Планируемые результаты освоения учебного предмета
Ученик научится:
- знать смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
- знать смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
- смысл физического закона Хаббла;
- основные этапы освоения космического пространства;
- гипотезы происхождения Солнечной системы;
- основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
- размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
Ученик получит возможность:
- приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
- описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
- характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
- находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
- использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Содержание учебного предмета
Предмет астрономии (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
Основы практической астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь
Строение Солнечной системы (2 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.
Законы движения небесных тел (5 ч)
Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы (3 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.
Тематическое планирование
№ | Название раздела (модуля), темы | Кол-во часов | Количество контрольных , практических работ |
1 | Предмет астрономии | 2 | |
2 | Основы практической астрономии | 5 | |
3 | Строение Солнечной системы | 2 | |
4 | Законы движения небесных тел | 5 | |
5 | Природа тел Солнечной системы. Проверочный тест. | 3,5 | 1 |
| Итого | 17,5 | 1 |
Календарно-тематический план по астрономии
для учащихся 10 класса
(0,5 часа в неделю, 17,5 часов в год)
№ п/п | Дата проведения урока | Тема урока |
по плану | по факту |
Предмет астрономии (2 ч) |
-
| | | Предмет астрономии. |
-
| | | Наблюдения- основа астрономии. |
Основы практической астрономии (5 ч) |
-
| | | Звезды и созвездия |
-
| | | Небесные координаты и звездные карты |
-
| | | Видимое движение звезд на различных географических широтах Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика. |
-
| | | Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны |
-
| | | Время и календарь |
Строение Солнечной системы-2 ч. |
-
| | | Развитие представлений о строении мира. Конфигурация планет. |
-
| | | Синодический период. |
Законы движения небесных тел (5 ч) |
-
| | | Законы движения планет Солнечной системы |
-
| | | Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. |
-
| | | Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. |
-
| | | Движение небесных тел под действием сил тяготения |
-
| | | Движение небесных тел под действием сил тяготения |
Природа тел Солнечной системы (3 ч) |
-
| | | Общие характеристики планет |
-
| | | . Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение |
17,5 | | | Система Земля-Луна. Проверочный тест за курс 10 класса. |