СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по астрономии

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по астрономии 10 класс. Может использоваться в 11. на 1 год обучения. 34 часа.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по астрономии»

Муниципальное образование Тимашевский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

имени Героя Советского Союза Ситника Григория Степановича

муниципального образования Тимашевский район






УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 31 августа 2021 года протокол № 1

Председатель ___________ Т.П. Волошина



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По астрономии


Уровень образования (класс): среднее общее образование (10 класс)


Количество часов: 34


Учитель: Литвиненко Сергей Александрович


Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413) и на основе авторской программы по астрономии для общеобразовательных учреждений под редакцией Е. К. Страут, издательство «Дрофа», год издания 2018, с учетом УМК: Б.А. Воронцов-Вильяминов, Е.К. Страут. Астрономия. М. : Дрофа, 2018


1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

Основные направления воспитательной деятельности:

1. Патриотическое воспитание:

- проявление интереса к истории и современному состоянию российской астрономической науки; ценностное отношение к достижениям российских учёных-астрономов.

2. Гражданское и духовно-нравственное воспитание:

- готовность к активному участию в обсуждении общественно-значимых и этических проблем, связанных с практическим применением достижений астрономии; осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного.

3. Эстетическое воспитание:

- восприятие эстетических качеств астрономической науки: её гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности; осознание социальных норм и правил межличностных отношений в коллективе, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.

4. Ценности научного познания:

- осознание ценности астрономической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры; развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности.

5. Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права у другого человека.

6. Трудовое воспитание:

- активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, требующих в том числе и астрономических знаний.

7. Экологическое воспитание:

- ориентация на применение астрономических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения.

8. Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: физическое, социальное благополучие обучающихся, ощущение детьми психологического комфорта и информационной безопасности; ориентация обучающихся на достижение и реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность.

Метапредметные результаты:

  • находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;

  • анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;

  • на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

  • извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;

  • готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.

Предметные результаты:

  • воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;

  • использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа;

  • воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);

  • объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;

  • объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;

  • применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд;

  • воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;

  • воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);

  • вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;

  • формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;

  • описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;

  • объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;

  • характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы;

  • формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;

  • определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);

  • описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;

  • перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;

  • проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;

  • объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;

  • описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;

  • характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;

  • описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;

  • описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;

  • объяснять сущность астероидно - кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения;

  • определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);

  • характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;

  • описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;

  • объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;

  • описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;

  • вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;

  • называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр - светимость»;

  • сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;

  • объяснять причины изменения светимости переменных звезд;

  • описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;

  • оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;

  • описывать этапы формирования и эволюции звезды;

  • характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр;

  • объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);

  • характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);

  • определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;

  • распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);

  • сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;

  • обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;

  • формулировать закон Хаббла;

  • определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых;

  • оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;

  • интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;

  • классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;

  • интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна;

  • систематизировать знания о методах исследования и со временном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.




2. Содержание учебного предмета, курса

Предмет астрономии (2 ч)

Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структу­ра и масштабы Вселенной. Особенности астрономи­ческих методов исследования. Наземные и косми­ческие телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как ис­точник информации о небесных телах. Практиче­ское применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.  А.  Гагарина. Достижения современной космо­навтики.

Основы практической астрономии (5 ч)

Звезды и созвездия. Видимая звездная ве­личина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Ви­димое движение звезд на различных географиче­ских широтах. Связь видимого расположения объ­ектов на небе и географических координат наблюда­теля. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и ка­лендарь.

Строение Солнечной системы (2 ч)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.

Законы движения небесных тел (5 ч)

Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Природа тел Солнечной системы (7 ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.

Солнце и звезды (6 ч)

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана— Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.

Наша Галактика — Млечный Путь (2 ч)

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).

Строение и эволюция Вселенной (3 ч)

Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А.  А.  Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.


Примерный перечень наблюдений

Наблюдения невооруженным глазом

1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.

2. Движение Луны и смена ее фаз.


Наблюдения в телескоп

1. Рельеф Луны.

2. Фазы Венеры. З.Марс.

4. Юпитер и его спутники.

5. Сатурн, его кольца и спутники.

6. Солнечные пятна (на экране).

7. Двойные звезды.

8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).

9. Большая туманность Ориона.


Примерные темы проектов

1. Лунно-солнечные календари.

2. Обсерватории мира.

3. Полеты АМС к планетам Солнечной системы.

4. «Звездная история» АМС «Венера».

5. «Звездная история» АМС «Вояджер».

6. Влияние Луны на Землю.

7. Сравнительная характеристика рельефа пла­нет земной группы.

8. Научные поиски органической жизни на Мар­се.

9. Научное и практическое значение изучения планет земной группы.

10. Современные исследования планет-гигантов АМС.

11. Метеоры, метеориты, астероиды, кометы.

12. История изучения солнечно-земных связей.

13. Влияние Солнца на Землю.

14. Методы обнаружения и характеристики экзопланет.

15. История открытия и изучения черных дыр.

16. А. А. Фридман и его работы в области космоло­гии.

17. Значение работ Э. Хаббла для современной астрономии.

18. Нобелевские премии по физике за работы в области космологии.


3. Тематическое планирование

Раздел

Кол-во часов

Тема

Кол-во часов

Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ – компетенции, метапредметные понятия

Основные направления воспитательной деятельности

Предмет астрономии

2

Астрономия, ее связь с другими науками.

1

Личностные: обсудить потребности человек познании, как наиболее значимой нtнасыщаемой потребности, понимание различия между мифологическим и научным сознанием.

Метапредметные: формулировать понятие «предмет астрономии»; доказывать самостоятельность и значимость астрономии как науки.

Предметные: объяснять причины возникновения и развития астрономии, приводить приме подтверждающие данные причины; иллюстрировать примерами практическую направленность астрономии; воспроизводить сведения по истории вития астрономии, ее связях с другими науками.

1, 3, 4, 8

Особенности астрономи­ческих методов исследования. Телескопы.

1

Личностные: взаимодействовать в группе сверстников при выполнении самостоятельной работы; организовывать свою познавательную деятельность.

Метапредметные: формулировать выводы особенностях астрономии как науки; приближенно оценивать угловые расстояния на небе; классифицировать телескопы, используя различные основав (конструктивные особенности, вид исследуем» спектра и т. д.); работать с информацией научного содержания.

Предметные: изображать основные круги, :линии и точки небесной сферы (истинный (математический) горизонт, зенит, надир, отвесная линия, азимут, высота); формулировать понятие «небесная сфера»; использовать полученные ранее знания раздела «Оптические явления» для объяснения устройства и принципа работы телескопа.

Основы практической астрономии

5

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты.

1

Личностные: организовывать целенаправлен познавательную деятельность в ходе самостоятельной работы.

Метапредметные: формулировать проблему исследования, извлекать информацию, определенную в явном виде.

Предметные: формулировать понятие «созвездие», определять понятие «видимая звездная величина»; определять разницу освещенностей, создаваемых светилами, по известным значениям звездная величин; использовать звездную карту для поиска созвездий и звезд на небе.

3, 4, 6

Видимое движение звезд на различных географических широтах.

1

Личностные: самостоятельно управлять собственной познавательной деятельностью.

Метапредметные: характеризовать особенности суточного движения звезд на различных географических широтах Земли, аналитически доказывать возможность визуального наблюдения светила на определенной географической широте Земли.

Предметные: формулировать определения терминов и понятий «высота звезды», «кульминация», объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах.


Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика.

1

Личностные: проявлять готовность к принятию истории, культуры и традиций различных народов.

Метапредметные: формулировать выводы о причинах различной продолжительности дня и ночи в зависимости от широты местности; проводить анализ вида звездного неба с использованием подвижной карты, исходя из времени года.

Предметные: воспроизводить определения терминов и понятия «эклиптика», объяснять наблюдаемое движение Солнца в течение года; характеризовать особенности суточного движения Солнца на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли, называть причины изменения продолжительности дня и ночи на различных широтах в течение года.

Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.

1

Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность.

Метапредметные: графически пояснять условия возникновения лунных и солнечных затмений.

Предметные: формулировать понятия и определения «синодический период», «сидерический период»; объяснять наблюдаемое движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца; описывать порядок смены лунных фаз.

Время и календарь.

1

Личностные: проявлять толерантное и уважительное отношение к истории, культуре и традициям других народов.

Метапредметные: анализировать понятие «время», пояснять смысл понятия «время» для определенного контекста.

Предметные: формулировать определения терминов и понятий «местное время», «поясное время», «зимнее время» и «летнее время»; пояснять причины введения часовых поясов; анализировать взаимосвязь точного времени и географической долготы; объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля

Строение солнечной системы


7

Развитие представлений о строении мира. Системы мира.

1

Личностные: высказывать убежденность в возможности познания системы мира.

Метапредметные: устанавливать причинно-следственные связи смены представлений о строении мира; характеризовать вклад ученых в становление астрономической картины мира.

Предметные: воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира, объяснять петлеобразное движение планет с использованием эпициклов и дифферентов.

1, 2, 3, 4, 6

Конфигурации планет. Синодический и сидерический периоды обращения планет.

1

Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность.

Метапредметные: представлять информацию о взаимном расположении планет в различных видах (в виде текста, рисунка, таблицы), делать выводы об условиях наблюдаемости планеты в зависимости от внешних условий расположения Солнца и Земли.

Предметные: воспроизводить определения терминов и понятий «конфигурация планет», «синодический и сидерический периоды обращения планет».

Законы Кеплера.

1

Личностные-, целенаправленно организовывать собственную познавательную деятельность.

Метапредметные: анализировать информацию, полученную из текста научного содержания; объяснять суть эмпирического способа определения формы траектории небесных тел (на примере Марса).

Предметные: воспроизводить определения терминов и понятий «эллипс», «афелий», «перигелий», «большая и малая полуось эллипса», «астрономическая единица»; формулировать законы Кеплера.

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс.

1

Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность; высказывать убежденность в единстве методов изучения параметров Земли и других планет.

Метапредметные: анализировать информацию, полученную из текста научного содержания; объяснять суть эмпирического способа определения размеров Земли.

Предметные: формулировать определения терминов и понятий «горизонтальный параллакс», «угловые размеры объекта»; пояснять сущность метода определения расстояний по параллаксам светил, радиолокационного метода и метода лазерной локации; вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию.

Движение небесных тел под действием сил тяготения.

1

Личностные: выражать отношение к интеллектуально-эстетической красоте и гармоничности законов небесной механики.

Метапредметные: аналитически доказывать справедливость законов Кеплера на основе закона всемирного тяготения; делать вывод о взаимодополняемости результатов применения эмпирического и теоретического методов научного исследования.

Предметные: определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера; описывать движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы.

Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов.

1

Личностные: выражать личностное отношение к достижениям СССР и России в области космических исследований, выражать собственную позицию относительно значимости дальнейших научных космических исследований, запуска искусственных спутников планет; доказывать собственное мнение, характеризующее экологические проблемы запуска искусственных аппаратов на околоземную орбиту и в межпланетное пространство.

Метапредметные: анализировать возможные траектории движения космических аппаратов, доказывать собственную позицию, характеризующую перспективы межпланетных перелетов.

Предметные: характеризовать особенности движения (время старта, траектории полета) и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы; описывать маневры, необходимые для посадки на поверхность планеты или выхода на орбиту вокруг нее.

К. р. по темам «Строение солнечной системы» и «Законы движения небесных тел».

1

Личностные: контролировать собственную познавательную деятельность.

Метапредметные: извлекать и анализировать информацию астрономического содержания с использованием «Школьного астрономического календаря».

Предметные: определять возможность наблюдения планет на заданную дату; располагать планеты на орбитах в принятом масштабе.

Природа тел Солнечной системы

7

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

1

Личностные: отстаивать собственную точку зрения о Солнечной системе как комплексе тел общего происхождения.

Метапредметные: сравнивать положения различных теорий происхождения Солнечной системы; доказывать научную обоснованность теории происхождения Солнечной системы, использовать методологические знания о структуре и способах подтверждения и опровержения научных теорий.

Предметные: формулировать основные положения гипотезы о формировании тел Солнечной системы, анализировать основные положения современных представлений о происхождении тел Солнечной системы, использовать положения современной теории происхождения тел Солнечной системы.

4, 5, 7

Земля и Луна - двойная планета.

1

Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность, высказывать убежденность в возможности познания окружающего мира, единстве методов изучения характеристик Земли и других планет.

Метапредметные: приводить доказательства рассмотрения Земли и Луны как двойной планеты.

Предметные: характеризовать природу Земли; перечислять основные физические условия на поверхности Луны; объяснять различия двух типов лунной поверхности (морей и материков); объяснять процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа; характеризовать внутреннее строение Луны, химический состав лунных пород.

Исследования Луны космическими аппаратами.

1

Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность, высказывать убежденность в возможности познания окружающего мира, единстве методов изучения характеристик Земли и других планет.

Метапредметные: обосновывать собственное мнение относительно перспектив освоения Луны.

Предметные: перечислять результаты исследований, проведенных автоматическими аппаратами и астронавтами.

Планеты земной группы.

1

Личностные: проявлять готовность к самообразованию, ответственное отношение к учению, организовывать самостоятельную познавательную деятельность.

Me та предметные: использовать информацию научного содержания, представленную в различных видах (таблицы, текст), для анализа и сравнения характеристик планет Солнечной системы, классификации объектов.

Предметные: перечислять основные характеристики планет, основания для их разделения на группы, характеризовать планеты земной группы и планеты-гиганты, объяснять причины их сходства и различия

Планеты-гиганты, их спутники и кольца.

1

Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность; выступать с презентацией результатов своей работы; принимать участие в общем обсуждении результатов выполнения работы.

Метапредметные: использовать основы теории формирования Солнечной системы для объяснения особенностей планет-гигантов; работать с текстами научного содержания, выделять главную мысль, обобщать информацию, представленную в неявном виде, характеризующую планеты-гиганты, использовать законы физики для описания природы планет-гигантов; сравнивать природу спутников планет-гигантов и Луны.

Предметные: указывать параметры сходства внутреннего строения и химического состава планет-гигантов; описывать характеристики каждой из планет-гигантов; характеризовать источники энергии в недрах планет; описывать особенности облачного покрова и атмосферной циркуляции; анализировать особенности природы спутников планет-гигантов; формулировать понятие «планета»; характеризовать строение и состав колец планет-гигантов.

Малые тела Солнечной системы.

1

Личностные: выдвигать предложения о способах защиты от космических объектов, сближающихся с Землей, и защищать свою точку зрения; проявлять уважительное отношение к мнению оппонента; высказывать личностное отношение к четкости и высокой научной грамотности деятельности К. Томбо.

Метапредметны аргументированно пояснять причины астероидно-кометной опасности; описывать возможные последствия столкновения Земли и других малых тел Солнечной системы при пересечении орбит.

Предметные: определять понятие «планета», «малая планета», «астероид», «комета»; характеризовать малые тела Солнечной системы; описывать внешний вид и строение астероидов и комет; объяснять процессы, происходящие в комете, при изменении ее расстояния от Солнца; анализировать орбиты комет.

Метеоры, болиды, метеориты. Астероидная опасность.

1

Личностные: проявлять уважительное отношение к мнению оппонентов; проявлять устойчивый интерес к самостоятельной познавательной деятельности.

Метапредметные; анализировать и отличать наблюдаемые явления прохождения Земли сквозь метеорные потоки.

Предметные: определять понятия «метеор», «метеорит», «болид»; описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов.

Солнце и звезды

6

Состав и строение Солнца.

1

Личностные: высказывать мнение относительно достоверности косвенных методов получения информации о строении и составе Солнца; участвовать в обсуждении полученных результатов аналитических выводов; проявлять заинтересованность в самостоятельном проведении наблюдения Солнца.

Метапредметные: использовать физические законы и закономерности для объяснения явлений и процессов, наблюдаемых на Солнце; формулировать логически обоснованные выводы относительно полученных аналитических закономерностей для светимости Солнца, температуры его недр и атмосферы.

Предметные: объяснять физическую сущность источников энергии Солнца и звезд; описывать процессы термоядерных реакций протон-протонного цикла; объяснять процесс переноса энергии внутри Солнца; описывать строение солнечной атмосферы; пояснять грануляцию на поверхности Солнца; характеризовать свойства солнечной короны; раскрывать способы обнаружения потока солнечных нейтрино; обосновывать значение открытия солнечных нейтрино для физики и астрофизики.

1, 3, 4, 5, 7

Атмосфера Солнца. Солнечная активность.

1

Личностные: участвовать в диалоге, высказывать и отстаивать собственную точку зрения; проявлять уважительное отношение к мнению сверстников; самостоятельно организовывать собственную познавательную деятельность.

Метапредметные: описывать причинно-следственные связи проявлений солнечной активности и состояния магнитосферы Земли; использовать знание физических законов и закономерностей в плазме для описания образования пятен, протуберанцев и других проявлений солнечной активности.

Предметные: перечислять примеры проявления солнечной активности (солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы массы); характеризовать потоки солнечной плазмы; описывать особенности последствий влияния солнечной активности на магнитосферу Земли в виде магнитных бурь, полярных сияний; их влияние на радиосвязь, сбои в линиях электропередачи; называть период изменения солнечной активности.

Физико-химические характеристики звезд. Расстояния до звезд.

1

Личностные: организовывать собственную познавательную деятельность; взаимодействовать в группе сверстников при выполнении самостоятельной работы; формулировать высказывания относительно возможности познания окружающего мира косвенными методами.

Метапредметные: обоснованно доказывать многообразие мира звезд; формулировать выводы об особенностях методов определения физических характеристик звезд, классифицировать небесные тела; работать с информацией научного содержания.

Предметные: характеризовать звезды как природный термоядерный реактор.

Светимость и температура различных классов звезд.

1

Личностные: организовывать собственную познавательную деятельность; взаимодействовать в группе сверстников при выполнении самостоятельной работы; формулировать высказывания относительно возможности познания окружающего мира косвенными методами.

Метапредметные: анализировать основные группы диаграммы «спектр — светимость»; классифицировать небесные тела; работать с информацией научного содержания.

Предметные: определять понятие «светимость звезды»; перечислять спектральные классы звезд; объяснять содержание диаграммы «спектр — светимость».

Массы и размеры звезд. Двойные звезды. Модели звезд.

1

Личностные: организовывать собственную познавательную деятельность; взаимодействовать в группе сверстников при выполнении самостоятельной работы; формулировать высказывания относительно возможности познания окружающего мира косвенными методами.

Метапредметные: обоснованно доказывать многообразие мира звезд; классифицировать небесные тела; работать с информацией научного содержания.

Предметные: давать определения понятий «звезда», «двойные звезды», «кратные звезды».

Переменные и нестационарные звезды. Эволюция звезд.

1

Личностные: работать с различными источниками информации, проявлять готовность к самостоятельной познавательной деятельности.

Метапредметные: использовать знания по физике для объяснения природы пульсации цефеид; делать выводы о значении переменных и нестационарных звезд для развития научных знаний; оценивать время свечения звезды по известной массе запасов водорода.

Предметные: характеризовать цефеиды как природные автоколебательные системы; объяснять зависимость «период — светимость»; давать определение понятия «затменно-двойная звезда»; характеризовать явления в тесных системах двойных звезд — вспышки новых; объяснять зависимость скорости и продолжительности эволюции звезд от их массы рассматривать вспышки сверхновой как этап эволюции звезды; объяснять варианты конечных стадий жизни звезд (белые карлики, нейтронные звезды, пульсары, черные дыры); описывать природу объектов на конечной стадии эволюции звезд.

Строение и эволюция Вселенной

5

Наша галактика. Ее размеры и структура.

1

Личностные: управлять собственной познавательной деятельностью; проявлять готовность к самообразованию; высказывать убежденность в возможности познания окружающей действительности.

Метапредметные: выдвигать и сравнивать гипотезы относительно природы скрытой массы.

Предметные: описывать строение и структуру Галактики; перечислять объекты плоской и сферической подсистем; оценивать размеры Галактики; пояснять движение и расположение Солнца в Галактике; характеризовать ядро и спиральные рукава Галактик; характеризовать процесс вращения Галактики; пояснять сущность проблемы скрытой массы.

1, 3, 4

Вращение галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя)

1

Личностные: проявлять навыки самообразования, информационной культуры, включая самостоятельную работу с книгой; высказывать убежденность в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации.

Метапредметные: объяснять различные механизмы радиоизлучения на основе знаний по физике; классифицировать объекты межзвездной среды; анализировать характеристики светлых туманностей.

Разнообразие мира галактик. «Красное смещение» и закон Хаббла

1

Личностные: высказывать убежденность в возможности познания законов развития галактик; участвовать в обсуждении, проявлять уважение к мнению оппонентов.

Метапредметные: классифицировать галактики по основанию внешнего строения; анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения; извлекать информацию из различных источников и преобразовывать информацию из одного вида в другой (из графического в текстовый); оценивать границы применимости закона Хаббла и степень точности получаемых с его помощью результатов.

Предметные: характеризовать спиральные, эллиптические и неправильные галактики; называть их отличительные особенности, размеры, массу, количество звезд; пояснять наличие сверхмассивных черных дыр в ядрах галактик; определять понятия «квазар», «радиогалактика»; характеризовать взаимодействующие галактики; сравнивать понятия «скопления» и «сверхскопления галактик»; пояснять понятие «красное смещение» в спектрах галактик, используя для объяснения эффект Доплера, и его значение для подтверждения нестационарности Вселенной; характеризовать процесс однородного и изотропного расширения Вселенной; формулировать закон Хаббла.

Эволюция Вселенной. Основы современной космологии.

1

Личностные: высказывать собственную позицию относительно возможности характеристики стационарности Вселенной; участвовать в обсуждении, уважая позицию оппонентов.

Метапредметные; сравнивать различные позиции относительно процесса расширения Вселенной; сопоставлять информацию из различных источников.

Предметные: формулировать основные постулаты общей теории относительности; определять характеристики стационарной Вселенной А. Эйнштейна; описывать основы для вывода А. А. Фридмана о нестационарности Вселенной.

К. р. по темам: «Природа тел Солнечной системы», «Солнце и звезды»

1

Личностные: управлять собственной познавательной деятельностью; проявлять ответственное отношение к познавательной деятельности, навыки работы с информационными источниками.

Метапредметные: формулировать выводы относительно космических тел, опираясь на законы и закономерности астрономии.

Предметные: решать задачи, используя знания по темам «Строение Солнечной системы», «Природа тел Солнечной системы», «Солнце и звезды».

Жизнь и разум во Вселенной

2

Проблема существования жизни вне Земли

1

Личностные', участвовать в дискуссии по проблеме существования внеземной жизни во Вселенной; формулировать собственное мнение относительно проблемы существования жизни вне Земли; аргументировать собственную позицию относительно значимости поиска разума во Вселенной; доказывать собственную позицию относительно возможностей космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями; проявлять готовность к принятию иной точки зрения, уважительно относиться к мнению оппонентов в ходе обсуждения спорных проблем относительно поиска жизни во Вселенной.

Метапредметные: характеризовать средства современной науки в целом и ее различных областей (астрономии, химии, физики, биологии, географии), позволяющие осуществлять поиск жизни на других планетах Солнечной системы и экзопланетах; использовать знания из области химии для объяснения особенностей сложных органических соединений.

Предметные: использовать знания о методах исследования в астрономии; характеризовать современное состояние проблемы существования жизни во Вселенной, условия, необходимые для развития жизни.

4, 7, 8

Планетные системы у других звезд

1

Личностные', участвовать в дискуссии по проблеме существования внеземной жизни во Вселенной; формулировать собственное мнение относительно проблемы существования жизни вне Земли; аргументировать собственную позицию относительно значимости поиска разума во Вселенной; доказывать собственную позицию относительно возможностей космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями; проявлять готовность к принятию иной точки зрения, уважительно относиться к мнению оппонентов в ходе обсуждения спорных проблем относительно поиска жизни во Вселенной.

Метапредметные: характеризовать средства современной науки в целом и ее различных областей (астрономии, химии, физики, биологии, географии), позволяющие осуществлять поиск жизни на других планетах Солнечной системы и экзопланетах; использовать знания из области химии для объяснения особенностей сложных органических соединений.

Предметные: использовать знания о методах исследования в астрономии; характеризовать современное состояние проблемы существования жизни во Вселенной, условия, необходимые для развития жизни.

ИТОГО

34








СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания

методического объединения

учителей точных наук

МБОУ СОШ №3

от 30 августа 2021 года № 1

___________ Н.В. Волкова



СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

___________ Т.В. Пронина


30 августа 2021 года