ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЗИМИНСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.08 АСТРОНОМИЯ
образовательной программы по профессии среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих, служащих
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
| Квалификации: Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом Газосварщик Форма обучения очная Срок освоения ОП СПО ПКРС 2 года 10 месяцев на базе основного общего образования Профиль получаемого профессионального образования технический |
| |
Зима, 2022
Разработчик:
Сергеева Светлана Владимировна, преподаватель физики и астрономии ГБПОУ ИО «Зиминский железнодорожный техникум»
Согласовано:
Руководитель методической комиссии преподавателей
общеобразовательных дисциплин
______________________(Сивухина Т.С.)
Протокол № _____от «___»________20____г.
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 8 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 14 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АСТРОНОМИЯ»
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО:
Общеобразовательная дисциплина «Астрономия» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки).
(профессии/специальности)
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цели дисциплины
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Астрономия» направлено на достижение следующих целей:
1) сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
2) понимание физических процессов, происходящих на звездах, в звездных системах, в межгалактической среде;
3) владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
4) сформированность представлений о методах получения научных астрономических знаний; владение приемами проведения астрономических наблюдений невооруженным глазом, с помощью оптического телескопа;
5) сформированность умения решать астрономические задачи;
6) сформированность представлений о значении астрономии в деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
7) осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.
В рамках программы общеобразовательной дисциплины обучающимися осваиваются следующие предметные результаты:
Коды результатов | Результаты освоения дисциплины |
РД 1. | Определять влияние наблюдаемых процессов и явлений Солнечной системы и Вселенной на Землю |
РД 1.1. | Определять влияние движения планет и малых тел Солнечной системы на Землю |
РД.1.2. | Определять влияние Солнца и звезд, естественного спутника Луны на Землю |
РД 1.3. | Характеризовать физические процессы, происходящие на звездах, в звездных системах, в межгалактической среде |
РД 2. | Характеризовать влияние космических технологий на практическую деятельность человека |
РД 2.1. | Описывать роль отечественной и зарубежной науки в освоении и использовании космического пространства |
РД 2.2. | Определять влияние космических технологий на практическую деятельность человека и дальнейшее научно-техническое развитие |
Логика формулирования результатов обучения по астрономии отражает этапность формирования результатов обучения: от представлений к способам деятельности. Одновременно с этим, в логике компетентностного подхода определение целей дисциплины должно быть ориентировано на компетенции, определенные во ФГОС СПО, и формируемые при освоении обучающимися предметного содержания.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК (ОК указываются из нового макета ФГОС СПО 2022года по профессии/специальности)
Код и наименование формируемых компетенций | Планируемые результаты освоения дисциплины |
| Общие | Дисциплинарные1 |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем | Уметь: - распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; - анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; - определять этапы решения задачи; - выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; - составлять план действия; - определять необходимые ресурсы; - владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; - реализовывать составленный план; - оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) | Уметь: описывать историческую роль отечественной науки в процессе освоения космоса; объяснять значение современных астрономических открытий и технологий |
| Знать: - актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; - основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; - алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; - методы работы в профессиональной и смежных сферах; - структуру плана для решения задач; - порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности | Знать: горизонтальные и экваториальные координаты небесных светил по карте Звездного неба (Солнца, Луны и звезд и т.д.) из условий их видимости и особенностей движения Солнца на различных широтах, в т.ч. с применением специализированного программного обеспечения; роль космических станций в научных исследованиях |
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | Уметь: - определять задачи для поиска информации; - определять необходимые источники информации; - планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; - выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; - оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; - использовать современное программное обеспечение; использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач | Уметь: описывать особенности строения Солнечной системы и Вселенной, используя основополагающие астрономические понятия, теории, законы; формулировать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака; сравнивать эволюционные изменения, строения планет и малых тел Солнечной системы; описывать наблюдаемые явления, происходящие во Вселенной; определять возраст Вселенной, расстояние до галактики и звездных скоплений на основе закона Хаббла и диаграммы Герцшпрунга — Рассела; устанавливать взаимосвязь между законами Кеплера и движением планет и малых тел в Солнечной системе |
| Знать: - номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; - приемы структурирования информации; - формат оформления результатов поиска информации, - современные средства и устройства информатизации; - порядок их применения и программное обеспечение в - профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств | Знать: виды звездного неба в течение суток, года (экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, и вид звездного неба); смысл понятий космологии, Вселенной, модели Вселенной, Большого взрыва, реликтового излучения, светимости; основные параметры Галактик и звездных скоплений (размеры, состав, тип и структуру); основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения - Большого взрыва |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | Уметь: - организовывать работу коллектива и команды; - взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности | Уметь: описывать роль науки в становлении и развитии гелиоцентрической системы мира |
| Знать: - психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; - основы проектной деятельности | Знать: космические комплексы связи для развития информационно-телекоммуникационных систем |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы дисциплины | 36 |
в т.ч. | |
Основное содержание | |
в т. ч.: |
теоретическое обучение | 29 |
практические занятия | 6 |
профессионально-ориентированное занятие | 4 |
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) | 1 |
2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) | Объем часов | Формируемые компетенции |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Солнечная система | | 19 | ОК 01 ОК 02 |
Тема 1.1. Наблюдаемые явления и процессы в Солнечной системе | Содержание учебного материала: | 4 |
Теоретические занятия | 2 |
1.Объект, предмет и методы исследования Астрономии, ее связь с другими науками. Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил | 1 |
2. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь | 1 |
Практические занятия | 2 |
Практическая работа “Основные элементы небесной сферы. Небесные координаты” | 1 |
**Практическая работа “Влияние движение Луны на работу сварщика” | 1 |
Тема 1.2. Небесная механика тел Солнечной системы | Содержание учебного материала: | 6 | ОК 01 ОК 02 |
Теоретические занятия | 4 |
1. Развитие представлений о строении мира: от геоцентрической к гелиоцентрической системе мира | 1 |
2. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе | 1 |
3. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс | 2 |
Практические занятия | 2 |
Практическая работа "Особенности движения Солнца на различных широтах" | 2 |
Тема 1.3. Строение Солнечной системы | Содержание учебного материала: | 9 | ОК 01 ОК 02 |
Теоретические занятия | 6 |
1. Планеты Солнечной системы | 2 |
2. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Влияние движения астероидов и комет на Землю | 2 |
3. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета | 2 |
Практические занятия | 2 |
**Практическая работа "Физические условия для сварки деталей на поверхности планет земной группы. Сравнительная характеристика планет по работе со сварочными изделиями" | 2 |
Контрольная работа "Солнечная система" | 1 |
Раздел 2. Строение и эволюция Вселенной | | 8 | ОК 01 ОК 02 |
Тема 2.1 Солнце, звезды и звездные скопления | Содержание учебного материала: | 4 |
Теоретические занятия | 4 |
1. Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю | 1 |
2. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр-светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд | 1 |
3. Термоядерный синтез. Эволюция звезд. Образование планетных систем. Солнечная система. Галактики | 1 |
3. Наша Галактика. Ее размеры и структура. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Квазары | 1 |
Тема 2.2. Изучение Вселенной | Содержание учебного материала: | 4 | ОК 01 ОК 02 |
Теоретические занятия | 3 |
1. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Всеволновая астрономия | 1 |
2. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. Расширяющаяся Вселенная. Возможные сценарии эволюции Вселенной | 2 |
Контрольная работа "Строение и эволюция Вселенной" | 1 |
Раздел 3. Космические технологии в деятельности человека | | 8 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 |
Тема 3.1. Освоение и использование космического пространства | Содержание учебного материала: | 2 |
Теоретические занятия | 2 |
1. **Сварка в космосе. История развития и первые достижения и эксперименты сварочного производства | 1 |
2. Современные астрономические открытия и технологии. Исследование объектов Солнечной системы. Освоение космического пространства. Радиотелескоп и его принцип действия | 1 |
Тема 3.2 Космические технологии в научно-техническом развитии | Содержание учебного материала: | 6 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 |
Теоретические занятия | 6 |
1. Цифровые технологии для изучения небесных тел. Комплексы наземных, орбитальных телескопов и обсерваторий для исследования земной атмосферы, космического излучения в различных спектрах и его влияния на Землю | 2 |
2. Космические комплексы связи, ИСЗ для мониторинга объектов строительства, состояния водохранилищ, нефтегазовой отрасли, агропромышленного и энергетического комплекса, решения задач метеорологии и геофизики | 2 |
3. Системы космического мониторинга участков земной поверхности повышенного экологического риска. Космические станции для пребывания людей на околоземной орбите. Спутниковые системы контроля движения космических аппаратов | 2 |
Выполнение проектного задания: «Международная космическая станция - МКС» / «Гелиоцентрическая система мира» / «Достижения отечественной космонавтики» / «Исследование Солнечной системы и дальнего космоса» | |
Промежуточная аттестация по дисциплине (дифференцированный зачет) | 1 | ОК 01; ОК 02 ОК 04; ОК 07 |
ИТОГО | 36 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет оснащенный оборудованием: подвижная карта звездного неба, теллурий, модель небесной сферы, астропланетарий, глобус, модель небесной сферы, телескоп, техническими средствами обучения: компьютер с устройствами воспроизведения звука, принтер, мультимедиа-проектор с экраном, указка-презентер для презентаций, наглядными пособиями: комплекты учебных таблиц, плакатов «Карта звёздного неба».
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
1. Логвиненко О.В. Астрономия: учебник для студенческих учреждений среднего профессионального образования / О.В. Логвиненко. – 2-е изд., перераб. И доп. - Москва: КНОРУС, 2020. – 264 с.
3.2.3. Дополнительные источники
1. Засов А. В. Астрономия. 10–11 классы. Методическое пособие для учителя / А. В. Засов, В. Г. Сурдин. – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020.
2. Страут Е. К. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» / Е. К. Страут. – Москва: Дрофа, 2020. –29 с.
3. Страут, Е. К. Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. – Москва: Дрофа, 2020. – 11 с.
4. Stellarium: сайт / Stellarium AstronomySoftware. – URL: https://stellarium.org/ru/ (дата обращения: 15.06.2022). – Текст: электронный.
5. Воронцов-Вельяминов, Б. А. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. – 5-е изд., пересмотр. – Москва: Дрофа, 2021. – 238 с.
6. Засов, А. В. Астрономия. 10–11 классы: учебник / А. В. Засов, В. Г. Сурдин. – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. – 303 с.
7. Чаругин, В. М. Астрономия. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / В. М. Чаругин. – 2-е изд., испр. – Москва: Просвещение, 2021. – 144 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Общая/профессиональная компетенция | Раздел/Тема | Тип оценочных мероприятий |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем | Раздел 1. Тема 1.1. | - составление ментальной карты / глоссария; опрос; - составление таблицы / ментальной карты / иллюстраций / каталога; опрос; - решение кейсов (ситуационных заданий); - практическая работа. |
Раздел 1. Тема 1.2. | - практическая работа; - решение разноуровневых задач; - составление структурной схемы; - тестирование. |
Раздел 1. Тема 1.3. | - составление структурной схемы / опорного конспекта / ментальной карты; опрос; - практическая работа; - решение кейсов (ситуационных заданий) / дискуссия. |
Раздел 2. Тема 2.1. | - устный опрос; - составление структурной схемы / рисунка; - тестирование; - решение задач. |
Раздел 2. Тема 2.2. | - устный опрос; - заполнение таблицы; - решение задач. |
Раздел 3. Тема 3.1. | - составление хронологической таблицы. |
Раздел 3. Тема 3.2. | - защита промежуточных результатов выполнения проектного задания. |
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | Раздел 1. Тема 1.1. | - составление ментальной карты / глоссария; опрос; - составление таблицы / ментальной карты / иллюстраций / каталога; опрос; - решение кейсов (ситуационных заданий); - практическая работа. |
Раздел 1. Тема 1.2. | - практическая работа; - решение разноуровневых задач; - составление структурной схемы; - тестирование. |
Раздел 1. Тема 1.3. | - составление структурной схемы / опорного конспекта / ментальной карты; опрос; - практическая работа; - решение кейсов (ситуационных заданий) / дискуссия. |
Раздел 2. Тема 2.1. | - устный опрос; - составление структурной схемы / рисунка; - тестирование; - решение задач. |
Раздел 2. Тема 2.2. | - устный опрос; - заполнение таблицы; - решение задач. |
Раздел 3. Тема 3.1. | - составление хронологической таблицы. |
Раздел 3. Тема 3.2. | - защита промежуточных результатов выполнения проектного задания. |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | Раздел 3. Тема 3.1. | - составление хронологической таблицы. |
Раздел 3. Тема 3.2. | - защита промежуточных результатов выполнения проектного задания. |
Раздел 3. Тема 3.2. | - защита промежуточных результатов выполнения проектного задания. |
1 Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО (в последней редакции от 17.05.2012)