СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по астрономии. 2017-2018 гг.

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для планирования учебной деятельности в 11 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по астрономии. 2017-2018 гг.»

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

средняя общеобразовательная школа № 30





Утверждена приказом директора

МАОУ СОШ № 30

Приказ № 110/ж от 30.08. 2017г.

Директор МАОУ СОШ № 30

____________М.О. Максимова.









Рабочая программа

«Астрономия»

базовый уровень, 10 класс

/адаптированная на основе Примерной программы «Астрономия»; УМК под ред. и др./







Составитель:

Сергеева Е.Е., учитель физики и астрономии

МАОУ СОШ № 30,

Перваяая квалификационная категория





Калининград 2017 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по астрономии для 11 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по астрономии (Сборник нормативных документов. Астрономия. – М.: Дрофа, 2013.) и с основными требованиями Примерной образовательной программы для общеобразовательных учреждений, Программы по астрономии для 11 класса общеобразовательных учреждений (автор программы: Е.К. Страут/ М.: «Просвещение», 2010.

Нормативно-правовая база разработки и преподавания учебного курса.

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (пункт 2.7, статья 32)

2. Государственный образовательный стандарт основного общего образования и среднего общего образования;

3. Базисный учебный план школы;

4. Примерная программа основного общего образования по астрономии (Сборник нормативных документов. Физика. М.: Дрофа, 2013).



Цели изучения астрономии:

  • развитие познавательной мотивации в области астрономии для становления у учащихся ключевых компетентностей;

  • развития способности к самообучению и самопознанию, ситуации успеха, радости от познания.

Задачи изучения астрономии:

  • формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной,

  • формирование представлений о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной;

  • приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;

  • овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;

  • освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.



На изучение предмета в 11-м классе отводится 34 часа (1 час в неделю) и предусматривает 3 контрольных и 6 практических работ.



Осуществление представленной рабочей программы предполагает использование следующего учебника:

Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. 11 класс». – М.: Дрофа, 2014. Учебник с электронным приложением.







Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема

Д/З

Дата

Дата

    1. Введение в астрономию – 2 часа

1

Предмет астрономии

1



2

Наблюдения – основа астрономии

2



    1. Практические основы астрономии – 7 часов

3

Звёзды и созвездия

3



4

Небесные координаты и звёздные карты. Практическая работа №1 «Определение горизонтальных небесных координат»

4



5

Видимое движение звёзд на различных географических широтах

5



6

Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика. Практическая работа №2 «Определение экваториальных небесных координат»

6



7

Движение и фазы Луны

7



8

Затмения Солнца и Луны

8



9

Время и календарь

9



    1. Строение Солнечной системы – 5 часов

10

Развитие представления о строении мира

10



11

Конфигурация планет. Синодический период.

11



12

Законы движения планет Солнечной системы. Практическая работа №3 «Решение задач по теме «Конфигурация планет»»

12



13

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

13



14

Движение небесных тел под действием сил тяготения. Практическая работа №4 «Решение задач по теме «Движение небесных тел под действием сил тяготения»»

14



    1. Природа тел Солнечной системы – 8 часов

15

Общие характеристики планет

15



16

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение

16



17

Система Земля – Луна. Земля

17



18

Система Земля – Луна. Луна

17



19

Планеты земной группы. Практическая работа №5 «Составление сравнительных характеристик планет земной группы»

18



20

Марс

18



21

Далёкие планеты

19



22

Малые тела Солнечной системы. Контрольная работа №1 «Природа тел Солнечной системы»

20



    1. Солнце и звёзды – 8 часов

23

Энергия и температура Солнца. Состав и строение Солнца

21



24

Атмосфера Солнца. Солнечная активность

21



25

Расстояния до звёзд. Характеристики излучения звёзд

22



26

Спектры, цвет и температура звёзд. Диаграмма «Спектр – светимость»

22



27

Двойные звёзды. Определение массы звёзд. Практическая работа №6 «Решение задач по теме «Характеристики звёзд»»

23



28

Размеры звезд. Плотность вещества. Модели звёзд

23



29

Переменные и нестационарные звёзды

24



30

Новые и сверхновые звёзды. Контрольная работа №2 «Солнце и звёзды»

24



    1. Строение и эволюция Вселенной – 4 часа

31

Наша Галактика

25



32

Другие звёздные системы - галактики

26



33

Основы современной космологии

27



34

Жизнь и разум во Вселенной. Контрольная работа №3 «Строение и эволюция Вселенной»

28






Структура курса «Астрономия»


Название раздела,

темы раздела

Кол-во часов

Основные виды деятельности учащихся

(на уровне учебных действий)

1

Введение в астрономию

2

–Поиск примеров, подтверждающих практическую направленность астрономии;

–Применение знаний, полученных в курсе физики, для описании устройства телескопа. Характеристика преимуществ наблюдений, проводимых из космоса

2

Практические основы астрономии

7

Подготовка презентации об истории названий созвездий и звезд.

–Применение знаний, полученных в курсе географии, о составлении карт в различных проекциях

–работа со звездной картой при организации и проведении наблюдений

–Характеристика отличительных особенностей суточного движения звезд на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли

–Характеристика особенностей суточного движения Солнца на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли

–Изучение основных фаз Луны. Описание порядка их смены;

–анализ причин, по которым Луна всегда обращена к Земле одной стороной;

–описание взаимного расположения Земли, Луны и Солнца в моменты затмений;

–объяснение причин, по которым затмения Солнца и Луны не происходят каждый месяц

–Подготовка и презентация сообщения об истории календаря;

–анализ необходимости введения часовых поясов, високосных лет и нового календарного стиля

—Применять знания к решению задач (вычислительных, качественных, графических) на уровне оперирования следующими интеллектуальными операциями: понимание, применение, анализ, синтез, оценка, обобщение, систематизация

3

Строение Солнечной системы

5

–Анализ основных положений современных представлений о происхождении тел Солнечной системы

–На основе знаний из курса географии сравнение природы Земли с природой Луны.

–объяснение причины отсутствия у Луны атмосферы. Описание основных форм лунной поверхности и их происхождения.

–подготовка и презентация сообщения об исследованиях Луны, проведенных средствами космонавтики

–Анализ табличных данных, признаков сходства и различий изучаемых объектов, классификация объектов;

–на основе знаний физических законов объяснение явлений и процессов, происходящих в атмосферах планет;

–описание и сравнение природы планет земной группы;

–объяснение причин существующих различий;

–подготовка и презентация сообщения о результатах исследований планет земной группы

–На основе знаний законов физики описание природы планет-гигантов;

–подготовка и презентация сообщения о новых результатах исследований планет-гигантов, их спутников и колец;

–анализ определения понятия «планета»

–Описание внешнего вида астероидов и комет;

–объяснение процессов, происходящих в комете, при изменении ее расстояния от Солнца;

–подготовка и презентация сообщения о способах обнаружения опасных космических объектов и предотвращения их столкновения с Землей;

–на основе знания законов физики описание и объяснение явлений метеора и болида;

–подготовка сообщения о падении наиболее известных метеоритов

–Применение полученных знаний к решению задач

—Применять знания к решению задач (вычислительных, качественных, графических) на уровне оперирования следующими интеллектуальными операциями: понимание, применение, анализ, синтез, оценка, обобщение, систематизация

–На основе знаний физических законов описание и объяснение явлений и процессов, наблюдаемых на Солнце;

–на основе знаний о плазме, полученных в курсе физики, описание образования пятен, протуберанцев и других проявлений солнечной активности;

–характеристика процессов солнечной активности и механизма их влияния на Землю


4

Природа тел Солнечной системы

8

–Подготовка и презентация сообщения о значении открытий Коперника и Галилея для формирования научной картины мира;

–объяснение петлеобразного движения планет с использованием эпициклов и деферентов

–Описание условий видимости планет, находящихся в различных конфигурациях;

–решение задач на вычисление звездных периодов обращения внутренних и внешних планет

–Анализ законов Кеплера, их значения для развития физики и астрономии;

–решение задач на вычисление расстояний планет от Солнца на основе третьего закона Кеплера

–Решение задач на вычисление массы планет;

–объяснение механизма возникновения возмущений и приливов;

–подготовка и презентация сообщения о КА, исследующих природу тел Солнечной системы

–Решение задач на вычисление расстояний и размеров объектов;

–определение возможности их наблюдения на заданную дату

–Применение полученных знаний к решению задач

5

Солнце и звёзды

8

–Определение понятия «звезда»;

–вычисление расстояния до звезд на основе табличных данных;

–указание положения звезд на диаграмме «спектр — светимость» согласно их характеристикам;

–анализ основных групп диаграммы

–Классификация двойных звезд;

–вычисление суммы масс компонентов двойных звезд;

–вычисление размеров и плотности звезд;

–сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;

На основе знаний по физике описание пульсации цефеид как автоколебательного процесса;

Подготовка сообщения о способах обнаружения «экзопланет» и полученных результатах;

На основе знаний по физике оценка времени свечения звезды по известной массе запасов водорода; для описания природы объектов на конечной стадии эволюции звезд

6

Строение и эволюция Вселенной

4

–Описание строения и структуры Галактики;

–изучение объектов плоской и сферической подсистем;

–подготовка сообщения о развитии исследований Галактики;

–на основе знаний по физике объяснение различных механизмов радиоизлучения;

–описание процесса формирования звезд из холодных газопылевых облаков

–Определение типов галактик.

–подготовка сообщения о наиболее интересных исследованиях галактик, квазаров и других далеких объектов

–применение принципа Доплера для объяснения «красного смещения».

–подготовка сообщения о деятельности Хаббла и Фридмана.

–доказательство справедливости закона Хаббла для наблюдателя, расположенного в любой галактике

–подготовка и презентация сообщения о деятельности лауреатов Нобелевской премии по физике за работы по космологии

–подготовка и презентация сообщения о современном состоянии научных исследований по проблеме существования внеземной жизни во Вселенной.

Итог

34 часа





Учебно – тематический план

п/п

Название темы

Всего часов

Практическая часть

Практические работы

Контрольные работы

1

Введение в астрономию

2



2

Практические основы астрономии

7

2


3

Строение Солнечной системы

5

2


4

Природа тел Солнечной системы

8

1

1

5

Солнце и звёзды

8

1

1

6

Строение и эволюция Вселенной

4


1

Всего

34

6

3

Контрольные работы по астрономии

Класс

п/п

Название работы

Дата




10


Административный входной контроль.


1

Диагностическая контрольная работа: «Природа тел Солнечной системы»



Административный промежуточный контроль.


2

Диагностическая контрольная работа: «Солнце и звёзды»


3

Диагностическая контрольная работа: «Строение и эволюция Вселенной»



Административный итоговый контроль.


.



Практические работы по астрономии

Класс

п/п

Название работы

Дата



10

1

«Определение горизонтальных небесных координат»


2

«Определение экваториальных небесных координат»


3

«Решение задач по теме «Конфигурация планет»»


4

«Решение задач по теме «Движение небесных тел под действием сил тяготения»»


5

«Составление сравнительных характеристик планет земной группы»


6

«Решение задач по теме «Характеристики звёзд»»




Требования к уровню подготовки

В результате изучения астрономии ученик должен

знать/понимать

• смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, горизонтальную и экваториальную систему координат, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;

• определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;

• смысл работ: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Барнарда, Фридмана, Эйнштейна;

• формулировки законов: Кеплера, Ньютона, Хаббла, Доплера.

Уметь:

• использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;

• приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;

• применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни;

• осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;

• владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, и профессионально-трудового выбора.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- нахождения светил на небе, используя карту звездного неба;

- ориентации на местности;

- определения времени по расположению светил на небе.



Содержание учебного курса

Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии

Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

Практические основы астрономии

Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Строение Солнечной системы

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Природа тел Солнечной системы

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.

Солнце и звезды

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд.

Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.

Строение и эволюция Вселенной. Жизнь и разум во Вселенной

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и анти тяготение.

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.



Результаты изучения курса

Личностные результаты:

• формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;

• формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;

• формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;

• формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки;

• формирование положительного отношения к российской астрономической науке.


Метапредметные результаты - формирование универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД:

находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный.


Познавательные УУД:

классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, формулировать выводы и заключения;

на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;

анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;

выполнять познавательные и практические задания;

извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;

готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.



Предметными результатами являются следующие умения:


Предметные результаты освоения темы «Введение:

—воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;

—использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.


Предметные результаты изучения темы «Практические основы астрономии» позволяют:

– воспроизводить горизонтальную и экваториальную системы координат;

—воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);

—объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;

—объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;

— применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.


Предметные результаты освоения темы «Строение Солнечной системы»:

—воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;

—воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);

—вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;

—формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;

—описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;

—объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;

—характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной

системы.


Предметные результаты изучения темы «Природа тел Солнечной системы»:

—формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;

—определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);

—описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;

—перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;

—проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;

—объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы

Земли;

—описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;

—характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;

—описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;

—описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;

—объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.


Предметные результаты освоения темы «Солнце и звезды»:

—определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);

—характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;

—описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;

—объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;

—описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;

—вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;

—называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;

—сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;

—объяснять причины изменения светимости переменных звезд;

—описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;

—оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;

—описывать этапы формирования и эволюции звезды;

—характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.


Предметные результаты изучения темы «Строение и эволюция Вселенной»:

—объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);

—характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);

—определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;

—распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);

—сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;

—обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;

—формулировать закон Хаббла;

—определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых;

—оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;

—интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;

—классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;

—интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.


Предметные результаты освоения темы «Жизнь и разум во Вселенной» :

–систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.


Возможны следующие организационные формы обучения:

• классно-урочная;

• групповая работа;

• внеклассная работа, кружковая работа;

• самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретенных знаний, выполнение индивидуальных заданий творческого характера.



Основная литература


  • Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. 11 класс». – М.: Дрофа, 2014

Дополнительная литература


  • Энциклопедия для детей. Том 8. Астрономия. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, АСТ, 2013

  • Куликовский П.Г. Справочник любителя астрономии. – М.: Либроком, 2013

  • Школьный астрономический календарь (на текущий учебный год).



Учебно-методическая литература


  • Малахова Г.И., Страут Е.К. Дидактический материал по астрономии. – М.: Просвещение, 2003

  • Методическое пособие к учебнику «Астрономия. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута

  • Кирик Л.А., Бондаренко К.П. Астрономия. Разноуровневые самостоятельные работы с примерами решения задач. – М.: Илекса, 2002

  • Гусев Е.Б. Сборник вопросов и качественных задач по астрономии. – М.: Просвещение, 2002.

  • Страут Е.К. Астрономия: Дидактические материалы для средней общеобразовательной школы. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.



Технические средства обучения


Компьютер, проектор, интерактивная доска, устройство для вывода звуковой информации, принтер, сканер.

Электронные образовательные ресурсы


Материалы сайтов http://www.astro.websib.ru/, http://www.myastronomy.ru, http://class-fizika.narod.ru; демонстрационные таблицы по астрономии в электронном формате (https://sites.google.com/site/astronomlevitan/plakaty), программа Stellarium, презентации, созданные учениками, учителем.

Электронные пособия

Диски:

Астрономия, ч. 1, 2 (видеостудия «Кварт»)

Астрономия. Наша Вселенная (видеостудия «Кварт»)

Астрономия. Звезда по имени Солнце (видеостудия «Кварт»)

National Geographic. Вселенная и космос. От начала до конца, ч.1,2




Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование


1. Телескоп.

2. Спектроскоп.

3. Теллурий.

4. Модель небесной сферы.

5. Звездный глобус.

6. Подвижная карта звездного неба.

7. Глобус Луны.

8. Карта Луны.

9. Карта Венеры.

10. Карта Марса.

11. Набор «Звездный мир»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!