СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по астрономии

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по астрономии»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЗИМИНСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»














РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.08 АСТРОНОМИЯ

образовательной программы по профессии среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих, служащих

15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)








Квалификации:

Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом

Газосварщик

Форма обучения очная

Срок освоения ОП СПО ПКРС 2 года 10 месяцев на базе основного общего образования

Профиль получаемого профессионального образования технический
















Зима, 2022




Разработчик:

Сергеева Светлана Владимировна, преподаватель физики и астрономии ГБПОУ ИО «Зиминский железнодорожный техникум»

























Согласовано:

Руководитель методической комиссии преподавателей

общеобразовательных дисциплин

______________________(Сивухина Т.С.)

Протокол № _____от «___»________20____г.


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АСТРОНОМИЯ»

 

1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО:

Общеобразовательная дисциплина «Астрономия» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки).

                                              (профессии/специальности)

1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:

 

1.2.1. Цели дисциплины

Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Астрономия» направлено на достижение следующих целей:

1) сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;

2) понимание физических процессов, происходящих на звездах, в звездных системах, в межгалактической среде;

3) владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;

4) сформированность представлений о методах получения научных астрономических знаний; владение приемами проведения астрономических наблюдений невооруженным глазом, с помощью оптического телескопа;

5) сформированность умения решать астрономические задачи;

6) сформированность представлений о значении астрономии в деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;

7)  осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.

В рамках программы общеобразовательной дисциплины обучающимися осваиваются следующие предметные результаты:

Коды результатов

Результаты освоения дисциплины

РД 1.

Определять влияние наблюдаемых процессов и явлений Солнечной системы и Вселенной на Землю

РД 1.1.

Определять влияние движения планет и малых тел Солнечной системы на Землю

РД.1.2.

Определять влияние Солнца и звезд, естественного спутника Луны на Землю

РД 1.3.

Характеризовать физические процессы, происходящие на звездах, в звездных системах, в межгалактической среде

РД 2.

Характеризовать влияние космических технологий на практическую деятельность человека

РД 2.1.

Описывать роль отечественной и зарубежной науки в освоении и использовании космического пространства

РД 2.2.

Определять влияние космических технологий на практическую деятельность человека и дальнейшее научно-техническое развитие


 

 

Логика формулирования результатов обучения по астрономии отражает этапность формирования результатов обучения: от представлений к способам деятельности. Одновременно с этим, в логике компетентностного подхода определение целей дисциплины должно быть ориентировано на компетенции, определенные во ФГОС СПО, и формируемые при освоении обучающимися предметного содержания.

 

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК (ОК указываются из нового макета ФГОС СПО 2022года по профессии/специальности)

Код и наименование формируемых компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины


Общие 

Дисциплинарные1 

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения,

определенных руководителем

Уметь:

- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;

- анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;

- определять этапы решения задачи;

- выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

- составлять план действия;

- определять необходимые ресурсы;

- владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах;

- реализовывать составленный план;

- оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

Уметь: 

  • описывать историческую роль отечественной науки в процессе освоения космоса;

  • объяснять значение современных астрономических открытий и технологий

 


Знать:

- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;

- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

- алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях;

- методы работы в профессиональной и смежных сферах;

- структуру плана для решения задач;

- порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

Знать:

  • горизонтальные и экваториальные координаты небесных светил по карте Звездного неба (Солнца, Луны и звезд и т.д.) из условий их видимости и особенностей движения Солнца на различных широтах, в т.ч. с применением специализированного программного обеспечения;

  • роль космических станций в научных исследованиях

 

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.


ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения

профессиональных задач.


Уметь:

- определять задачи для поиска информации;

- определять необходимые источники информации;

- планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию;

- выделять наиболее значимое в перечне информации;

оценивать практическую значимость результатов поиска;

- оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач;

- использовать современное программное обеспечение;

использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач

Уметь:

  • описывать особенности строения Солнечной системы и Вселенной, используя основополагающие астрономические понятия, теории, законы;

  • формулировать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;

  • сравнивать эволюционные изменения, строения планет и малых тел Солнечной системы;

  • описывать наблюдаемые явления, происходящие во Вселенной;

  • определять возраст Вселенной, расстояние до галактики и звездных скоплений на основе закона Хаббла и диаграммы Герцшпрунга — Рассела;

  • устанавливать взаимосвязь между законами Кеплера и движением планет и малых тел в Солнечной системе


Знать:

- номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;

- приемы структурирования информации;

- формат оформления результатов поиска информации, - современные средства и устройства информатизации;

- порядок их применения и программное обеспечение в - профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств

Знать:

  • виды звездного неба в течение суток, года (экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, и вид звездного неба);

  • смысл понятий космологии, Вселенной, модели Вселенной, Большого взрыва, реликтового излучения, светимости;

  • основные параметры Галактик и звездных скоплений (размеры, состав, тип и структуру);

  • основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения - Большого взрыва

 

 

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.


Уметь:

- организовывать работу коллектива и команды;

- взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности

Уметь:

описывать роль науки в становлении и развитии гелиоцентрической системы мира


Знать:

- психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности;

- основы проектной деятельности

Знать:

космические комплексы связи для развития информационно-телекоммуникационных систем


 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы дисциплины

36

в т.ч.

 

Основное содержание

 

в т. ч.:

теоретическое обучение

29

практические занятия

6

профессионально-ориентированное занятие

4

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 













 

2.2. Тематический план и содержание дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

Объем часов

Формируемые компетенции

1

2

3

4

Раздел 1. Солнечная система


 19

ОК 01

ОК 02


Тема 1.1. Наблюдаемые явления и процессы в Солнечной системе

Содержание учебного материала:

4

Теоретические занятия

2

1.Объект, предмет и методы исследования Астрономии, ее связь с другими науками. Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил

1

2. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь

1

Практические занятия

2

Практическая работа “Основные элементы небесной сферы. Небесные координаты”

1

**Практическая работа “Влияние движение Луны на работу сварщика”

1

Тема 1.2. Небесная механика тел Солнечной системы

Содержание учебного материала:

6

ОК 01

ОК 02

 

Теоретические занятия

4

1. Развитие представлений о строении мира: от геоцентрической к гелиоцентрической системе мира

1

2. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе

1

3. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс

2

Практические занятия

2

Практическая работа "Особенности движения Солнца на различных широтах"

2

Тема 1.3. Строение Солнечной системы

Содержание учебного материала:

9

ОК 01

ОК 02

Теоретические занятия

6

1. Планеты Солнечной системы

2

2. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Влияние движения астероидов и комет на Землю

2

3. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета

2

Практические занятия

2

**Практическая работа "Физические условия для сварки деталей на поверхности планет земной группы. Сравнительная характеристика планет по работе со сварочными изделиями"

2

 

Контрольная работа "Солнечная система"

1

Раздел 2. Строение и эволюция Вселенной


8 

ОК 01

ОК 02


Тема 2.1

Солнце, звезды и звездные скопления

Содержание учебного материала:

4

Теоретические занятия

4

1. Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю

1

2. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр-светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд

1

3. Термоядерный синтез. Эволюция звезд. Образование планетных систем. Солнечная система. Галактики

1

3. Наша Галактика. Ее размеры и структура. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Квазары

1

Тема 2.2.

Изучение Вселенной

Содержание учебного материала:

4

ОК 01

ОК 02

Теоретические занятия

3

1. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Всеволновая астрономия

1

2. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. Расширяющаяся Вселенная. Возможные сценарии эволюции Вселенной

2

Контрольная работа "Строение и эволюция Вселенной"

1

Раздел 3. Космические технологии в деятельности человека


8

ОК 01

ОК 02

ОК 04

Тема 3.1. Освоение и использование космического пространства

Содержание учебного материала:

2

Теоретические занятия

2

1. **Сварка в космосе. История развития и первые достижения и эксперименты сварочного производства

1

2. Современные астрономические открытия и технологии. Исследование объектов Солнечной системы. Освоение космического пространства. Радиотелескоп и его принцип действия

1

Тема 3.2 Космические технологии в научно-техническом развитии

Содержание учебного материала:

6

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Теоретические занятия

6

1. Цифровые технологии для изучения небесных тел. Комплексы наземных, орбитальных телескопов и обсерваторий для исследования земной атмосферы, космического излучения в различных спектрах и его влияния на Землю

2

2. Космические комплексы связи, ИСЗ для мониторинга объектов строительства, состояния водохранилищ, нефтегазовой отрасли, агропромышленного и энергетического комплекса, решения задач метеорологии и геофизики

2

3. Системы космического мониторинга участков земной поверхности повышенного экологического риска. Космические станции для пребывания людей на околоземной орбите. Спутниковые системы контроля движения космических аппаратов

2

Выполнение проектного задания: «Международная космическая станция - МКС» / «Гелиоцентрическая система мира» / «Достижения отечественной космонавтики» / «Исследование Солнечной системы и дальнего космоса»

 

Промежуточная аттестация по дисциплине (дифференцированный зачет)

1

ОК 01; ОК 02

ОК 04; ОК 07

ИТОГО

36


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет оснащенный оборудованием: подвижная карта звездного неба, теллурий, модель небесной сферы, астропланетарий, глобус, модель небесной сферы, телескоп, техническими средствами обучения: компьютер с устройствами воспроизведения звука, принтер, мультимедиа-проектор с экраном, указка-презентер для презентаций, наглядными пособиями: комплекты учебных таблиц, плакатов «Карта звёздного неба».

 

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.

 

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

 

3.2.1. Основные печатные издания

 

1. Логвиненко О.В. Астрономия: учебник для студенческих учреждений среднего профессионального образования / О.В. Логвиненко. – 2-е изд., перераб. И доп. - Москва: КНОРУС, 2020. – 264 с.

 

3.2.3. Дополнительные источники

 

1. Засов А. В. Астрономия. 10–11 классы. Методическое пособие для учителя / А. В. Засов, В. Г. Сурдин. – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020.

2. Страут Е. К. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» / Е. К. Страут. – Москва: Дрофа, 2020. –29 с.

3. Страут, Е. К. Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. – Москва: Дрофа, 2020. – 11 с.

4. Stellarium: сайт / Stellarium AstronomySoftware. – URL: https://stellarium.org/ru/ (дата обращения: 15.06.2022). – Текст: электронный.

5. Воронцов-Вельяминов, Б. А. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. – 5-е изд., пересмотр. – Москва: Дрофа, 2021. – 238 с.

6. Засов, А. В. Астрономия. 10–11 классы: учебник / А. В. Засов, В. Г. Сурдин. – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. – 303 с.

7. Чаругин, В. М. Астрономия. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / В. М. Чаругин. – 2-е изд., испр. – Москва: Просвещение, 2021. – 144 с.

 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.

Общая/профессиональная компетенция

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятий

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения,

определенных руководителем

Раздел 1. Тема 1.1.

 

- составление ментальной карты / глоссария; опрос;

- составление таблицы / ментальной карты / иллюстраций / каталога; опрос;

- решение кейсов (ситуационных заданий);

- практическая работа.

Раздел 1. Тема 1.2.

- практическая работа;

- решение разноуровневых задач;

- составление структурной схемы;

- тестирование.

Раздел 1. Тема 1.3.

- составление структурной схемы / опорного конспекта / ментальной карты; опрос;

- практическая работа;

- решение кейсов (ситуационных заданий) / дискуссия.

Раздел 2. Тема 2.1.

 

 

- устный опрос;

- составление структурной схемы / рисунка;

- тестирование;

- решение задач.

Раздел 2. Тема 2.2.

- устный опрос;

- заполнение таблицы;

- решение задач.

Раздел 3. Тема 3.1.

- составление хронологической таблицы.

Раздел 3. Тема 3.2.

- защита промежуточных результатов выполнения проектного задания.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.


ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения

профессиональных задач.


Раздел 1. Тема 1.1.

 

- составление ментальной карты / глоссария; опрос;

- составление таблицы / ментальной карты / иллюстраций / каталога; опрос;

- решение кейсов (ситуационных заданий);

- практическая работа.

Раздел 1. Тема 1.2.

- практическая работа;

- решение разноуровневых задач;

- составление структурной схемы;

- тестирование.

Раздел 1. Тема 1.3.

- составление структурной схемы / опорного конспекта / ментальной карты; опрос;

- практическая работа;

- решение кейсов (ситуационных заданий) / дискуссия.

Раздел 2. Тема 2.1.

 

 

- устный опрос;

- составление структурной схемы / рисунка;

- тестирование;

- решение задач.

Раздел 2. Тема 2.2.

- устный опрос;

- заполнение таблицы;

- решение задач.

Раздел 3. Тема 3.1.

- составление хронологической таблицы.

Раздел 3. Тема 3.2.

- защита промежуточных результатов выполнения проектного задания.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.


Раздел 3. Тема 3.1.

- составление хронологической таблицы.

Раздел 3. Тема 3.2.

- защита промежуточных результатов выполнения проектного задания.

Раздел 3. Тема 3.2.

- защита промежуточных результатов выполнения проектного задания.



 



1 Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО (в последней редакции от 17.05.2012)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!