; зачем в уравнение Эйнштейна была введена космологическая постоянная; условия возникновения планет около звёзд; методы обнаружения экзопланет около других звёзд; об эволюции Вселенной и жизни воВселенной; проблемы поиска внеземных цивилизаций; формулаДрейка Уметь: использоватьзнания, полученные по физике и астрономии, для описания и объяснения современной научной картины мира; обосновывать свою точку зрения о возможности существованиявнеземных цивилизаций и их контактов с нами | |
| Обнаружение планетвозле других звёзд | Невидимые спутники у звёзд; методы обнаружения экзопланет; экзопланеты с условиями благоприятными для жизни Ресурсы урока: § 38 | |
| Поиск жизни и разумаво Вселенной | Развитие представлений о существовании жизни во Вселенной; формула Дрейка и число цивилизаций в Галактике; поиск сигналов от внеземных цивилизаций и подача сигналов им Ресурсыурока: § 39 | |
Резерв (1 час) |
Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов: текущий, тематический. При этом используются различные формы контроля: практическая работа, самостоятельная работа, домашняя практическая работа, тест, устный опрос.
1. Чаругин В.М. Астрономия 10 – 11 класс (базовый уровень), М. Просвещение 2017.
2. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 класс, В. А. Коровин, В. А. Орлов. – М. : Дрофа, 2010 г.;
3. Оськина В. Т. Астрономия. 11 класс: поурочные планы по учебнику Е. П. Левитана. - Волгоград: Учитель, 2006 г.
4. Демченко Е. А. Астрономия 11 класс: поурочные планы по учебнику Е.П. Левитана. - Волгоград, Учитель 2003 г.
5. Воронцов-Вельяминов Б. А. Методика преподавания астрономии в средней школе. Пособие для учителя, М. Просвещение 1985.
1.Чаругин В.М. Астрономия 10 – 11 класс (базовый уровень), М. Просвещение 2018.